ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Е. И. Сидоров
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
Статья посвящена правовой характеристике и анализу особенностей административной ответственности юридических лиц по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Автором исследованы правовая основа и порядок наступления такой ответственности.
Ключевые слова: юридические лица; административные правонарушения в области таможенного дела; Таможенный кодекс Таможенного союза; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; правовая характеристика; административные наказания.
В современных условиях в связи с созданием и функционированием Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возрастает роль Федеральной таможенной службы (ФТС России) как органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Таможенные органы в своей деятельности осуществляют ряд функций, в том числе по обеспечению экономической безопасности России. В связи с этим одним из важнейших направлений их деятельности продолжает оставаться реализация правоохранительной функции.
Составной частью правоохранительной деятельности таможенных органов России является борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела.
В соответствии с нормами ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза [1].
Наряду с этим в Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2] в ч. 8 ст. 12 определено, что таможенные органы: выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил).
Следует отметить, что, несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, количество дел об административных
Е. И. Сидоров
правонарушениях остается значительным и имеет тенденцию к росту. Как показывает анализ правоприменительной деятельности ФТС России, в 2013 г. возбуждено 79 727 дел об административных правонарушениях, в 2014 г. - 80 385 дел, в 2015 г. - 85 523 дела.
Одним из основных субъектов административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела являются юридические лица. Так, таможенными органами в 2013 г. в отношении юридических лиц было возбуждено 27 395 дел об административных правонарушениях, в 2014 г. - 27 110 дел, в 2015 г. - 30 387 дел, что в среднем составляет более 35% от общего количества возбужденных дел [3].
Основные принципы применения административной ответственности в отношении юридических лиц за нарушение таможенных правил определяются в ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В соответствии с ч. 1 названной статьи юридические лица подлежат административной ответственности в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ.
Под юридическим лицом как субъектом административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела следует понимать субъект административного права, обладающий общей и специальной правосубъектностью и де-ликтоспособностью, имеющий определенное статусное положение, позволяющее ему от собственного имени выступать субъектом гражданских, таможенных и ад-министративно-деликтных правоотношений [4].
Наряду с этим А. Б. Панов отмечает, что в пользу существования административной ответственности юридических лиц в современной России также свидетельствуют следующие факты:
- возрастает количество юридических лиц, не находящихся под управлением или прямым контролем государства, в их руках сосредоточиваются огромные материальные и финансовые ресурсы, что делает затруднительным воздействие на них со стороны государства и в то же время дает этим лицам большие возможности, которые могут быть использованы во вред обществу;
- наличие описанного зарубежными исследователями эффекта, заключающегося в том, что сдерживающие мотивы лица, включенного в коллектив, ослабевают под воздействием этого коллектива, и лицо, которое самостоятельно не совершило бы правонарушение, под влиянием моральной обстановки в коллективе, поощряющей нарушение закона «во благо фирмы», совершает правонарушение [5].
Таким образом, административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим административной правосубъектностью, государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние юридического лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия имущественного или организационного характера, ущерб деловой репутации в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения.
Следовательно, признание юридическое лицо субъектом административной ответственности за нарушение таможенных правил в соответствии с законом означает, что в случае привлечения юридическое лицо к административной ответственности на него распространяются в равной мере задачи, принципы законодательства об административных правонарушениях, правила назначения
административных наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. Согласно действующему законодательству юридическое лицо, как и физическое, не может дважды нести административную ответственность за одно и то же административное правонарушение; юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных КоАП РФ; юридическое лицо, как и физическое, в случае совершения административного правонарушения подлежит административной ответственности на основании норм, действующих во времени и в месте совершения административного правонарушения.
Следует согласиться с Е. В. Овчаровой и другими авторами в том, что административно-правовой статус юридического лица имеет определенную структуру, которая включает целевой и организационный блоки, компетенцию в сфере государственного управления и административную ответственность как необходимое правовое средство обеспечения надлежащего исполнения обязанностей юридических лиц в сфере государственного управления. В отличие от компетенции юридического лица в сфере государственного управления и административной ответственности юридического лица, характеризующих исключительно его административно-правовой статус, целевой и организационный блоки элементов его правового статуса в равной мере могут быть отнесены как к гражданско-правовому, так и к административно-правовому статусу [6].
Одновременно с этим необходимо отметить, что ответственность юридических лиц за совершение административных правонарушений установлена ч. 1 и 3 ст. 2.1 и ч. 1 ст. 2.10 Общей части КоАП РФ. Юридическое лицо подлежит административной ответственности за нарушение таможенных правил в случаях, предусмотренных конкретными статьями гл. 16 Особенной части КоАП РФ. Если в статьях Кодекса не указано, что данные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные статьи в равной мере действуют в отношении как физического, так и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу правовой нормы она может быть применена только к физическому лицу.
