12.2. ИДЕОЛОГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Зиновьев Игорь Петрович, кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Место работы: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Колесников Юрий Алексеевич, доктор юридических наук, доцент, профессор юридического факультета Место работы: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Мельников Виктор Юрьевич, доктор юридических наук, доцент, доцент юридического факультета Место работы: ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Аннотация: Предмет исследования - конституционное право, в части вопросов, связанных с необходимостью формирования государственной правовой идеологии. В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, возникающие в связи с необходимостью формирования государственной правовой идеологии в форме конституционной правовой идеологии, стоящей на защите прав и свобод человека и гражданина. Объектом исследования являются урегулированные правом общественные отношения, возникающие в сфере конституционного права. Особое внимание уделяется вопросу о том, что в юридической науке отсутствует единый подход к проблеме существования государственной идеологии в Российской Федерации. Методологической базой исследования является диалектический метод познания социальных и правовых явлений и понятий в их развитии и взаимообусловленности. В процессе работы также применялись общие и специально-научные методы научного познания: историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический, формально-логический и другие. Основными выводами и новизной проведенного исследования являются, по мнению автора, положения о том, что в России допустимо существование обязательной конституционной идеологии государства, функционирующей в рамках правового поля, не нарушающей прав, свобод и законных интересов других лиц и направленной на реализацию нужд и потребностей многонационального народа Российской Федерации. Она может быть не только основой национальной идеи, но должна служить средством объединения социальных групп и индивидов для решения общенациональных целей и задач.
Ключевые слова: конституционная правовая идеология государства, конституция, идеологическое многообразие, основы конституционного строя.
IDEOLOGY AS A SOCIAL AND STATE INSTITUTE
Zinoviev Igor P., candidate of legal sciences, associate professor, dean of the law faculty
Place of employment: the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Southern Federal University»
Kolesnikov Yuriy A., doctor of legal sciences, associate professor, professor of the law faculty
Place of employment: the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Southern Federal University»
Melnikov Victor Y., doctor of legal sciences, associate professor, associate professor, law faculty
Place of employment: the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Southern Federal University»
Abstract: The research subject is constitutional law in terms of issues related to the necessity of formation state of legal ideology. In the article the urgent and important problems arising in connection with necessity of formation state of legal ideology in the form of a constitutional legal ideology, standing on the protection of the rights and freedoms of man and citizen. The object of research is the settled law public relations arising in the sphere of constitutional law. Special attention is paid to the question of what in legal science there is no uniform approach to the problem of the existence of state ideology in the Russian Federation. Methodological base of research is the dialectical method of cognition of social and legal phenomena and concepts in their development and interdependence. In the process of work general and special scientific methods of scientific knowledge were also used, i.e: historical, legal, systemic, comparative legal, statistical, specific sociological, formal-logical and other. Main findings and novelty of the research are, according to the author, that in Russia the existence of a valid binding of the constitutional ideology of the state, functioning within a legal framework that does not violate rights, freedoms and legitimate interests of other persons and aimed at implementing the needs and requirements of the multinational people of the Russian Federation. It can be not only the basis of the national idea, but should serve as a means of uniting social groups and individuals to respond to national goals and objectives.
Keywords: constitutional legal ideology of the state, the Constitution, the ideological diversity, the foundations of constitutional system.
Зиновьев И. П., Колесников Ю. А., Мельников В. Ю.
ИДЕОЛОГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ, государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет человек и ее прав (ч. 2 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ).
Поскольку Конституция РФ должна обеспечивать закрепляемые ею основы конституционного строя, она устанавливает границы признаваемых прав. Основные права, предоставляемые и реализуемые в рамках данного правового порядка, не должны подрывать основы этого порядка.
Для реализации конституционных прав и свобод человека не всегда достаточно наличия только общих политических, экономических, социальных и юридических гарантий. Каждый человек, отстаивающий свое право всеми за конными способами, участвует в осуществлении идеи свободы, равенства и справедливости.
Следует отметить, что влиянию идеологии подвержены все сферы общественной жизни в государстве: политическая, экономическая, социально-культурная и религиозная. В современной конституционно-правовой науке идеология толкуется как система именно индивидуальных взглядов, идей [1, с. 65]. Коллективные и публично-правовые субъекты в вопросе следования той или иной идеологии производны от индивидуального носителя информации. Официальное отсутствие государственной идеологии не означает, что идеологическая борьба в обществе, государстве прекращается.
В качестве субъективных прав оформляются лишь наиболее важные, существенные, с точки зрения государства, общественно значимые интересы [2, с. 85]. Конституционные права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность публичной власти.
