Научная статья на тему 'Ключевые аспекты проблемы трудоустройства инвалидов в России'

Ключевые аспекты проблемы трудоустройства инвалидов в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
950
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ИНВАЛИДЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИНВАЛИДОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ / ПРАВА ИНВАЛИДОВ / LABOR MARKET / DISABLED PEOPLE / INDIVIDUAL PROGRAM OF DISABLED PEOPLE'S REHABILITATION / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSIVE EMPLOYMENT / SOCIAL AND ECONOMIC INTEGRATION OF PERSONS WITH DISABILITIES / STATE SUPPORT OF DISABLED PEOPLE / RIGHTS OF THE DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Белецкий М.Д.

Трудоустройство инвалидов является одной из значимых задач социальной политики государства, так как гарантии обеспечения равных прав граждан на труд, свободу распоряжения своими способностями, выбор рода деятельности, профессии, защиту от безработицы заложены в основном Законе нашей страны Конституции Российской Федерации. Потребность в самореализации, раскрытие собственного потенциала, в том числе и в сфере трудовой деятельности, интеграция в социум, стремление к экономической независимости атрибуты гармоничного развития личности вне зависимости от половозрастных, физических и иных особенностей конкретного индивидуума. Реалии современности позволяют убедиться в активизации деятельности государственных, коммерческих и некоммерческих институтов с целью актуализации концепции общества равных возможностей. Тем не менее, российские инвалиды до сих пор встречаются с рядом препятствий, значительно снижающих уровень динамики их движения на пути к эффективной интеграции в социум, значимую роль в которой играет трудоустройство. Выявление факторов негативного характера и их устранение; проблемных зон в алгоритме мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов, важнейшая задача социально-экономического характера, решение которой является насущно необходимым. Данный постулат выступает в качестве обоснования актуальности научных разработок в указанном направлении, отдельные результаты которых приведены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE KEY ASPECTS OF DISABLED PEOPLE’S EMPLOYMENT ISSUES IN RUSSIA

Employment of disabled people is one of the most significant objectives of the state ’s social politics, because the equal safeguards for labor, freedom in skills ’ use, choice of activity, profession and protection from unemployment are the basics of the Constitution of the Russian Federation. The need for selfactualization of own potential, including the field of employment, integration into society, the desire for economic independence are the attributes of harmonious development of a person, regardless of sex, age, physical and other characteristics of a particular individual. The today’s realities ensure revitalization of the state, commercial and non-profit institutions, with the aim of mainstreaming the concept of gender-equal society. However, Russian people with disabilities still meet a number of obstacles, significantly reducing the level of their effective integration’s dynamics into society, a significant role in which is played by employment. The identifying factors of a negative character and theirs elimination and problem areas in the algorithm of measures aimed at ensuring employment of disabled people are the most important objective of social and economic nature, the solution of which is so urgent. This postulate acts as a justification of scientific developments’ relevance in this way, some results of which are given in this article.

Текст научной работы на тему «Ключевые аспекты проблемы трудоустройства инвалидов в России»

М.Д. Белецкий, канд. экон. наук, доцент, Московский государственный гуманитарно-экономический университет,

г. Москва, Россия, supermax83@bk.ru

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В РОССИИ

Трудоустройство инвалидов является одной из значимых задач социальной политики государства, так как гарантии обеспечения равных прав граждан на труд, свободу распоряжения своими способностями, выбор рода деятельности, профессии, защиту от безработицы заложены в основном Законе нашей страны - Конституции Российской Федерации. Потребность в самореализации, раскрытие собственного потенциала, в том числе и в сфере трудовой деятельности, интеграция в социум, стремление к экономической независимости - атрибуты гармоничного развития личности вне зависимости от половозрастных, физических и иных особенностей конкретного индивидуума. Реалии современности позволяют убедиться в активизации деятельности государственных, коммерческих и некоммерческих институтов с целью актуализации концепции общества равных возможностей. Тем не менее, российские инвалиды до сих пор встречаются с рядом препятствий, значительно снижающих уровень динамики их движения на пути к эффективной интеграции в социум, значимую роль в которой играет трудоустройство. Выявление факторов негативного характера и их устранение; проблемных зон в алгоритме мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов, - важнейшая задача социально-экономического характера, решение которой является насущно необходимым. Данный постулат выступает в качестве обоснования актуальности научных разработок в указанном направлении, отдельные результаты которых приведены в данной статье. Ключевые слова: рынок труда, инвалиды, индивидуальная программа реабилитации инвалидов, инклюзивное образование, инклюзивное трудоустройство, социально-экономическая интеграция инвалидов, государственная поддержка инвалидов, права инвалидов.

