Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSONS WITH DISABILITIES / ПСИ-ХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ КОМИССИЯ / COMMISSION / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИЛИ АБИЛИТАЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LIMIT THE CATEGORY OF LIFE / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIAL CONDITIONS FOR RECEIVING EDUCATION / БАКАЛАВРИАТ / UNDERGRADUATE / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PLAN / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ГРАФИК ОБУЧЕНИЯ / INDIVIDUAL TRAINING SCHEDULE / АДАПТАЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛИ) / ADAPTIVNYE DISCIPLINES (MODULES)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Виктор Алексеевич, Приженникова Алена Николаевна

В статье рассматриваются вопросы организационно-правового характера, связанные с организацией инклюзивного образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дается анализ изменений, внесенных в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и письма Минобрнауки России от 15.06.2017 № ЛО-1337/05. Сформулированы предложения о совершенствовании нормативно-правовых основ организации инклюзивного образования в Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Виктор Алексеевич, Приженникова Алена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL ISSUES OF LEGAL NATURE OF INCLUSIVE EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers issues of legal nature related to the organization of inclusive education for disabled persons and persons with disabilities. The analysis of the changes to article 71 of the Federal law «On education in Russian Federation» and the letter of the Ministry of education of Russia from 15.06.2017 No. LO-1337/05. The proposals to improve legal bases of inclusive education in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О^ ИЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

НАУКИ

БАРАНОВ Виктор Алексеевич,

кандидат юридических наук, доцент, декан Юридического факультета Финансового университета, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности

Финансового университета 25993, Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, д. 49; [email protected]

ПРИЖЕННИКОВА Алена Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета 25993, Москва, ГСП-3, Ленинградский проспект, д. 49

[email protected]

12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организационно-правового характера, связанные с организацией инклюзивного образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Дается анализ изменений, внесенных в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и письма Минобрна-уки России от 15.06.2017 № ЛО-1337/05. Сформулированы предложения о совершенствовании нормативно-правовых основ организации инклюзивного образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-социальная комиссия, медико-социальная экспертиза, индивидуальная программа реабилитации или абилитации, ограничения категории жизнедеятельности, специальные условия для получения образования, бакалавриат, высшие учебные заведения, индивидуальный учебный план, индивидуальный график обучения, адаптационные дисциплины (модули).

BARANOV Victor Alekseevich,

candidate of legal Sciences, associate Professor, Honored lawyer of the Russian Federation, Dean of the Law faculty of the Financial University, associate Professor of the Department of legal regulation of economic activities of the Financial University; 25993, Moscow, GSP-3, Leningradskiy prospect, 49

[email protected] PRIZHENNIKOVA Alena Nikolaevna, candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation of economic activities of the Financial University 25993, Moscow, GSP-3, Leningradskiy prospect, 49; [email protected]

TOPICAL ISSUES OF LEGAL NATURE OF INCLUSIVE EDUCATION

IN THE RUSSIAN FEDERATION

I Abstract. The article considers issues of legal nature related to the organization of inclusive

education for disabled persons and persons with disabilities. The analysis of the changes to

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

УДК - 342 ББК - 67

article 71 of the Federal law «On education in Russian Federation» and the letter of the Ministry of education of Russia from 15.06.2017 No. LO-1337/05. The proposals to improve legal bases of inclusive education in the Russian Federation.

Keywords: persons with disabilities, psycho-medico-social Commission of medical social examination the individual program of rehabilitation or habilitation, limit the category of life, special conditions for receiving education, undergraduate, educational institutions, individual educational plan, individual training schedule, adaptivnye disciplines (modules).

В статье 43 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на образование; что же касается высшего образования, то право на его получение может быть реализовано на конкурсной основе. Таким образом, Основной законодательный акт государства и отраслевое законодательство не предусматривают для инвалидов [12] и лиц с ограниченными возможностями здоровья [13] какие-либо препятствия для получения высшего образования. Более того, отраслевое законодательство предусматривает создание специальных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья [13, ст. 79].

