Научная статья на тему 'Правоохранительная сфера как объект стратегического управления и развития в Российской Федерации'

Правоохранительная сфера как объект стратегического управления и развития в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правоохранительная сфера / объект управления и развития / стратегическое управление / ресурсная модель управления / law enforcement sphere / object of management and development / strategic management / resource management model

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аникин Виктор Николаевич

Постановка проблемы: стратегическое управление и развитие правоохранительной сферы невозможно без четкого понимания ее сущности и содержания, что обусловлено сложностью и неоднозначностью, а, по существу, теоретической неопределенностью данной категории. В ряде научных исследований она рассматривается как система противодействующих (противоборствующих) подсистем – преступности и правоохраны, что, естественно, не соотносится с использованием данной категории в качестве системообразующего объекта государственного управления. Цель исследования: определить сущность и содержание правоохранительной сферы как объекта стратегического управления и развития и предложить модель управления ее развитием в Российской Федерации. Методы исследования: системный подход, системно-структурный и структурно-функциональный анализ, диалектический метод, моделирование. Результаты и ключевые выводы: правоохранительная сфера представляет собой общественно-государственное и социально-правовое пространство (его оптимальную модель), в котором посредством установления и реализации уполномоченными органами (их должностными лицами) во взаимодействии с гражданским обществом (его институтами, общественными формированиями правоохранительной направленности и гражданами) правовых норм охраны конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства обеспечиваются с использованием необходимых ресурсов (сил, средств и методов) стабильность в обществе, законность и правопорядок, общественная безопасность и эффективное противодействие преступности. Сущность правоохранительной сферы заключается в установлении в обществе правоохранительных отношений, обеспечивающих свободу и достоинство человеческой личности, ее могущества, связанного с властными проявлениями права (господством права), основанного на стремлении к справедливости, достижению и защите общечеловеческих ценностей. Содержание правоохранительной сферы составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны конституционных прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, противодействия преступности и сопутствующим ей негативным явлениям и процессам в социальной, экономической и других сферах общественной и государственной жизни. В состав правоохранительной сферы входит целостная совокупность государственно-правовых институтов, средств и методов, которые можно представить в виде законодательной, правоохранительной, правоприменительной и профилактической подсистем. Правоохранительная сфера обладает системными свойствами и способностями к развитию стратегического государственного управления. В основу стратегического управления правоохранительной сферой Российской Федерации может быть положена ресурсная модель, основанная на методологии ресурсного подхода к государственному управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Law Enforcement Sphere as an Object of Strategic Management and Development in the Russian Federation

Problem statement: strategic management and development of the law enforcement sphere is impossible without a clear understanding of its essence and content, which is due to the complexity and ambiguity, and, in essence, the theoretical uncertainty of this category. In a number of scientific studies, it is considered as a system of counteracting (opposing) subsystems – crime and law enforcement, which, of course, does not correlate with the use of this category as a system-forming object of public administration. The purpose of the study is to determine the essence and content of the law enforcement sphere as an object of strategic management and development and to propose a model for managing its development in the Russian Federation. Research methods: system approach, system-structural and structural-functional analysis, dialectical method, modeling. Results and key conclusions: the law enforcement sphere is a public-state and socio-legal space (its optimal model), in which, through the establishment and implementation by authorized bodies (their officials) in cooperation with civil society (its institutions, law enforcement-oriented public formations and citizens), legal norms for the protection of constitutional rights and freedoms of citizens The interests of society and the state are ensured by using the necessary resources (forces, means and methods) to ensure stability in society, legality and law and order, public safety and effective crime prevention. The essence of the law enforcement sphere lies in the establishment of law enforcement relations in society that ensure the freedom and dignity of the human person, its power associated with the imperious manifestations of law (the rule of law), based on the pursuit of justice, the achievement and protection of universal values. The content of the law enforcement sphere consists of public relations that develop regarding the protection of constitutional rights and freedoms of citizens, ensuring legality, law and order, public safety, combating crime and related negative phenomena and processes in social, economic and other spheres of public and state life. The law enforcement sphere includes an integral set of state-legal institutions, tools and methods that can be represented in the form of legislative, law enforcement, law enforcement and preventive subsystems. The law enforcement sphere has systemic properties and the ability to develop strategic public administration. The strategic management of the law enforcement sphere of the Russian Federation can be based on a resource model based on the methodology of the resource approach to public administration.

Текст научной работы на тему «Правоохранительная сфера как объект стратегического управления и развития в Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

методология, правовое обеспечение

Аникин Виктор Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: VNanikin18@yandex.ru

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 351.74

DOI 10.24412/2072-9391-2023-468-46-59

Дата поступления статьи: 14 июня 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 15 декабря 2023 г.

Victor Nikolaevich Anikin,

Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of the Theory

and Methodology for National Management,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: VNanikin18@yandex.ru

Scientific specialty:

5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Правоохранительная сфера как объект стратегического управления и развития в Российской Федерации

The Law Enforcement Sphere as an Object of Strategic Management and Development in the Russian Federation

Аннотация

Постановка проблемы: стратегическое управление и развитие правоохранительной сферы невозможно без четкого понимания ее сущности и содержания, что обусловлено сложностью и неоднозначностью, а, по существу, теоретической неопределенностью данной категории. В ряде научных исследований она рассматривается как система противодействующих (противоборствующих) подсистем -преступности и правоохраны, что, естественно, не соотносится с использованием данной категории в качестве системообразующего объекта государственного управления.

Цель исследования: определить сущность и содержание правоохранительной сферы как объекта стратегического управления и развития и предложить модель управления ее развитием в Российской Федерации.

Abstract

Problem statement: strategic management and development of the law enforcement sphere is impossible without a clear understanding of its essence and content, which is due to the complexity and ambiguity, and, in essence, the theoretical uncertainty of this category. In a number of scientific studies, it is considered as a system of counteracting (opposing) subsystems - crime and law enforcement, which, of course, does not correlate with the use of this category as a system-forming object of public administration.

The purpose of the study is to determine the essence and content of the law enforcement sphere as an object of strategic management and development and to propose a model for managing its development in the Russian Federation.

