УДК 371 Н 626
Е. А. НИКИТСКАЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В настоящей статье представлены общие результаты исследования православной воскресной школы как воспитательной организации. В статье указываются признаки Православной Церкви, характеризующие ее как социальный институт, говорится об особенностях религиозного (православного) воспитания. Статья содержит информацию о наиболее эффективных направлениях воспитательно-образовательной деятельности современных воскресных школ, а также о проблемах и социально-педагогических условиях совершенствования функционирования воскресных школ.
Ключевые слова: воскресная школа, Православная Церковь, религиозное воспитание, воспитательная организация, воспитательно-образовательная деятельность.
Одной из характеристик современного этапа развития педагогической науки является устойчивый интерес к изучению новых социально-педагогических факторов, влияющих на воспитание и развитие личности. К таковым можно отнести возрождаемое сегодня религиозное воспитание, реализуемое в том числе такой воспитательной организации как воскресная школа.
В последние годы в педагогике проведен ряд исследований, посвященных изучению тех или иных аспектов феномена воскресной школы. Так, О.Л. Янушкявичене исследует воскресные школы в контексте духовного воспитания; Ю.Т. Антипенко анализирует опыт работы воскресной школы с детьми в контексте диалога отечественных светской и церковной образовательных традиций; Л.А. Марченко изучает формирование духовной культуры подростков в воскресной школе; М.В. Попинова проводит исторический анализ развития воскресных школ конца XIX - начала XX веков. Однако весьма затруднительно встретить исследования, в которых православная воскресная школа рассматривалась бы как самостоятельная воспитательная организация.
Очевидно, что изучение православной воскресной школы как воспитательной организации невозможно без рассмотрения Православной Церкви как социального института, а также без раскрытия особенностей религиозного (православного) воспитания. Так, теоретический анализ исследований феномена Церкви в различных областях человекознания позволяет дать институциональную характеристику Церкви, в основу ко-
торой полагается раскрытие ряда объективных признаков, свойственных любому социальному институту, а именно: формальность/неформальность; наличие определенного круга задач; наличие символических культурных признаков; наличие утилитарных культурных черт; исполнение специфических и общих с другими институтами функций; наличие прав и обязанностей. Выделив и проанализировав эти параметры применительно к Православной Церкви, в ходе проведенного нами исследования стало возможным показать Православную Церковь как реально функционирующий социальный институт, обладающий рядом отличительных особенностей. При этом важное место в раскрытии проблематики Церкви как социального института и в целом как фактора социализации человека имеет изучение вопроса о специфике религиозного воспитания. Это становится более ясным, если иметь в виду, что воспитательная функция является одной из главных в перечне тех функций, которые Православная Церковь исполняет как социальный институт.
Религиозное воспитание, осуществляемое в религиозных организациях, можно рассматривать как относительно контролируемую часть социализации человека в рамках конкретной религии (её нравственных принципов и ценностей). В ходе проведенного нами исследования представилось необходимым на основе изученного материала рассмотреть особенности религиозного воспитания в Русской Православной Церкви. Это стало возможным в результате раскрытия категорий
114
Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2009, том 15
© Е.А. Никитская, 2009
Православная воскресная школа как воспитательная организация
цели, содержание, средства и методы применительно к православному воспитанию.
Исследование показало, что одной из форм осуществления религиозного воспитания и достижения его целей является организация педагогической работы воскресных школ как воспитательных организаций, функционирующих в рамках церковно-приходской деятельности. В связи с этим в проведенном нами исследовании предпринята попытка исторического анализа условий их возникновения. Начавшие организовываться во второй половине XIX века воскресные школы явились принципиально новым педагогическим фактом для России. Положительно оцениваясь специалистами с точки зрения социального предназначения в целом, воскресные школы того времени имели ряд практических недостатков, на которые указывали педагоги, что, в общем, не умаляет их реальный вклад как в построение практики религиозного воспитания, так и обогащения педагогического опыта в целом. Можно сказать, что вторая половина XIX - начало XX вв. для России, кроме прочего, является периодом активизации педагогической деятельности как на государственном, так и на локальном уровнях. Активность касалась и церковной педагогической деятельности. В этот период Церковь выдвинула несколько видных мыслителей и педагогов, для которых вопросы соотношения светского и религиозного обучения и воспитания в образовательных заведениях были одними из приоритетных, причем многие из этих имен широко стало упоминаться в работах по истории отечественной педагогики лишь в самые последние годы (митрополит Макарий (Невский), протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Василий Зеньковский, священник Павел Флоренский и др.).
