Научная статья на тему 'Идеологическая составляющая системы социокультурного регулирования сферы правового поведения жителей России'

Идеологическая составляющая системы социокультурного регулирования сферы правового поведения жителей России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НОРМЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / SOCIO-CULTURAL SPACE / IDEOLOGY / LEGAL IDEOLOGY / LEGAL BEHAVIOR / NORMS / SOCIAL PRACTICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карнаушенко Леонид Владимирович

В статье представлен материал, посвященный анализу влияния идеологических факторов на правовое поведение жителей России. Автор исследует различные аспекты воздействия идеологии в целом, и правовой идеологии, в частности, на социальные действия и взаимодействия россиян, демонстрирует важность идеологической составляющей в процессе регулирования поведения людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideological component of the system of socio-cultural regulation of the sphere of legal behavior of the residents of Russia

The article presents material on the analysis of the influence of ideological factors on the legal behavior of residents of Russia. The author explores various aspects of the impact of ideology in general, and legal ideology, in particular, on the social behavior and interactions of the Russians, demonstrates the importance of the ideological component in the regulation of human behavior.

Текст научной работы на тему «Идеологическая составляющая системы социокультурного регулирования сферы правового поведения жителей России»

УДК 342.7 (470) ББК 67.99(2) К-24

Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России, e-mail: dlozovsky@mail. ru

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ПРАВОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ

(рецензирована)

В статье представлен материал, посвященный анализу влияния идеологических факторов на правовое поведение жителей России. Автор исследует различные аспекты воздействия идеологии в целом, и правовой идеологии, в частности, на социальные действия и взаимодействия россиян, демонстрирует важность идеологической составляющей в процессе регулирования поведения людей.

Ключевые слова: социокультурное пространство, идеология, правовая идеология, правовое поведение, нормы, социальные практики.

Karnaushenko Leonid Vladimirovich, Doctor of History, professor, head of the Department of teaching work of Krasnodar University of the RF MIA.

IDEOLOGICAL COMPONENT OF THE SYSTEM OF SOCIO-CULTURAL REGULATION OF THE SPHERE OF LEGAL BEHAVIOR OF THE RESIDENTS OF RUSSIA

(reviewed)

The article presents material on the analysis of the influence of ideological factors on the legal behavior of residents of Russia. The author explores various aspects of the impact of ideology in general, and legal ideology, in particular, on the social behavior and interactions of the Russians, demonstrates the importance of the ideological component in the regulation of human behavior.

Keywords: socio-cultural space, ideology, legal ideology, legal behavior, norms, social practices.

В условиях масштабных социокоммуникативных и социокультурных трансформаций начала XXI в. значительные изменения приобретает система духовной культуры. Ее регулятивные механизмы, как известно, призваны обеспечивать стабильность общества, социальных взаимодействий индивидов, групп, общностей. В течение последних 15-20 лет в России нарастают противоречия в сфере духовной культуры. В частности, речь идет об идеологии и ее влиянии на сознание и поведение людей. В настоящее время наличествует ряд индикаторов, позволяющих рассуждать о дисфункциональности данной сферы.

Под идеологией целесообразно понимать систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных социальных отношений. Идеология позволяет индивиду выбрать адекватные его социальным интересам ценности и нормы [8, с. 71-72].

Вместе с тем, анализ идеологии серьезным образом осложнен наличием в научной литературе ценностно окрашенных, негативных суждений, а также политизированностью термина и концепций, с ним связанных. Несмотря на то, что автор термина - Дестют де Траси -видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права, создавая науку об общих принципах формирования идей и основах человеческого знания [3]. Уже к периоду XIX-XX в. относится появление нескольких концепций, которые представляли идеологию как антисоциальное явление, зло, патологию социума. Так, с точки зрения К. Маркса, идеология выражает специфические интересы определённого класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание, в частности товарный фетишизм [4, с. 25]. По мнению К. Мангейма, идеология - не что иное, как искажённое отражение социальной действительности,

выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей [7, с. 174]. Э. Фромм и Х. Ортега-и-Гассет позиционировали идеологию как некий «мыслительный товар», распространяемый прессой, ораторами, идеологами для того, чтобы манипулировать массой людей [5, 9].

