Г. И. МИНЯШЕВА, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук
ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Аннотация. Правоприменение является одним из видов юридической деятельности, которому присущи свои особенные черты, направления деятельности (функции), объекты воздействия, субъекты, его осуществляющие, и пр.
Ключевые слова и словосочетания: право, правоприменение, правосознание, юридическая деятельность, юридический процесс, реализация права, правоприменительный акт.
Каждый человек за весь период своей жизнедеятельности хоть однажды сталкивался с необходимостью обращения в органы государственной либо муниципальной власти, к должностному лицу за разрешением конкретного индивидуального вопроса. Таким образом, в масштабах всего государства применение права имеет колоссальное значение, как в ^ государственной, общественной, так и ^ частной сферах деятельности. В этом смысле применение права выступает ^ межотраслевым, многофункциональным механизмом по регулированию ^ широкого пласта общественных ^ отношений. В силу своей юридической ^ специфики правоприменение является и а самой сложной, многогранной формой ц реализации права. Ему присущи свои а особенные черты, направления | деятельности (функции), объекты а воздействия, субъекты, его
^ осуществляющие, и пр. У Проблема применения права
а довольно длительное время считается а спорной, неоднозначной и решается в 2 ходе оживленных научных дискуссий. | Как подчеркивал известный правовед о Р. Иеринг, право - это неустанная ра-а бота не только государственной вла-^ сти, но и всего народа, причем вся а жизнь права так или иначе «являет то § же зрелище безостановочной борьбы и ^ труда целого народа, какое представ-
ляет деятельность последнего в области экономического и умственного производства» [1].
Интерес научного сообщества к применению права обусловлен, прежде всего, особой практической значимостью и востребованностью данного юридического явления в жизни. Правоприменение непосредственно связано со многими другими правовыми вопросами, в процессе взаимного сосуществования с которыми происходит их обоюдная интеграция. Так, например, применение права связано с правовой культурой и правосознанием, с формами права и юридической деятельностью, с нормой права и законотворчеством, с юридическим процессом и, конечно, реализацией права, собственно через которую и происходит его юридико-социальное осознание. Как верно отмечает Ю. С. Реше-тов, «... деятельность по применению норм права правильно можно понять лишь с учетом характера процессов их реализации» [2].
Правоприменение выступает неотъемлемой частью всего механизма осуществления государственной власти. В этом отношении применение права является, наряду с законотворчеством, важнейшим способом регулирования общественных отношений. Через правоприменительную деятельность проявляются властная сущность
государства, беспрекословность в следовании его велениям. Более того, полагаем, что именно правоприменительная деятельность способствует нормальному функционированию общественных отношений. Необходимо отметить, что в ходе применения права осуществляется регулирование общественных отношений как при правомерном поведении, так и при правонарушениях.
Применение права, прежде всего, направлено на регулирование индивидуальной практической ситуации. Такая индивидуальность не подразумевает под собой единичного или разового правоприменительного действия. Наоборот, содержательная наполненность конкретного отношения обусловливает множественность действий со стороны правоприменителя. Более того, в результате совершения таких действий накапливается информация, юридически полезная часть которой может трансформироваться в норму права. «Следует отметить, - пишет В. Н. Леушин, - что полезный для укрепления законности и совершенствования законодательства опыт накапливается именно в процессе правоприменения» [3].
В современной юридической науке в качестве оснований, побуждающих правоприменяющих субъектов «вмешиваться» в процесс право-реализации, выступают следующие ситуации:
- необходимость контроля со стороны правоприменительных органов за законностью совершаемых сторонами действий;
- возникновение спора о праве, в котором стороны могут самостоятельно прийти к принятию согласованного решения;
- наличие препятствий для реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторон;
- необходимость официального установления наличия или отсутствия
конкретных фактов и признания их юридически значимыми фактами;
- установление факта правонарушения и как следствие этого необходимость определения конкретного вида юридической ответственности либо мер государственного воздействия к правонарушителю;
- издание правоприменительного акта как основания для реализации субъективных прав и юридических обязанностей сторон [4].
Применение права в отечественной науке считают своеобразной формой или способом реализации права (И. Я. Дюрягин, С. С. Алексеев, Ф. А. Григорьев, Ю. Н. Бро, Н. Н. Вопленко, В. М. Горшенев, В. Н. Карташов, В. В. Лазарев, Ю. С. Решетов, Р. О. Халфина, В. А. Юсупов и др.) [5].
