3. Goland YU.M., Nekipelov A.D. Kosyginskaya reforma: upushchennyj shans ili mirazh? // Rossijskij ekonomicheskij zhurnal. 2010. №6. S. 44-66.
4. Burrus Bernie R., The Soviet Law of Inventions and Copyright // Fordham Law Review. Vol.30(4). 1962. P. 693-726.
5. Roit Natasha. Soviet and Chinese Copyright: Ideology Gives Way to Economic Necessity, 6 Loy. L.A. Ent. L. Rev. 53. (1986). P.53-71.
6. Revue mensuelle des Bureaux internationaux réunis pour la protection de la propriété intellectuelle (BIRPI) 1965 No. 4: WIPO [sajt]. URL https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/fr/intproperty/120/wipo_pub_120_1965_04.pdf (data obrashcheniya: 21.12.2019).
АБРАМОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры истории, теологии и международных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы; Среднерусский институт управления-филиал г. Орел. ABRAMOV, SERGEY A. - Ph.D. student, Department of History, Theology and International Relations, Russian Academy of National Economy and Public Administration; Central Russian Institute of Management, Oryol branch ([email protected]).
УДК 342.92
ТАРАН О.А.
К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В РФ
Ключевые слова: инвалид, доступная среда, административная ответственность, получение мер социальной поддержки.
В статье рассматривается закрепление на правовом уровне основных прав инвалидов. Акцентируется внимание на том, что в Российской Федерации нет нормативно-правового акта, содержащего в себе четкого механизма реализации мер, направленных на адаптацию объектов социальной инфраструктуры для обеспечения беспрепятственного к ним доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, что позволяет должностным лицам уклоняться от выполнения мероприятий по ее созданию. Автор определяет, что они включают в себя «меры социальной поддержки». Сделан вывод о том, что в настоящее время существует необходимость дополнения Кодекса об административных правонарушениях РФ соответствующей статьей «Нарушение прав инвалидов на получение мер социальной поддержки».
TARAN, O.A.
TO THE QUESTION ON APPLICATION OF THE NORMS ON ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE RIGHTS OF DISABLED PEOPLE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Keywords: disabled person, accessible environment, administrative responsibility, receiving social support measures.
In the article considers the consolidation at the legal level of the fundamental rights of disabled persons. Attention is focused on the fact that in the Russian Federation there is no normative-legal act containing a clear mechanism for implementing measures aimed at adapting social infrastructure facilities to ensure unhindered access to them for disabled persons and other low-mobility groups, which allows officials to evade activities to create it. The author also notes that they include "measures of social support". It is concluded that at present there is a necessity to supplement the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation with the corresponding article "Violation of the rights of disabled persons to receive social support measures".
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» были приняты Генеральной Ассамблеей ООН еще 20 декабря 1993 г. Указанный документ предусматривал наличие равных прав и возможностей для инвалидов, обеспечение которых осуществляется за счет реализации реабилитационных процессов, которые направлены на достижение инвалидами наиболее оптимального физического, психического, интеллектуального и социального уровня деятельности и его последующего поддержания. Сам термин «обеспечение равных возможностей» означает процесс, направленный на доступность для инвалидов различных общественных систем, таких как, например, информация, обслуживание, трудовая деятельность. Принцип равенства предполагает одинаковую важность потребностей всех индивидов, которые должны быть направлены на осуществление общественного планирования, при этом все средства должны быть использованы таким образом, чтобы каждый человек обладал равными правами и возможностями для его полноценного участия в жизни общества [1].
Федеральным законом от 3 мая 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, что сделало ее обязательной для применения. Конвенция наделяет инвалидов возможностью ведения независимого образа жизни и полноценного всестороннего участия во всех ее аспектах. С момента ратификации Конвенции Россия несет обязательства по обеспечению инвалидам доступа ко всем объектам и услугам, которые предоставляются населению и являются открытыми [2].
