Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 104-109. © И. С. Куксин, 2008
УДК 340.1
РОЛЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И.С. КУКСИН
Рассматривается значение юридического процесса в сфере применения права. Выделяются существующие в связи с этим проблемы и предлагаются варианты их разрешения.
Норма реализуется тогда, когда субъекты права сообразуют свое поведение с её требованиями. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых желает добиться законодатель, издавая нормы права [1]. Таким образом, важное значение для практики и общей теории государства и права имеет понятие «реализация права», которая в научной литературе определяется по-разному.
Реализация права - это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций [2]. Реализация норм права есть процесс превращения юридически идеальных моделей, отражающих нужные для господствующего класса или народа (в обществе развитого социализма) состояния, в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений [3]. Под реализацией законов понимается процесс их непрерывного действия, выражающийся в применении конкретных правовых норм к определенным сферам жизнедеятельности, урегулированным законами. Целенаправленные действия конкретных субъектов права, которые полностью согласуются с предписаниями правовых норм и исходят из них (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и юридических обязанностей есть реализация норм права [4]. Последовательная реализация закона означает реальное достижение нормативно установленных целей [5]. Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возни-
кает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной:
1) в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства;
2) взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения;
3) право применяется в случаях возникновения спора о праве;
4) применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.
Мы считаем, что реализацией права является процесс воплощения правовых предписаний в жизнь. Формами реализации права являются:
а) использование права - это выполнение субъектом своих прав, правомочий. Предполагает свободу усмотрений, свободу выбора;
б) соблюдение права - это воздержание от определенных действий по выполнению запрета;
в) исполнение - это выполнение обязанностей, то есть совершение активных действий;
г) применение права.
Далее важно определить понятие правоприменения. Авторы по-разному дают толкование этому явлению. Применение - это такая форма реализации, при которой особые органы, наделенные властными полномочиями, специально направляют свою дея-
тельность на то, чтобы обеспечить претворение норм права в жизнь [6]. Правоприменение - деятельность органов, должностных лиц на основе полномочий, предоставленных законом, по принятию решений, которые могут выражаться в издании других правовых актов, предписывающих меры по выполнению закона или содержащих нормы, конкретизирующие закон [7]. Утверждается, что если правоотношения возникают на основе одностороннего предписания компетентного органа, обладающего властными полномочиями, то налицо применение права [8].
Под применением права понимается государственно-властная деятельность компетентных органов, состоящая в организационных действиях, направленных на принятие индивидуально-конкретных предписаний,
влекущих юридически значимые последствия с целью реализации норм права [9]. Применение права - это деятельность по установлению государственно-властного предписания, изданного на основе и во исполнение применяемой нормы права, осуществляющего функции индивидуального регулирования общественных отношений [10]. Применение права - это правовая форма осуществления функций государства, одна из форм государственной деятельности [11]. Правоприменение есть операция не над нормой, а над фактом с использованием нормы. Правоприменительный акт лишь упорядочивает конкретную ситуацию в соответствии с общей волей законодателя [12].
Правоприменительная деятельность осуществляется не только в отношении тех норм, которые обращены к гражданам и реализуются ими, но также и в отношении норм, реализацией которых занимаются сами государственные органы [13]. Применение права является особой формой реализации права, сочетающей в себе черты других её форм и проявляющейся в деятельности полномочных органов, которая имеет цель содействия претворению в жизнь норм, обращенных к другим субъектам права. Применение права вызывает или обеспечивает движение правовых отношений на основе изданных ранее нормативных актов [14]. Применение права -это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу
на основе юридических фактов и конкретных правовых норм. Применение права имеет следующие признаки:
1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;
2) имеет индивидуальный характер;
3) направлено на установление конкретных правовых последствий - субъективных прав, обязанностей, ответственности;
4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах;
5) завершается вынесением индивидуального юридического решения [15].
Применение права имеет место там, где есть властное решение компетентного органа по поводу конкретного жизненного случая. Эта форма всегда предполагает:
1) односторонность волеизъявления органа, наделенного властными полномочиями, хотя в ряде случаев инициатором издания акта применения выступает не сам этот орган;
2) категоричность предусмотренного этим актом веления;
3) обязательность властных решений для исполнителей, подчиненности их воли;
4) обеспеченность и охрана таких решений принудительной силой государства [16].
