Научная статья на тему 'СМИ и интернет как инструменты формирования правовой идеологии в современной России'

СМИ и интернет как инструменты формирования правовой идеологии в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
778
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ / КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карнаушенко Леонид Владимирович

В статье отмечается, что правовая идеология выполняет ряд важных функций в обществе, способствует успешности процессов социализации и воспитания подрастающего поколения, стабилизирует систему социальных отношений. Однако, в обществе начала XXI в. существенно изменяется механизм трансляции элементов правовой идеологии, особенно в связи с ростом социальной значимости Интернета и электронных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМИ и интернет как инструменты формирования правовой идеологии в современной России»

УДК 340

Карнаушенко Леонид Владимирович

доктор исторических наук, профессор, начальник управления учебнометодической работы

Краснодарского университета МВД России Milena.555@mail.ru

СМИ И ИНТЕРНЕТ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Leonid V. Karnaushenko

Doctor of History, professor Head of the Department of educational-methodical work Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia Milena.555@mail.ru

Mass-media and

THE INTERNET AS TOOLS OF

formation of

LEGAL IDEOLOGY IN MODERN RUSSIA

Аннотация. В статье отмечается, что правовая идеология выполняет ряд важных функций в обществе, способствует успешности процессов социализации и воспитания подрастающего поколения, стабилизирует систему социальных отношений. Однако, в обществе начала XXI в. существенно изменяется механизм трансляции элементов правовой идеологии, особенно в связи с ростом социальной значимости Интернета и электронных СМИ.

Annotation. Legal ideology performs several important functions in society, contributes to the success of the processes of socialization and upbringing of the younger generation, and stabilizes the system of social relations. However, in the beginning of the XXI century society significantly changes the mechanism of transmission of legal ideology, especially in connection with growth of the social importance of the Internet and electronic media.

Ключевые слова: средства массовой информации, Интернет, коммуникационная система, идеология, правовая идеология.

Keywords: media, Internet, communication system, ideology, legal ideology.

Мир идей, различных концептуальных воззрений пронизывает все стороны жизни общества - такова специфика мыслительной деятельности людей. Несмотря на то, что науки об обществе в течение длительного периода времени исследуют данную сферу духовной культуры, множество проблемных ситуаций, связанных с функционированием идей, социальных мифов и стереотипов, различных мировоззренческих комплексов так и не нашли своего эффективного решения. Немалая часть социальных проблем связана с идеологией. Стоит отметить, что в научной литературе сформировались различные точки зрения относительно содержания понятия «идеология», часть из которых носят негативно-оценочный характер.

Объективные научно-обоснованные представления о таком социальном феномене, как идеология, предполагают рассмотрение ее как выраженную в концентрированной форме совокупность идей, учений, концепций о наиболее важных сферах жизнедеятельности человеческого общества в конкретный исторический этап его существования [1]. Очевидно, что идеология представляет собой систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельно-

сти [5, с.71].

Принимая во внимание особенность социума, заключающуюся в перманентном функционировании множества идейных конструктов в системе духовной культуры, стоит обратить внимание на разновидности идеологий, специфицированные на той или иной стороне общественной жизни, определенных социальных институтах и подсистемах. В частности, интерес представляет правовая идеология.

Правовая идеология - это совокупность идей (концепций, теорий, доктрин) о праве и правовом развитии, способствующих формированию стандартных (типичных) оценок и правовых ценностей, а также выработке определенных правовых установок у носителей правового сознания [1].

Правовая идеология играет важную роль в поддержании социальной стабильности, в противодействии социальным отклонениям, деструктивному, радикальному, преступному поведению. Особенно важна роль правовой идеологии в воспитании и социализации подрастающего поколения.

По мнению А.Ф. Байкова, действие правовой идеологии основывается на её нормативности, способности быть регулятором правовой жизни индивида, при этом влияние оказывается раз-

325

ными способами: моральными, ценностными, нормативными и даже чувственными (правовые установки, ожидания, правовые устремления и т.п.) [1].

Между тем, по мере развития экономических, коммуникативных, культурных институтов и подсистем общества, его перехода в состояние трансформации, нарушились привычные механизмы генезиса правовой идеологии. Как справедливо отмечает Д.Ю. Цыганкова, технический прогресс, качественное и количественное изменение средств связи, формы коммуникации, увеличение удельного веса информации в жизни общества - это то, что служит основанием изменения всей системы правоотношений [6, с. 3-4].

