Научная статья на тему 'Правосознание: понятие и сущность'

Правосознание: понятие и сущность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3948
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалёва Александра Михайловна

В статье особое внимание уделено обоснованию взаимообусловленности, взаимовлиянию категорий «идеология» и «право»; в данном случае применимо широкое понятие «идеологии», включающее в себя различные идеологические течения: «государственная идеология» и т.п. Дополнительно, определена природа таких понятий и концептов как: «идеология», «правовая идеология», что явилось обоснованием гипотезы: «правовая идеология элемент правовой системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal awareness: the concept and essence

In the article, special attention is paid to substantiating the interdependence, the mutual influence of the categories "ideology" and "law"; In this case, the broad concept of "ideology" is applicable, which includes various ideological trends: "state ideology", etc. In addition, the nature of such concepts and concepts as "ideology", "legal ideology" was determined, which was the basis for the hypothesis: "legal ideology is an element of legal systems".

Текст научной работы на тему «Правосознание: понятие и сущность»

2.2. ПРАВОСОЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Ковалёва Александра Михайловна, аспирант. Место учебы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: Alexandra-kovaleva@rambler.ru

Аннотация: В статье особое внимание уделено обоснованию взаимообусловленности, взаимовлиянию категорий «идеология» и «право»; в данном случае применимо широкое понятие «идеологии», включающее в себя различные идеологические течения: «государственная идеология» и т.п. Дополнительно, определена природа таких понятий и концептов как: «идеология», «правовая идеология», что явилось обоснованием гипотезы: «правовая идеология - элемент правовой системы».

Ключевые слова: идеология, право, государственная идеология, правовая идеология, правовая система.

LEGAL AWARENESS: THE CONCEPT AND ESSENCE Kovalyova Alexandra Mikhailovna, postgraduate student. Place of study: Russian state social University. Department: civil law disciplines chair. E-mail: Alexandra-kovaleva@rambler.ru

Annotation: In the article, special attention is paid to substantiating the interdependence, the mutual influence of the categories "ideology" and "law"; In this case, the broad concept of "ideology" is applicable, which includes various ideological trends: "state ideology", etc. In addition, the nature of such concepts and concepts as "ideology", "legal ideology" was determined, which was the basis for the hypothesis: "legal ideology is an element of legal systems".

Keywords: ideology, law, state ideology, legal ideology, legal system.

В условиях эволюционного развития взглядов современного научного сообщества, обусловленного достижениями научно-технического прогресса, следует подвергнуть детальному осмыслению, обоснованию, уточнению, посредством применения диалектического метода познания, в отношении следующих ментально-правовых категорий, концептов: «идеология», «правовая идеология», «правосознание», дополнительно определив способы воздействия, взаимообусловленности: права и идеологии; идеологии и правотворчества, идеологии и правосознания.

Идеология - многогранный, системно-организованный феномен, состоящий из общественной, национальной, государственной, нравственная, политическая, правовая и иных видов идеологических течений. Представителям научного сообщества удалось достигнуть консенсуса в отношении выявления и обосновании интегративных черт, присущих государственной идеологии. Обоснованием подобной гипотезы является наличие обусловленности формы «общее-частное» концептов: «государственная идеология», «правовая и политическая система общества», выраженную посредством активного воздействия государственной идеологии в отношении процесса формирования моно-идеологии - господствующей в обществе правовой идеологии. Интерпретируя, государственная идеология является системно-образующим фактором формирования, развития и функционирования правовой идеологии общества в целом.

«Ядром» концепта «государственной идеологии» современного развитого государства должны явиться преимущественно социальные интересы общества в целом. Основываясь на изучении исторических процессов становления и развития общества и государства, следует подчеркнуть: общественные, национальные интересы обладают исключительно аккумулирующими свойствами воздействия на общественное сознание индивидов общества. В то время как общественные национальные интересы общества должны быть пронизаны принципами: патриотизма, самоуважения, народного единства и взаимосвязи общества и государства.

Необходимо подчеркнуть, правовая идеология, включает в себя различные характеристики в зависимости от территориального признака распространения: национальный, общественная, групповая, индивидуальная и т.п.

Систему правовых норм, регулирующих социально-значимые общественные отношения, следует воспринимать в качестве идеологического явления. Государство, осуществляя целенаправленную систематическую идеологическую деятельность, направленную на достижения социально-значимых целей, укрепляет роль государства в качестве регулятора политической системы общества, противодействует разделению общества на антагонистические классы, группы. Иными словами, регулятивная функция государственной идеологии тождественная природе «нормы права».

Среди представителей научного сообщества представлены полярно противоположные воззрения в отношении ментальной определенности права, поскольку представители научного сообщества, выдвигая гипотезу о сущности явления «идеология», оперируют сформированными представлениями о понятии и функциях последней через призму обоснования существенной, наиболее важной, по мнению ученого, характеристики идеологии [3, с. 149]. Однако, идеология представляет собой некий «способ регуляции» ментального настроения общества во взаимосвязи с основополагающими интересами общества и государства, существующими в тот или иной период исторического развития последних.