В 2011 г. в России начала действовать специальная программа «Доступная среда», рассчитанная на 2011 -2015 гг. Данная программа была утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 297 и предусматривала необходимость создания специальных условий, направленных на обеспечение доступности наиболее важных объектов и услуг инвалидам и иным маломобильным категориям населения в самых разных сферах жизнедеятельности. Сегодня срок
действия данной программы продлен до 2025 г. [3]. Доступная среда представляет собой физическое окружение, транспортные объекты, объекты связи и информации, которые подверглись дооборудованию для обеспечения устранения имевшихся препятствий и барьеров, которые возникали у инвалидов и иных маломобильных групп граждан. Формирование доступной среды представляет собой устранение препятствий и барьеров для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к физическому окружению, связи, информации, транспорту и услугам, которые предоставляются населению.
Правовые нормы, направленные на регулирование обеспечения доступности, содержатся в ст. 14 и 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Указанными нормами предусматривается обеспечение доступности инвалидов ко всем необходимым объектам социальной инфраструктуры, издание специализированной литературы, введение системы субтитрирования и сурдоперевода телепрограмм, а также предоставление тифлосредств и сурдотехники. Иными словами, обеспечение доступности во всех сферах, которые указаны в ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, предусмотрено в России на законодательном уровне [4].
Наличие доступной среды - это основное системообразующее условие для обеспечения реализации основных прав инвалидов. Российское законодательство требует обеспечения равного доступа для всех граждан к объектам недвижимости, а отсутствие пандусов и кнопок вызова, а также нарушение иных обязательных требований, влечет за собой наложение штрафов и приостановку деятельности компаний.
Приказом Минрегиона России в 2011 г. был утвержден свод правил, в котором отражены основные требования, соблюдение которых является обязательным и направлено на обеспечение доступности маломобильных граждан к тем или иным объектам социальной инфраструктуры [5].
Стоит отметить, что ни Закон № 181 -ФЗ, ни какой-либо иной нормативно-правовой акт не содержат в себе четкого механизма реализации мер, направленных на адаптацию объектов социальной инфраструктуры для обеспечения беспрепятственного к ним доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения, что позволяет должностным лицам уклоняться от выполнения мероприятий по ее созданию [6, с. 26-27].
Обеспечение прав и законных интересов инвалидов и иных маломобильных групп населения осуществляется, в том числе, за счет применения мер административной ответственности, которые предусмотрены за нарушение указанных прав и законных интересов инвалидов. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержится прямое указание на возможность применения указанных мер ответственности за нарушение названных прав, которые могут выражаться как в наложении административного штрафа, так и в приостановке деятельности компании.
Следует отметить, что количество предусмотренных в данной сфере составов правонарушений мало, а составы указанных правонарушений относятся только к защите трудовых прав инвалидов и их прав на доступную среду. Так, в Кодексе об административных правонарушениях содержится ряд статей, которые гарантируют инвалидам реализацию их прав: ст. 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»; ст. 5.43 «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»; ст. 9.13 «Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»; ст. 9.14 «Отказ от производства транспортных средств общего пользования, не приспособленных для использования инвалидами»; ст. 11.24 «Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов» [7].
Рассмотрев имеющуюся судебную практику в области привлечения к ответственности за нарушение прав и законных интересов инвалидов, видно, что наиболее часто к административной ответственности привлекаются работодатели за несоблюдение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, ответственности за которые предусмотрена ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, что влечет за собой наложение административного штрафа в размере 5-10 тыс. руб.
Определение понятия «социальная защита инвалидов» содержится в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», под которым следует понимать систему экономических и правовых мер, а также мер социальной поддержки, которые гарантированы
государством, и направлены на обеспечение инвалидам условий для преодоления и замещения ограничений жизнедеятельности, которые также направлены на создание им равных с другими гражданами условий и возможностей участия в жизни общества» [8]. Кроме того, указанный закон регламентирует абилитацию и реабилитацию инвалидов.
В качестве основных направлений осуществления реабилитации и абилитации инвалидов можно назвать медицинскую реабилитацию, протезирование, ортезирование, реконструктивную хирургию, санаторно-курортное лечение, производственную и социальную адаптацию, спортивные и физкультурно-оздоровительные мероприятия и т.д. [8].
