Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ КАК ФОРМА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ КАК ФОРМА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
926
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ADMINISTRATIVE INVESTIGATION / НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ФТС РОССИИ / FEDERAL CUSTOMS SERVICE / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / CUSTOMS OFFICERS / СУДЬИ / JUDGES / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / CUSTOMS LAW VIOLATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоров Евгений Иванович

Статья посвящена актуальным вопросам применения административного расследования как формы производства по делам о нарушении таможенных правил. Автором исследована правовая характеристика административного расследования, его особенности и порядок процессуального оформления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE INVESTIGATION OF CUSTOMS LAW VIOLATIONS AS A FORM OF LEGAL PROCESS

The article is dedicated to the core issues of administrative investigation of customs law violations as a form of legal process. The author presented the legal features and processing aspects of the administrative investigation of customs violations.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ КАК ФОРМА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ»

Е. И. Сидоров

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ КАК ФОРМА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Статья посвящена актуальным вопросам применения административного расследования как формы производства по делам о нарушении таможенных правил. Автором исследована правовая характеристика административного расследования, его особенности и порядок процессуального оформления.

Ключевые слова: административное расследование; нарушение таможенных правил; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; ФТС России; должностные лица таможенных органов; судьи; законность.

Одним из важнейших видов деятельности таможенных органов России продолжает оставаться правоохранительная, составной частью которой является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела.

В соответствии со ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы «ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза» [1]. Наряду с этим в ч. 8 ст. 12 в Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определено, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил) [2].

Анализ правоохранительной деятельности таможенных органов показывает, что количество дел по административным правонарушениям в области таможенного дела остается значительным и имеет тенденцию к росту. Например, в 2011 г. было возбуждено 72 951 дело, а в 2012 г. - 79 170 дел, в 2013 г. - 79 727 дел. Следует отметить, что административное расследование по делам о нарушении таможенных правил в 2011 г. проводилось по 31 667 делам, в 2012 г. - 31 567, в 2013 -32 462 делам, что составляет в целом более 40% от общего количества возбужденных дел [3].

Необходимо отметить, что нарушения таможенных правил, административное расследование по которым осуществляют таможенные органы, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как затрагивают экономические интересы государства и тем самым оказывают негативное влияние на состояние его экономической безопасности. Эффективность и результативность производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела в значительной мере зависят от качества проведения административного расследования. На него негативно влияют следующие факторы:

- несоответствие правового регулирования административного расследования в части его понятия, предмета и механизма реализации;

- нерешенность вопроса о сущности административного расследования.

Административное расследование по делам о нарушении таможенных правил имеет ряд особенностей, связанных со сложным процессом установления признаков состава правонарушения, сбора доказательств, необходимостью проведения большого количества процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Учитывая продолжительность административного расследования по делам о нарушении таможенных правил, следует отметить, что рядовым сотрудникам таможенных органов часто приходится продлевать срок проведения расследования. Законодатель предусмотрел такую возможность, но для этого необходимо согласование (решение) руководителя вышестоящего таможенного органа, что в условиях удаленности его нахождения от исполнителя в разы увеличивает время, затрачиваемое на процесс согласования, сокращая тем самым время на собственно расследование.

В настоящее время законодательство определяет условия, при соблюдении которых возможно проведение административного расследования:

- необходимость осуществления экспертизы;

- проведение иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Наряду с этим Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не содержит специальных норм, регламентирующих порядок назначения и проведения экспертизы и других процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Перед наукой административного права в реалиях сегодняшнего дня стоит важная задача унификации и уточнения базовых теоретических аспектов административного расследования, разрешения существующих коллизий и пробелов в нормативном регулировании указанной процессуальной деятельности. Представляется, что устранение вышеуказанной неопределенности позитивно скажется на правоприменительной практике.

В целях разрешения указанного законодательного пробела следует поддержать позицию ученых о включении в состав указанных процессуальных действий:

- направление поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ);

- взятие проб и образцов (ст. 26.5 КоАП РФ);

- фотографирование или фиксирование иным способом вещественных доказательств (ст. 26.6 КоАП РФ);

- истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);

- привлечение специалиста для участия в деле (ст. 25.8 КоАП РФ).

Проведение одного и того же процессуального действия в зависимости от конкретных обстоятельств дела может потребовать различных временных затрат.

Об административном расследовании следует говорить как об отдельной процессуальной форме, включающей в себя особую систему последовательно совершаемых процессуальных действий и принимаемых по их результатам правовых актов специально уполномоченными на то должностными лицами в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Учитывая тот факт, что административное расследование является одной из форм производства по делам о нарушении таможенных правил, следует заключить, что административное расследование как вид юридической практики также протекает в относительно обособленной процессуальной форме. Однако понятие,

состав, иные аспекты регламентации процессуальной формы применительно к административному расследованию как составной части производства по делам об административных правонарушениях и административного процесса детально не разработаны (в отличие от процессуальной формы иных видов юридического процесса).

В современном законодательстве процессуальная форма является атрибутом юридической ответственности, без которой ее наступление практически невозможно. Юридическая процессуальная форма представляет собой специфическую научную конструкцию в понятийном аппарате юридического процесса, характеризующую модель внутренней структуры правовых форм деятельности и отражающую закрепленные в процессуальном законодательстве организационные закономерности деятельности участников юридического процесса в виде определений процессуального режима, процессуального производства и процессуальной стадии. Иными словами, процессуальная форма - это юридическая конструкция, которая закрепляет целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических дел.

