УДК - 347 ПАВЛИКОВ Сергей Герасимович,
ББК - 67.404 доктор юридических наук, профессор,
профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ,
e-mail: [email protected]
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Аннотация. Обоснован вывод о том, что одно из основных направлений повышения эффективности и качества организационно-правового обеспечения медико-социальной экспертизы в Российской Федерации состоит в усилении общественного контроля. Установлено, что такой контроль может повысить уровень объективности оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов, основных назначаемых (рекомендуемых) мер их преодоления, иных оценок в случае повышения «прозрачности» проведения изучаемых экспертизы, а также предшествующих ей и, главное, последующих мероприятий. В этих целях предлагается внести изменения в п. 18 ст. 5.1 («Федеральный реестр инвалидов») закона о социальной защите инвалидов, конкретизировать (в перечислении видов заболеваний) некоторые подзаконные нормативные правовые акты.
Ключевые слова: инвалид, экспертиза, регулирование, государство, право, защита, лицо, гражданин, законодательство, закон, оценка, права, ограничения, реабилитация, эксперт, заболевание, кафедра.
PAVLIKOVSergey Gerasimovich,
doctor of law, Professor, Department of legal regulation of economic activity of the Financial University under the government of the Russian Federation
MEDICAL AND SOCIAL EXPERTISE IN THE RUSSIAN FEDERATION: ISSUES OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT
Annotation. The conclusion that one of the main directions of increase of efficiency and quality of organizational and legal support of medical and social examination in the Russian Federation consists in strengthening of public control is proved. It is established that such control can increase the level of objectivity of the assessment of restrictions of activity of disabled people, the main appointed (recommended) measures of their overcoming, other estimates in case of increase of «transparency» of carrying out the studied examination, and also previous to it and, the main thing, the subsequent actions. To this end, it is proposed to amend the paragraph. 18 Art. 5.1 («Federal register of disabled persons») of the law on social protection of disabled persons, to specify (in the list of types of diseases) some subordinate regulatory legal acts.
Key words: disabled person, expertise, regulation, state, law, protection, person, citizen, legislation, law, assessment, rights, restrictions, rehabilitation, expert, disease, Department.
На современном этапе развития страны актуализируется проблема поиска баланса во многих сферах правового регулирования. Так, с одной стороны, осложнение международной обстановки и экономической ситуации не могут не вызвать со стороны государства адекватных мер реагирования, в том числе связанных с экономией бюджетных средств, ограничением ряда социальных проектов и программ. Вместе с тем это не исключает необходимости неукоснительного соблюдения ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей нашу страну пра-
вовым государством, выполнения обязательств по защите лиц, нуждающихся в социальной защите, включая инвалидов.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. отмечено, что в перспективах развития страны «очень многое будет зависеть... от готовности откликаться на запросы жителей разных поколений. инвалидов» [14].
К нетрудоспособным лицам на основании проведения медико-социальных экспертных исследований могут быть отнесены инвалиды [5]. На основании изу-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
чения основных доктринальных подходов к организационно-правовому обеспечению медико-социальной экспертизы в Российской Федерации мы аргументируем ряд суждений и практических рекомендаций, суть которых состоит в обосновании необходимости изменения ряда аспектов в правовом регулировании статуса указанного вида экспертных исследований.
В первую очередь отметим, что имеют место многочисленные комментарии к законодательству, которое определяет цели проведения (и сущность) исследуемого экспертного действия. Речь идет о док-тринальных позициях, высказанных учеными в ходе анализа Федерального закона от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», фиксирующего, что «медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты» [18].
Комментируя эту норму исследователи, в числе которых преподаватели Омской юридической академии, Воронежского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, практикующие юристы отмечают, что такого рода экспертиза (медико-социального характера) направлена на выявление потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма [3, с. 209].
Наш научный интерес связан с доктринальными позициями, которые станут основой авторских практических предложений, в том числе, о повышении уровня объективности оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов.