Таким образом, реализацию мер, направленных на оказание социальной поддержки инвалидам и маломобильным группам населения, нельзя считать полной без осуществления реабилитации и абилитации, именно по этой причине существующие положения об административной ответственности могут быть отнесены к категории гарантий защиты инвалидов от существующих социальных рисков. Однако существующие сегодня меры административной ответственности требуют дальнейшего совершенствования. Так, по мнению К.О. Рыбковой, которой было изучено действующее в России законодательство в области обеспечения прав инвалидов, только в законе Республики Башкортостан есть специальная статья, которая устанавливает административную ответственность за нарушение прав инвалидов на получение мер социальной поддержки [9, с. 116-117]. Вместе с тем, А.П. Шергин считает, что при издании КоАП РФ нарушен основной конституционный императив - ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только на основании федерального закона. По существу, двухуровневое регулирование административной ответственности подрывает единство правового статуса гражданина. Самая широкая сфера государственного принуждения поставлена в зависимость от места пребывания человека [10, с. 171].
В связи с этим представляется, что дублировать или устанавливать административную ответственность в законодательстве субъектов Российской Федерации в рассматриваемой нами сфере нет никакой необходимости, а наиболее эффективно, по нашему мнению, будет внесение в Кодекс об административных правонарушениях РФ дополнения соответствующей статьей «Нарушение прав инвалидов на получение мер социальной поддержки», за нарушение которой будет предусмотрено наказание в виде дисквалификации и (или) наложения административного штрафа, размер которого будет зависеть от субъекта административного правонарушения.
Литература и источники
1. «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993) // Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2280.
3. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363 (ред. от 28.12.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"»// СЗ РФ. 2019. № 15 (часть 2, 3). Ст. 1746.
4. «Конвенция о правах инвалидов» (Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006) // СЗ РФ. 2013. № 6. Ст. 468.
5. Приказ Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 «Об утверждении свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 59.13330.2012)"»// Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве. 2012. № 2.
6. Лебедева Е.П., Минина А.А., Препадя С.М., Ризк О.А. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 3. С.26-30.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
8. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.
9. Рыбкова К.О. О вопросах федерального и регионального правового регулирования института административной ответственности за нарушение прав инвалидов в России. // Вестник Нижегородского университет Н.И. Лобачевского. 2018. № 1. С. 116-122.
10. Шергин А.П. Административно-деликтное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М., 2004. С.171.
References and Sources
1. «Standartnye pravila obespecheniya ravnyh vozmozhnostej dlya invalidov» (prinyaty General'noj Assambleej OON 20.12.1993) // Konsul'tant Plyus.
2. Federal'nyj zakon ot 03.05.2012 № 46-FZ «O ratifikacii Konvencii o pravah invalidov» // SZ RF. 2012. № 19. St. 2280.
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.03.2019 № 363 (red. ot 28.12.2019) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Dostupnaya sreda"»// SZ RF. 2019. № 15 (chast' 2, 3). St. 1746.
4. «Konvenciya o pravah invalidov» (Zaklyuchena v g. N'yu-Jorke 13.12.2006) // SZ RF. 2013. № 6. St. 468.
5. Prikaz Minregiona Rossii ot 27.12.2011 № 605 «Ob utverzhdenii svoda pravil "SNiP 35-01-2001 "Dostupnost' zdanij i sooruzhenij dlya malomobil'nyh grupp naseleniya" (SP 59.13330.2012)"»// Normirovanie, standartizaciya i sertifikaciya v stroitel'stve. 2012. № 2.
6. Lebedeva E.P., Minina A.A., Prepadya S.M., Rizk O.A. O gosudarstvennoj programme Rossijskoj Federacii «Dostupnaya sreda» do 2020 goda: problemy zakonodatel'stva i pravoprimeneniya // Social'noe i pensionnoe pravo. 2016. № 3. S.26-30.
7. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 24.04.2020)// SZ RF. 2002. №1 (ch. 1). St.1.
