Научная статья на тему 'Понятие и сущность "государственной идеологии" в современной Российской правовой действительности'

Понятие и сущность "государственной идеологии" в современной Российской правовой действительности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалёва Александра Михайловна

В рамках научно-познавательной деятельности рассмотрена правовая природа «государственной идеологии». В результате анализа обоснована позиция научного сообщества в вопросе определения роли «государственной идеологии» в современной правовой действительности. Разработан ряд рекомендаций в отношении эффективного использования регулятивного характера государственной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND ESSENCE OF "STATE IDEOLOGY" IN THE MODERN RUSSIAN LEGAL REALITY

Within the framework of scientific and cognitive activity, the legal nature of «state ideology» is considered. As a result of the analysis, the position of the scientific community in determining the role of «state ideology» in the modern legal reality is substantiated. A number of recommendations have been developed regarding the effective use of the regulatory nature of state ideology.

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность "государственной идеологии" в современной Российской правовой действительности»

Ковалёва А. М.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

19. РАЗНОЕ

19.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Ковалёва Александра Михайловна, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Место учебы: Российский государственный социальный университет

Alexandra-kovaleva@rambler.ru

Аннотация: в рамках научно-познавательной деятельности рассмотрена правовая природа «государственной идеологии». В результате анализа обоснована позиция научного сообщества в вопросе определения роли «государственной идеологии» в современной правовой действительности. Разработан ряд рекомендаций в отношении эффективного использования регулятивного характера государственной идеологии.

Ключевые слова: идеология, государственная идеология, правовая идеология, государство, общественное сознание, политическая система, правовая система, правовое государство, гражданское общество.

THE CONCEPT AND ESSENCE OF «STATE IDEOLOGY» IN THE MODERN RUSSIAN LEGAL REALITY

Kovalyova Alexandra M., graduate student of the Department of civil law disciplines Study place: the Russian state social University

Alexandra-kovaleva@rambler.ru

Annotation: within the framework of scientific and cognitive activity, the legal nature of «state ideology» is considered. As a result of the analysis, the position of the scientific community in determining the role of «state ideology» in the modern legal reality is substantiated. A number of recommendations have been developed regarding the effective use of the regulatory nature of state ideology.

Keywords: ideology, state ideology, legal ideology, state, public consciousness, political system, legal system, rule of law, civil society.

Достижения научного сообщества, достигнутые в результате осмысления процессов: становления, развития и функционирования множественности ментальных течений, пронизывающих правовые системы современности, противоречивы в вопросах выявления наиболее значимых идеологических форм: нравственная, общественная, национальная, политическая, государственная, правовая и т.п. идеологии [1, с. 35; 2, с. 9-17]. Однако, представителям научного сообщества удалось достигнуть консенсуса в отношении выявления и обосновании инте-гративных черт, присущих государственной идеологии. Обоснованием подобной гипотезы является наличие обусловленности формы «общее-частное» концептов: «государственная идеология», «правовая и политическая система общества», выраженную посредством активного воздействия государственной идеологии в отношении процесса формирования моно-идеологии - господствующей в обществе правовой идеологии [16, с. 64-67; 17, с. 89-93].

В целях детального осмысления категории «сущности» концепта «государственной идеологии» следует выявить существенные признаки, присущие в целом «идеологии» в качестве родового понятия [8, с. 123-125; 9, с. 30-32].

Основополагающей характеристикой изучаемого феномена следует рассматривать ретроспективность - способность ментальной категории в отсутствии пространственно-временной обусловленности развиваться, посредством активного влияния в отношении сознания, поведения, принятия решений множества индивидов, меркнуть на фоне иных ментальных эволюционных течений, зарождающихся и развивающихся в обществе (примером стоит воспринимать глобальные идеологии, такие

как: мировые религии, идеологические течения: марксизм, фашизм и т.п.) [14, с. 17-24]. Историческое существование идеологии аморфно, поскольку «в тот или иной исторический период времени идеология отражала воззрения господствующей элиты, которая с помощью насильственных методов навязывала ее основы обществу» [5, с. 64].