На переднем плане развития общества должны стоять гарантии прав и свобод человека, в первую очередь со стороны тех лиц, которые наделены властью [3 ,113-127]. Необходимо повышения уровня гаранти-рованности правового положения человека и гражданина [4, с. 79-86].
В статье 30 Конституции РФ гарантируется свобода деятельности общественных объединений, под которой понимается равенство прав граждан при создании общественных объединений, т.е. по своему выбору они могут регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения таких прав. Конституционный Суд РФ указывает на то, что любое объединение, его структура и организационно-правовые формы управления им должны быть основаны на личной инициативе, добровольном волеизъявлении и, следовательно, на добровольном членстве в таком объединении [5].
Свобода объединения находится в системной связи с закрепленным в статье 13 Конституции РФ в качестве основ конституционного строя России принципом идеологического и политического многообразия, в соответствии с которым в Российской Федерации признается многопартийность и равенство всех общественных объединений перед законом [6].
Развитие конституционализма в России, сопровождающееся противоречивыми политическими, доктри-нальными и законотворческими тенденциями; процесс становления конституционных институтов в новых социально-экономических условиях; пересмотр старой конституционной доктрины в контексте рецепции западно-либеральных конституционных институтов - все
это создает немало проблем в конституционно-правовых отношениях, складывающихся при взаимодействии как высших органов государственной власти между собой, так и государственного аппарата с российским гражданским обществом.
Конституции зарубежных стран подробно регулируют права и свободы человека и гражданина [7, с. 59-60]. Так в Основном законе ФРГ 1949 г. допустимые ограничения законом конкретного права человека указаны в каждой статье, его гарантирующей [8, с.121].
Идеология является неотъемлемым атрибутом каждого государства, несмотря на отсутствие нормативного закрепления положений об этом в основных законах в одних странах (США) и установления обязательной государственной идеологии в других (Северная Корея, Куба).
Как правило, в конституциях западноевропейских стран нет ни запретов государственной идеологии, ни положений, называющих плюрализм конституционной ценностью. При этом проблемы идеологического и политического плюрализма современными конституциями зарубежных стран решены, но преимущественно не в общих формулировках, а в частностях проявлениях (например, положения о свободе создания политических партий). Отсутствие обобщающих формулировок таких во многих демократических странах связано с тем, что политический и идеологический плюрализм рассматриваются как естественное состояние общества [9, с. 216].
Так, статья 16 Конституции Королевства Испания (от 27.12.1978 года) закрепляет нормы о том, что гарантируется свобода идеологии, вероисповедания и отправления культа, осуществляемых индивидами и их сообществами без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы для поддержания общественного порядка, охраняемого законом.
В Конституции Бельгии (от 17.02.1994 года) в статье 11 гарантируются права и свободы идеологических и философских меньшинств. В статье 24 объявляется нейтральность образования в идеологическом смысле. Нейтральность подразумевает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся.
Государство не может жить без ясной идеологии, как человек не может жить без души. В экономике любого государства, например, присутствует элемент планирования, сама «рука рынка», ничего не определяет.
В обществе продолжают существовать вопросы: какова роль человека в современном обществе, государстве. Какова роль конституционной идеологии в современном обществе? Нужна ли такая идеология государству, обществу, личности? Если обязательная идеология не может кому-либо быть навязана и не нужна, но государственная идеология - необходимый элемент для развития правового государства и гражданского общества.
Россиянам никто не объяснил - какое общество они строят? Если социально ориентированное, то почему такой разрыв между богатыми и бедными? Власть должна принять такие меры, чтобы многим олигархам, чиновникам ничего не оставалась, как быть патриотичными. Наши краеугольные камни: патриотизм, ответственность государства и бизнеса перед народом, социальная справедливость и народность.
В России всё чаще звучит вопрос: а почему нам всё время что-то и кто-то мешает? Почему буксует демократия, не идут реформы, падает экономический рост?
Кто виноват? Почему мы перестали производить нобелевских лауреатов? Почему наша высшая школа так скромно смотрится в мировых рейтингах? В чём дело? Народ обленился и опустил руки?
Как известно, в соответствии с ч. 2 ст. 13 Конституции РФ, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Включение в статью 13 Конституции РФ принципа идеологического многообразия, объясняется контекстом принципиального отказа в конце 20 века в России от коммунистической идеологии ввиду изменения политического режима государства, чтобы исключить прежнюю идеологию как основу конституционного строя. Старая идеология предполагала только однополярные ценности, а они не подходили новому обществу.
