Научная статья на тему 'ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительные органы / уголовная политика / субъекты уголовной политики / law enforcement agencies / criminal policy / subjects of criminal policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.А. Кравцова

Согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации основные направления политики государства определяются Президентом Российской Федерации. Реализация же основ политики осуществляется специализированными субъектами в соответствии с закрепленными за ними полномочиями. Система субъектов реализации уголовной политики является весьма сложной, в ее состав включено значительное количество государственных и муниципальных органов. Так, реализацией уголовной политики путем принятия законов занимается Федеральное Собрание Российской Федерации, отдельные вопросы нормативного регулирования осуществляются органами исполнительной власти Российской Федерации. Несомненно, что главную роль в практической реализации уголовной политики играют правоохранительные органы. В статье рассматриваются виды правоохранительных органов, которые осуществляют реализацию уголовной политики в своей практической деятельности, анализируются нормативные основы такой деятельности, ее особенности, а также взаимодействие правоохранительных органов при реализации основных направлений уголовной политики. В результате рассмотрения основных направлений деятельности субъектов реализации уголовной политики автор приходит к выводу о ведущей роли органов внутренних дел в данной сфере, а также подчеркивает особое положение прокуратуры и суда в реализации уголовной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е.А. Кравцова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW ENFORCEMENT AGENCIES AS SUBJECTS OF CRIMINAL POLICY

According to Art. 80 of the Constitution of the Russian Federation, the main directions of state policy are determined by the President of the Russian Federation. The implementation of the policy framework is carried out by specialized entities in accordance with the powers assigned to them. The system of subjects for the implementation of criminal policy contains many different in structure, tasks and functions of state and municipal bodies, endowed with special powers. Thus, the implementation of criminal policy through the adoption of laws is carried out by the Federal Assembly of the Russian Federation, certain issues of regulatory regulation are carried out by the executive authorities of the Russian Federation. However, there is no doubt that the main role in the practical implementation of criminal policy is played by law enforcement agencies. The article discusses the types of law enforcement agencies that carry out the implementation of criminal policy in their practical activities, analyzes the regulatory framework for such activities, its features, as well as the interaction of law enforcement agencies in the implementation of the main directions of criminal policy. As a result of considering the main activities of the subjects of the implementation of criminal policy, the author comes to the conclusion about the leading role of the internal affairs bodies in this area, and also emphasizes the special position of the prosecutor’s office and the court in the implementation of the criminal policy of the state.

Текст научной работы на тему «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

LAW ENFORCEMENT AGENCIES AS SUBJECTS OF CRIMINAL

POLICY

УДК 342.5

Е.А. КРАВЦОВА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) 543375@mail.ru

ELENA A. KRAVTSOVA,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации основные направления политики государства определяются Президентом Российской Федерации. Реализация же основ политики осуществляется специализированными субъектами в соответствии с закрепленными за ними полномочиями. Система субъектов реализации уголовной политики является весьма сложной, в ее состав включено значительное количество государственных и муниципальных органов. Так, реализацией уголовной политики путем принятия законов занимается Федеральное Собрание Российской Федерации, отдельные вопросы нормативного регулирования осуществляются органами исполнительной власти Российской Федерации. Несомненно, что главную роль в практической реализации уголовной политики играют правоохранительные органы. В статье рассматриваются виды правоохранительных органов, которые осуществляют реализацию уголовной политики в своей практической деятельности, анализируются нормативные основы такой деятельности, ее особенности, а также взаимодействие правоохранительных органов при реализации основных направлений уголовной политики.

В результате рассмотрения основных направлений деятельности субъектов реализации уголовной политики автор приходит к выводу о ведущей роли органов внутренних дел в данной сфере, а также подчеркивает особое положение прокуратуры и суда в реализации уголовной политики государства.

Ключевые слова: правоохранительные органы, уголовная политика, субъекты уголовной политики.

Для цитирования: Кравцова Е.А. Правоохранительные органы как субъекты уголовной политики // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 2. - С. 6-10.