Существенным признаком сущности идеологических воззрений является восприятие идеологии в форме «руководства к действию», иными словами, практическое применение последней в решении возникших задач различного уровня сложности: индивидуальных, общественных, государственных, национальных, глобальных и т.п. Ментальная категория способствует формированию определенной модели поведения индивида общества. Данная особенность идеологии призвана в полном объеме сформировать прогноз, представление о поведение индивида в тот или иной период развития общества в целях достижения стратегически важных государственных задач.

Следовательно, «государственная идеология» представляет собой некий «способ регуляции» ментального настроения общества во взаимосвязи с основополагающими интересами общества и государства, существующими в тот или иной период исторического развития последних[7].

Несомненно, фундаментальной основой идеологии современного государства следует считать общественную идеологию - идеологическое воззрение, сформированное в рамках гражданского общества, и основанное на принципе достижения компромисса интересов социальных классов, групп, наций и т.п. общества. Государственная идеология в форме «руко-

Проблемы экономики и юридической практики

6'2017

водства к действию» должна определять норму поведения индивидов общества, вне зависимости от тех или иных обстоятельств: материальных, нравственных, религиозных, семейных, должностных и т.п.[12; 13] Согласно научным воззрениям А.Н. Буховца: Государственная идеология - это система принципов, основанная на верховенстве идеи самодостаточности государства, которая воздействует на общество в целом, с целью признания превосходства государственных интересов над частными [5, с. 78]. Разделяя подобное убеждение, считаю целесообразно подчеркнуть в этой связи: наличие некого обязательства государства, связанного с осуществлением анализа, систематизации и поиска пути разрешения противоречий, возникающих между различными социальными группами, классами и т.п. общества на различных этапах развития общества посредством применения либеральных методов и средств государственного регулирования соответствующих общественных отношений [4, с. 175-184; 3, с. 21-27].

Однако, не следует рассматривать регулятивный потенциал государственной идеологии чрезмерно тривиально исключительно в качестве механизма, направленного на разрешение «социальной напряженности» общества, идеология современного государства должна способствовать защите и укреплению позиций самобытности соответствующего общества; суверенитета; национальной безопасности; патриотизма; провозглашение основных прав и свобод человека и гражданина и т.п.

Приверженцем выдвинутой гипотезы является Н.В. Шеляпи-ным, выдвинувший предположение о том, что государственная идеология представляет собой некую долгосрочную государственную программу национальной идентификации, защиты национальной самобытности и суверенитета применительно ко всей совокупной массе граждан, сознающих себя частью единого сообщества. Государственной она является постольку, поскольку она признана нацией и в ее реализации участвуют институты легитимной власти» [20, с. 204].

Тем не менее, предполагаю: автор сформировал слишком буквальное, ограниченное пространственно-временными пределами определение государственной идеологии.

Теоретики, изучающие порядок становления, развития и функционирования права и государства, убеждены: государственная идеология является существенным признаком государства. Обоснование подобной гипотезы представлено в научном труде соавторами: А.Г. Хабибулиным и В.А. Рахимовым, полагавшим, что существование государственной системы предполагает и наличие идеологических начал подобной власти, ее официальной идеализации в форме существования множества идеогем, порожденных государственными институтами, государством в целом [19, с.11].

Феноменальный характер явления «государственной идеологии» обусловлен отсутствием формально-определенного качества последней. Ментальные объекты (идеологические течения) могут характеризоваться как наличием чёткой структуры, так и отсутствием таковой. Данное обстоятельство лежит в основе плюрализма мнений представителей научного сообщества в отношении сущности «государственной идеологии».

Государство, осуществляя целенаправленную систематическую идеологическую деятельность, направленную на достижения социально-значимых целей, укрепляет роль государства в качестве регулятора политической системы общества, противодействует разделению общества на антагонистические клас-

сы, группы. Иными словами, регулятивная функция государственной идеологии тождественная природе «нормы права».

В рамках существующей правовой действительности необходимо надлежащим образом уделять внимание государственной идеологической деятельности основанной на идеях патриотизма - нравственно-политического принципа, социального восприятия любви к Родине [5, с. 206], верховенстве национальных, государственных интересов над частными, идентификации индивида с обществом и государством в целом. В настоящее время идеи патриотизма в забвении, светлейшие умы научного сообщества призывают к осознанию индивида в форме признания то, что он (индивид) - сын великого народа, имеющего за собой великую и трагичную историю, перенесшего великие страдания и крушения, и выходившего из них не раз к подъему и расцвету [10, с. 123].