Следовательно, идеология включает в себя не только совокупность идей, воззрений, взглядов и концепций, в том числе, процессы и результаты осуществления правотворческой деятельности государства в целом в различных сферах жизнедеятельности общества.

В данном случае, именно государственная идеология в форме «руководства к действию» должна определять норму поведения индивидов общества, вне зависимости от тех или иных обстоятельств: материальных, нравственных, религиозных, семейных, должностных и т.п. Согласно научным воззрениям А.Н. Буховца: Государственная идеология - это система принципов, основанная на верховенстве идеи самодостаточности государства, которая воздействует на общество в целом, с целью признания превосходства государственных интересов над частными. Разделяя подобное убеждение, считаю целесообразно подчеркнуть в этой связи: наличие некого обязательства государства, связанного с осуществлением анализа, систематизации и поиска пути разрешения противоречий, возникающих между различными социальными группами, классами и т.п. общества на различных этапах развития общества посредством применения либеральных методов и средств государственного регули-

1'2018

Пробелы в российском законодательстве

рования соответствующих общественных отношений [4, с. 81].

В отсутствии надлежащей идеологической государственной деятельности, существенное значение приобретает общественная идеология - идеологическое воззрение, сформированное в рамках гражданского общества, и основанное на принципе достижения компромисса интересов социальных классов, групп, наций и т.п. общества. В рамках научного сообщества бытует мнение о тождественности понятий «общественная идеология» и «национальная идеология». Данное предположение оспоримо, по причине соотношении понятий «общественная идеология» и «национальная идеология» формы «общее и частное».

Однако, основным вектором принятия решения индивида в осуществления присущих личности прав и обязанностей, является нравственная идеология, основанная на системе ценностей конкретного индивида.

Согласно положениям общей теории права, правосознание воспринимается в качестве формы общественного сознания, аккумулирующую нетривиальное понимания самобытности, приоритета общественных интересов над частными, возрождения идеи патриотизма, самоопределения и т.п. Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также, чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение индивида к действующим или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явления [9, с. 240]. Представленное определение чрезвычайно емко выражает понимание и восприятие индивидом права и воплощает идеальную конструкцию последнего во взаимосвязи со степенью развитости системы ценностей соответствующего индивида. Правосознание обладает формально-определенным признаками, а том числе, является персонифицированным - основанным на системе ценностей конкретного индивида, уровне его познания объективной действительности, степени профессиональных навыков и умений последнего. Иллюзорное, деформированное восприятие и осознание права негативным образом сказывается на жизнедеятельности индивида, его поведении, юридическом мировоззрении, гражданской позиции и т.п. - данный индивид констатирует верховенство личных интересов над общественными, тем самым и должен быть охарактеризован как социально-пассивный склонен к возникновению антиобщественных аномалий.

Следует подчеркнуть, коррелятивность категорий «право» и «сознание». Право представляет собой фундаментальную основу, источник формирования правосознания, в то время как правосознание является вектором эффективного развития права. Любопытна представленная Н.С. Малениным формула: правосознание существует «до», «после» и параллельно с правом. В то же время, данное понимание формально, поскольку правосознание является органическим вплетением права и не может самодостаточно существовать в параллели [7, с. 54].

Правосознание представляет собой многоаспектное явление, состоявшее из нескольких взаимосвязанных элементов: правовой психологии и правовой идеологии, поскольку правосознание стоит воспринимать как симбиоз сфер эмоционального и рационального.

Отличие данных концептов состоит в форме отражения существующей реальности, методов и способов воздействия на сознание и поведение индивидов. Правовая психология пронизана эмоциональными аспектами правовой жизнедеятельности общества, основана на системе ценностей конкретного индивида.

Правовая идеология напротив, стремиться к выявлению и обоснованию правовой природы права. В виду сложного элементного состава правосознания среди представителей научного сообщества возникал вопрос о приоритетной роли одного из структурных компонентов правосознания. Однако, множество авторов убеждены - идеология является ядром правосознания в виду обобщённости, основанной на историческом опыте.

Следует, уделить внимание выделенным в рамках общей теории права уровням правосознания, которые стоит структурировать в соответствующие виды:

- в зависимости от степени общности правосознания: индивидуальное, групповое, массовое (общественное);

- в зависимости от уровня отражения правосознания: теоретическое, профессиональное и обыденное.

В настоящее время возрастает роль религиозных начал, национальных традиций в отношении процесса формирования и развития массовой идеологии; результатом подобного отрицания аморфной структуризации идеологический государственной деятельности, отсутствия пониманию не универсальности религии вопросах решения множества остро социальных проблем современного общества - является сегментации общества в целом, возникновение и развитие «исламской государственности». В данном случае рационально выделить в качестве самостоятельного вида правосознания «этнически-религиозное правосознание», отражающее идеологические правовые представления группы индивидов, пронизанные традиционно-религиозными началами.

Необходимо подчеркнуть феноменальную особенность присущую каждому ранее поименованному уровню идеологии - каждый последующий уровень идеологии является эволюционном видом развития предыдущего уровня, каждый виток развития наделяет уровень детальными признаками системности. Оперируя данной гипотезой, следует сделать вывод: уровень массовой идеологии стоит рассматривать в качестве наиболее развитого уровня правосознания, включающего в себя множество иных идеологических течений, существующих в обществе.

