К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В.Г. Зульфалиева, студент
Научный руководитель: Э.А. Шарипова, канд. филос. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11985
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные направления деятельности органов прокуратуры в сфере надзора и взаимодействия с органами местного самоуправления в реализации их правотворческой инициативы, а также осуществления контроля над соответствием муниципальных актов Конституции РФ и федеральному законодательству, действующему на территории РФ. В работе анализируется практика применения Приказа Генерального прокурора РФ об участии органов прокуратуры в нормо-творческой деятельности органов местного самоуправления (на примере муниципальных образований Республики Татарстан).
Ключевые слова: местное самоуправление, орган местного самоуправления, прокуратура, муниципальное правотворчество, муниципальные правовые акты.
«Органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отноше-
ний» [7]. Правотворческая деятельность указанных органов местного самоуправления не может противоречить нормативным правовым актам более высокой юридической силы. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» главной целью органов прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ и иных нормативных правовых актов, принимаемых на территории РФ, а также, непосредственно, их исполнением на территории России. В связи с данным положением деятельность прокуратуры играет немаловажную роль в реализации правотворческой функции не только органов государственной власти РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, но и органов местного самоуправления [1].
Основным направлением прокурорского надзора в сфере нормотворческой деятельности органов местного самоуправления является приведение муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным и региональным законодательством, восполнение пробелов в муниципальных правовых актах. Отдельно выделяется
такое направление деятельности прокуратуры, как выявление в нормативных правовых актах, принятых местным органом управления, противоречий положениям Конституции РФ, нарушений основных прав, свобод и интересов гражданина и человека, гарантированных им Конституцией РФ и иными правовыми актами, действующими на территории РФ.
В Федеральном законе «О прокуратуре РФ» в отдельных главах не закреплены полномочия органов прокуратуры в реализации законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта РФ и органе местной власти. Вследствие отсутствия данных норм, регулирующих полномочия прокурора в данной области, от 24 ноября 2008 года был издан Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» [3]. В данном акте закреплены основные полномочия прокуратуры, способствующие эффективному взаимодействию органов надзора и органов муниципальных образований в принятии правовых актов, рассматриваю-
щие наиболее важные аспекты жизни местного населения.
В приказе Генпрокурора обозначены цели, задачи и назначение деятельности органов надзора во взаимодействии с органами местного самоуправлении, в котором можно выявить определенные формы реализации полномочий. Так, можно говорить о таких формах, как взаимное информирование о состоянии противодействии преступности, раскрытии и пересечения преступлений. Поскольку местное самоуправление является «первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти» [4], то муниципальные нормативные акты должны отражать интересы граждан, и только в таких условиях формируется прочное доверие граждан к органами местного самоуправления. Можно выделить такие формы совместной деятельности, как совместное участие прокуратуры и местной власти в решении наиболее важных проблем, касающихся вопросов местного значения; положения определенных категорий граждан и т.п. Данный правовой акт призывает прокуроров не только к участию в правотворческой деятельности органов местной власти, но и к тому, чтобы нормативные правовые акты данных органов соответствовали правам, свободам и интересам местного населения.
В юридической литературе выделяют формы направления полномочий органов прокуратуры в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, которые разграничиваются в зависимости от осуществления различных функций, составляющих содержание деятельности прокурора в данной области. Так, можно выделить такие направления, как участие в заседании должностных лиц по разработке проектов правовых актов; выступление с законодательной инициативой, предложениями и т.п. на заседаниях представительных органов местного самоуправления и коллегиях администраций; контроль над законностью нормативных актов, принимаемых органом местного самоуправления; проверка действующих региональных законов о местном самоуправлении т.д. [5].
В научной литературе присутствовали споры о том, должны ли осуществлять прокуроры надзор за исполнением муниципальных правовых актов. Необходимо учитывать, что согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прокуроры осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами как Конституции РФ и законодательных актов, так и уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Прокуратура осуществляет, таким образом, проверку и контроль за соблюдением законности в уставах муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов при решении ими вопросов местного значения [2].
