УДК 342.4(470+571)
А. М. Цалиев, Т. В. Цгоев
О конституционных основах государственно-правовой идеологии в Российской Федерации
В статье рассматриваются вопросы формирования государственно-правовой идеологии в Российской Федерации, отмечаются ее конституционно-правовые основы со ссылкой на соответствующие правовые нормы, а также значение культурно-исторических, социально-экономических, политических и иных факторов при формировании государственно-правовой идеологии России.
The article considers the issues of formation of the state and legal ideology in Russian Federation, its constitutional and legal bases with the references to the appropriate legal rules as well as the importance of the cultural, historical, socio-economic, political and other factors in the issues of formation of state and legal ideology in Russia.
Ключевые слова: идеология, государственно-правовая идеология, идеологическое строительство, демократизм, федерализм, идеологическое многообразие.
Key words: ideology, state and legal ideology, ideological construction, democracy, federalism, ideological variety.
В последнее десятилетие в научной литературе все чаще поднимается вопрос об отсутствии единой эффективной государственной идеологической платформы, в том числе и в правовом ее аспекте, проблемах ее формирования и внедрения (какой она должна быть, на какие ценности опираться и пр.). Проблема эта весьма актуальна и имеет значение как на общегосударственном уровне, так и в отдельных субъектах Российской Федерации с учетом их особенностей.
Идеология - это настолько многогранное и сложное явление, что спектр ее понимания колеблется от полного отрицания и неверия в социальный потенциал до признания ее важнейшей ценностью. Несмотря на то что современное российское общество, как отмечают ряд аналитиков, вообще отвергает любую идеологию, особенно мобилизационного характера,
© Цалиев А. М., Цгоев Т. В., 2013
следует признать, что общество без идеологии носит нетрадиционный для России характер1.
Феномен идеологии привлекал внимание исследователей на протяжении всего развития науки управления обществом и государством. Практически все существовавшие философские системы, претендовавшие на универсальность и общезначимость, вовлекали и продолжают вовлекать в поле своей интерпретации идеологию. В истории общественных наук предпринято огромное количество попыток сформулировать понятие идеологии, дать ее определение, указать наиболее характерные черты, функции идеологии, выделить ее из ряда других общественных явлений и определить наиболее оптимальные ее варианты.
В ней, особенно в условиях строительства правового государства, все большее значение приобретает правовая идеология. По поводу ее понимания в юридической литературе нет серьезных разногласий. Так, рассматриваемый феномен традиционно определяется как система правовых идей, теорий, принципов, концепций, выражающих осознанное отношение к праву общества, социальных групп, индивидов2, или как систематизированные представления о правовой действительности, в основе которых лежат определенные ценностные посылки3. «Правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слоев населения»4.
Правовая идеология, не являясь чисто правовой материей, тем не менее, непосредственно воздействует на нее, участвуя в правовом регулировании на основе правовых воззрений, взглядов, теорий, учений. Являясь неотъемлемой составляющей правового сознания, она включает в себя не столько знания о правовой действительности, сколько ценностнопознавательное отношение к государственно-правовым явлениям, выражая правовые взгляды, принципы, требования общества, классов, социальных групп. Иными словами, содержание правовой идеологии наполняется не только юридической, но и мировоззренческой составляющей, и тем самым правовая идеология тесно связана с мировоззренческой философией и политической идеологией.
1 Иванова С.Ю. Национальная идея в культуре современной России // Юрид. мир.
2010. № 12. С. 70.
2 Мухаев Р.Т. Теория государства и права. М., 2012. С. 466; Теория государства и права: учеб. / под ред. М.Н. Марченко. М., 2012. С. 753.
3 ПоляковА.В., ТимошинаЕ.В. Общая теория права: учеб. СПб., 2011. С.265.
4 Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учеб. М., 2011. С. 240.
135
Формирование и внедрение правовой идеологии неразрывно связано с общегосударственной идеологией и не может эффективно формироваться в отрыве от нее. В этом смысле можно говорить о государственноправовой идеологии, которая должна быть основана на общегосударственных взглядах и воззрениях на пути совершенствования правового регулирования существующих и возникающих правовых отношений. Понятие «государственно-правовая идеология» видится более точным для обозначения тех взглядов, принципов и требований общества и государства, которые формируются в основном государством и в основном при помощи такого инструмента, как право. И в этом плане государственная идеология не может не быть правовой в нормативистском понимании права, и соответственно, правовая идеология не может не быть государственной.
Правовая идеология не выступала и не выступает в «чистом» виде, выражающем лишь осознанное отношение к праву или даже ко всей правовой действительности. Анализируемый феномен тесно переплетается с другими видами и формами осознания реальности и действительности, в частности с моралью; теснейшим образом она связана и с философскими теориями, религиозными доктринами, политико-идеологическими воззрениями, а само право (позитивное) можно рассматривать как материализованную, легитимизированную идеологию сил, его создающих5.
