МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В.А. Красицкая, Н.А. Рябинин
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
В статье анализируется одна из форм правового воздействия - правоохранительный механизм с точки зрения основных стадий и юридических средств. Осуществляется систематизация общетеоретических знаний, направленных на изучение охранительной функции права.
Ключевые слова: правовое воздействие, действие права, правоохранительное правоотношение, правоохранительный механизм.
Теория правоохранительного механизма имеет особую значимость для юриста, сотрудника правоохранительных органов, т.к. позволяет им в ходе своей деятельности осознанно применять различные юридические средства в борьбе с правонарушениями. Именно поэтому особенно важно знание стадий правоохранительного механизма, а также специфики используемых юридических средств.
Правоохранительный механизм - это одна из форм правового воздействия, осуществляемого с помощью специального набора правовых средств, направленных на охрану общественного порядка от противоправных действий деликтоспособных субъектов путем привлечения их к юридической ответственности.
Из определения видно, что правовое воздействие - более широкая категория, характеризующая право в действии, все направления и формы влияния права на общество.
В целом правовое воздействие (действие права) можно определить как совокупность форм и направлений влияния права на общество, среди которых необходимо выделить следующие:
- информационная - воздействие права на общество путем передачи содержащейся в правовых предписаниях информации;
- воспитательно-ориентационная - воздействие права на сознание человека с целью выработки у него определенных правовых знаний и поведенческих установок;
- регулятивная (правовое регулирование) - целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью системы правовых средств;
- правоохранительная - предполагает деятельность специально уполномоченных субъектов, направленную на охрану общества от правонарушений и наказание правонарушителей.
Специфика правоохранительной формы правового воздействия обусловлена тем, что:
- правоохранительный механизм всегда преследует определенную юридическую цель -охрана общественных отношений от противоправных вариантов поведения;
- существуют специфические юридические средства (охранительная норма, юридическая ответственность и др.), используемые в правоохранительной деятельности;
- правоохранительный механизм влечет за собой наступление особых юридически значимых последствий, выраженных в привлечении правонарушителя к юридической ответственности.
Для всестороннего понимания категории «правоохранительный механизм» подробно рассмотрим его основные стадии и правовые средства на конкретном примере - привлечение лица к уголовной ответственности за совершение убийства.
Первой стадией правоохранительного механизма является правообразование, сущность которого заключается в создании правил поведения в обществе. На данной стадии применяют такие юридические средства, как норма права, нормативно-правовой акт, источник права, система права и законодательства, правотворчество, юридическая техника.
Важнейшей задачей властного субъекта на этой стадии является правильный выбор источников, форм фиксации права, а также специфики построения мельчайшего средства правового регулирования - нормы права.
На первой стадии определяются юридические источники права, в целом составляющие систему законодательства.
Отличие правоохранительного механизма от механизма правового регулирования на данной стадии состоит в том, что мельчайшим юридическим средством здесь выступает охранительное правовое предписание (норма права). Специфика охранительно-правового предписания заключается в его содержании, в котором всегда отражены запрещенные правом деяния и меры юридической ответственности за них, применяемые государством к правонарушителям.
На наш взгляд, нормативно-правовые предписания, содержащие меры юридической ответственности (т.е. охранительные нормы), выполняют не одну (охранительную), а три функции. По отношению к своим адресатам (правоприменительным органам) они осуществляют регулятивную функцию, по отношению к регулятивным предписаниям -охранительно-обеспечительную функцию и по отношению к правонарушителям -информационно-ориентационную. Следовательно, мы полагаем, что так называемые санкции в охранительных нормах представляют собой правила поведения для их адресатов, т.е. для правоохранительных и судебных органов, полномочных применять данные нормы, правонарушитель является лишь косвенным адресатом в данном случае норм, в частности, на него направлена правовая информация о возможных формах реакции со стороны государства на его противоправное поведение. Правонарушитель выступает адресатом мер юридической ответственности, закрепленных в ненормативном правовом предписании (например, приговоре суда), созданном в его отношении на более поздних стадиях правоохранительного механизма.
В выбранном нами примере на этой стадии происходит юридическая фиксация ст. 105 УК РФ, а также статей Общей части УК и УПК РФ, закрепляющих общие понятия, принципы и порядок привлечения к уголовной ответственности.
Второй стадией правоохранительного механизма является конкретизация правовых предписаний. Сущность ее заключается в том, что созданные на первой стадии охранительные нормативно-правовые предписания (адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение) конкретизируются применительно к определенным субъектам права и жизненным ситуациям. На второй стадии правоохранительного механизма в качестве основных юридических средств выступают юридический факт и правоотношение.
Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с которым правовые предписания связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
Юридический факт в правоохранительном механизме - это всегда правонарушение, т.е. противоправное, общественно вредное, виновно совершенное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее наступление юридической ответственности. Он всегда закреплен в гипотезе охранительной нормы, создаваемой на первой стадии, и проявляется в действии (бездействии) правонарушителя. В нашем примере юридическим фактом будет выступать совершение дееспособным человеком убийства.