Раскрывая правовую сущность процессуальной формы административного расследования по делам о нарушении таможенных правил, необходимо отметить, что она включает в себя следующие составляющие ее элементы: основания проведения, порядок принятия решения, место проведения, срок проведения, порядок оформления результатов.

Действующим административным законодательством нормативно закреплено несколько процессуальных форм производства по делам о нарушении таможенных правил. Ими являются:

- общая процессуальная форма производства, где возбуждение дела об административном правонарушении производится путем применения той или иной меры обеспечения производства по делу либо составления протокола об административном правонарушении немедленно после выявления признаков правонарушения (или в срок не более 48 ч), после чего следует рассмотрение дела (общий срок давности - два месяца, ст. 28.2, 28.5 КоАП РФ);

- упрощенная процессуальная форма производства, где все стадии производства объединяются в одну, а назначение административного наказания производится без составления протокола путем вынесения постановления о назначении административного наказания (ст. 28.6 КоАП РФ);

- особая процессуальная форма производства, включающая в себя: возбуждение дела, административное расследование, составление протокола и рассмотрение (специальный срок - до шести месяцев, ст. 28.7 КоАП РФ).

В 2011 г. вынесено 30 901 определение о возбуждении дела о нарушении таможенных правил и проведении административного расследования и 766 постановлений прокурора, в 2012 г. - 30 926 определений и 641 постановление прокурора, в 2013 г. - 31 967 определений и 495 постановлений1.

Процессуальная форма административного расследования определяет особую форму производства по делам о нарушении таможенных правил. При этом объектом административного расследования является совокупность обстоятельств, подлежащих выяснению и являющихся доказательствами по делу об

1 По окончании административного расследования в соответствии с п. 6 ст. 28.7 КоАП РФ составляется протокол либо выносится постановление о прекращении дела.

58 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2014

административном правонарушении. Обстоятельства, подлежащие доказыванию, установлены ст. 26.1 КоАП РФ. Изложенный в этой норме перечень конкретизируется в соответствии с отдельным составом правонарушения.

Таким образом, определяя место административного расследования в производстве по делам об административных правонарушениях, по мнению автора, следует говорить об относительно самостоятельной процессуальной форме, определяющей общую форму особого производства по делам об административных правонарушениях и представляющей собой его составную часть.

На относительную важность процессуальной формы административного расследования указывается в законодательстве. Например, ст. 23.1 КоАП РФ определяет, что дела об административных правонарушениях, указанные в ч. 1 и 2 статьи, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются только судьями районных судов.

Уяснение сущности и содержания административного расследования по делам о нарушении таможенных правил невозможно без исследования правового положения таможенных органов как субъектов административного расследования, которое представляет собой совокупность правовых норм, определяющих иерархию и полномочия звеньев системы таможенных органов, их должностных лиц, участвующих в проведении административного расследования.

Приказ ФТС России от 01.03.2012 № 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» [4] утвердил новый перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих право осуществлять процессуальные действия по делам о нарушении таможенных правил, в том числе проводить административные расследования.

В соответствии с письмом ФТС России от 30.05.2006 № 18-12/18616 «О полномочиях должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях» и с нормами КоАП РФ должностное лицо (им, как правило, является сотрудник отдела административных расследований), в производстве которого находится дело об административных правонарушениях, обладает специальным процессуальным статусом независимо от занимаемой должности. Для получения доказательств по делу КоАП РФ предоставляет такому лицу (возбудившему дело, проводящему административное расследование, рассматривающему дело) право по своему усмотрению проводить весь комплекс установленных законом процессуальных действий, в том числе привлекать в качестве специалиста любое лицо, обладающее специальными познаниями (ст. 25.8 КоАП РФ), направлять запросы в таможенные органы либо поручать совершение отдельных процессуальных действий должностному лицу соответствующего таможенного органа (ст. 26.9 КоАП РФ), а также обращаться в любую организацию для истребования сведений, необходимых для разрешения дела (ст. 26.10 КоАП РФ).

Анализ правоприменительной практики должностных лиц таможенных органов позволяет констатировать существование определенных особенностей административного расследования по делам о нарушении таможенных правил, которые можно подразделить на несколько групп:

- правовые и организационные особенности административного расследования;

- особенности санкций за нарушение таможенных правил;

- специальные сроки административного расследования.

Для устранения пробелов и коллизий в административном законодательстве, связанных с проведением административного расследования по делам о нарушении таможенных правил, также необходимо:

- включить в разд. IV КоАП РФ «Производство по делам об административных правонарушениях» гл. 281 «Административное расследование» и исключить при этом ст. 28.7 КоАП РФ;

- дополнить гл. 25 КоАП РФ нормой, раскрывающей правовой статус должностного лица, уполномоченного осуществлять административное расследование.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 № 17 (Федеральный закон от 02.06.2010 №114-Ф3 «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 23. Ст. 2796.

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

3. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (за 2011-2013 гг.).

4. Приказ ФТС России от 01.03.2012 № 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» // Российская газета. 2012. 20 апреля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.