Research methods: system approach, system-structural and structural-functional analy-

Методы исследования: системный подход, системно-структурный и структурно-функциональный анализ, диалектический метод, моделирование.

Результаты и ключевые выводы: правоохранительная сфера представляет собой общественно-государственное и социально-правовое пространство (его оптимальную модель), в котором посредством установления и реализации уполномоченными органами (их должностными лицами) во взаимодействии с гражданским обществом (его институтами, общественными формированиями правоохранительной направленности и гражданами) правовых норм охраны конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства обеспечиваются с использованием необходимых ресурсов (сил, средств и методов) стабильность в обществе, законность и правопорядок, общественная безопасность и эффективное противодействие преступности.

Сущность правоохранительной сферы заключается в установлении в обществе правоохранительных отношений, обеспечивающих свободу и достоинство человеческой личности, ее могущества, связанного с властными проявлениями права (господством права), основанного на стремлении к справедливости, достижению и защите общечеловеческих ценностей. Содержание правоохранительной сферы составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны конституционных прав и свобод граждан, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, противодействия преступности и сопутствующим ей негативным явлениям и процессам в социальной, экономической и других сферах общественной и государственной жизни. В состав правоохранительной сферы входит целостная совокупность государственно-правовых институтов, средств и методов, которые можно представить в виде законодательной, правоохранительной, правоприменительной и профилактической подсистем.

Правоохранительная сфера обладает системными свойствами и способностями к развитию стратегического государственного управления. В основу стратегического управления правоохранительной сферой Российской Федерации может быть положена ресурсная модель, основанная на методологии ресурсного подхода к государственному управлению.

sis, dialectical method, modeling.

Results and key conclusions: the law enforcement sphere is a public-state and socio-legal space (its optimal model), in which, through the establishment and implementation by authorized bodies (their officials) in cooperation with civil society (its institutions, law enforcement-oriented public formations and citizens), legal norms for the protection of constitutional rights and freedoms of citizens The interests of society and the state are ensured by using the necessary resources (forces, means and methods) to ensure stability in society, legality and law and order, public safety and effective crime prevention.

The essence of the law enforcement sphere lies in the establishment of law enforcement relations in society that ensure the freedom and dignity of the human person, its power associated with the imperious manifestations of law (the rule of law), based on the pursuit of justice, the achievement and protection of universal values. The content of the law enforcement sphere consists of public relations that develop regarding the protection of constitutional rights and freedoms of citizens, ensuring legality, law and order, public safety, combating crime and related negative phenomena and processes in social, economic and other spheres of public and state life. The law enforcement sphere includes an integral set of state-legal institutions, tools and methods that can be represented in the form of legislative, law enforcement, law enforcement and preventive subsystems.

The law enforcement sphere has systemic properties and the ability to develop strategic public administration. The strategic management of the law enforcement sphere of the Russian Federation can be based on a resource model based on the methodology of the resource approach to public administration.

Ключевые слова: правоохранительная сфера; объект управления и развития; стратегическое управление; ресурсная модель управления.

Keywords: law enforcement sphere; object of management and development; strategic management; resource management model.

48

Введение. В процессе исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы возникла гипотеза о том, что данная категория наиболее полно отражает то социально-правовое пространство (общественные отношения в нем), которое способно к развитию и управлению в целях обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан, общественной безопасности и противодействия преступности.

Проверка данной гипотезы предполагает изучение правоохранительной сферы на наличие всех необходимых для этого компонентов, свойств и характеристик, определяющих ее роль в социуме и отграничивающих ее от других социально-правовых явлений. В связи с этим возникает необходимость проведения комплексного исследования правоохранительной сферы, включая поиск других содержательных категорий и критериев, способствующих более полному определению ее характеристик для целей правового регулирования управления развитием.

Исследование правоохранительной сферы осуществляется в контексте изучения ее сущности и содержания как объекта управления и развития в рамках теории развития и теории стратегического управления, поскольку «управление стратегическими возможностями одновременно охватывает и стратегию и развитие возможностей...», что позволяет изучать не только «будущие проблемы и возможности», но и «характер способностей, которые необходимы для успеха в среде будущего» [7, с. 148].

В процессе исследования используются системный подход, системно-структурный и структурно-функциональный анализ, с помощью которых определяются основные компоненты правоохранительной сферы, ее структура, функциональная составляющая, а также взаимообусловленность и взаимосвязи системных элементов. Кроме того, применяется диалектический метод, позволяющий исследовать правоохранительную сферу во всем ее многообразии на основе единства принципов, законов и категорий общественного развития.

Учитывая, что категория правоохранительной сферы пока не нашла прямого отражения в системе правового регулирования стратегического управления в Российской Федерации, она рассматривается в рамках концепции, политики и стратегии национальной безопасности в соотношении с категорией уголовной политики, а также стратегией общественной безопасности, других стратегий и документов стратегического планирования правоохранительной направленности в Российской Федерации.

1. Сущность и содержание правоохранительной сферы как объекта управления и развития.

Обращаясь к сущности и содержанию правоохранительной сферы, необходимо уяснить, по какой причине данная категория предлагается к использованию как объект управления и развития вопреки традиционному употреблению в качестве такого объекта категории правоохранительной системы. Среди системных категорий, объединяющих и регулирующих правовые отношения в области правоохраны и правопорядка, правоохранительная система, действительно, является наиболее изученной категорией и представляет собой сложное целостное образование, выступающее относительно обособленным компонентом государственно-правовой системы с учетом объективно присущих ей структурно-содержательных свойств и функциональных характеристик.

Вместе с тем, как показало исследование [5], в определении элементов правоохранительной системы наличествует широкий разброс мнений и следует согласиться с тем, что она вследствие структурно-содержательной и функциональной неоднородности составляющих ее подсистем носит противоречивый характер, имея в виду логику ее функционирования и развития. В узком смысле в интересах ее правового регулирования правоохранительная система определяется как «совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных организаций, предприятий и учреждений, которые тем или иным образом участвуют в осуществлении оперативно-розыскной, адми-нистративно-юрисдикционной, следственной, судебной, нотариальной или правозащитной деятельности» [16]. Таким образом, несмотря на попытки теоретически обосновать и придать данной категории характер социально-правовых отношений, она воспринимается, прежде всего, как система государственных органов, реализующих правоохранительную функцию.

