Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ)'

КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / JURISPRUDENCE / КУЛЬТУРА / CULTURE / ПОЛИТИКА / POLICY / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / СОВРЕМЕННАЯ ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / MODERN LAW-MAKING POLICY / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / LAWMAKING / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / LAW CREATION CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самородов В.Ю.

Актуальность статьи обусловлена значением роли культуры в современной правотворческой политике как деятельности, непосредственно влияющей на современное правотворчество и преобразующей его. Основной целью статьи является выявление культурного аспекта современной правотворческой политики и его анализ посредством соотношения современной правотворческой политики и культуры правотворчества, выделения их общих признаков. Проводится рассмотрение и анализ ряда понятий правотворческой политики и культуры правотворчества в контексте различных авторских интерпретаций. Характеризуются общие признаки в обоснование взаимосвязи современной правотворческой политики и культуры правотворчества. Отмечается, что правотворческая политика как определенная деятельность государственных и негосударственных органов может определять и содержать необходимые меры, направленные на прогрессивное повышение культуры правотворческого процесса. При написании статьи применялись общенаучные (диалектика, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, системный, сравнительно-правовой) методы. Внимание обращено на необходимость отражения в правотворческой политике социокультурных факторов и раскрытие творческого потенциала данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL ASPECT OF MODERN LAW-MAKING POLICY (EXPERIENCE OF UNDERSTANDING THE PROBLEM)

The relevance of the article is determined by the importance of the role of culture in modern law-making policy as an activity that directly affects the modern law-making and transforms it. The main purpose of the article is to identify the cultural aspect of modern law-making policy and its analysis through the relationship of modern law-making policy and the culture of law-making, highlighting their common features. A number of concepts of law-making policy and law-making culture are considered and analyzed in the context of various author's interpretations. General features in justification of interrelation of modern law-making policy and culture of law-making are characterized. It is noted that law-making policy as a certain activity of state and non-state bodies can determine and contain the necessary measures aimed at the progressive improvement of the culture of law-making process. General scientific (dialectics, analysis, synthesis) and private scientific (formal-legal, systemic, comparative-legal) methods were used in the writing of the article. Attention is paid to the necessity of reflection in law-making policy of social-cultural factors and disclosure of creative potential of this activity.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ)»

ответственности или хотя бы одно из указанных условий ответственности, то меры, направленные на предотвращение, пресечение, устранение нарушений гражданских прав, восстановление нарушенного состояния, будут являться мерами защиты.

Список литературы:

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

2. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. — 752 с.

3. Кравченко, А.А. Соотношение мер защиты и мер ответственности как способов защиты субъективных гражданских прав // Российский юридический журнал.

— 2015. — № 2. — С. 94-104.

4. Алексеев, С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. — М., 1981. — Т. 1. -320 с.

5. Хачатуров, Р.Л. Юридическая ответственность / Р.Л. Хачатуров, Р.Г. Ягутян.

— Тольятти, 1995. — 200 с.

6. Ардашкин, В.Д. О принуждении по советскому праву // Советское государство и право. — 1970. — № 7. — С. 33-39.

7. Кархалев, Д.Н. Соотношение мер защиты и мер ответственности в гражданском

праве России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д.Н. Кархалев. — Екатеринбург,

£ 2003. — 22 с. со

g 8. Липинский, Д.А. О разграничении мер защиты и мер ответственности

* / Д.А. Липинский, А.Г. Бессолицын // Современное право. — 2013. — № 4. — С. 12-16.

< 9. Кондрашев, А.А. Конституционно-правовая ответственность и иные правовые О средства в механизме охраны конституционного строя (меры защиты, контроля и

< надзора) // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения ¡= РАН. — 2010. — Вып. 10. — С. 394-416.

s 10. Яковлев, В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных

5 отношений / В.Ф. Яковлев. — Свердловск, 1972. — 212 с.

