Научная статья на тему 'ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5169
749
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ПРИЗНАКИ ИНВАЛИДНОСТИ / DISABILITY / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ / LEGAL SIGNIFICANCE OF DISABILITY / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ / SOCIAL PROTECTION / ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА / LIMITATION OF VITAL FUNCTIONS / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / АБИЛИТАЦИЯ / HABILITATION / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ / SOCIAL SUPPORT FOR DISABLED PEOPLE / SIGNS OF DISABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайбатова К. Д., Орцханова М. А.

Предметом исследования настоящей работы является достаточно сложная правовая категория «инвалидность». В статье раскрывается понятие инвалидности, ее основные сущностные признаки, юридическое значение и правовые последствия, возникающие в связи с ее установлением. Анализируются правовая регламентация и виды правоотношений, возникающих в сфере социальной защиты на основе такого юридического факта, как инвалидность. Рассматривается совершенно новое для российского законодательства понятие «абилитация» инвалидов, которое наряду с реабилитацией представляет собой комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SIGNIFICANCE OF DISABILITY IN RUSSIAN LEGISLATION

The subject of this work is a rather complex legal category «disability». The article reveals the concept of disability, its essential features, legal significance and legal consequences arising in connection with disability. Regulation and types of legal relations arising in the sphere of social protection based on such a legal fact as disability are analyzed in the article. Considered the concept of «habilitation» of disabled people, which is completely new for Russian legislation and along with rehabilitation is a complex of measures aimed at adaptation in society and overcoming the pathological conditions of people with disabilities.

Текст научной работы на тему «ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

УДК 364.42:34

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Гайбатова К.Д., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]

Орцханова М.А., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]

Предметом исследования настоящей работы является достаточно сложная правовая категория «инвалидность». В статье раскрывается понятие инвалидности, ее основные сущностные признаки, юридическое значение и правовые последствия, возникающие в связи с ее установлением. Анализируются правовая регламентация и виды правоотношений, возникающих в сфере социальной защиты на основе такого юридического факта, как инвалидность. Рассматривается совершенно новое для российского законодательства понятие «абилитация» инвалидов, которое наряду с реабилитацией представляет собой комплекс мер, направленных на адаптацию в обществе и преодоление патологических состояний людей с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: инвалидность, признаки инвалидности, юридическое значение инвалидности, социальная защита инвалидов, ограничение жизнедеятельности организма, реабилитация, абилитация, социальная поддержка инвалидов.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-83-87

UDC 364.42:34

LEGAL SIGNIFICANCE OF DISABILITY IN RUSSIAN LEGISLATION

Gaibatova K.D., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected] Ortskhanova M.A., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]

The subject of this work is a rather complex legal category «disability». The article reveals the concept of disability, its essential features, legal significance and legal consequences arising in connection with disability. Regulation and types of legal relations arising in the sphere of social protection based on such a legal fact as disability are analyzed in the article. Considered the concept of «habilitation» of disabled people, which is completely new for Russian legislation and along with rehabilitation is a complex of measures aimed at adaptation in society and overcoming the pathological conditions of people with disabilities.

Key words: disability, signs of disability, legal significance of disability, social protection, limitation of vital functions, rehabilitation, habilitation, social support for disabled people.

DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-83-87

Актуальность выбранной для исследования темы определяется наличием в обществе значительного количества лиц, у которых в силу различных причин ограничены возможности к реализации полноценной жизнедеятельности. В России к таким людям чаще всего применяется термин «инвалид», он официально употребляется как в средствах массовой информации, так и в нормативных правовых актах, в том числе в официальных материалах ООН, несмотря на то, что в нормах международного права такого понятия не существует.

В переводе с латинского языка слово «инвалид» буквально означает «бессильный», «немощный». Происхождение данного термина указывает на то, что в обществе давно проводили различия между людьми физически крепкими, здоровыми и слабыми, не способными обходиться без по-

сторонней помощи. В разные исторические эпохи к людям с физическими и психическими нарушениями в развитии относились неоднозначно. По сегодняшний день проблема интеграции людей с ограниченными возможностями в обществе не утратила своей актуальности. Более того, в современных условиях численность инвалидов значительно увеличилась. Прежде всего, это происходит в вязи с естественным состоянием человеческого организма вследствие старения. Другой распространенной причиной является рост приобретенных в течение жизни хронических состояний (например, диабет, сердечно-сосудистые или психические заболевания). За последнее десятилетие возросла тенденция к приобретению и развитию патологических состояний в силу объективных причин, таких как дорожно-транспортные происшествия, природные

катастрофы, конфликты, некачественное питание, злоупотребление наркотическими средствами и ряда других. Многие авторы отмечают, что инвалидность представляет собой неизбежный социальный феномен любого государства, которое в соответствии с уровнем своего развития, приоритетами и возможностями обязано формировать такую политику, которая в полном объеме и наиболее комфортно смогла бы обеспечить интеграцию инвалидов в обществе [1, с. 8].

