УДК 34.03 БАЙРАМОВ Фарман Джангир оглы,
ББК 67.72 кандидат юридических наук, и.о. заведующего кафедрой уголовного
права и процесса Московского государственного гуманитарно-экономического университета е-mail: [email protected]
КАИРОВА Алла Игнатовна,
кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Московского государственного гуманитарно-экономического университета е-mail: [email protected]
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В статье проведен анализ состояния инфраструктурного обеспечения инвалидов в целом, выявление или раскрытие случаев неисполнения требований законов, направленных на защиту прав инвалидов и создание условий для их комфортной жизнедеятельности в субъектах Российской Федерации, и мер реагирования прокурорских органов по выявлению и устранению нарушений и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в неисполнении законов.
Ключевые слова: права инвалидов, доступная среда, органы прокуратуры, прокурорский надзор, защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.
BAYRAMOV Farman Dzhangir ogly,
PhD in Law,
acting Head of Criminal Law and Procedure department, Moscow State University of Humanities and Economics
KAIROVA Alla Ignatovna,
Cand. Sc. (History), associate Professor, Head of Theory and History of State and Law department Moscow State University
of Humanities and Economics
PROSECUTOR'S SUPERVISION FOR COMPLIANCE WITH LEGISLATION COVERING THE ISSUE OF ACCESSIBLE ENVIRONMENT CREATING
Annotation. The article analyzes the state of infrastructure support for persons with disabilities in general, identifying or disclosing cases of non-compliance with the requirements of laws aimed at protecting the rights of persons with disabilities and creating conditions for their comfortable life in the subjects of the Russian Federation and the responsive action of prosecutors in order to identify and eliminate violations and to prosecute and punish authorities and officials guilty of non-compliance with laws.
Key words: rights of persons with disabilities, an accessible environment, prosecution authorities, prosecutor's supervision, protection of the rights, freedoms and legitimate interests of a person and citizen.
Общество во все времена было неоднородным по своей структуре, интеллектуальным, духовным и физическим возможностям и потребностям каждой отдельно взятой личности. Существующие в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019
обществе различия, его неоднородность не должны являться причиной для исключения какой-либо социальной группы из сферы активной жизнедеятельности. Еще в недавнем прошлом практически во всех странах мира инвалидов относили
к маргинализованным «неперспективным» группам населения. В последние десятилетия ситуация изменилась в лучшую сторону. Такие социальные установки, которые выводили инвалидов за рамки активной части общества, сегодня устарели и не отвечают потребностям и целям развития современной цивилизации. Время, когда инвалид должен былприспосабливаться к потребностям общества, должно остаться в прошлом. Необходимость интеграции инвалидов в общество - проблема многогранная, требующая решения правовых, экономических, социальных, культурных, наконец, нравственных задач. Осознание этой необходимости можно расценивать как весьма значимый шаг на пути к построению гармоничного общества. «Оценка развития общества с позиции учета интересов слабых социальных групп говорит о стремлении к социальной справедливости, т.е. к созданию условий для полной реализации инвалидами своих жизненных стратегий, а также об изменении восприятия обществом инвалидности как чего-то ненормального, что не вписывается в повседневность здорового человека» [10].
Одним из аспектов реализации этой важной для всего общества задачи является создание правовой основы всестороннего включения инвалидов в общественные дела, на актуальность которого обращают внимание многие исследователи. Они отмечают, что «важно качественно проработать нормативную правовую базу отечественной системы права с целью осуществления эффективного регулирования деятельности социальных институтов в аспекте формирования адаптивной среды» [12].
Общепризнанные принципы и нормы международного права, в совокупности с национальным законодательством в сфере защиты прав лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, составляют не только правовую основу для решения этой задачи в целом, но и ее конкретных направлений, таких как создание для них доступной среды. Наличие инфраструктуры - это важнейшее условие, без которого интеграция людей, имеющих определенные проблемы, связанные со здоровьем и ограниченными физическими возможностями, в общество невозможна. Однако на этапе ее создания различные страны сталкиваются с определенными трудностями экономического, финансового, социального и даже политического свойства. Российская Федерация, которая несколько позже, чем государства Европы, приступила к решению этой задачи, столкнулась не только с перечисленными, но и с обусловленными природными, демографическими и иными особенностями трудностями (такими, например, как неравномерное экономическое и
социальное развитие различных территорий государства, состоящего из 85 субъектов).