оо о

0J b

В.Ю. Самородов, V. Y. Samorodov,

< старший преподаватель кафедры Senior lecturer of the department of theory О теории и истории государства и and history of state and law of Tambov State

< права Тамбовского государственного university named after G.R. Derzhavin с университета имени Г.Р. Державина vova.samorodov@yandex.ru

128 культурный аспект современной

--правотворческой политики

(опыт осмысления проблемы)

Аннотация: актуальность статьи обусловлена значением роли культуры в современной правотворческой политике как деятельности, непосредственно влияющей на современное правотворчество и преобразующей его. Основная цель статьи — выявление культурного аспекта современной правотворческой политики и его анализ посредством соотношения современной правотворческой политики и культуры правотворчества, выделения их общих признаков. Проводится рассмотрение и анализ ряда понятий правотворческой политики и культуры правотворчества в контексте различных авторских интерпретаций. Характеризуются общие признаки в обоснование взаимосвязи современной правотворческой политики и культуры правотворчества. Отмечается, что правотворческая политика как определенная деятельность государственных и негосударственных

органов может определять и содержать необходимые меры, направленные на прогрессивное повышение культуры правотворческого процесса. При написании статьи применялись общенаучные (диалектика, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, системный, сравнительно-правовой) методы. Обращается внимание на необходимость отражения в правотворческой политике социокультурных факторов и раскрытия творческого потенциала данной деятельности.

Ключевые слова: юриспруденция, культура, политика, правовая политика, современная правотворческая политика, правотворчество, правотворческая культура.

cultural aspect of modern law-making policy (experience of understanding the problem)

Abstract: the relevance of the article is determined by the importance of the role of culture in modern law-making policy as an activity that directly affects the modern law-making and transforms it. The main purpose of the article is to identify the cultural aspect of modern law-making policy and its analysis through the relationship of modern law-making policy and the culture of law-making, highlighting their common features. A number of concepts of law-making policy and law-making culture are considered and analyzed in the context of various author's interpretations. General features in justification of interrelation of modern у law-making policy and culture of law-making are characterized. It is noted that law-making policy as a Ь certain activity of state and non-state bodies can determine and contain the necessary measures aimed at р the progressive improvement of the culture of law-making process. General scientific (dialectics, analysis, ы

synthesis) and private scientific (formal-legal, systemic, comparative-legal) methods were used in the writing 5< of the article. Attention is paid to the necessity of reflection in law-making policy of social-cultural factors С and disclosure of creative potential of this activity. е

Keywords: jurisprudence, culture, policy, legal policy, modern law-making policy, law-making, law 5 creation culture. g

M

Проблемы правовой политики достаточно давно исследуются f многими учеными. Актуальность одного из фундаментальных вопросов, о i< находящихся на стыке правовой и политической наук, обусловлена постоянным развитием права. Правовая политика способна конструировать развитие правового вектора в государстве и обществе, задавать и обозначать его курс. Правовая политика, словно карта, призвана направлять корабль права, и, конечно, от этого курса во многом зависят и преобразования в праве. «Главная задача российской юридической политики — правовое обеспечение проводимых реформ, демократизации общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране» [1, с. 470]. Если мы зададимся вопросом, каким должно быть развитие правовых институтов и какое место в государстве будет отведено и праву в ближайшем будущем, то ответ на него должен содержаться в правовой политике нашего государства, цели которой необходимо определять в тесном 129 взаимодействии государства и общества. Правовая политика должна быть понятна не только специализированным субъектам, например, политикам или 0 депутатам, но и рядовым гражданам. 5

Правотворческую политику и правовую политику можно соотнести как часть о

Е =1

л Ч

е £

S и

01

и целое, где правотворческая политика, являясь частью обширной юридической |

категории правовой политики, неразрывно связана с ней посредством единой "§

правовой природы, как право и правотворчество. Правотворческая политика о стала объектом основательных исследований сравнительно недавно, в начале XXI в.; данная проблема набирает серьезный теоретический ресурс, наполняется содержанием, вызывает многочисленные дискуссии и споры в

