Научная статья на тему 'Национальная идея Российской Федерации: анализ конституционно-правового регулирования'

Национальная идея Российской Федерации: анализ конституционно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
853
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПЛЮРАЛИЗМ / CONSTITUTION OF RUSSIAN FEDERATION / LEGAL REGULATION / NATIONAL IDEA / STATE IDEOLOGY / PLURALISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Толмачева Елена Сергеевна

Статья посвящена анализу состояния современного правового регулирования национальной идеи Российской Федерации. Исследуются вопросы, касающиеся конституционно-правового регулирования национальной идеи России, анализируются положения Конституции РФ 1993 г., касающиеся запрета на существование в России государственной идеологии. Автором проанализированы, в первую очередь, моменты действия современной общественной жизни на ход и сущность национальной идеи. Отмечаются недостатки и недоработки единых взглядов, а нормативно-правовых актов – на сущность и восприятие национальной идеи. Подробно автором проведен процесс анализирования как самого содержания Конституции, так и ее сравнения относительно сущности самой национальной идеи, выдвинуты многочисленные тезисы, мнения по поводу их взаимосвязи и соотношения. Проведены многочисленные мнения ученых, подтверждающих свои точки зрения относительно соотношения Конституции РФ и действия национальной идеи. Автором проведена работа по рассмотрению и трактовке конституционных норм, регулирующих именно те или иные пункты и черты, касающиеся содержания и действия национальной идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Толмачева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDEA OF RUSSIAN FEDERATION: ANALYSIS OF CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATION

The article is devoted to the analysis of a condition of modern legal regulation of national idea of the Russian Federation. The questions concerning constitutional and legal regulation of national idea of Russia are investigated; provisions of the Constitution of the Russian Federation 1993, concerning a ban on existence in Russia the state ideology are analyzed. The author analyzed first of all the moments of action of modern public life on a course and essence of national idea. Shortcomings and defects of uniform views, and normative legal acts on essence and perception of national idea are noted. In detail the author carried out process of analysis both the contents of the Constitution, and its comparison concerning essence of the most national idea, numerous theses, opinions concerning their interrelation and a ratio are put forward. Numerous opinions of the scientists confirming the points of view concerning a ratio of the Constitution of the Russian Federation and action of national idea are carried out. The author carried out work on consideration and treatment of the constitutional norms regulating these or those points and lines, concerning contents and actions of national idea.

Текст научной работы на тему «Национальная идея Российской Федерации: анализ конституционно-правового регулирования»

УДК 340.1

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

© Елена Сергеевна ТОЛМАЧЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории государства и права; секретарь судебного заседания Тамбовского районного суда Тамбовской области, e-mail: nevalaishka-lena@mail.ru

Статья посвящена анализу состояния современного правового регулирования национальной идеи Российской Федерации. Исследуются вопросы, касающиеся конституционно-правового регулирования национальной идеи России, анализируются положения Конституции РФ 1993 г., касающиеся запрета на существование в России государственной идеологии.

Автором проанализированы, в первую очередь, моменты действия современной общественной жизни на ход и сущность национальной идеи. Отмечаются недостатки и недоработки единых взглядов, а нормативно-правовых актов - на сущность и восприятие национальной идеи. Подробно автором проведен процесс анализирования как самого содержания Конституции, так и ее сравнения относительно сущности самой национальной идеи, выдвинуты многочисленные тезисы, мнения по поводу их взаимосвязи и соотношения.

Проведены многочисленные мнения ученых, подтверждающих свои точки зрения относительно соотношения Конституции РФ и действия национальной идеи.

Автором проведена работа по рассмотрению и трактовке конституционных норм, регулирующих именно те или иные пункты и черты, касающиеся содержания и действия национальной идеи.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; правовое регулирование; национальная идея; государственная идеология; плюрализм.