Государство через применение права организует, упорядочивает определенные отношения [17]. Особенность реализации права путём его применения по сравнению с другими формами реализации заключается в том, что здесь поведение субъектов, реализующих нормы права, опосредуется путём властного указания государственного органа на конкретные права и обязанности этих субъектов в пределах применяемой нормы [18]. В основу выделения всех форм реализации права должен быть положен метод, при помощи которого реализуется права [19]. Применение норм права представляет собой не только определенную форму реализации права, оно является и государственно-правовым методом по претворению предписаний права в жизнь [20]. Непосредственным объектом применения права является отдельный конкретный случай [21]. Субъект применения права не является адресатом той нормы, в реализации которой он содействует третьим лицам [22].
В научной литературе утверждается, что в управленческой деятельности большой
удельный вес должен занимать механизм правоприменения. Его ядро - использование комплекса средств реализации закона и связанных с ним подзаконных актов. К сожалению, пока такой акцент слабо выражен в деятельности многих органов публичной власти, и они по-прежнему увлечены подготовкой и принятием правовых актов, в итоге нарастает правовая инфляция [23]. По нашему мнению, решить указанную проблему представляется возможным в рамках строгого соблюдения механизма правоприменительного юридического процесса.
По нашему мнению, правоприменение -это вспомогательная форма реализации права, представляющая собой деятельность государственных властных органов по принудительному восстановлению правопорядка.
Существует общетеоретическое понятие юридического процесса [24], одним из видов которого является правоприменительный юридический процесс. Полагаем, что правоприменение и правоприменительный юридический процесс - это синонимичные понятия, поскольку правоприменение, как и правоприменительный юридический процесс, проходит ряд строго очерченных этапов, стадий. Правоприменение достигает цели исключительно в рамках правоприменительного юридического процесса. Правоприменительный юридический процесс - есть легальная форма правоприменения.
Следовательно, правоприменительный юридический процесс - это регламентируемая нормами права целенаправленная, динамическая деятельность органов государственной власти, носящая комплексный характер и представляющая собой совокупность последовательных взаимосвязанных правовых процедур, действий, возникающих по поводу принудительного восстановления правопорядка.
Для того, чтобы норма закона работала, нужно ввести юридический механизм его действия, который предполагает наличие (или введение):
а) статусных норм, возлагающих на органы, их должностных лиц полномочия по выполнению требований закона;
б) процедур (процессуальных норм), устанавливающих порядок применения норм закона, последовательность действий по дос-
тижению целей, предусмотренных законом. Без наличия указанных процедур применение закона затруднительно [25]. Важную роль в этом смысле призван играть правоприменительный юридический процесс.
Применение права имеет официальный характер, предполагает принуждение и носит стадийный характер:
1) установление факта события;
2) сбор доказательств по делу;
3) вынесение решения;
4) доведение решения до сведения заинтересованных лиц;
5) исполнение решения.
Стадии - это относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций) [26]. Стадия применения - это имеющий самостоятельное значение этап (в логическом смысле), стадия процесса разбирательства дела [27]. Применение права представляет собой единый процесс [28]. Правоприменительный юридический процесс как деятельность компетентных органов логически представляет собой определенную последовательность фактических действий [29]. Правоприменительный процесс начинается по инициативе самого субъекта, или по указанию вышестоящего органа, или по заявлению заинтересованных лиц. Начавшись однажды, процесс должен быть доведен до логического конца: необходимо обязательное вынесение положительного или отрицательного решения по делу [30].
В теории права выделяются две формы применения права - оперативно-исполнительная и правоохранительная. Это деление определяется характером воздействия права на общественные отношения, основными направлениями правового регулирования. Перед применением права стоят две основные задачи - организация выполнения правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (оперативно-исполнительная деятельность) и охрана права от нарушений (правоохранительная деятельность) [31]. Следовательно, представляется возможным выделить оперативно-исполнительный и правоохранительный правоприменительные юридические процессы. Поведение людей может быть юридически правомерным или неправомерным. В зависимости от этого правоприменительная деятельность направляет-
ся на решение задач позитивного или негативного характера [32]. В данном случае обоснованно выделение позитивного и негативного правоприменительного юридического процесса. Практическая ценность приведенных выше классификаций состоит в том, что сообразно цели, стоящей в данном конкретном случае, будут избираться соответствующие адекватные ситуации методы её решения.