Известно, что после 1917 года принципы воскресного обучения были использованы в школах по ликвидации безграмотности, затем эти школы были заменены «ликпунктами», а в дальнейшем получили продолжение в качестве рабочих и сельских школ (1943 г.). Что касается церковных воскресных школ, то они на длительный период прекращают свое существование, в связи с чем и в педагогической литературе стало невозможным (за редким исключением - например, некоторые труды русского мыслителя, педагога-психолога
В.В.Зеньковского, находившегося после революции за рубежом), найти сколь-нибудь заметных работ по вопросам функционирования воскрес-
ных школ. Все это позволяет констатировать, что в послереволюционное время не только развитие, но и самое существование воскресных школ как института религиозного образования и воспитания в нашей стране по понятным государственно-идеологическим причинам стало невозможным. Религиозное воспитание и образование на долгие десятилетия отбросились, по сути, в небытие: была утрачена материальная база, отобраны здания, ликвидированы учебные пособия, разогнаны или репрессированы кадры церковных преподавателей.
Более или менее реальная возможность возродить традицию церковно-приходских воскресных школ появилась лишь к началу 90-х годов XX века вместе с расширением демократических свобод и прав личности, развернувшимся на фоне деидеологизации государственной политики. Отметим здесь, что понятия «Церковно-приходская школа» и «Воскресная школа» имели, как показывает исторический анализ, существенные различия. Так, церковно-приходская школа, обретая различные содержательные формы в течение отечественной истории, оставалась по смыслу неизменной - это самый распространенный в России институт начального образования (религиозного и общего), организовывающийся при приходе того или иного храма неизменно под руководством священнослужителя (см.подробнее: Миропольский С.И. Очерк истории церков-но-приходской школы. - М: ПСТГУ, 2006). Воскресная же школа явилась во второй половине XIX века новой, по отношению к церковно-приходским школам, формой общего и, иногда, религиозного образования для различных возрастных и социальных (средних и нижних) слоев общества, появившейся с целью снижения в стране уровня неграмотности, в т.ч. и религиозной. Воскресные школы не всегда были церковно-приход-скими, (были еще общественными и частными), равно как и церковно-приходские школы были не только воскресными, но и ежедневными. В наши дни понятия «Церковно-приходская школа» и «Воскресная школа» часто отождествляются, что не вполне верно с исторической точки зрения, но, по сути верно, в плане сегодняшнего положения дел - воскресная школа образуется исключительно приходом того или иного храма в основном с вероучительной целью и как правило располагается на церковной территории (см. подробнее: Склярова Т.В. Православное воспитание в
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 1, 2009
115
контексте социализации. - М: ПСТГУ, 2006. -
С. 74). В связи с этим правильным (полным) названием этого института религиозного образования и воспитания в наши дни принято считать следующее: «Церковно-приходская воскресная школа» и эта формулировка используется во всех официальных документах Русской Православной Церкви. Впрочем, в ряде источников можно встретить и тот (церковно-приходская школа), и другой (воскресная школа) варианты.
В осуществленном нами исследовании были выявлены виды современных воскресных школ: воскресные школы для взрослых, семейные воскресные школы и детские воскресные школы. В ходе изучения и анализа построения педагогической деятельности в этих школах было обнаружено, что зачастую базовой ее составляющей являлась система христианского образования второй половины XIX века. Вместе с тем, с учетом современных реалий, руководители и педагоги воскресных школ стремятся использовать адекватные времени формы и направления педагогической деятельности в зависимости от возрастного и социального контингента учащихся. Так, на основе данных, полученных в ходе исследования педагогической деятельности ряда современных воскресных школ г. Москвы и других епархий Русской Православной Церкви, стало возможным представить и проанализировать наиболее эффективные с точки зрения педагогического целепо-лагания и привлекательности для воспитанников направления воспитательно-образовательной деятельности воскресных школ. Таковыми явились катехизическое (просветительское) направление, социальное служение, культурно-образовательное и военно-спортивное направления. Первое (катехизическое) направление, будучи реализуемым в соответствии с одной из главных задач Православной Церкви как социального института, преследует главную цель - воспитание в вере, включающее в себя прежде всего обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности. Позитивными результатами этого направления деятельности можно считать приобретение воспитанниками базовых церковных знаний, вступление в литургическую жизнь, возможность иерархически выстроить свои взгляды и ценности, по существу сравнивать и быть способным компетентно ориентироваться в современных религиозных течениях. Изучение специфики социального служения воспитанников вос-
кресных школ позволило определить, что религиозно-педагогическая и социальная помощь, оказываемая учащимися соответствующим категориям населения, для самих учащихся имеет большое воспитательное значение, поскольку способствует взращиванию в себе необходимых христианских качеств. Это естественным образом следует из характера социального служения, в наибольшей мере отвечающего самому духу христианской веры. Изучение культурно-образовательного направления педагогической деятельности воскресных школ во всем многообразии его проявлений дало возможность определить, что творческая деятельность - одна из очень жизненных и важных сторон воспитательной работы в воскресной школе. Изучение же военно-спортивной составляющей педагогической деятельности современных воскресных школ показало, что это направление является особенно востребованным подростками и старшеклассниками, в частности ориентированными на несение воинской службы, а также на положительное морально-волевое и качественное физическое развитие, всегда востребованное и в повседневной жизни.