В новых социальных условиях происходит пересмотр основных инструментов формирования правовой идеологии. В XXI в. на первый план выходят средства массовой коммуникации, которые оказывают значительное влияние на основные социальные институты и подсистемы. Принципиально меняется процесс передачи социального опыта - от старшего поколению к младшему поколению. Теперь он проходит на фоне усвоения любой, даже антисоциальной и асоциальной информации, под воздействием как положительных, так и отрицательных мифов, стереотипов, идеалов. Массовая коммуникация пронизывает все стороны жизни общества. Г.Г. Почепцов указывает, что современное общество «значительно изменилось, особенно его информационная составляющая. Общественные институты, подсистемы не могут существовать без учета этой составляющей, вне её. Информационное пространство служит полем влияния на массовое сознание, на политиков, конкурентов, власть и т.д.» [2].

Как известно, институт массовой коммуникации представляет собой систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей [7, с. 348].

Ситуация осложняется тем обстоятельством, что наблюдаются масштабные трансформации и в самой системе массовой коммуникации. На протяжении последних 10-15 лет непрерывно усиливается социальная значимость Интернета -инновационного медиа XXI в., сочетающего в себе признаки межличностной, групповой и массовой коммуникации одновременно. Мнения исследователей о принадлежности или непринадлежности Интернета к системе массовой коммуникации серьезно расходятся.

С точки зрения Н.Ю. Рупасова, «специфика анализа Интернета не может быть обоснована через определение уникального содержания этой коммуникационной среды, поскольку на нее с успехом могут быть распространены выводы, сделанные ранее при изучении других коммуникационных технологий-книгопечатания, средств массовой информации и т.д.» [3, с. 12-14].

По мнению В.Л. Силаевой, «международная компьютерная сеть развивается как саморегулирующаяся социальная система, при этом она выполняет функцию социализации, как информационный ресурс, в котором можно черпать знания о мире, и как социальная структура, взаимодействие в которой похоже на тренажер реальной жизни» [4, с.101-107].

В современном обществе складывается ситуация, когда на первый план выходят Интернет и телевидение, которые обладают максимальными возможностями воздействия на сознание, систему ценностей человека, особенно молодежи. Как известно, именно в молодежном возрасте происходит усвоение социальных норм, ценностей, идеалов, легитимных социальных практик и т.д. Именно в этом возрасте имеет место и активное усвоение элементов правовой идеологии. Следовательно, мы можем представить себе данный процесс как разновидность информационного обмена между представителями взрослого общества, с одной стороны, и молодежью, с другой. В ходе этого процесса молодежь усваивает социально одобряемые правовые идеологические конструкты, которые ложатся в основу социокультурного, гражданского облика молодежи. Однако на практике ситуация выглядит далеко не так оптимистично, в силу того, что в настоящее время информационно-коммуникационное пространство не контролируется государством. Более того, здесь представлены различные «полюсы» мнений, оценок, диаметрально противоположные жизненные позиции, в том числе экстремистские, антисоциальные, нигилистические и пр. Интернет-пространство заполнено сообщениями, деморализующими, искажающими события, явления, дающими оценки, свойственные представителям преступных сообществ, настроенных резко негативно по отношению к государству, правоохранительных органам, институтам власти. В результате поток негативной информации воздействует на молодежь и, в большинстве случаев, препятствует полноценному усвоению правовой идеологии.

Несмотря на то, что между глобальной сетью Интернет и электронными СМИ есть принципиальная разница (степень контроля, управления, уровень мастерства производителей информационного продукта), коммуникативные эффекты электронных СМИ в плане формирования правовой идеологии также весьма тревожные. Особую озабоченность вызывает телевидение, которое оказывает косвенное, но от этого не менее опасное воздействие на конструкты правовой идеологии, особенно на этапе их формирования. Телевизионные материалы зачастую содержат в себе образцы агрессивного, эгоистичного, радикального поведения, их усвоение осуществляется молодежью не только на сознательном, но и на бессознательном уровне, как должное, само собой разумеющееся. Герои сериалов, художественных фильмов, телевизионных шоу нередко представляют собой антисоциальный собирательный образ, а нарушение норм морали, нравственности, совершение преступлений представляется благом, диктуемым сомнительной целесообразностью.

