Научная статья на тему 'ПРАВООТНОШЕНИЯ: К НОВЫМ ОСНОВАНИЯМ КЛАССИФИКАЦИИ'

ПРАВООТНОШЕНИЯ: К НОВЫМ ОСНОВАНИЯМ КЛАССИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
537
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООТНОШЕНИЕ / ОСНОВНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / СОПУТСТВУЮЩЕЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бредихин Алексей Леонидович, Байкеева Светлана Евгеньевна

В настоящей статье авторы обращаются к вопросу классификации правоотношений и ее оснований и предлагают собственный критерий классификации правоотношений в зависимости от волевого отношения к объекту воздействия прав и обязанностей субъектов. По этому основанию правоотношения подразделяются на основные и сопутствующие. Основные правоотношения характеризуются тем, что субъект права целенаправленно, по своей воле вступает в эти отношения для извлечения благ из объекта данных правоотношений. Сопутствующие правоотношения отличаются тем, что субъекту права не интересен объект правоотношений, но он помимо своей воли вступает в данные правоотношения единовременно со вступлением в основные правоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL RELATIONS: TO NEW GROUNDS FOR CLASSIFICATION

In this article, the authors address the issue of classification of legal relations and its grounds and offer their own criterion for the classification of legal relations, depending on the volitional attitude to the object of influence of the rights and obligations of subjects. On this basis, legal relations are divided into main and accompanying. The main legal relations are characterized by the fact that the subject of law purposefully, voluntarily, enters into these relations in order to extract benefits from the object of these legal relations. Associated legal relations are distinguished by the fact that the subject of law is not interested in the object of legal relations, but, against his will, he enters into these legal relations at the same time as he enters into the main legal relations.

Текст научной работы на тему «ПРАВООТНОШЕНИЯ: К НОВЫМ ОСНОВАНИЯМ КЛАССИФИКАЦИИ»

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ THEORY OF LAW AND HISTORY OF LAW

Научная статья

УДК 321.01 doi: 10.47475/2618-8236-2022-17101

Правоотношения: к новым основаниям классификации

Алексей Леонидович Бредихин

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, axel_b@mail.ru, ORCID 0000-0001-5906-5966

Светлана Евгеньевна Байкеева

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, baykeeva_sveta@mail. ru

Аннотация. В настоящей статье авторы обращаются к вопросу классификации правоотношений и ее оснований и предлагают собственный критерий классификации правоотношений в зависимости от волевого отношения к объекту воздействия прав и обязанностей субъектов. По этому основанию правоотношения подразделяются на основные и сопутствующие. Основные правоотношения характеризуются тем, что субъект права целенаправленно, по своей воле вступает в эти отношения для извлечения благ из объекта данных правоотношений. Сопутствующие правоотношения отличаются тем, что субъекту права не интересен объект правоотношений, но он помимо своей воли вступает в данные правоотношения единовременно со вступлением в основные правоотношения.

Ключевые слова: правоотношение, основное правоотношение, сопутствующее правоотношение, субъект правоотношения, объект правоотношения.

Original article

Legal relations: to new grounds for classification

Aleksey L. Bredikhin

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, axel_b@mail.ru, ORCID 0000-0001-5906-5966

Svetlana E. Baykeeva

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg,Russia, baykeeva_sveta@mail.ru

Abstract. In this article, the authors address the issue of classification of legal relations and its grounds and offer their own criterion for the classification of legal relations, depending on the volitional attitude to the object of influence of the rights and obligations of subjects. On this basis, legal relations are divided into main and accompanying. The main legal relations are characterized by the fact that the subject of law purposefully, voluntarily, enters into these relations in order to extract benefits from the object of these legal relations. Associated legal relations are distinguished by the fact that the subject of law is not interested in the object of legal relations, but, against his will, he enters into these legal relations at the same time as he enters into the main legal relations.

Keywords: legal relationship, main legal relationship, accompanying legal relationship, subject of legal relationship, object of legal relationship.

Введение. Многообразие общественных отношений и сфер государственно-правового регулирования порождает значительное количество правовых норм, которые регулируют ту или иную область жизни, либо охраняют устоявшийся порядок. Возникающие при этом правовые отношения (правоотношения) также разнообразны

и многоаспектны, поэтому проблематика классификации правоотношений получила большое развитие в отечественной правовой науке.