Начало XXI века ознаменовалось трансформацией отношения к такому социальному феномену, как инвалидность, кардинальной сменой концептуальной модели: в настоящих условиях инвалидность признается в качестве эволюционирующего понятия, результата взаимодействия людей с нарушениями здоровья с совокупностью барьеров окружающей среды, препятствующих их эффективному участию в жизни общества, обеспечению равенства с другими его членами1.

По состоянию на 1 января 2017 года в России насчитывается 12 259 тыс. инвалидов, из которых 3651 тыс. находятся в трудоспособном возрасте2, но только 31,8% из них

относятся к категории работающих. В европейских странах аналогичный показатель достигает 40,0%3.

В 2008 году состоялось подписание и 2012 году ратификация Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. Тем самым была обозначена готовность России приступить к обеспечению условий для соблюдения международных стандартов в отношении экономических, социальных, юридических и иных прав инвалидов. В настоящее время активно реализуется государственная политика, основной вектор которой направлен на актуализацию принятых РФ обязательств, в том числе и в отношении

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

такой значимой функции, как трудоустрой- может рассматриваться в качестве одной

ство инвалидов. Отдавая дань статистически из наиболее эффективных мер, способству-

подтвержденным успехам на данном попри- ющих искоренению порочной практики обо-

ще, необходимо, тем не менее, обозначить собления инвалидов, ограничения их взаи-

наличие проблемных зон с целью поиска эффективного инструментария и разработки мер по их устранению.

Среди наиболее значимых факторов, представляющих собой препятствие на пути к трудоустройству инвалидов, можно выделить следующие.

Сложность преодоления барьеров неформальной социальной стратификации в отношении инвалидов. Психологические барьеры, в основе которых лежит, прежде всего, невежество - ничем не подкрепленная уверенность, что инвалидность ограничивает возможность любой самореализации, а также недостаточность реальной интеграции инвалидов во все сферы общественной жизни не дают возможности расстаться с устоявшимися стереотипами массового мышления, препятствующими восприятию инвалидов в качестве равноправных членов общества.

Активизация информационно-просветительской деятельности, имеющая целью преодоление социальной разобщенности в обществе, популяризация успехов инвалидов, формирование с раннего детства позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, актуализация инклюзии относятся к разряду первоочередных социально-экономических задач, без решения которых перспектива создания общества равных возможностей может оказаться под угрозой задержки на декларативном уровне.

Результаты социо-

Использование инструмента инклюзии на всех этапах жизни людей с ограниченными возможностями здоровья может рассматриваться в качестве одной из наиболее эффективных мер, способствующих искоренению порочной практики обособления инвалидов.

Находясь перед выбором между

трудоустройством инвалидов и административной ответственностью за нарушения, работодатели зачастую делают его в пользу последнего варианта.

модействия рамками среды себе подобных.

Если в 2014 году количество респондентов, признающих способности, навыки, достоинства людей с ограниченными возможностями здоровья не превышало 35,5%, то в 2015 и 2016 годах указанный показатель достиг 38,7% и 41,9% соответственно4.