Если обратиться к юридической литературе XIX века, то мы увидим, что такие понятия, как «исполнение», «применение», «соблюдение», уже были известны ученым-юристам. Так, профессор Ф. Ф. Мартене [6] в своем учебнике по государственному праву ^ (1873-1874 гг.) говорит о том, что ка- ^ ждый закон издается для того, чтобы а быть исполняемым, чтобы получить у точное и действительное применение. i К сожалению, Ф. Ф. Мартене не дает о^ определений понятиям «исполнение» ^ и «применение», но видно, что они у g него не являются синонимами, а пред- g ставляют собой отличные друг от дру- g га юридические явления. «
Только в 1909 году А. А. s
Рождественский в книге «Общая §
о
теория права» [7] дает определение ^
понятию «применение закона». Под 'i
применением закона он понимает щ
конкретное подчинение закону того о
или иного жизненного случая, §
предусмотренного законом. ^
Подавляющее большинство
авторов полагают, что ^
правоприменение - это особая Л
разновидность юридической §
деятельности. Так, еще oq
дореволюционный юрист В. М. Хвостов под применением права понимал деятельность юристов по развитию объективного права [8].
В. Н. Карташов считает, что «применение права - это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность
компетентных государственных
органов и уполномоченных государством органов общественности по вынесению индивидуально-конкретных предписаний» [9].
Ю. Н. Бро под применением права понимает государственно-властную деятельность компетентных органов, состоящую в
организационных действиях,
направленных на принятие
индивидуально-конкретных предписаний, влекущих юридически значимые последствия с целью ^ реализации норм права [10]. ^ По мнению Е. А. Лукашевой,
применение права - это властная орга-^ низующая деятельность компетентных § органов и лиц, имеющая своей целью | содействие адресатам правовых норм в ^ реализации принадлежащих им прав и о^ обязанностей, а также контроль за ^ данным процессом [11]. § О. А. Чванов полагает, что
§ «применение права - это § осуществляемая в установленных § законом формах специально-§ юридическая деятельность
| компетентных государственных
^ органов и должностных лиц, а также 'Л на то уполномоченных общественных ^ объединений по созданию
ф юридических фактов, развитию новых
§ отношений и событий путем у
реализации властных полномочий»
^^ [12], а Л. Ю. Веркиенко считает, что
^ «применение права - это процесс
Л осуществления властной деятельности
§ органами государства и
^ должностными лицами по
претворению в жизнь норм права, результатом которой является акт применения права» [13].
Н. Н. Вопленко в самом общем виде рассматривает применение права как властную организационную деятельность компетентных, то есть специально на это уполномоченных, органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению юридических дел путем издания индивидуальных правовых предписаний на основе и во исполнение действующего законодательства [14].
В отличие от Н. Н. Вопленко, В. М. Сырых не заостряет внимания на властном характере применения права, а понимает под ним деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права [15].
Особенности применения норм права В. М. Сырых видит в том, что:
1) действующими нормами права определяется правомочие правоприменителей на издание актов применения права (например, Положение о государственном органе);
2) деятельность правоприменителей детально регулируется действующим законодательством;
3) конкретные права и обязанности, закрепленные актом применения норм права, основываются непосредственно на законе и иных нормативных правовых актах.
К числу наиболее существенных особенностей правоприменения, определяющих его специфику, можно отнести то, что применение права осуществляется субъектами (правоприменителями), наделенными властными полномочиями. Сами действия правоприменителя осуществляются в строгом соответствии с процедурно-процессуальной регламентацией, а объективизация результатов право-
применения находит свое закрепление в официальных юридических документах - правоприменительных актах, издание которых является основанием для осуществления деятельности, направленной на выполнение содержащихся в них требований. Являясь юридической гарантией законного, обоснованного и справедливого осуществления права, применение права сориентировано на организацию государственного управления в социально-правовой сфере. В качестве основания правоприменения выступает принцип государственно-властного регулирования правовых отношений. В процессе осуществления правоприменительной деятельности происходит реализация полномочий государственных органов и общественных организаций.
Важной чертой правоприменения является его творческий характер. Творческая интеллектуально-волевая деятельность правоприменителя как своеобразного посредника между законодательной волей и поведением участников правоотношений способна обеспечить достижение необходимого эффекта нормативного правового регулирования. Если же исключить саму возможность творческого подхода в применении норм права, полностью формализовав последнее, смысл в нем как в особой форме реализации права утрачивается.