Материалы и методы исследования. Относительно понятия правоотношения в науке сложилось достаточно обоснованное и единообразное понимание. Например, в учебнике по теории

6

Бредихин А. Л., Байкеева С. Е.

государства и права под ред. В. К. Бабаева содержится следующее определение правоотношений: «Правоотношение — это охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников» [5, с. 414].

Из определения правоотношения можно выделить его признаки [2, с. 85]:

1. Правоотношение — это разновидность общественного отношения. Главная особенность в том, что оно возникает по поводу правовых норм и только при наличии последних.

2. Правоотношение есть результат воздействие правовых норм на поведение людей. Это означает, что правоотношения порождаются воздействием правовых норм на общественные отношения. Наличие нормы права без ее непосредственной реализации правовых отношений не порождает.

3. Структура правоотношения включает с себя субъектов этих отношений, их субъективных прав и юридических обязанностей.

Традиционно выделяют такие виды правоотношений:

а) по функциям — регулятивные (призванные регулировать общественные отношения) и охранительные (защищающие общественные отношения от посягательств).

б) по отраслевому делению (гражданско-правовые, уголовно-правовые, налоговые и т. п.

в) по характеру норм права (материальные и процессуальные);

г) по степени определенности участников (абсолютные и относительные);

д) по степени конкретизации (общие и конкретные).

Существуют и другие классификации, менее распространенные. При наличии определенных предпосылок и условий уместно предлагать и новые основания классификации. Так, мы считаем возможным предложить еще одну классификацию правоотношений в зависимости от волевого отношения к объекту воздействия прав и обязанностей субъектов.

Результаты исследования и их обсуждение. Объектом правоотношения традиционно считают «то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т. е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Иными словами — это блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения» [4, с. 370].

Таким образом, субъект правоотношения вступает в правовые отношения ради достижения

определенного блага, а нормы права выступают материальными условиями и процессуальной процедурой их достижения.

В некоторых случаях субъект права вступает в правоотношения единовременно по нескольким объектам, не все из которых охватываются его волей. В результате этого возникают основные и сопутствующие объекты правоотношений и, соответственно, основные и сопутствующие правоотношения.

Например, существует комплексная отрасль экологического права, где экологические правоотношения возникают «по поводу охраны окружающей природной среды в сфере природопользования, от негативных химических, физических и биологических воздействий и обеспечения режима особо охраняемых природных территорий» [3, с. 55].

Даже из этого определения можно сделать вывод, что экологические правоотношения не возникают без отношений природопользования, которые являются имущественными по своей сути. То есть субъект правоотношения изначально вступает в имущественные правоотношения по поводу объекта природопользования, а экологические правоотношения возникают без волевых намерений субъекта.

Более того, сами по себе экологические правоотношения не связаны с обязательствами по природопользованию (правами и обязанностями сторон в отношении объекта природопользования по договору природопользования или на основании закона), а существуют параллельно.

Например, в ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса РФ указано, что «лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения)»1. При этом ч. 2 данной статьи устанавливает: «Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим кодексом».

То есть лесные правоотношения (экологические по своей сути) существуют в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, но имущественные отношения фактически исключаются из сферы регулирования лесных отношений.

В подтверждении этого довода приведем в пример ст. 29 Лесного кодекса РФ «Заготовка древесины». Здесь в п. 8 ст. 29 установлено, что «граждане, юридические лица осуществляют за-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 50. Ст. 5278.

Правоотношения: к новым основаниям классификации

7

готовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом». Но здесь же в п. 7 обозначен запрет заготовки «древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок».

Таким образом, мы видим два самостоятельных правоотношения:

• имущественные (арендные и другие отношения), связанные с получением материальной выгоды (определенного объема древесины);

• экологические отношения, связанные с установлением предельного объема изымаемой древесины и обеспечения воспроизводства леса на данной территории.

При этом субъект права, предполагая получить имущественные выгоды, вступает в договорные отношения лесопользования, но вместе с этим становится участником экологических правоотношений, не охватываемых его волей.

Из этого мы делаем вывод, что основное правоотношение здесь — имущественное, а именно — лесопользование. А экологическое (лесное) отношение по охране природных ресурсов — сопутствующее, так как субъект не имел намерений вступать непосредственно в это отношение.

Кроме того, сопутствующие правовые отношения могут прекращаться в момент прекращения основных. В нашем случае истечение срока или расторжение договора аренды (или непосредственное прекращение заготовки древесины) прекращает экологическое правоотношение. В данном случае те или иные нарушения экологического законодательства переходят в сферу действия законодательства об ответственности за экологические правонарушения.