Как утверждают ученые, «требуется наличие двух обязательных условий: у гражданина Российской Федерации должно иметься стойкое нарушение функций организма... вторым условием является наличие ограничений для жизнедеятельности» [12, с. 43-47]. К такому выводу приходят, в частности, лица, проводящие научные изыскания в Институте законодательства и сравнительного правоведения. Отметим, что в Центре публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ активно осуществляются исследования социальных прав граждан, в том числе, в сфере организационно-правового обеспечения медико-социальной экспертизы в Российской Федерации [2, с. 5-17].
В рамках настоящего исследования трудно даже перечислить все научные школы и разрабатываемые ими доктрины, преследующие цель выявления и разрешения основных проблем организационно-правового обеспечения медико-социальной экспертизы в Российской Федерации в контексте повышения уровня объективности оценки ограничений жизнедеятельности
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
инвалидов и основных назначаемых (рекомендуемых) мер их преодоления.
Выделим и кратко охарактеризуем некоторые из соответствующих доктрин, приведем ряд тезисов, выработанных представителями академических коллективов.
Так, в ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто, Т. С. Чернякина и многие другие) исследуют законодательство Российской Федерации в части реализации положений Конвенции о правах инвалидов на современном этапе [21, с. 16-21]. При этом они делают акцент на таком направлении в сфере образования, как «доступность школ», на преодолении «отношенческих барьеров», что, по мнению этих исследователей, «очень важно с психологической точки зрения» [21].
На кафедре медико-социальной экспертизы, реабилитации ФГБУ ДПО «Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов» Минтруда России (М.А. Севастьянов, М.В. Коробов, О.Н. Владимирова, О.А. Иштерякова и др.) также осуществляется работа в части выявления и разрешения основных проблем организационно-правового обеспечения медико-социальной экспертизы в Российской Федерации, направленная, в том числе, на повышение уровня объективности оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов. Важно отметить, что в этом научном центре в указанных целях проводятся индивидуальные опросы экспертов [17, с. 43-48].
На кафедре организации здравоохранения и общественного здоровья факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Ростовского государственного медицинского университета интенсивно изучается так называемая коллизионная проблематика применительно к анализируемой нами сфере общественных отношений [22, с. 13-17].
По мнению представителей этого коллектива ученых, «первая правовая коллизия возникает при изучении Перечня заболеваний и сопоставлении приведенных в нем формулировок заболеваний с утвержденными правилами постановки медицинских диагнозов [15] ... Перечень заболеваний не содержит соответствующих кодов МКБ-10, а указанные в нем формулировки расплывчаты (например: хронические ревматические и другие болезни сердца), что негативно отражается на единообразном понимании его положений» [22, с. 13-17].
Мы не можем не обратить внимания на данное обстоятельство: необходим анализ действующих подзаконных нормативных правовых актов, в которых, действительно, перечень заболеваний, показаний для проведения или определения результатов медико-соци-
альной экспертизы не имеет конкретизированного характера. Одна из наших задач состоит в обосновании нецелесообразности такого подхода, который в наибольшем объеме характерен для «ведомственного» нормотворчества. Автор статьи убежден, что это - одно из основных направлений повышения эффективности и качества организационно-правового обеспечения медико-социальной экспертизы в Российской Федерации. Общественный контроль может повысить уровень объективности оценки ограничений жизнедеятельности инвалидов, основных назначаемых (рекомендуемых) мер их преодоления, иных оценок в случае повышения «прозрачности» проведения изучаемой экспертизы, а также предшествующей ей и, главное, последующих мероприятий. Для этого нужно в первую очередь конкретизировать соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
В этом плане, как отмечают представители кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Ростовского государственного медицинского университета, и в частности М.А. Шишов, «в Перечень заболеваний включены отсылки к таким осложнениям заболеваний, как развитие недостаточности: дыхательной, печеночной, хронической артериальной и других. При этом в настоящее время отсутствуют нормативно-правовые акты, предусматривающие как саму классификацию вышеназванных видов недостаточностей органов и систем, так и правила их установления. Дополнительно в Перечень заболеваний в ряде случаев в качестве обязательного условия включены требования о наличии: значительного ограничения жизнедеятельности и необходимости длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара. В то же время оценка наличия ограничений жизнедеятельности в силу требований ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относится к компетенции структур, реализующих медико-социальные исследования, осуществляемые исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Кроме того, Перечень заболеваний не содержит пояснений о том, на основании каких критериев лечение необходимо относить к «длительному» [22].