СП

научных кругах, становясь предметом обсуждения на конференциях и круглых столах [2—6]. Безусловно, интерес к данной проблематике вытекает из общего активного изучения правовой политики как юридической категории [7—8]. Необходимо отметить, что «правовую политику не следует отождествлять с правотворческой политикой. Последняя выступает одной из форм правовой политики (наряду с формами правоприменительной, правореализационной, правообучающей, доктринальной и др.)» [9, с. 8]. Правотворческая политика, несомненно, является частью правовой политики. Например, исследователи Т.Н. Москалькова и В.В. Черников в содержании правовой политики выделяют несколько направлений (форм): правотворческое (нормотворческое), правоприменительное, правоохранительное и правоинтерпретационное, при этом акцентируя внимание на том, что «правотворческому направлению среди них принадлежит особая роль. Связано это с тем, что именно нормативные акты выступают тем действенным и естественным каналом, через который реализуется потенциальная энергия права» [10, с. 18]. Соглашаясь с вышеприведенными мнениями, можно констатировать, что правотворческая политика действительно весомая часть правовой политики в целом, одна из ее форм, призванная направлять, моделировать курс создания и развития будущего позитивного права.

^ В статье мы попытаемся раскрыть содержание культурного аспекта д. современной правотворческой политики, поделиться опытом осмысления данной проблемы. Возможно, что она освещалась небольшими штрихами в § различных статьях, посвященных правотворческой политике и правовому 2: творчеству, но, скорее всего, не становилась предметом изучения отдельной статьи, иного научного труда. Во многом этим обусловлен интерес к выбранной < тематике и ее актуальность. Одним из наиболее важных аспектов, с нашей ^ точки зрения, является проблема соотношения культуры правотворчества ^ и правотворческой политики, взаимосвязь и общие подходы к раскрытию

о содержания данных правовых категорий. к Говоря о правотворческой политике, следует понимать ее содержание, т знать, что подразумевается под этим юридическим термином, прочно ш входящим в современный юридический научный оборот. [Зь Дифференцируя понятие правотворческой политики, считаем возможным сослаться на известных исследователей, продолжительное время занимающихся 130 ее изучением. Например, А.А. Мазуренко под правотворческой политикой

- понимает «особое явление политико-правовой действительности, выражающееся

в научно обоснованной, планомерной и системной деятельности государственных органов и негосударственных структур, направленной на определение стратегии и тактики правотворчества, осуществляемой на различных уровнях правового п регулирования в целях обеспечения необходимых условий для создания непротиворечивой и целостной системы права» [2, с. 20].

Достаточно аргументированным и лаконичным является определение А.В. Малько и В.В. Трофимова. Под правотворческой политикой понимается «научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и негосударственных структур, направленная на определение стратегии и тактики правотворчества, связанная с разработкой и принятием

оо

о

сч

качественных и эффективных правовых решений, обеспечивающих стабильное и, вместе с тем, прогрессивное развитие государства и общества» [9, с. 8-9].

Анализируя определения, можно сделать вывод, что правотворческая политика — это, прежде всего, деятельность государственных и негосударственных органов, направленная на определение стратегии и тактики правотворчества, на создание непротиворечивой целостной системы права, также связанная с разработкой качественных и эффективных правовых решений, обеспечивающих стабильное и прогрессивное развитие государства и общества. Они с достаточной аргументированностью раскрывают содержание правотворческой политики, дополняя друг друга.

Вместе с тем правотворческую политику невозможно отобразить в одном определении: это достаточно масштабная деятельность, многоплановая и разноуровневая, которая, по нашему мнению, всегда должна являться опреде- ^ ленным призывом действовать, развивать, совершенствовать. Ь

Говоря о культурном аспекте современной правотворческой политики, р нельзя не остановиться на достаточно сложном и интересном явлении р культуры правотворчества, которое все больше начинает притягивать к себе ю интерес исследователей. Под культурой правотворчества мы будем понимать е «обусловленную общим культурным фоном страны (государства), нации 5 (народа), сложившимися традициями политики (искусства) государственно- о правовой деятельности, доминирующими свойствами политико- е правовой системы совокупность социально-правовых, материально- н организационных, процедурно-процессуальных, технико-юридических, о о личностно-образовательных характеристик, мероприятий и требований, Т =, сопровождающих процесс подготовки и принятия правотворческих 0 ° решений и предъявляемых к таковому, определяющих уровень и качество р О осуществляемого в государстве правового творчества, конструктивную е Ч реализацию всех правотворческих функций, способствующих достижению и о единого запланированного правотворческого результата в виде правовых актов П §< нормативного характера, содержащих нормативные правовые предписания, б ЛЛ нормы права и согласованные юридические конструкции с необходимым социально-правовым эффектом действия» [11, с. 48].