Нарушение экологических норм влечет наступление юридической ответственности, при этом не прекращаются сами правоотношения природопользования. Точнее, нарушение экологических и иных сопутствующих правоотношений может быть основанием для прекращения основных правоотношений, но это нужно рассматривать как меру юридической ответственности. Например, ч. 3 ст. 10 Водного кодекса РФ устанавливает основания прекращения права пользования водным объектом, однако «принудительного» прекращения и «по решению суда». То есть общие основания прекращения обязательства, предусмотренные главой 26 Гражданского кодекса РФ здесь не применяются.

Эту же логику продолжает ч. 6 ст. 10 Водного кодекса РФ, которая предписывает прекратить в установленный срок использование объекта и осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта. Здесь мы видим, что на период с момента наступления оснований для прекращения обязательства, принятия соответствующего решения суда и в установленный срок после обязательство еще действует, следовательно, субъект права продолжает действовать в рамках основного правоотношения.

Особенным случаям возникновения сопутствующих правоотношений можно назвать и соблюдение определенных правовых режимов, действие которых распространяется на основные правоотношения. Правовой режим можно определить как «особый нормативный порядок регулирования на основе установленных и обеспеченных государством правовых средств, направленный на создание условий для удовлетворения интересов субъектов права, который выражается в специфике способов и гарантий его реализации и основывается на действии общих принципов, приводящих все его элементы в единую упорядоченную систему» [1, с. 30].

Например, п. 6 ст. 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в рамках режима особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, предписывает лицам, осуществляющим строительство на названных территориях выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в определенных объемах. То есть правоотношения по строительству определенных объектов на территории, где действует режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, порождают сопутствующие правоотношения по лесовосстановлению или лесоразведению, которые становятся обособленными по отношению к основному обязательству, но обязаны своим существованием только основному обязательству.

Выводы. На основании изложенного считаем, что в системе классификации правоотношений определенное значение будет иметь разделение правоотношений на основные и сопутствующие. Основными являются правоотношения по поводу объекта которых субъект изначально вступил в них, то есть имел намерение их возникновения и реализовал в них свою волю. Сопутствующие правоотношения возникают единовременно с основными вне зависимости от воли субъекта права.

Список источников

1. Беляева Г. С. Понятие правового в зависимости от волевого отношения к объекту воздействия прав и обязанностей субъектов режима в теории права: основные подходы // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 5. С. 26 — 31.

8

Бредихин А. Л., Байкеева С. Е.

2. Бредихин А. Л. Правоведение : учеб. пособие. Ростов/н/Д. : Феникс, 2015. 253 с.

3. Крассов О. И. Экологическое право : учебник. 4-е изд., пересмотр. М. : Норма : Инфра-М, 2017. 624 с.

4. Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин. Москва : Маркет ДС, 2007. 640 с.

5. Теория государства и права : учебник / под ред. В. К. Бабаева. М. : Юристъ, 2001. 592 с.

Дата поступления: 28 февраля 2022 г.

Дата принятия к опубликованию: 25 марта 2022 г.

Информация об авторах

А. Л. Бредихин, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России.

С. Е. Байкеева, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Библиографическое описание: Бредихин А. Л., Байкеева С. Е. Правоотношения: к новым основаниям классификации // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2022. Т. 7, вып. 1. С. 5 — 8.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2022. Vol. 7, iss. 1. Pp. 5—8.

References

1. Belyaeva GS. The concept of legal depending on the volitional attitude to the object of influence of the rights and obligations of the subjects of the regime in the theory of law: basic approaches. Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2012;(5):26 — 31. (In Russ.)

2. Bredikhin AL. Jurisprudence. Rostov-na-Donu: Phoenix; 2015. (In Russ.)

3. Krassov OI. Environmental law. Moscow: Norma, Infra-M; 2017. (In Russ.)

4. Melekhin AV. Theory of state and law. Moscow: Market DS; 2007. (In Russ.)

5. Theory of state and law. Moscow: Yurist; 2001. (In Russ.)

Information about the authors

A.L. Bredikhin, PhD in Law, Associate Professor of the Department of History of State and Law, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

S.E. Baikeeva, PhD in Law, Associate Professor, Department of History of State and Law, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали равный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.