Теоретико-правовые аспекты проблем правоохранительной деятельности, определения механизмов ее осуществления, перспектив и направлений совершенствования становятся в современной России не только актуальной научной, но важнейшей социально-политической проблемой.
Правоохранительная деятельность представляет собой деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по охране правопорядка, включающую в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности.
Правоохранительная деятельность может рассматриваться как форма реализации различных функций государства и в дискурсе самостоятельной функции государства - правоохранительной.
В рамках анализа сущности, социальной и правовой природы правоохранительной деятельности важным является учет того, что:
- в широком общефилософском и историческом контексте правоохранительная деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности;
- социальная природа правоохранительной деятельности как разновидности социальной деятельности и, следовательно, субстанциональной категории социальной формы движения материи, опосредована природой и сущностью человека и детерминирована необходимостью специфическими способами обеспечить совместную жизнедеятельность людей (отдельного человека, социальных групп и общества в целом) путем адаптации человека и социальной общности к окружающему миру или его преобразования в интересах человека и социальной общности;
- правовая природа правоохранительной деятельности в силу приспособительно-адаптационного и преобразовательного характера человеческой деятельности обусловлена правом и объективной необходимостью воздействия на общественные отношения для обеспечения соответствия их содержания тем, которые зафиксированы с помощью права;
- социально-правовая природа правоохранительной деятельности обусловливает ее системный
характер: в качестве интегративного системного признака выступает правоохранительная
направленность различных видов правовой деятельности, связанных с различными формами защиты права и соблюдения его всеми участниками общественных отношений;
- в зависимости от способов правовой регуляции и их институциализации субъектом правоохранительной деятельности может выступать как государство (тогда эта деятельность носит характер деятельности государственной, выступая как форма государственного управления и (или) регулирования), так и каждый член социума или социальный коллектив (тогда эта деятельность носит характер деятельности общественной, выступая как самоуправление и (или) саморегуляция) [1; 2, с. 30].
В рамках рассмотрения правоохранительной деятельности в узком смысле ее видами целесообразно считать:
- выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершающих; осуществление розыска лиц, скрывающихся от следствия и суда и без вести пропавших;
- поиск информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности;
- надзор за процессом правоприменения; правильное применение закона;
- обеспечение верховенства закона;
- оказание юридической помощи гражданам и организациям;
- правильное и быстрое рассмотрение и разрешение уголовных, административных, конституционных и иных дел, подведомственных правоохранительным органам вопросов [3, с. 2-3].
В узком смысле правовую форму, осуществляемую специальными управомоченными властными субъектами, при которой издаются индивидуальные акты применения права, необходимо именовать как «правоприменительная деятельность». Применение права - это осуществляемая от имени государства в специально установленных законом формах властно-распорядительная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение условий реализации субъективных прав и
юридических обязанностей, разрешение спорных ситуаций между субъектами правоотношений, осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей [4, с. 185].
Особенности правоприменительной деятельности заключаются в том, что:
- применение права представляет собой властно-распорядительную деятельность, осуществляемую от имени государства компетентными органами (органы внутренних дел, суды, таможенные органы и др.), а также негосударственными органами (организациями, учреждениями), которым государство делегирует полномочия в правоприменительной сфере (третейские суды и др.);
- применение права осуществляется всегда в рамках специфических правоотношений -властеотношений. Субъект, осуществляющий правоприменение, действует от имени государства и в силу этого обладает властными полномочиями по отношению к субъекту, непосредственные интересы которого затрагиваются в процессе правоприменения. Последний может быть вовлечен в правоприменительное отношение в принудительном порядке (принудительное вовлечение правонарушителя в уголовно-процессуальное отношение);
- применение права осуществляется в особых, установленных законом формах, сроках и порядке;
- применение права - это комплексная форма реализации юридических предписаний. Применяя норму, правоприменительный орган одновременно исполняет требования правовых норм (обязанность рассмотреть дело и принять решение), использует закрепленные в нормах возможности (право принимать любое справедливое решение в пределах, установленных законом), а также соблюдает установленные запреты (недопустимость превышения функциональных полномочий);
- применение права - это не одновременное явление, а сложный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий (этапов) [4].
- конечным результатом применения права является вынесение индивидуального правового акта, определяющего права и обязанности участников общественных отношений [5, с. 36].
Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права только в случаях:
- когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей [6, с. 33];
- когда существует необходимость определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав и обязанностей;
- когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей [7, с. 452-453].
Правоприменительная деятельность представляет собой властно-распорядительную деятельность, осуществляемую государственными и негосударственными субъектами, наделенными специальной компетенцией, в специальном порядке, сроках и формах, направленную на обеспечение условий реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешение спорных ситуаций между субъектами правоотношений, осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей.
