ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Е. И. Сидоров
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
В статье рассмотрены правовая характеристика и особенности производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела как составной части административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. Автор исследовал правовую основу, формы и стадии производства, порядок их процессуального оформления, роль таможенных органов в данном производстве.
Ключевые слова: производство; административные правонарушения в области таможенного дела; Таможенный союз; Таможенный кодекс Таможенного союза; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Федеральная таможенная служба; должностные лица таможенных органов; стадии; формы производства; правовая характеристика.
В современных условиях, когда Таможенный союз функционирует в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), роль Федеральной таможенной службы (ФТС России) как органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, постоянно возрастает. Таможенные органы РФ осуществляют ряд функций, в том числе по обеспечению экономической безопасности государства. В связи с этим одним из важнейших направлений продолжает оставаться правоохранительная деятельность.
Составной частью правоохранительной деятельности таможенных органов РФ является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела. Согласно ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза [1].
В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в ч. 8 ст. 12 определено, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) [2].
В постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» в ч. 5 п. 44 подчеркивается, что таможенные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) и иных административных правонарушениях, отнесенных законодательством РФ к компетенции таможенных органов [3].
При этом следует отметить, что, несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество дел об административных правонарушениях в области таможенного дела остается значительным и имеет тенденцию к росту. Как показывает анализ практики ФТС России, за 2012 г. возбуждено 79 170 дел, в 2013 г. - 79 727 дел, в 2014 г. - 80 385 дел. Закономерностью является возбуждение наибольшего количества дел по так называемым «контрабандо-образующим составам», правовое регулирование которых осуществляется ст. 16.2, 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Например, в 2012 г. по ст. 16.2 «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров» возбуждено 21 555 дел (27% от общего количества), в 2013 г. - 22 593 дела (28%), в 2014 г. - 23 728 дел (30%), а по ст. 16.3 «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации» в 2012 г. возбуждено 8 960 дел (11% от общего количества), в 2013 г. - 10 602 дела (13%), в 2014 г. - 9 636 дел (12%) [4].
В среднем количество возбужденных дел по вышеуказанным статьям составляет за последние три года более 40% от общего количества правонарушений, ответственность за которые предусмотрена гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)», которая действует в редакции от 06.12.2011 № 409-ФЗ и содержит 24 статьи и 44 состава правонарушений. Это свидетельствует о высокой общественной опасности административных правонарушений в области таможенного дела.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, однако регламентация основ административно-процессуальной деятельности на всей территории РФ едина. Она устанавливается КоАП РФ, нормы которого регулируют: общие условия производства; порядок применения мер обеспечения; круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, их права и обязанности; доказательства; порядок производства процессуальных действий; порядок исполнения наказаний.
Наряду с этим, учитывая специфику производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, некоторые вопросы данного производства регулируются статьями ТК ТС (ст. 199 «Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления», ст. 208 «Последствия изъятия (ареста) товаров, помещенных под таможенную процедуру») и Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 171 «Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрение гражданских и уголовных дел», ст. 183 «Порядок наложения ареста
на товары, изъятие товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки» и др.).
В целом правовую основу производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела составляют: Конституция РФ, международные договоры РФ, нормы таможенного законодательства Таможенного союза, КоАП РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты ФТС России, а также иные нормативные правовые акты.
В настоящее время производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является одним из видов юрисдикционно-го производства таможенных органов и рассматривается как урегулированный административно-процессуальными нормами вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению индивидуальных дел и применению мер административной ответственности к виновным физическим и юридическим лицам за нарушения таможенного законодательства.
С точки зрения С. И. Истомина, «производство по делам о нарушении таможенных правил представляет собой процессуальный порядок деятельности таможенных органов и их должностных лиц по заведению дел о нарушении таможенных правил, исследование обстоятельств, связанных совершением правонарушения, рассмотрению таких дел, разрешению жалоб на состоявшиеся постановления по делам о нарушении таможенных правил и исполнению постановлений о наложении взысканий за совершение правонарушений» [5].
О. В. Гречкина в целом соглашается с изложенной точкой зрения, но делает вывод, что «производство по делам о нарушении таможенных правил является разновидностью производства по делам об административных правонарушениях, регламентируется административно-процессуальными нормами и нормами таможенного законодательства и представляет собой деятельность таможенных органов, направленную на разрешение дел о нарушении таможенных правил и применении административно-принудительных мер» [6]. Автор разделяет и поддерживает вышеуказанные позиции.