Изучение конкретных воскресных школ и в целом воскресной школы как феномена педагогической практики позволяет констатировать, что современная церковно-приходская воскресная школа, входя в общую систему образования Российской Федерации в качестве элемента негосударственной системы дополнительного образования, является самостоятельным воспитательнообразовательным учреждением Русской Православной Церкви, имеющим главным целевым предназначением начальную форму духовнонравственного воспитания и православного религиозного образования. Воскресные школы с большим или меньшим успехом открывают воспитанникам возможности получения систематических духовно-религиозных знаний и умений, необходимых для нравственного и общесоциального становления своей личности.
Вместе с тем, наряду с очевидными положительными педагогическими эффектами, обнаруживающимися при реализации обозначенных приоритетных направлений воспитательно-образовательной деятельности, современные воскресные школы испытывают и ряд проблем, с которыми сталкиваются (или сталкивались в большей мере на стадии становления) практически все изученные нами в ходе исследования воскресные
116
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15
Формирование готовности подростков к социальному самоопределению
школы. На основании анализа опыта функционирования различных по степени успешности современных воскресных школ, результатов анкетирования, результатов включенного наблюдения, а также экспертных оценок стало возможным выявить ряд проблем социально-педагоги-ческого характера, препятствующих эффективному развитию педагогической деятельности в воскресных школах: кадровую, контингентную, организационную, материально-техническую.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволили охарактеризовать современную православную воскресную школу как феномен педагогической действительности, представить ее как воспитательную организацию через раскрытие ее социально-педагогических возможностей, а также, выявить возможные способы повышения эффективности педагогической деятельности в воскресных школах, основываясь на анализе опыта воспитательно-образовательной деятельности ряда воскресных школ Московской и других епархий Русской Православной Церкви.
Вместе с тем, изучение проблематики воскресной школы как воспитательной организации не может не иметь широкой перспективы, при этом вполне очевидно, что обозначенные проблемы функционирования, а также выведенные из анализа этих проблем социально-педагогичес-кие условия повышения эффективности педагогической деятельности современных воскресных школ, не могут быть исчерпаны теми, что предложены в настоящем исследовании. В ходе изу-
чения возможностей реализации этих условий мы неоднократно сталкивались с рядом иных особенностей, и в связи с этим, трудностей функционирования данного вида воспитательных организаций, к которым можно отнести, например, вопросы взаимодействия со светскими воспитательно-образовательными организациями, вопросы дальнейшего устройства воспитанников воскресных школ, проблематики юношеского и молодежного контингента, особенностей организации педагогического взаимодействия с воспитанниками воскресных школ в каникулярные, в частности, летние периоды и прочее, требующее отдельного и в немалой мере лонгитюдного исследования. Также требует специального научного осмысления разработка социально-педагогических рекомендаций участникам воспитательно-обра-зовательного процесса, связанных с региональными и этноконфессиональными особенностями локализации воскресных школ. Обозначенные проблемы могут лечь в предметную основу дальнейших исследований специфики воскресной школы как воспитательной организации. Однако уже сейчас можно сказать: современная воскресная школа способна решать (и, как показало исследование, в целом ряде случаев положительно решает) сложные задачи духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений, что, в конечном счете, позволяет рассматривать воскресную школу как воспитательную организацию, а построение педагогического процесса в ней в качестве самостоятельного предмета интенсивного педагогического анализа.
УДК 377 Г 147
И.Р. ГАЙНУТДИНОВА
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К СОЦИАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ
Формирование готовности подростков к социальному самоопределению — одна из актуальных проблем современной педагогики. Наше исследование посвящено изучению вопросов формирования готовности учащихся к социализации роли педагогического влияния на этот процесс.
В современной общественной ситуации необходимым является воспитание субъектных качеств личности, одним из которых является ее
готовность к социальному самоопределению. Наше исследование посвящено изучению проблемы формирования готовности подростков к
© И.Р. Гайнутдинова, 2009
117