Научная статья на тему 'ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА ПРАВОТВОРЧЕСТВА: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ'

ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА ПРАВОТВОРЧЕСТВА: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ПОЛИТИКА / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / CULTURE / JURISPRUDENCE / POLICY / LAW CREATION CULTURE / LEGAL POLICY / MODERN LAW-MAKING POLICY / LAWMAKING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самородов В.Ю.

Правотворческая политика и культура правотворчества - правовые категории, активно разрабатываемые в современной юридической науке. Актуальность поставленной проблемы обусловлена важностью на современном этапе изучения аспектов взаимопроникновения и взаимных переходов правотворческой политики и культуры правотворчества, которые в комплексе способны оказывать позитивный эффект для правотворчества. Основная цель статьи - рассмотрение проблемы соотношения и взаимосвязи правотворческой политики и культуры правотворчества, выделение и анализ их общих признаков. В статье исследуются понятия правотворческой политики и культуры правотворчества. Подчеркивается общность их признаков, что помогает наиболее верно определить их соотношение и выявить благотворную взаимосвязь. На основе данного анализа выдвигается ряд суждений о соотношении и взаимосвязи правовой политики и культуры правотворчества. При написании статьи применялись общенаучные (диалектика, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, системный, сравнительно-правовой) методы. В заключение автор делает вывод о том, что правотворческая политика и культура правотворчества соотносятся как равнозначные правовые категории, способные влиять друг на друга, оказывать кумулятивный эффект на содержание, характер и результаты правотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAW-MAKING POLICY AND THE CULTURE OF LAW-MAKING: PROBLEM OF RELATION AND INTERCONNECTION

The law-making policy and the culture of the law-making are the legal categories elaborated actively in the modern legal science. The relevance of the posed problem is conditioned by the importance at present stage of the studying of the aspects of the interpenetration and the mutual transitions of the law-making policy and the culture of the law-making, which in a complex can have a positive effect for the law making. The main purpose of the article is to consider the problem of the correlation and interconnection of the law-making policy and the culture of the law-making, the selection and the analysis of their common features. The concepts of the law-making policy and the culture of the law making are considered. The similarity of the features of these concepts is emphasized. It helps to define their correlation correctly and to reveal beneficial interconnection. The number of judgments based on this analysis about the correlation and the interconnection of the law-making policy and the culture of the law making is put forward. General scientific (dialectics, analysis, synthesis) and private scientific (formal-legal, systemic, comparative-legal) methods were used in the writing of the article. In the completion the author makes the conclusion about the fact, that the law-making police and the culture of the law making are correlated as the equivalent legal categories able to affect each other, to have a cumulative effect to the content, character and results of the law making.

Текст научной работы на тему «ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА ПРАВОТВОРЧЕСТВА: ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОСВЯЗИ»

- URL: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=180fed9f-b003-4b58-a752-8ee05240fea4 (дата обращения: 05.09.2018).

18. Состоялось второе заседание Научного совета по правотворчеству при Председателе Госдумы. 26 марта 2014 г. — URL: http://www.gosduma.net/ news/274/639802/ (дата обращения: 05.09.2018).

19. Трофимов, В.В. Коммуникация гражданского общества и публичной власти на платформе правового сотворчества как социальный инструмент выравнивания и стабилизации курса государственно-правового развития (введение в проблему) // Право: история и современность. — 2018. — № 1. — С. 73—82.

20. Устав (Основной Закон) Тамбовской области РФ от 6 декабря 1994 г. (в ред. от 2 марта 2018 г.). — URL: http://www.tambovoblduma.ru/o-dume/pravovaya-osnova-deyatelnosti (дата обращения: 08.08.2018).

21. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка. — М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.

22. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ : федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 4 июня 2018 г.). — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14058/81d39265fd0c4c5b94b719ec773b6041 63a72006 (дата обращения: 08.08.2018).

23. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 3 августа 2018 г.). — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/b4b9946f11 d8e4758077c93f210340ab91e26b0c (дата обращения: 08.08.2018).

