Костарева М. А. Правотворческая культура: понятие, элементы, функции // Вестник Прикам-ского социального института. 2019. № 3 (84). C. 14-18.
Kostareva M. A. Law-making culture: definition (concept), elements, functions. Bulletin of Prikam-sky Social Institute. 2019. No. 3 (84). Pp. 14-18. (In Russ.)
УДК 340.1
М. А. Костарева
Пермская краевая общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Союз воинов-инвалидов Прикамья» — «Инвалиды войны»; Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТЫ, ФУНКЦИИ
Костарева Мария Андреевна — юрисконсульт; магистрант заочного обучения направления подготовки «Юриспруденция» профиля «Гражданское право».
E-mail: [email protected]
В статье анализируется такое явление, как правотворческая культура. Статья содержит краткий обзор понятий правовой культуры и правотворчества, требований, предъявляемых к правотворческой культуре, ее определение, функции и элементы.
Ключевые слова: правовая культура, правотворчество, правотворческая культура, понятие, функции, элементы.
M. A. Kostareva
Perm Regional Public Organization of Disabled People of War in Afghanistan and Military Trauma "Union of Disabled Soldiers of the Kama Region" — "Disabled People of War";
Perm State University, Perm, Russia
LAW-MAKING CULTURE: DEFINITION (CONCEPT), ELEMENTS, FUNCTIONS
Kostareva Maria A. — Legal Counsel; Master Student of the Direction of Training "Jurisprudence", Specialization "Civil Law".
E-mail: [email protected]
The research deals with law-making culture. The paper provides the synopsis of legal culture and lawmaking, the requirements for law-making culture, its definition, elements, functions.
Keywords: legal culture, law-making, law-making culture, concept, functions, elements.
Правовые акты оказывают огромное влияние на жизнь общества в целом и отдельно взятого человека, так как устанавливают правила, по которым осуществляется взаимодействие органов власти с физическими и юридическими лицами. В свою очередь, правовые акты отражают уровень правовой культуры, на которую влияет развитость государственного аппарата управления, понимание сущности права правотворческими органами. Немаловажен уровень развития правовой культуры служащего, осуществляющего правотворческую деятельность, поскольку создание правового акта — творческий процесс, создатель
© Костарева М. А., 2019
пропускает через себя всю информацию, которая впоследствии станет правовым актом. Соответственно, для достижения задач правотворчества необходимо постоянное повышение уровня культуры законодателя и общества. Поскольку правовые акты являются регуляторами общественных отношений, они влияют на уровень жизни населения, способствуют снижению или, наоборот, повышению социального напряжения, формированию правомерного поведения, развитию у граждан уважения к праву или правового нигилизма.
Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм и проявлений. В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правотворческая.
Правотворческая культура представляет собой синтез правовой культуры и правотворчества, поэтому для изучения понятия правотворческой культуры необходимо рассмотреть оба этих понятия.
В юридической литературе приводятся следующие определения правовой культуры: «система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» [6, с. 40]; «явление конкретно-историческое, ибо степень правовой развитости, правового совершенства субъекта права находится в прямой зависимости от конкретно-исторической ступени развития классового общества и его правовых ценностей» [1, с. 9].
Профессор А. С. Бондарев более детально анализирует данное понятие: «Правовая культура есть правовое свойство субъектов права. Она есть степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощающих эти свои способности в социально-правовую активность» [2, с. 12]. Таким образом, правовая культура — часть общей культуры, отражающая правовые ценности общества, достижения в области права, тесно связанная с нравственностью общества.
Правовая культура непосредственно связана с правотворчеством. Это выражается в том, что содержание правовых актов зависит от уровня правовой культуры субъектов правотворчества. При создании правовых актов субъектом правотворчества выявляются отношения, подлежащие регулированию, определяются обоснованность, принципы, в соответствии с которыми формулируется норма, цель принятия, язык, которым она изложена, соблюдение правил юридической техники, осознание ответственности перед государством и обществом.
Правотворчество большинство ученых рассматривают как деятельность, которая присуща только государству. С. А. Комаров определяет правотворчество как вид специфической, требующей особых знаний и умений интеллектуальной деятельности компетентных государственных органов, связанной с созданием или изменением правовых норм, и одновременно — результат этой деятельности в виде юридического документа, закона [8, с. 89-291].
А. С. Пиголкин дает следующее определение правотворчеству: «...форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену» [цит. по: 3, с. 31].
