Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И ЗНАЧЕНИИ ЛЕСНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И ЗНАЧЕНИИ ЛЕСНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
805
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЕ ПРАВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО / ЛЕСНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ЛЕСНОЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клюканова Л. Г.

Предметом исследования является правовая проблема выявления места и значения лесного права в российской правовой системе. Анализируются вопросы самостоятельности лесного права как отрасли правовой системы в контексте его взаимосвязи с другими отраслями права, в первую очередь - с экологическим правом, а также с земельным правом и гражданским правом. Исследуются предмет, метод, источники, система и принципы лесного права. Подчеркивается сложность и многоструктурность лесных отношений. Формируется вывод о междисциплинарном характере правового регулирования лесных отношений нормами лесного права, экологического права и смежных отраслей - земельного, гражданского, конституционного и административного права. Выявляется тенденция формирования международного лесного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON PLACE AND SIGNIFICANCE OF FORESTRY LAW IN THE LEGAL SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The subject of this research is the legal problem of identifying the place and significance of forestry law in the Russian legal system. The author analyzes the issues of independence of forestry law as a branch of the legal system in the context of its relationship with other branches of law, primarily with environmental law, as well as with land law and civil law. The subject, method, sources, system and principles of forestry law are investigated. The complexity and multi-structure of forest relations is emphasized. The author draws a conclusion about the interdisciplinary nature of the legal regulation of forest relations by the norms of forestry law, environmental law and related industries, namely land, civil, constitutional and administrative law. The tendency of the formation of international forestry law is revealed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕСТЕ И ЗНАЧЕНИИ ЛЕСНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

001: 10.17803/1994-1471.2021.125.4.193-205

Л. Г. Клюканова*

К вопросу о месте и значении лесного права в правовой системе Российской Федерации

Аннотация. Предметом исследования является правовая проблема выявления места и значения лесного права в российской правовой системе. Анализируются вопросы самостоятельности лесного права как отрасли правовой системы в контексте его взаимосвязи с другими отраслями права, в первую очередь — с экологическим правом, а также с земельным правом и гражданским правом. Исследуются предмет, метод, источники, система и принципы лесного права. Подчеркивается сложность и многоструктурность лесных отношений. Формируется вывод о междисциплинарном характере правового регулирования лесных отношений нормами лесного права, экологического права и смежных отраслей — земельного, гражданского, конституционного и административного права. Выявляется тенденция формирования международного лесного права.

Ключевые слова: лесное право; экологическое право; земельное право; лесные правоотношения; охрана окружающей среды; правовая система; лесной фонд.

Для цитирования: Клюканова Л. Г. К вопросу о месте и значении лесного права в правовой системе Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — Т. 16. — № 4. — С. 193-205. — DOI: 10.17803/1994-1471.2021.125.4.193-205.

On Place and Significance of Forestry Law in the Legal System of the Russian Federation

Larisa G. Klyukanova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor, Department of Legal Environmental Protection, Faculty of Law, St. Petersburg State University 22-ya Liniya Vasilevskogo ostrova, d. 7, Sankt-Peterburg, Rossiya, 199106 klyukanova.l@yandex.ru

Abstract. The subject of this research is the legal problem of identifying the place and significance of forestry law in the Russian legal system. The author analyzes the issues of independence of forestry law as a branch of the legal system in the context of its relationship with other branches of law, primarily with environmental law, as well as with land law and civil law. The subject, method, sources, system and principles of forestry law are investigated. The complexity and multi-structure of forest relations is emphasized. The author draws a conclusion about the interdisciplinary nature of the legal regulation of forest relations by the norms of forestry law, environmental law

© Клюканова Л. Г., 2021

* Клюканова Лариса Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовой охраны окружающей среды юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета 22-я Линия Васильевского острова, д. 7, г. Санкт-Петербург, Россия, 199106 klyukanova.l@yandex.ru

and related industries, namely land, civil, constitutional and administrative law. The tendency of the formation of international forestry law is revealed.

Keywords: forestry law; environmental law; land law; forest legal relations; environmental protection; legal system; forest fund.

Cite as: Klyukanova LG. K voprosu o meste i znachenii lesnogo prava v pravovoy sisteme Rossiyskoy Federatsii [On Place and Significance of Forestry Law in the Legal System of the Russian Federation]. Aktualnye problemy rossiyskogoprava. 2021;16(4):193-205. DOI: 10.17803/1994-1471.2021.125.4.193-205. (In Russ., abstract in Eng.).

Доктринальная проблематика места и значения лесного права в российской правовой системе вызвала к жизни активную академическую дискуссию среди ученых и практиков.

Важнейшей правовой проблемой в обозначенной сфере является вопрос признания лесного права в качестве самостоятельной отрасли отечественной правовой системы.

В качестве таковой лесное право провозглашается рядом современных ведущих исследователей: В. К. Быковским1, В. Н. Петровым2, А. А. Седовым3.

Оппонирующий этому подход, изложенный, например, в работах А. Ю. Пуряевой, исходит из того, что, «лесное право является и должно оставаться подотраслью экологического права»4.