Государственная идеологическая деятельность должна быть реализована в приоритете ретроспективного анализа исторических процессов, пронизанных идеологическими началами, способствующих правопреемству [15, с. 199-206]. Подобное познание способствует не наступлению негативных последствий в форме установления господства радикальной моноидеологии. В настоящее время страны третьего мира наиболее подвержены идеологическому разложению в виду отсутствия четкой регламентации государством идеологической деятельности последнего и превалировании религиозного начала; результатом подобного отрицания аморфной структуризации идеологический государственной деятельности является возникновения «исламской государственности», сегментации общества в целом.

Государство, реализуя поставленные перед собой задачи, достигая ранее сформулированных целей, призвано обеспечить духовно-нравственную безопасность страны, иными слова с постоянной регулярностью осуществлять меры по предупреждению, отражению и устранению потенциально-опасной угрозы, которые направлена на ослабление духовных и нравственных сил общества, деградацию, негативного воздействия на человеческий потенциал - главную движущую силы общества [5, с. 89].

Идеологическая деградация общества в виду отсутствия доминирующего влияния духовных ценностей и идеалов, традиций в отношении систем ценностей индивида - нация утрачивает присущую ей нетривиальность, волеизъявление последней может быть подчинено радикальной системе управления. В подобные периоды, по мнению Г. Лебона, философия численности становиться «единственной философией истории» [11, с.158].

Резюмируя, «ядром» концепта «государственной идеологии» современного развитого государства должны явиться преимущественно социальные интересы общества в целом. Основываясь на изучении исторических процессов становления и развития общества и государства, следует подчеркнуть: общественные, национальные интересы обладают исключительно аккумулирующими свойствами воздействия на общественное сознание индивидов общества. В то время как общественные национальные интересы общества должны быть пронизаны принципами: патриотизма, самоуважения, народного единства и взаимосвязи общества и государства.

Власова Ю.Б. подчеркивает: «Утрата культурных ценностей неминуемо приводит к эфемерности совокупности норм и принципов, характеризующих моральные основы общества, такие понятия как «Родина», «семья», «нация»

Ковалёва А. М.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

теряют традиционный смысл» [6, с. 140]. Автор убежден, что данный процесс в значительной степени влияет на процветание в обществе идей толерантности в отношении различных культур и нравов, вероисповедании и т.п., с другой стороны, губительно воздействует на чувства приверженности в самобытных традициях.

В виду возрастающей, разрушающей силы отсутствия правового воспитания индивидов общества, построенного на гуманных, патриотических началах чрезвычайно важным является процесс создание и развития качественно новых идеалов, способных вдохнуть «новое дыхание» в различные сферы общества, и в дальнейшем получившим отражения в сознании индивидов. Следует быть осторожными в вопросах возрождения системы ценностей индивида на платформе общественного благосостояния исключительно посредством потенциала традиционной религии, поскольку религиозное мировоззрение не способно в полной мере решить проблему современной действительности (на примере решения вопросов: финансовой нестабильности, порядка привлечение к ответственности и т.п.).

Следует подчеркнуть, государственная идеология - система достижений гражданского общества, должна быть охарактеризована в качестве светской идеологии, соответствующей: уровню развития технического прогресса общества и достижениям мирового научного сообщества, историческом опыте, отражающей социальные интересы общества в целом, ядром, которой является принципы: патриотизма, народного единства, самоуважения.

Резюмируя, идеологической деятельности государства присущ интегративный характер, благодарю которому государственная идеология способна находить свое отражения в политической правовой системе общества.

В рамках существующих реалий существует необходимость в государственном идеологическом регулировании иного уровня, сориентированного в отношении в общенациональных интересах, направленного на выработку новой системы ценностей индивида - симбиоза национальных идей, способной снять социальную напряженность, объединить общество в единое целое. Следует подвергнуть детальному осмыслению общественные потребности и интересы во всем их многообразии в качестве каркаса формирования государственной идеологии и соответствующей идейно-политической деятельности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,5%.

Список литературы:

1. Батеева Е.В. Конституционная юстиция Российской Федерации как элемент государственной системы/ Фемис. Ежегодник истории права и правоведения. 2000. № 1. С. 35.

