Научная статья на тему 'ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ДОСТУПНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ДОСТУПНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ИНВАЛИДОВ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каирова Алла Игнатовна, Байрамов Фарман Джангирович

В статье анализируются нормативно-правовые аспекты регулирования создания для инвалидов доступной среды, главным образом, доступной транспортной инфраструктуры; реализация требований законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по созданию доступной среды для инвалидов, а также меры прокурорского реагирования на факты неисполнения требований законодательства в этой сфере с целью восстановления нарушенных прав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каирова Алла Игнатовна, Байрамов Фарман Джангирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE FIELD OF CREATING ACCESSIBLE TRANSPORT INFRASTRUCTURE FOR DISABLED PEOPLE

The article analyzes the regulatory aspects of regulating the creation of an accessible environment for people with disabilities, mainly an accessible transport infrastructure; implementation of legislative requirements by public authorities, local governments, organizations to create an accessible environment for people with limited mobility, as well as measures of prosecutorial response to the facts of noncompliance with legislative requirements in this area.

Текст научной работы на тему «ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ДОСТУПНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ДОСТУПНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

КАИРОВА Алла Игнатовна,

к.и.н., доцент, заведующая кафедрой, Московский государственный гуманитарно-экономический университет. E-mail: kairova@mggeu.ru;

БАЙРАМОВ Фарман Джангирович,

кандидат юридических наук, доцен, Московский государственный гуманитарно-экономический университет. E-mail: bayramov@mggeu.ru

Краткая аннотация: В статье анализируются нормативно-правовые аспекты регулирования создания для инвалидов доступной среды, главным образом, доступной транспортной инфраструктуры; реализация требований законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по созданию доступной среды для инвалидов, а также меры прокурорского реагирования на факты неисполнения требований законодательства в этой сфере с целью восстановления нарушенных прав

Abstract: The article analyzes the regulatory aspects of regulating the creation of an accessible environment for people with disabilities, mainly an accessible transport infrastructure; Implementation of legislative requirements by public authorities, local governments, organizations to create an accessible environment for people with limited mobility, as well as measures of prosecutorial response to the facts of non-compliance with legislative requirements in this area.

Ключевые слова: права человека, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, защита прав инвалидов, доступная среда, транспортная инфраструктура, прокурорский надзор.

Keywords: human rights, persons with disabilities, persons with disabilities, protection of the rights of persons with disabilities, accessible environment, transport infrastructure, prosecutor's supervision.

Современный этап развития российского государства характеризуется пристальным вниманием к проблемам общества, решаемых в рамках социальной функции государства. Одной из них является проблема создания доступной транспортной инфраструктуры для инвалидов, реализуемой в рамках Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и государственной программы «Доступная среда» [1].

В целях исполнения требований закона о защите прав инвалидов и реализации программы «Доступная среда» в части создания транспортной инфраструктуры, органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов был издан целый ряд нормативно-правовых актов, таких, как

Приказ Минтранса России от 01.12.2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи»; Приказ Минтранса России от 06.11.2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования»; Приказ Росавиации от 20.11.2015 г. «Об утверждении Плана мероприятий Федерального агентства воздушного транспорта по повышению значений показателей доступности для инвалидов административных зданий и предоставляемых в них услуг» в которых и другие [2].

Министерством транспорта Российской Федерации были выработаны методические рекомендации по разработке планов мероприятий по повышению значений показателей до-

ступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг [3], которые рекомендованы для использования негосударственными транспортными организациями и владельцами объектов транспортной инфраструктуры, оказывающими услуги, связанные с перевозками пассажиров в качестве методической базы для формирования планов мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых им услуг. Документ содержит перечень мероприятий по поэтапной реализации запланированных значений показателей с указанием нормативно-правового акта, или иного документа, которым предусмотрено проведение мероприятия, ответственных исполнителей, сроки реализации, планируемые результаты влияния мероприятия на повышение значения показателя доступности для инвалидов объектов и услуг.