Высказывается также мнение, согласно которому лесное право одновременно представляет собой и самостоятельную отрасль права, и право, входящее в природоресурсное и природоохранное право5.

В ряде случаев исследователями признается точка зрения, сообразно которой целесо-

образно рассуждать о существовании лесного законодательства6, а не лесного права, при этом наличие специализированного Лесного кодекса само по себе еще не является доказательством самостоятельности отрасли; и даже более того, по мнению А. Ю. Пуряевой, в данном понимании применение самого термина «право» не является признаком самостоятельности отрасли7.

Признание самостоятельности лесного права как отрасли во многом зависит от толкования взаимосвязи лесного и экологического права.

Экологическое право представляет собой самостоятельную отрасль российской правовой системы, регулирующую общественные отношения по поводу охраны и использования окружающей среды, природных объектов и ресурсов, а также обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства. Это уникальная, универсальная и комплексная «суперотрасль»8 российской правовой системы, становление которой «есть результат взаимной заинтересованности юриспруденции, социальной экологии, социологии, социальной философии, теории культуры»9.

1 Лесное право России : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. К. Быковский ; отв. ред. Н. Г. Жаворонкова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2018. С. 8.

2 Петров В. Н. Лесная политика и право : учебное пособие. СПб. : СПбГЛТУ, 2015. С. 79.

3 Седов А. А. Правовые основы управления лесным хозяйством в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 11.

4 Пуряева А. Ю. Проблемы соотношения смежных отраслей права в сфере природопользования // Журнал российского права. 2008. № 8. С. 71 ; Пуряева А. Ю., Пуряев А. С. Лесное право : учебное пособие. М. : Деловой двор, 2009. С. 21.

5 Коростелев С. В. Земельное и лесное право : учеб. пособие. СПб. : Полиус, 1998. С. 179-183.

6 Голиченков А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов : учеб. пособие для вузов. М. : Городец, 2012. С. 90.

7 Пуряева А. Ю. Проблемы соотношения смежных отраслей права в сфере природопользования. С. 71.

8 Колбасов О. С. Завещание экологам // Журнал российского права. 2000. № 5/6. С. 89-90.

9 Шестерюк А. С. Экологическое право. Вопросы теории и методологии анализа. СПб. : Издательство СПбГУ, 2000. С. 5.

Экологическое право обладает некоторыми индивидуальными особенностями, например: межотраслевым характером правового регулирования; отсутствием завершенной кодификации; сложной систематизацией; высокой степенью разнородности предмета эколого-правового регулирования и очень широким спектром охвата общественных отношений; «экологизацией» — процессом закрепления экологических требований в других отраслях права и заимствованием правовых институтов и норм у таковых10; сочетанием публично-правовых и частноправовых начал в механизмах правового регулирования в сфере обеспечение экологической безопасности и правопорядка11; взаимосвязью с нормами международного экологического права (учитывая и нормы «мягкого» права, и юридически обязательные для применения документы) и пр.

Приведенная выше дискуссия о статусе лесного права основана на том, что традиционно экологическое право рассматривается в качестве комплексной отрасли права12. Далее существует доктринальное расхождение: в одном случае лесное право трактуется как его подотрасль, в другом — как самостоятельная отрасль права, входящая в состав экологического; таким образом, отношения по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов и лесоразведению регулируются нормами отдельной отрасли, но с позиций общих целей экологического права. Кроме того, признается и тот факт, что экологическое право включает в себя природо-

ресурсное и природоохранное право13, которые пересекаются между собой: так, нормы об использовании и охране лесов могут входить одновременно и в природоресурсное, и в природоохранное право.

Представляется, что следует согласиться с подходом, согласно которому экологическое право является интегрированной отраслью (семьей отраслей), а природоресурсное право и природоохранное право — подотраслями интегрированный отрасли, а лесное право представляет собой самостоятельную отрасль права14.

Признание отрасли в качестве самостоятельной определяется наличием собственных: предмета и метода правового регулирования; источников права (системы законодательства); системы институтов; а также заинтересованности государства и общества в регулировании соответствующих качественно определенных отношений. Отраслями права признаются «наиболее крупные, центральные звенья структуры права. Они охватывают основные, качественно особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования»15.

Предметом лесного права являются лесные отношения.

Модельный лесной кодекс для государств — участников СНГ в ст. 5 определяет лесные отношения как «отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов,

10 Петров В. В. Концепция экологического права как правовой общности, науки и учебной дисциплины // Вестник МГУ. Серия 11 : Право. 1987. № 5. С. 37.

11 См.: п. 1 постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 № 12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства РФ "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть"» // СПС «КонсультантПлюс». См. также: Бакаева О. Ю. Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства Российской Федерации. М. : Юрлитинформ, 2010. С. 22.

12 Бринчук М. М. Комплексность в экологическом праве // Экологическое право. 2004. № 6. С. 1-28.

13 Петров В. В. Указ. соч. С. 35.

14 См.: Боголюбов С. А., Сулейменов М. К. Экологическое право — интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. 2014. № 4. С. 32-38.

15 Алексеев С. С. Общая теория права. М. : ТК Велби, Проспект, 2008. С. 172.