2. Батеева Е.В., Питерская А.Л. Правопонимание и правовое государство/ В сборнике: Юридический форум. Межвузовский сборник научных трудов. Москва, 2014. С. 9-17.

3. Батеева Е.В., Питерская А.Л. Проблемы практической реализации принципов правового государства// Вестник Костромского государственного технологического университета. Государство и право: вопросы теории и практики (Серия «Юридические науки»). 2016. № 1 (6). С. 21-27.

4. Батеева Е.В., Питерская А.Л. Проблемы теоретического обоснования доктрины правового государства// Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. № 6. С. 175-184.

5. Буховец А.Н. Идеологическая функция государства: дис. канд.юрид.наук. - Москва, 2002. С. 78.

6. Власова Ю.Б. Взаимодействие права и идеологии в современных условиях: дис. канд. юрид. наук. - Москва, 2005. С. 140.

7. Волкова М.А. Политическая и научно-педагогическая деятельность Л.И. Петражицкого. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Москва, 2005.

8. Волкова М.А. Социальная функция государства как фактор формирования отраслей права// В сборнике: образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности. Материалы VII Международной научной конференции. 2011. С. 123-125.

9. Волкова М.А. Эффективность формирования системы права в современных условиях// История государства и права. 2013. № 16. С. 30-32.

10. Ильин И.А. Собрание сочинений. - Москва, 1993. Т 1. С.206.

11. Лебон Г. Психология народных масс. - Москва, Академический проект. 2014. С.158.

12. Ленковская Р.Р. Деятельность прокуратуры в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2005.

13. Ленковская Р.Р. Деятельность прокуратуры в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва, 2005.

14. Ленковская Р.Р. Особенности индивидуализации прав интеллектуальной собственности. В сборнике: Реализация частно-правовых отношений с участием публичного элемента/ Сборник научных трудов по итогам проведения научно-методического семинара. 2017. С. 17-24.

15. Ленковская Р.Р. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в области опеки и попечительства. В сборнике: Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в странах СНГ и Европы/ Международная научно-практическая конференция: сборник материалов. 2013. С. 199-206.

16. Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Особенности зашиты авторских прав в сети интернет// Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 64-67.

17. Ленковская Р.Р., Шиловская А.Л. Защита информации в сети интернет// Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 5. С. 89-93.

18. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. - Москва, 1978. Т.

19. С. 453.

19. Хабибулин А.Г., Рахимов В.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категорий. // Государство и право. 1999. № 3. С. 11.

20. Шеляпин Н.В. Российская государственная идеология: Социологический аспект. - Спб., 1999. С. 204.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью аспиранта Ковалевой А. М. «Понятие и сущность «государственной идеологии» в современной российской правовой действительности» Среди немногочисленных в современной юридической литературе работ, посвященных изучению взаимосвязи и взаимовлияния идеологического измерения и правовой системы в современных реалиях, данный материал по целому ряду причин занимает особое место, представляя собой исследование, в котором формулируются и достигаются истины в отношении множества проблем, связанных с пониманием, уяснением природы и сущности «государственной идеологии»; в котором основное внимание уделяется не столько разъяснению регулятивного потенциала, сколько анализу заложенного потенциала институционального саморазвития.

Сформированное в статье восприятие идеологии - политическо-правового феномена, несомненно, окажет огромное влияние на дальнейшее развитие научно-исследовательской работы в области социально-правовых и политических аспектов идеологии.

Множество положений данного исследования стоит рассматривать в качестве теоретического обоснования идеологических основ развития современного российского права и государства.

При исследовании автор исходил из многоаспектности бытия, последовательно применяя принцип научного познания - плюрализм. Благодаря плюралистическому подходу в рамках данной работы автору удалось создать систему знаний, отражающую объективные данные правовой действительности, в отношении обоснования необходимости становления концептуальной системы идеологических воззрений.

В целом статья Ковалёвой А.М. посвящена определению роли «государственной идеологии» в современной правовой действительности. Разработан ряд рекомендаций в отношении эффективного использования регулятивного характера государственной идеологии.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась. Рецензент:

канд. юрид. наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин

Д.А. Матанцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.