Научная статья на тему 'Правосознание и справедливое общество как взаимосвязанные идеальные категории'

Правосознание и справедливое общество как взаимосвязанные идеальные категории Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО / ДЕТЕРМИНАНТЫ / РАВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова К.И., Стрепетов В.В.

В статье описывается взаимосвязь категорий «правосознание» и «справедливое общество», их зависимость и взаимообусловленность. По мнению авторов, необходимым условием построения справедливого общества является равный высокий уровень правосознания. Кроме того, справедливое общество представляется как общество всеобщего равенства, что представляется невозможным по ряду причин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правосознание и справедливое общество как взаимосвязанные идеальные категории»

ПРАВОСОЗНАНИЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ ИДЕАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ

© Иванова К.И., Стрепетов В.В.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье описывается взаимосвязь категорий «правосознание» и «справедливое общество», их зависимость и взаимообусловленность.

По мнению авторов, необходимым условием построения справедливого общества является равный высокий уровень правосознания. Кроме того, справедливое общество представляется как общество всеобщего равенства, что представляется невозможным по ряду причин.

Ключевые слова правосознание, справедливое общество, общество, детерминанты, равенство.

Построение любого общества является сложным и длительным процессом. Особенно сложным в плане анализа такой процесс является с точки зрения таких идеальных категорий как «справедливость». Считаем, что одной из детерминантов построения справедливого общества является правосознание. Таким образом, целью настоящего исследования является отражение роли правосознания в построении справедливого общества.

Процесс развития правового сознания в России сопряжен с широким социально-политическим и сопутствующим культурно-историческим контекстами, которые создают вокруг феномена правосознания гражданина или группы граждан многоуровневое и многослойное символическое пространство из сложных этнических образов, стереотипов мышления, паттернов поведения (то есть привычных социокультурных ответов на типичные и нетипичные ситуации), духовно-смысловых инвариант как сознательного, так и бессознательного уровня [1].

Правосознание выражает оценку права с позиции его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это - разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие [2]. Уровень же правосознания заставляет субъекта действовать определенным образом или же наоборот воздержаться от какого-либо поведения. Считаем, правосознание как феномен имеет место не только при взаимодействии отдельного субъекта на абстрактные общественные отношения, существуют и иные связи, а именно: субъект - субъект, общество - субъект, общество -общество. Рассматривая взаимную интеграцию общественных сил и политических институтов, социально-политические аналитики приходят к необходимости по-новому оценивать реальные процессы, происходящие в социуме, и видимые политико-правовые изменения, которые в равной степени

80

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

являются причинно-следственными детерминантами различных преобразований, разворачивающихся в условиях современности [3].

Признание права или его отрицание одним субъектом может стать моделью поведения для другого. Именно поэтому необходимо воспитания правосознания каждого члена в обществе для достижения общего блага.

Социокультурные факторы развития правосознания в российском обществе входят в противоречие с развитием демократического процесса в современной России [4]. Власть в России изначально склонна к авторитаризму, хотя формально декларировано именно демократическое государство. Считаем, что такая тенденция также оказывает негативное влияние на общественное правосознание, так как существуют связи, описанные выше.

Отметим, что общественное правосознание в России является очень молодым явлением, так как сама Россия как отдельное государство существует не так давно. Следовательно, отношение к праву нового государства находится еще в процессе своего формирования. По нашему мнению, правосознание как феномен, существовавшее до начала событий 90-х годов, имело несколько иную форму, чем та, которая существует и развивается сейчас. Связано это, прежде всего, с общественным строем: социалистическим - тогда, капиталистическом - сейчас. При социалистическом строе смысл правосознания заключается в совершении действий или воздержания от них во благо общества в целом, то есть во благо идеи. При капиталистическом же, по нашему мнению, субъект существует отрешенно и связан обязательствами только к своему ближайшему окружению.

В теории выделяют несколько видов правосознания: индивидуальное, групповое, корпоративное, массовое, общественное. Представляется, что справедливое общество основывается именно на достаточном уровне общественного правосознания, которое в свою очередь построено на индивидуальном, групповом и корпоративном.

Прежде чем отразить взаимосвязь правосознания и справедливого общества, необходимо дать характеристику такого общества.

Понимание справедливого общества различно. Например, В.Н. Лебедев, считает, что «справедливое общество» это общество, в котором объективно справедливо делится прирост (избыток, оставшийся после потребления) материального потенциала общества между собственниками и не собственниками средств производства, а в конечном итоге это приведет к справедливому дележу всего материального потенциала общества». Таким образом, ученый делает акцент на распределении материальных благ между членами общества.