а также лесных земель, как покрытых лесной растительностью, так и не покрытых ею»16.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 3 Лесного кодекса РФ17 лесные отношения — это отношения по поводу использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины, иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено ЛК РФ и иными федеральными законами.

В теории лесного права сформировался подход, согласно которому можно выделить лесные отношения в широком смысле18 (которые регулируются нормами не только лесного, но и иного законодательства — земельного, гражданского, экологического, конституционного, административного и пр.) и в узком смысле19 (которые необходимо регулировать нормами лесного законодательства).

Из анализа действующих норм и теоретических источников можно сделать вывод о том,

что лесное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения20 по поводу использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, произрастающих на землях всех категорий; отношения по поводу использования и охраны земель лесного фонда; отношения по государственному управлению в данной области; имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов21.

Для выявления предмета современного российского лесного права необходимо выделить объекты лесных отношений. В качестве таковых уместно рассмотреть леса, лесные участки, лесные насаждения, древесину и иные добытые лесные ресурсы.

Согласно ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе22. Приведенная формулировка носит обобщающий

16 Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 15.11.2003 № 22-11 «О Модельном лесном кодексе для государств — участников СНГ» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. 2004. № 33.

17 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Российская газета. 08.12.2006.

18 Лесное право России : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. С. 15.

19 Быстрое Г. Е. О кодификации лесного законодательства и праве государственной собственности на леса // Экологическое право. 2005. № 2. С. 14-18.

20 Подразделение лесных отношений на имущественные и неимущественные — проблематика, достойная самостоятельного исследования. Так, по мнению В. К. Быковского, к лесным имущественным отношениям относятся отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений (исходя из контекста актуальной редакции ч. 2 ст. 3 ЛК РФ также следует включить и отношения, связанные с оборотом древесины и иных добытых лесных ресурсов), а к лесным неимущественным отношениям относятся отношения по охране и защите лесов; воспроизводству и разведению лесов; лесоустройству; управлению в области использования, охраны, защиты воспроизводства лесов (Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М. : Волтерс Клувер, 2009. С. 40-43).

21 См. об этом: Петров В. Н. Указ. соч. С. 80 ; Лесное право России : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. С. 11.

22 При этом согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Российская газета. 12.01.2002) природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

характер и не вполне отражает специфику леса как объекта лесных отношений. Этот факт подтверждает и судебная практика. Так, Конституционный Суд РФ в постановлении от 02.06.2015 № 12-П отметил существование двойственности в толковании понятия «леса»: в одном случае, когда леса рассматриваются как экосистема, превалирует экологический фактор; если же речь идет о лесах как природном ресурсе, то они рассматриваются в качестве экономической категории23.

На глобальном, общепланетарном уровне леса представляют собой универсальный природный ресурс Земли и общее достояние чело-

вечества24.

В современной отечественной доктрине сложился определенный подход, согласно которому «лес» представляет собой сложный природный комплекс25 (или «экологический комплекс»26), т.е. обширную экологическую систему, в которой важнейшие ее элементы: лесная (древесная, кустарниковая, травянистая и иная) растительность, ландшафт, почвы, микроорганизмы, животный мир и другие живые и неживые элементы — находятся в непрерывном взаимодействии, взаимосвязи с внутренней и внешней средой27 и выполняют жизнеобеспечивающую функцию.

Леса можно рассматривать в качестве возобновляемого источника сырья; объекта имущественных правоотношений; стратегически важного объекта, способствующего обеспечению

национальной безопасности (в первую очередь экологической); объекта, обладающего потребительской ценностью; средства производства; объекта рекреационного назначения; объекта экономической политики и пр.

Кроме того, юридическое понятие лесов связано с понятием лесного фонда России28. И, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 09.01.1998 № 1-П29, лесной фонд — ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов — представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

По своему целевому назначению леса подразделяются на защитные, резервные и эксплуатационные (ст. 10 ЛК РФ), что также имеет значение для выявления особенностей объекта лесных отношений30.

Леса могут располагаться в пределах различных категорий земель — не только на землях лесного фонда, но и в пределах, например, зе-

23 П. 3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 № 12-П.

24 См. об этом: Принципы лесоводства. Приняты Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/forest.shtml.

25 См. об этом: Газизуллин А. Х. Лесоведение : курс лекций. Казань, 2004. С. 11.

26 ПуряеваА. Ю. Проблемы определения понятия «лес» в законодательстве РФ // Российский юридический журнал. 2011. № 5. С. 179-185.

27 См.: приказ Рослесхоза от 03.12.1998 № 203 «Об утверждении отраслевого стандарта 0СТ-56-108-98: "Лесоводство. Термины и определения"». М. : ВНИЦлесресурс, 1999. С. 56.

28 Ерофеев Б. В. Земельное право России. М., 2001. С. 554.

29 Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации». См. также: постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П ; определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 92-0 // СПС «Консультант-Плюс».

30 Подробнее о видах и методах таксации лесов см.: приказ Минприроды России от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» // СПС «КонсультантПлюс».