Наряду с этим содержание понятия «юридическое лицо», основные элементы его правового статуса и признаки раскрыты в нормах гражданского права, которое регулирует гражданские правоотношения в основном имущественного характера. Определение юридического лица содержится в ст. 48 Гражданского кодекса РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [7].
В отличие от гражданско-правовых отношений, административно-правовые отношения являются властеотношениями и характеризуются неравенством сторон. Поэтому признание юридического лица в качестве коллективного субъекта административного права, субъекта административных, особенно деликт-ных, правоотношений потребовало изменения содержания отдельных понятий
в административном праве. Правовой статус юридического лица в общественных отношениях в сфере деятельности органов исполнительной власти, его участие во внешнеторговых отношениях придает его деятельности характер публичности с элементами международно-правового характера, т. е. юридическое лицо одновременно является субъектом гражданско-правовых, административно-правовых, включая деликтные, международно-правовых, внешнеторговых и таможенных правоотношений. Субъектом административной ответственности в области таможенного дела юридическое лицо становится в случае нарушения норм административного, таможенного права и законодательства в области внешнеэкономической деятельности.
Основанием наступления данной ответственности является наличие правовых норм административного или таможенного права, возлагающих на юридическое лицо определенные обязанности совершить те или иные действия или воздержаться от их совершения, выполнить конкретные требования и элементы таможенных процедур и правил, соблюсти установленные запреты или ограничения. Здесь важно отметить, что, вступая в таможенные правоотношения, юридическое лицо обязано обеспечить выполнение требований законодательства. Поэтому в гл. 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» КоАП РФ, действующей в редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 409-ФЗ, содержатся 24 статьи и 44 состава правонарушений, из них 41 посвящен административной ответственности юридических лиц. Это, на наш взгляд, свидетельствует о высокой общественной опасности данных административных правонарушений.
В соответствии с законодательством основными особенностями привлечения юридических лиц к ответственности за правонарушения в области таможенного дела являются:
- нормы ст. 2.1 КоАП РФ, по которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Для признания юридического лица виновным КоАП РФ предусматривает два условия: у лица была возможность для соблюдения правил и норм; данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры;
- основными наказаниями юридических лиц за нарушение таможенных правил являются: административный штраф и конфискация орудий совершения или предмета совершения административного правонарушения (товаров, транспортных средств);
- примечание 1 ст. 16.1 КоАП РФ устанавливает, что лица осуществляющие предпринимательскую деятельность в области таможенного дела без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Процессуальным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении служит поступившая от установленных источников информация, указывающая на наличие события правонарушения, либо непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
По мнению автора, закономерным является то обстоятельство, что противоправные действия не всегда приводят к наступлению реального ущерба, вредным материальным последствиям, а только создают опасность их наступления, как, например, нарушения таможенных правил, связанные с несоблюдением сроков совершения тех или иных таможенных процедур, исполнения возложенных обязанностей. В данном случае достаточно сложно достоверно определить вред, причиненный правонарушением.
Отметим, что условиями наступления административной ответственности могут быть наличие признаков субъективной стороны деяния и характер реагирования юридического лица на возникновение коллизионной ситуации. Имеются в виду наличие возможности для соблюдения правил и норм в конкретных правоотношениях, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также принятие необходимых зависящих от юридического лица мер по соблюдению требований законодательства в конфликтных, деликтоопасных ситуациях (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что проблемы вины юридического лица на практике рассматриваются по-разному. На основе подходов, получивших закрепление в КоАП РФ, наступление ответственности юридического лица увязывается с внешними условиями его деятельности, позволяющими соблюдать правила и нормы, исполнять возложенную на него законом обязанность.
О степени вины свидетельствуют предпринятые юридическим лицом зависящие от него меры по соблюдению норм закона в конкретных условиях совершения таможенных операций. При этом необходимо руководствоваться принципом разумной достаточности, критерием которой являются обычаи делового оборота во внешнеторговой деятельности, принимаемые меры, которых обычно достаточно для исполнения возложенной обязанности, а также учитывать наличие форс-мажорных обстоятельств.
Однако вина юридического лица и вина его сотрудников относятся к признакам субъективной стороны различных составов правонарушений, и отождествлять их нельзя, учитывая двусубъектность административной ответственности. К косвенным условиям наступления административной ответственности можно отнести своевременное и доступное получение информации, динамику правового регулирования в рассматриваемой области общественных отношений, изменение, дополнение, отмену правовых норм, что является важным фактором превенции правонарушений. Обстоятельства и условия, исключающие возможность привлечения юридического лица к административной ответственности либо освобождающие от административной ответственности, установлены КоАП РФ.