Правовое понятие инвалидности закрепляется в части первой статьи первой Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [2].

По смыслу данного определения основным сущностным признаком инвалидности является стойкость расстройств функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности человека. Данный признак позволяет проводить различие между инвалидами и временно нетрудоспособными лицами.

В этой же статье закрепляется еще один важный критерий, определяемый законодателем как «ограничение жизнедеятельности», под которой следует понимать полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью [2].

Кроме того, в приведенной норме указаны характерные признаки ограничения жизнедеятельности, которые проявляются, во-первых, в нарушении функций самообслуживания, во-вторых, в нарушении функций передвижения, в-третьих, в нарушении самоконтроля за поведением, в-четвертых, в нарушениях ориентации, общения, обучения и способности к трудовой деятельности.

Руководствуясь данными критериями и признаками, можно сделать вывод о том, что к категории «инвалид» законодатель относит тех людей, которые не могут самостоятельно реализовать свои социальные потребности и возможности или по состоянию здоровья им это сделать затруднительно, вследствие чего они нуждаются в посторонней помощи и защите. Совершенно очевидно, что положения данной статьи основаны на причинно-следственной связи между нарушением здоровья человека, сопряженного со стойким расстройством функций организма и последствиями такого нарушения, которые приводят к ограничению его жизнедеятельности. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидно-

сти, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность - это не просто причина, по которой лицо вправе рассчитывать на помощь или содержание от государства, это особый статус, приобретаемый в установленном законом порядке и порождающий определенные правовые последствия у обладателя данного статуса, которые дифференцируются в зависимости от группы и причины инвалидности. А это означает, что признание лица инвалидом является юридическим фактом, на основании которого возникают правоотношения по социальной защите инвалидов. Именно в этом состоит главное юридическое значение инвалидности, поскольку ее наличие является основанием для возникновения правоотношений по социальной защите. Их реализация возможна только с момента признания лица инвалидом.

Процедура установления инвалидности регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ 20 февраля 2006 года и осуществляется специализированными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его кли-нико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В Правилах закреплены условия, с учетом которых гражданину может быть присвоен статус инвалида, определены сроки установления инвалидности, порядок проведения медико-социальной экспертизы, переосвидетельствования, обжалования решения, вынесенного специализированными учреждениями.

Весьма важным представляется положение пункта 6 данного документа, согласно которому наличие лишь одного из перечисленных в Правилах условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом [3]. Это, в первую очередь, говорит о том, что инвалидность как юридический факт в праве социального обеспечения по своей конструкции характеризуется сложным юридическим составом. Отсутствие хотя бы одного из необходимых условий не порождает правоотношений по социальной защите.

Правовое определение социальной защиты инвалидов закреплено в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов». Необходимо отметить, что наряду с понятием «социальная защита» в нем содержится такое понятие, как «социальная поддержка» инвалидов. Так, согласно статье 2 указанного закона, под социальной защитой инвалидов следует понимать систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направ-

ленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [2].

Социальная поддержка инвалидов рассматривается как система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения [2].

Закрепленные дефиниции представляют собой комплекс различных мероприятий, направленных на обеспечение прав и законных интересов инвалидов, но не раскрывают их содержания, что в значительной мере затрудняет их реализацию на практике. Так, В.И. Радуто отмечает, что обозначение понятий «социальная защита» и «социальная поддержка» нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов», иные положения Закона не дают четкого представления об их смысловом наполнении, соотношении и субъектах предоставления. По мнению автора, смысловое наполнение указанных понятий должно осуществляться исходя из систематического толкования норм конкретного нормативно-правового акта применительно к конкретным видам правоотношений [4, с. 8].

