2.4. О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ) ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Белякова Анастасия Михайловна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского. Филиал: Арзамасский филиал. Подразделение: кафедра права, философии и социальных дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Цель написания статьи - освещение вопроса актуальности формирования государственной (общенациональной) идеологии в современной России. По словам Т. Парсонса, идеология - это "политическая религия" [15, p. 190]. Автор анализирует причины и последствия деидеологизации России в 90-е годы XX века. Делается вывод, что Россия пока не готова к закреплению какой-либо идеологии на конституционном уровне. В статье рассматриваются тенденции формирования государственной (общенациональной) идеологии.
Ключевые слова: государственная (общенациональная) идеология, православие, Конституция РФ, либерально-демократические ценности.
ON THE PROBLEM OF FORMATION OF THE STATE (NATIONWIDE) IDEOLOGY IN MODERN RUSSIA
Belyakova Anastasia Mikhailovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Nizhniy Novgorod state university named after N.I.Lobachevskiy. Branch: Arzamas branch. Department: law, philosophy and social disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The purpose of writing this article is to light up the relevance of forming the state (national) ideology in modern Russia. According to T.Parsons, the ideology is a "political religion" [15, p. 190]. The author analyzes the causes and consequences of deideologization Russia in the 90-ies of XX century. The conclusion is that Russia is not ready to perpetuate an ideology at the constitutional level. This article examines trends in the formation of the state (national) ideology.
Keywords: state (national) ideology, orthodox Christianity, Constitution of RF, liberal-democratic values.
Государственная (общенациональная) идеология -это смысл жизни общества и государства. По мнению Ф.М. Достоевского: "Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация". Государство и общество не могут развиваться без ценностей, традиций, идеалов и героев. Если есть государство, то должна быть и государственная (общенациональная) идеология.
Государственная (общенациональная) идеология -это система ценностей, наиболее распространенных в обществе, принимаемых всеми его слоями. "Идеология - это то, как мы представляем себя, свое прошлое и свое будущее, это наша система ценностей" [8, с. 35]. Государственная (общенациональная) идеология призвана сохранить и объединить общество. Государственная (общенациональная) идеология заставляет различные социальные группы признать превосходство интересов государства над своими частными интересами. Государственная (общенациональная) идео-
логия - это идеология большинства. Идеологии - это "политические религии" [15, р. 190]. Воспитание патриотизма тесно связано с государственной (общенациональной) идеологией. Сегодня Россия вовлекается в процессы глобализации и информатизации, что неоднозначно влияет на духовную сферу жизни общества. В этих условиях государственная (общенациональная) идеология призвана сохранить национальную самобытность России. Государственная (общенациональная) идеология - это "способ совместного преодоления кризиса, выживания, самоспасения, самопреобразования ради достойного существования и сосуществования, взаимообогащения, органичности соединения различных... культур, традиций, конфессий" [4, с. 210].
В соответствии с частью 2 статьи 13 Конституции РФ: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". В то же время очевидно, что "любая конституция сама есть плод определенной идеологии" [9, с. 730]. "Неидеологических государств не существует" [14, с. 6]. Все государства создавались под влиянием определенной идеологии. Основанием для принятия политических решений является та или иная идеология.
Российское государство на протяжении всей своей истории было крайне идеологизированным. Разрушение государственных идеологических систем в России в 1917 г. и в СССР в 1991 г. привело к распаду этих стран. В 90-е годы XX века российское общество лишилось прежней системы ценностей. Коммунистическая идеология перестала определять ценностные приоритеты в массовом сознании. Появление в Конституции РФ нормы об отсутствии государственной или обязательной идеологии объясняется борьбой с коммунистической идеологией, некоторой усталостью общества от этой идеологии. Само понятие "идеология" ассоциировалось с коммунизмом, тоталитаризмом, советским строем. Господство одной идеологии и подавление всех остальных свойственно государствам с авторитарными и тоталитарными политическими режимами. Чтобы народ не переставал служить определенной идеологии, власть нередко применяла террор и насилие.
В 90-е годы XX века молодые реформаторы отрицали не только советскую идеологию, но и вообще какую-либо позитивную роль идеологии в обществе. По их мнению, идеология подавляет свободно мыслящих личностей, претендуя на универсальную систему мировоззрения. С их точки зрения, сосуществование государственной (общенациональной) идеологии и демократии невозможно. Демократия предполагает состязательность и сосуществование самых разных идеологий, ценностей и идей. Реформаторам была чужда какая-либо государственная (общенациональная) идеология. Многообразие идей, взглядов в российском обществе в тот исторический период нельзя было привести к единому знаменателю. Россия была не готова к провозглашению в Конституции 1993 года какой-либо государственной или обязательной идеологии. Общество не может сразу перейти от одной идеологии к другой, от одного мировоззрения к другому. Некоторые реформаторы вообще считали, что государство должно быть нейтральным по отношению к идеологиям.