Стоит отметить, что ни федеральное, ни региональное законодательство не предусматривают обязательное соблюдение требование и предложений органов прокуратуры при принятии правового акта органом местного управления, так как представляется, что они носят больше рекомендательный характер. Данное положение затрудняет также процесс эффективного участия прокуроров районов, городов в осуществлении местным органом правотворческой инициативы, рассмотрение ими проектов и принятия решений об отказе в принятии правового акта или об его утверждении.
Иная практика применения Приказа Генпрокурора сложилась в Республике Татарстан. Так, в 2015 году на заседании коллегии Министерства юстиции РТ «О нормотворческой деятельности» первый заместитель министра юстиции РТ Р.И. Загидуллин выступил с докладом, в котором были обозначены основные итоги по реализации Приказа Генпрокурора за 2014 год. В РТ в целях реализации Приказа Генпрокурора № 144, были подписаны односторонние соглашения между прокуратурой и органами местного самоуправления. В соответствии с соглашениями главы муниципальных районов обеспечивают представление органам прокуратуры всех проектов муниципальных норматив-
ных правовых актов до их принятия и в больше, чем за аналогичный период 2011 течение 10 дней с момента принятия всех года. При этом по требованию прокуроров муниципальных нормативных правовых из 1819 проектов исключены не соответст-актов - для изучения их на предмет соот- вующие законодательству положения [6]. ветствия законодательству. Для обеспече- Таким образом, можно сделать вывод о
ния поступления в органы прокуратуры том, что эффективное участие органов законопроектов представительных органов прокуратуры в правотворческой деятель-местного самоуправления прокуратурой ности органов местного самоуправления Республики Татарстан был принят приказ возможно при активном взаимодействии от 1 августа 2013 г. № 65/7у «Об исполне- последних с прокуратурой, с целью их нии Приказа Генерального прокурора Рос- привлечения для участия в разработке, сийской Федерации от 21.06.2013 № 252 рассмотрении и принятии нормативных «О совершенствовании прокурорского правовых актов. Участие прокуратуры в надзора за исполнением федерального за- нормотворческой деятельности органов конодательства органами государственной местного управления обусловлено с целя-власти, местного самоуправления, иными ми и задачами органов надзора, которые органами и организациями», в соответст- заключаются в соблюдении Конституции вии с которым прокурорам городов и рай- РФ и иных актов, действующих на терри-онов. Так, за 2013 год городскими и рай- тории РФ для защиты основных прав, сво-онными прокурорами Республики Татар- бод и интересов человека и гражданина. стан изучено 9782 проекта, что на 3960
Библиографический список
1. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/9612db5d2407ba1a131cc074e3c50a01 fb2ddf97/ (дата обращения 25.11.2019).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 25.11.2019).
3. Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 243 от 24.11.2008 N 243 (ред. от 15.03.2018) «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256974/ (дата обращения 25.11.2019).
4. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2017. - № 3 (77). - С. 22-26.
5. Аристархова И. Участие прокурора в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления // Законность. - 2006. - № 6. - С. 1-7.
6. Загидуллин Р. И. Участие прокуроров в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления // Законность. - 2014. - № 6. - С. 1-5.
7. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Уфа: БашГУ, 2015. - С. 101-106.
ON THE PROBLEM OF PARTICIPATION OF THE PROSECUTOR IN THE LEGAL ACTIVITIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES
V.G. Zulfalieva, Student
Supervisor: E.A. Sharipova, Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. This article discusses the main areas of activity of prosecution authorities in the field of supervision and interaction with local authorities in the implementation of their legislative initiative, as well as in monitoring compliance of municipal acts with the Constitution of the Russian Federation and federal legislation in force on the territory of the Russian Federation. The paper analyzes the practice of applying the Order of the Prosecutor General of the Russian Federation on the participation of prosecution authorities in the rule-making activities of local authorities (for example, municipalities of the Republic of Tatarstan).
Keywords: local government, local government, prosecutor's office, municipal law-making, municipal legal acts.