Abstract: according to Art. 80 of the Constitution of the Russian Federation, the main directions of state policy are determined by the President of the Russian Federation. The implementation of the policy framework is carried out by specialized entities in accordance with the powers assigned to them. The system of subjects for the implementation of criminal policy contains many different in structure, tasks and functions of state and municipal bodies, endowed with special powers. Thus, the implementation of criminal policy through the adoption of laws is carried out by the Federal Assembly of the Russian Federation, certain issues of regulatory regulation are carried out by the executive authorities of the Russian Federation. However, there is no doubt that the main role in the practical implementation of criminal policy is played by law enforcement agencies. The article discusses the types of law enforcement agencies that carry out the implementation of criminal policy in their practical activities, analyzes the regulatory framework for such activities, its features, as well as the interaction of law enforcement agencies in the implementation of the main directions of criminal policy.

As a result of considering the main activities of the subjects of the implementation of criminal policy, the author comes to the conclusion about the leading role of the internal affairs bodies in this area, and also emphasizes the special position of the prosecutor's office and the court in the implementation of the criminal policy of the state.

Keywords: law enforcement agencies, criminal policy, subjects of criminal policy.

For citation: Kravtsova E.A. Law enforcement agencies as subjects of criminal policy // Problems of Law Enforcement Activity. - 2023. - № 2. - P 6-10.

Большинство ученых, анализирующих понятие «реализация уголовной политики», считает, что под данным термином следует понимать реализацию концептуальных идей законодательства, принципов права, закрепленных в Конституции Российской Федерации и международных правовых актах, через установление механизма их реализации и защиты в нормативных правовых актах и правоприменительной деятельности [1, с. 103; 2, с.13]. Отдельные ученые исходят из того, что реализацией уголовной политики является исключительно правоприменительная деятельность [3, с. 314], которая осуществляется правоохранительными органами. Далее, исходя из темы статьи, реализация уголовной политики будет рассматриваться в узком смысле данного термина.

Непосредственными субъектами реализации уголовной политики выступают правоохранительные органы, которые в своей повседневной деятельности осуществляют борьбу с преступностью, что является основным направлением уголовной политики государства.

Традиционно в учебной литературе к правоохранительным органам относят суды, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, налоговые органы, таможенные органы, органы юстиции, прокуратуру, нотариат, адвокатуру, частные детективные и охранные службы [3, с. 18; 4, с.12]. При этом термину «правоохранительный орган» дается следующее определение: это «учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью» [5, с.16].

В нормативных источниках термин «правоохранительные органы» рассматривается более узко, включая в данное понятие исключительно государственные органы. Так, например, в постановлении ЦИК России от 25.07.2018 № 170/1398-71

1 Постановление ЦИК России от 25.07.2018 № 170/1398-7 (ред. от 07.08.2020) «О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатным избирательным округам» // Вестник ЦИК России. - 2018. - № 14.

под правоохранительными органами понимаются прокуратура, Следственный комитет Российской Федерации, органы внутренних дел, таможенные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы. Обращение к документам Счетной палаты Российской Федерации позволяет сделать вывод, что с точки зрения Счетной палаты Российской Федерации правоохранительными органами являются МВД России, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации2.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время понятие «правоохранительные органы» можно рассматривать как собирательное понятие, в которое могут включаться разные органы, на которые возлагаются непосредственные задачи по поддержанию правопорядка в самом широком смысле данного термина. При этом все правоохранительные органы можно рассматривать в качестве субъектов реализации уголовной политики, и все они обладают спецификой, которая нуждается в изучении.

Важную роль среди субъектов уголовной политики играет прокуратура Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура - «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции»3.

Рассматривая роль прокуратуры как субъекта непосредственной реализации уголовной

2 СОД 17. Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации. Стандарт организации деятельности (утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 28.04.2012 № 19К (852)) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред.

от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. -

№ 47. - Ст. 4472.

политики, Д.В. Потапов отмечает, что прокуратура является особым органом, совмещающим функции судебного обвинения и надзора за законностью деятельности правоохранительных органов [6, с. 239].