Состояние современной общественной жизни свидетельствует о недостаточности государственно-правовых, социальных механизмов, воздействующих на эффективность общественных отношений [1, с. 329]. Данное положение в полной мере относится к национальной идее России. В настоящее время не существует единого подхода к пониманию основ правового регулирования национальной идеи. Это выражается в отсутствии основополагающего закона, касающегося национальной идеи РФ. Вместе с этим можно констатировать тот факт, что в России имеется широкий массив нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, касающиеся различных аспектов национальной идеи: национальных отношений, национальных интересов, национальной безопасности, патриотизма, нравственности, религии. В ряде субъектов РФ приняты и вступили в законную силу базовые и специальные законы, регулирующие отдельные аспекты национальной идеи России, а также действует достаточно большое количество региональных подзаконных актов и правовых актов муниципальных органов власти. В настоящее время активность различных

субъектов гражданского общества, связанная с выработкой и систематизацией знаний о национальной идее, а также формулированием нового девиза, являющегося непосредственным выражением национальной идеи современной России, неуклонно возрастает. Это во многом связано с высказываниями Президента РФ, который не раз утверждал, что России нужна новая национальная идея.

В самом обобщенном смысле под термином «национальная идея» следует понимать комплекс основополагающих нравственноэтических идей, длительное время занимающих центральное место в истории народа, служащих для максимально длительного сохранения идеологической самобытности народа.

Национальная идея является отражением неравномерности исторического процесса, она приобретает динамичность и действенность в переломные периоды жизни народа. При этом своеобразие исторической ситуации определяет избирательность интеллектуального и эмоционального отношения к содержанию национальной идеи, ее преломление в оценках современного положения государства.

По нашему мнению, правовое регулирование национальной идеи выражается в наличии стратегической законодательно закрепленной линии государства, направленной на обеспечение социального, политического и культурного развития российского государства, на соблюдение прав человека, на формирование у граждан патриотизма, гражданственности, нравственности, уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории России, и укрепление национальной безопасности.

Анализ правового регулирования национальной идеи России необходимо начать с Основного закона страны - с Конституции РФ [2]. Нельзя не согласиться с мнением К.М. Исаевой о том, что существование национальной идеи возможно только на основе единства основных, базовых ценностей, закрепленных в Конституции РФ. Именно Конституция РФ как основной закон государства содержит в себе те основополагающие ценности, которые, с одной стороны, служат объединяющим фактором, а с другой -дают возможность сосуществовать различным культурам, народам, социальным группам, помогая при этом реализовывать их права [3, с. 130].

По нашему мнению, можно выделить следующие особенности конституционно-правового регулирования в области национальной идеи:

- нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу при формировании государственной правовой политики в области национальной идеи;

- Конституция России регулирует правовые основы всей государственной политики, в т. ч. и в области национальной идеи;

- Конституция России является исходной правовой базой для дальнейшей выработки и принятия Концепции национальной идеи России на федеральном и региональном уровнях;

- Конституция России определяет круг субъектов, правомочных принимать в пределах своей компетенции нормативные акты и осуществлять определенные действия, связанные с реализацией правовой политики в области национальной идеи.

В силу своей изначальной противоречивости Конституция РФ 1993 г. на протяжении всего периода действия вызывала и вы-

зывает к себе соответствующее противоречивое отношение, обусловливала и обусловливает подчас прямо противоположные оценки, предполагала и предполагает самые разные пути ее совершенствования [4, с. 2].

Конституция РФ - это юридический документ (источник права), в котором органично сочетаются правовые нормы и нравственные ориентиры справедливости (идеологический компонент), обязательные для всего общества. Этим российская Конституция не отличается от Основных законов других государств. Идеологический компонент чаще всего закрепляется в преамбуле Основного закона государства, а также отчетливо прослеживается в разделах, посвященных правам и законным интересам человека и гражданина, основам конституционного строя.

В этом Конституция РФ 1993 г. не представляет исключения. В ней закрепляется, что Россия есть демократическое, правовое, федеративное (ст. 1), социальное (ст. 7) и светское (ст. 14) государство. Эти нормы полностью соответствуют «мировым стандартам» либерально-демократической идеологии, в основе которой лежат идея государственного суверенитета, рыночная модель экономики, многопартийность, теория разделения властей, принцип политического и идеологического плюрализма, многообразие форм собственности. Таким образом, Основной закон страны и стал тем сводом базовых политико-государственных и правовых ориентиров, которые призваны сыграть определяющую роль в развитии общества [5, с. 5].