Следует отметить, что основными признаками данного производства являются его комплексность, наличие определенной системы осуществляемых процессуальных действий, каждое из которых предусмотрено законом и влечет определенные юридические последствия.
Цель производства - правоохрана, обеспечение правопорядка, соблюдение законодательства, действующего в различных сферах общественных отношений, в частности, в области таможенного дела, борьба с правонарушениями и их превенция.
Исходя из вышеизложенного, необходимо констатировать, что в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений [7]. Порядок производства по административным правонарушениям в области таможенного дела регламентируется гл. 24-32 (разделы 1У-У) КоАП РФ.
При этом производство ведется только строго установленными, специально уполномоченными субъектами, наделенными соответствующими полномочиями на совершение процессуальных действий на протяжении всего процесса или его определенной стадии. По административным правонарушениям в области таможенного дела это судьи и должностные лица таможенных органов, о чем напрямую говорится в ст. 23.1, 23.8, 28.3, 31.3 КоАП РФ, а также в ряде ведомственных правовых актов. Например, в целях реализации положений ч. 2 ст. 23.7, ч. 4 ст. 28.3, ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ в таможенных органах перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и в целом вести производство, определен приказом ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» [8]. В соответствии с требованиями данного приказа сотрудники таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях и вести производство по ним. Разделение функций между субъектами производства и официальный характер их деятельности реализуются путем составления различных процессуальных актов, документов, отражающих полученные результаты на каждом этапе, стадии производства.
По мнению автора, производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в основном ведется сотрудниками отделов административных расследований таможен, а также должностными лицами таможенных постов и некоторых отделов таможен. Поэтому нормы вышеуказанного приказа в связи с организационно-штатными мероприятиями, проводимыми в ФТС России, нуждаются в значительной корректировке.
В действующем административном законодательстве закреплено несколько процессуальных форм производства по делам о нарушении таможенных правил:
- общая процессуальная форма производства - возбуждение дела об административном правонарушении производится путем применения той или иной меры обеспечения производства по делу либо составления протокола об административном правонарушении немедленно после выявления признаков правонарушения (или в срок не более 48 часов), после чего следует рассмотрение дела (общий срок давности - два месяца) (ст. 28.2, 28.5 КоАП РФ);
- упрощенная процессуальная форма производства - все стадии производства объединяются в одну, а назначение административного наказания производится без составления протокола путем вынесения постановления о назначении административного наказания (ст. 28.6 КоАП РФ);
- особая процессуальная форма производства, включающая: возбуждение дела, административное расследование, составление протокола и рассмотрение (специальный срок - до шести месяцев, ст. 28.7 КоАП РФ).
Согласно КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела насчитывает четыре стадии:
- возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28);
- рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29);
- пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30);
- исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31-32).
Каждая стадия имеет свою специфику и особенности. Например, на стадии возбуждения дела определяются событие, состав, поводы к возбуждению дела, момент, когда дело считается возбужденным, порядок и сроки составления необходимых процессуальных документов, его квалификация, форма производства. На стадии рассмотрения дела принимается решение о наказании физического или юридического лица или о прекращении дела, а также производятся другие процессуальные действия. Пересмотр постановлений и решений, исполнение постановлений также являются основными стадиями производства по делам об административных правонарушениях. Но пересмотр постановлений и решений в некоторых случаях может выступать как факультативная стадия. В целях реализации стадии исполнения постановлений о назначенных административных наказаниях применяются нормы материального, а не процессуального права, которые определяют особенности и специфику назначения отдельных видов наказаний.
Проанализировав правовую основу, формы и стадии производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, можно сделать вывод, что состояние административного законодательства в целом позволяет должностным лицам таможенных органов эффективно осуществлять производство в ходе административно-юрисдикционной деятельности в условиях Таможенного союза ЕАЭС.