мель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, обороны и безопасности. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель (ч. 1 ст. 120 ЛК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством, а части 2 и 3 ст. 6.1 ЛК РФ уточняют, что к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и др.), а к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и др.), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и др.).

Проблематика использования и охраны земель лесного фонда, лесных участков и государственного управления в данной сфере регулируется нормами и лесного, и земельного, и экологического, и гражданского законодательства.

Лесным участком, согласно ст. 7 ЛК РФ, является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ31. Часть 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ32 раскрывает базовое для данного термина понятие: земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Индивидуализация земельного участка осуществляется на основании положений гражданского и земельного законодательства, Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»33, Федерального закона «О землеустройстве»34, Федерального закона «О кадастровой деятельности»35 посредством установления его местоположения, размеров и границ, проведения процедуры межевания, осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации объекта недвижимости и прав на него (согласно правилам ведения Единого государственного реестра недвижимости), а также определения его целевого назначения и вида разрешенного использования.

В данном контексте следует назвать решение Верховного Суда РФ от 19.09.2007 № ГКПИ07-936, установившее, что правовая природа лесных и земельных участков не тождественна, и отметившее, что «лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом»36. Кроме того, следует отметить значение процедуры лесоустройства и порядок ведения Государственного лесного реестра.

Ряд исследователей отмечают тенденцию к постепенной замене понятия «лес» на «лесной участок»37.

Расположенные в пределах лесного участка лесные насаждения — деревья, кустарники и лианы в лесах (ч. 1 ст. 16 ЛК РФ) и лесные почвы (ч. 2 ст. 60.12 ЛК РФ) в большинстве случаев принимаются во внимание в качестве признака лесного участка или как его полезное (или даже

31 Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Российская газета. 08.12.2006.

32 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 // Российская газета. 30.10.2001.

33 Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Российская газета. 17.07.2015.

34 Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» // Российская газета. 23.06.2001.

35 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» // Российская газета. 01.08.2007.

36 Решение Верховного Суда РФ от 19.09.2007 № ГКПИ07-936 // URL: http://www.supcourt.ru.

37 См.: Крассов О. И. Право собственности на землю в странах Европы. М. : Норма, Инфра-М, 2014. С. 274.

вторичное) свойство, хотя они являются объектами лесных отношений.

Н. И. Фалеев, автор одного из старейших отечественных исследований в сфере лесного права, исходил из того, что лес — это прежде всего объект права собственности (отмечал также, что, в Германии, например, лесное право — это часть общего права) и имущественное благо; и рассматривал лес как принадлежность земельного участка. По его мнению, лесное право «есть совокупность юридических норм, определяющих лесной быт во всех его проявлениях»38. В исследовании Н. В. Шелгунова также отмечалось, что леса исстари составляли предмет собственности и владения39 и основы управления ими вытекали из народной жизни и из понимания действительной цены и важности леса.

Древесина, полученная при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, и иные добытые лесные ресурсы (живица, недревесные лесные ресурсы, пищевые лесные ресурсы) также выступают в качестве объекта лесных отношений, в одном случае — имущественных (охватывающих отношения права собственности, экономического оборота и пр.), урегулированных нормами гражданского законодательства; в других случаях — собственно лесных отношений, урегулированных нормами лесного законодательства (правила заготовки, некоторые аспекты учета и маркировки древесины и пр.).

Метод лесного права характеризуется сочетанием императивного и диспозитивного начал в регулировании лесных отношений40. Их соотношение также не вполне однозначно трактуемый в доктрине вопрос. Так, высказывается мнение, что ни один из этих методов не преобладает в

регулировании лесных отношений41. Отмечается и то, что соотношение императивного и диспозитивного методов регулирования лесных отношений меняется с течением времени и при высоком уровне развития лесных отношений, построенных на различных формах собственности, доминируют диспозитивные методы42.

Представляется, впрочем, что императивный метод в настоящее время все же носит до некоторой степени превалирующий характер (это касается установления правил лесопользования, ограничений, запретов, конкретных мер юридической ответственности и пр., т.е. всего того, что выражает содержание правомочий и активную роль государства (как собственника природных ресурсов, участника хозяйственного оборота, выразителя социальных интересов) в обеспечении многоцелевого и рационального использования и охраны лесных ресурсов.

Если обратить внимание на систему лесного права, то ее составными элементами являются институты, группируемые по относительно однородным видам лесных отношений, и состоящие из соответствующих правовых норм43. Например, можно обозначить важнейшие институты лесопользования, охраны и защиты лесов, воспроизводства лесов, государственного управления лесами, лесоустройства и др.

Что касается источников, то лесное право представляет собой кодифицированную отрасль. Лесной кодекс РФ — кодифицированный нормативный акт, призванный регулировать лесные отношения.

Понятие лесного законодательства сформулировано в ст. 2 ЛК РФ и определяется как система законодательных актов, включающая ЛК РФ, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 Фалеев Н. И. Лесное право. СПб. : Издание товарищества И. Д. Сытина, 1912. С. V.

39 Шелгунов Н. В. История русского лесного законодательства. СПб., 1857. СПб. : Тип. Министерства гос. имуществ, 1857. С. 1-2.