Регламентация правоотношений по социальной защите инвалидов в Российской Федерации базируется на конституционных положениях, позволяющих вместе с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов определить структуру, пределы и возможности ее предоставления. Как отмечается в литературе, принятие указанного закона стало поворотным для России, поскольку в нем была установлена принципиально новая цель государственной политики в отношении инвалидов, сформированы новые понятия и категории. Закон закрепил систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [5, 6].

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством, определила, что приоритетным направлением ее государственной политики является формирование устойчивой социальной защищенности, благополучия и создание условий для развития каждого человека. Данное положение конкретизируется в статье 39 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Совершенно справедливым представляется мнение П.Г. Шуайповой о том, что «провозглашение России социальным государством в современных условиях является не просто констатацией состояния рос-

сийской государственности, а определением цели, к которой она должна последовательно стремиться» [7].

Свои социальные обязательства перед гражданами государство выполняет посредством реализации различных целевых программ. К примеру, в рамках государственной Программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 15 апреля 2014 года содержится подпрограмма «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», направленная на организацию своевременного и в полном объеме предоставления мер социальной поддержки и повышение адресности при их предоставлении инвалидам [8].

Главной особенностью правоотношений по социальной защите инвалидов является их комплексный межотраслевой характер, поскольку они затрагивают самые различные жизненные сферы и основаны на взаимодействии государственных органов, учреждений, общественных организаций и граждан. Основной целью такого взаимодействия является предоставление инвалидам различных благ и услуг для обеспечения их интеграции в общество и создания им достойных условий жизни. Так, инвалиды имеют право на все виды медицинского обслуживания, психологическую поддержку и реабилитацию, бесплатную юридическую помощь, консультации и другие виды обслуживания, образование и профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности и возможности сохранить за собой рабочее место или получить новое в соответствии со своими возможностями. Кроме того, в целях сохранения своего социального положения в обществе, инвалиды могут заниматься любой полезной и вознаграждаемой деятельностью, вступать в профсоюзные организации или творческие союзы, которые позволят им максимально проявить свои возможности и ускорят процесс их социальной интеграции [9].

Ориентируясь на нормы международного права, в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» статьей 3.1 были внесены изменения, согласно которым в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Согласно указанной норме любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области, можно рассматривать как дискриминацию [2, 10, 11].

В сфере социальной защиты инвалидов возникает несколько различных по характеру, субъектному составу и содержанию групп правоотношений. Первая включает в себя отношения,

возникающие в связи с предоставлением мер социальной защиты инвалидов, непосредственными участниками которой являются сами инвалиды. Вторая группа охватывает отношения, которые складываются наряду с отношениями первой группы и направлены на обеспечение соблюдения тех или иных прав инвалидов. Их условно можно назвать отношениями «обслуживающего» характера. Они могут входить в число административно-правовых, гражданских, жилищных или иных отношений, поскольку это соответствует комплексному характеру института, но могут быть и социально-правовыми. Данное различие определяется не только составом участников складывающихся правоотношений, но и характером, а также целевой направленностью связей между ними. Так, например, административно-правовые отношения возникают при осуществлении квотирования; трудовые правоотношения - при установлении для инвалидов сокращённого рабочего времени и особого порядка привлечения их к сверхурочным работам; гражданские правоотношения складываются при реализации прав по страхованию, а при обеспечении инвалидов жилыми помещениями - жилищные.

Кроме того, в системе социальной защиты инвалидов возникает большое число процедурных отношений. К таковым можно отнести разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов и контроль за их реализацией; отношения по динамическому наблюдению за ходом реализации индивидуальной программы реабилитации; отношения по переосвидетельствованию инвалидов; отношения по согласованию условий реализации требований доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и ряд других [12, с. 11].

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» наряду с понятием «реабилитация» закрепляется новое понятие «абилитация» инвалидов. Так, согласно статье 9 указанного закона абилитация инвалидов представляет собой систему и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности [2].

Слово «абилитация» происходит от латинского «ЬаЬШ8», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности. То есть абилитация — это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Отсюда получается, что этот процесс наиболее актуален в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Хотя применяется и к другим людям, моральное здоровье которых подорвано (к примеру, осужденным). Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, но и обучить ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций [13].

Реабилитация и абилитация направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Литература

1. Баринова Г.В. Инвалидность как социальный феномен: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2015.

25 с.

2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 24 нояб. 1995 г. № 181-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4563.