Анализ правоприменительной практики должностных лиц таможенных органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, также показывает, что она имеет определенные особенности:
- производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является разновидностью административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов и в настоящее время в основном регулируется КоАП РФ, ТК ТС, федеральными законами, нормативными актами ФТС России;
- производство по делам в основном осуществлялось: без проведения административного расследования (составление протокола, актов реагирования прокурора, например: 2012 г. - 47 603 дела, 2013 г. - 47 265 дел, 2014 г. - 47 649 дел), с проведением административного расследования (например: 2012 г. - 31 657 дел, 2013 г. - 32 462 дела, 2014 г. - 32 736 дел);
- основными субъектами производства являются физические лица (в 2012 г. -61% от общего количества, 2013 г. - 56,2%, 2014 г. - 61,3%), что свидетельствует о сложности привлечения юридических лиц за административные правонарушения в области таможенного дела;
- основными административными наказаниями по административным правонарушениям в области таможенного дела являются административный штраф и конфискация орудий или предметов правонарушения;
- возбуждение и производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела проводятся широким кругом уполномоченных должностных лиц таможенных органов в соответствии с приказом ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»;
- эффективность и результативность производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в значительной степени зависят от применения мер обеспечения производства, которые активно используются должностными лицами таможенных органов в ходе расследования административных правонарушений;
- в ходе производства в ряде случаев применялась такая категория, как малозначительность правонарушения, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ (например, по данному обстоятельству за 2012 г. прекращено 33% дел, за 2013 г. - 32%, за 2014 г. - 30,8%);
- постановление по делу о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕАЭС или законодательства РФ о таможенном деле может быть вынесено в течение двух лет со дня совершения (ст. 4.5 КоАП РФ);
- при производстве по делам должностными лицами таможенных органов активно используются результаты проведения различных форм таможенного контроля;
- в соответствии с ч. 2 ст. 1.4 «Принцип равенства перед законом» КоАП РФ особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), служебная деятельность которых зачастую связана с международными визитами, заграничными служебными командировками, устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законам, на них распространяется полный или частичный административно-деликтный иммунитет;
- сложность и проблематичность ведения производства в отношении иностранных граждан - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые после возбуждения дела об административном правонарушении в области таможенного дела в некоторых случаях покидают территорию РФ и уклоняются от административной ответственности.
Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования административного и таможенного законодательства, повышения эффективности производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела предлагается:
- корректировать и оптимизировать нормы административного и таможенного законодательства, касающиеся производства по данным делам, в связи с функционированием ЕАЭС;
- принимать и вносить изменения в ведомственные акты ФТС России по вопросам более четкого регламентируемого учета категорий должностных лиц таможенных органов, имеющих право осуществлять производство по административным правонарушениям в области таможенного дела;
- предоставить ФТС России право направления запросов о правовой помощи при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в отношении иностранных граждан - участников ВЭД.
Использованные источники
1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 № 17 (Федеральный закон от
02.06.2010 № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза») // Собрание законодательства РФ. 2010. № 23. Ст. 2796.
2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
3. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (за 2012-2014 годы).
5. Истомин С. И. Юрисдикционный процесс в таможенной сфере: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 16.
6. Гречкина О. В. Административное производство по делам о нарушении таможенных правил: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 22.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. I).
8. Приказ ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // Архив ФТС России.
Л. Е. Чистова
ТИПИЧНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИКОВ
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся типичных следственных ситуаций первоначального этапа расследования преступлений, связанных с контрабандой наркотиков; приводится авторская точка зрения по этому вопросу; разрабатывается программа действий следователя, исходя из каждой следственной ситуации.
Ключевые слова: типичные следственные ситуации; первоначальный этап расследования; контрабанда наркотиков.
Среди ученых-криминалистов по поводу определения следственной ситуации до сих пор не сложилось единого мнения.
Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, что нам ближе определение следственной ситуации, данное А. Г. Филипповым, который понимает ее как «сумму значимой для расследования информации (доказательств, а также сведений, полученных непроцессуальным путем), имеющейся в распоряжении следователя к определенному моменту расследования» [1, с. 527-528].
Значение следственной ситуации при расследовании любых видов преступлений велико. Именно исходя из типичных следственных ситуаций разрабатываются программы расследования конкретных преступлений.
Следственные ситуации являются также основой для выдвижения версий и планирования расследования. В связи с этим мы полностью согласны с мнением В. К. Гавло, который считает, что «повышение эффективности расследования, как показывает анализ практики, возможно, в частности, на пути научного познания и выделения в отдельных методиках типичных следственных ситуаций и разработки соответствующих им тактико-криминалистических приемов и правил работы следователя по раскрытию и расследованию преступлений» [2, с. 72].