Массовая идеология должна в полной мере находить отражение в системе права, следовательно, массовая идеология обладает системообразующей константой правовой идеологии общества. Иными словами, государственная идеология является составляющей частью правовой идеологии общества в целом, в тоже время, государственной идеологии присуща регулятивная функция, направленная на достижения общественного блага - разрешения социально значимых проблем общества.

Несомненно, государственная идеология обладает уникальной способностью - формирует основные направления деятельности правовой политики государства в целом.

Правовое сознание - явление чрезмерно многогранное, включающее в свой состав различные принципы, идеи, воззрения и тому подобное, подлежащие фиксации в действующей системе права государства. К сожалению, формального закрепления поименованных воззрений, принципов, идей недостаточно для полноценного формирования правосознания индивида, общества в целом. Данные положения должны быть подвергнуты осмыслению индивидом в целях отражения последних в создании и поведении индивида. Основным способом, призванным обеспечить надлежа-

щее формирование правовой идеологии является правовое воспитание, в том числе с использованием методов и средств правовой пропаганды посредством средств массовой информации, и информационно-коммуникационных сетей [5, с. 89-93; 6, с. 64-67]. Роль правовой пропаганды посредством размещения информационных кейсов различной идеологической направленности в социальных сетях чрезмерно велика -в данном случае следует подвергнуть детальному осмыслению информацию, размещаемую заинтересованными лицами в общедоступном формате, поскольку не исключен интерпретированный, искаженный характер подобных сообщений, направленный на формирование острой радикальной оценки правовых явлений общества индивидом. В виду существующих реалиях правовой действительности государственная идеологическая деятельность должна включать в себя функции контроля идеологической направленности содержания информации, доведенной до сведения индивидов различными способами в целях пресечения распространения радикальных настроений, направленных на установление псевдо-справедливого общества и государства. В то же время, государство должно выступать в качестве инициатора распространения истинных ценностей, основанных на принципах: патриотизма, самобытности, верховенства закона, справедливости [1, с. 175-184; 2, с. 107-112].

В настоящее время наиболее актуально изречение Ф. Энгельса о существовании нескольких способов разложения нации: «наказывать невиновных и не наказывать виновных» [8, с. 694]. К сожалению, в реалиях существует множество примеров, способных утвердить веру индивида в отсутствие веры в закон, власть, правосудие и справедливость. Данное обстоятельно свидетельствует в полной мере о наличии деформированного правосознания, обоснованного отсутствием надлежащей идеологической деятельности государства в целом, в том числе, в отношении процесса правового воспитания индивида, направленного на формирования адекватного понимания роли права в жизни общества, его ценности, необходимости, развития чувства само определённости, защищенности, верховенства власти и закона.

Список литературы:

1. Батеева Е.В., Питерская А.Л. Проблемы теоретического обоснования доктрины правового государства. // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. т. 10. № 6. с. 175-184.

2. Батеева Е.В., Тарантаева С.С. Анализ правопони-мания в контексте проблем становления правового государства. В сборнике: Философские и социально-экономические аспекты формирования правового сознания граждан. Материалы научно-практической конференции. Ответственный редактор: И.И. Грунтовский. 2016. с. 107-112.

3. Власова Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях: дис. канд. юрид. наук. - Москва, 2005. С. 149.

4. Буховец А.Н. Идеологическая функция государства: дис. канд.юрид.наук. - Москва, 2002. С. 82.

5. Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Защита информации в сети Интернет// Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 89-93.

6. Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Особенности защиты авторских прав в сети Интернет// Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 64-67.

7. Маленин Н.С. О законности в условиях в условиях переходного периода // Теория государства и права: новые идеи. 1995. № 5. С. 54.

8. Маркс К., Ф. Энгельс. Собрание сочинений. Том 4. Издание второе. - Москва, 1974. С. 694.

9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник - Москва, 2004. С. 240.

Рецензия

на статью аспиранта Ковалевой Александры Михайловны «Правосознание: понятие и сущность»

Среди немногочисленных в современной юридической литературе работ, посвященных изучению правового сознания индивида, данный материал по целому ряду причин занимает особое место, представляя собой исследование, в котором формулируются и достигаются истины в отношении множества проблем, связанных с пониманием, уяснением природы и сущности «правосознания»; в котором основное внимание уделяется анализу заложенного потенциала саморазвития.

Сформированное в статье восприятие понятия «правосознание» несомненно, окажет огромное влияние на дальнейшее развитие научно-исследовательской работы в области социально-правовых и политических аспектов идеологии.

Множество положений данного исследования стоит рассматривать в качестве теоретического обоснования идеологических основ развития ментальной составляющей дефиниции индивида, в том числе, обоснование гипотезы: «правовая идеология - элемент правовой системы».

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент

К.ю.н., доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РГСУ Е.В. Батеева

Статья прошла проверку системой «Антилпагиат»;

Оригинальность текста - 96,31%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.