Такой юридический факт неизменно влечет за собой особое правоохранительное правовое отношение. Вообще под правоотношением понимается общественное отношение,
находящееся в сфере правового регулирования, участники которого обладают субъективными правами и юридическими обязанностями.
Специфика правоохранительного правоотношения, возникающего на данной стадии, заключается в следующем:
- правоохранительное отношение - это всегда властеотношение, в котором субъекты расположены вертикально, при этом один субъект - властвующий (носитель властных полномочий), а другой - подвластный (обязанный исполнять требования властвующего субъекта);
- в правоохранительном отношении субъекты не имеют возможности самостоятельно определять варианты своего поведения, т.е. такое отношение регулируется с помощью императивного метода правового регулирования;
- правоохранительное отношение имеет особый объект - оно возникает и осуществляется по поводу нарушенного права (правил поведения в обществе).
В предложенном примере правоохранительное правоотношение возникает между правонарушителем (лицом, совершившим убийство) и представителем правоохранительного органа (следователем прокуратуры, судьей).
Третья стадия правоохранительного механизма - применение права (правоприменительная деятельность), в нашем случае состоящая в деятельности компетентных субъектов права, направленной на обеспечение реализации правовых предписаний путем определения мер юридической ответственности правонарушителей, завершающаяся вынесением правоприменительного акта.
Данная деятельность в правоохранительном механизме имеет четыре специфические черты:
1. Особое основание для ее осуществления - совершенное правонарушение.
2. Специально уполномоченный субъект, осуществляющий применение права, -правоохранительный орган и особый адресат - правонарушитель.
3. Особая цель - привлечение правонарушителя к юридической ответственности.
4. Завершается вынесением особого правоприменительного акта, который содержит конкретизированные меры наказания, адресованные правонарушителю.
Кроме того, применение права в правоохранительном механизме имеет четкую внутреннюю процессуально-правовую регламентацию. В частности, выделяют три основных стадии применения права, наличие которых обязательно для любой деятельности, связанной с привлечением правонарушителя к ответственности.
Первой стадией применения права является установление фактических обстоятельств дела. На этой стадии устанавливаются и исследуются юридические факты, имеющие значение для решения данного дела. В нашем примере устанавливаются: лицо, совершившее убийство; время; место; способ его совершения; наступившие негативные последствия; характер вины; вещественные доказательства; показания свидетелей и др. Устанавливаемые фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами. К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости, достаточности и достоверности.
Вторая стадия применения права - выбор и анализ правовой нормы (или юридическая квалификация) - состоит в поиске представителем правоохранительного органа нормы, которая регламентирует рассматриваемую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. В нашем случае правоприменитель сравнивает обстоятельства совершенного преступления со ст. 105 УК РФ.
На данной стадии правоприменитель должен выбрать норму, установить подлинность ее текста и проверить ее действие во времени, на территории и по кругу лиц.
Следует помнить, что на данной стадии правоприменитель может столкнуться с целом рядом правовых проблем, затрудняющих применение права, к которым можно отнести: отсутствие нормы, регулирующей исследуемые общественные отношения, - пробел в праве; противоречие между нормами, регламентирующими данное общественное отношение, -правовая коллизия; регламентацию данного отношения несколькими сходными по содержанию правовыми нормами - правовая конкуренция; абстрактный характер правовой нормы, ее неясность, нечеткость - необходимость толкования права.
Третья стадия применения права состоит в принятии решения по юридическому делу. Именно здесь оно обретает письменную документальную форму в виде правоприменительного акта (в нашем случае, как мы уже указывали, будет вынесен приговор суда, закрепляющий меры юридической ответственности, применяемые к лицу, совершившему убийство).
На четвертой стадии правоохранительного механизма - непосредственной реализации права - право становится реальностью, т.е. воплощается в правомерном поведении его субъектов. На этой стадии присутствуют такие юридические средства, как реализация права, формы непосредственной реализации права, акт реализации права, правомерное поведение.
Реализация права - это воплощение правовых предписаний в жизнь. Реализация права как особый вид правовой деятельности состоит в осуществлении определенного поведения субъектами права, влечет за собой юридические последствия и завершается появлением правового акта - акта реализации права.
В нашем примере реализация права будет заключаться в правомерных действиях правонарушителя, исполняющего юридические обязанности, адресованные ему приговором суда.
Кроме основных стадий, в правоохранительном механизме может иметь место факультативная стадия - толкование права.
Толкование права - это процесс уяснения и разъяснения смысла и содержания правовых предписаний, результатом которого выступает появление интерпретационного акта, разъясняющего правовые предписания.
Заметим, что толкование права может осуществляться на любой стадии правоохранительного механизма. Например, интерпретировать право может правотворческий субъект, создающий охранительное нормативно-правовое предписание на первой стадий. Толкование права может понадобиться на второй стадии, при разъяснении правонарушителю его прав и обязанностей как субъекта правоохранительного отношения. Однако чаще всего толкование права необходимо на стадии осуществления правоприменительной деятельности. Во-первых, правоохранительный орган зачастую нуждается в уяснении смысла и содержания применяемых правовых предписаний. Во-вторых, адресату применения права необходимо разъяснить сущность совершенного им деяния и применяемых к нему мер юридической ответственности.