УДК 34
Бабинцева А. С.
Студент
ФГАОУ ВО «Волгоградский Государственный Университет» Научный руководитель: Абдрашитов В. М.
д. ю. н., профессор
ФГАОУ ВО «Волгоградский Государственный Университет» ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ В ПРАКТИКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с правопреемством государства в контексте международного права. Внимание уделено нескольким ключевым аспектам: когда возникает правопреемство, объекты и виды правопреемства.
Ключевые слова:
государство, правопреемство, международное право, конвенция, права, обязанности
Babintseva A. S.
Student
Federal State Educational Institution of Higher Education "Volgograd State University"
Scientific supervisor: Abdrashitov V. M.
Doctor of Law, Professor
Federal State Educational Institution of Higher Education "Volgograd State University" SUCCESSION OF STATES IN THE PRACTICE OF INTERNATIONAL LAW
Annotation
This article discusses issues related to the succession of the State in the context of international law. Attention is paid to several key aspects: when succession occurs, objects and types of succession.
Keywords:
state, succession, international law, convention, rights, responsibilities
Международно-правовое преемство представляет собой переход прав и обязанностей между государствами в контексте международных отношений. Иными словами, смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. Это важный и сложный аспект международного права, определяющий эту сферу отношений между субъектами международного права- государствами.
Международные организации так же могут участвовать в процедуре правопреемства, примером может быть смена правительства в стране-члене международной организации. Например, если происходит изменение власти в стране, которая является членом Организации Объединенных Наций (ООН), новое правительство должно начать сотрудничество с ООН на основе принципов устава ООН и других международных норм.
В настоящее время существуют нерешенные проблемы в данной области. Например, отсутствие правового регулирования в определенных случаях правопреемства, проблемы признания оснований для правопреемства государствами и вопросы ответственности нового государства за своего предшественника.
Конкретные вопросы могут включать влияние международных соглашений и договоров на новое государство, изменение гражданства населения, сохранение государственной собственности и расчетов с долгами предыдущего государства [1].
При рассматриваемой процедуре участвуют две стороны: государство-предшественник и государство-правопреемник.
Объектами правопреемства в международном праве являются договоры, территория, государственная собственность, архивы и долги, а также членство в международных организациях.
Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут служить социальные революции, процессы деколонизации, объединение или разделение государств и передача некоторой части территорий другому государству. Важно отметить, что вопрос о правопреемстве государства следует отличать от правопреемства правительств, точнее, от правопреемства после революционных событий [2].
Существуют различные критерии классификации явления правопреемства.
В зависимости от количества правоотношений, в которых заменяется субъект, можно выделить сингулярное и универсальное правопреемство.
В зависимости от наличия воли субъекта на изменение правоотношения путем замены этого субъекта, существуют волевое преемство и правопреемство в отсутствии воли, то есть «принудительное».
Отталкиваясь от вида субъекта-предшественника, участвовавшего в правоотношениях, можно разделять правопреемство индивидуальных и коллективных субъектов правовых отношений.
Исходя из оснований деления отраслей права на материальные и процессуальные, соответственно, выделяют материальное и процессуальное правопреемство [3].
Рассмотрим регламентирование правопреемства в международном праве.
На данный момент правовое регулирование указанного вопроса заключено в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 [4] и в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и долгов 1983 года [5]. По общему правилу конвенции 1978 года, новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства государств этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств, за исключением случаев своего согласия на это.
При этом все вышеуказанные международные акты не регламентируют вопросы, касающиеся правопреемства ответственности государств или граждан, не решают вопросы национальных меньшинств, возникающие при распаде государства.
Правопреемство обычно возникает при прекращении существования государства, его разделения, выделения из него другого государства, передачи территории или объединения государств. Стоит отметить случаи, когда в государстве происходит социальная революция или когда оно капитулирует. Континуитет также является важным аспектом правопреемства, при котором одно государство считается продолжателем другого. Концепция континуитета подразумевает, что государственная правосубъектность остается неизменяемой, непрерывной и не зависит от внутренних преобразований, при условии сохранения территории и населения. В таком случае, проблемы правопреемства может не возникать. Например, Россия получила место в ООН, как государство - продолжатель СССР, приобретая его права и обязанности.
Правопреемство возникает в следующих случаях:
• При распаде федерации. Примером правопреемства государств при распаде федерации может служить распад СССР в 1991 году. После распада СССР несколько новых государств (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан и другие) признали себя правопреемниками бывшего Советского Союза в отношении международных обязательств, территорий и имущества. Таким образом, они стали наследниками членства в международных организациях, долгов и имущества бывшего СССР;
• При других территориальных изменениях, например, когда государство разделяется на два и более независимых государства, объединяется с другим государством или присоединяет территорию одного государства к своему составу;
• При социальных революциях. Примером правопреемства государств при социальных революциях может служить случай Российской революции 1917 года. Была свергнута царская династия, и власть перешла к большевикам, что привело к образованию нового государства - Советской России, которая стала правопреемником Российской империи и наследовала ее международные обязательства, территории, имущество и другие права и обязанности.;
Существуют различные виды правопреемства:
• Полное или универсальное, когда все права и обязанности правопредшественника переходят к правопреемнику. Например, Россия является правопреемником СССР.
• Неполное (частичное), когда часть прав и обязанностей либо только права или обязанности переходят к правопреемнику. Примером частичного правопреемства государств может служить распад Югославии, после которого, различные части бывшей федерации (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония, Сербия) стали независимыми государствами и приняло на себя часть международных обязательств, территорий, имущества и других прав и обязанностей бывшей Югославии. Так, Словения и Хорватия претендовали на независимость и получили права и обязанности, но не все имущество Югославии было ими унаследовано. Таким образом, каждое новое государство стало правопреемником лишь части прав и обязанностей бывшей федерации, что можно назвать частичным правопреемством.
• Отсутствие правопреемства (tabula rasa - принцип чистой доски), когда новый субъект международного права отказывается от всех прав и обязанностей правопредшественника, в том числе обязательства по международным договорам [6].
Исходя из вышесказанного, международно-правовое преемство играет ключевую роль в сфере межгосударственных отношений, благодаря чему осуществляется передача прав и обязанностей между странами. В настоящее время возникают определенные проблемы, включая отсутствие надлежащей правовой регламентации в некоторых случаях и вопросы ответственности преемника за действия предшествующего государства.
Рассматривая данную проблему, очевидно, что без международно-правового преемства межгосударственные отношения могли бы оказаться чрезвычайно сложными. Основополагающие принципы, такие как территориальная целостность, защита национальных интересов, определение границ и формирование военных альянсов, имеют фундаментальное значение в правовом контексте. Отсутствие этих принципов могло бы привести к увеличению степени неопределенности и нестабильности в международных отношениях, провоцировать возникновение конфликтов и делать мирное разрешение споров невозможным.
Список использованной литературы:
1. Сарсембаев М. А., Международное право, часть II, Лекция 12 // Открытый университет Казахстана // https://openu.kz/storage/lessons/2621/mezhdunarodnoe-pravo-2_12_lecture.pdf.
2. "Правопреемство в международном праве" URL: https://studentopedia.ru/pravo/pravopreemstvo-v-mezhdunarodnom-prave--pravopreemstvo-v-otnoshenii-mezhdunarodnih-dogovorov--.html (Дата обращения 11.12.2023).
3. Носов Д. В., Правопреемство в российском праве // Перм. гос. нац. исслед. ун-т. - Пермь, 2013. - 199 с.
4. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/states_succession.shtml.
5. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г // https://docs.cntd.ru/document/1902936.
© Бабинцева А. С., 2023