24. Хижняк, С.А. Юридическая терминология: формирование и состав / под ред. § Л.И. Баранниковой. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. — 136 с.

0

1

S В.Ю. Самородов, V.Y. Samorodov,

д старший преподаватель кафедры Senior lecturer of the Department of theory

5 теории и истории государства и and history of state and law Tambov State

5 права Тамбовского государственного university named after G.R. Derzhavin

§ университета имени Г.Р. Державина vova.samorodov@yandex.ru С

§ Правотворческая политика и культура

о правотворчества: проблема соотношения и

g взаимосвязи

Аннотация: правотворческая политика и культура правотворчества — правовые категории, 114 активно разрабатываемые в современной юридической науке. Актуальность поставленной

_ проблемы обусловлена важностью изучения аспектов взаимопроникновения и взаимных переходов

правотворческой политики и культуры правотворчества, способных в комплексе оказывать со позитивный эффект для правотворчества. Основная цель статьи — рассмотреть проблему Ф соотношения и взаимосвязи правотворческой политики и культуры правотворчества, выделить и Су проанализировать их общие признаки. В статье исследуются понятия правотворческой политики и культуры правотворчества. Подчеркивается общность их признаков, что позволяет наиболее верно определить их соотношение и выявить благотворную взаимосвязь. На основе анализа выдвигается ряд суждений о соотношении и взаимосвязи правовой политики и культуры правотворчества. При написании статьи применялись общенаучные (диалектика, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, системный, сравнительно-правовой) методы. В заключение автор делает вывод о том, что правотворческая политика и культура правотворчества соотносятся как равнозначные правовые категории, способные влиять друг на друга, оказывать кумулятивный эффект на содержание, характер и результаты правотворчества.

Ключевые слова: культура, юриспруденция, политика, правотворческая культура, правовая политика, современная правотворческая политика, правотворчество.

The Law-Making Policy and the culture of Law-Making: Problem of Relation and Interconnection

Abstract: the law-making policy and the culture of the law-making are the legal categories elaborated actively in the modern legal science. The relevance of the posed problem is conditioned by the importance at present stage of the studying of the aspects of the interpenetration and the mutual transitions of the lawmaking policy and the culture of the law-making, which in a complex can have a positive effect for the law making. The main purpose of the article is to consider the problem of the correlation and interconnection of the law-making policy and the culture of the law-making, the selection and the analysis of their common features. The concepts of the law-making policy and the culture of the law making are considered. The similarity of the features of these concepts is emphasized. It helps to define their correlation correctly and to reveal beneficial interconnection. The number of judgments based on this analysis about the correlation and the interconnection of the law-making policy and the culture of the law making is put forward. General scientific (dialectics, analysis, synthesis) and private scientific (formal-legal, systemic, comparative-legal) methods were used in the writing of the article. In the completion the author makes the conclusion about the fact, that the law-making police and the culture of the law making are correlated as the equivalent legal categories able to affect each other, to have a cumulative effect to the content, character and results of the law making.

Keywords: culture, jurisprudence, policy, law creation culture, legal policy, modern law-making policy, о law-making. |

о §

Правотворческая политика как часть политики правовой |

вызывает постоянный интерес современных ученых, изучающих проблемы g g

юридической науки. С начала XXI в. проделана серьезная исследовательская о s

работа, обозначившая наиболее актуальные проблемы правотворческой 5

? S

политики, деятельность по разрешению которых ведется по настоящим день. о

Можно сказать, что правотворческая политика как составляющая правовой ^ "§

политики продемонстрировала необходимость ее отдельного обстоятельного § о

анализа и исследования, что подтверждается значительным количеством 5 а

научных работ по настоящей тематике. «В этой связи можно говорить о том, £ д

что исследование проблем правотворческой политики является одним из ? ■§

новых, перспективных направлений в теории государства и права, однако д $

3 а

■с

3 а

данная тема еще не нашла своего должного освещения в отечественной 3 §

правовой доктрине» [1, с. 11—12].

