Научная статья на тему 'Лгоритм работы с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида в профессиональной образовательной организации'

Лгоритм работы с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА / АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ / INCLUSIVE EDUCATION / THE INDIVIDUAL PROGRAM OF REHABILITATION OF THE DISABLED CHILD / ALGORITHM OF WORK WITH THE INDIVIDUAL PROGRAM OF REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зикратов Виктор Викторович, Свиридов Александр Николаевич

В статье раскрываются правовые основы организации работы с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида в образовательной организации среднего профессионального образования, также представлен алгоритм работы с данной программой.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зикратов Виктор Викторович, Свиридов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article legal bases of the organization of work with the individual program of rehabilitation of the disabled child in the educational organization of secondary professional education reveal, the algorithm of work with this program is also presented.

Текст научной работы на тему «Лгоритм работы с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида в профессиональной образовательной организации»

ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАцИЙ

EXPERIENCE

OF PROFESSIONAL EDuCATIONAL ORGANIZATIONS ACTIVITIES

УДК/uDC 377:376 В. В. Зикратов, А. Н. Свиридов

V. Zikratov, A. Sviridov

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ РЕАБИЛИТАцИИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАцИИ

ALGORITHM Of wORK wITH THE INDIVIDuAL PROGRAM

of rehabilitation of the disabled child in the educational

ORGANIZATION OF SECONDARY PROFESSIONAL EDuCATION

В статье раскрываются правовые основы организации работы с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида в образовательной организации среднего профессионального образования, также представлен алгоритм работы с данной программой.

In article legal bases of the organization of work with the individual program of rehabilitation of the disabled child in the educational organization of secondary professional education reveal, the algorithm of work with this program is also presented.

Ключевые слова: инклюзивное образование, индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, алгоритм работы с индивидуальной программой реабилитации.

Keywords: inclusive education, the individual program of rehabilitation of the disabled child, algorithm of work with the individual program of rehabilitation.

Одной из позитивных тенденций развития образования в Российской Федерации сегодня является предоставление детям-инвали-

дам равных возможностей в получении образования, или инклюзивное образование.

В научных публикациях Е. А. Александровой, Т. В. Анохиной, Н. Б. Крыловой, Н. Н. Михайловой, С. И. Поповой, Е. Н. Степанова, С. М. Юсфина рассматриваются различные аспекты педагогической и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) и детей-инвалидов в системе образования, в том числе профессиональном самоопределении, первичного трудоустройства и социально-трудовой адаптации [1]. Технологические аспекты социально-профессионального сопровождения в период первичного трудоустройства детей с ОВЗ и воспитанников интернатных учреждений в условиях профессионального училища рассмотрены в статье В. В. Зикратова и Л. Н. Макаровой [2].

Система федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в настоящее время активно внедряется. Вопросы преемственности стандартов рассмотрены в статье А. Н. Свиридова «Преемственность при пере-

ходе на новые образовательные стандарты: критериальный подход» [7].

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ после школы продолжают свое образование в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования при условии отсутствия противопоказаний к дальнейшему обучению. Что нужно знать педагогическому работнику СПО или членам приемной комиссии об индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (далее — ИПРРИ)? Этот вопрос стал предметом рассмотрения данной статьи.

В статье 19 федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что «государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения». В пункте 4 той же статьи зафиксировано, что «...профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации инвалидов» [9]. Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» в Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. Согласно статье 24 Конвенции, «инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования» [8]. Статья 79 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует получение образования детьми с ограниченными возможностями и инвалидами. В частности, пункт 1 данной статьи гласит: «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» [10].

Принципиальным отличием с нормативной точки зрения обладают документы ребенка: дети с ОВЗ, как правило, получают по итогам обследования протокол психолого-медико-педагогической комиссии, а дети-инвалиды — индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемую в установленном порядке органами медико-социальной экспертизы.

Проектом профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в рамках трудовой функции «Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии» закреплено трудовое действие педагогических работников — «Проектирование совместно с коллегами, обучающимися и их родителями (законными представителями) индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся». Для реализации данного действия педагогу необходимо знать «способы проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов», «основные подходы и направления работы в области педагогической поддержки и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся» и «возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, в том числе особенности одаренных детей соответствующего возраста, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или трудностями в обучении» [6].