Анализ исследований других правовых категорий, в той или иной степени связанных с правоохранительной функцией государства, показывает, что ни одна из них не может претендовать на роль основного объекта государственного управления и развития с точки зрения наличия всех необходимых компонентов, свойств и характеристик, в совокупности способных успешно противодействовать преступности, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность [5].

Следует предположить, что такой категорией является правоохранительная сфера и именно ее содержательная концепция позволит систематизировать элементы теории и методологии права и государственного управления, использовать ее в качестве основополагающе-

го объекта стратегического управления и развития в Российской Федерации. Подтвердить или опровергнуть данную гипотезу и наполнить понятие правоохранительной сферы ее сущностной характеристикой возможно путем исследования данной категории с позиции социальной философии, права, социологии, политологии, криминологии и других наук.

В рамках современной теории стратегического управления правоохранительной сферой данная категория исследовалась главным образом с точки зрения социологической науки, основанной на изучении и сопоставлении социальных фактов. Научным критерием правоохранительной сферы, позволяющим отграничить ее от других правовых явлений, выделяют «определенную совокупность причинно-следственных взаимосвязей законодательной и правоохранительной форм деятельности и связанной с ними системой преступных проявлений, совершаемых в различных сегментах жизнедеятельности человека — экономике, политике, социально-бытовой, военной, духовно-культурной и иных сферах» [4, с. 18].

Правоохранительная сфера рассматривается как структура, состоящая из следующих подсистем: подсистемы охранительных правоотношений, правоприменительной подсистемы и подсистемы правонарушений, а также преступности [3, с. 95]. При этом подсистема правоприменения и законодательства, с одной стороны, а с другой — преступности и правонарушений, противопоставляются и противостоят друг другу. Такая дуалистическая конструкция представляет собой устоявшуюся концепцию противоборства правоохранительной системы и преступности, однако следует заметить, что в данном контексте речь идет о противоборстве двух подсистем в единой системе правоохранительной сферы.

Выстроенная система представлений о правоохранительной сфере как совокупности правоохранительной подсистемы и подсистемы преступности начинает давать сбой при рассмотрении данной категории в качестве объекта управления и развития. Как известно, развитие системы является совокупным изменением во взаимосвязи ее количественных, качественных категорий и структурных компонентов в соответствии с универсальными законами субординации, координации, совместимости, специализации и др. Иными словами, в случае применения данного подхода получается, что в качестве объекта управления и развития правоохранительной сферы выступает и подсистема преступности как один из ее компонентов.

Включение в правоохранительную сферу подсистемы преступности, наряду с правоохранительной, основано на общих рассуждениях

о том, что данные подсистемы являются «тождественными и взаимообусловленными», поскольку «любая сфера жизнедеятельности человека по отношению к другим сферам обладает качествами либо причины, либо следствия, либо того и другого одновременно» и «в соответствии с этим научным критерием в правоохранительной сфере может быть выделена определенная совокупность причинно-следственных взаимосвязей законодательной и правоохранительной форм деятельности и связанной с ними системой преступных проявлений»; «в реальной жизни различные виды деятельности, в том числе и преступной, объединены одним субъектом (общество в целом, государство, органы власти и управления, система правоохранительных органов)» [4, с. 21].

Включение в структуру правоохранительной сферы подсистемы преступности и правонарушений не позволяет рассматривать данную категорию в качестве объекта стратегического управления и развития как с точки зрения управляемости общественными отношениями, направленными на противодействие преступности, так и с позиции их развития, способного преодолевать данное явление в русле качественных изменений цивилизованного социума.

Не апеллируя к пониманию преступности как социально-правовому явлению (по ее происхождению), что является признанным мнением с учетом влияния на нее социальных факторов и формально-юридического закрепления различных составов преступлений, следует заметить, что, по сути, преступность (по ее воздействию) относится к глубоко антисоциальному явлению, включая такие ее характеристики, как общественная опасность и противоправность, существенный вред общественным отношениям, направленность на причинение вреда жизни, здоровью граждан и другие тяжкие посягательства. В пространственном отношении преступность воспринимается как преступная среда.

Сопоставляя категорию сферы, охватывающей все многообразие представлений о пространстве, включая область, место и пределы существования, действия и развития, с категорией среды, рассматриваемой в теории систем как совокупность объектов, изменение качеств которых влияет на систему, а также чьи свойства меняются под воздействием поведения системы, становится достаточно очевидным, что преступная среда не входит в правоохранительную сферу, хотя эти два феномена связаны между собой как противодействующие.

Безусловно, как социально-правовое явление преступность существует в определенном пространстве — социуме, причем охватывает практически все сферы общественной и государственной жизни, в этом смысле возможно

50

вести речь о степени их криминализации (по-раженности преступностью), но это не означает, что преступность является системной частью (компонентом) каждой из рассматриваемых сфер. Сама же преступность «по своей природе является системным образованием с многочисленными связями преступлений и преступников, преступлений и видов преступности, которые, в конечном счете, образуют собственные закономерности» [10, с. 28].

Включение правонарушений в подсистему правоохранительной сферы также представляется не обоснованным. Общественные отношения, складывающиеся в правоохранительной сфере (правоотношения), регулируют взаимные обязанности и права равнозначных субъектов права, возникающие из юридических фактов, обладая рядом специфических признаков (правомерность, нормативность и т. д.), отличающих их от отношений противоправного характера — правонарушений, которые хотя и не относятся к общественно опасным деяниям, но по своему характеру являются противоправными, причиняющими вред обществу, за что предусмотрена административная ответственность виновного субъекта, порой превышающая уголовную меру наказания. То есть по своей общественной и юридической природе правоотношение и правонарушение являются антиподами, различающимися по всем параметрам поведения участников, юридической оценке и квалификации их действий, поэтому правонарушения, как и преступность, не входят в правоохранительную сферу.