В связи с вышеизложенным цель исследования, проводимого в данной статье, состоит:
- в определении уровня соответствия потребностям инвалидов создаваемой на основе общепризнанных норм международного права и действующего законодательства Российской Федерации доступной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
- в установлении основных, наиболее характерных видов нарушений федерального и регионального законодательства и подзаконных актов субъектами, на которых возложена обязанность по исполнению содержащихся в нормативно-правовых и иных актах государственных и уполномоченных органов требований по созданию доступной среды для инвалидов;
- в определении эффективности и действенности прокурорского надзора и мер реагирования со стороны органов прокуратуры по внесению представлений об устранении выявленных в субъектах Российской Федерации нарушений прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять конкретные меры по их устранению, а также причин и условий, способствующих этим нарушениям.
В связи с этим данная статья направлена на анализ состояния инфраструктурного обеспечения инвалидов в целом, выявление или раскрытие случаев неисполнения законодательства и других актов о соответствии требованиям законов, направленных на защиту прав инвалидов и создание условий для их комфортной жизнедеятельности в субъектах Российской Федерации, и мер реагирования прокурорских органов по выявлению и устранению нарушений и привлечению к ответственности и наказанию органов власти и должностных лиц виновных в неисполнении законов.
Методологическую основу проводимого в статье исследования составили такие общенаучные методы, как метод объективности и системности. Для достижения поставленной цели по исследованию эффективности работы органов прокуратуры по реагированию на нарушения прав инвалидов на доступную среду были использованы такие методы, как сравнительно-правовой метод, диалектический метод познания социально-правовых явлений. Были проанализированы данные сайта Прокуратуры РФ, новостного портала Прокуратуры РФ, на котором приводится оперативная информация о прокурорских проверках по феде-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019
ральным округам и субъектам, входящим в состав каждого из них. В результате проведенного анализа планируется установить степень эффективности деятельности органов прокуратуры по пресечению нарушений законодательства государства в сфере реализации и защиты прав инвалидов на доступную среду.
Нормативно-правовая база по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц с ОВЗ) включает в себя международные акты, федеральное и региональное законодательство.
Серьезное внимание к проблеме создания для инвалидов доступной среды было обращено специальном акте - «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятом Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. В этом документе отмечается недопустимость сохранения господствовавшей в прошлом политики изоляции в отношении инвалидов. «Невежество, пренебрежение, предрассудки и страх - вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей инвалидов и вели к их изоляции» [7], отмечалось в этом документе. Целевыми областями для создания равных возможностей для лиц, «имеющих любые формы инвалидности, является доступность среды, для создания которой государствам следует:
a) осуществлять программы действий, с тем чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов;
b) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям».
По итогам этого документа Генеральной Ассамблее ООН было рекомендовано разработать международную конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов. Таким документом стала Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с п. 2 ст. 9 которой государства-участники обязаны принять меры к тому, чтобы «разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением» [6]. «Принципы Конвенции становятся революционными посылками для социальной политики в отношении инвалидов, которые не просто декларирует инте-грированность их.., но осмеливаются перестать различать людей по признаку ограничений здоровья. Это становится возможным только в связи с изменяющимся подходом, ориентированным на личностные аспекты развития человека с инвалидностью» [11]. В Конвенции акцентируются два основных принципа создания доступной среды:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019
универсальный дизайн и разумные приспособления.
Основными нормативно-правовыми актами, которые регламентируют создание доступной среды для инвалидов в Российской Федерации, являются Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» [3], в основу которого легли положения Конвенции о правах инвалидов и Конституция РФ [1], в целях реализации положений которого была разработана Государственная программа Российской Федерации по реализации положений «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы [9].
В Законе «О социальной защите инвалидов» четко определены основные направления работы государства и конкретных субъектов по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктурам. Закон обязывает органы государственной власти федерального уровня и на уровне субъектов, органы местного самоуправления, а также организации (независимо от организационно-правовых форм) обеспечить инвалидам:
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физ-культурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Создание условий, указанных в Законе, осуществляется в соответствии с Государственной программой РФ «Доступная среда», рассчитанной на 2011 - 2020 годы [8], в которой конкретизированы основные исполнители в лице министерств и ведомств, цели и задачи, индикаторы и показатели, этапы финансирования и ожидаемые результаты реализации программы.