В случае крайне негативного отношения к идеологии последняя трактуется в качестве исключительно ложного понимания действительности (Бахтин, Платонов, Дж. Сартори) [2]. Необходимо указать, что многообразие негативных интерпретаций формирует некоторую стереотипность (с отрицательным полюсом) и тенденциозность относительно сущности идеологии.

Однако идеология выполняет ряд важных функций в социокультурной системе общества, важнейшей из которых является конструирование социальной идентичности в сложно дифференцированных обществах, посредством выработки специфических ценностных ориентаций, стимулирующих чувство социально-поли-тической сопричастности общему делу [2].

Идеологию целесообразно позиционировать как продукт определенной символической деятельности, снабжающий индивидов, социальные группы и все общество в целом специфическими культурными символами.

Стоит отметить, что идеологические и мировоззренческие комплексы личности детерминируют выбор норм и ценностей, формируя, таким образом, своеобразную матрицу социокультурных координат. В случае, если идеологические механизмы функционируют эффективно, социум обладает достаточной мощью профилактических инструментов, сдерживающих девиантное поведение людей. Однако в случае утраты доминирующего влияния идеологической сферы, в том числе и по причине смены господствующий идеологий, набирающего скорость процесса деидеологизации, нарастает давление на правоохранительную систему, так как люди в массовом порядке перестают следовать социальным и юридическим нормам, исповедуют или толерантно воспринимают антиценности криминального мира. Культ криминальных практик вкупе с криминализацией культуры приводит к формированию деструктивных форм поведения, отрицанию норм права. Именно такая ситуация возникла в нашей стране в период распада СССР и становления российского государства (конец 1980-х -начало 1990-х г.). В период крушения советской идеологии и в ситуации отсутствия другой, более менее репрезентативной для большинства населения России, резко увеличилась численность преступлений, а правоохранительная система просто не справлялась с нагрузкой.

Несмотря на определенные позитивные изменения в идеологической сфере в 2000-е г., об оптимизации ситуации речь пока не идет. Большинство исследователей сходятся во мнении относительно наличия в настоящее время идеологического кризиса. Ряд исследователей видят причину этого кризиса в содержании самих идеологических установок, внедряемых в массовое сознание. Западные ценности, насаждаемые в последнее время, чужды подавляющей части населения. Как следствие, неприятие западных идеологических моделей не позволяет сложиться новому посткоммунистическому мировоззрению. Это делает происходящие в стране перемены нелегитимными в глазах значительной части населения. Достаточно распространена и точка зрения о том, что государство неоправданно устранилось от процесса формулирования общих для страны целей, что ведет к вымыванию из структуры массового сознания каких бы то ни было идейных концепций. Такое положение вещей характеризуется как «идеологический вакуум» [6].

Состояние идеологического вакуума опасно для общества, так как идеология представляет собой ключевой элемент системы социокультурного ориентирования личности, в том числе - в сфере правового поведения. Непосредственное воздействие на данную сферу оказывает правовая идеология.

Правовую идеологию целесообразно воспринимать как параллельную позитивному праву нормативно-ценностную систему, которая при этом обладает большим объемом, значительно сложнее организованна и находится в отношениях взаимосвязи, как с позитивным правом, так и иными элементами правовой системы общества [1].

Правовая идеология - важнейший элемент правовой системы общества, включающий систему правовых идей, выражающих определенную систему ценностей и идеологический механизм, который обладает определенной спецификой и существует как на уровне подачи смысла - уровне интерпретации идеи, так и на институциональном уровне [1].