Понятия «инвалид» и «ограничение жизнедеятельности» введены в законодательство Российской Федерации статьей первой Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В зависимости от степени расстройства и функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Минтруду России. Порядок и условия признания лица инвалидом определены постановлением Правительства Российской Федерации [6], а приказом Минтруда России [8] утверждены критерии, которые должны использоваться при проведении медико-социальной экспертизы.

Многие высшие учебные заведения основное внимание уделяют созданию условий для физической доступности посещения занятий инвалидами и лицами с ограниченными возможностями. Для этого со-

здаются пандусы, приобретаются специальные подъемные устройства. Но это касается лиц, имеющих проблемы с опорно-двигательной системой. В то же время остаются без внимания лица, имеющие иные проблемы со здоровьем, для которых нужны другие меры, касающиеся форм, методов и материально-технического обеспечения учебного процесса, требующие определенных трудозатрат учебного и учебно-методического характера и материальных затрат для создания надлежащих условий обучения.

Так, обучение детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, должно вестись с помощью наиболее подходящих для них языков и методов и способов общения с использованием азбуки Брайля, дублирования звуковой информации визуальной, с помощью установки мониторов с возможностью трансляции субтитров [7, подп. 1, 2 п. 50], жестового языка и в обстановке, которая в наибольшей степени способствует освоению знаний и социальному развитию [3].

Сюда можно отнести и включение в вариативную часть образовательной программы специализированных адаптационных дисциплин (модулей) [4], согласно предписаниям ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации на этапе высшего образования.

Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессионализирующего профиля, а также для кор-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

рекции коммуникативных умений, в том числе, путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Ранее в п. 24 приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 г. № 1367 было установлено, что набор этих специфических дисциплин, а также выбор методов и средств обучения образовательная организация определяет самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако с 1 сентября 2017 г. этот приказ отменен приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», в котором соответствующие предписания отсутствуют.

В образовательном процессе рекомендуется использование социально активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Кроме этого, разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся инвалиды, как и все студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается образовательными стандартами [7, п. 19], хотя ранее он устанавливался приказом Минобрнауки России.

При составлении индивидуального графика обучения необходимо предусмотреть различные варианты проведения занятий: в образовательной организации (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Главным достоинством индивидуального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вовремя вносить необходимые коррекции в деятельность и студента-инвалида, и преподавателя. Для обучения инвалидов применяется дистанционное обучение, но при условии, что оно также должно обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности.

Таким образом, образовательный процесс в высших учебных заведениях с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями направлен не только на формирование необходимых компетенций, но и на умение работать в коллективе.

Для реализации условий инклюзивного обучения необходимы иные, чем для работы с другими студентами, нормы нагрузки для преподавателей, а при некоторых заболеваниях у студентов требуется и специальная подготовка преподавателей. Это обусловлено тем, что организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль над посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию в учебном процессе взаимодействия преподавателя

и студента-инвалида; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д.

Не каждое высшее учебное заведение имеет в своем штате таких подготовленных сотрудников, и это обусловлено рядом причин. Одна из них заключается в том, что при приеме абитуриентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями отсутствует достаточная информация о том, какие условия обучения необходимы для этих лиц.

Эта неопределенность вызвана тем, что в индивидуальной программе реабилитации или абилитации [9] (далее — ИПРА) инвалида, ИПРА ребенка-инвалида указывается степень ограничения применительно к разным категориям жизнедеятельности, включая образование, без конкретизации содержания этих ограничений.

Выделяется три степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека [8]:

1 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемое с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;

2 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам; при необходимости — обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, что определяется по

заключению психолого-медико-педагогической комиссии;

3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с ярко выраженными нарушениями функций организма, определяемыми по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Как видно из содержания ограничений (применительно к 1 и 2 степеням), в одном случае обучение и получение образования возможно в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность без обязательного создания специальных условий (1 степень ограничения), а во втором случае — с обязательным созданием специальных условий (2 степень ограничения).