Мы полагаем необходимым обратить внимание и на тот аспект исследований, который зачастую игнорируется в юридической литературе и в недостаточном объеме охвачен институтами государственного контроля и общественного контроля. Речь идет о проведении медико-социальной экспертизы лиц, в отношении которых осуществляется (и, заметим, может быть прекращено по реабилитирующим основаниям) уголовное преследование либо эти лица уже претерпевают исполнение уголовного наказания.
Указанную проблему (в части особенностей медико-социального обеспечения, включая производ-
ство соответствующих экспертных исследований осужденных инвалидов) исследуют на кафедре государственно-правовых дисциплин ФКОУ ВПО «Кузбасский институт ФСИН России» (г. Новокузнецк) [7, с. 52-55]. Активно участвует в этом процессе научный Центр ФСИН России, где, в том числе, ведется социальная работа с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях [6, с. 27-30].
Коллектив кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Алтайского государственного университета осуществляет исследование статуса, в том числе, федеральных учреждений медико-социальной экспертизы [10, с. 47-50].
Нижегородский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации активно публикует научные труды, преследующие цель совершенствования правового регулирования социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации [1, с. 35-49].
Коллектив кафедры гражданского права и процесса Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина на основе систематических обзоров российского законодательства по вопросам дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов формулирует выводы о совершенствовании процесса производства медико-социальной экспертизы [11, с. 52-71].
В НИИ Академии Генеральной прокуратуры исследуются новые формы защиты прокурором прав инвалидов, включая процесс подготовки и реализации анализируемых экспертных исследований [8, с. 51-57].
Небезынтересным и перспективным научным направлением является изучение международно-правовых основ защиты социальных прав инвалидов, которое имеет место во многих научных коллективах, включая, например, кафедру конституционного и муниципального права Международного юридического института [4, с. 26-32]; а также исследование проблем соотношения медико-социальных исследований и адаптации инвалидов в трудовой сфере (например, это кафедра конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы Вятского государственного университета) [9, с. 32-42].
К обозначенной сфере общественных отношений обращаются как ученые, формирующие, например, подходы к пониманию сущности и целей медико-социальной экспертизы, проводимой для «определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма» [13], так и юристы-практики, например руководители структур ПФР, судьи (в части исследования процесса признания незаконными решений меди-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
ко-социальных экспертиз об отказе в установлении инвалидности или об установлении не той группы инвалидности) [23, с. 37-40].
Так, С.А. Чирков исследует юридические факты, связанные с признанием гражданина инвалидом и установлением группы инвалидности, которые осуществляются компетентными федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Как не без оснований отмечает указанный исследователь, «в связи с созданием и введением в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» предполагается использовать при установлении пенсий и сведения, содержащиеся в названной системе, что значительно оптимизирует данные процедуры» [20].
С этим утверждением можно в целом согласиться; так, Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 № 674 устанавливает, что «сведения, подлежащие включению в реестр в соответствии с частью четвертой статьи 5.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», представляются Фондом социального страхования Российской Федерации... а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [выд. С.П.] и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам» [16].