3. О порядке и условиях признания лица инвалидом: постановление Правительства Рос. Федерации от 20 февр. 2006 г. № 95 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 9, ст. 1018.

4. Радуто В.И. О правовом наполнении понятия «социальная защита»// Социальное и пенсионное право. 2014. № 1.

5. Дугужева Б.Х.-М. Становление и развитие законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья в России // Социальное и пенсионное право. 2017. № 2. С. 43-47.

6. Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 26-30.

7. Шуайпова П.Г. Социальная защита как обязательный атрибут социального государства // Актуальные вопросы регулирования и совершенствования жилищной сферы и социального обеспечения в рамках республиканской программы «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года»: сб. материалов респуб. науч.-практ. конф. Махачкала, 2012. С. 75-78.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 296 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 17, ст. 2059.

9. Кирилловых А.А. Общественные объединения инвалидов как социально ориентированные некоммерческие организации // Законодательство и экономика. 2017. № 1. С. 25-42.

10. Мачульская Е.Е. Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах // Социальное и пенсионное право. 2015. № 4. С. 20-26.

11. Шестаков В.П., Свинцов А.А., Радуто В.И., Чернякина Т.С. Совершенствование законодательства Российской Федерации в рамках реализации положений Конвенции о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 16-21.

12. Антипьева Н.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.

13. Пузин С.Н. Аспекты реабилитации и абилитации инвалидов на современном этапе // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. № 1. С. 4-7.

References

1. Barinova G. V. Invalidnost' kak sotsial'nyi fenomen: avtoref. dis. kand. yurid. nauk. M., 2015. 25 s.

2. O sotsial'noi zashchite invalidov v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon Ros. Federatsii ot 24 noyab. 1995 g. № 181-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 1995. № 48, st. 4563.

3. O poryadke i usloviyakh priznaniya litsa invalidom: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 20 fevr. 2006 g. № 95 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2006. № 9, st. 1018.

4. Raduto V.I. O pravovom napolnenii ponyatiya «sotsial'naya zashchita» // Sotsial'noe i pensionnoe pravo. 2014. № 1. S. 8.

5. Duguzheva B.Kh.-M. Stanovlenie i razvitie zakonodatel'stva o pravakh lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v Rossii // Sotsial'noe i pensionnoe pravo. 2017. № 2. S. 43-47.

6. Blagodir A.L. K voprosu o formirovanii sistemy sotsial'no-obespechitel'nogo zakonodatel'stva k nachalu 90-kh godov XX veka // Sotsial'noe i pensionnoe pravo. 2016. № 2. S. 26-30.

7. Shuaipova P.G. Sotsial'naya zashchita kak obyazatel'nyi atribut sotsial'nogo gosudarstva // Aktual'nye voprosy regulirovaniya i sovershenstvovaniya zhilishchnoi sfery i sotsial'nogo obespecheniya v ramkakh respu-blikanskoi programmy «Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Dagestan do 2025 goda»: cb. materialov respub. nauch.-prakt. konf. Makhachkala, 2012. S. 75-78.

8. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Sotsial'naya podderzhka gra-zhdan»: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federatsii ot 15 apr. 2014 g. № 296 // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2014. № 17, st. 2059.

9. Kirillovykh A.A. Obshchestvennye ob"edineniya invalidov kak sotsial'no orientirovannye nekommerch-eskie organizatsii // Zakonodatel'stvo i ekonomika. 2017. № 1. S. 25-42.

10. Machul'skaya E.E. Kontseptsiya invalidnosti v mezhdunarodnykh i rossiiskikh normativnykh aktakh // Sotsial'noe i pensionnoe pravo. 2015. № 4. S. 20-26.

11. Shestakov V.P., Svintsov A.A., Raduto V.I., Chernyakina T.S. Sovershenstvovanie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii v ramkakh realizatsii polozhenii Konventsii o pravakh invalidov // Sotsial'noe i pensionnoe pravo. 2016. № 2. S. 16-21.

12. Antip'evaN.V. Pravovoe regulirovanie sotsial'noi zashchity invalidov v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2000.

13. Puzin S.N. Aspekty reabilitatsii i abilitatsii invalidov na sovremennom etape // Mediko-sotsial'naya ekspertiza i reabilitatsiya. 2016. № 1. S. 4-7.

Поступила в редакцию 10 сентября 2017 г.

Received 10 September, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.