Применительно к данным степеням ограничений в ИПРА инвалида, ребенка-инвалида в рекомендациях по условиям организации обучения, независимо от степени ограничений, указывается, что инвалид, ребенок-инвалид нуждается в создании специальных условий. И, кроме этого, в соответствующей графе таблицы больше не вносятся какие-либо сведения, конкретизирующие эти специальные условия. Хотя в соответствии с п. 3 ст. 79 ФЗ «Об образовании» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование:

- специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;

- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

ведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [13].

Поэтому при принятии инвалидов без предварительной информированности о том, какие потребуются специальные условия, высшее учебное заведение гипотетически должно заранее создать все условия, так как не допускается отказ в приеме данной категории абитуриентов в пределах выделяемой квоты. Следовательно, надо заранее планировать учебно-методическую работу и приобретение технических средств, которые могут, однако, не понадобиться.

Возникают ситуации, когда инвалид при поступлении, имея первую степень ограничения, не требовал создания специальных условий, а заявляет такое требование после второго года обучения. В этом случае необходимо разрабатывать для него специальную образовательную программу, предоставить ассистента, создавать другие условия для образования.

Эта неопределенность усугубилась в связи с тем, что 1 мая 2017 г. в ст. 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесено изменение, не допускающее указания в заключении федерального учреждения медико-социальной экспертизы информации о том, что не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях. Теперь высшие учебные заведения обязаны принимать всех инвалидов без каких-либо ограничений, так как даже наличие в индивидуальной программе реабилитации или ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида, разработанных ранее вступления в законную силу норм Федерального закона № 93-ФЗ, заключения о том, что инвалиду или ребенку-инвалиду противопоказано обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательных организациях высшего образования, не должно служить основанием для отказа в приеме его на обучение в соответ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

ствующие образовательные организации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты [5].

Более того, в письме Минобрнауки России [5] разъясняется, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 93-ФЗ, инвалид, поступающий на обучение в пределах особой квоты или желающий воспользоваться преимущественным правом зачисления, в соответствии с подп. 12 или 13 п. 68 Порядка представляет справку об инвалидности. При этом не требуется представлять документ, содержащий заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих организациях, поэтому инвалид не должен представлять индивидуальную программу реабилитации, которая ранее представлялась в соответствии с подп. 6 п. 68 Порядка.

Внесенные изменения в Закон об образовании и интерпретация этих изменений в письме Минобрнауки, с одной стороны, соответствуют положению п. 5 ст. 24 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г.), устанавливающему обязанность государств — участников Конвенции обеспечить доступ инвалидов к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. Но, с другой стороны, не учитывают правоприменительную практику реализации данного пункта в решениях Европейского Суда по правам человека, которая заключается в том, чтобы не просто законодательно закрепить право инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на доступ к высшему образованию без какой-либо дискриминации в связи со здоровьем, а создать условия для образования таких лиц с учетом характера заболевания [2].

Изменения, внесенные в Закон об образовании, и официальное разъяснение порядка их реализации породили ряд проблем, требующих разрешения. Первая из них заключается в том, как в таких условиях можно реализовать предписание п. 65

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры [7], устанавливающего требование учитывать особенности психофизического развития, индивидуальные возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Вторая проблема связана с тем, как осуществлять обучение лиц, имеющих 3 степень ограничения, предусматривающую способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Необходимо отметить, что в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» [6].

К одному из основных видов стойких расстройств функций организма человека относятся нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений) [8].