От правотворческой политики во многом зависит судьба дальнейшего развития правотворческого института и его места в правовой жизни общества. Правотворческая политика, формируя основные цели правотворчества на ближайшую и отдаленную перспективы, не может находиться вне 2 социального и культурного контекста, а должна работать в естественной § взаимосвязи с ним, «вбирая» социокультурную данность права и предлагая о? «на выходе» эффективные социально-правовые регуляторы. .о

В свою очередь, «культура правотворчества» как общеправовой феномен, § подлежащий дальнейшему осмыслению и исследованию, был наиболее а отчетливо «синтезирован» в теоретическом плане еще в работе «Культура и техника законотворчества» известного теоретика права, академика РАН Д.А. Керимова [2]. В преддверии основных демократических преобразований

115

в стране была обозначена серьезная проблема, осмыслить которую еще предстоит. Несколько забытая на десятилетие и только в настоящее время получившая свое развитие, она наполняется научным содержанием, привлекая как молодых, начинающих исследователей, так и сложившихся ученых [3]. Все это свидетельствует о необходимости разностороннего подхода к изучению проблем современного правотворчества, одной из которых является культурный контекст данного государственно-правового института (института правотворчества в современном цивилизованном государстве). Только с привлечением междисциплинарных знаний возможно рассматривать фундаментальные теоретико-правовые проблемы, которые не могут существовать вне культуры и социума. Правотворчество — это не только государственная деятельность, но и важный социальный, культурный институт, который должен тонко улавливать и чувствовать общественные импульсы, программируя их с помощью правотворческой политики в перспективные цели и реализуя их на практике.

Исследуя правотворческую политику, мы не можем рассматривать ее вне культуры в широком понимании таковой и также правовой культуры .о как части общей культуры. «Правовая культура — часть общей культуры $5 общества или отдельной личности» [4, с. 247]. Здесь начинает наиболее четко прослеживаться взаимосвязь правотворческой культуры и правотворческой о; политики, которые находятся в непрерывном взаимодействии и не могут оа рассматриваться обособленно друг от друга. Как взаимосвязь, так и оа соотношение данных понятий (а равно — самих феноменов), как мы [Ъ считаем, представляет существенный научный интерес, работа в данном з; направлении может помочь в борьбе с такими актуальными проблемами д правотворчества, как недостаточная эффективность норм права, ¡5 оторванность от общественных интересов — несоциализированность, про-§ блемы правотворческой техники, организации правотворческого процесса, § определения роли норморайтера (правотворца) в правотворческом процессе о^ и уровня его культуры [5] и др.

и Соотнести и выделить взаимосвязь правотворческой политики и культуры и правотворчества возможно с помощью (на основе) их терминологического [Ъ содержания, где, собственно, имеют отражение их основные признаки.

Так, авторы проекта концепции правотворческой политики в Российской 116 Федерации профессор А.В. Малько и профессор А.П. Мазуренко под

- правотворческой политикой понимают «особую разновидность правовой

политики, выражающуюся в научно обоснованной, последовательной 2 деятельности государственных структур и субъектов гражданского общества, ® направленной на формирование и реализацию стратегии правотворчества в целях повышения его эффективности и, как следствие, создания непротиворечивой и целостной системы права» [6, с. 5]. Данный термин, несколько измененный, но сохраняющий основной вектор мысли, также можно встретить и в других изданиях, [7, с. 103—104; 8].

Рассматривая культуру правотворчества, можно выделить дефиницию понятия, которая, на первый взгляд, может показаться излишне объемной, но отражает наиболее важные признаки, особенности и стороны

о

культуры правотворчества, без которых сложно полноценно рассматривать данный феномен. «Культура правотворчества — это обусловленная общим культурным фоном страны (государства), нации (народа), сложившимися традициями политики (искусства) государственно-правовой деятельности, доминирующими свойствами политико-правовой системы совокупность социально-правовых, материально-организационных, процедурно-процессуальных, технико-юридических, личностно-образовательных характеристик, мероприятий и требований, сопровождающих процесс подготовки и принятия правотворческих решений и предъявляемых к таковому, определяющих уровень и качество осуществляемого в государстве правового творчества, конструктивную реализацию всех правотворческих функций, способствующих достижению единого запланированного правотворческого результата в виде правовых актов нормативного характера, содержащих нормативные правовые предписания, нормы права э и согласованные юридические конструкции с необходимым социально- 33 правовым эффектом действия» [9, с. 48]. 3