Профессор Ю.А. Тихомиров отмечает, что процесс реализации законов характеризуется рядом принципов. Среди них - принципы непрерывности (реализация закона должна быть непрерывной и включать в себя ряд стадий), комплексности (выполнение закона требует использования комплекса средств - юридических, экономических, социально-психологических и организационных; игнорирование какого-либо средства не позволяет выявить всего потенциала закона), всеобщности (в реализации закона должны принимать участие все субъекты, предусмотренные его нормами; нельзя ограничивать круг участников отдельными органами либо органами одного уровня, например, областными, оставляя в стороне федеральные), системности (процесс реализации законов должен иметь целостный характер - необходимо одновременно учитывать требования ряда однородных законов и их норм и соответственно применять согласованные меры по их выполнению), оптимальности (при организации процесса реализации закона следует рассчитывать возможные затраты денежных, материальных и иных ресурсов; важно учитывать фактор времени, в пределах которого будет действовать закон и могут потребоваться дополнительные усилия по его практическому осуществлению) [33]. Следовательно, правоприменение (а равно и правоприменительный юридический процесс), будучи одной из форм реализации права, должно следовать этим же принципам.
Документальным оформлением и выражением применения права являются акты применения права. Они же являются непременным атрибутом правоприменительного юридического процесса. В научной литературе под ними понимаются: правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании юридических
фактов и норм права, определяющие обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц [34]; акты-документы, в которых формально закрепляются решения компетентных органов по юридическим делам [35]. Правоприменительный акт можно определить как решение, обычно документально оформленное, принятое компетентным органом на основе правовых норм, направленное на регулирование индивидуальных отношений путём возникновения, изменения или прекращения соответствующих правоотношений и являющееся одним из юридических средств государственного управления обществом [36].
Мы предлагаем под актами применения права понимать юридические документы, издаваемые органами государственной власти в процессе правоохранительной деятельности во исполнение нормативно-правовых актов. Например, решение судов общей юрисдикции по конкретным делам; постановление (только органов государственной власти) о наложении штрафов и иных взысканий; решения административных органов по наказанию, например, директора какого-либо предприятия и т. д. Акты применения права не могут противоречить нормативно-правовым актам, поскольку являются индивидуальными правовыми предписаниями.
Органы, в обязанность которых входит оказывать специальную помощь в реализации прав и обязанностей другими субъектами права, именуются правоприменительными [37]. Исследование природы государственно-властного характера правоприменительных органов прежде всего требует уяснения соотношения между двумя элементами, входящими в государственно-властную деятельность. Первый элемент проявляет себя в характере власти-подчинения, второй - в характере авторитетного контроля со стороны государства за возникновением, изменением и прекращением правоотношений [38]. Оба эти элемента присутствуют в деятельности правоприменительных органов, которые к тому же являются основными, ведущими субъектами в правоприменительном юридическом процессе.
Придавая важное значение общественному мнению относительно существующих правовых актов, институтах и т. п., с целью
иллюстрации уровня правоприменительного процесса в Российской Федерации мы приведем данные опроса участников II Всероссийской конференции «Мониторинг право-
вого пространства и правоприменительной практики», состоявшейся 20 мая 2006 г. в Российской Академии государственной службы [39].
Таблица 1
Как Вы в целом оцениваете состояние правоприменительного процесса?
(в % от всех опрошенных)
Высоко Средне Низко Затрудняюсь ответить
На федеральном уровне 6 45 46 3
На уровне субъекта РФ 1 51 37 11
На муниципальном уровне 1 18 60 21
Таблица 2
Что Вы считаете наиболее важным для эффективного осуществления правоприменительной практики?
(в % от опрошенных каждой группы)
1* 2* 3* 4* 5* 6* 7* 8* 9*
Наличие специально уполномоченных структур по проведению мониторинга 43 38 27 39 62 35 57 37 53
Повышение качества принимаемых нормативно-правовых актов 40 38 47 22 52 43 33 37 42
Обеспечение стабильности законодательства 31 52 33 28 14 31 32 30 31
Нормативное закрепление организации, развития и функционирования мониторинга права 30 46 27 11 38 31 28 35 22
Принятия большего числа законов прямого действия 27 38 60 6 14 27 28 35 14
Ликвидация значительного числа устаревших нормативных актов 27 46 20 28 19 20 42 30 21
Формирование полного регистра нормативно-правовых актов 27 38 33 17 24 27 28 30 21
Разработка унифицированных критериев эффективности объекта мониторинга 24 15 27 28 24 29 13 26 21
* 1 - в целом все опрошенные; 2 - представители исполнительных органов власти и управления; 3 - представители Совета Федерации; 4 - представители органов законодательной власти субъектов РФ; 5 - представители экспертного сообщества; 6 - представители органов, осуществляющих мониторинг права; 7 - представители органов, не осуществляющих мониторинг права; 8 - участники конференции из Москвы; 9 - участники конференции из регионов.