8. Federal'nyj zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ (red. ot 24.04.2020) «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1995. № 48. St. 4563.
9. Rybkova K.O. O voprosah federal'nogo i regional'nogo pravovogo regulirovaniya instituta administrativnoj otvetstvennosti za narushenie prav invalidov v Rossii. // Vestnik Nizhegorodskogo universitet N.I. Lobachevskogo. 2018. № 1. S. 116-122.
10. Shergin A.P. Administrativno-deliktnoe zakonodatel'stvo Rossii: sostoyanie, problemy, perspektivy // Administrativnoe pravo i administrativnyj process: aktual'nye problemy. M., 2004. S.171.
ТАРАН ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры административного и финансового права СевероКавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г.Краснодар). TARAN, OLGA A. - Senior Lecturer, Department of Administrative and Financial Law, North-Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar) ([email protected]).
УДК 342.95
ФАРИКОВА Е.А. БЕЛКАНИЯ В.В. ПООЩРИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Ключевые слова: государственное управление, правовая политика, поощрение, поощрительная политика, государственная служба.
В статье проанализированы основные направления и тенденции поощрительной политики в сфере государственного управления в России. Отмечены важные события последних лет, положительно влияющие на становление поощрительной правовой политики. Проанализированы предложения по формированию правовой основы поощрительной политики. Необходимость применения метода поощрения продиктована экономической ситуацией в стране, повышением значимости аксиологического компонента в государственном управлении, потребностью в повышении уровня доверия к государственным институтам. Хотя в последние годы поощрительным мерам воздействия уделяется большое внимание, все же результатом становления поощрительной политики видится принятие единого нормативно-правового акта, который закрепил бы материально-правовой и процедурный базис применения поощрительных мер. В сфере государственной службы необходимо особое внимание уделять нематериальному поощрению, что должно найти отражение в систематизированном правовом акте.
FARIKOVA, E.A. BELKANIA, V.V.
INCENTIVE POLICY IN PUBLIC ADMINISTRATION SPHERE
Keywords: public administration, legal policy, stimulation, incentive policy, public service.
In the article analyzes the main directions and trends of the incentive policy in public administration in Russia. It noted the important events of last years that have a positive effect on the formation of incentive legal policy. It analyzed the proposals to creating legal basis of the incentive policy. The necessity to use the promotion method is dictated by the economic situation in the country, the increasing importance of the axiological component in public administration, the need to increase the level of trust in government institutions. Although much attention has been paid to promotional measures in recent years, nevertheless, the result of the establishment of the promotional policy is the adoption of a single regulatory act that would consolidate the substantive and procedural basis for the application of promotional measures. In the field of public service, special attention should be paid to intangible incentives, which should be reflected in a systematic legal act.
Современное российское государство находится в процессе трансформации многих сфер общественной жизни. Наиболее приоритетным и основным направлением развития государственности и системы права выступает построение правового государства, обозначенного в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ [1]. Для достижения поставленных целей, в условиях продолжающегося перехода к рыночной экономике, адаптации к новому государственно-правовому режиму, государственная и правовая политика во всех сферах социальной жизни должна соответствовать происходящим изменениям, своевременно реагировать на тенденции развития общества. Как пишет А.В. Пикулькин, политика должна соответствовать времени, ожиданиям населения и учитывать при этом социальную дифференциацию общества [2, с.133]. От выбора направления политики в государстве напрямую зависит уровень доверия населения власти. В России уровень доверия оценивается неудовлетворительно. Так, в мировом рейтинге доверия граждан власти, составленном американской исследовательской компанией «Edelman» в 2019 г., Россия почти по всем позициям занимает одно из последних мест [3]. В 2019 г. ВЦИОМ также зафиксировал снижение доверия к государственным институтам [4].
В связи с этим в последние годы во многих областях государственного управления стала формироваться поощрительная правовая политика, которая предполагает ранее не развитый в России подход к регулированию общественных отношений в области государственного управления. Метод принуждения, несомненно, в государственном управлении занимает