326

В условиях мощного и весьма специфического информационно-коммуникационного воздействия не представляется возможным добиться понимания у населения необходимости верховенства права, построения правового государства, важности следования нормам права. В молодежной среде ситуация осложняется еще и существованием «значимых других», активностью субкультурных и контркультурных групп, стремящихся оказывать альтернативное воздействие на лабильное сознание подрастающего поколения и часто преуспевающих в этом. Интернет предоставил необходимые коммуникативные площадки данным антисоциальным, радикальным индивидам, группам. При этом государство постепенно утрачивает вещательную,

а, следовательно, воспитательную и социализирующую инициативу.

Д.Ю. Цыганкова отмечает, что сама по себе идеология, как система устоявшихся постулатов и принципов, во многом предопределяет развитие гражданина в русле соответствия основным идеям государства, формируя готовые суждения, оценки явлениям правовой действительности. Однако при современном уровне доступности информации трудно говорить об унификации информационных источников. Правовая идеология, обладая определенным постоянством содержания ввиду статичности объекта отражения, в идеале предполагает и некую унификацию источников. Следовательно, определение источников, обеспечение доступа и корректировка информации в целях, в том числе и охраны нравственного здоровья, есть задача государства, определяемая современными реалиями и реализуемая в рамках конституционных принципов

Литература:

1. Байков А.Ф. Правовая идеология: сущность и реализация в условиях правового государства : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.

2. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М., 2004.

3. Рупасов Н.Ю. Интернет-технологии как социальный механизм взаимодействия субъектов образования в развитии регионального университета : автореф. дис. . канд. соц. наук. Екатеринбург, 2004.

4. Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен. Социс. 2008. № 11.

5. Социология: словарь-справочник. Краснодар, 2006.

б. Цыганкова Д.Ю. Правовая идеология и информационная функция государства: теоретикоправовой аспект : дис. . канд. юрид. наук. М., 2012.

7. Шерковин Ю.А. Массовая коммуникация. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

[6].

Таким образом, правовая идеология, являясь элементом системы культуры общества, характеризуется специфическими механизмами формирования. На протяжении десятилетий такими механизмами являлись процессы социализации, социального развития, воспитательное воздействие общества на подрастающее поколение. Однако на рубеже XX - начала XXI в. в связи с общим кризисным состоянием основных институтов, ответственных за процесс подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни (семьи и образования, прежде всего), наблюдается переход инициативы к институту массовой коммуникации, в котором доминирующие позиции начинает занимать Интернет и электронные СМИ.

Однако, в отличие от институтов семьи и образования, массовая коммуникация транслирует не только социально одобряемые, но и социально неодобряемые коммуникативные конструкты, что подрывает механизм формирования правовой идеологии, способствует деформации правового сознания, в первую очередь подрастающего поколения.

Стоит также принимать во внимание, что процесс формирования правовой идеологии носит двусторонний характер. В случае его успешности это положительно сказывается на процессе социализации, который проходит в правовом поле и с четким осознанием социально легитимных и нелегитимных полюсов. В противном случае проблемы правовой идеологии с неизбежностью оказывают отрицательное воздействие на социум.

Literature:

1. Baikov A.F. Legal ideology: the nature and implementation in terms of law : dis. ... cand. of law. Ekaterinburg, 2006.

2. Pocheptsov G.G. Public relations or How to successfully manipulate public opinion. M., 2004.

3. Rupasov N.Yu. Internet technologies as a social mechanism of interaction of subjects of education in the development of the regional University : author. dis. cand. soc. Sciences. Ekaterinburg, 2004.

4. Silaeva V.L. The Internet as a social phenomenon // Sotsis. 2008. № 11.

5. Sociology : dictionary-reference book. Krasnodar, 2006.

6. Tsygankova D.Yu. Legal ideology and information function of the state: theoretical and legal aspect : dis. ... cand. of law. M., 2012.

7. Sherkovin Yu.A. Mass communication. Philosophical Encyclopedic Dictionary. M., 1983.

327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.