Табличные данные иллюстрируют, что уровень правоприменения и правоприменительного юридического процесса остается достаточно низким, поэтому потребность в научной разработке теоретических концепций в сфере правоприменения является целесообразной и необходимой.
Из вышесказанного следует, что применение права занимает особое место в системе правового регулирования. Оно представляет собой одну из основных форм проведения в
жизнь политики государства, с его помощью реализуются важнейшие политические, социальные и экономические мероприятия правительства [40]. В ходе правоприменения на основе действующих нормативных актов: а) устанавливается наличие субъективных прав и обязанностей, равно как и их мера, в случае спора об этом; б) определяется момент действия или факт прекращения субъективных права и обязанностей; в) осуществляется контроль за правильностью приобре-
тения прав и возложения обязанностей [41]. Поскольку значимость юридического процесса в применении норм права чрезвычайно велика, то не вызывает сомнения объективная необходимость дальнейшей разработки обозначенной области исследования.
1. Бро Ю.Н. Проблемы применения права: учеб. пос. - Иркутск: Иркутский гос. ун-т им. А. А. Жданова, - 1980. - С. 5.
2. Теория государства и права: учеб. для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. - 2000. - С. 392.
3. Правоприменение в советском государстве. -М., 1985. - С. 9.
4. Бро Ю.Н. Указ. соч. - С. 5-6.
5. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. - М., 2007. - С. 398.
6. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М., 1966. - С. 94-95.
7. Тихомиров Ю.А. Указ. соч. - С. 402.
8. Бро Ю.Н. Указ. соч. - С. 11.
9. Там же. - С. 11-12.
10. Там же. - С. 13.
11. Правоприменение в советском государстве. -М., 1985. - С. 18.
12. Там же. - С. 20.
13. Лазарев В. В. Применение советского права. -1972. - С. 29.
14. Там же. - С. 30.
15. Теория государства и права: учеб. для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. - 2000. - С. 397-398.
16. Правоприменение в советском государстве. -М., 1985. - С. 18.
17. Бро Ю.Н. Указ. соч. - С. 13.
18. Пиголкин А.С. Формы реализации норм советского социалистического права. Тезисы докладов межвузовской научной конференции «Социалистическая законность, толкование и применение советских законов». - Киев, 1961. - С. 37.
19. Бро Ю. Н. Указ. соч. - С. 12.
20. Там же. - С. 13.
21. Правоприменение в советском государстве. -М., 1985. - С. 23.
22. Лазарев В.В. Указ. соч. - С. 29.
23. ТихомировЮ.А. Указ. соч. - С. 395.
24. Предлагаем под юридическим процессом понимать регламентируемую нормами права целенаправленную, динамическую деятельность любого субъекта права, обладающего правами и обязанностями, носящую комплексный характер, и представляющую собой совокупность последовательных взаимосвязанных правовых процедур, действий, возникающих по поводу защиты прав, охраняемых законом интересов (см. подробнее: Кук-син И.С. Юридический процесс как общетеоретическая категория // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сб. ст. / под ред. В.Ф. Воловича, А.М. Барна-шова, В.М. Зуева. - Томск, 2007. - С. 40-42; Он же. Понятие и признаки юридического процесса // Материалы ХЬУ Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», 1012 апреля 2007 г.: Государство и право. - Новосибирск: СибАГС, 2007. - С. 191-193).
25. ТихомировЮ.А. Указ. соч. - С. 403.
26. Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. - С. 525.
27. Бро Ю.Н. Указ. соч. - С. 21.
28. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. - С. 525.
29. Бро Ю.Н. Указ. соч. - С. 19.
30. Лазарев В.В. Указ. соч. - С. 38.
31. Правоприменение в советском государстве. -М., 1985. - С. 30.
32. Бро Ю.Н. Указ. соч. - С. 13.
33. Тихомиров Ю.А. Указ. соч. - С. 398-399.
34. Теория государства и права: учеб. для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. - 2000. - С. 402.
35. Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. - С. 551.
36. Правоприменение в советском государстве. -М., 1985. - С. 77.
37. Лазарев В.В. Указ. соч. - С. 29.
38. Бро Ю. Н. Указ. соч. - С. 17.
39. Тихомиров Ю.А. Указ. соч. - С. 170.
40. Бро Ю.Н. Указ. соч. - С. 3.
41. Лазарев В.В. Указ. соч. - С. 29.