Преступность (правонарушения), с одной стороны, и общественные отношения в правоохранительной сфере, с другой стороны, при определенных обстоятельствах могут соотноситься как причина и следствие: во-первых, совершение преступления (правонарушения) является юридическим фактом, инициирующим правоотношение в сфере реализации юридической ответственности и принятие соответствующих мер по устранению причин и условий, способствующих данному преступлению (правонарушению); во-вторых, правоотношения в правоохранительной сфере по своему характеру могут воздействовать на предупреждение преступности (правонарушений).

Очевидно, что в первом случае речь идет о неотвратимости наказания за совершение преступлений (правонарушений) и о их предупреждении (частной профилактике), а во втором — о правовых мерах социального предупреждения преступности (общей профилактике).

Именно из этой важной характеристики соотношения данных категорий можно сделать вывод, что одним из элементов, составляющих правоохранительную сферу как объект управ-

ления и развития, является подсистема предупреждения преступности (профилактики правонарушений). В ней систематизируются различные формы, методы и средства правового профилактического воздействия на организации и социальные группы, коллективы и отдельных лиц, включая выявление административных правонарушений, признаков преступлений на ранней стадии их подготовки и совершения, установление всех обстоятельств, которые способствовали совершению преступления, принятие мер по их устранению.

Следует отметить теоретическую неопределенность соотношения категорий предупреждения и профилактики правонарушений. Предупреждение преступности как составная часть предмета криминологии может быть определена как одна из форм борьбы с преступностью, представляющая собой совокупность взаимосвязанных мер и мероприятий, осуществляемых посредством специальной деятельности ее субъектов, которые обеспечивают контроль за лицами, подлежащими профилактическому воздействию или совершившими преступления, а также устранение или нейтрализацию причин и условий преступности [17, с. 5]. Профилактика в криминологической теории рассматривается как первый этап предупреждения правонарушений, а в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»1 — как одно из основных направлений профилактики правонарушений. Поэтому представляется целесообразным использовать в названии рассматриваемой подсистемы категорию профилактики (профилактическую подсистему), имея в виду правоохранительную профилактику в качестве одного из ее видов, наряду с регулятивной и воспитательной, при ее дифференциации по функциональному признаку.

Представляется достаточно очевидным, что правоохранительная сфера соотносится как частное и целое с правовой сферой жизни общества — «частью социального пространства, в которой посредством установления в юридических нормах моделей правомерного поведения обеспечиваются стабильность в обществе, правопорядок и законность в границах конкретного исторического времени» [9, с. 23].

Основным критерием выделения правоохранительной сферы из правовой является характерная для нее охранительная функция права, которая служит важнейшим средством охраны общественных отношений и проявляется

1 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федер. закон № 182-ФЗ : принят Гос. Думой 10 июня 2016 г. : одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2023).

в различных формах и направлениях правового воздействия, включая «установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения» [2, с. 632]; «охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, пресечение и предотвращение противоправного поведения» [23, с. 220]. То есть правоохранительная сфера — это не только сфера действия права, но и «сфера правоохраны, под которой следует понимать урегулированную в правовых актах деятельность управомоченных государственных органов по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства» [14, с. 190]. По существу, речь идет о правоохранительной деятельности (функции), осуществляемой ее субъектами от имени государства. Именно правоохранительная функция обеспечивает поддержание правопорядка и безопасности, необходимых для нормальной жизнедеятельности общества и государства, наделяя субъекта не только определенными правами (властными полномочиями), но и обязанностями, уполномочивая и требуя от него действовать в соответствии с определенными правилами, являясь гарантией соблюдения правовых норм.

Таким образом, вторым важным элементом правоохранительной сферы как объекта управления и развития является подсистема охранительных правоотношений (правоохранительная подсистема), складывающихся по поводу осуществления уполномоченными государственными органами деятельности по охране и защите прав граждан, юридических лиц и государства в определенном процессуальном порядке с применением законных мер государственного принуждения. В структуру правоохранительной подсистемы входят материальные и процессуальные нормы права, регулирующие деятельность правоохранительных субъектов, включая их полномочия (обязанности и права) по защите прав и свобод граждан и др.

В научных источниках, раскрывающих содержание правоохранительной деятельности, обращается внимание на то, что она характеризуется «негативным назначением, т. к. в качестве непосредственного объекта ее направленности выступает правовое положение обязанной стороны, поэтому эта функция имеет дело с такими юридическими фактами, которые предназначены охранять правовое положение обладателя субъективного права от всяких дальнейших посягательств обязанной стороны возникшего правоотношения» [15, с. 185]. Данное предназначение выполняет правоприменительная функция, действие которой заключает-

ся в правовой оценке конкретных юридических фактов с точки зрения их законности и правомерности, то есть соответствие с требованиями законодательства и правопорядка, с целью воздействия на обязанную сторону правоотношения. Правоприменительная деятельность относится к особо властному способу реализации права и осуществляется в рамках строго установленных процедур.

Таким образом, третьим необходимым элементом правоохранительной сферы является правоприменительная подсистема. Ее структуру можно представить в виде взаимозависимых составляющих, характеризующихся разными целями и процедурами, выполняющих правоприменение в судебном, управленческом или административном порядке (в зависимости от субъекта правоприменения). К ним относятся конкретные субъекты и объекты правоприменения, их субъективные права и юридические обязанности, правоприменительные акты, регламентирующие документы, юридическое дело, в котором фиксируются факты и действия по конкретным обстоятельствам случившегося и т. д.

Очевидно, что при таком подходе к определению профилактической, правоохранительной и правоприменительной подсистем, каждая из них в той или иной степени может служить как объектом развития, так и управления. Указанные подсистемы связаны между собой конституционными целями обеспечения защиты прав и интересов граждан, общества и государства, представляя собой определенную совокупность государственно-правовых институтов, средств и методов, системно образующим ядром которых является законодательство, формирующее соответствующий тип правоотношений. В этом смысле законодательство, регулирующее правовые отношения в правоохранительной сфере, целесообразно отнести к четвертой ее подсистеме.