Конституция РФ, по мнению Н.С. Куничкиной, «отказалась не только от марксистско-ленинских идеалов, но и от государственной идеологии вообще, тем самым юридически закрепив курс на деидеологизацию общественной и государственной жизни» [11, с. 8-9].
Важно отметить, что идеалистическая концепция построения общественных отношений без идеологии как таковой иллюзорна и может нанести существенный вред государству и обществу. Ни одно государство не может существовать без общенациональной идеи или концепции.
Единая целостная идеология способствовала бы построению и развитию такого сложного многонационального и многоукладного государства, как Россия. В условиях современной демократической Российской Федерации можно наблюдать процесс, когда идеологическое многообразие позволяет официально существовать и развиваться любым идеологиям, которые не являются незаконными и общественно опасными.
Порой конституционные принципы могут вступать в коллизию с интересами государства, общества, человека. Многие исследователи считают, что данный принцип не соответствует интересам государства с точки зрения оптимальной системы управления общественными отношениями и современными требованиями к усилению централизации. Другие считают, что Конституция РФ, декларируя идеологическое и политическое многообразие, не устанавливает запрета на существование общей национальной идеи, которая может стать предметом идеологии политических и гражданских институтов. Обосновывают мнение, что: «идеология российского конституционализма как государственная исходит из положений Конституции РФ, потому что в основе этой идеологии лежат идеологические, т.е. определяющие, в рамках конституционного процесса, интересы государственной власти ценности: власть народа и для народа, федерализм, верховенство права, верховенство прав человека и гражданина, внерелигиозная государственность, которые и определяют систему ценностей рассматриваемой идеологии, где системообразующей и интегрирующей ценностью выступает конституционная государственность» [10, с.18-20].
Существующие в юридической науке подходы к определению сущности идеологического многообразия подчас диаметрально противоположны. Высказывается мнение, что положение статьи 13 Конституции Российской Федерации «не только вступает в противоречие со многими положениями первой главы, но и сводит на нет значение Основного закона как мощного идеологического документа» [12, с. 5-6]. Согласно данной позиции идеологическое многообразие пони-
мается как полная деидеологизация со стороны государства общественной жизни, приводящая к кризису общенациональных ценностей [13, с. 94-95]. А Конституция Российской Федерации исключает всякую идеологическую составляющую нашего государственно-политического развития.
Г.А. Гаджиева отмечает, что у государства может быть идеология, но она не должна быть эксклюзивно-обязательной. Необходимо используемые в их текстах слова, понятия интерпретировать не изолированно, а в системе с другими положениями, которые есть в законе и, что самое важное, в соответствии с теми целями, которые ставились при принятии закона. Цели принятия Конституции указаны в ее преамбуле. В ней же заключена идеология конституционного патриотизма, и это - идеология нашего народа, которую статья 13 вовсе не запрещает [14].
С.В. Хачанян отмечает, что запрет на обязательную идеологию обоснован, и никакие интересы государства не должны вести к его пересмотру [16, с. 62-63].
В условиях развития демократического государства множественность существующих идеологических установок различных слоев общества обуславливает необходимость провозглашения принципов идеологического, политического плюрализма, свободы слова, свободы выражения мнения, свободы совести и вероисповедания как гарантии реализации принципа верховенства прав и свобод человека.
Идеологическое многообразие предусматривает не только возможность свободного существования и развития различных идей, концепций, теорий и пр., но и их конкуренцию. Обеспечение гарантий на равную конкурентную борьбу различных идеологических течений в рамках норм права является обязанностью государства. Умаление условий, форм и способов конкуренции в рамках юридической конструкции института идеологического многообразия лишает его всякого правового смысла и, соответственно, должно рассматриваться как противоречащее идеологическому многообразию как основе конституционного строя страны.
Идеологическое многообразие, закрепленное в статье 13 Конституции РФ, не только не отрицает возможность существования консолидирующей идеологии, но и, напротив, задает систему координат, в рамках которых могут существовать различные типы идеологий до тех пор, пока не выйдут за правовые пределы их осуществления.
Идеология может быть присуща и публично-правовым образованиям. Поскольку Конституция РФ должна обеспечивать закрепляемые ею основы конституционного строя, она устанавливает границы признаваемых прав [15, с. 3]. Базовой категорией для понимания сущности и содержания идеологического многообразия является «идеология». В настоящее время категории идеология и идеологическое многообразие выступают объектом исследования различных наук: социологии, философии, политологии и юриспруденции.
Место идеологического многообразия в системе основ конституционного строя России определяется его взаимоотношением с иными основами конституционного строя. В первую очередь это касается экономических, политических, религиозных и духовно-культурных основ.
