Научная статья на тему 'Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления'

Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
488
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LOCAL GOVERNMENT / LAW-MAKING ACTIVITY / LAWMAKING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сагадиева А.

Данная статья посвящена рассмотрению понятия правотворческой деятельности в работе органов местного самоуправления, определены основные проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal activity problems of local self government bodies

This article is devoted to the consideration of the concept of law-making activity in the work of local authorities, the main problems of law-making activity of local authorities are identified and ways to solve them are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления»

Проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления Legal activity problems of local self government bodies

Сагадиева А.

Студентка 2 курса, Института Права, Башкирский Государственный Университет,

РФ, г. Уфа e-mail: sagadieva_00@mail.ru

Sagadieva A.

2nd year student, Institute of Law, Bashkir State University, Russia, Ufa e-mail: sagadieva_00@mail.ru

Аннотация.

Данная статья посвящена рассмотрению понятия правотворческой деятельности в работе органов местного самоуправления, определены основные проблемы правотворческой деятельности органов местного самоуправления и предложены пути их решения.

Annotation.

This article is devoted to the consideration of the concept of law-making activity in the work of local authorities, the main problems of law-making activity of local authorities are identified and ways to solve them are proposed.

Ключевые слова: местное самоуправление, правотворческая деятельность, правотворчество.

Key words: local government, law-making activity, law-making

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя России, а также формой исполнения народовластия. Но деятельность любой формы власти возможно лишь с помощью принятия специализированных органов и деятельность всеми людьми в целом нормативных и правовых актов, регулирующих общественные отношения.

Основная задача каждого правотворческого органа состоит в обязанности издавать проработанные, актуальные, и самое основное - эффективные нормативно-правовые акты (законы).

Муниципальное правотворчество выступает в качестве главного инструмента как исполнения местного самоуправления населением непосредственно, так и осуществления управленческих решений, которые принимаются органами местного самоуправления [3].

Значимость данной темы обусловлена важностью обеспечения высокоэффективного осуществления правотворческого процесса на муниципальном уровне в условиях закрепления новых взглядов на задачи и организацию местного самоуправления.

При этом особую актуальность получает оценка эффективности правотворчества муниципальных органов, их правовых актов как итогов такого рода правотворчества, разработка характеристик оценки их эффективности.

Сегодня Российская Федерация ведет активные поиски форм организации местного самоуправления, а также средств взаимодействия интересов местных сообществ и государства. В результате этого, основную роль в данный период времени получают вопросы, связанные с совершенствованием взаимоотношений местных органов с государственными, осознание практических, а также теоретических областей взаимоотношения местного самоуправления и государства, и их осуществления в практике законодательства [3].

Особенностью разрешения вопросов, связанных с государственным устройством в большинстве современных государств, является разделение публичной власти на государственную и местную (муниципальную). Наряду с этим, работа местной власти является одним из компонентов, который характеризует государство как демократическое и правовое.

Сегодня число прав, которые отнесены к органам местного самоуправления, растет, а их осуществление происходит согласно с действующим законодательством. В результате этого актуальной становится проблема осуществления правотворческой деятельности органов местного самоуправления, которая является основным компонентом реализации местного самоуправления.

В законодательстве Российской Федерации закреплена самостоятельность местного самоуправления в определенных рамках, а также регламентировано то, что органы местного самоуправления не включены в систему органов государственной власти; наряду с этим, при помощи органов местного самоуправления народ, который является носителем суверенитета, реализует имеющуюся у него власть. За невыполнение муниципальных правовых актов подразумевается ответственность согласно с федеральными законами и законами субъектов РФ. В итоге, создаваемые нормы являются общеобязательными и гарантированными государством.

Следуя из этого, увеличивается уровень внимания к вопросу относительно того, когда нормотворчество становится правотворчеством. Как уже было отмечено ранее, органы местного самоуправления не входят в государственные, в результате не могут иметь правотворческие функции, даже обладая инициативой, поскольку они являются главными государственными функциями [3]. Нынешняя структура регулирования

муниципального правотворчества обуславливает критерий определения нормативности некоторых актов. Так, принято выделять следующие средства данного регулирования:

• органы местного самоуправления самостоятельно и независимо отвечают за разработку норм, которые приобретают законную силу по предварительной санкции государства;

• органы местного самоуправления отвечают за написание нормативных актов, которые утверждаются органами государства;

• государство занимается разработкой базовых норм, в основном при помощи рекомендаций, а органы местного самоуправления совершенствуют их согласно условиям, в которых они будут применяться и в дальнейшем передают на регистрацию в орган государственной власти [4].

К показателям, которые не позволяют необходимым образом исполнять правотворческую деятельность органами местного самоуправления, принято относить законодательно нечеткое определение их полномочий в данной области. Данные вопросы местного значения являются весьма обширными и в законе закреплены в областях общественных отношений, которые имеют одновременно межотраслевое значение [5].

Специфичный предмет регулирования выражается в его неоднородном отраслевом предназначении. Наряду с этим, формирование местного самоуправления напрямую связано с осуществлением отдельных государственных полномочий, которые передаются согласно с законом органам местного самоуправления.

В ст. 1 ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления выступают в качестве субъектов противодействия коррупции, также в данном законе при характеристике организационных основ противодействия коррупции указывается на то, что «органы местного самоуправления исполняют противодействие коррупции в границах имеющихся полномочий» [1].

В Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения каждой формы муниципальных образований относится

«исполнение мер относительно противодействию коррупции» в пределах определенного муниципалитета. Законодателем не внесена четкость относительно значения антикоррупционной деятельности местного самоуправления в вопросах местного значения, ее целей, задач, форм, средств и способов ее исполнения [2].

К примеру, в ст. 1 ФЗ № 273 «О противодействии коррупции» формами антикоррупционной деятельности называют профилактику коррупции, борьбу с ней и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений. В результате этого возникает следующий вопрос: в каких именно формах должна осуществляться антикоррупционная деятельность субъектов местного самоуправления? Помимо этого, не разделяются антикоррупционные полномочия муниципалитетов различного типа (поселений, муниципальных районов и городских округов).

Все это создает непонимание требований к муниципальным органам, в частности какие правовые акты на своем уровне они могут принять по регламентации полномочий в данной области. Сформировавшееся положение выявляется тем, что действующие сегодня нормативно-правовые акты не выявляют список полномочий органов местного самоуправления, которые связаны с исполнением названного выше вопроса местного значения. Данные права «разбросаны» по довольно большому количеству разнородных документов, что в свою очередь формирует трудности с определением их списка.

Не последнее значение имеет и качество муниципальных актов, включая следование правилам и принципам юридической техники при их подготовке. Главной причиной здесь является субъективный фактор, а именно кадровый. Высшее образование есть менее чем у 70% муниципальных служащих. Наиболее практичным и быстрым подходом является предоставление помощи муниципальным образованиям путем издания модельных актов, которые будут являться типичными, краткими, а также максимально понятных рекомендаций и инструкций, с акцентом на правила оформления и важные минимальные требования.

Безусловно, разрешение проблемы также обусловлено и достаточным материальным обеспечением муниципальных органов. От этого напрямую зависит уровень квалификации кадровых специалистов, реализация программ увеличения квалификации и степени профессиональной подготовки.

Также, необходимо указать, что законы не всегда принимаются с отсроченным моментом вступления в силу, а проверки компетентных органов (чаще всего прокуратуры) начинаются сразу же после введения в действие очередного закона.

Например, при проверке соответствия уставов муниципальных образований изменениям, внесенным в Федеральный закон №2 131-Ф3, как правило, проводятся не позднее одного месяца с момента внесения изменений [2].

При этом принести корректировки в устав муниципального образования за один месяц не всегда может быть возможно, даже если корректировка устава не требует проведения публичных слушаний. Актуально данная проблема существует в период традиционных перерывов в работе (так называемых каникул) представительного органа муниципального образования (зимние праздники, конец лета). С данной проблемой сталкиваются и местные администрации.

При этом для решения этой проблемы при введении в действие федеральных законов следует учитывать разумные сроки необходимые для подготовки и принятия соответствующих муниципальных правовых актов [4].

Таким образом, отражение в науке муниципального права находят противоречия в формировании и жизнедеятельности системы местного самоуправления. Многие правоведы и люди, изучающие данную проблему приходят к выводу, что правовые нормы муниципального права созданы в большинстве своем на местном уровне. Но на самом деле не совсем корректно так говорить, потому что правотворчество в функциях органов местного

самоуправления разрешено только по специализированным проблемам, которые не отражаются в общефедеральном и региональном законодательстве. Ведь муниципальное правотворчество, через практику разработки и принятии устава муниципального образования, играют роль в решении проблем, связанных с пробелами права в муниципальном законодательстве, а также способы и пути их решения, систематизации самого законодательства по муниципальным вопросам.

Также органам местного самоуправления и органам государственной власти необходимо заботиться о качестве принятых правотворческих действий, разработке базовых НПА, поднятии профессионализма сотрудников, которые отвечают за процесс правотворчества муниципального образования.

При этом нормы, которые регулируют вопросы муниципального правотворчества, закрепленные в федеральном и региональном законодательстве, с одной стороны, не должны вводить органы местного самоуправления в заблуждение относительно их правотворческих возможностей, а с другой стороны - не должны создавать условий для злоупотреблений при осуществлении муниципальной правотворческой деятельности.

Таким образом, решая вышеперечисленные проблемы, во-первых, необходимо ввести в систему муниципальных правовых актов регламенты органов местного самоуправления в статью 43, ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что предоставит участникам местного правотворчества большие возможности влиять на местное самоуправление. Во-вторых, решить проблему право применении и реализации на практике ч. 1, ст. 45 вышеуказанного закона, то есть не ограничивать решение вопросов местного значения только местным референдумом, а ввести альтернативу. Например, в связи с цифровыми технологиями и развивающимся электронным голосованием, создавать интернет платформу для прямого волеизлияния граждан через онлайн голосование, что наиболее эффективнее на данный момент.

Список используемой литературы: 1. Аминов И.Р. Развитие законотворчества в России: вызовы современности // В сборнике: Юриспруденция как интегративный феномен современного российского общества и государства Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Юридического института НИУ «БелГУ». 2018. С. 131-135.

2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства. - 2008. - №2.

3. Аминов И.Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 25-29.

4. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.11.2018) // Собрание законодательства. - 2003. - №4.

5. Моисеев А.Д. Муниципальное управление: Учебное пособие / А.Д. Моисеев, А.С. Шурупова, Л.В. Московцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 159 с.

6. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 с.

7. Парахина В.Н. Муниципальное управление: Учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. - М.: КноРус, 2013. - 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.