Исследуя приведенное выше определение, мы видим, что понятие культуры правотворчества включает в себя набор характеристик, мероприятий ^^^

и требований, определяющих его уровень и качество, конструктивную -

реализацию всех правотворческих функций, способствующих достижению единого запланированного правотворческого результата, с необходимым социально-правовым эффектом действия. С

Исходя из этого, можно обозначить определенное сходство в соотношении | понятий правотворческой политики и культуры правотворчества, но нельзя говорить об их тождественности. Возможно предположить, что правотворческая | политика — это, прежде всего, деятельность, а культура правотворчества в о соотношении с ней может рассматриваться как некоторая констатация этой деятельности, где на этом основании могут предлагаться определенные меры, требования, направленные на повышение правотворческой культуры.

2 и

00

Действительно, сама правотворческая политика как факт и ее деятельное осуществление или неосуществление обозначает уровень правотворческой культуры, но и с помощью правотворческой политики мы способны изменить, повысить культуру правотворчества и процесса, точнее, запланировать определенные действия, направленные на повышение правотворческой культуры. По нашему мнению, эти понятия взаимосвязаны и благотворно дополняют друг друга, т.к. культура правотворчества должна быть признаком эффективной правотворческой политики, к чему необходимо стремиться, в первую очередь, путем активного привлечения к данной деятельности гражданского общества и взаимодействия с ним. Сравнительный анализ позволяет нам выделить ряд признаков.

В развитие нашей точки зрения обозначим общие признаки культуры правотворчества и правотворческой политики.

Средство предупреждения и устранения ошибок в законодательстве. Действительно, основательно разработанная и претворенная в жизнь правотворческая политика способна минимизировать ошибки, допускаемые законодателем. Также определенные культурные требования [12] (выражение социальной природы права в норме права, соответствие регламентам законодательного ^ процесса, владение правилами и соблюдение всех требований юридической ^ техники, культура субъектов правотворческого процесса и др.), которым должен к соответствовать современный правотворческий процесс, способны предупредить

развитие и устранить появление в будущем правотворческих ошибок. ш Повышение качества и эффективности как самого процесса правотворчества, 2 так и нормативного акта как конечного результата правотворческой деятельности. ^ Норма права, для того чтобы быть эффективным правовым регулятором, должна < отвечать требованиям качества, своевременности, социализированности и др. ¡Е Выполнять эти требования означает встать на путь культурно организованного ^ правотворческого процесса, который также должен иметь соответствующую ^ политическую энергию, быть политически организованным, т.е. качественно, к понятно и своевременно определяться правотворческой политикой. т Упорядочение правотворческого процесса. Культурно организованный

^ процесс может быть уже определенным существенным гарантом порядка в с осуществлении этой деятельности, и, конечно же, грамотно разработанная правотворческая политика упорядочивает этот процесс, внося определенную 132 ясность, ставя цели, задачи и предлагая средства для их достижения.

- Конечно, культуру и политику не стоит отождествлять с порядком в какой-

либо деятельности, но те идеи и задачи, которые могут быть сгенерированы ? в них, в большинстве своем достижимы при рациональном, планомерном, ° упорядоченном действии.

со Выявление четкой цели в правотворчестве. Например, исследователи Г.А. Тосунян и Л.В. Санникова считают, что для повышения культуры правотворчества необходимо, чтобы в тексте законопроекта были указаны понятные адресатам и обществу цели и задачи правового регулирования. «Цель законопроекта необходимо четко выразить в его концепции» [13, с. 29]. И действительно, с ними сложно не согласиться. На наш взгляд, ясно

сформулированные цели должны быть одним из существенных культурных требований, предъявляемых к современному правотворчеству. Также и для правотворческой политики одной из главенствующих задач является правильное определение целей и средств их реализации. В качестве примера здесь можно указать проект концепции правотворческой политики в Российской Федерации [14], разработанный А.В. Малько и А.П. Мазуренко, в котором в первой главе «Общие положения» четко отражены цели данной концепции. Среди них можно отметить:

1) обеспечение средствами правотворческой политики единства нормативно-правового регулирования в Российской Федерации, создание целостной, непротиворечивой системы права;

2) повышение качества нормативно-правового регулирования на всех уровнях осуществления публичной власти;

3) создание необходимых условий для ликвидации противоречий и про- ^ белов в федеральном и региональном законодательстве, а также в системе Ь муниципальных нормативных правовых актов и др. р

Научная обоснованность. Осуществление правотворческой политики ы невозможно без соответствующей научно-теоретической базы. Это также и можно назвать необходимым критерием повышения культуры правотворче- g ства. «Концепция крупного законопроекта должна опираться на достижения 5 юридической науки, учитывать результаты других социальных и гуманитар- о ных наук, а также уровень технических и естественных наук» [13, с. 33—34]. е Теоретическая аргументация должна являться неотъемлемым критерием ® претворения в жизнь (воплощения на практике) любых политико-правовых о о решений, тем более в сфере правотворчества.

На современном этапе развития правотворческой политики осмысление проблемы культуры осуществления этой деятельности необходимо. Прежде всего, важно обратить внимание на социокультурные факторы в праве и именно на культурную сторону осуществления правотворческого процесса, так называемый культурный уровень, не отстраняя творческий потенциал деятельности по созданию норм права. Правотворческая политика охватывает весь процесс алгоритма разработки законопроекта, и «стоит также учитывать, что алгоритм разработки законопроекта является не математическим, а юридическим. В нем безусловно присутствует творческое начало, поскольку его исполнители не компьютерные программы, а люди» [15, с. 109], что, по 133 большому счету, является преимуществом этой деятельности. -

Культура правотворчества должна определяться содержанием, целями и задачами эффективной правотворческой политики и способна определять, совершенствовать правотворческую культуру. Как и отмечалось ранее, к у постановке и успешной реализации указанных задач необходимо привлечение g гражданского общества. При правильном взаимодействии государства и общества •§ это определенно принесет пользу современному правотворческому процессу. |

Высокий уровень культуры проводимой государством правотворческой ® политики должен стать залогом качества принимаемых законов, способствовать улучшению организации процесса правотворчества, четкой постановке конечной цели будущего нормативно-правового акта, создать условия

Е =1

л Ч

е £

S и

00

для осуществления планомерной, научно обоснованной и эффективной правотворческой деятельности. Вовлечение гражданского общества в этот процесс поможет не только улучшить его во многих направлениях, но и сделать его объективным, наполнить жизненной энергией права. В одной статье достаточно сложно подробно раскрыть соотношение и взаимосвязь культуры правотворчества и правотворческой политики, выделив культурный аспект современной правотворческой политики, но, как нам видится, данная проблематика существует [16], ее развитие уже является определенным шагом в работе над этой проблемой.

Список литературы:

1. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник. 4-е изд., испр. и доп. / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2016. — 528 с.

2. Мазуренко, А.П. Правотворческая политика: понятие и соотношение со смежными юридическими категориями // Государство и право. — 2010. — № 4. — С. 12-20.

3. Российская правотворческая политика: общетеоретические и отраслевые проблемы: сб. науч. тр. по матер. Всерос. круглого стола / под общ. ред. А.В. Малько, Н.В. Исакова, А.П. Мазуренко. — Саратов; Минеральные воды, 2012. — 307 с.

I 4. Малько, А.В. Правотворческая политика России: история и современность:

ё монография / А.В. Малько, А.П. Мазуренко. — М.: Юрлитинформ, 2014. — 256 с. ^ 5. Малько, А.В. К вопросу о концепции правотворческой политики в современной

< России / А.В. Малько, А.П. Мазуренко, В.В. Нырков // Правовая политика и правовая § жизнь. — 2015. — № 2. — С. 8-16.

6. Трофимов, В.В. Проблемы организации и проведения правотворческой политики в области инновационного развития России // Государство и право. ^ — 2017. — № 3. — С. 5-14.