Перевозчики обязаны обеспечить для инвалидов такие условия доступности транспортных услуг, как

- сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижения, по территории объектов и в транспортных средствах;

- помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории объектов, в том числе при входе в транспортные средства и выходе из них, до места посадки в транспортные средства и от места высадки из них, при оформлении багажа, получении багажа;

- возможность ознакомления с правилами перевозки, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме

при обращении к представителю перевозчика или владельца объекта.

Для пассажиров из числа инвалидов должны быть обеспечены беспрепятственный вход на объекты и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств, возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории объектов в целях доступа к месту предоставления услуг, возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство при наличии контроля на входе на объекты.

Как явствует из приведенных документов, нормативно-правовая основа создания транспортной инфраструктуры для инвалидов разработана в полном объеме, определены исполнители, заложены средства в бюджеты, основные этапы пройдены. Кроме того, законодательством для инвалидов предусмотрено право бесплатного проезда на междугородном транспорте, в том числе на поездах дальнего следования, к месту лечения и обратно при наличии путевки на санитарно-курортное лечение, предоставляется право бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, органы государственной власти субъектов в силу пункта 6 статьи 5 Закона о социальной защите инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам по предоставлению права бесплатного проезда на транспорте общего пользования.

Вопросы состояния законности в сфере создания доступной среды для инвалидов, являются также предметом научного исследования [4]. Научный анализ наряду с совершенствованием законодательства может способствовать более эффективной реализации программы по созданию доступной и комфортной среды для инвалидов.

С целью оперативного реагирования на указанные нарушения, и усиления правоприменительной деятельности в сфере защиты прав инвалидов, Генеральной прокуратурой 23.01.2018 г. был издан Приказ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов», в котором отмечается, что «до настоящего времени не в полной мере организована доступность для маломобильных граждан объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры» [5]. В целях повышения эффективности надзора, органам прокуратуры всех уровней приказано «незамедлительно реагировать на факты нарушения ... необеспечения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктуры». Согласно приведенному Приказу, транспорт-

ные прокуроры обязаны обеспечить действенный надзор не только за исполнением требований законодательства, предусматривающих создание условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного, воздушного и водного транспорта, но и обеспечить своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона, безотлагательное принятие мер, направленных на их устранение и привлечение виновных к ответственности.

В случаях выявления нарушения закона к виновным принимаются меры прокурорского реагирования по привлечению их к административной, а в случае необходимости, и к уголовной ответственности. Как правило, к виновным лицам применяются нормы «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [6], в соответствии со статьей 11.24. «Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов», «нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов». Однако, наказание за подобное нарушение столь ничтожно (наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей), что вряд ли может служить в качестве превентивной меры в отношении подобных нарушений.

На интернет-сайтах государственных органов власти, перевозчиков, общественных объединений, наряду с иной, размещается оперативная информация о фактах нарушения права инвалидов на доступную транспортную инфраструктуру и мерах по реагированию органов прокуратуры и иных контрольных структур в отношении ответственных органов власти и лиц. В информации, размещенной на сайте Федерального агентства новостей, председателем Общероссийского объединения пассажиров было заявлено, что «в целом не более 20% всей транспортной инфраструктуры соответствует требованиям стратегия развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. Больше всего претензий у граждан с ограниченными возможностями к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта в Кирове, Махачкале и Архангельске» [7]. Аналогичная информация размещена на многих других интернет-ресурсах. Вполне вероятно, что часть этой информации неофициального характера может быть субъективной, не соответствовать реальному положению дел. Однако, как правило, ее размещают сами инвалиды или люди из их окружения, непосредственно сталкивающиеся с проблемами, препятствующими их нормальной жизнедеятельности в связи с

Судебная деятельность; прокурорская деятельность;

правозащитная и правоохранительная деятельность

отсутствием доступной транспортной инфраструктуры.

В приведенном Приказе Генерального прокурора содержится требование к органам прокуратуры о проведении на регулярной основе анализа «публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан и общественных организаций по фактам нарушений в данной сфере, ... планирования и организации проверок исполнения уполномоченными органами государственной власти и транспортными организациями требований законодательства для указанных лиц транспортных средств и объектов инфраструктуры». Такая мера может быть действенной, в связи тем, что создает основу для реагирования структур гражданского общества и организаций инвалидов на имеющиеся проблемы.