Однако, несмотря на то что в Программе четко определены и источники финансирования, и ответственные исполнители, как на федеральном, так и региональном и местном уровнях, конкретные задачи, поставленные в ней по созданию доступной среды для инвалидов и маломобильных граждан, не всегда исполняются. Нарушения
могут быть связаны с неисполнением определенных Программой мер в полном объеме, нарушением установленных сроков или же созданием условий, не соответствующих требуемым параметрам. В этом случае возникает необходимость прокурорского реагирования на имеющиеся нарушения законодательства.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Конституция РФ содержит в себе целую главу, посвященную правам и свободам человека и гражданина, из этого следует, что надзор за соблюдением данных прав есть одна из главных задач органов прокуратуры.
Статья 45 (ч. 1) ГПК РФ содержит норму, регулирующую участие прокурора в гражданском процессе: «Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд» [2]. Похожая норма присутствует и в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (ч. 4 ст. 27) [5]. Исходя из смысла приведенных статей, можно предположить, что прокурор вправе защищать права и свободы такой категории граждан, как инвалиды. Определение термина «инвалид» дается в ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «Инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [4].
Реализация Государственной программы «Доступная среда», целью которой является обеспечение для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, направлена на устранение инфраструктурных ограничений жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан. Преобразования должны затронуть внешний вид городов — начиная с появления пресловутых пандусов до нового универсального дизайна, который позволит свободно ориентироваться на улицах слепым и глухим людям. В общественных учреждениях и организациях должны быть установлены
специальные кассы и места для инвалидов, таксофоны и системы синхронного вывода речевой и текстовой информации. Надзор за выполнением этой программы также необходим.
В последние годы накоплен положительный опыт по судебной защите нарушенных прав инвалидов, когда участие прокурора в гражданском деле на стороне истца-инвалида позволило защитить нарушенные права.
В ходе проведенной прокуратурой г. Вологды проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов, поводом для которой стало обращение инвалида 1 группы, установлено, что с июня 2014 г. женщина состоит на учете по обеспечению техническим средством реабилитации в виде прогулочного кресла-коляски с электроприводом, предусмотренного разработанной для нее индивидуальной программой реабилитации. Однако в нарушение Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, территориальный орган Фонда социального страхования РФ при постановке заявительницы на учет не выдал ей направление на получение или изготовление требуемого технического средства реабилитации. По результатам проверки прокурор города обратился в суд с исковым заявлением об обязании Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования обеспечить заявительницу необходимым креслом-коляской. Иск был удовлетворен [14].
Прокурор обратился в суд Пермской области с иском в интересах неопределенного круга лиц, где просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения, выраженное в непринятии мер по защите прав инвалидов, использующих кресла-коляски (иные технические средства). Администрация не приняла соответствующую проектную документацию и не провела мероприятия по обустройству здания под нужды лиц с ОВЗ. Суд решил административное исковое заявление прокурора к администрации сельского поселения удовлетворить [17].
Прокуратура Кировского района г. Екатеринбурга провела проверку исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что лестничные сходы и участки тротуара у остановок общественного транспорта «Новгородцевой» и «Развилки» в г. Екатеринбурге не соответствуют требованиям строительных норм и правил, отсутствуют пандусы с поручнями, предусмотренные законодательством. Данные нарушения не позволяют маломобильным гражданам (инвалидам) осуществлять беспрепятственное и безопасное передвижение к остановочным комплексам и иным
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019
объектам социальной инфраструктуры, что влечет за собой нарушение конституционных прав на свободу передвижения и доступную среду.
В целях восстановления нарушенных прав прокурор Кировского района г. Екатеринбурга обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями с исковым заявлением к администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по созданию условий для передвижения лицам с ограниченными возможностями.
В ходе судебного заседания администрация г. Екатеринбурга не согласилась с заявленными требованиями, ссылалась на неприменение норм закона, в том числе Конвенции о правах инвалидов, к ранее возведенным зданиям, сооружениям и объектам инфраструктуры.