Определенное значение также имеют вопросы привлечения к административной ответственности юридических лиц, претерпевших организационно-структурные изменения. Части 3-6 ст. 2.10 КоАП РФ устанавливают субъектов ответственности за совершенное правонарушение при слиянии, присоединении, преобразовании или разделении юридического лица. Административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения его реорганизации.
Административная ответственность юридических лиц, должностных лиц, специальных субъектов, включая индивидуальных предпринимателей, за совершение правонарушений в области внешней торговли и таможенного дела в условиях экономического кризиса и введенных санкций против России становится реальным рычагом государственного воздействия на экономические процессы и регулирования внешнеэкономической деятельности юридических лиц. Наряду с этим институт административной ответственности юридических лиц, помимо правоохранительной составляющей, имеет и явную фискальную направленность. Механизмы административной ответственности, прежде всего, используются для защиты экономических интересов и экономической безопасности государства, законных экономических интересов физических и юридических лиц. Многосубъектность общественных отношений в этой области, двусубъектность административной ответственности позволяют использовать этот институт детерминированно к обстоятельствам, способам и условиям совершения правонарушения, индивидуализировать меры ответственности, воздействуя тем самым на поведение субъекта.
Наличие оснований и условий наступления административной ответственности позволяет осуществлять ряд взаимозависимых действий по привлечению юридических лиц к административной ответственности: возбуждение дела о нарушении таможенных правил; применение мер обеспечения производства по делу; проведение административного расследования; рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения в соответствии с законом; исполнение постановлений по делу о нарушении таможенных правил. Важное место в производстве по данным делам занимают установление события и выявление признаков состава правонарушения, правильная правовая квалификация деяния, позволяющая принять обоснованное решение по делу.
Неоднозначное толкование отдельных норм административного и таможенного законодательства, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела, отсутствие механизма их реализации зачастую приводят к необоснованному ограничению имущественных прав юридических лиц, в отношении которых осуществляется производство, что, в свою очередь, ведет к обжалованию и прекращению данных дел прокурорами и судебными органами, привлечению должностных лиц таможенных органов к юридической ответственности и к компенсации материального ущерба участникам внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством.
В связи с этим предлагается дальнейшая оптимизация норм административного и таможенного законодательства с целью повышения эффективности привлечения юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.
Использованные источники
1. Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 № 17 (Федеральный закон от 02.06.2010 № 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 23. Ст. 2796.
2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.
3. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов РФ (данные за 2012-2014 гг.).
4. Евстратова Ю. А. Основания и условия административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Российская таможенная академия, 2008.
5. Панов А. Б. Административная ответственность юридических лиц: монография. М.: Норма, 2013.
6. Овчарова Е. В. Административная ответственность юридических лиц в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 45.
7. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
В. Г. Беспалько
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПНОГО НЕВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В статье рассмотрены уголовно-процессуальные особенности возбуждения и расследования уголовных дел о невозвращении на территорию РФ культурных ценностей, показана их зависимость от юридической природы данного уголовно наказуемого деяния как таможенного преступления.
Ключевые слова: таможенные преступления; культурные ценности; невозвращение культурных ценностей; предварительное расследование; таможенные органы.
Невозвращение в установленный срок на территорию РФ культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ (ст. 190 Уголовного кодекса РФ (УК РФ)), представляет собой одно из таможенных преступлений [1, с. 69-77; 2, с. 77-81] и относится к категории тяжких уголовно наказуемых деяний. Однако, несмотря на последнее обстоятельство, случаи привлечения виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 190 УК РФ остаются крайне редкими. Например, в 2014 г. и в 2015 г. таможенными органами не было возбуждено ни одного уголовного дела по ст. 190 УК РФ. Такому положению дел долгое время способствовала недостаточная проработанность вопросов квалификации и расследования данного вида преступлений в отечественной юридической науке. В качестве положительного факта следует отметить, что в последние несколько лет ситуация с научным осмыслением указанных вопросов и разработкой соответствующих научно обоснованных методических рекомендаций для правоприменителей стала улучшаться. Российскими учеными-правоведами были подготовлены диссертации, монографии и научные статьи, в которых подробно рассматривались как уголовно-правовые аспекты применения ст. 190 УК РФ [3, с. 49-59; 4], так и соответствующие криминалистические вопросы, относящиеся к криминалистической характеристике [5, с. 98-106; 6, с. 125-131] и методике расследования [7, с. 220244; 8] преступного невозвращения культурных ценностей из-за границы. Особого внимания исследователей заслужили проблемы разграничения контрабанды и невозвращения культурных ценностей [9, с. 24-29; 10, с. 58-61; 11, с. 278-282].