По данным, приведенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры в 2019 году прокурорами было выявлено 86 тысяч нарушений закона в сфере исполнения законодательства о защите прав инвалидов, в целях устранения внесено 25 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых 16 тыс. лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, на правовые акты принесено 3,2 тыс. протестов. В суды направлено 17,2 тыс. исковых заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечены 2,6 тыс. лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 257 уголовных дел. [8].

По информации Минтранса России, доля парка автотранспортных средств, соответствующих требованиям доступности для инвалидов, составляет для автобусов - 14,1 %, трамваев - 15,2 %, троллейбусов - 31,4 %.

Только по результатам принятых прокурорами в Ульяновской области мер, защищены права инвалидов на беспрепятственный доступ к 60 образовательным организациям, 50 медицинским, 20 объектам культуры и 40 объектам транспортной системы, приняты меры к обеспечению доступности свыше 100 единиц общественного транспорта.

Одним из примеров реагирования прокуратуры на нарушение прав инвалидов на доступную транспортную инфраструктуру являются меры, принятые прокуратурой Лысо-горского района Саратовской области по результатам проверки, проведенной 10 августа 2020 г. по исполнению законодательства об организации регулярных пассажирских перевозок. Проверкой было установлено, что на территории районного поселка приостановлено автобусное сообщение по муниципальному маршруту регулярных перевозок, в результате чего местные жители, в том числе инвалиды, нуждающиеся в медицинской помощи и не имеющие личного транспорта, остались без доступа к социальной инфраструктуре поселения. Прокуратура внесла в адрес главы района и директора ООО «Лысогор-ское АТП» представления с требованием возобновить пассажирские перевозки. По результатам рассмотрения акта проку-

рорского реагирования автобусное сообщение восстановлено.

Достаточно часты случаи нарушения требований законодательства по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки с него инвалидов-колясочников с помощью специального подъемного устройства. Установлено, что в международном аэропорту г. Улан-Удэ отсутствовало необходимое оборудование для обеспечения посадки в воздушное судно и высадки из него граждан с ограниченными возможностями здоровья.

По информации от 10 июля 2020 г., Бурятская транспортная прокуратура Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры провела проверку соблюдения законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры в деятельности ООО «Аэропорт Байкал». По результатам проверки Бурятский транспортный прокурор внес представление генеральному директору ООО «Аэропорт Байкал». Кроме того, прокуратура направила в Советский районный суд г. Улан-Удэ исковое заявление с требованием обязать ООО «Аэропорт Байкал» устранить нарушения законодательства и обеспечить посадку на воздушное судно и высадку с него инвалидов-колясочников с помощью специального подъемного устройства. Суд удовлетворил требования прокурора и обязал ООО «Аэропорт Байкал» устранить выявленные нарушения. В настоящее время здание международного аэропорта г. Улан-Удэ оснащено специальным подъемным устройством для обеспечения посадки в воздушное судно и высадки из него граждан с ограниченными возможностями здоровья.

В Москве прокуратура пресекла нарушения прав инвалидов на бесплатную парковку транспортных средств, управляемых инвалидами. В мае 2020 г. Мещанская межрайонная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения прав инвалидов при обеспечении беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в столичном торгово-досуговом комплексе. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, выделяется не менее 10 процентов мест для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами. Вместе с тем на момент проверки для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами, в ТДК оборудовано лишь 4 процента от общего количества парковочных мест. По результатам проверки Мещанский межрайонный прокурор возбудил в отношении юридического лица дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.43 КоАП РФ. Постановлением суда виновное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Исполнение административного наказания поставлено межрайонной прокуратурой на контроль. Кроме того,

по фактам выявленных нарушений межрайонный прокурор внес директору комплекса представление об их незамедлительном устранении. После вмешательства прокурора права инвалидов восстановлены, соответствующее количество пар-ковочных мест выделено и оборудовано.