Прокуратура района аргументировала свою позицию необходимостью удовлетворения потребностей инвалидов собственниками действующих объектов инфраструктуры вне зависимости от времени постройки, в том числе иными способами, согласованными с общественным объединением инвалидов.
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга требования прокуратуры удовлетворил в полном объеме [15].
Кроме обращения в суд прокурорами применяются и другие меры прокурорского реагирования, предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Так, прокуратурой г. Владивостока проведена проверка исполнения федерального законодательства при реализации Государственной программы «Доступная среда», а также соблюдения прав граждан с ограниченными возможностями здоровья. В ходе проверочных мероприятий выявлены многочисленные нарушения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившиеся в уклонении владельцев объектов транспортной и социальной инфраструктур, расположенных на территории города, от создания условий по беспрепятственному доступу инвалидов, в том числе с использованием инвалидного кресла, к указанным объектам.
Большинство объектов культуры Владивостокского округа (18 библиотек из 23), являющихся объектами муниципальной собственности, не оборудованы пандусами, поручнями, подъемными механизмами и другими конструкциями, обеспечивающими инвалидам, в том числе инвалидам-колясочникам, равные с иными гражданами условия по беспрепятственному доступу к указанным объектам.
В сфере безопасности дорожного движения также повсеместно допускаются нарушения прав
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019
инвалидов на создание условий по самостоятельному передвижению. К примеру, проведенной проверкой установлено, что на участке парковки общего пользования, расположенной по ул. Олега Кошевого, д. 1 «Б» и ул. Нейбута, д. 51 в г. Владивостоке (ТЦ «Фреш» 25»), отсутствовали дорожные знаки «Место стоянки» и специальная табличка «Инвалиды».
Кроме того, на территории г. Владивостока допускается нарушение прав инвалидов на трудоустройство. В частности, в нарушение Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» обязанность по предоставлению в КГБУ «Центр занятости города Владивостока» информации о наличии свободных мест, созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, в 2018 г. 8 работодателями надлежащим образом не выполнялась.
Не остались без внимания прокуратуры г. Владивостока и вопросы соблюдения бюджетного законодательства при реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой. Выявленные нарушения в данной сфере коснулись неисполнения обязательств по освоению субсидии, предоставленной из федерального бюджета на реализацию мероприятий муниципальной программы «Доступная программа», а также бездействия со стороны заказчика за нарушение подрядчиком условий контракта. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой г. Владивостока в истекшем периоде 2018 г. всего внесено 12 представлений об устранении нарушений закона, в том числе в администрацию г. Владивостока, вынесено пять постановлений по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ [16].
Для повышения эффективности обращения граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в суд с гражданским иском о защите прав, предоставленных в Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по нашему мнению, следует обязать судью при принятии искового заявления информировать данное лицо о возможности представительства прокурора в его деле.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о необходимости активизации прокурорской деятельности по обеспечению законности при рассмотрении обращений граждан государственными органами и органами местного самоуправления.
Особое внимание следует обратить на выявление нарушений действующего законодательства, которые влекут «волокиту, неполноту проверочных действий при рассмотрении обращений,
формализм» [13], а также непринятие со стороны государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц мер в соответствии с компетенцией.
Список литературы:
[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ. — 2014. — № 31, ст. 4398.
[2] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. — 2002. — N 46, ст. 4532.
[3] Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1995. — № 48, ст. 4563.
[4] Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1995. — N 48, ст. 4563.
[5] Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30.10.2018) // СЗ РФ. — 1995. — N 47, ст. 4472.
[6] Конвенция о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // СЗ РФ. — 2013. — № 6, ст. 468.
[7] Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www. consultant.ru/ (дата обращения: 18.11.2018).
[8] Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 371 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы» // СЗ РФ.
— 2017. — N 15 (ч. II), ст. 2206.
[9] Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 20.11.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы» // СЗ РФ. — 2015. — N 49, ст. 6987.
[10] Больницкая А.Н. Инвалиды и общество // Мониторинг. —2014. — №4 (122).
[11] Глотов С.А., Ходусов А.А. Международно-правовые основы защиты социальных прав инвалидов // Безопасность бизнеса. - 2016. - N 5.
- С. 26 - 32.
[12] Иванова О.М., Билалова Л.М. К вопросу о формировании доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. — 2013. — № 1 (3).
[13] Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан // Законность. - 2017. - N 7. - С. 3 - 6.