Тем не менее после распада СССР на смену коммунистической идеологии пришли западные либерально-демократические ценности, призванные кардинально изменить Россию, ввести ее в европейское сообщест-
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ
Белякова А.М.
во. Конституция РФ содержит в себе либеральные и социал-демократические идеи, то есть скрытую идеологию. Либеральная идеология, идеология прав человека содержится в статье 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Социал-демократическая идеология отражена в статье 7 Конституции РФ: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Таким образом, страна резко перешла от социализма к либерализму. Существует противоречие между запретом на государственную идеологию в одной статье Конституции РФ и ее фактическим наличием в других статьях. Вместе с тем в ценностном ряду Конституции не нашлось места для самой России, ее традиционных религий.
Таким образом, в 90-е годы XX века Россия была лишена духовных приоритетов и стала толерантной к порокам. Деидеологизация плачевно сказалась на духовном и нравственном развитии молодого поколения России. Большинство российской молодежи оказалось совершенно беззащитным перед натиском западной массовой культуры. "Потеряв перспективу развития и патриотизм, общество погрузилось в уныние и безнадежность, с одной стороны, беззастенчивость, наглость, и порок - с другой" [5, с. 458]. Материальные ценности стали преобладать перед духовными [10, с. 753]. Общество перестало доверять государству. Идеалом для молодого поколения в тот исторический период выступал "романтически окрашенный" образ криминального авторитета. "К середине 1996 г. руководство страны пришло к выводу, что для выхода из кризиса необходимо найти объединяющую всех идею. До 2000 года шел поиск новой русской идеи и объединяющей всех идеологии. Однако, развернувшаяся полемика вокруг поиска идеологии для России, вскоре затихла" [5, с. 459].
Отказ от государственной (общенациональной) идеологии препятствует формированию духовного и правового сознания в России, создает благодатную почву для роста правонарушений. "Отсутствие государственной (общенациональной) идеологии или "высших целей и ценностей России" создает ситуацию неопределенности в поведении многих граждан" [9, с. 734]. В соответствии с ч. 1 статьи 13 Конституции РФ, в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Мы согласны с теми авторами, которые считают, что "многообразие идеологий — это многообразие «духовных скрепов» (в терминах Президентского послания 2012 г.) нашего светского государства" [12, с. 776].
"Следствием деидеологизации является отсутствие закрепленной на конституционном уровне коллективной самоидентификации российского населения. Русский народ в Конституции РФ вообще не упоминается". [14, с. 8].
Несмотря на то что наша страна многонациональная и поликонфессиональная, нельзя отрицать роль православия в становлении и развитии России. Православие долгое время выполняло функцию государственной идеологии для России. Православная идеология во многом способствовала сохранению российской государственности. Как отмечают авторы открытого письма президенту РФ «В защиту христианских ценностей»: "Православие - это национальная идея России, ее особый цивилизационный код, сущность ее духов-
ного суверенитета, основа русской идентичности... И так же, как законодательно закреплен государственный суверенитет Российской Федерации, мы призываем закрепить ее суверенитет духовный, признав в Конституции России особую роль православия," - резюмируют авторы, отмечая, что "практика закрепления особой роли за той или иной религией широко распространена в конституциях современных государств Европы: достаточно вспомнить Данию, Норвегию, Ирландию, Польшу, Грецию, Финляндию. Излишне говорить об исламе и буддизме, которые являются государственными религиями в десятках азиатских стран" [6, с. 5]. Инициативная группа предложила включить в преамбулу Конституции РФ графу, в которой православие должно быть указано как "основа национальной и культурной самобытности России" [6, с. 5]. Мы считаем данное предложение вполне оправданным. По мнению великого русского философа, публициста и общественного деятеля И.А. Ильина, православие выражает "русское историческое призвание" [7, с. 129-138].. Большая часть населения России относит себя к православию.