Наиболее концентрированным, систематизированным, а часто теоретически обоснованным выражением жизни общества являются системы различных идеологических взглядов, различные идеологии, верования. Они неодинаковы, ибо современное общество соци-
Зиновьев И. П., Колесников Ю. А., Мельников В. Ю.
ИДЕОЛОГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ально асимметрично, различные классы и социальные слои имеют разные интересы, что и находит выражение в тех или иных идеологических построениях. Государство в силу идеологического многообразия обязано создавать необходимые условия для равной реализации духовных прав и свобод для всех субъектов общественных правоотношений.
Наряду с различиями коренные интересы многих социальных, конфессиональных, политических группировок в обществе могут совпадать, например, на базе общей заинтересованности в общественном прогрессе, модернизации, развитии, национальной идеи. Есть также и некоторые, признаваемые многими, общечеловеческие ценности. На этой основе складывается общероссийская идея, создаются идеологические постулаты, которые находят концентрированное выражение в Конституции РФ. Эти идеологические постулаты представлены многими концепциями, принятыми современным российским обществом: демократия, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, местное самоуправление, социально ориентированная рыночная экономика, политический плюрализм, идеологическое многообразие и др.
Плюралистическая составляющая свойственна организации целого ряда сфер общественной жизни и идеологическое многообразие в этой связи выступает для соответствующих основ конституционного строя центральным связующим звеном. В этом смысле оно выполняет системообразующую функцию в процессе организации жизни гражданского общества, конкретного человека и отдельных институтов политической власти.
Поскольку конституционные нормы носят учредительный характер, определяют ключевые принципы построения и функционирования государства, и его политической системы, их содержание всегда контролируется государственным аппаратом. Полного отсутствия противоречий между позитивным и естественным конституционным правом не достигают даже самые развитые демократические государства.
Таким образом, идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации не только пронизывает все сферы общественной жизни, ряд прав и свобод человека и гражданина, но и тесно связано с иными основами конституционного строя Российской Федерации. Существование конституционной правовой идеологии не противоречит положениям и самой части 2 статьи 13 Конституции. Запрет не относится к конституционной правовой идеологии в силу общегосударственной природы и общеобязательного характера самой Конституции РФ. При этом существование той или иной идеологии возможно лишь в рамках конституционно закрепленной правовой идеологии, сущность которой заключается в соблюдении баланса конституционных ценностей, интересов общества, государства, человека и гражданина.
Как справедливо отмечает К.М. Исаева, в теории и на практике до сих пор существует ряд спорных неразрешенных вопросов как в сфере конституционно-правового регулирования идеологического многообразия, так и в области реализации данного конституционного принципа на практике. В юридической науке отсутствует единый подход к проблеме существования государственной идеологии в Российской Федерации. Очевидно, что обязательной только государственной идеологии в условиях провозглашенного идеологического многообразия быть не может, но дискуссионным
остается вопрос о возможности существования в условиях идеологического многообразия и, соответственно, в условиях свободной и равной конкуренции идей, концепций, теорий в обществе, конституционной правовой идеологии [17, с. 3].
В России допустимо существование обязательной конституционной идеологии государства, функционирующей в рамках правового поля, не нарушающей прав, свобод и законных интересов других лиц и направленной на реализацию нужд и потребностей многонационального народа Российской Федерации. Она может быть не только основой национальной идеи, но должна служить средством объединения социальных групп и индивидов для решения общенациональных целей и задач. Проводником вышеуказанных идеологических воззрений, существующих в обществе, являются органы государственной власти. Это выражается в деятельности политических партий при выдвижении своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего, путем активного участия в избирательных кампаниях.
Положения части 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации не только не отрицают возможности существования консолидирующей идеологии, но и, напротив, задают систему координат, в рамках которых могут существовать различные типы идеологий до тех пор, пока не выйдут за правовые пределы их осуществления. Запрет не относится к конституционной правовой идеологии в силу общегосударственной природы и общеобязательного характера самой Конституции РФ. Существование той или иной идеологии возможно лишь в рамках конституционно закрепленной правовой идеологии, сущность которой заключается в соблюдении баланса конституционных ценностей, интересов общества, государства и личности.
Главным ориентиром для формирования российской конституционной правовой идеологии должны стать права, свободы и законные интересы граждан Российской Федерации, что непосредственно вытекает из системного толкования статей 2 и 13 Конституции Российской Федерации, определяющих права и свободы личности высшей ценностью и гарантирующих идеологическую свободу всем и каждому.