А. Б. Венгеров считает, что «правотворчество — организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию правовых норм или по признанию правовыми сложившихся, действующих в обществе правил поведения» [4, с. 476-477].
Таким образом, сущность правотворчества состоит в возведении и закреплении воли государства в нормы права и осуществляется в рамках установленных процессуальных процедур, содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т. п. Правотворческая деятельность направлена на управление обществом, формирование стратегии, развитие государства.
Соприкосновение правовой культуры и правотворчества порождает такое явление, как правотворческая культура.
В научной литературе отсутствует четко сформулированная позиция относительно понятия, элементов и функций правотворческой культуры. По этой причине рассмотрение этих понятий возможно через требования, предъявляемые к правотворческой культуре.
Д. А. Керимов пишет, что субъекты правотворчества должны осуществить комплекс действий на предправотворческой стадии. К таким действиям относятся: выявление отношений, требующих регулирования, познание факторов и условий, которые формируют эти отношения [7, с. 110]. Например, Федеральным законом от 03.08.2018 № 341-Ф3 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»1 внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — Земельный кодекс РФ). В результате в Земельном кодексе РФ появилась глава — установление публичного сервитута в отдельных целях. В процессе анализа изменений законодательства было выявлено появление новых общественных отношений, требующих регулирования на уровне муниципального образования, а именно: принятие административного регламента оказания муниципальной услуги населению (постановление Администрации г. Перми от 04.10.2019 № 633 «Об утверждении Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги "Установление публичного сервитута в отдельных целях на территории города Перми"» ).
В. В. Трофимов и В. Ю. Самородов одним из требований к правотворческой культуре называют соблюдение субъектами правотворчества определенных регламентов, в соответствии с которыми создаются и принимаются правовые акты. Правотворческая деятельность — сложный процесс, который требует четкой организации [9, с. 49]. В этих целях органами власти принимаются различные регламенты, например постановление администрации города Перми от 25.05.2012 № 235 «О порядке подготовки правовых актов в администрации города Перми» (далее — Регламент) . Настоящим Регламентом предусмотрен порядок подготовки постановлений и распоряжений администрации города Перми, руководителя аппарата администрации города Перми, руководителей функциональных подразделений администрации города Перми, распоряжений и приказов руководителей функциональных и территориальных органов администрации города Перми, распоряжений администрации города Перми, распоряжений и приказов руководителя аппарата администрации города Перми, руководителей функциональных и территориальных органов администрации города Перми по личному составу и содержащих персональные данные.
Н. А. Власенко относит в качестве требования к правотворческой культуре владение правилами и соблюдение всех требований юридической техники [5, с. 548]. Это означает применение методов, способов, средств, приемов в процессе выработки, систематизации правовых актов. Например, правила юридической техники содержатся в Постановлении
1 О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Фе-
дерации в части упрощения размещения линейных объектов: федер. закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ // Рос. газета. 08.08.2018. № 172.
2 Об утверждении Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Установление публичного сервитута в отдельных целях на территории города Перми»: постановление администрации г. Перми от 04.10.2019 № 633 // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 11.10.2019. № 75.
3 О порядке подготовки правовых актов в администрации города Перми: постановление администрации города Перми от 25.05.2012 № 235 // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 29.05.2012. № 36.
администрации г. Перми от 30.12.2009 № 1039 «Об утверждении Правил оформления правовых актов в администрации города Перми»1 (далее — Постановление № 1039). К правовым актам администрации как нормативного, так и ненормативного характера предъявляются требования юридической техники, начиная с того, что акты администрации состоят из наименования и содержательной части (она, в свою очередь, включает в себя преамбулу и распорядительную часть), распорядительная часть правового акта должна содержать точное и четкое задание, дату принятия (в Постановлении № 1039 оговаривается, в каких случаях используется словесно-цифровой (01 ноября 2019 г.) или цифровой (01.12.2019 г.) способ ее обозначения), и заканчивая тем, какие поля должен иметь каждый напечатанный лист правового акта.
Огромную роль в процессе правотворчества играет личностное начало. Создание правовых актов осуществляется людьми и для людей. За созданным в процессе правотворчества нормативно-правовым актом так или иначе стоит автор, который внес в содержание проекта правового акта идеи, ценности, учел все аспекты юридической техники, с помощью которой правовой акт приобретает материальное выражение. Субъект правотворчества должен обладать знаниями юридических норм, осознавать место права в системе норм, признавать авторитет права, постоянно стремиться к саморазвитию, повышению профессионального уровня.