Соотнося понятия правотворческой политики и культуры правотворчества, .§ нельзя говорить об их тождественности, но важно обозначить их взаимосвязь. ¡1 Правотворческая политика — это прежде всего системная деятельность, § направленная на определение стратегии и тактики правотворчества, а * культуру правотворчества в соотношении с ней можно рассматривать как § определенную констатацию данной деятельности, того, как она в реальности ^ § осуществляется и что необходимо сделать, чтобы указанная деятельность I § была плодотворной (это позволяет сделать акцент на тех мерах, культурно- § 5 правовых требованиях, которые должны предъявляться к процессу ^ правового творчества). Действенная и системная правотворческая политика | уже является важным элементом правотворческой культуры, символом того, § § что правотворчество осуществляется в необходимом культурном формате. § Поэтому, по нашему мнению, рассматриваемые понятия взаимосвязаны и 3 § благотворно дополняют друг друга, т.к. культура правотворчества должна § § быть признаком эффективной правотворческой политики (во всем объеме — § от планирования до итоговых результатов), к чему необходимо стремиться. 8 3 Правотворческая политика есть воплощение требований культуры право- § а! творчества в практической плоскости. В свою очередь, культура правотворчества — это то, что предполагает осуществление алгоритма, характерного цу

для правотворческой политики. -

Соотнеся понятия правотворческой политики и культуры правотворчества, возможно акцентировать внимание на следующих основных суждениях:

— правильная, то есть последовательная, системная, нацеленная на прогрессивное развитие правотворческая политика является средством повышения культуры правотворчества. Например, если одной из целей

§

правотворческой политики выступает привлечение к данному процессу § специалистов по разработке законов — норморайтеров («Норморайтер — 01 специалист, который не принимает акты, а именно пишет их, разрабатывает структуру и архитектонику документа» [10, с. 21]), то реализация данного положения благоприятно скажется на культуре организации правотворче-

ства, т.к., действительно, разработкой законов должны заниматься юристы-профессионалы, получившие необходимый уровень знаний (овладевшие специальными компетенциями);

— культуру правотворчества в соотношении с правотворческой политикой можно рассматривать как некое желаемое положительное, то, чего необходимо достичь, к чему необходимо стремиться, но в данном случае не как нечто идеализированное, а как реальное и естественное следствие прогресса. Культура в самих нас, следует только помнить об этом. Можно констатировать, что организация правотворческого процесса во многом изменилась, и изменилась кардинально к лучшему, но все же современное правотворчество требует серьезной работы по усовершенствованию. В качестве одного из центральных требований можно выделить более активную, открытую, анализирующую и учитывающую все социальные процессы работу с обществом и различными общественными институтами, иными словами, правотворчество должно основываться на подлинно общественных интересах и быть заинтересованным в правотворческой активности граждан. Гражданам важно чувствовать, что они являются .о «сотворцами» тех или иных изменений [11]. Культура — в гармонии $5 сотворчества государства и общества, вот к чему необходимо стремиться.

Инструментом может выступить именно правотворческая политика как о; деятельность специальных субъектов, программирующая дальнейший оа вектор развития правотворческого института. Культура правотворчества оа во многом определяется способностью выражать в продуктах (законах) [Ъ правового творчества социальную природу права. Учет данного требования з; — залог эффективного, стабильного и ожидаемого правотворческого д результата. В этом случае культура правотворчества помогает и содействует ¡5 правотворческой политике;

§ — культура правотворчества становится выше, когда надлежащим образом § осуществляется правотворческая политика, так как сама правотворческая о; политика формируется на базе определенных культурных представлений оа и в последующем преобразует правотворчество. Культура правотворчества ща должна определяться содержанием, целями и задачами эффективной [Ъ правотворческой политики, и сама, в свою очередь, способна определять, совершенствовать правотворческую культуру субъектов правотворческой 8 политики. Под надлежащим образом осуществляемой правотворче-— ской политикой в данном случае необходимо понимать реализацию всех признаков приведенного выше термина рассматриваемого понятия, 2 которое, безусловно, должно включать в себя и научную обоснованность, ® последовательность, конструктивность и т.д.