Однако нам представляется, что п. 18 ст. 5.1 («Федеральный реестр инвалидов») закона о социальной защите инвалидов [19] с учетом повышения уровня эффективности государственного и социального контроля должен быть изложен в следующей редакции:
«18) иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, включая данные об органе, проводившем медико-социальную экспертизу, с указанием конкретных заболеваний, обусловивших признание лица инвалидом, установление ограничений его жизнедеятельности и назначаемых
(рекомендуемых) мерах их преодоления».
Список литературы:
[1] Аверьянова М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2017. № 6.
[2] Андриченко Л.В. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации // Журнал российского права. 2016. № 9.
[3] Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2016.
[4] Глотов С.А., Ходусов А.А. Международно-правовые основы защиты социальных прав инвалидов // Безопасность бизнеса. 2016. № 5.
[5] Гришаев С.П. Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. // СПС «КонсультантПлюс». 2017.
[6] Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Дикопольцев Д.Е. Социальная работа с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 2.
[7] Заборовская Ю.М. Особенности медико-социального и материально-бытового обеспечения осужденных инвалидов // Медицинское право. 2018. № 1.
[8] Игонина Н.А. Защита прокурором прав инвалидов вне уголовно-правовой сферы // Адвокат. 2017. № 1.
[9] Кирилловых А.А. Правовые механизмы допуска и обеспечения профессиональной деятельности инвалидов по зрению // Законодательство и экономика. 2016. № 10.
[10] Коваленко К.Е. Анализ практики предоставления субсидий и компенсационных выплат населению // Социальное и пенсионное право. 2017. № 4.
[11] Курова Н.Н. Обзор российского законодательства по вопросам дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов // Адвокат. 2017. № 2.
[12] Лещенков Ф.А. Новые правила установления инвалидности в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2017. № 1.
[13] Миронова Т.К. Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи: Учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2018. - 348 с.
[14] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. 02.03.2018. № 46.
[15] Постановление Правительства РФ от 14.01.2011 № 3 (ред. от 04.09.2012) «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» (вместе с «Правилами медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений») // Российская газета. 21.01.2011. № 11.
[16] Постановление Правительства РФ от 16.07.2016 № 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 25.07.2016.
[17] Севастьянов М.А., Коробов М.В., Владимирова О.Н., Иштерякова О.А. Пути совершенствования порядка предоставления пострадавшим на производстве реабилитационных мероприятий и технических средств реабилитации // Социальное и пенсионное право. 2016. № 4.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018
[18] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2011.
[19] Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) // Российская газета. 02.12.1995. № 234.
[20] Чирков С.А. Юридические факты и фактические составы в пенсионном праве // СПС «Консуль-тантПлюс». 2018.
[21] Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Чернякина Т. С. Совершенствование законодательства Российской Федерации в рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2.
[22] Шишов М.А. Актуальные вопросы медицинского освидетельствования в Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах Российской Федерации // Адвокатская практика. 2018. № 1.
[23] Штейнле А.Л. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: проблемы и пути их решения в практике Смоленского областного суда // Судья. 2017. № 3.
Spisok literatury:
[1] Aver'yanova M.I. Pravovoe regulirovanie social'nogo obsluzhivaniya grazhdan v sub"ektax Rossijskoj Federacii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2017. № 6.
[2] Andrichenko L.V. Problemy' sudebnoj zashhity' social'ny'x prav grazhdan Rossijskoj Federacii // Zhurnal rossijskogo prava. 2016. № 9.
[3] Belyaninova Yu.V., Guseva T.S., Zaxarova N.A., Savina L.V., Sokolova N.A., Xlistun Yu.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ «Ob osnovax oxrany' zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» (postatejny'j) // SPS «Konsul'tantPlyus». 2016.
[4] Glotov S.A., Xodusov A.A. Mezhdunarodno-pravovye osnovy zashchity social'nyh prav invalidov // Bezopasnost' biznesa. 2016. № 5.
[5] Grishaev S.P. Postatejny'j kommentarij k Semejnomu kodeksu Rossijskoj Federacii. 2-e izd., pererab. i dop. // SPS «Konsul'tantPlyus». 2017.