Правовая идеология - это организованный государством своего рода канал «идеологического оснащения» правовой системы, вооружения ее теми интеллектуальными элементами, руководящими идеями-принципами, которые воплощаются во всем содержании права, правотворчестве и правоприменительной деятельности в основном государственных органов. В господствующей правовой идеологии содержится как бы идеальная модель действующего права - право в том облике и том очертании, в которых оно в соответствии с требованиями экономического базиса, всей социальной жизни видится в господствующем общественном сознании на данном этапе развития общества6.
В рамках же собственно механизма правового регулирования идеология всегда выступала и выступает важнейшим ресурсом государственной власти. Государственная власть объективно нуждается в системе идей, связанных с интересами властвующих. С помощью этого ресурса осу-
5 Хабибуллин А.Г. Теория и идеология государства: политико-правовые процессы. СПб., 2010. С. 9.
6 Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 202.
136
ществляется и информационное, а в большей степени и ориентационное воздействие на волю и сознание населения, направленное на выработку необходимых правовых установок. Таким путем формируется определенная модель поведения как человека, так и всего общества.
И.И. Шувалов справедливо утверждает, что отсутствие стержня в праве (т. е. правовой идеологии) приводит к неэффективности закона7. Причины этой неэффективности часто следует искать в нем самом: закон не может достичь преследуемой цели из-за своей ложной установки. Именно поэтому идеология и выступает как система идей и представлений, истолковывающих окружающую действительность и побуждающих отдельные социальные группы или общество в целом действовать. В этом смысле правовая идеология является составной частью правовой политики, где концентрированно отражаются основные достижения в области права и фиксированные формы желаемого правового будущего.
Выбор конкретной модели правовой идеологии во многом предопределяется выбором государственной и политической идеологии. Социализм, капитализм, либерализм, консерватизм, традиционализм, славянофильство, западничество, евразийство, православие, кое-где ислам, а также мульти-культурализм и прочие варианты идеологической базы попеременно предлагаются в качестве основы для формирования общегосударственной идеологии для Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что поиск универсальной идеологической базы Российского государства после распада Советского государства ведется постоянно, но в целом, на наш взгляд, неорганизованно и неэффективно. Очевидны попытки сформировать государственную идеологию (в т. ч. и правовую) на основе западных либеральных ценностей, но они плохо ложатся на ментальность населения государства с многолетними традициями, с ярко выраженным социалистическим элементом. Попытки формирования идеологической базы на основе одной религиозной идеологии встречают сопротивление представителей иных конфессий многоконфессионального российского общества. «Суверенности» демократии противостоит либеральная основа Конституции Российской Федерации. В то же время необходимость формирования идеологической платформы в России видится неоспоримой и вполне возможной на основе организованного научного похода к решению данной проблемы.
7 Шувалов И.И. Проблема эффективности правотворчества в свете современной политико-правовой теории управления обществом // Журн. рос. права. 2010. № 4. С. 88.
137
Специфика идеологического строительства предполагает формирование определенной шкалы ценностей, взглядов, принципов и целеопреде-ление для всего общества и государства (т. е. к чему стремиться обществу и государству в среднесрочной и долгосрочной перспективе) и пр., их взаимосвязей и градации.
Становление государственно-правовой идеологии России должно базироваться на научно обоснованной теории, учитывающей факторы, способные сузить поиски идеологической платформы. К таким факторам (основам) можно отнести: конституционно-правовые; культурно-
исторические; социально-экономические; политические; целевые (перспективные) и иные.
Основным юридическим документом для определения правовой и политической идеологии Российской Федерации, безусловно, является Конституция Российской Федерации, с помощью которой и можно определить конституционно-правовые основы идеологии государства. При этом С.А. Авакьян очень точно подметил, что если на этапе подготовки Конституции к ней предъявлялись требования соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции8. В этом смысле Конституция стала в значительной степени самодостаточным документом не только политико-правовой, но и идейнотеоретической базой текущего законодательства. На установленных ею основах конституционного строя и попытаемся сформировать идеологическую составляющую Российского государства. Выделим некоторые из них, отметив их постоянство и значимость, в том числе и для формирования правовой идеологии.
Отдельного упоминания стоит конституционное положение, устанавливающее, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие9, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13). Эти положения входят в явное противоречие с тем фактом, что государству жизненно необходима идеологическая основа в качестве долгосрочной цели своего развития,
8 Авакьян С.А. Конституционное право России: учеб. курс: в 2 т. М., 2012. Т. 1.
С. 298.