Соответственно, четко определенная конституционная правовая идеология, сосредоточенная на соблюдении и реализации прав, свобод и законных интересов граждан России, будет способствовать стабильности в государстве и обществе, выступать важным инструментом государственного строительства, гарантией обеспечения устойчивости правовой системы, единообразной правоприменительной практики и др.
Таким образом, конституционная правовая идеология - система конституционных ценностей, основанная на признании личности, ее прав и свобод высшей ценностью и признающая за ней право на идеологическое многообразие, защиту интересов государства. Это вытекающие из смысла и содержания норм Конституции Российской Федерации воззрения, идеи, представления о базовых основах существования, взаимодействия и развития общества и государства в условиях становления правового, демократического государства.
Список литературы:
1 Кокотов А.Н. Конституционное право России. Курс лекций: учеб. пособ. 2-е изд. - М., 2009. - С. 65.
2 Матузов Н.И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987. - С. 85.
3 Бондарь Н.С. Конвенционная юрисдикция Европейского суда по правам человека в соотношении с компетенцией Конституционного суда РФ // Журнал российского права. - 2006. - № 6 - С. 113-127.
4 Лафитский В.И. Сумерки права: семь грехов правотворчества // Адвокат. - 2006. - № 2. - С. 79-86;
5 По делу о проверке конституционности пунктов 1,3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда города Омска: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апр. 1998 г. № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 4.
6 Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2009. С. 49-50.
7 Конституции государств Азии : в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: Норма, 2010. -Т. 3. - С. 59-60.
8 Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учебное пособие / (сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков). 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 121.
9 Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М.: Норма, 2005. - С. 216.
10 Поярков С.Ю. Ценностные основания идеологии российского конституционализма // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 6. - С. 18-20.
11 Куничкина Н.С. Идеологическое многообразие и запрет на государственную (обязательную) идеологию в нормах Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 14. С. 8-9.
12 Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15. С. 5-6.
13 Стецовский Ю.И. Фашизм в современной Европе // Адвокат. 2008. № 1. С. 94-95.
14 Гаджиев Г.А. Отечество - некорпорация // Российская газета. 19 февр.2014.№6310. иР1_:11Нр://\м\\\.гд. ru/2014/02/19/ideologia.html.
15 Шайо А. Самозащита конституционного государства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. - М., 2004. - № 2. - С. 3.
16 Хачанян С.В. Конституционные коллизии в Российской Федерации.: дисс. ...канд.юрид. наук. - Ростов- на-Дону, 2015. - С. 62-63.
17 Исаева К.М. Идеологическое многообразие как основа конституционного строя РФ: автореф. дис....канд.юрид.наук / - Махачкала, 2015. - С. 3.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью И.П. Зиновьева, Ю.А. Колесникова, В.Ю. Мельникова «Идеология как общественный и государственный институт»
Коллективная статья И.П. Зиновьева, Ю.А. Колесникова, В.Ю. Мельникова посвящена, безусловно, весьма актуальной теме. В связи с чем, круг вопросов, освещенных в научной работе, представляет повышенный интерес и для науки, и для практики.
Предмет исследования, имеет конкретное определение и выверен с научной точки зрения. Методология исследования демонстрирует эффективность и результативность. Исследование может вызвать большой научный и практический интерес у читателей журнала. Можно говорить о научной новизне данной статьи, ее актуальности, теоретической или практической значимости. Структура и содержание статьи соответствуют научному стилю публикаций. Библиография статьи обширна и дает хорошее представление о выбранной авторами теме исследования. В статье дан полный и всеобъемлющий обзор научных работ других исследователей по схожей тематике. Выводы авторов статьи имеют под собой строгую научную основу. Мысли сформулированы ясно и изложены логично.
Как справедливо отмечают авторы, в условиях развития демократического государства множественность существующих идеологических установок различных слоев общества обуславливает необходимость провозглашения принципов идеологического, политического плюрализма, свободы слова, свободы выражения мнения, свободы совести и вероисповедания как гарантии реализации принципа верховенства прав и свобод человека. Идеологическое многообразие, закрепленное в статье 13 Конституции РФ, не только не отрицает возможность существования консолидирующей идеологии, но и, напротив, задает систему координат, в рамках которых могут существовать различные типы идеологий до тех пор, пока не выйдут за правовые пределы их осуществления. Существование той или иной идеологии возможно лишь в рамках конституционно закрепленной правовой идеологии, сущность которой заключается в соблюдении баланса конституционных ценностей, интересов общества, государства и личности.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Профессор кафедры «Теории и истории
Государства и права»
Ростовского Юридического Института МВД РФ
д-р юрид. наук, профессор
А.И. Овчинников