[6] Danilin E.M., Davy'dova N.V, Dikopol'cev D.E. Social'naya rabota s osuzhdenny'mi-invalidami, otby'vayushhimi nakazanie v ispravitel'ny'x uchrezhdeniyax // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, e'konomika, upravlenie. 2017. № 2.
[7] Zaborovskaya Yu.M. Osobennosti mediko-social'nogo i material'no-by'tovogo obespecheniya osuzhdenny'x invalidov // Medicinskoe pravo. 2018. № 1.
[8] Igonina N.A. Zashhita prokurorom prav invalidov vne ugolovno-pravovoj sfery' // Advokat. 2017. № 1.
[9] Kirillovy'x A.A. Pravovy'e mexanizmy' dopuska i obespecheniya professional'noj deyatel'nosti invalidov po zreniyu // Zakonodatel'stvo i e'konomika. 2016. № 10.
[10] Kovalenko K.E. Analiz praktiki predostavleniya subsidij i kompensacionny'x vy'plat naseleniyu // Social'noe i pensionnoe pravo. 2017. № 4.
[11] Kurova N.N. Obzor rossijskogo zakonodatel'stva po voprosam diskriminacii v sfere truda i zanyatosti invalidov // Advokat. 2017. № 2.
[12] Leshhenkov F.A. Novy'e pravila ustanovleniya invalidnosti v Rossijskoj Federacii // Zakonodatel'stvo i e'konomika. 2017. № 1.
[13] Mironova T.K. Pravovoe regulirovanie besplatnogo okazaniya medicinskoj pomoshhi: Uchebnoe posobie. M.: Yusticinform, 2018. - 348 s.
[14] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 «Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu» // Rossijskaya gazeta. 02.03.2018. № 46.
[15] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.01.2011 № 3 (red. ot 04.09.2012) «O medicinskom osvidetel'stvovanii podozrevaemy'x ili obvinyaemy'x v sovershenii prestuplenij» (vmeste s «Pravilami medicinskogo osvidetel'stvovaniya podozrevaemy'x ili obvinyaemy'x v sovershenii prestuplenij») // Rossijskaya gazeta. 21.01.2011. № 11.
[16] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.07.2016 № 674 «O formirovanii i vedenii federal'nogo reestra invalidov i ob ispol'zovanii soderzhashhixsya v nem svedenij» // Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 25.07.2016.
[17] Sevast'yanov M.A., Korobov M.V., Vladimirova O.N., Ishteryakova O.A. Puti sovershenstvovaniya poryadka predostavleniya postradavshim na proizvodstve reabilitacionny'x meropriyatij i texnicheskix sredstv reabilitacii // Social'noe i pensionnoe pravo. 2016. № 4.
[18] Federal'ny'j zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob osnovax oxrany' zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» // Oficial'ny'j internetportal http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2011.
[19] Federal'ny'j zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 07.03.2018) «O social'noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 18.03.2018) // Rossijskaya gazeta. 02.12.1995. № 234.
[20] Chirkov S.A. Yuridicheskie fakty' i fakticheskie sostavy' v pensionnom prave // SPS «Konsul'tantPlyus». 2018.
[21] Shestakov V.P., Svincov A.A., Raduto V.I., Chernyakina T.S. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii v ramkax realizacii polozhenij Konvencii o pravax invalidov // Social'noe i pensionnoe pravo. 2016. № 2.
[22] Shishov M.A. Aktual'ny'e voprosy' medicinskogo osvidetel'stvovaniya v Ugolovno-processual'nom i Ugolovno-ispolnitel'nom kodeksax Rossijskoj Federacii // Advokatskaya praktika. 2018. № 1.
[23] Shtejnle A.L. Kodeks administrativnogo sudo-proizvodstva Rossijskoj Federacii: problemy' i puti ix resh-eniya v praktike Smolenskogo oblastnogo suda // Sud'ya. 2017. № 3.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018