К числу препятствий на пути к трудоустройству инвалидов можно отнести также недостаточное стимулирование работодателей, обеспечивающих занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Государство принимает серьезное участие в трудоустройстве инвалидов. Реализация, в соответствии с требованиями законодательства, комплекса специальных мероприятий обеспечивает инвалидам гарантии трудоустройства, повышает уровень их конкурентоспособности на рынке труда. В то же время, необходимо констатировать явную недостаточность помощи работодателям, на чьи плечи ложатся существенная нагрузка и дополнительная ответственность при трудоустройстве инвалидов. Уровень минимализма государственной поддержки работодателей в условиях частичной отмены имевших ранее место преференций достиг критической точки. Это объясняет современное состояние рынка труда, при котором работодатели, принимая в штат сотрудников с ограниченными возможностями, зачастую рассматривают данный акт в качестве необходимой повинности, не-

логических опросов со всей очевидностью изменно влекущей за собой совокупность подтверждают: использование инструмен- проблем. В законодательном порядке опре-та инклюзии на всех этапах жизни людей делен широкий спектр прав инвалидов в трус ограниченными возможностями здоровья довой сфере, неукоснительное исполнение

которых возлагается на работодателя5. Кроме того, в обязанность работодателям вменяется организация специальных рабочих мест для инвалидов, оборудованных с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и требований, предъявляемых к оснащению6, и прочее.

Сложность обеспечения совокупности строго регламентированных условий при незначительной поддержке государства толкает многих работодателей на нарушения. Находясь перед выбором между трудоустройством инвалидов и административной ответственностью за нарушения, работодатели зачастую делают его в пользу последнего варианта. Продолжают сохранять актуальность случаи формального трудоустройства инвалидов, а также трудоустройство не по специальности, на наиболее низкооплачиваемые должности в пределах установленной квоты для приема на работу граждан, относящихся к указанной категории.

Статистические данные, имеющиеся у Федеральной службы по труду и занятости, характеризующие трудоустройство инвалидов за счет квот с 2008 года по 2016 год, отражают отрицательную динамику (рисунок)7.

В пользу утверждения о зачастую практикуемом номинальном трудоустройстве инвалидов, а также предлагаемых им вакансиях низкооплачиваемых должностей свидетельствуют нижеприведенные данные. Согласно результатам опросов инвалидов касательно причин отказа от предложенной работы, на первом месте стоит низкая заработная плата (43,8%). Далее по убывающей:

характер работы (29,2%) и условия труда (24,4%)8.

Неутешительную картину демонстрируют также данные статистической отчетности, характеризующие такой показатель, как «наличие специальности и ее соответствие выполняемой работе». Только 35,1% респондентов в 2016 году выполняли основную работу в полной мере соответствующую имеющейся специальности; 15,6% - имеющую близкое отношение к ней, а 49,3% респондентов выполняли работу, не соответствующую полученной специальности9.

Таким образом, наличие значительных издержек организационного, технического и финансового порядка без должной поддержки государства относит к категории социально-экономических утопий планы по доведению к 2020 году до 40,0% доли занятых в сфере трудовой деятельности инвалидов трудоспособного возраста10.

К серьезным барьерам на пути к решению проблемы занятости и трудоустройства инвалидов необходимо отнести также недостаточный уровень развития инфраструктуры, позволяющей обеспечить доступность ключевых сфер жизнедеятельности.

Принимая во внимание наличие положительных изменений, достигнутых в решении данной проблемы в рамках реализации государственной программы «Доступная среда», тем не менее, необходимо констатировать их недостаточную интенсивность, а также очевидный формальный подход в воплощении в жизнь некоторых мероприятий.

Численность граждан, относящихся к категории инвалидов, трудоустроенных на квотируемые рабочие места с 2008 года по 2016 год

№ 7(81) АВГУСТ 2017

т

С одной стороны, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» объективно создаются условия для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструк-туры11, с другой - эти условия зачастую недостаточны для того, чтобы обеспечить индивидуальную мобильность указанных групп граждан, реальный беспрепятственный доступ к требуемым объектам.

В качестве одного из примеров, подтверждающих состоятельность вышеприведенного постулата, можно указать на наличие отдельных сегментов инфраструктуры станций метро, формально приспособленных, но фактически не позволяющих инвалиду-колясочнику без посторонней помощи реализовать функцию спуска или подъема. Идентичные проблемы возникают у инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в части посадки-высадки при пользовании наземными видами транспорта.

