Научная статья на тему 'Государственно-правовое регулирование в правоохранительной деятельности'

Государственно-правовое регулирование в правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1806
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY / MECHANISM OF LEGAL REGULATION / LAW-ENFORCEMENT PROCESS / EFFICIENCY / OF REGULATION / STATE COERCION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасимова Н.П.

В статье предпринята попытка проанализировать особенности государственно-правового регулиро-вания общественных отношений, подчеркнув значимость, место и роль правоохранительной деятельности по укреплению правовой основы государственности и общественной жизни, соблюдению законности и правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасимова Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AND LEGAL REGULATION IN LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

In article an attempt to analyze the features of state and legal regulation of the public relations is made, having emphasized the importance, the place and a role of law-enforcement activities for strengthening a legal basis of statehood and public life, respecting law and order.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое регулирование в правоохранительной деятельности»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 340 №2 (13) /2017, с. 41-44

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нина Павловна Герасимова

кандидат юридических наук, доцент,

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: gerwlad.wg@mail.ru

В статье предпринята попытка проанализировать особенности государственно-правового регулирования общественных отношений, подчеркнув значимость, место и роль правоохранительной деятельности по укреплению правовой основы государственности и общественной жизни, соблюдению законности и правопорядка.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, механизм правового регулирования, правоприменительный процесс, эффективность регулирования, государственное принуждение.

STATE AND LEGAL REGULATION IN LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

Nina Gerasimova

Candidate of Law, Associate Professor South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation

E-mail: gerwlad.wg@mail.ru

In article an attempt to analyze the features of state and legal regulation of the public relations is made, having emphasized the importance, the place and a role of law-enforcement activities for strengthening

a legal basis of statehood and public life, respecting law and order.

Keywords: law-enforcement activity, mechanism of legal regulation, law-enforcement process, efficiency

of regulation, state coercion.

Правоохранительные органы, являясь частью механизма государственного управления, несут основную нагрузку по обеспечению нормального функционирования всего государства и жизнедеятельности общества. Уровень правопорядка напрямую зависит от активности и эффективности деятельности правоохранительных органов. От качества государственного управления в конечном итоге зависит уровень жизни населения. В связи с этим именно эффективность деятельности правоохранительных органов является основным стратегическим направлением обеспечения качества жизни.

Правоохранительная деятельность предопределена курсом на дальнейшую демократизацию общества. Первостепенное значение

приобретает деятельность по укреплению правовой основы государственной и общественной жизни, соблюдению законности, охране здоровья, чести и достоинства граждан.

Одной из функций механизма правового регулирования выступает защита прав и свобод граждан. В правовом государстве гражданам, как и другим субъектам общественных отношений, должна быть предоставлена полная возможность знать: какие законы действуют и подлежат применению в конкретной жизненной ситуации, какой спектр прав и свобод они предоставляют и каким образом обеспечивается их реализация и охрана. Принятие любого закона не может автоматически решить те или иные экономические и социальные задачи, если учесть, что многие

законы сегодня не действуют. Объясняется это тем, что отсутствует должный механизм правового регулирования. Обеспечение реализации законов- вторичный процесс, но нестоит забывать, что именно практика является критерием не только истины, но и качества законов.

Учитывая постоянный рост преступных посягательств на государственные, общественные, личные интересы, большое значение придается правоохранительному применению норм права. Именно в сфере правоохранительного применения обнаруживаются серьезные недостатки и просчеты, которые сказываются на юридической квалификации дела.

Перед юридической наукой, а особенно перед юридической практикой стоит задача по совершенствованию правоохранительной деятельности, связанной с применением и реализацией правовых актов. В связи с этим важное значение приобретают вопросы государственно-правового регулирования в правоохранительной деятельности.

Правовое регулирование являясь целенаправленной юридической деятельностью сопровождает всю историю существования права в обществе. Категория «правовое регулирование» выражает динамическую сущность всей юридической надстройки [5, с. 8].

«Правовое регулирование, - подчеркивает А.П. Коренев, - это процесс последовательного использования правовых средств для достижения целей регулирования» [7, с. 44].

По мнению A.B. Малько, механизм правового регулирования представляет собой систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права [11, с. 25].

Так, профессор В.М. Горшенев рассматривал механизм правового регулирования с позиции правовых форм деятельности органов государства и общественных организаций, т. е, через правотворческую деятельность соответствующих субъектов [6, с. 3]. Он считает, что механизм правового регулирования переводит «нормативность права в упорядоченность общественных отношений» и предлагает рассматривать механизм правового регулирования, с одной стороны, как способ воздействия права, выраженный в правовых нормах (дозволениях и запретах), а с другой - как способ реализации права -фактически совершаемые субъектами права действия [5, с. 54-55].

Особенности правового регулирования в современном государстве и обществе состоят

в том, что они охватывают самые существенные элементы «правовой материи» - нормы права, действие права в обществе, процесс правового регулирования, его механизм, правомерное поведение как цель государства и результат правового регулирования.

Правовое регулирование как целостная система состоит из трех взаимосвязанных частей:

условия эффективности регулирования, которые охватывают социальное, экономическое, культурное состояние общества, формы собственности, политический режим, государственный строй и т. д.;

процесс правового регулирования включает взаимосвязанные стадии, каждая из которых характеризуется различными особенностями: определение праводееспособности граждан; установление правового статуса граждан; определение компетенции органов власти; установление правового положения различных негосударственных общественных организаций и т. д. Данная стадия содержит определенные юридические последствия после совершения субъектами права юридически значимых действий либо бездействия;

результатом правового регулирования является выполнение правоохранительными органами своих задач и достижение поставленных целей; а также реализованная юридическая ответственность.