40 См. об этом: Быковский В. К. Лесное право — традиционная отрасль российского права // Аграрное и земельное право. 2010. № 6 (66). С. 94-99 ; Васильева М. И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право 2009. № 2/3 (спец. выпуск). С. 56.

41 Лесное право России : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. С. 13.

42 Петров В. Н. Указ. соч. С. 142.

43 См. об этом: Петров В. Н. Указ. соч. С. 80.

Федерации, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (Министерства природных ресурсов и экологии РФ, а также Федерального агентства лесного хозяйства России и пр.), прочие подзаконные нормативные акты, правовые акты субъектов РФ и муниципальные правовые акты (принимаемые уполномоченными органами в пределах своей компетенции), регулирующие лесные отношения.

Совокупность названных нормативных правовых актов формирует систему лесного законодательства, обладающую единством и внутренней согласованностью, определяемую традиционными механизмами систематизации отрасли, регулирующую и закрепляющую лесные отношения. Весьма интересно развивается и правоприменительная практика в данной сфере.

Вместе с тем очевидно, что лесные отношения выходят за пределы отношений, регулируемых непосредственно нормами лесного законодательства, и подлежат регулированию нормами других отраслей права.

Притом что доктринально признается, что лесное право имеет свои предмет и метод правового регулирования, свои источники права, однако, по мнению С. А. Боголюбова и С. В. Ко-ростелева, это не прекратило его связи с экологическим и земельным правом и другими отраслями права, равно как и не выделило его из совокупности природоресурсных и природоохранных отраслей права44.

Из вышесказанного следует, что правовая проблема соотношения лесного и земельного права также обладает большим теоретическим и практическим значением.

В ряде случаев лесное право даже относят к подотрасли земельного права45.

Вопрос о самостоятельности земельного права как отрасли российской правовой системы также породил активную дискуссию: в одном случае земельное право признается самостоятельной, отдельной отраслью национальной правовой системы46; в другом случае оно рассматривается как входящее в сообщество отраслей под названием «природоресурсное право»; в третьем случае происходит констатация связи земельного права с природоресурсным, гражданским и экологическим правом47.

Предметом земельного права являются земельные отношения — совокупность общественных отношений, объектом которых являются блага, предоставляемые землей. Их «можно классифицировать на правоотношения собственности на землю и земельные участки, правоотношения землепользования, государственного земельного управления, правоотношения в области охраны земель и правоотношения юридической ответственности за земельные правонарушения»48. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой земельные отношения представляют собой отношения по поводу использования не только поверхности земельного участка, но и объектов недвижимости, находящихся на участке и под его поверхностью49. Выделение земельных отношений в самостоятельную группу возможно уже в силу того, что земля в качестве объекта земельных правоотношений обладает особым значением не только как природный объект и ресурс (ст. 6 ЗК РФ), но и как основа жизни и деятельности людей, проживающих на соответствующей тер-

44 Боголюбов С. А., Сулейменов М. К. Указ. соч. ; Коростелев С. В. Указ. соч. С. 179-183.

45 Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 398 ; Голиченков А. К. Указ. соч. С. 90.

46 Крассов О. И. Земельное право. М. : Юристъ, 2000. С. 31.

47 Земельное право : учебник / под ред. С. А. Боголюбова. М. : Проспект, 2002. С. 9-10.

48 См.: Земельное право : учебник для бакалавров / под ред. Н. Г. Жаворонковой, И. О. Красновой. М. : Юрайт, 2017. С. 25.

49 Бевзенко Р. С. Земельный участок с постройками на нем: введение в российское право недвижимости. М. : Статут, 2017. 80 с. ; Алексеев В. А. Право недвижимости Российской Федерации. Понятие и виды недвижимых вещей: практ. пособие. М. : Юрайт, 2018. 411 с.

ритории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ50, ч. 1 ст. 3 ЗК РФ), как национальное богатство и источник благосостояния общества и государства, важная часть национального суверенитета51, средство производства (учитывая свойство плодородия — в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве), пространственно-территориальный базис, предназначенный для проживания людей и размещения разнообразных объектов; как объект имущественных отношений и экономического оборота, отношений права собственности; объект экономического, в том числе налогового и бюджетного регулирования.

Несомненно, земельное право представляет собой самостоятельную отрасль права52, обладающую собственными предметом и методом правового регулирования, источниками и системой.

Но при этом в рамках, например, экологического права остаются правовые нормы, которые регулируют отношения по охране земель как природного объекта и природного ресурса (п. 1 ч. 1 ст. 6 ЗК РФ).

Поэтому, признавая междисциплинарный характер земельного права как самостоятельной отрасли, отметим, что земельное право также характеризуется высокой степенью разнородности предмета правового регулирования и его нормы имеют пересечения с нормами экологического права53, равно как и с нормами приро-доресурсного и гражданского права.

В целом земельное и лесное право базируются на разных правовых принципах, целях и задачах и имеют различные предметы и объекты правового регулирования. Так, одним из основных объектов лесных правоотношений является лесной участок, а земельных — земельный участок, и, как уже отмечалось ранее, правовая природа лесных и земельных участков не тождественна54. Различия можно обнаружить

и в методах правового регулирования соответствующих правоотношений.

