Научная статья на тему 'ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ КАК СУБЪЕКТ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ КАК СУБЪЕКТ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ / СУБЪЕКТЫ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Двойменный И. А.

А к т у а л ь н о с т ь т е м ы . Президентский контроль за деятельностью правоохранительных органов в контексте реализации функций полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе чрезвычайно важен для обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности граждан. Ц е л ь . Определение основных направлений деятельности полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе по контролю за правоохранительной деятельностью. М е т о д о л о г и я . Общенаучные и специальные методы познания: логические методы (анализ, синтез, обобщение, систематизация), формально - юридический, метод юридического анализа нормативных правовых актов. Р е з у л ь т а т ы и в ы в о д ы . Определены основные направления деятельности полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе по контролю за правоохранительной деятельностью. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах играет важную роль в проведении единой политики государства, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. О б л а с т ь п р и м е н е н и я . Дальнейшее совершенствование нормативно - правового регулирования президентского контроля за деятельностью правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FEDERAL DISTRICT AS A SUBJECT OF PRESIDENTIAL CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES

T h e re l e v a n c e o f t h e t o p i c . Presidential control over the activities of law enforcement agencies in the context of the implementation of the functions of the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Federal District is extremely important for ensuring security in all spheres of citizens’ life.G oa l . Definition of the main activities of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the Federal District for the control of law enforcement activities.M e t h o d o l o g y. General scientific and special methods of cognition: logical methods (analysis, synthesis, generalization, systematization), formal legal, method of legal analysis of normative legal acts. R e s u l t s a n d c o n c l u s i o n s . The main directions of activity of the Plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Federal District for the control of law enforcement activities are determined. The Institute of Plenipotentiary Representatives of the President of the Russian Federation in the federal districts plays an important role in carrying out a unified state policy, in ensuring the coordinated functioning and interaction of federal public authorities and public authorities of the subjects of the Russian Federation. S c o p e o f a p p l i c a t i o n . Further improvement of the legal regulation of presidential control over the activities of law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ КАК СУБЪЕКТ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ: ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

УДК 342.51

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ КАК СУБЪЕКТ ПРЕЗИДЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Двойменный И. А., кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного и гражданского права и процесса, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: dvoymennyy-ia@ranepa.ru; SPIN-код: 3265-9965

Поступила в редакцию 02.06.2023. Принята к публикации 23.06.2023

Аннотация

Актуальность темы. Президентский контроль за деятельностью правоохранительных органов в контексте реализации функций полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе чрезвычайно важен для обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеят ел ьност и гр а ждан.

Цель. Определение основных направлений деятельности полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе по контролю за правоохранительной деятельностью.

Методология. Общенаучные и специальные методы познания: логические методы (анализ, синтез, обобщение, систематизация), формально-юридический, метод юридического анализа нормативных правовых актов.

Результаты и выводы. Определены основные направления деятельности полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе по контролю за правоохранительной деятельностью. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах играет важную рол ь в проведении единой п олитики государст ва, в обесп ечении согласованного функционирования и взаимодейст вия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

Область применения. Дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования президентского контроля за деятельностью правоохранительных органов.

Ключевые слова: президентский контроль, субъекты президентского контроля, деятельность правоохранительных органов, полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.

UDC 342.51

PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FEDERAL DISTRICT AS A SUBJECT OF PRESIDENTIAL CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF LAW

ENFORCEMENT AGENCIES

Dvoymenny I. A., candidate of legal scien ces, associate professor, Head of the Departm en t of Criminal and Civil Law and Procedure, Russian Academy of Nation al Econ omy and Public Admin istra tion under the Presiden t of the Russian Federation (branch of RANEPA), Voronezh, Russia

E-mail: dvoymennyy-ia@ranepa.ru; SPIN-код: 3265-9965

Abstract

The relevance of the topic. Presidential control over the activities of law the con text of the implemen tation of the functions of the plenipoten tiary represen tative of the Presiden t of

M 1 (60), 2023

РЕГИОН: системы, экономика, управление

the Russian Federation in the Federal District is extremely important for ensuring security in aU spheres of citizens' life.

Goal. Definition of the main activities of the Plenipoten tiary Represen tative of the Presiden t of the Russian Federation in the Federal District for the con trol of law en forcemen t activities.

Methodology. General scientific and special methods of cognition; logical methods (analysis, synthesis, generalization, systematization), formal legal, method of legal analysis of normative legal acts.