Правоохранительная сфера представляется общественно-государственным и социально-правовым пространством (его оптимальной моделью), в котором посредством установления и реализации уполномоченными органами (их должностными лицами) во взаимодействии с гражданским обществом (его институтами, общественными формированиями правоохранительной направленности и гражданами) правовых норм охраны конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства обеспечиваются стабильность в обществе, законность и правопорядок, общественная безопасность и эффективное противодействие преступности. При этом под эффективностью противодействия преступности понимается интегрированное слагаемое воз-

52

действие правоохранительной сферы, всех ее составляющих на преступность, ее причины и условия, обеспечивающее меру и степень защиты личности, общества, государства от преступных посягательств.

Для обеспечения взаимодействия всех заинтересованных участников общественных отношений в рассматриваемой сфере необходим организационно-правовой механизм, способствующий своевременному обсуждению, рассмотрению, разрешению возникающих в обществе конфликтов, снятию социальной напряженности, предупреждению негативных проявлений, связанных с деятельностью как правоохранительных органов, так и общественных организаций. Такое взаимодействие в правоохранительной сфере может осуществляться в самых разных формах (общественные советы, общественные приемные, общественные организации контроля, изучения общественного мнения, общественные фонды содействия, развития и т. д.).

В представленном исследовании правоохранительная сфера рассматривается как часть правовой сферы в целях совершенствования теоретических представлений о ней как об объекте управления и развития, а также правового регулирования складывающихся в ней общественных отношений.

Преимущество данного подхода заключается в том, что он позволяет исследовать правоохранительную сферу не только с позиции «социальной системы, скомпонованной как совокупность законодательной и правоохранительной подсистем, воздействующих на общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности личности, общества, государства от преступности» [4, с. 21], но и с точки зрения управления и развития этих общественных отношений. При этом преобразование (развитие) правоохранительной сферы может рассматриваться в различных аспектах (теоретико-методологический, социологический, политический, государственно-управленческий, правовой и др.), что делает данную категорию, по существу, универсальной для исследования происходящих в обществе социально-правовых процессов.

2. Категории и критерии правоохранительной сферы как объекта развития. В теорию стратегического управления правоохранительной сферой, определяющей ее систему, состоящую из двух основных подсистем, с одной стороны, законодательство и правоприменение, с другой стороны, преступность и правонарушения, положен подход, основанный на действии двух диалектических законов: 1) закон единства и борьбы противоположностей — подвижное отношение

между противоположностями есть не что иное, как противоречие; 2) закон отрицания отрицанием — характеризует направление и форму развития, поступательность и преемственность в правоохранительной системе [4, с. 96]. Противоположность как категория основного закона диалектики — закона единства и борьбы противоположностей — это «внутреннее строение, связи, элементы или тенденции развития предмета, которые взаимно предполагают, обусловливают и вместе с тем отрицают, исключают друг друга» [8, с. 300—301].

Рассматриваемые противоречия являются по своему характеру антагонистическими, то есть непримиримыми, разрешение которых предполагает устранение одного из противоположных элементов, а по форме проявления — внешними, возникающими между различными явлениями и системами. В данном случае их противоречие состоит «в различиях сущности, качественной определенности, множественности внутренних противоположностей каждого из них, в непрерывном взаимодействии и изменении связей между ними, как субъекта и объекта воздействия» [20, с. 145].

Не подвергая сомнению применимость указанных законов к категории правоохранительной сферы, отметим лишь, что противодействие осуществляется между правоохранительной сферой как частью правовой сферы и преступностью как антисоциальным системным явлением, но не входящим в рассматриваемую систему, а являющимся противоборствующим (противодействующим) фактором среды. Данный фактор является также основным объектом воздействия правоохранительной системы. При этом на обе противоборствующие (противодействующие) системы оказывают различное влияние множество факторов, являющихся как внешними, так и внутренними по отношению к той или иной из них. Исходя из данного представления о соотношении указанных категорий (правоохранительной сферы и преступности), развитие правоохранительной системы осуществляется не только благодаря действию диалектических законов. Определяющим фактором развития является организация целевого воздействия правоохранительной сферы на преступность и сопутствующие ей другие негативные явления и процессы в социальной, экономической и других сферах общественной и государственной жизни.

С позиции философии развитие определяется как «характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей» [11], а с точки зрения социологии — еще

и как «степень сознательности, просвещенности, культурности» [18]. В законах диалектики конкретизируется сущность принципов правоохранительной сферы, а категориальный аппарат правоохранительной сферы и его развитие способствует более глубокому и разностороннему пониманию ее предназначения и содержания. Таким образом, сложную, многоаспектную, разноуровневую правоохранительную сферу объединяет единая система законов, принципов и категорий, находящаяся в постоянном развитии, тем самым обогащая и наполняя ее новым содержанием.

Для более полного понимания смысла и предназначения правоохранительной сферы в организованном социуме следует рассмотреть данную категорию не только в социально-правовом, но и в социально-философском аспекте. Именно философское знание, свободное в обращении к разнообразным явлениям общества, человеческого существования и бытия, способам их выявления, обобщения и построения картины мира, органично вписывается в методологию исследования правовых явлений. При этом правовая реальность познается «сквозь призму соотношения сущего и должного, соответствие и согласованность которых свидетельствуют о наличии или об отсутствии самого права» [19, с. 87]. Изучение результатов исследований в этой области, в частности генезиса охранительных правоотношений в контексте социодинамики правовой реальности, подтверждает, что правоохранительное пространство (правоохранительная сфера) может и должно быть объектом развития [12].

Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта [21, с. 400]. Социальная философия «подвергает осмыслению жизнь социума во всех его общих и важных проявлениях», рассматривая общество как «самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему», тем самым давая понять о постоянном стремлении общества к его развитию, включая всех его индивидов, социальных групп и общественных организаций. Основными ориентирами для данного развития определены такие институты, как социальное государство, правовое демократическое государство, гражданское общество. Важнейшей составной частью развития этих институтов является правоохранительная сфера.