Ребенок-инвалид с таким видом расстройства может освоить школьную программу, но, поступив в высшее учебное заведение, он сталкивается с другим объемом учебной нагрузки, в связи с чем здоровье начинает ухудшаться, он уже не в состоянии изучать необходимый объем учебной и научной литературы и, тем более, запоминать материал. На лекциях, семинар-

ских и практических занятиях для него требуется неоднократное повторение материала, чтобы он его запомнил, но ненадолго, так как, в силу болезни, способен запоминать на небольшой период времени.

В связи с этим закономерен вопрос: этот студент, будучи инвалидом, имеет право на высшее образование, но, в силу своего психического или иного заболевания, способен ли к обучению? И другой вопрос: как высшему учебному заведению, не имеющему четких рекомендаций от медико-социальных экспертов, организовывать учебный процесс, чтобы учесть характер заболевания, о котором теперь можно не информировать учебное заведение?

Еще одна проблема заключается в том, что, даже если до учебного заведения будет доведена информация о характере заболевания и рекомендациях по созданию особых условий обучения, можно ли это реально организовать, если это крупный вуз, где много факультетов, поэтому из студентов-инвалидов невозможно создать одну группу и к тому же у них разные заболевания, требующие определенных, особых условий обучения.

Для решения этих и других вопросов, связанных с созданием специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями, необходимо реализовать предписание п. 6 ст. 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего разработку документа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В процессе разработки такого документа, как представляется, можно решить вопрос о специализации высших учебных заведений применительно к виду стойких расстройств функций организма, что позволит создавать технически современную базу для работы со студентами с определенными видами заболеваний, переподго-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 9 • 2017

товить преподавателей для обучения таких студентов и подготовить эффективную учебно-методическую базу для этого, организовать обучение студентов с ограниченными возможностями в отдельных группах и организациях.

Другое предложение. Мы понимаем, что в свете последних изменений законодательства оно будет воспринято критически, но следует все же вернуться к решению медико-социальной экспертизой вопроса о способности к обучению лица с ограниченными возможностями и инвалида, что должно найти отражение в ИПРА. Эта необходимость вытекает как из самой практики, так и из степеней выраженности стойких нарушений функций организма, когда 4-я степень предусматривает стойкое нарушение функций организма в пределах от 90 до 100% и к основным категориям жизнедеятельности человека относится способность к общению, способность контролировать свое поведение, способность к обучению [8].

Это предложение соответствует Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, предусматривающей составление психолого-медико-педагогической комиссией оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья [11].

В научной литературе уже делалось предложение законодательно закрепить право ребенка-инвалида, если он не способен учиться по соответствующим образовательным программам, на получение высшего образование на дому, дистанционно [14]. Но такая форма образования не может быть универсальной без учета характера заболевания, индивидуальных возможностей [1] обучающегося, что было отмечено выше.

Таким образом, не нарушая положения Конвенции о правах инвалидов, следовало бы сохранить положение о необходимости представлять абитуриентам с ограниченными возможностями ИПРА, но с новым содержанием, раскрывающим особые условия образования, с учетом характера заболевания. Кроме этого, психолого-медико-педагогические комиссии должны разрабатывать оптимальные образова-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

тельные маршруты, а Минобрнауки совместно с Минтруда разработать нормативную и методическую базу для организации учебного процесса и методики преподавания с учетом характера заболевания.

Одновременно Минобрнауки необходимо предусмотреть специализацию высших учебных заведений применительно к характеру заболеваний и на основании этого определять квоты [13] для поступления лиц с ограниченными возможностями и инвалидов.

Список литературы:

[1] Анбрехт Т.А. К вопросу о реализации права на инклюзивное образование лицами с ограниченными возможностями здоровья // Социальное и пенсионное право. 2016. № 1.

[2] Информация о Постановлении ЕСПЧ от

23.02.2016 по делу «Чам (Cam) против Турции» (жалоба № 51500/08).

[3] Мачульская Е.Е. Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4.

[4] Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК - 44/ 05вн), п. 6.1.

[5]Письмо Минобрнауки России от

15.06.2017 № Л0-1337/05 «Об изменениях нормативного правового регулирования приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета и на подготовительные отделения» (вместе с письмом Минтруда России от 08.06.2017 № 13-5/10В-4466).