На первый взгляд, выдвигаемая нами концепция о необходимости правового регулирования национальной идеи противоречит Конституции РФ, а именно ч. 2 ст. 13, которая отрицает возможность установления какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Общественностью, многими идеологами новой России эта норма была воспринята как абсолютная деидеологизация и отказ от идеологической составляющей государственного и политического развития [3, с. 129]. Это означает и государственный запрет на существование в нашей стране и национальной идеи тоже. Но ратификация невозможности установления государственной идеологии все-таки является видом идеологии. Это приводит к тому, что в Конституции РФ одна и та же логическая

посылка в то же время отвергается и утверждается [6, с. 26].

По этому поводу в одном из первых комментариев к Конституции РФ, подготовленном Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, разъясняется: «Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет и не может иметь приоритета перед другими, который бы закреплялся официально государством с помощью закона или иным способом» [7, с. 42].

Аналогичную точку зрения имеет и профессор С.А. Авакьян: «Эти нормы порой толкуются так, что Конституция исключает всякую идеологическую составляющую нашего государственно-политического развития. На самом деле подоплека указанных конституционных положений несколько иная -со всей очевидностью они появились в свое время, чтобы исключить прежнюю идеологию как основу конституционного строя. Та идеология предполагала только однополярные ценности, а они как раз и не подходили новому обществу. Их отвергли, но при этом нормы Конституции сформулировали так, что, вроде, новой идеологии у общества, государства не существует» [8, с. 1].

Появление данной нормы можно связать с острейшим политическим кризисом осени 1993 г., в условиях которого в спешном порядке принималась Конституция РФ. Безусловно, этот фактор не способствовал всестороннему обсуждению, осмысленному пониманию всех норм участниками референдума. В то время казалось, что главными моментами демократизации общественной жизни являются создание действенной системы государственной власти, а также искоренение идеологического монизма, нашедшего свое выражение в Конституции СССР 1977 г., прямо закреплявшей господство официальной марксистско-ленинской идеологии.

По нашему мнению, невозможно существование деидеологизированного общества и государства. Как верно отмечает Г.Г. Бернацкий, народ объединяется в единое общество и государство не только на основе общей хозяйственной деятельности, как считает марксизм, но и на основе общей культуры,

языка, системы ценностей. Духовное единство скрепляет народ в единое государство даже в условиях хозяйственной раздробленности, экономических кризисов, военных потрясений [9, с. 376]. Данное духовное единство в обобщенном законодательном виде и должно быть представлено в виде национальной идеи России. Она должна гармонично охватывать политическую и правовую культуру, правовое воспитание, которые предполагают наличие социальных, политических, идейных принципов и ориентиров. А все вместе они позволят говорить о реальном существовании гражданского общества и правового государства.

«Гражданское общество - деполитизи-рованное и деидеологизированное общество. Это вовсе не значит, что оно не проводит никакой политики, не исповедует никаких идей, взглядов. Ему чужд лишь идеологический монополизм. Ни одна теория не может претендовать на исключительность, когда она фетишизируется и обожествляется как единственно верная и непогрешимая. Деи-деологизированное общество, деидеологизи-рованное государство, деидеологизирован-ный человек - это всего лишь ориентир и метод отхода от партийного государства и партийного общества, от той системы, которая была жестко пропитана одной «всепобеждающей» и непререкаемой идеологией. У государства все же должна быть общенациональная идея, вокруг которой можно было бы консолидировать все общество», - говорит

Н.И. Матузов [10, с. 88-89].

Общественные и государственные деятели практически сразу же после принятия Конституции РФ осознали ее ограниченный характер в идеологической сфере и предприняли в 1994-1995 гг. попытку создания новой идеологической доктрины, получившей название «демократический патриотизм». Причем важно отметить, что инициатором создания данной доктрины был действующий в то время Президент России Б.Н. Ельцин. По нашему мнению, это связано с подрывом общественного сознания, в особенности старшего поколения граждан России, воспитанных на культе коммунистической идеологии, а также духовной деградацией молодежи, которой социалистические ценности СССР понятны не были, а новые не были созданы.