Как известно, важнейшим направлением действия правовой идеологии как элемента правовой системы современного общества является стимулирование правового поведения граждан (воспитательная функция). Правовое идеологическое воспитание осуществляется посредством идеологического механизма. Этот механизм представлен на институциональном уровне СМИ (пропаганда правовых ценностей). В него в качестве важного компонента входит общественное мнение как мнение профессиональных групп, призванное внушать определенные модели правового поведения, так и мнение обывателей, призванное эти модели консервировать. Воспитательный механизм идеологии представлен и образовательными учреждениями [1].

Правовая идеология, несущая ценности справедливости и порядка, выступает как аналог благодати, как менее жесткий и более универсальный, чем право, регулятор общественных отношений. Ее роль в правовой системе современного общества уникальна. Правовая идеология не только влияет на различные элементы правовой системы, но и сама часто ложится в основу принятия тех или иных юридически значимых решений, неявно функционально подменяя собой систему формально определенных норм права, являясь в форме правовой доктрины или в форме неписаных общих принципов права его источником даже в формальном, юридическом смысле слова [1].

Правовая идеология, выступая интегральным элементом идеологической системы общества и испытывая зависимость от нее, представляет собой определенный «набор» концепций, теорий, доктрин о праве и правовом развитии, способствующих формированию социально одобряемых оценок и правовых ценностей, а также выработке определенных правовых установок у людей.

Именно поэтому представляет серьезную опасность для государства и общества процесс деидеологизации, разрушения идеологических основ функционирования общества. Идеология вообще и правовая идеология, в частности, позволяют удерживать девиантное поведение в невысоких пределах, не опасных для развития социума. Следовательно, правовую идеологию мы можем рассматривать как значимый элемент социокультурной профилактики и предупреждения девиантного поведения. Кризис идеологии продуцирует состояние духовно-нравственного кризиса вследствие неопределенности, неясности, размытости границ общественно одобряемого и отвергаемого поведения. Как следствие - нивелируются институты морали, нравственности. Особенно опасна данная ситуация для молодежной среды, характеризующейся высоким уровнем иррационализма, радикализма, агрессии. Отсутствие идеологического воздействия в молодежном возрасте приводит к формированию «вакуума», который заполняется криминальными, радикальными, экстремистскими идеями.

Литература:

1. Беседин А.А. Правовая идеология как элемент правовой системы современного общества: дис. ... канд. юр. наук. М., 2011.

2. Жилина В. А. Идеология как атрибут социального бытия: дис. ... д-ра философ. наук. Челябинск, 2010.

3. Идеология. URL: // http://ru.wikipedia.org/wiki/Идеология (дата обращения: 12.03.2014).

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. М., 1955. С. 25

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991.

6. Смирнов В.А. Идеология в социокультурных практиках современного российского общества: дис. ... канд. философ. наук. Великий Новгород, 2008.

7. Современная западная социология: словарь. М.: Политиздат, 1990.

8. Социология: словарь-справочник / под общ. ред. Ю.Г. Волкова. М. Краснодар: Диапазон-В, 2006.

9. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1988.

References:

1. Besedin A.A. Legal ideology as an element of the legal system of modern society: dis. ... Cand. of Jur. M., 2011.

2. Zhilina V.A. Ideology as an attribute of social existence: dis. Dr. ... of Philosophy. Chelyabinsk, 2010.

3. Ideology. URL: / / http://ru.wikipedia.org/wikiMdeoaoeuH (date of access: 12.03.2014).

4. Marx K., Engels F., Works. V. 3. M., 1955. P. 25.

5. Ortega -y- Gasset H. Revolt of the Masses. M., 1991.

6. Smirnov V.A. Ideology in the socio-cultural practices of contemporary Russian society: dis. ... Cand. of Philosophy. Veliky Novgorod, 2008.

7. Modern Western Sociology: dictionary. M.: Politizdat, 1990.

8. Sociology: glossary /Ed. Y.G. Volkov. M. Krasnodar: Diapason - V, 2006.

9. Fromm E. To Have or to Be? M., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.