В социальной философии сфера представляет собой не только идеальную пространственную форму, но и идеальное пространство, представление о существующем общественном окружении, его развитии в соответ-

ствии с «пространственными представлениями человека о свободе и возможностях (могуществе) личности» [22, с. 568], что вполне соотносится с идеальными представлениями о пространстве, в котором охраняются права и свободы граждан, безопасность общества и государства, то есть о правоохранительной сфере. Поскольку область свободы одного человека обусловлена границей, не нарушающей свободу другого, а могущество личности определяется его властью над другими людьми, то представляется достаточно очевидным, что именно правовые отношения, регулирующие как властные полномочия должностных лиц, так и охранительные отношения, направленные на защиту конституционных прав и свобод граждан, формируют ту среду, которая и образует правоохранительную сферу.

При таком подходе важен определенный баланс свободы и власти, позволяющий наиболее эффективно обеспечивать как права и свободы граждан, то есть их личное пространство, так и общественную безопасность (общественное пространство). В правоохранительной сфере такой баланс обеспечивается силой государства. С позиции социальной философии важно определить границы свободы личности, а с позиции права — дозволения и запреты, обеспечивающие права граждан и общественную безопасность. В этом проявляется эвристическое взаимодействие философии и права, когда они взаимно обогащают и дополняют друг друга.

Категория свободы в ее философском понимании неотделима от другой категории — необходимость, а их научное объяснение основано на органической взаимосвязи. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного [21, с. 420]. Необходимость существует в обществе в форме объективных законов, следовательно, их изучение и применение в правоохранительной сфере составляют основу ее развития.

В качестве еще одной сущностной характеристики правоохранительной сферы, обусловливающей ее состояние и развитие, возможно применение категории справедливости, которая нередко используется в исследованиях как масштаб (критерий) для соотношения и соизмерения различных правовых явлений. Справедливым, прежде всего, считается то, что «...одинаково прилагается ко всем» [24, с. 96]. Внеправовые формы справедливости лишены объективной оценки и подвержены «субъективизму, релятивизму, произвольному усмотрению и част-

54

ному выбору (индивидуальному, групповому, коллективному, классовому, партийному и т. д.)» [13, с. 30].

В философском смысле справедливость — категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Справедливость подразумевает требование соответствия между практической ролью человека или социальной группы в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием [21, с. 454]. Категория равенства в социальной философии нередко рассматривается как мера (критерий) справедливости, но с разных позиций: социальное равенство — понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам [11, с. 659]; социальное равенство — равенство человека с человеком независимо от социального положения, но поскольку такое идеалистическое равенство невозможно, в конституционном законодательстве находит отражение принцип равенства всех перед законом (перед законом и судом) или юридического равенства, то есть равноправия [1].

Закрепляя в виде критериев данные представления о свободе, равенстве, справедливости и других общечеловеческих ценностях в правовых нормах и обеспечивая их соблюдение и выполнение, государство и общество формируют правовую сферу, часть которой, как представляется, и составляет правоохранительная сфера, где данные нормы не только провозглашаются, но и реально действуют благодаря системе правоохранительных органов, судов, правозащитных и иных общественных организаций, выполняющих правоохранительные, правозащитные или профилактические (воспитательные) функции в этом социально-общественном пространстве. Например, в практике Конституционного Суда Российской Федерации основным критерием баланса частных интересов государственных гражданских служащих и публичных интересов является соответствие установленных ограничений, запретов, требований и правил, ограничивающих права и свободы гражданского служащего, значимым конституционным целям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Данный критерий характеризуется требованиями справедливости, юридического равенства, адекват-

ности, пропорциональности, соразмерности для защиты конституционно значимых ценностей и увязывается с эффективностью функционирования государственной службы и необходимостью защиты прав и свобод государственных служащих2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая другую важнейшую сторону социальной философии, а именно ее представление об обществе как о самоорганизующейся и саморазвивающейся системе, следует обратить внимание на возможности общества противостоять негативным явлениям, связанным с правонарушениями и преступностью, для чего необходимо в полной мере использовать общественный потенциал, его морально-нравственные ценности, стремление людей к справедливости, нетерпимости к антиобщественным проявлениям. В связи с этим в правовом регулировании управления развитием правоохранительной сферы должны найти отражение роли и значения общества, социальных групп, общественных формирований и граждан, а также определены границы (пределы) правового регулирования в данной сфере, для чего необходимо четкое представление о возможностях общественных институтов и направлениях их деятельности во благо сохранения и развития общечеловеческих ценностей (морально-нравственных, духовных, культурных и т. д.).

Таким образом, рассмотрение правоохранительной сферы с точки зрения социальной философии позволяет не только очертить общественное пространство, в котором поддерживается правовой порядок, обеспечивается реализация правовых норм, но и раскрыть саму сущность правоохранительных отношений с применением таких категорий, как справедливость, свобода и достоинство человеческой личности, ее могущества, связанного с властными проявлениями права (господством права), основанного на стремлении к достижению и защите общечеловеческих ценностей.

Данные ценности проявляются во всех сферах жизнедеятельности, включая экономическую (сфера материального производства), социальную, политическую, духовную. Рассматривая каждую из указанных сфер с точки зре-

2 См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2020 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И. Н. Котяша» ; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2011 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статьи 20.1 Закона Российской Федерации "О милиции" в связи с жалобами граждан Л. Н. Кондратьевой и А. Н. Мумолина». URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 24.04.2023).

ния социальной философии, возможно глубже проанализировать их сущность и понимание, в частности, с позиции охраны конституционных прав и свобод граждан, обеспечения достоинства личности, защиты морально-нравственных ценностей в обществе, что позволит расширить представление о содержании правоохранительной сферы. С практической точки зрения результаты такого исследования должны найти применение в правовом регулировании управления развитием правоохранительной сферы Российской Федерации.

3. Правоохранительная сфера как объект стратегического управления в Российской Федерации. Развитие правоохранительной сферы связано с изучением процессов и явлений, происходящих в ее подсистемах, и требует научного анализа ее организации как управляемой системы.