Еще одна функция прокуратуры в рамках реализации уголовной политики государства - координационная. Данное направление деятельности прокуратуры закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и конкретизировано в Указе Президента России от 18 апреля 1996 г. № 5674. В Указе закреплены различные формы координационной деятельности, в частности: проведение совместных совещаний с участием различных правоохранительных органов, совместное обсуждение «громких» и наиболее сложных уголовных дел, совместный анализ результатов проведения уголовной политики. Отдельным видом деятельности прокуратуры по данному направлению работы является обучение сотрудников по вопросам взаимодействия и реализации уголовной политики. Следует отметить, что к вышеуказанным мероприятиям привлекаются все субъекты, занимающиеся непосредственной реализацией уголовной политики. Л.И. Беляева отмечает, что, при необходимости, к работе таких совещаний могут также привлекаться представители судебных органов [7, с. 95]. Помимо обучения и проведения различного рода встреч, на органы прокуратуры возложена задача по подготовке комплексных планов (программ) по реализации уголовной политики.

Основной деятельностью прокуратуры является надзорная деятельность. В рамках данной деятельности органы прокуратуры проводят комплексные проверки деятельности субъектов реализации уголовной политики, осуществляют надзор за соблюдением законодательства, давая нарушителям обязательные для исполнения предписания. Выполнение надзорной деятельности прокуратуры регламентируется не только Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», но и другими нормативными актами. Так, контроль прокуратуры за деятельностью органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, осуществляется на основании ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»5, а более подробная регламента-

4 Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 (ред. от 31.12.2019) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 17. - Ст. 1958.

5 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - № 33. - Ст. 3349.

ция указанной деятельности закреплена в Приказе Генпрокуратуры России от 20.01.2017 № 136.

Значимым субъектом реализации уголовной политики является Следственный комитет Российской Федерации (далее - СК РФ), правовой статус которого закреплен в Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации» (далее - закон о СК РФ)7. СК РФ занимается расследованием преступлений; проводит экспертизы, необходимые для раскрытия преступлений; на основании анализа преступной деятельности выявляет причины совершения преступлений и принимает меры по их устранению; разрабатывает мероприятия по реализации отдельных направлений уголовной политики; осуществляет контроль за процессуальной деятельностью.

Рассматривая деятельность СК РФ, Л.В. Го-лоскоков отмечает его значительную роль в качестве субъекта реализации уголовной политики, указывая на то, что главной миссией данного органа является укрепление российской государственности и построение правового государства путем осуществления борьбы с преступностью [8, с. 62].

Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ РФ) как субъекты уголовной политики действуют на основе Федерального закона «О федеральной службе безопасности»8, ст. 8 которого устанавливает, что одним из направлений деятельности указанного органа является борьба с преступностью. Органы ФСБ РФ пресекают и расследуют преступления, связанные с угрозой безопасности Российской Федерации, а также имеющие террористическую направленность.

Определенная роль в реализации уголовной политики государства отведена и Минюсту России9, в состав которого входит Федеральная служба исполнения наказаний Минюста России (далее ФСИН), а также соответствующие учреж-

6 Приказ Генпрокуратуры России от 20.01.2017 № 13 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // Законность. - 2017. - № 4.

7 Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 1. - Ст. 15.

8 Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 04.08.2022) «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. -№ 15. - Ст. 1269.

9 Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 11.04.2022) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 42. - Ст. 4108.

дения уголовно-исполнительной системы. Рассматривая работу указанных органов, Н.С. Гру-динин отмечает, что основная их цель в сфере реализации уголовной политики заключается в «восстановлении социальной справедливости в обществе, исправлении лиц, совершивших преступления, а также максимально возможного предупреждения совершения преступных посягательств в будущем (как первичных, так и рецидивных)» [9, с. 276].

Федеральная таможенная служба (далее -ФТС России) также может рассматриваться в качестве субъекта реализации уголовной политики. В ее задачи входит выявление преступлений, связанных с пересечением границы Российской Федерации, для чего указанная служба вправе осуществлять валютный, транспортный, технический, радиационный и иные формы контроля в пунктах пропуска через границу10.