[6] Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 10.08.2016) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

[7]Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

[8] Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-соци-

альной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

[9] Приказ Минтруда России от 13.06.2017 № 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2017 № 47579), п. 16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

[11] Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

[12] Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

[13] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу 01.01.2017).

[14] Широкин П.Ю. Обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к качественному среднему профессиональному и высшему образованию // Социальное и пенсионное право. 2016. № 1.

Spisok literatury':

[1] Anbrext T.A. К voprosu o realizacii prava na inklyuzivnoe obrazovanie licami s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya // Social'noe 1 pensionnoe pravo. 2016. № 1.

[2] Informaciya o Postanovlenii ESPCh ot 23.02.2016 po delu «Cham (Cam) protiv Turcii» (zhaloba № 51500/08).

[3] Machul'skaya E.E. Koncepciya invalidnosti v mezhdunarodny'x 1 rossijskix normativny'x aktax // Social'noe 1 pensionnoe pravo. 2015. № 4.

[4] Metodicheskie rekomendacii po organi-zacii obrazovatel'nogo processa dlya obucheniya invalidov 1 lic s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'ny'x organi-zaciyax vy'sshego obrazovaniya, v tom chisle osnashhennosti obrazovatel'nogo processa (utv. Minobrnauki Rossii 08.04.2014 № AK - 44/ 05vn), p. 6.1.

[5] Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 15.06.2017 № LO-1337/05 «Ob izmeneniyax normativnogo pravovogo regulirovaniya priema na obuchenie po programmam bakalavriata, programmam specialiteta 1 na podgotovitel'ny'e otdeleniya» (vmeste s pis'mom Mintruda Rossii ot 08.06.2017 № 13-5/10V-4466).

[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.02.2006 № 95 (red. ot 10.08.2016) «O poryadke 1 usloviyax priznaniya lica invalidom».

[7] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.04.2017 № 301 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushhestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po obrazovatel'ny'm programmam vy'sshego obrazovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury'».

[8] Prikaz Mintruda Rossii ot 17.12.2015 № 1024n «O klassifikaciyax 1 kriteriyax, ispol'zuemy'x pri osushhestvlenii mediko-social'noj e'kspertizy' grazhdan federal'ny'mi gosudarstvenny'mi uchrezhdeniyami mediko-social'noj e'kspertizy'».

[9] Prikaz Mintruda Rossii ot 13.06.2017 № 486n «Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki i realizacii individual'noj programmy' reabilitacii ili abilitacii invalida, individual'noj programmy' reabilitacii ili abilitacii rebenka-invalida, vy'davaemy'x federal'ny'mi gosudarstvenny'mi uchrezhdeniyami mediko-social'noj e'ksperti-zy', 1 ix form» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 31.07.2017 № 47579), p. 16.

[10] Prikaz Mintruda Rossii ot 17.12.2015 № 1024n «O klassifikaciyax 1 kriteriyax, ispol'zuemy'x pri osushhestvlenii mediko-social'noj e'kspertizy' grazhdan federal'ny'mi gosudarstvenny'mi uchrezhdeniyami mediko-social'noj e'kspertizy'».

[11] Ukaz Prezidenta RF ot 01.06.2012 № 761 «O Nacional'noj strategii dejstvij v interesax detej na 2012-2017 gody'».

[12] Federal'ny'j zakon ot 24.11.1995 № 181-FZ «O social'noj zashhite invalidov v Rossijskoj Federacii».

[13] Federal'ny'j zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. 1 dop., vstup. v silu 01.01.2017).

[14] Shirokin P.Yu. Obespechenie dostupa detej s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya 1 detej-invalidov k kachestvennomu srednemu professional'nomu 1 vy'sshemu obrazovaniyu // Social'noe 1 pensionnoe pravo. 2016. № 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.