С позиции теории стратегического управления достижение целей развития системы сопряжено с его управлением, основанным на определенной стратегии (стратегии развития). В данной системе управления субъектом может быть общество, государство, правоохранительные и другие структуры (социальные субъекты), должностные лица, наделенные определенными полномочиями в этой сфере. Объектом же выступает правоохранительная сфера, происходящие в ней отношения, процессы и явления, оказывающие непосредственное (профилактическое) влияние на внешнюю среду, включая основное направление воздействия на негативные факторы внешней среды, главным из которых является преступность. При этом целью стратегического управления правоохранительной сферой является удовлетворение социальных потребностей в защите конституционных прав и свобод граждан, обеспечении общественной безопасности от противоправных деяний.

Таким образом, управляемость правоохранительной сферой является ее важнейшим свойством, позволяющим достигать стратегических целей по охране конституционных прав и свобод граждан, обеспечению общественной безопасности, предупреждению правонарушений и противодействию преступности во всех ее проявлениях.

В процессе стратегического управления правоохранительной сферой осуществляется разработка и принятие определенных концепций, стратегий, их реализация с учетом выбора программно-целевого или проектного подходов, включающих стратегическое планирование (программирование) или проектирование, а также стратегический контроль в форме различных видов (стратегический аудит, аудит эффективности и др.) и мониторинг.

Теоретический анализ исследований, посвященных сущности и содержанию категорий правоохранительной направленности, позволяет определить концептуальные направления относительно видения, роли и содержания правоохранительной сферы как объекта управления, основанные на подходах с позиции уголовной политики, общественной безопасности и профилактики правонарушений.

Содержание борьбы с преступностью определяется уголовной политикой государства — управлением социальными процессами с целью воздействия на преступность различными путями: от формулирования концепции уголовной политики до деятельности по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений [17, с. 4].

Анализ составляющих уголовной политики позволяет определить ее как систему политико-правовых отношений, юридических норм, идей, взглядов, реализующихся в направлениях, формах и способах деятельности ее субъектов по укреплению законности, предупреждению и устранению преступности, соблюдению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в переходный для российского общества период [20, с. 50].

Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма осуществляется как единый системный процесс их количественных и качественных изменений, обусловливающий возвышение уровня или меры их эффективности. Изменения объема, структуры, характера, формы и функций правоотношений, юридических норм, государственно-правовых институтов, средств, методов и гарантий, образующих правоохранительный механизм, являются основой направлений функционирования и развития уголовной политики и достижения ее целей [20, с. 206].

Предупреждение преступлений является составной частью уголовной политики, которая рассматривается как политика борьбы с преступностью, включающая в себя уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, уголовно-исполнительную политику и криминологическую политику в сфере предупреждения преступлений [10, с. 31—32].

В настоящее время стратегическое управление правоохранительной сферой осуществляется в соответствии с государственной политикой в правоохранительной сфере, которая исходит из государственной политики в области обеспечения безопасности, государственной уголовной политики и политики профилактики правонарушений в Российской Федерации. Развитие правоохранительной сферы на приоритетных направлениях государственной политики осуществляется в соответствии с реализуе-

56

мыми доктринами, концепциями, стратегиями, государственными программами.

В современной системе законодательства и правового регулирования в сфере государственного управления используется категория государственной политики в области обеспечения безопасности, которая является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер3.

Следует заметить, что в части стратегического планирования в сферах обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»4 применяется с учетом законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в этих сферах.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия), являющейся базовым документом стратегического планирования, определяются национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. В соответствии со Стратегией обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних), а также иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации5 в части развития и управления правоохранительной сферой при обе-

3 О безопасности : Федер. закон № 390-Ф3 : в ред. от 28 апр. 2023 г. : принят Гос. Думой 7 дек. 2010 г. : одобрен Советом Федерации 15 дек. 2010 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2023).

4 О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федер. закон № 172-ФЗ : в ред. от 17 февр. 2023 г. : принят Гос. Думой 20 июня 2014 г. : одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2023).

5 О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 //

Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

спечении общественной безопасности предусматривает реализацию мер, направленных на усиление роли государства как гаранта безопасности личности и прав собственности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также на формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.

Стратегическими целями обеспечения общественной безопасности являются защита основных прав и свобод человека и гражданина, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»6 установил профилактику правонарушений в качестве государственной политики и предписывает разработку государственной программы субъектов Российской Федерации в сфере профилактики правонарушений, что позволяет обеспечить стратегическое развитие и управление одной из основных подсистем правоохранительной сферы, ориентирующее органы государственной власти и местного самоуправления на сотрудничество с социальными институтами и гражданским обществом, направленное на устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению преступлений.

К правоохранительной сфере в соответствии с ее предназначением и содержанием следует отнести следующие основные направления профилактики правонарушений: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности; противодействия незаконной миграции, терроризму и экстремистской деятельности, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муни-

6 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федер. закон № 182-ФЗ : принят Гос. Думой 10 июня 2016 г. : одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 г. // СПС КонсультантПлюс : сайт. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 24.04.2023).

ципальной и иных форм собственности, а также экономической безопасности; противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения.

Реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством применения в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного характера.

Анализ документов стратегического планирования Российской Федерации, направленных на развитие и управление правоохранительной сферой, выявил некоторые проблемные вопросы в части структурирования стратегических направлений, целей, задач и программных мероприятий с точки зрения теории стратегического управления правоохранительной сферой. Не всегда соблюдается принцип иерархии отражения целей в документах стратегического планирования при выстраивании их по направлениям и уровням стратегического планирования. Основные (производственные), управленческие и обеспечительные направления, цели и задачи не систематизируются, а отражаются в общем перечне, что не позволяет определить четкую их структуру и взаимосвязь.

Одним из проблемных вопросов стратегического управления правоохранительной сферой является отсутствие ресурсной методологии, позволяющей определять стратегические ресурсы развития в каждой подсистеме и субъекте стратегического планирования. Например, исходя из специфики деятельности органов внутренних дел и с учетом анализа государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»,7 в системе МВД России являются в качестве приоритетных стратегические, административные, информационные и кадровые ресурсы.