Несомненно, важная роль среди субъектов реализации уголовной политики отводится войскам национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия). Согласно ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ Росгвардия является самостоятельной государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина11. Сотрудники Росгвардии привлекаются к охране общественного порядка, режимных объектов, осуществляют контроль за оборотом оружия в стране, участвуют в борьбе с террористическими организациями и экстремистскими проявлениями. Важным направлением их деятельности является обеспечение безопасности высшего руководства страны.

Несмотря на значительную роль всех правоохранительных органов при реализации уголовной политики государства основными субъектами данной деятельности, несомненно, являются органы внутренних дел (далее - ОВД).

Это связано с тем, что полиция является основным, специализированным органом, созданным именно для противодействия преступности,

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 18. - Ст. 3146.

11 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от

14.07.2022) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 27. - Часть I. - Ст. 4159.

что непосредственно указано в ст. 1 Федерального закона «О полиции»12.

Полномочия полиции в данной сфере весьма обширны и закреплены в главах 3-5 Федерального закона «О полиции». Выполнение каждого из указанных полномочий можно рассматривать как реализацию уголовной политики государства.

Большая часть возложенных на ОВД полномочий осуществляется ими при взаимодействии с другими правоохранительными органами. Например, полномочиями в сфере уголовного права и процесса наделены все субъекты уголовной политики в той или иной мере, поэтому взаимодействие при их выполнении является необходимой частью работы всех правоохранительных органов; полномочия в сфере оборота оружия и охраны общественного порядка осуществляются ОВД совместно с Росгвардией; а при реализации полномочий по обеспечению государственной безопасности ОВД могут работать совместно с органами ФСБ.

Особое место среди субъектов реализации уголовной политики занимают суды. Это связано с тем, что суды относятся не к исполнительной ветви власти, как остальные правоохранительные органы, а к самостоятельной ветви, выделенной в Конституции Российской Федерации, - судебной. Осуществляя правосудие по уголовным делам, судья является предпоследним звеном субъектов реализации уголовной политики (последним выступает ФСИН РФ), устанавливая степень вины преступника и определяя ему меру наказания. Помимо выполнения наиважнейшей функции правосудия, на высшие суды, действующие в Российской Федерации, возложена еще одна функция - разъяснение другим субъектам реализации уголовной политики смысла нормативных предписаний и способствование единообразной практике их применения.

Особую роль в толковании нормативных актов играет Конституционный Суд Российской Федерации, на который возложена задача по проверке норм законов и иных нормативных правовых актов на соответствие Конституции Российской Федерации.

Рассматривая практику Конституционного Суда Российской Федерации по проверке норм УК РФ на соответствие Конституции Российской Федерации, Ю.Е. Пудовочкин отмечает, что с момента учреждения Конституционного Суда Российской Федерации им было по существу рассмотрено 24 таких обращения, в результате чего только 9 статей УК были признаны неконституционными [10, с. 155]. Представляется, что

12 Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - .2023. - № 15. - Ст. 3011.

данное положение дел обусловлено солидарной деятельностью всех ветвей власти, которая ведет к небольшому количеству разногласий между различными органами государственной власти в процессе осуществления ими своей деятельности. Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации крайне редко признает нормы законов не соответствующими Конституции Российской Федерации, ограничиваясь таким толкованием оспариваемых норм, которые позволяют сотрудникам правоохранительных органов применять их в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Рассмотрение субъектов практической реализации уголовной политики позволяет сделать вывод, что все правоохранительные органы в той или

иной степени выступают в качестве таких субъектов, привлекаясь к решению тех или иных задач по мере необходимости, в зависимости от возложенных на них полномочий. ОВД, несомненно, играют ключевую роль среди субъектов реализации уголовной политики, осуществляя охрану общественного порядка, защиту прав граждан и принимая непосредственные меры по борьбе с преступностью.