Профессиональная правоохранительная деятельность вообще и правоприменительная в частности в системе управления государством и обществом могут рассматриваться как специфические формы поведения, в рамках которых устанавливаются пределы свободы поведения субъектов правоотношений и реализуются меры государственного воздействия негативного характера в отношении лиц, нарушивших правовые предписания. Вместе с тем ретроспективный анализ российской истории свидетельствует о том, что нередко стремлением к защите права от враждебных посягательств оправдывались противоправные по своей сути методы судебного и административного произвола, а также открытого политического террора, когда отождествлялись сами понятия права, закона, государственной целесообразности. Представления о механизме профессиональной правоохранительной деятельности как послушном орудии в руках государственной власти не чужды и современной России. Эффективность функционирования правоохранительных институтов находится в непосредственной зависимости от реального состояния российского общества, в котором отказ от внешних атрибутов тоталитаризма не привел к отказу от тоталитарного мировоззрения. Экономическая и политическая нестабильность способствуют распространению этатистских представлений о «твердой» и «жесткой» государственной власти; о необходимости борьбы с правонарушениями путем ужесточения репрессивных мер юридической ответственности, о
возможности отказа от принципа юридического равенства субъектов (в том числе и самого государства) перед законом и т.д. Однако воплощение в жизнь данных подходов чревато в теории отождествлением понятий «право» и «закон», «законность» и «правопорядок», «правомерность» и «государственная целесообразность», а на практике - замедлением процесса реформирования российской государственности и фактическим отказом от демократического пути развития и возвратом к тоталитаризму.
Одним из дискуссионных вопросов в теории государства и права остается вопрос о соотношении полицейской и правоприменительной деятельности.
В контексте рассмотрения данной проблемы отметим, что правоприменительную деятельность осуществляют только уполномоченные на то компетентные органы (должностные лица). В других же формах реализации права участвуют самые различные субъекты - физические и юридические лица. При этом отметим, что известный теоретик права дореволюционной России Г.Ф. Шершеневич считал, что применение права есть не что иное, как подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права. Отсюда им делался вывод, что нормы права применяются всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указаниями права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права [8, с. 277].
В советском правоведении аналогичной позиции придерживались П.Е. Недбайло и Ю.Х. Калмыков, которые не отграничивали правоприменение от исполнения и использования права гражданами [9, с. 7]. Так, П.Е. Недбайло подчеркивал: «Правовые нормы претворяются в жизнь в практической деятельности людей, их объединений и государственных учреждений, в процессе которой они осуществляют предоставленные им права и выполняют возложенные на них обязанности. В этом плане применение правовых норм означает их осуществление, реализацию в деятельности людей, учреждений и организаций путем соблюдения и исполнения предписаний этих норм» [10, с. 125].
Правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права. Это положение обусловлено тем, что целью применения права является удовлетворение не личных потребностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реализующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества [11, с. 64].
Важное значение имеет и то, что применение права имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело, то есть оно осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, называемых правоприменительными отношениями.
Правоприменительные отношения порождены правом, направлены на реализацию права и осуществляются в правовых формах. Как и любые правоотношения, правоприменительные отношения представляют собой индивидуализированную общественную связь, возникающую на основе норм права и характеризующуюся наличием у ее участников корреспондирующих субъективных прав и обязанностей [12, с. 96].
Использовав рассмотренные признаки правоприменительной деятельности как матрицу для анализа вопроса о соотношении полицейской и правоприменительной деятельности, следует отметить, что полицейская деятельность - это разновидность правоприменительной деятельности государства, специфика которой определяется особенностями структуры.
Структуру полицейской деятельности составляют такие элементы, как цель, средства, объект, субъект. Цель полицейской деятельности - реализация полицейской функции государства, обусловленная необходимостью установления и поддержания внутригосударственной безопасности и правопорядка. Средствами и методами осуществления полицейской деятельности являются меры государственного принуждения (предупредительные меры, пресекательные, меры юридической ответственности); субъектами полицейской деятельности - специальные органы, наделенные особой компетенцией и уполномоченные от имени государства осуществлять меры физического принуждения с целью установления и поддержания внутригосударственной безопасности и правопорядка; объектами полицейской деятельности - поведение субъектов общественных отношений, на которое направлены меры государственного физического принуждения.
Рассматривая вопрос о соотношении полицейской и правоприменительной деятельности, следует констатировать, что полицейская деятельность представляет собой специфическую форму правоохранительной деятельности и реализации полицейской функции государства, являющейся частью правоохранительной функции и подразумевающей целенаправленное воздействие соответствующих государственных институтов (органов) на социальные отношения. Реализация полицейской функции государства осуществляется в рамках отношений, образующих предмет отраслей административного права и административной деятельности. При этом в качестве одного из видов административной деятельности выступает полицейская деятельность - разновидность правоприменительной деятельности государства.
Литература
1. АврутинЮ.Е. Эффективность правоохранительной деятельности: (опыт системного
исследования). СПб., 1998.
2. Числов А.И. Правоохранительная деятельность: сущность и реализация. СПб., 1999.
3. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы. М., 2002.
4. Ромашов Р.А. Теория государства и права. СПб., 2006.
5. Горшнев В.М. Участие общественных организаций в правовом регулировании. М., 1963.
6. Лазарев В.В. Применение советских правовых норм. Казань, 1972.
7. Лазарев В.В. Действие права, реализация права // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999.
8. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учеб. пособие. М., 1995.
9. Лазарев В.В. Правоприменительные акты и их эффективность в условиях развитого социалистического общества: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1977.
10. Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960.
11. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.
12. Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981.