Полная дифференциация лесного права от экологического, природоохранного, природо-ресурсного, земельного невозможна. Нормы названных отраслей проникают в правовую ткань лесного законодательства. Кроме того, следует иметь в виду и влияние норм гражданского, конституционного и административного права. Но при этом происходит и обратная связь — очевидно заимствование и влияние норм лесного права на указанные отрасли.

Следует также обозначить существование принципов лесного законодательства и права. Принципы лесного права представляют собой руководящие, направляющие и основополагающие идеи и рекомендации, «выраженные в нормах, пронизывающие и объединяющие все институты этой отрасли права такие ее качественные особенности (руководящие начала), которые обеспечивают рациональное и комплексное использование лесов, их воспроизводство и охрану»55.

Существующая система принципов лесного права, наряду с общеправовыми принципами, дополняется собственно отраслевыми и межотраслевыми принципами (следует в первую очередь отметить существование определенной взаимосвязи основных принципов лесного законодательства с основными принципами охраны окружающей среды, изложенными в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Основные принципы лесного законодательства и права обозначены в ст. 1 ЛК РФ. Среди них такие, как: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и

50 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. 25.12.1993.

51 См.: п. 3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П ; определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 № 92-О // СПС «КонсультантПлюс».

52 Крассов О. И. Земельное право. С. 31.

53 Волков Г. А. Принципы земельного законодательства России. М. : Городец, 2005. С. 110.

54 Решение Верховного Суда РФ от 19.09.2007 № ГКПИ07-936 // URL: http://www.supcourt.ru.

55 Горбовой В. Ф. Лесное право : курс лекций. Свердловск, 1977. С. 13.

иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощитель-ного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; платность использования лесов и пр.

Таким образом, учитывая сложность и мно-гоструктурность лесных отношений, можно сформулировать вывод о междисциплинарном характере правового регулирования лесных отношений нормами лесного права и связанных с ним отраслей — экологического, природоохранного, природоресурсного, земельного, гражданского, конституционного и административного.

Среди современных тенденций развития лесного права можно выделить формирование международного лесного права. Под международным лесным правом предлагается понимать совокупность принципов, норм и иных международных правовых инструментов, регулирующих отношения субъектов международного права с целью охраны, защиты, обеспечения неистощительного ведения лесного хозяйства, устойчивого использования лесов с учетом их глобального значения и сохранения биосферных функций, а также в иных, более специальных целях (например, во имя сохранения биологического разнообразия на Земле; противодействия опасному антропогенному воздействию на климатическую систему; охраны ареалов обитания

диких птиц и животных и др.), и одновременно предписывающих действия субъектов международного права в отношении лесов56.

Таким образом, исходя из важности признания суверенного права государства разрабатывать свои собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды, необходимо учитывать соответствующие методологии и критерии, согласованные на международном уровне, обозначенные в ряде важных международно-правовых документов57.

Подводя некоторые итоги, хотелось бы отметить, что динамичное развитие современного лесного права обусловлено политико-правовыми, экономическими и организационно-управленческими факторами. Очевидны все основания для признания лесного права в качестве самостоятельной отрасли российской правовой системы: наличие собственных предмета и методов правового регулирования, кодифицированной системы источников, системы собственных правовых институтов и принципов. Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость норм лесного права как от экологического, так и от земельного права представляется бесспорной. Многоструктурные, сложные по своей правовой природе лесные отношения — как отраслевые, так и комплексные — нуждаются в междисциплинарном характере правового регулирования нормами не только собственно лесного права, но и смежных, связанных с ним отраслей — в первую очередь экологического права как интегрированной отрасли, а также земельного, гражданского, конституционного и административного права.

56 Устинова А. Н., Абанина Е. Н. Предпосылки выделения международного лесного права как отдельной отрасли права // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения : материалы IV Международной научно-практической конференции : в 2 ч. / под ред. А. В. Рагулина, М. С. Шай-хуллина. Уфа : Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2014. С. 106-108.

57 Например: Принципы лесоводства. Приняты Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/

; постановление Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 15.11.2003 № 22-11 ; Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, утв. резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 08.09.2000 // СПС Гарант.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев В. А. Право недвижимости Российской Федерации. Понятие и виды недвижимых вещей: практ. пособие. — М. : Юрайт, 2018. — 411 с.

2. Алексеев С. С. Общая теория права. — М. : ТК Велби, Проспект, 2008. — 565 с.

3. Бажайкин А. Л. Нормы-принципы в законодательстве об охране окружающей среды и земельном законодательстве // Экологическое право. — 2013. — № 1. — С. 5-10.

4. Бакаева О. Ю. Соотношение частных и публичных интересов в условиях реформирования законодательства Российской Федерации. — М. : Юрлитинформ, 2010. — 264 с.

5. Бевзенко Р. С. Земельный участок с постройками на нем: введение в российское право недвижимости. — М. : Статут, 2017. — 80 с.

6. Боголюбов С. А., Сулейменов М. К. Экологическое право — интегрированная отрасль. Проблемы теории экологического права. Диалог // Экологическое право. — 2014. — № 4. — С. 32-38.