Results and conclusions. The main directions of activity of the Plenipotentiary representative of the Presiden t of the Russian Federation in the Federal District for the con trol of law enforcemen t activities are determined, The Institute of Plenipoten tiary Represen tatives of the Presiden t of the Russian Federation in the federal, districts plays an important role in carrying out a unified state policy, in ensuring the coordinated functioning and interaction of federal public authorities and public authorities of the subjects of the Russian Federation,

Scope of application. Further improvement of the legal regulation of presidential control over the activities of law en forcemen t agencies.

Keywords: presidential control, subjects of presidential control, activities of law enforcement agencies, plenipoten tiary represen tative of the Presiden t of the Russian Federation in the Federal District,

Введение

В настоящее время большое значение приобретают вопросы, связанные с формированием условий для максимальной прозрачности деятельности государственных органов. Важнейшим направлением в этом отношении становятся задачи обеспечения контроля за деятельностью правоохранительных органов. Данная ситуация делает актуальным исследование проблем, связанных с реализацией контрольного механизма в условиях реформирования всех структур, призванных обеспечивать безопасное функционирование общества и государства. Состояние системы государственного контроля сегодня характеризуется значительным количеством субъектов, уполномоченных осуществлять контрольно-надзорную деятельность. По вопросам контроля также издано значительное количество указов Президента Российской Федерации.

Вопросы, связанные с организацией и правовым обеспечением президентского контроля, субъектов, его осуществляющих, установлением места и роли данного вида деятельности в системе госконтроля, а также применением современных технологий, как показывает практика, являются актуальными и требуют дополнительного исследования.

Субъекты президентского контроля за деятельностью правоохранительных органов

Как известно, контроль является одной нз функций, элементом, частью, механизмом, средством обратной связи системы управления, в том числе государственного. Президентский контроль является одним нз основных видов государственного контроля, занимающим главенствующее положение среди иных видов госконтроля.

Б01: 10.22394/1997-4469-2023-60-1-84-98

Стратегические полномочия Президента Российской Федерации как главы государства определяют место и роль президентского контроля не только как главенствующего, но и как стратегического вида государственного контроля. Одной нз особенностей стратегического госконтроля является то обстоятельство, что он осуществляется только за самыми значимыми, основными, наиболее важными направлениями деятельности подконтрольных органов [1].

Так, согласно указу Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [2], в перечень федеральных министерств, федеральных служб н федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, среди прочих входят Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям н ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, то есть федеральные органы исполнительной власти, составляющие так называемый «силовой» или «правоохранительный» блок, органы, обеспечивающими такие стратегические направления государственного строительства, как национальная безопасность и правопорядок.

Президентский контроль за деятельностью правоохранительных органов основан на принципах законности, гласности, системности, цен-

трализации и автономности субъектов президентского контроля, объективности, независимости, подконтрольности и ответственности и осуществляется в двух основных формах:

1) контроль, осуществляемый непосредственно Президентом РФ:

2) контроль за состоянием правоохранительной деятельности, осуществляемый по поручению Президента Российской Федерации субъектами президентского контроля.

Правоохранительные органы в Российской Федерации наделены специальными полномочиями по охране правопорядка в государстве, борьбе с преступностью, проведению оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия, а также по реализации иных функций по обеспечению государственной и общественной безопасности, в связи с чем обладают и специальным статусом. Деятельностью государственных органов исполнительной власти, осуществляющих правоохранительную функцию, руководит Президент Российской Федерации. Поэтому деятельность правоохранительных органов является объектом контроля не только со стороны специально уполномоченных субъектов президентского контроля, но н объектом непосредственного контроля Президента Российской Федерации. Президент РФ утверждает положения об этих органах и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия: Президент вправе заслушивать доклады руководителей правоохранительных органов, выносить вопросы, связанные с организацией их деятельности, на рассмотрение Совета Безопасности РФ, участвовать в работе коллегий и совещаний руководящего состава, запрашивать информацию об обеспечении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правоохранительной деятельности. Так, например, 20 марта 2023 года Президент РФ В. В. Путин принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии МВД, где поставил перед Министерством ряд задач: пресекать попытки дестабилизировать общество, активнее противостоять преступлениям экстремистской направленности, а также коррупционным проявлениям [3]. Выступая на заседании коллегии ФСБ России, состоявшемся 28 февраля 2023 года, Президент в качестве приоритетных направлений работы ведомства назвал усиление линии контрразведки, повышение уровня защищенности информационного, цифрового пространства России, выявление н пресечение попыток нарушить работу российских ресурсов н коммуникаций, противодействие террористической угрозе [4]. Перечисленные Президентом задачи являются предметами президентского контроля.