9 Под идеологическим многообразием отдельные авторы понимают «состояние общественной жизни, основанное на признании за личностью идеологической свободы и неприкосновенности и представляющее собой равную конкуренцию идеологических концепций в обществе» (См.: Кононов К.А. Идеологическое многообразие как институт российского конституционного права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С.10).
138
определенного путеводного маяка. В юридической литературе отмечается, что практика существования России с 1991 г. показала, что без наличия государственной идеологии нежизнеспособны сами институты гражданского общества, которые скрепляют многонациональный государственный механизм в единую систему10.
Если исходить из указанной конституционной нормы, может создаться впечатление, что наше государство полностью деидеологизирова-но. Однако анализ положений Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что ее идеологической основой являются либеральные ценности западного происхождения11. Иначе говоря, идеологическое наполнение в любом случае присутствует.
На наш взгляд, основу государственно-правовой идеологии Российской Федерации наиболее полно определяют такие конституционные характеристики, как демократическое, федеративное, правовое, социальное государство с республиканской формой правления (ст.1).
Следующая конституционная норма составляет ядро государственноправовой идеологии: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Часто данную конституционную норму воспринимают в качестве основания для установления приоритета прав индивида над правами общества и государства в целом. Вместе с тем высшей конституционной ценностью, на наш взгляд, наравне с индивидуальными правами и свободами человека и гражданина являются коллективные права и свободы, без признания, соблюдения и защиты которых со стороны государства невозможно качественно обеспечить признание, соблюдение и защиту индивидуальных прав.
Демократические основы государственно-правовой идеологии подтверждены и в следующей норме Конституции России: Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Указанное положение также определяет многонациональность в качестве характеристики народа Российской Федерации, что порождает необходимость учитывать эту характеристику при формировании и внедрении идеологической основы
10 Поярков С.Ю. Идеология российского конституционализма как условие развития гражданского общества // Право и политика. 2009. № 8. С. 1645.
11 Мартышин О.В. Идейно-политические основы современной российской государственности // Гос-во и право. 2009. № 10. С. 33.
139
государства. Это, на наш взгляд, исключает мононациональные идеи из основ государственной, в том числе и правовой, идеологии.
Соответственно, к примеру федеративность, предполагает учет различия интересов отдельных субъектов Федерации и возможность адаптации общегосударственной правовой идеологии к особенностям конкретного региона, а в некоторых случаях - и коррекции государственно-правовой идеологии под конкретный регион, что подтверждено в ст. 5: Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Однако равноправие не должно исключать наличия отдельных особенностей субъектов Российской Федерации. Особенно это касается республик - национальногосударственных образований. Это могут быть исторические, культурные, традиционные, а иногда и правовые особенности конкретной республики.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Многолетние социальные традиции постсоциалистического общества не позволяют государству в одночасье уйти от своих, ставших традиционными, социальных обязательств, как то: бесплатная медицина и образование, социальное пенсионное обеспечение, обязательства государства по созданию рабочих мест и пр. Быстрый уход в капитализм и буржуазную демократию чужд ментальности большинства населения России на данном этапе ее исторического пути. С учетом этого представляется необходимым в ближайшей перспективе определить пути развития России и ее социально-экономическую политику (а соответственно, и правовое регулирование этих сфер) исходя из основ социал-демократической идеологии. Это предполагает и более активное антимонопольное регулирование рынка, и тарификацию цен на социально важные продукты, и более активное участие государства в создании производственных мощностей, и пр.
Одной из основ государственно-правовой идеологии является гарантируемое в Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8). Иными словами, Конституция Российской Федерации четко определила экономический вектор развития государства - это свободный рынок с поддержкой конкуренции. Соответственно и возврат к абсолютно регулируемой экономике невозможен в рамках действующей Конституции. В той же
140
статье закрепляется признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В основе экономики Российского государства лежит право собственности, без защиты которого невозможна эффективная и развивающаяся рыночная экономика.
Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Эти положения делают все попытки создания религиозной идеологической основы на государственном уровне антиконституционными. Это касается и попыток создания исламских анклавов на юге страны, и активного внедрения традиционного православия в СМИ и в государственные, и муниципальные органы и учреждения. Сюда относится и создание политических партий религиозного толка, внедрение в школах основ отдельных религий, телевизионные трансляции с религиозных праздников с участием первых лиц государства и пр.
Вышеизложенное позволяет определить следующие конституционно-правовые основы, с помощью которых можно выделить рамки сформированной в Конституции Российской Федерации идеологической парадигмы. Это демократия, федерализм, верховенство права и много-национальность, светскость, социальная направленность, свободный рынок с поддержкой конкуренции, защита прав человека и гражданина как индивидуальных, так и коллективных.