Одним из документов, на основе которого проектируется индивидуальный образовательный маршрут для детей-инвалидов, является индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПРРИ).

Форма ИПРРИ утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» [3]. Структурными компонентами ИПРРИ являются данные о самом ребенке и его законном представителе, показаниях кпроведению реабилитационных мероприятий, различных направлениях реабилитации ребенка-инвалида (медицинской, социальной, психолого-педагогической и прочих), заключение о выполнении ИПР ребенка-инвалида.

Показания к проведению реабилитационных мероприятий (п. 7 ИПРРИ) включают в себя такие условия, как способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, обучению, трудовой деятельности, контролю за своим поведением.

Согласно пункту 3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1013н «Об утверждении классификаций

и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (далее — Приложение), «к основным видам нарушений функций организма человека относятся нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций); нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и прочее); нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности); нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений); нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета; нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мо-чевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела)» [4].

При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются следующие степени их выраженности:

1-я степень — незначительные нарушения,

2-я степень — умеренные нарушения,

3-я степень — выраженные нарушения,

4-я степень — значительно выраженные нарушения.

В пункте 6 Приложения определено, что при комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1-я степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2-я степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью

других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

б) Способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1-я степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2-я степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

в) Способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1-я степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2-я степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц.

г) Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1-я степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;

2-я степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с ис-

пользованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3-я степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

д) Способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1-я степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2-я степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3-я степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц.

е) Способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1-я степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2-я степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3-я степень — неспособность к обучению.

ж) Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1-я степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях

труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2-я степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3-я степень — неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (про-тивопоказанность) любой трудовой деятельности [3].

Раздел ИППРИ «Мероприятия психолого-педагогической реабилитации» определяет условия получения образования ребенком-инвалидом. Применительно к системе среднего профессионального образования данный раздел конкретизирует: рекомендуемую профессию с учетом основных параметров состояния здоровья ребенка, тип учреждения профессионального образования (общего назначения, специальное для инвалидов), форму получения профессионального образования (очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат); предлагает рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

В подразделе «Проведение психолого-педагогической коррекции» приводятся виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид. К ним относятся: коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков.

Прогнозируемым результатом реализации данного раздела ИПРРИ считается: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции мотивации к обучению, к труду (снятие рентной установки); реализация возможности получения полного общего образования, профессионального образования; получение профессии (специальности); достижение профессионально-производственной адаптации; закрепление инвалида на рабочем месте.

Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации ребенка-инвалида осуществляется по следующим критериям:

— восстановлены (компенсированы) функции общения, контроля за своим поведением; достигнута психологическая коррекция мотивации к обучению, к труду (снята рентная установка);

— реализована (реализуется) возможность получения полного общего образования, профессионального образования;

— получена профессия (специальность); достигнуты профессионально-производствен-

Что это означает? Первая степень ограничения к самообслуживанию означает, что ребенок способен к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения (пооперационно), сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств. Способен общаться со снижением темпа и объема получения и передачи информации; может использовать при необходимости вспомогательные технические средства помощи; при изолированном поражении органа слуха — способен к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу. По этим двум параметрам, характеризующим ребенка, преподавателям уже следует начать выстраивать индивидуальный образовательный маршрут.

Дальнейший анализ перечня ограничений основных категорий жизнедеятельности укажет на необходимость создания специальных условий для обучения ребенка, доступной среды в архитектурном плане, снижение критики своего поведения и т. д., а следовательно, в штате образовательной организации квали-

ная адаптация, закрепление инвалида на рабочем месте.

Целостная оценка реализации ИПРРИ проводится специалистами органов медико-социальной экспертизы.

Рассмотрим один из типичных примеров. Во время приемной кампании в профессиональную образовательную организацию ребенок-инвалид подает документы на специальность 071001 Живопись (по видам), «Станковая живопись». В числе представленных документов — ИПРРИ (табл.).

Таблица

фицированные специалисты должны обеспечить оптимальные условия для его дальнейшего обучения.