Государственную (общенациональную) идеологию невозможно придумать, она должна органически соответствовать основным духовно-культурным традициям народа. Для утверждения в обществе какой-либо идеологии требуется не одно поколение. Нельзя навязать обществу какую-либо идеологию. Безусловно, не должно быть идеологического давления. Государственная (общенациональная) идеология формируется на протяжении всей истории развития общества и государства. "Государственная (общенациональная) идеология не должна противоречить исторически выработанной соответствующим сообществом системе ценностей" [3, с. 39]. Надо дать гражданам России возможность самостоятельно и добровольно осознать объединяющие их ценности, идеалы и святыни, принять их, отвергнув лживые ценности сформировавшегося общества потребления. В настоящее время российское общество не имеет общепризнанного идеала. Необходимо время на его формирование. На наш взгляд, Россия пока не готова к провозглашению в Конституции государственной идеологии, то есть к принятию новой Конституции. Принятие новой Конституции может вызвать обострение политической обстановки, конфликты в обществе, межнациональную рознь. С другой стороны, "какие-то определенные идеологические догмы не обязательно фиксировать на уровне Основного закона" [11, с. 759]. Мы согласны с теми авторами, которые считают, что на сегодняшний день "стабильность Конституции представляется большей ценностью в сравнении с кардинальным конституционным реформированием" [11, с. 758].
Таким образом, положение ч. 2 ст. 13 Конституции РФ не является непреодолимым препятствием постепенного формирования идеологии с самом обществе. Можно предложить следующее толкование положений ч. 2 ст. 13 Конституции РФ: "Конституция РФ запрещает установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной, то есть навязывание тех или иных идей во всех слоях российского общества, подкрепленное специальными санкциями (за инакомыслие, критику действующей власти, публичное несогласие с проводимой политикой и т. п.)" [11, с. 758-759].
Государственная (общенациональная) идеология России постепенно сформируется при опоре на следующие ценности: русский язык и отечественную куль-
туру, нравственные идеалы российского общества, основанные на православии, взаимное уважение национальных и религиозных особенностей народов России, общую ответственность за судьбу страны.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993
2. Ануфриев Н.С. К вопросу об исследовании понятия «религиозный фундаментализм» современными западными исследователями // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 6. 2013.
3. Багдасарян В.Э. Государственная идеология как фактор национального суверенитета // Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Москва, 28.03. 2014 г. М.: Наука и политика. 2014.
4. Вдовин А.И. Российская нация. — М.: Реалисты, 1996.
5. Волков Ю.Г. Идеология для России (основные идеи гуманистической идеологии России) // Безопасность Евразии. - 2004. - № 2.
6. В поисках национальной идеи // Российская газета. — 2013. — 20 декабря.
7. Ильин И.А. Национальная Россия: наши задачи. — М.: Эксмо: Алгоритм, 2011.
8. Лепешко Б.М. Идеология сегодня: к пониманию явления // Социально-политические науки. № 3. 2013.
9. Михайлов В.В. Деидеологизация как негативное социальное ограничение (на примере Конституции РФ) // Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Москва, 28.03. 2014 г. М.: Наука и политика, 2014.
10. Мишина Н.В. Государственная идеология и принцип идеологического плюрализма: проблемы сосуществования. // Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Москва, 28.03. 2014 г. -М.: Наука и политика, 2014.
11. Некрасов С.И. О трансформации концептуально-идеологических подходов к национально-территориальной (административно-территориальной?) политике современного российского государства Государственная идеология и современная Россия. М.: Наука и политика. 2014.
12. Пациорковский В.В. Место и роль государства в условиях многообразия идеологий // Государственная идеология и современная Россия. М.: Наука и политика. 2014.
13. Соломко З.В., Муравьев А.М. Право на развитие в критической перспективе: позитивное право и правовая идеология // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. № 2. 2012.
14. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. 2007. № 5.
15. Parsons T. Sociological theory and modern society. NY., 1967. P. 190.
Рецензия
на статью «О проблеме формирования государственной (общенациональной) идеологии в современной России» кандидата юридических наук, доцента кафедры «Права, философии и социальных дисциплин» факультета экономики и права Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Беляковой Анастасии Михайловны
Актуальность статьи не вызывает сомнений, поскольку от решения проблемы формирования государственной (общенациональной) идеологии зависит возрождение России и судьба ее многонационального народа. Государственная (общенациональная) идеология должна способствовать сохранению и объединению российского общества. Автор обосновывает необходимость наличия государственной (общенациональной) идеологии как духовно-культурной основы современной России. В статье проанализированы тенденции формирования государственной (общенациональной) идеологии в современном российском обществе. Автор делает вывод о том, что Россия пока не готова к провозглашению официальной идеологии в Конституции.
Статья Беляковой А.М. «О проблеме формирования государственной (общенациональной) идеологии в современной России» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Доктор юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.ИЛобачевского Е.В.Калинина