Огромное значение в формировании государственно-правовой идеологии имеют культурно-исторические факторы. К культурным особенностям России традиционно относят высокую культуру российского общества в области литературы, музыки и изобразительного искусства, приоритет духовного начала над материальным. Из исторических факторов в идеологическом аспекте можно выделить имперские традиции Российской империи и СССР, социалистическое прошлое, традиционный приоритет коллективных (общих) интересов над индивидуальными (частными), период тоталитаризма, исторические победы российской (советской) армии, достижения в космосе, научные прорывы в XX столетии и пр. Нельзя не учитывать и устойчивые, исторически длящиеся западнические устремления значительной части населения страны.
Среди социально-экономических факторов можно отметить необходимость более эффективного воспроизводства человеческих ресурсов страны, поскольку за последние десятилетия и количественные и качественные показатели существенно ухудшились. Сократилось количество
141
населения страны, и одновременно ухудшились показатели заболеваемости и уровень фактической образованности. Необходимо также отметить постоянно увеличивающийся разрыв между беднейшими и богатейшими слоями населения, что свидетельствует о неэффективной налоговой политике, и соответственно неэффективной государственно-правовой идеологии.
Значительные запасы полезных ископаемых и других природных ресурсов, огромная территория и ее экономический потенциал, различия в уровне развития регионов и их климатические особенности, высокий уровень структурной безработицы, итоги приватизации, огромный внутренний долг государства, низкий уровень инновационности экономики, вступление России в ВТО и отсталость производительных сил также нельзя не учитывать при формировании государственно-правовой идеологии.
В числе политических факторов можно отметить действующую идеологию правящей элиты, интеграционные процессы на постсоветском пространстве, евроинтеграцию, евразийство, продолжающееся противостояние с блоком НАТО, передел сфер влияния в современном мире, глобализацию и пр.
Отдельно стоит отметить целевые или перспективные факторы. К таковым в широком смысле можно отнести нацеленность идеологической платформы на успех, акцентирование внимания на героическом прошлом и «светлом будущем» страны, развитие патриотизма, подвиг как оптимальный вариант поведения личности. В узком смысле под целевыми факторами определяются конкретные планы развития государства в целом, или отдельных его территорий, либо отдельных направлений жизни (к примеру, развитие Дальнего Востока и Сибири в целом, либо развитие туризма на Северном Кавказе, зимние Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, расширение территории государства путем присоединения, к примеру, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, решение вопросов спорных территорий (Курилы, арктический шельф) и пр.).
Патриотизм - необходимая часть любой государственной идеологии, но сам по себе несущей опорой не служит. Он должен быть сцеплен с идеями, устремленными в будущее и «гарантирующими» реализацию патриотических ценностей. Как государственная идеология патриотизм утверждает «вертикальную» солидарность - приверженность личности стране. В нем нет акцента на многие ценности «низшего уровня», скрепляющие этническую общность, даже столь широкую, как нация. Напротив, национализм активизирует чувство «горизонтального
товарищества», ощущения национального братства («всех французов» или «всех немцев» и т. д.)12.
Патриотизм (греч. жатршщ^ - соотечественник, катргд - отечество) -нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификацию себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии13.
Возникновение и развитие патриотизма, который В. Ленин определял как «одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств»14, непосредственно связано с формированием наций. Соответственно, если ставить целью создание единой российской нации, то просто необходимо развивать чувство единого общероссийского патриотизма. Причем патриотизм определяется не привязанностью к конкретному государству и его политическому режиму, а именно к стране как к Отечеству, независимо от ее политической надстройки.
Для развития патриотизма в стране крайне важны героическая составляющая идеологии и место подвига в жизни личности и гражданина. Нельзя не отметить, что тема патриотизма, любви к Отечеству в последнее время все чаще поднимается в выступлениях Президента Российской Федерации. Об этом В.В. Путин говорил и в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2012 г.15.
12 Кара-Мурза С.Г. Кризисное обществоведение. Часть первая: курс лекций. М.,
2011. С. 120.
13 http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F2%F0%E8%EE%F2%E8%E7%EC.
14 Ленин В.И. ПСС. Т.18. С. 138.
15 «...хотел бы сказать о тех ценностных смыслах, которые заложены в Основном законе нашей страны. В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.
Быть патриотом, значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране. Как го-
143
В заключение отметим, что, нисколько не умаляя огромное значение и культурно-исторических, и социально-экономических, и политических, и иных факторов и целей в становлении государственно-правовой идеологии, можно с уверенностью сказать: конституционными основами российской государственно-правовой идеологии заложен надежный фундамент для идеологического строительства в Российской Федерации как в настоящее время, так и в будущем.
ворил Солженицын: “Патриотизм - чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная”. Замечательные слова, не в бровь, а в глаз» // URL:http://kremlin.ru/transcripts/17118/work.
144