В заключение отметим, что правотворческая политика и культура правотворчества соотносятся как равнозначные правовые категории, способные влиять друг на друга, оказывать кумулятивный эффект на содержание, характер и результаты правотворчества. Под культурой правотворчества мы понимаем правильно осуществляемую правотворческую политику, которая, в свою очередь, представляет собой деятельностный формат реализации требований культуры правотворчества. Взаимосвязь

их очевидна и обусловлена прежде всего всеобъемлющим значением и пониманием культуры, в изоляции от которой невозможна практически ни одна деятельность, в том числе и направленная на разработку и осуществление правотворческой политики. Культурные требования, которые необходимо предъявлять к современному правотворчеству, во многом применимы и к правотворческой политике [12], из чего можно сделать вывод об их важной и объективной взаимосвязи. Подводя итог, следует также сказать, что в данной статье обозначены только некоторые основные суждения о соотношении и взаимосвязи правотворческой политики и культуры правотворчества, которые могут быть полезны для целостного понимания проблемы, но в дальнейшем потребуют развития и более углубленного осмысления с этих позиций феномена современного правотворчества.

Список литературы:

1. Мазуренко, А.П. Формирование правотворческой политики в современной gg России: вопросы теории // Вопросы правовой теории и практики : сб. науч. тр. / § отв. ред. В.В. Векленко. — Омск: Омская академия МВД России, 2016. — С. 11—18. §

2. Керимов, Д.А. Культура и техника законотворчества. — М.: Юрид. лит., 1991. Щ 160 с. к

3. Тосунян, Г.А. Культура правотворчества в современной России / Г.А. Тосунян, | Л.В. Санникова // Государство и право. — 2018. — № 3. — С. 28—34. а а

4. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник. — 4-е изд., испр. и доп. о § / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2016. — 528 с. Ц

5. Малько, А.В. Норморайтер как центральный субъект правовой политики g g / А.В. Малько, В.В. Трофимов // Юридическая наука и практика: Вестник о s Нижегородской академии МВД России. — 2018. — № 2 (42). — С. 360-363. § §

6. Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (проект) / § Ёг разраб. А.В. Малько, А.П. Мазуренко. — М.: МГЭИ, 2011. — 34 с.

7. Социология права: словарь-справочник / авт.-сост.: В.В. Трофимов [и др.]; отв. | ^ ред. В.В. Трофимов; М-во обр. и науки РФ [и др.]. — Тамбов: Издательский дом ТГУ * gg им. Г.Р. Державина, 2016. — 282 с. g§

8. Малько, А.В. Правовая политика в современной России: проблемы | § доктринального понимания и формирования / А.В. Малько, В.В. Трофимов // §"ö Государство и право. — 2013. — № 2. — С. 5-13. g Ё

9. Трофимов, В.В. Реализация правотворческих функций как проявление 3 g культуры организации юридического процесса / В.В. Трофимов, В.Ю. Самородов // s Правовая парадигма. — 2017. — Т. 16. — № 4. — С. 43-53.

10. Баранов, В.М. Норморайтер как профессия // Вестник Саратовской 119 государственной юридической академии. — 2017. — № 6 (119). — С. 16-29.

11. Трофимов, В.В. Коммуникация гражданского общества и публичной власти ^ на платформе правового сотворчества как социальный инструмент выравнивания д и стабилизации курса государственно-правового развития (введение в проблему) // j Право: история и современность. — 2018. — № 1. — С. 73-82. |

12. Самородов, В.Ю. Культурный аспект современной правотворческой полити- .о ки (опыт осмысления проблемы) // Правовая политика и правовая жизнь. — 2018. g — № 3. — С. 128-135. g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.