[14] Официальный сайт прокуратуры РФ. URL: http://procrf.ru/news/301300-prokuratura-goroda-vologdyi-zaschitila-pravo-invalida-na-obespechenie-tehnicheskim-sredstvom.html (дата обращения: 04.02.2019).
[15] Официальный сайт прокуратуры Екатеринбурга. URL: https: procrf.ru/news/654677-v-ekaterinburge-prokuratura-cherez-sud-zaschitila-prava-malomobilnyih-grupp-grajdan.html (дата обращения: 04.02.2019).
[16] Официальный сайт прокуратуры Приморского края. URL: https: procrf.ru/news/641191-voprosyi-soblyudeniya-prav-grajdan-s-ogranichennyimi-vozmojnostyami-nahodyatsya-v-tsentre.html (дата обращения: 14.05.2019).
[17] Решение Бардымского районного суда Пермского края по делу № 2а-648/2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/ case/7879636 (дата обращения: 14.05.2019).
Spisok literatury:
[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 g.) // SZ RF.
— 2014. — № 31, st. 4398.
[2] Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 N 138-FZ (red. ot 03.08.2018) // SZ RF. — 2002. — N 46, st. 4532.
[3] Federal'nyj zakon ot 24.11.1995 N 181-FZ (red. ot 18.07.2019) «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. — 1995. — № 48, st. 4563.
[4] Federal'nyj zakon ot 24.11.1995 N 181-FZ (red. ot 29.07.2018) «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. — 1995. — N 48, st. 4563.
[5] Federal'nyj zakon ot 17.01.1992 N 2202-1 «O prokurature Rossijskoj Federacii» (red. ot 30.10.2018) // SZ RF. — 1995. — N 47, st. 4472.
[6] Konvenciya o pravah invalidov (prinyata v g. N'yu-Jorke 13.12.2006) // SZ RF. — 2013. — № 6, st. 468.
[7] Standartnye pravila obespecheniya ravnyh vozmozhnostej dlya invalidov (prinyaty General'noj Assambleej OON 20.12.1993) [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa. URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 18.11.2018).
[8] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.03.2017 N 371 «O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuyu programmu Rossijskoj Federacii "Dostupnaya sreda" na 2011 - 2020 gody» // SZ RF. — 2017. — N 15 (ch. II), st. 2206.
[9] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.12.2015 N 1297 (red. ot 20.11.2018) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Dostupnaya sreda" na 2011 - 2020 gody» // SZ RF.
— 2015. — N 49, st. 6987.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019
[10] Bol'nickaya A.N. Invalidy i obshchestvo // Monitoring. —2014. — №4 (122).
[11] Glotov S.A., Hodusov A.A. Mezhdunarodno-pravovye osnovy zashchity social'nyh prav invalidov // Bezopasnost' biznesa. - 2016. - N 5. - S. 26 - 32.
[12] Ivanova O.M., Bilalova L.M. K voprosu o formirovanii dostupnoj social'noj sredy dlya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Ser.: Ekonomika. — 2013. — № 1 (3).
[13] Palamarchuk A.V. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonodatel'stva ob obrashcheniyah grazhdan // Zakonnost'. - 2017. - N 7. - S. 3 - 6.
[14] Oficial'nyj sajt prokuratury RF. URL: http:// procrf.ru/news/301300-prokuratura-goroda-vologdyi-zaschitila-pravo-invalida-na-obespechenie-
tehnicheskim-sredstvom.html (data obrashcheniya: 04.02.2019).
[15] Oficial'nyj sajt prokuratury Ekaterinburga. URL: https: procrf.ru/news/654677-v-ekaterinburge-prokuratura-cherez-sud-zaschitila-prava-malomobilnyih-grupp-grajdan.html (data obrashcheniya: 04.02.2019).
[16] Oficial'nyj sajt prokuratury Primorskogo kraya. URL: https: procrf.ru/news/641191-voprosyi-soblyudeniya-prav-grajdan-s-ogranichennyimi-vozmojnostyami-nahodyatsya-v-tsentre.html (data obrashcheniya: 14.05.2019).
[17] Reshenie Bardymskogo rajonnogo suda Permskogo kraya po delu № 2a-648/2016 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/ case/7879636 (data obrashcheniya: 14.05.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2019