7. Бринчук М. М. Комплексность в экологическом праве // Экологическое право. — 2004. — № 6. — С. 1-28.

8. Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. — М. : Волтерс Клувер, 2009. — 232 с.

9. Быковский В. К. Лесное право — традиционная отрасль российского права // Аграрное и земельное право. — 2010. — № 6 (66). — С. 94-99.

10. Быстров Г. Е. О кодификации лесного законодательства и праве государственной собственности на леса // Экологическое право. — 2005. — № 2. — С. 14-18.

11. Васильева М. И. О методах, средствах и способах правового регулирования экологических отношений // Экологическое право. — 2009. — № 2/3 (спец. выпуск). — С. 56-67.

12. Волков Г. А. Принципы земельного права России. — М. : Городец, 2005. — 336 с.

13. Газизуллин А. Х. Лесоведение : курс лекций. — Казань, 2004. — 218 с.

14. Голиченков А. К. Экологическое право России: словарь юридических терминов : учеб. пособие для вузов. — М. : Городец, 2012. — 448 с.

15. Горбовой В. Ф. Лесное право : курс лекций. — Свердловск, 1977. — 48 с.

16. Ерофеев Б. В. Земельное право России. — М., 2001. — 656 с.

17. Земельное право : учебник / под ред. С. А. Боголюбова. — М. : Проспект, 2002. — 400 с.

18. Земельное право : учебник для бакалавров / под ред. Н. Г. Жаворонковой, И. О. Красновой. — М. : Юрайт, 2017. — 580 с.

19. Колбасов О. С. Завещание экологам // Журнал российского права. — 2000. — № 5/6. — С. 89-90.

20. Коростелев С. В. Земельное и лесное право : учеб. пособие. — СПб. : Полиус, 1998. — 535 с.

21. Крассов О. И. Земельное право. — М. : Юристъ, 2000. — 624 с.

22. Крассов О. И. Право собственности на землю в странах Европы. — М. : Норма, Инфра-М, 2014. — 400 с.

23. Лесное право России : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. К. Быковский ; отв. ред. Н. Г. Жаворонкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 247 с.

24. Петров В. В. Концепция экологического права как правовой общности, науки и учебной дисциплины // Вестник МГУ. Серия 11 : Право. — 1987. — № 5. — С. 34-39.

25. Петров В. Н. Лесная политика и право : учебное пособие. — СПб. : СПбГЛТУ, 2015. — 216 с.

26. Пуряева А. Ю. Проблемы соотношения смежных отраслей права в сфере природопользования // Журнал российского права. — 2008. — № 8. — С. 61-71.

27. Пуряева А. Ю. Проблемы определения понятия «лес» в законодательстве РФ // Российский юридический журнал. — 2011. — № 5. — С. 179-185.

28. Пуряева А. Ю., Пуряев А. С. Лесное право : учебное пособие. — М. : Деловой двор, 2009. — 217 с.

29. Седов А. А. Правовые основы управления лесным хозяйством в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06. — М., 2005. — 30 с.

30. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. — 2-е изд., пере-раб. и доп. — М., 2006. — 776 с.

31. Устинова А. Н., Абанина Е. Н. Предпосылки выделения международного лесного права как отдельной отрасли права // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения : материалы IV Международной научно-практической конференции, Уфа, 8 февраля 2014 г. : в 2 ч. / под ред. А. В. Рагулина, М. С. Шайхуллина. — Уфа, Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2014. — Ч. 2. — С. 106-108.

32. Фалеев Н. И. Лесное право. — СПб. : Издание товарищества И. Д. Сытина, 1912. — 364 с.

33. Шелгунов Н. В. История русского лесного законодательства. — СПб. : Тип. Министерства государственных имуществ, 1857. — 390 с.

34. ШестерюкА. С. Экологическое право. Вопросы теории и методологии анализа. — СПб. : Издательство СПбГУ, 2000. — 92 с.

Материал поступил в редакцию 12 августа 2020 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Alekseev V. A. Pravo nedvizhimosti Rossijskoj Federacii. Ponyatie i vidy nedvizhimyh veshchej: prakt. posobie. — M. : Yurajt, 2018. — 411 s.

2. Alekseev S. S. Obshchaya teoriya prava. — M. : TK Velbi, Prospekt, 2008. — 565 s.

3. Bazhajkin A. L. Normy-principy v zakonodatel'stve ob ohrane okruzhayushchej sredy i zemel'nom zakonodatel'stve // Ekologicheskoe pravo. — 2013. — № 1. — S. 5-10.

4. Bakaeva O. Yu. Sootnoshenie chastnyh i publichnyh interesov v usloviyah reformirovaniya zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — M. : Yurlitinform, 2010. — 264 s.

5. Bevzenko R. S. Zemel'nyj uchastok s postrojkami na nem: vvedenie v rossijskoe pravo nedvizhimosti. — M. : Statut, 2017. — 80 s.

6. Bogolyubov S. A., Sulejmenov M. K. Ekologicheskoe pravo — integrirovannaya otrasl'. Problemy teorii ekologicheskogo prava. Dialog // Ekologicheskoe pravo. — 2014. — № 4. — S. 32-38.