К иным субъектам президентского контроля, помимо самого главы государства, относятся:

— Администрация Президента Российской Федерации:

— Контрольное управление Президента Российской Федерации (самостоятельное подразделение Администрации Президента Российской Федерации):

— Совет Безопасности Российской Федерации:

— Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Субъектами президентского контроля за деятельностью правоохранительных органов ведется контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в том числе правоохранительными органами) федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации), указов, распоряжений, поручений, посланий н других решений Президента Российской Федерации.

На уровне регионов президентский контроль за правоохранительной деятельностью органов исполнительной власти осуществляется через институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также образование федеральных округов осуществляется в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации является одним из руководящих сотрудников Администрации Президента Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, Президент РФ имеет право назначать и освобождать полномочных представителей Президента.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Он обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями и ины-

№ 1 (60), 2023

РЕГИОН: системы, экономика, управление

мп решениями Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

В ходе осуществления своей деятельности полномочный представитель Президента РФ руководствуется Положением о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденным Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 [5].

Основными задачами полномочного представителя являются:

— организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации:

— организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

— представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном н экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Для действенной реализации вышеуказанных задач полномочный представитель Президента Российской Федерации наделен правом запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, н от должностных лиц; направлять своих заместителей н сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе.

Роль н значение полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах может возрастать в особых, чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с п. 6 «Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе, среди прочего:

— анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;

— взаимодействует с Контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, президентский контроль является одним из основных видов государственного контроля, занимающим главенствующее положение среди иных видов госконтроля. Это обстоятельство обусловливается тем, что Президент РФ занимает особое место в сфере публичной власти и играет особую роль, осуществляя организационные, распорядительные, правотворческие н контрольные функции и наделен для их реализации достаточно широкими государственно-властными полномочиями.

Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, среди прочего, анализируют эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах и вносят Президенту Российской Федерации соответствующие предложения. При организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов, распоряжений, поручений н указаний Президента Российской Федерации полномочные представители Президента в федеральных округах взаимодействуют с Контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации. Поэтому институт полномочных представителей Президента в федеральных округах играет важную роль в проведении единой политики государства, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи,

ЛИТЕРАТУРА

1. Тарасов А. М. Государственный контроль в России : монография / А. М. Тарасов. — Москва : Континент, 2008. — 671 с.

2. О структуре федеральных органов исполнительной власти : [указ Президента РФ от 21 янв. 2020 г. № 21: по состоянию на 20 окт. 2022 г.] // Собрание законодательства РФ. — 27.01.2020. — № 4. — Ст. 346.

3. Расширенное заседание коллегии МВД [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/ I гмпмоп|)1н/70744.

4. Заседание коллегии ФСБ России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ь11р://\¥\¥\¥. kremlin.ru/events/president/news/70597.

5. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : [указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849: по состоянию на 4 февр. 2021 г.] // Собрание законодательства РФ. — 15.05.2000. — № 20. — Ст. 2112.

УДК 332.146.2

LITERATURE

1. Tarasov A. M. State control in Russia : monograph / A. M. Tarasov. — Moscow : Continent, 2008. —671 p.

2. On the structure of federal executive bodies : [Decree of the President of the Russian Federation No. 21 of January 21, 2020: as of October 20, 2022] // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 27.01.2020. —No. 4. — Article 346.3.

3. Extended meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs [Electronic resource]. —Access mode: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/70744 .

4. Meeting of the Board of the FSB of Russia [Electronic resource]. — Access mode: http://www. kremlin.ru/events/president/news/70597 .

5. About the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the Federal District: [Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2000 No. 849: as of February 4, 2021] // Collection of Legislation of the Russian Federation. — 05/15/2000. —No. 20. — Article 2112.

ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ (НА ПРИМЕРЕ ДЕПАРТАМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Коды JEL: J24, 015, Р11

Калашникова С. В., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: sveta.v.kalashnikova@gmail.com; SPIN-код: отсутствует

Хорунжий С. Н., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и гражданского права и процесса, Российская академия народного хозяйст ва и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: snhor@mail.ru; SPIN-код: 1460-9409

Шахворостов Г. И., кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия E-mail: shakhvorostov@mail.ru; SPIN-код: 3352-6307

Поступила в редакцию 02.06.2023. Принята к публикации 15.06.2023

Аннотация

Актуальность темы. Внедрение бережливого управления в исполнительных органах государственной власти объективно обусловлено необходимост ью п овышения эффективност и управления в условиях цифровой трансформации экономики,

Цель. Анализ текущего состояния и разработка предложений по внедрению бережливого управления в департаменте промышленности и транспорта Воронежской области,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.