Особое место среди субъектов реализации уголовной политики государства играют прокуратура, совмещающая функции обвинительного, контрольно-надзорного и координирующего органа, а также суд, не только осуществляющий функцию правосудия, но и разъясняющий вопросы правоприменения в процессе реализации уголовной политики государства.

Литература

1. Кострова М.Б. Реализация уголовной политики: от правотворчества до правоприменения // Правовое государство: теория и практика. - 2015. - № 4 (42). - С. 102-110.

2. Кравцова Е.А., Стеблевский А.А. Конституционные основы уголовной политики и принципы их реализации в современных условиях // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2022. - № 3. - С. 12-16.

3. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В.П. Божьева. - Москва: Спарк, 1999. - 414 с.

4. Савюк Л. Правоохранительные органы: учебник. - Москва, 2004. - 671 с.

5. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. - Москва: ИНФРА-М, 2004. 590 с.

6. Потапов Д.В. Вертикаль обвинительной власти и правовая форма ее реализации в уголовном судопроизводстве // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 7 (110). - С. 239-240.

7. Уголовная политика Российской Федерации: в 2-х ч.: учебник / под ред. заслуженного юриста Рос. Федерации, д-ра юрид. наук, проф. Л.И. Беляевой. Ч. 1. - Москва: Академия управления МВД России, 2018. - 182 с.

8. Голоскоков Л.В. Задачи и миссия Следственного комитета // Российский следователь. - 2019. - № 3. - С. 60-63.

9. Грудидин Н.С. Принципы и превентивный потенциал современной уголовно-исполнительной политики российской федерации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 202. - №3 (836). - С. 275-287.

10. Пудовочкин Ю.Е., Бабаев М.М. Взаимоотношения судебной и законодательной власти в контексте уголовной политики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2021. - № 1. - С. 153-185.

11. Макеева Н.В. Уголовная политика государства: трансформация категории // Наука. Общество. Государство. -2022. - Т. 10. - № 1 (37). - С. 34-42.

= References =

1. Kostrova M.B. Realizaciya ugolovnoj politiki: ot pravotvorchestva do pravoprimeneniya // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2015. - № 4 (42). - S. 102-110.

2. Kravcova E.A., Steblevskij A.A. Konstitucionnye osnovy ugolovnoj politiki i principy ih realizacii v sovremennyh usloviyah // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2022. - № 3. - S. 12-16.

3. Pravoohranitel'nye organy Rossijskoj Federacii: uchebnik / pod red. V.P. Bozh'eva. - Moskva: Spark, 1999. - 414 s.

4. Savyuk L. Pravoohranitel'nye organy: uchebnik. - Moskva, 2004. - 671 s.

5. RyzhakovA.P. Pravoohranitel'nye organy: uchebnik dlya vuzov. - Moskva: INFRA-M, 2004. 590 s.

6. Potapov D.V. Vertikal' obvinitel'noj vlasti i pravovaya forma ee realizacii v ugolovnom sudoproizvodstve // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2017. - № 7 (110). - S. 239-240.

7. Ugolovnaya politika Rossijskoj Federacii: v 2-h ch.: uchebnik / pod red. zasluzhennogo yurista Ros. Federacii, d-ra yurid. nauk, prof. L.I. Belyaevoj. Ch.1. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2018. - 182 s.

8. Goloskokov L.V. Zadachi i missiya Sledstvennogo komiteta // Rossijskij sledovatel'. - 2019. - № 3. - S. 60-63.

9. Grudidin N.S. Principy i preventivnyj potencial sovremennoj ugolovno-ispolnitel'noj politiki rossijskoj federacii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. - 202. - №3 (836). - S. 275-287.

10. Pudovochkin Yu.E., Babaev M.M. Vzaimootnosheniya sudebnoj i zakonodatel'noj vlasti v kontekste ugolovnoj politiki // Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki. - 2021. - № 1. - S. 153-185.

11. Makeeva N.V. Ugolovnaya politika gosudarstva: transformaciya kategorii // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. - 2022. -T. 10. - № 1 (37). - S. 34-42.

(статья сдана в редакцию 05.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.