А.Н. Головистикова и Ю.А.Дмитриев выделяют особенности правового регулирования: по своему характеру механизм является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;

опирается на возможность применения принудительной силы государства;

имеет пределы воздействия на общественные отношения;

направлен на упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений; содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство;

осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т. д. [4, с. 579-580].

Следует отметить, что необходимым свойством правового регулирования является способность регламентировать общественные отношения на основе юридических норм, указывая субъектам права вид и меру

действия, предусматривающие правовые последствия, обеспеченные силой государственного принуждения.

В.В. Лазарев допускает государственное регулирование в виде специально-организованного механизма, с помощью которого достигаются цели права и государства, т. е. речь идет о механизме государственно-правового регулирования и государственного управления в правоохранительной сфере. Итак, механизм государственно-правового регулирования позволяет:

собрать вместе все части юридической системы и факторы, на нее влияющие; расставить их по своим местам; увидеть те основные функции, которые выполняют юридические, социальные и другие факторы в процессе правового регулирования;

понять процесс трансформации правовых принципов и норм в поведение (правомерное и противоправное), возникновение законности правопорядка или правового нигилизма;

обосновать необходимость совершенствования правового регулирования в обществе, уровня юридической культуры всего населения и профессиональной культуры всех должностных лиц, прежде всех работников правоохранительных органов [8, с. 439-440].

Механизм правового регулирования, как определяет С.С. Алексеев, это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых обеспечивается регулятивное правовое воздействие на общественные отношения [1, с. 264-265].

B.Н. Хропанюк определяет механизм правового регулирования как систему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений [12, с. 341].

Разновидностью государственно-властного воздействия является правовое регулирование общественных отношений, которое составляет важнейшую часть управленческой деятельности государства и, в частности, его правоохранительной деятельности. По мнению И.С. Самощенко, правоохранительная деятельность по характеру представляет собой активно-властную деятельность по принуждению к исполнению требований норм права ... предупреждение правонарушений и ликвидацию их последствий [10, с. 88-89].

C.С. Алексеев рассматривает правоохранительную деятельность как деятельность государственных органов, включающую в себя исследование обстоятельств деяний, в которых обнаруживаются признаки правонару-

шений, принятие специальных юридических мер воздействия против правонарушений (правовая ответственность), а также проведение в жизнь этих мер воздействия. Через правоохранительную деятельность на практике осуществляется правоохранительная функция государства и права [2, с. 73-74].

«Правоохранительная деятельность -это форма активно-властного отношения государства к правонарушениям, их причинам и последствиям, а также иным негативным противоправным явлениям в целях обеспечения выполнения требований правовых норм» [9, с. 11-12].

Правоохранительная деятельность государства и его органов направлена на противодействие противоправных явлений, т. е. на предупреждение, выявление и привлечение к ответственности правонарушителей. Свойством правоохранительной деятельности выступает властность, т. е. способность этой деятельности подчинять и направлять поведение людей. Осуществление правоохранительной деятельности обеспечивается государством, системой государственно-правовых средств и методов, в числе которых особое место занимает государственное принуждение. Эта деятельность является способом существования и формой выражения социального назначения судебных и иных правоохранительных органов.

Анализируя взгляды ученых, можно отметить, что сегодня еще не выработан единый подход к пониманию важнейших аспектов правоохранительной деятельности в правовом демократическом государстве.

Правовой основой правоохранительной деятельности выступает реализация охранительных правовых отношений, которые возникают как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права. Конкретные охранительные правоотношения нарушают правовые запреты, которые выражаются в санкции правовой нормы. Вовлечение субъектов в охранительные правоотношения возможно в принудительном порядке (в сфере реализации юридической ответственности). Правом применения государственного принуждения обладают должностные лица государственных органов, компетенция которых предусматривает возможность правоохранительной деятельности. По мнению А.Г. Братко, критериями отнесения какого-либо органа государства к правоохранительным выступают осуществление правоохранительной деятельности и возможности применения государственного принуждения [3]. На эффективность право-

применительной деятельности оказывают влияние следующие факторы: 1) степень оптимальности и рациональной организации государственного аппарата, в том числе правоохранительных органов; 2) уровень квалификации и компетенции самого правоприменителя. К негативным факторам, ведущим к снижению эффективности применения права, являются несовершенство структуры государственных органов, недостаточно высокая квалификация правоприменителя, несовершенство судебного толкования виде прецедента, невыполнение судебных решений.

Преодоление этих негативных моментов является необходимым условием для повышения эффективности правоприменительного процесса в правоохранительной деятельности.

В целях эффективности механизма государственно-правового регулирования и государственного управления в сфере право-охраны, необходимо дальнейшее научное исследование их функционирования, которое имеет как теоретическое, так и практическое значение для всей правоохранительной деятельности.

Примечания

1. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. - 2-е изд. - М„ 2002. - С. 264-265.

2. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. - Свердловск, 1963. - Вып. 1.

3. БраткоА. Г. Правоохранительная система: понятие иосновныеэлементы содержания //Проблемы развития правоохранительных органов : труды Академии МВД России. - М„ 1994. - С. 8-23.

4. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: учеб. - М., 2005.

5. Горшенев В. М Способы и организационные формы правового регулирования.

6. Горшенев В. М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. - М., 1963.

7. Коренев А. П. Административное право России. - М., 2000.

8. Лазарев В. В. Действие права и государства // Общая теория права и государства. - М., 2003.

9. Рудяков Н. М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Советского государства. - Хабаровск, 1990.

10. Самощенко И. С. Охрана режима законности советским государством. - М., 1960.

11. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М., 1997.

12. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.