< 7. Рыбаков, О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и ^ признаки // Журнал российского права. — 2002. — № 3. — С. 76-79.

^ 8. Лебедева, Е.Н. Правовая политика как общетеоретическая категория // Вектор

5 науки ТГУ. — 2011. — № 2 (5). — С. 50-55.

^ 9. Малько, А.В. Правовая политика в современной России: проблемы

< доктринального понимания и формирования / А.В. Малько, В.В. Трофимов // О Государство и право. — 2013. — № 2. — С. 5-13.

<с 10. Москалькова, Т.Н. Нормотворчество: научно-практическое пособие. — 2-е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|= изд., доп. и испр. / Т.Н. Москалькова, В.В. Черников. — М.: Проспект, 2018. — 448 с.

11. Трофимов, В.В. Проблема реализации правотворческих функций как 134 проявление культуры организации юридического процесса / В.В. Трофимов, - В.Ю. Самородов // Правовая парадигма. — 2017. — Т. 16. — № 4. — С. 43-53.

12. Самородов, В.Ю. Правовое творчество: понятие, социальная природа и ® роль, культурные требования (введение в проблему) // Тенденции развития права о в социокультурном пространстве. Жидковские чтения: матер. Всерос. науч. конф. гд (Москва, 24-25 марта 2017 г.) / отв. ред. М.В. Немытина. — М.: РУДН, 2018. п — С. 273-281.

13. Тосунян, Г.А. Культура правотворчества в современной России / Г.А. Тосунян, Л.В. Санникова // Государство и право. — 2018. — № 3. — С. 28-34.

14. Концепция правотворческой политики в Российской Федерации (проект) / разраб. А.В. Малько, А.П. Мазуренко. — М.: МГЭИ, 2011. — 34 с.

15. Виноградов, Т.В. Алгоритм разработки законопроекта: между искусством и технологией // Государство и право. — 2017. — № 11. — С. 106-109.

16. Мазуренко, А.П. Правотворческая политика и культура законотворчества // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире : материалы VI международной научно-практической интернет-конференции (22 марта 2009 г.) / отв. ред. В.Н. Окатов. — Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2009. — С. 39-42.

А.В. Захаров, A.V. Zakharov,

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor

кафедры конституционного и of Department of the constitutional and

международного права Тамбовского international law of the Tambov State

государственного университета имени University of G.R. Derzhavin Г.Р. Державина

функции Российского государства в контексте устойчивого развития

Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью концепции устойчивого развития для функционирования Российского государства. Цель статьи — проанализировать влияние устойчивого развития на функции Российского государства, выявить возможные изменения в системе функций государства в целом и в содержании определенных функций в частности. Реализация поставленных задач была достигнута при помощи общенаучных и частнонаучных методов. Автор делает выводы о влиянии устойчивого развития на систему функций государства, обусловливает приоритетность ряда функций на современном этапе, а применительно к конкретным функциям государства изменяет их содержание. Автор поднимается также научную дискуссию относительно возможного выделения новой функции государства — функции устойчивого развития.

Ключевые слова: функции государства, устойчивое развитие, охрана окружающей среды, экологическая функция, факторы влияния на функции государства.

Functions of the Russian state

in the context of sustainable development

Abstract: the relevance of article is caused by importance of the concept of sustainable development for functioning of the Russian state. Article purpose — to analyse influence of sustainable development on functions of the Russian state, to reveal possible changes in the system of functions of the state, in general, and in the content of certain functions, in particular. Implementation of the tasks has been reached by means of general scientific methods. The author draws conclusions, about that influence of sustainable development on the system of functions of the state, causes priority of a number of functions at the present stage, and in relation to concrete functions of the state changes their contents. The author also scientific discussion concerning possible allocation of new function of the state — function of sustainable development rises. 135

Keywords: functions of the state, sustainable development, environmental protection, ecological function, -

factors of influence on functions of the state.

Современное государство характеризуется многообразием различных направлений его деятельности, реализации государственной политики. Основные направления деятельности государства в юридической литературе принято обозначать как функции государства. Учитывая многогранность и сложность понятия «функции государства», многообразие подходов и позиций к определению данного понятия является оправданным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.