Анализируя приведенные
выше и некоторые другие
определения применения права, можно выделить его основные черты: 1) особая значимость в
урегулировании общественных и индивидуальных отношений; 2) властный характер; 3) осуществление в предусмотренных законом формах;
4) наличие специального
правоприменяющего субъекта; 5) индивидуальная направленность
регулирования отношений; 6) управленческий характер действия [16]; 7) наличие особых поводов для начала осуществления.
Применение выступает в роли «проводника» права, практического обеспечения его действия. Правоприменение является своего рода «переправой» между юридической нормой и конкретным отношением, поэтому можно судить о неком двойном регулировании, где на первом уровне располагается закон, а на втором - практика его применения. Верно отмечает И. Я. Дюрягин: «... При правоприменении, как и при правотворчестве, происходит государственно-властное воздействие на процесс правового регулирования. Правотворчество дает ему жизнь, а применение права как бы его подхватывает, конкретизированно продолжает» [17]. Таким образом, применение права наряду с законода- ^ тельством выступает основным спосо- ^ бом государственного регулирования общественных и индивидуальных от- а ношений, в силу чего имеет особое | юридическое и социально- о^
или правоприменительного акта.
экономическое значение.
Обозначенное выше позволяет сформулировать следующее определе- | ние применения права: это имеющая Ц управленческий характер интеллекту- | ально-волевая творческая государст- ^ венно-властная деятельность специ- ^ ально уполномоченных органов по | разрешению на основе норм права индивидуальной ситуации путем выне- „а сения юридически значимого решения Ц
а
о
^
0 «
и
1
£
а «
ЛИТЕРАТУРА
1. Иеринг Р. Юридическая техника: пер. с нем. СПб., 1905. С. 5-28.
2. Решетов Ю. С. Реализация норм советского права. Казань, 1989. С. 15.
3. Леушин В. Н. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск, 1987. С. 18.
4. Захаров А. А. Современные проблемы правоприменения: опыт структурно-функционального анализа // История государства и права. 2009. № 5. С. 43.
5. См., например: Алексеев С. С. Общая теория права. В двух томах. Т. II. М., 1982; Дюрягин И. Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973; Григорьев Ф. А. Акты применения норм советского права. Саратов, 1971; Он же. Акты применения норм советского права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1971. С. 4; Вопленко Н. Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1983; Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М. : Юрид. лит-ра, 1972; Карташов В. Н. Применение права. Ярославль : Изд-во Ярославского ун-та, 1980; Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М. : Юрид. лит-ра, 1974; Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность органов управления. М. : Юрид. лит-ра, 1979; Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972; Он же. Эффективность правоприменительных актов. Казань, 1976.
6. Мартене Ф. Ф. О государственном праве. Санкт-Петербург, 1873-1874 гг. - С. 318.
7. Рождественский А. А. Общая теория права. - М., 1909. - С. 191.
8. См.: Хвостов В. М. Система римского права: учебник. М., 1996. С. 39.
9. Лазарев В. В. Применение советского права. Казань, 1972. С. 68.
10. Бро Ю. Н. Проблемы применения права. Иркутск, 1980. С. 12.
11. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 2006. С. 425.
12. Чванов О. А. Механизм правоприменени я: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1995. 2 С. 36.
^ 13. Веркиенко Л. Ю. Применение права органами исполнительной власти: дис. ... канд.
а юрид. наук. М., 2002. С. 19.
© 14. Общая теория государства и права. Т. 2. М., 2001. С. 354.
¡^ 15. Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2001. 275 с.
СЦ 16. Так, по мнению Е. Г. Лукьяновой, специфика правоприменительной деятельности
^ заключается в ее управленческой природе. «Применение закона, - пишет автор, - это деятель-§ ность, посредством которой организуется государственное управление обществом. Именно в Ц* этой организационно-правовой форме функционируют исполнительные, правоохранительные, Ц судебные и иные органы государственной власти, регулирующие и охраняющие различные щ стороны жизни гражданского общества». См.: Лукьянова Е. Г. Глобализация и правовая система России. М., 2006. С. 64.
а
| 17. Дюрягин И. Я. Указ. соч. С. 42.
о
§ © Миняшева Г. И.
-с а
£ _
о
^
0 «
и
1
£
а «
§
и
А А А