Аналогичный случай имел место во Владимирской области. В феврале 2020 г. Суздальская межрайонная прокуратура Владимирской области приняла меры по выделению мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с установлением дополнительных дорожных знаков для доступа в физкультурно-оздоровительный комплекс и плавательный бассейн «Добрынское». Кроме того, по постановлениям прокурора директора указанных муниципальных бюджетных учреждений привлечены к административной ответственности. Назначены наказания в виде штрафов.

Приведенные примеры, размещены на сайте Генеральной прокуратуры, носят объективный характер, являются наиболее характерными в деятельности прокурорских органов по защите прав инвалидов на доступную транспортную инфраструктуру или восстановлению их нарушенных прав в этой сфере.

С целью более полного освещения хода реализации

Библиография:

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 27.11.1995. - N 48. - Ст. 4563; Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 28.12.2019) Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // Собрание законодательства РФ. - 15.04.2019. - N 15 (часть II). - Ст. 1746 (начало); Собрание законодательства РФ. - 15.04.2019. - N 15 (часть III). - Ст. 1746 (продолжение).

2. Приказ Минтранса России от 01.12.2015 N 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2016 N 42032) // Российская газета. - N 121. -06.06.2016; Приказ Минтранса России от 06.11.2015 N 329 (ред. от 27.09.2017) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2015 N 40063) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 5. -01.02.2016; Приказ Минтранса России от 01.12.2015 N 347 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2016 N 42032) // Российская газета. - N 121. - 06.06.2016; Приказ Росавиации от 20.11.2015 N 760 «Об утверждении Плана мероприятий Федерального агентства воздушного транспорта по повышению значений показателей доступности для инвалидов административных зданий и предоставляемых в них услуг» // http://www.consultant.ru (дата обращения 26.08.2020

г.).

3. «Методические рекомендации по разработке планов мероприятий по повышению значений показателей доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг» (утв. Минтрансом России 01.03.2017) // http://www.consultant.ru (дата обращения 23.08.2020 г.).

4. Байрамов Ф.М., Каирова А.И. Прокурорский надзор за соблюдением законности в сфере создания доступной среды // Образование и право. -2019. - №7. - С. 129-135.

5. Приказ Генпрокуратуры России от 23.01.2018 N 24 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов» // http://www.consultant.ru (дата обращения 22.08.2020 г.).

6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - N 1 (ч. 1). - Ст. 1.

7. Федеральное агентство новостей. Эксперт рассказал, как транспортная инфраструктура в РФ адаптирована для инвалидов. https://riafan.ru/1195856-ekspert-rasskazal-kak-transportnaya-infrastruktura-v-rf-adaptirovana-dlya-invalidov (дата обращения 24.08.2020).

8. Генеральная прокуратура Российской Федерации. (Официальный сайт) // https://genproc.gov.ru (дата обращения 28.08.2020).

9. Доступная среда Государственная программа https://zhit-vmeste.ru/ (дата обращения 26.08.2020).

программы «Доступная среда» создан и действует интернет-портал с аналогичным названием, на котором размещается информация о нормативно-правовом сопровождении инвалидности, видеоматериалы, материалы по субъектам Российской Федерации, обращения граждан, главным образом инвалидов и о мерах по реагированию на эти обращения органов власти, в том числе и прокуратуры [9].

Таким образом, для реализации инвалидами и маломобильными гражданами права на доступную транспортную инфраструктуру, в Российской Федерации создана достаточная нормативно-правовая основа, которая продолжает развиваться и совершенствоваться. Наиболее слабой стороной в реализации программы по созданию доступной среды для инвалидов, является недостаточная эффективность деятельности государственных и иных обязанных субъектов в строгом соответствии с требованиями законодательства. Оперативное реагирование прокурорских органов на обращения инвалидов, на каждый факт нарушения или неисполнения требований законодательства по соблюдению прав этой группы населения, позволит решить проблему их более активной интеграции в общественную жизнь, от которой выиграют не только они, но и все общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.