Вместе с тем стоит отметить, что право не всесильно и не может решить всех проблем. Если субъекты правотворчества относятся к праву с недоверием или, наоборот, идеализируют его, то это приводит к возникновению правового идеализма или правового нигилизма. Оба эти явления негативно сказываются на функционировании общества и способствуют напряжению в общественных отношениях.
Для того чтобы понять, что такое правотворческая культура, необходимо рассмотреть ее элементы, составные части. Можно выделить следующие элементы правотворческой культуры.
Первый элемент — это соответствие регламентным требованиям правотворческого процесса. Регламент содержит разнообразные требования к организации правотворческого процесса — процедурно-процессуальные, юридико-технические, выполнение которых во многом символизирует культуру его осуществления.
Следующим элементом является владение правилами и соблюдение всех требований юридической техники, реализация искусства юридической техники в полном смысле. Это означает применение в правотворческой практике всей совокупности методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов, что также является одним из определяющих культурных требований к правотворческому процессу, обеспечивающих создание наиболее совершенных юридических актов.
К элементам правотворческой культуры также можно отнести культуру субъектов правотворческого процесса, которые обладают профессиональным уровнем правовой культуры. Это проявляется в высокой степени знания права, понимании целей, задач, деятельности субъектов права, понимании свойств, ценности, значения права, факторов, воздействующих на право, связи права с государством и обществом.
Каким образом «действует», «работает» правотворческая культура, какие функции она выполняет?
1 Об утверждении Правил оформления правовых актов в администрации города Перми: постановление администрации г. Перми от 30.12.2009 №1039 // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 08.08.2019. № 8.
Правотворческая культура призвана способствовать стремлению субъекта правотворческой деятельности владеть необходимыми для этой деятельности знаниями, его деятельность основана, в том числе, на научных исследованиях в области права. Культура определяет его усилия по идентификации истинно правового предписания, по поиску объективно полезного варианта поведения участников правоотношений. Эту функцию можно определить как познавательно-преобразовательную. Она связана с теоретической и организаторской деятельностью по созданию и совершенствованию системы законодательства.
В. Б. Фролова в статье «Правовая культура — необходимое и существенное свойство членов правового общества» рассматривает праворегулятивную функцию правовой культуры. Эту функцию автор связывает с правотворчеством и пишет: «Действие праворегуля-тивной функции ориентировано на обеспечение устойчивости и динамичности развития правовой системы и общества вообще. Регулятивная функция выполняется через правовые и различные социальные нормы. С помощью этой функции правовая культура подчиняет социальные стремления и идеалы, взаимность прав и обязанностей граждан, закрепляя то посредством правотворческого процесса» [10, с. 129].
В. В. Трофимов и В. Ю. Самородов одним из культурных требований называют соответствие регламентов требованиям правотворческого процесса. В этом случае элемент правотворческой культуры обусловливает необходимость в существовании организационной функции.
Правотворческая культура призвана обеспечивать единство и системность правотворческого процесса. Принятие правового акта влечет за собой внесение изменений в иные акты, в этом случае субъектам правотворчества необходимо выявить все правовые акты, в которые необходимо вносить изменения. При этом правотворческая культура призвана организовать работу субъектов правотворчества и упорядочить нормы правовых актов.
После анализа требований, предъявляемых к правотворческой культуре, ее функций и элементов можно дать следующее определение: правотворческая культура — это культура сотрудников органов власти (внутренние ценностные установки, отношение к работе, качеству правовых актов) в процессе осуществления своих полномочий по разработке, принятию правовых актов.
Библиографический список
1. Бондарев А. С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. 2010. № 2 (8). С. 8-15.
2. Бондарев А. С. Правовая культура общества: проблемы понятия и структуры // Вестник Пермского университета. 2014. № 4 (26). С. 10-20.
3. Борисов А. С. К вопросу о понятии правотворчества // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 3 (14). С. 30-35.
4. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М., 2004.
5. Власенко Н. А. Избранное. М.: Норма, 2015.
6. Каминская И. В., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. М., 1974. С. 39-67.
7. Керимов Д. А. Методологический аспект правотворчества // Вопросы философии. 1975. № 5. С. 108-119.
8. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 1998.
9. Трофимов В. В., Самородов В. Ю. Реализация правотворческих функций как проявление культуры организации юридического процесса // Правовая парадигма. 2017. Т. 16, № 4. С. 43-53.
10. Фролова В. Б. Правовая культура — необходимое и существенное свойство членов правового общества // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 1. С. 128-131.