Может ли такой ребенок со сложным дефектом в дальнейшем обучаться по этой специальности? Ответ на этот вопрос мы сможем найти в разделе «Психолого-педагогическая реабилитация» ИППРИ (рекомендуемая профессия с учетом основных параметров состояния здоровья ребенка и рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда).

Таким образом, понимание педагогическим работником профессиональной образовательной организации содержательных моментов ИПРРИ способствует проектированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей-инвалидов, педагогической поддержке и сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

Каков алгоритм работы с ИПР ребенка-инвалида в случае его поступления в профессиональные образовательные организации? Охарактеризуем основные этапы.

Пример ИПРРИ

Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности Степень ограничения (1, 2, 3)

способности к самообслуживанию 1

способности к передвижению 2

способности к ориентации 2

способности к общению 1

способности к обучению 2

способности к трудовой деятельности 2

способности к контролю за своим поведением 2

1-й этап — выявление детей-инвалидов происходит: а) во время приемной кампании, когда дети и их законные представители сдают документы. Среди представленных документов могут быть ИПРРИ, пенсионное удостоверение с указанием причины назначения пенсии и прочие документы.

Уже на первом этапе организуется разъяснительная работа с законным представителем ребенка-инвалида о возможности или невозможности его обучения по выбранной специальности, реализации ИПРРИ в условиях образовательной организации.

б) Данную категорию детей можно выделить и в процессе наблюдения за ними на учебных занятиях, практиках и т. д.

2-й этап — диагностический. На этом этапе, как правило, проводится углубленная диагностика ребенка-инвалида, определяется его статус в группе, анализируется успешность в овладении учебным материалом и т. д. Данные диагностики, результаты наблюдения педагогических работников являются основой для проведения психолого-медико-педагогического консилиума.

3-й этап — психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК). В ходе ПМПК обсуждаются результаты наблюдения. Возможные варианты решения ПМПК — адаптация образовательной программы к возможностям ребенка, реализация моделей педагогической, социально-педагогической поддержки ребенка в образовательной среде, направление на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью уточнения диагноза и образовательного маршрута. Психолого-медико-педагогическая комиссия согласно приказу Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» осуществляет обследование детей в возрасте до 18 лет [5].

4-й этап — реализация на практике намеченной программы педагогической поддержки или социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в образовательном пространстве ПОО.

5-й этап — рефлексивный. На данном этапе проводятся оценка реализации намеченной программы педагогической поддержки ребенка-инвалида; корректировка и уточнение отдельных этапов и содержания деятельности отдельных специалистов (например, адаптация рабочей программы учебной дисциплины

к возможностям ребенка и т. д.); определяется необходимость проведения дополнительной диагностики и ее характер.

Данный алгоритм был представлен в рамках краевой научно-практической конференции «Актуальные аспекты профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (г. Барнаул, 1 декабря 2014 г.) и получил высокую оценку практиков, которые отметили, что умение педагогических работников «прочитать» индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида позволит своевременно спроектировать систему педагогической поддержки, адаптировать учебные программы учебных дисциплин с учетом индивидуальных особенностей.

1. Зикратов В. В. Социально-педагогическая поддержка младших школьников из дисфункциональных семей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк : КузГПА, 2009. - 24с.

2. Зикратов В. В., Макарова Л. Н. Технология социально-профессионального сопровождения в период первичного трудоустройства детей с ОВЗ и воспитанников интернатных учреждений в условиях профессионального училища // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012.- № 1(5). - С. 115-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации [Электронный ресурс] : приказ Минздрав-соцразвития России от 04.08.2008 № 379 . - URL: http://www.consultant.nu/.

4. Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы [Электронный ресурс] : приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1013. - URL: http://www.consultant.nu.

5. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082. -URL: http://www.consultant.nu/.

6. Проект профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. - URL : http:// numc09.nu/attest/pnofstand_pnep2013.pdf.

7. Свиридов А. Н. Преемственность при переходе на новые образовательные стандарты: критериальный подход // «Alma maten (Вестник высшей школы)». -2012. - № 4 - С. 65-74.

8. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: фед. закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.nu/.

9. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: фед. закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.nu/.

10. Об образовании в Российской Федерации: фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.nu/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.