Усредненность статистических данных по показателю «доля доступных для инвалидов и других групп маломобильного населения приоритетных объектов инфраструктуры», достигшему к концу 2016 года 44,4%, позволяет несколько завуалировать недостаточную динамику обеспечения доступной среды в отдельных ее сегментах, поскольку, например, по результатам 2016 года только 13,4% подвижного состава автобусного, троллейбусного, трамвайного парка было оборудовано для перевозки инвалидов, а доля станций метрополитена, обеспечивающих доступность данной категории граждан, составила всего 10,6%12. Учитывая вышеуказанные аспекты анализируемой проблемы, реализация инициативы Министерства труда и социальной защиты, подготовившего для внесения на рассмотрение Правительства РФ законопроект о сопровождаемом содействии занятости инвалидов (прежде всего, имеющих тяжелые наруше-

ния здоровья), представляется весьма обоснованной.

Особый акцент хотелось бы сделать на предполагаемом выходе за привычные рамки помощи в трудоустройстве инвалидов. Разработка трудового маршрута и помощь работодателя или некоммерческих организаций в перемещении инвалида до места работы при организационном сопровождении, технической и экономической поддержке со стороны государства имеют реальные шансы выступить в качестве эффективного инструмента обеспечения занятости людей с тяжелыми нарушениями здоровья.

Итак, в результате исследования были выявлены наиболее значимые факторы, оказывающие в современных условиях негативное влияние на решение такой значимой задачи в сфере развития трудового потенциала инвалидов, как трудоустройство: сложность преодоления барьеров неформальной социальной стратификации в отношении инвалидов; недостаточное стимулирование работодателей, обеспечивающих занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также недостаточный уровень развития инфраструктуры, объективно гарантирующей инвалидам индивидуальную доступность ключевых сфер жизнедеятельности.

В целом же, оценивая современную ситуацию на рынке труда, можно констатировать ярко выраженную ее неоднозначность: с одной стороны - очевидное движение в сторону позитивных изменений в решении вопросов трудоустройства и занятости инвалидов, существенный динамизм которым способны сообщить своевременная коррекция социальной и экономической политики государства, а также внедрение тактических мероприятий, направленных на восполнение существующих пробелов, с другой - наличие признаков своеобразного астигматизма - нечеткости видения государственными институтами расхождения между планируе-

Разработка трудового маршрута и помощь работодателя или некоммерческих организаций в перемещении инвалида до места работы при организационном сопровождении, технической и экономической поддержке со стороны государства имеют реальные шансы выступить в качестве эффективного инструмента обеспечения занятости людей с тяжелыми нарушениями здоровья.

мыми мероприятиями и их реальным воплощением в жизнь, -'jjjj

Литература

1. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. № 61/106) [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/disability (дата обращения: 10.05.2017).

2. Общая численность инвалидов по группам инвалидности [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/population/disabilities (дата обращения: 15.05.2017).

3. Минтруд России подготовил законопроект о сопровождаемом содействии занятости инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www. rosmintrud.ru/social/invalid-defence/375 (дата обращения: 10.06.2017).

4. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/government/170 (дата обращения: 15.05.2017).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 01.05.2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/ (дата обращения: 10.05.2017).

6..Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 15.05.2017).

7. Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics /population/disabilities/# (дата обращения: 15.05.2017).

8. Распределение инвалидов в возрасте 16 лет и более по причинам отказа от предложений другой или какой-либо работы [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabili-ties (дата обращения: 15.05.2017).

9. Наличие специальности и ее соответствие выполняемой работе у инвалидов в возрасте 15 лет и более [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/disabilities (дата обращения: 15.05.2017).

10. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/government/170 (дата обращения: 10.05.2017).

11. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения: 10.05.2017).

12. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 г. № 1297) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/government/170 (дата обращения: 10.05.2017).

THE KEY ASPECTS OF DISABLED PEOPLE'S EMPLOYMENT ISSUES IN RUSSIA

M.D. Beletsky, Candidate of Economics, Moscow State University of Humanities and Economics, Moscow, Russia, supermax83@bk.ru

Employment of disabled people is one of the most significant objectives of the state's social politics, because the equal safeguards for labor, freedom in skills ' use, choice of activity, profession and protection from unemployment are the basics of the Constitution of the Russian Federation. The need for self-actualization of own potential, including the field of employment, integration into society, the desire for economic independence are the attributes of harmonious development of a person, regardless of sex, age, physical and other characteristics of a particular individual. The today's realities ensure revitalization of the state, commercial and non-profit institutions, with the aim of mainstreaming the concept of genderequal society. However, Russian people with disabilities still meet a number of obstacles, significantly reducing the level of their effective integration's dynamics into society, a significant role in which is played by employment.