По мнению Т.А. Фасгиева, ст. 13 Конституции России затруднила теоретические разработки категории «идеологическая функция государства». Перечисляя функции государства, теоретики государства и права эту функцию, как правило, непосредственно не упоминают [11, с. 7]. Правда, существуют и исключения. Так, например, в качестве компромисса выступает выделяемая А.В. Малько организационно-идеологическая форма осуществления функций государства, в рамках которой проводится «повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению» [12, с. 16].

Таким образом, ст. 13 Конституции РФ прогрессивна, т. к. устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принципы многообразия (плюрализма) -идеологического, политического, общественно-организационного (ч. 1-4), а также пределы их осуществления (ч. 2, 5). Идея плюрализма соответствует многообразной и сложной реальности. Ведь любое общество в любой исторический период неоднородно в силу различных социальных, политических обстоятельств. В зависимости от пола, возраста и других факторов оно делится на различные группы. Эти социальные группы объединены общими интересами и, соответственно, преследуют общие цели.

Данная конституционная норма при правильном ее толковании, но нашему мнению, является несомненным демократическим достижением законодательства. Она предполагает наличие целого ряда прав отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений в идеологической сфере:

1) разрабатывать и свободно развивать идеи, теории, касающиеся экономического, политического, правового устройства России, зарубежных государств и мира в целом;

2) беспрепятственно распространять собственные идеи и взгляды, используя различные средства и способы: прессу, телевидение, а также иные средства массовой информации, публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с оппонентами;

3) право на публикацию монографических работ, статей в идеологической сфере;

4) разрабатывать программные документы политических партий, заниматься подготовкой законопроектов, предусматривающих меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя РФ, представлять их на рассмотрение общественных и государственных органов;

5) требовать через судебные и другие государственные органы устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

1. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ «О поправках к Конституции РФ» от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.

2009. № 4. Ст. 445.

3. Исаева К.М. Роль средств массовой информации в развитии конституционного принципа идеологического многообразия // Вестник Дагестанского государственного университета. 2011. № 2.

4. Малько А.В. Конституционная политика как особая разновидность правовой политики // Конституционное и муниципальное право.

2010. № 4.

5. Василенко А.В. О проблеме формирования идеологии современного российского государства // Политика и право. 2001. № 2.

6. Давыдов А.В. Духовно-мировоззренческие принципы защищенности личности в системе национальной безопасности современной России // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3.

7. Комментарий к Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. М., 1994.

8. Авакьян С.А. Ни одна страна не может жить без идеологии // Российская Федерация сегодня. 2009. № 6.

9. Бернацкий Г.Г. Политико-правовая идеология в контексте национальной и международной правовой культуры // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: 10 Международные Лихачевские чтения, 13-14 мая 2010 г.: доклады. СПб., 2010.

10. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3.

11. Фасгиев Т.А. Современные представления об 12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государ-идеологической функции государства: неко- ства и права. М., 2009.

торые конституционные аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1. Поступила в редакцию 23.08.2013 г.

UDC 340.1

NATIONAL IDEA OF RUSSIAN FEDERATION: ANALYSIS OF CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATION

Elena Sergeyevna TOLMACHEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory of State and Law Department; Secretary of judicial session of Tambov district court, e-mail: nevalaishka-lena@mail.ru

The article is devoted to the analysis of a condition of modern legal regulation of national idea of the Russian Federation. The questions concerning constitutional and legal regulation of national idea of Russia are investigated; provisions of the Constitution of the Russian Federation 1993, concerning a ban on existence in Russia the state ideology are analyzed.

The author analyzed first of all the moments of action of modern public life on a course and essence of national idea. Shortcomings and defects of uniform views, and normative legal acts on essence and perception of national idea are noted. In detail the author carried out process of analysis both the contents of the Constitution, and its comparison concerning essence of the most national idea, numerous theses, opinions concerning their interrelation and a ratio are put forward.

Numerous opinions of the scientists confirming the points of view concerning a ratio of the Constitution of the Russian Federation and action of national idea are carried out.

The author carried out work on consideration and treatment of the constitutional norms regulating these or those points and lines, concerning contents and actions of national idea.

Key words: Constitution of Russian Federation; legal regulation; national idea; state ideology; pluralism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.