Как выяснилось, чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, благополучное общество с такими атрибутами, как высокий уровень жизни, высокие зарплаты и пенсии, достойное существование [5].

Представляется, что само равенство перед законом основано на правосознании. Именно одинаковое представление о праве, а также отношение к

Философия глазами современника

81

нему образует равенство. Конечно, статистически и практически возможно выяснить размер «высоких зарплат и пенсий». Однако, некоторые составляющие такого общества, которое представляется субъектами, являются довольно относительными. Речь идет о «высоком уровне жизни» и «достойном существовании». По нашему мнению, такие характеристики невозможно применить к справедливому обществу. Сама оценка «высокий», «достойный» предполагает сравнение. Например, высокий по отношению к ..., достойный по отношению к ...

Считаем, что справедливое общество является обществом всеобщего равенства. Такое общество является скорее идеальным, чем реальным. Изначально справедливость можно понимать как соответствие действия и воздаяния. Трудно себе представить такую социальную общность, в которой бы индивиды занимались одним и тем же делом с одинаковой интенсивностью и при этом получали бы за это одинаковую награду. Представляется, что общество изначально построено на неравенстве, так как существуют властные структуры и подчиняющиеся группы. Таковым является и правосознание. Зачастую закон является несправедливым по представлению группы подчиняющихся, но правосознание дает понимание необходимости следования ему для достижения положительного результата или хотя бы ненаступления отрицательных последствий.

Правосознание россиян в большей степени ориентировано на достижение «справедливости», нежели не исполнение закона, который напрямую с идеей справедливости не связан [4].

Таким образом, по нашему мнению, возможно достижение только некого околосправедливого общества. При этом в строительстве такого общества правосознанию отведена особая роль. Правосознание прежде всего предполагает знание закона. Именно закон устанавливает границы должного и возможного. Следовательно, косвенно устанавливает рамки, в которое должно быть облачено общество всеобщего равенства. Без знания закона невозможно его исполнение. Таким образом, без должного уровня правосознания, субъект может неосознанно выйти за границы дозволенного, поставив себя в неравное положение по отношению к остальному обществу.

Как уже было отмечено выше, справедливое общество предполагает всеобщее равенство. Следовательно, в справедливом обществе каждый отдельный индивид должен обладать одинаково высоким уровнем правосознания. Представляется, что такое невозможно. Как невозможно и существование справедливого общества по следующим причинам: во-первых, справедливое общество предполагает справедливый закон, но закон не может быть одинаково справедливым для всех, так как изначально издан одной группой людей для управления другой группой людей, а значит, что закон по своей сути справедлив только для большинства или меньшинства; во-вторых, общество по своей сущности было несправедливо изначально, а не

82

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

стало таковым, потому что в обществе изначально существует градация, деление субъектов на определенные группы.

Таким образом, делаем вывод, что правосознание и справедливое общество являются абсолютизированным категориями, то есть идеальными и недостижимыми. Считаем, что возможно лишь построение и существование околосправедливого общества. Такое общество характеризуется следующим образом: во-первых, большинство его членов уверены в том, что соблюдение и уважение закона является необходимым для развития всего общества в целом; во-вторых, в таком обществе действует формула соответствия действия и воздаяния; в-третьих, реализуется принцип равенства всех перед законом; в-четвертых, меньшинство, то есть правящая группа создает такие условия для большинства, при которых обеспечивается такой уровень жизни, при котором возможно удовлетворение как естественных, так и духовных потребностей индивида; в-пятых, минимальный уровень градации, классовости. Кроме того, представляется, что сама категория «правосознание» изменяется под влиянием общественного уклада.

Список литературы:

1. Бакланов И.С., Бичахчян М.К., Бакланова О.А. Социальная детерминация динамики правосознания: современный российский опыт // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 8. -С. 23-26.

2. Матузов Н.И. Теория государства и права: учеб. для вузов по направлению и спец. «Юриспруденция» / Н.И. Матузов, А.В. Малько; Сарат. фил. Ин-та государства и права Рос. акад. наук. - М.: Юристъ, 2001. - 511 с.

3. Бакланов И.С., Хубиев А.О. Структуры гражданского общества в политическом процессе современности // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2012. -№ 1. - С. 13-17.

4. Бакланов И.С., Бичахчян М.К. Правосознание как базис развития демократического общества // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2013. - № 5. - С. 74-80.

5. Что такое «справедливое общество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/ec_ref/d074523/printable/.

ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВИЗМА © Иванова К.И.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье описывается феномен коллективизма в современном его состоянии. Кроме того, описываются характерные признаки, а также приводятся различные взгляды на коллективизм как на явление. По мне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.