7. Brinchuk M. M. Kompleksnost' v ekologicheskom prave // Ekologicheskoe pravo. — 2004. — № 6. — S. 1-28.

8. Bykovskij V. K. Ispol'zovanie lesov v Rossijskoj Federacii: pravovoe regulirovanie. — M. : Volters Kluver,

2009. — 232 s.

9. Bykovskij V. K. Lesnoe pravo — tradicionnaya otrasl' rossijskogo prava // Agrarnoe i zemel'noe pravo. —

2010. — № 1 (66). — S. 94-99.

10. Bystrov G. E. O kodifikacii lesnogo zakonodatel'stva i prave gosudarstvennoj sobstvennosti na lesa // Ekologicheskoe pravo. — 2005. — № 2. — S. 14-18.

11. Vasil'eva M. I. O metodah, sredstvah i sposobah pravovogo regulirovaniya ekologicheskih otnoshenij // Ekologicheskoe pravo. — 2009. — № 2/3 (spec. vypusk). — S. 56-67.

12. Volkov G. A. Principy zemel'nogo prava Rossii. — M. : Gorodec, 2005. — 336 s.

13. Gazizullin A. H. Lesovedenie : kurs lekcij. — Kazan', 2004. — 218 s.

14. Golichenkov A. K. Ekologicheskoe pravo Rossii: slovar' yuridicheskih terminov : ucheb. posobie dlya vuzov. — M. : Gorodec, 2012. — 448 s.

15. Gorbovoj V. F. Lesnoe pravo : kurs lekcij. — Sverdlovsk, 1977. — 48 s.

16. Erofeev B. V. Zemel'noe pravo Rossii. — M., 2001. — 656 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Zemel'noe pravo : uchebnik / pod red. S. A. Bogolyubova. — M. : Prospekt, 2002. — 400 s.

18. Zemel'noe pravo : uchebnik dlya bakalavrov / pod red. N. G. Zhavoronkovoj, I. O. Krasnovoj. — M. : Yurajt, 2017. — 580 s.

19. Kolbasov O. S. Zaveshchanie ekologam // Zhurnal rossijskogo prava. — 2000. — № 5/6. — S. 89-90.

20. Korostelev S. V. Zemel'noe i lesnoe pravo : ucheb. posobie. — SPb. : Polius, 1998. — 535 s.

21. Krassov O. I. Zemel'noe pravo. — M. : Yurist", 2000. — 624 s.

22. Krassov O. I. Pravo sobstvennosti na zemlyu v stranah Evropy. — M. : Norma, Infra-M, 2014. — 400 s.

23. Lesnoe pravo Rossii : uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury / V. K. Bykovskij ; otv. red. N. G. Zhavoronkova. — 5-e izd., pererab. i dop. — M. : Yurajt, 2018. — 247 s.

24. Petrov V. V. Koncepciya ekologicheskogo prava kak pravovoj obshchnosti, nauki i uchebnoj discipliny // Vestnik MGU. Seriya 11 : Pravo. — 1987. — № 5. — S. 34-39.

25. Petrov V. N. Lesnaya politika i pravo : uchebnoe posobie. — SPb. : SPbGLTU, 2015. — 216 s.

26. Puryaeva A. Yu. Problemy sootnosheniya smezhnyh otraslej prava v sfere prirodopol'zovaniya // Zhurnal rossijskogo prava. — 2008. — № 8. — S. 61-71.

27. Puryaeva A. Yu. Problemy opredeleniya ponyatiya «les» v zakonodatel'stve RF // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. — 2011. — № 5. — S. 179-185.

28. Puryaeva A. Yu., Puryaev A. S. Lesnoe pravo : uchebnoe posobie. — M. : Delovoj dvor, 2009. — 217 s.

29. Sedov A. A. Pravovye osnovy upravleniya lesnym hozyajstvom v Rossijskoj Federacii : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.06. — M., 2005. — 30 s.

30. Teoriya gosudarstva i prava : kurs lekcij / pod red. N. I. Matuzova i A. V. Mal'ko. — 2-e izd., pererab. i dop. — M., 2006. — 776 s.

31. Ustinova A. N., Abanina E. N. Predposylki vydeleniya mezhdunarodnogo lesnogo prava kak otdel'noj otrasli prava // Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva i pravoprimeneniya : materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ufa, 8 fevralya 2014 g. : v 2 ch. / pod red. A. V. Ragulina, M. S. Shajhullina. — Ufa, Evrazijskij nauchno-issledovatel'skij institut problem prava, 2014. — Ch. 2. — S. 106-108.

32. Faleev N. I. Lesnoe pravo. — SPb. : Izdanie tovarishchestva I. D. Sytina, 1912. — 364 s.

33. Shelgunov N. V. Istoriya russkogo lesnogo zakonodatel'stva. — SPb. : Tip. Ministerstva gosudarstvennyh imushchestv, 1857. — 390 s.

34. Shesteryuk A. S. Ekologicheskoe pravo. Voprosy teorii i metodologii analiza. — SPb. : Izdatel'stvo SPbGU, 2000. — 92 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.