Mo 7IP1I ARTVPT 9П17 ДИСКУССИЯ i'

\ / <VLJ1 '1 ' w 1 ' журнал научных публикаций *

The identifying factors of a negative character and theirs elimination and problem areas in the algorithm of measures aimed at ensuring employment of disabled people are the most important objective of social and economic nature, the solution of which is so urgent. This postulate acts as a justification of scientific developments' relevance in this way, some results of which are given in this article. Key words: labor market, disabled people, individual program of disabled people's rehabilitation, inclusive education, inclusive employment, social and economic integration of persons with disabilities, state support of disabled people, rights of the disabled people.

References

1. Konvenciya OON o pravah invalidov (prinyata Rezolyuciej General'noj Assamblei OON 13 dek-abrya 2006 g. № 61/106) [The UN Convention on the rights of persons with disabilities (adopted by the Resolution of the UN General Assembly on 13 December 2006, № 61/106)]. URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/disability (accessed: 10.05.2017).

2. Obshchaya chislennost' invalidov po gruppam invalidnosti [The total number of disabled persons by group of disability]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu-lation/disabilities (accessed: 15.05.2017).

3. Mintrud Rossii podgotovil zakonoproekt o sopro-vozhdaemom sodejstvii zanyatosti invalidov [Ministry of labour has prepared a bill accompanied by the promotion of employment of persons with disabilities]. URL: http://www.rosmintrud.ru/social/invalid-defence/375 (accessed: 10.06.2017).

4. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Fed-eracii «Dostupnaya sreda» na 2011-2020 gody (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 01.12.2015 g. № 1297) [State program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2011-2020 (approved The resolution of the Government of the Russian Federation from 01.12.2015 № 1297)]. URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/government/170 (accessed: 15.05.2017).

5. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii (red. ot 01.05.2017 g.) [The labour code of the Russian Federation (as amended on 01.05.2017)]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34683/ (accessed: 10.05.2017).

6. Federal'nyj zakon «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» ot 24.11.1995 g. № 181-FZ [The Federal law «About social protection of invalids in the Russian Federation» dated 24.11.1995 № 181-FZ]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_8559/ (accessed: 15.05.2017).

7. Trudoustrojstvo grazhdan na kvotiruemye rabochie mesta [The employment of citizens in jobs protected

by quotas]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics /population/ disabilities/# (accessed: 15.05.2017).

8. Raspredelenie invalidov v vozraste 16 let i bolee po prichinam otkaza ot predlozhenij drugoj ili kakoj-libo raboty [The distribution of disabled persons aged 16 years or more for reasons of the rejection of the proposals of another, or any work]. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/sta-tistics/population/disabilities (accessed: 15.05.2017).

9. Nalichie special'nosti i ee sootvetstvie vypol-nyaemoj rabote u invalidov v vozraste 15 let i bolee [The presence of the specialty in accordance with the work of the disabled aged 15 years and over]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/disabilities (accessed: 15.05.2017).

10. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Fed-eracii «Dostupnaya sreda» na 2011-2020 gody (utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 01.12.2015 g. № 1297) [State program of the Russian Federation «Accessible environment» for 2011-2020 (approved the resolution of the Government of the Russian Federation from 01.12.2015 № 1297)]. URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/government/170 (accessed: 10.05.2017).

11. Federal'nyj zakon «O social'noj zashchite invalidov v Rossijskoj Federacii» ot 24.11.1995 g. № 181-FZ [The Federal law «About social protection of invalids in the Russian Federation» dated 24.11.1995 № 181-FZ]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_8559/ (accessed: 10.05.2017).

12. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Fed-eracii «Dostupnaya sreda» na 2011-2020 gody (utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 01.12.2015 g. № 1297) [State program of the Russian Federation "Accessible environment" for 2011-2020 (approved the resolution of the Government of the Russian Federation from 01.12.2015 № 1297)]. URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/government/170 (accessed: 10.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.