Как известно, цель стратегического управления состоит в том, чтобы использовать и создавать новые и непохожие возможности для завтрашнего дня. Проведенный стратегический анализ правоохранительной сферы показал, что к возможностям правоохранительной сферы в первую очередь отнесены: совершенствование правового регулирования; использование административного ресурса; внедрение новых информационных технологий; повышение

7 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : постановление Правительства Рос. Федерации Федеральный от 15 апр. 2014 г. № 345 (ред. от 16.01.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18 (ч. 4). Ст. 2188.

профессионального уровня кадров; использование современных средств и методов; привлечение кадров на конкурсной основе; цифрови-зация. К факторам прямого (непосредственного) влияния на состояние и развитие правоохранительной сферы отнесены: технологический фактор, связанный с развитием новых информационных технологий и недостаточным материально-техническим обеспечением деятельности правоохранительных органов (органов внутренних дел); информационный фактор, связанный с имиджем правоохранительной системы (органов внутренних дел); кадровое, материально-техническое, жилищное и социальное обеспечение правоохранительных органов (органов внутренних дел) [6, с. 10—12].

С учетом проведенного исследования в основу стратегического управления правоохранительной сферой Российской Федерации может быть положена концепция ее развития (модель управления развитием), включающая в себя формирование: 1) методологической основы теории управления развитием правоохранительной сферы; 2) методологии управления развитием правоохранительной сферы и его правового регулирования; 3) модели правового регулирования развитием правоохранительной сферы Российской Федерации; 4) направлений правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы Российской Федерации; 5) концептуальных положений и предложений по совершенствованию законодательства, нормативного обеспечения стратегического управления правоохранительной сферой Российской Федерации.

В основу стратегии развития правоохранительной сферы Российской Федерации может быть положена ресурсная модель, основанная на методологии ресурсного подхода к государственному управлению, сущность которой состоит в следующем: 1) основными (стратегическими) ресурсами выступают административные, информационные и кадровые ресурсы, а финансовые ресурсы используются как базовые источники, необходимые для поддержания, воспроизводства и развития стратегических ресурсов; 2) обоснование стратегических ресурсов в правоохранительной сфере (стратегических правоохранительных ресурсов) и выделение их в качестве приоритетных направлений развития правоохранительной системы Российской Федерации; 3) поддержание, воспроизводство и развитие (совершенствование, оптимизация) стратегических правоохранительных ресурсов как основных факторов обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности путем программно-целевого и проектного методов стратегического управления в правоохранительной сфере;

58

4) внедрение методов стратегического аудита и аудита эффективности использования ресурсов в интересах стратегического развития правоохранительной сферы; 5) формирование государственной системы управления развитием ресурсного потенциала правоохранительной сферы.

Заключение. Развитие правоохранительной сферы Российской Федерации с учетом ее общественной значимости, сложности и многоа-спектности как социальной, правовой и управленческой категории должно основываться на собственной концепции и стратегии. В основу стратегии развития правоохранительной сферы Российской Федерации может быть положена ресурсная модель, основанная на методологии ресурсного подхода к государственному управлению.

Список литературы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

Предполагается, что выстраивание на основе ресурсной модели правоохранительной сферы Российской Федерации системы стратегического управления ее развитием позволит достичь мобилизации правоохранительных ресурсов и консолидации усилий всех субъектов правоохранительной сферы для достижения целей защиты конституционных прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В связи с этим приоритетными направлениями научного исследования рассматриваемой категории являются формирование теории правоохранительной сферы и методологии управления ее развитием в интересах государственной политики в этой области и совершенствование правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы.

References:

Авакьян С. А. Конституционное право : энциклопедический словарь. М., 2000. 675 с. Алексеев С. С. Государство и право. 3-е изд. переаб. и доп. М., 1996. 190 с. Андреев Н. А., Коробов В. Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере : учеб. пособие : в 2 ч. М., 2015. Ч. 1. Андреев Н.А., Коробов В. Б. Стратегическое мышление в управлении правоохранительной сферой: учеб. пособие. М., 2013. 358 с. Аникин В. Н. Модель и методология исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 8-20.

Аникин В. Н. Стратегический анализ правоохранительной сферы и основные направления ее развития в Российской Федерации // Государственное управление в правоохранительной сфере : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А. М. Кононова. М., 2023. С. 8-13.

Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.519 с.

Вякирев Ф. Ф, Марахов В. Г., Ляхова Л. Н. [и др.]. Развитие: процесс возникновения, развертывания и разрешения противодействия // Материалистическая диалектика : в 5 т. М., 1981. Т. 1.

Ганцева Л. М. Правовое пространство: социально-философский анализ (на примере Российской Федерации) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2001. 18 с. 10. Государственная система предупреждения преступлений и иных правонарушений, ме-

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Avak'yan S. A. Konstitucionnoe pravo : enciklo-pedicheskij slovar'. M., 2000. 675 s. Alekseev S. S. Gosudarstvo i pravo. 3-e izd. pererab. i dop. M., 1996. 190 s. Andreev N. A., Korobov V. B. Strategicheskoe upravlenie v pravoohranitel'noj sfere : ucheb. posobie : v 2 ch. M., 2015. Ch. 1. Andreev N. A., Korobov V. B. Strategicheskoe myshlenie v upravlenii pravoohranitel'noj sferoj: ucheb. posobie. M., 2013. 358 s. Anikin V. N. Model and Methodology of the Study of Legal Regulation of the Development of the Law Enforcement Sphere // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3 (67). S. 8-20. Anikin V. N. Strategicheskij analiz pravoohranitel'noj sfery i osnovnye nap-ravleniya ee razvitiya v Rossijskoj Fed-eracii // Gosudarstvennoe upravlenie v pravoohranitel'noj sfere : sb. nauch. st. po ma-terialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod red. A. M. Kononova. M., 2023. S. 8-13. Ansoff I. Strategicheskoe upravlenie. M., 1989. 519 s.

Vyakirev F. F., Marahov V. G, Lyahova L. N. [i dr.]. Razvitie: process vozniknoveniya, raz-vertyvaniya i razresheniya protivodejstviya // Materialisticheskaya dialektika : v 5 t. M., 1981. T. 1.

Ganceva L. M. Pravovoe prostranstvo: social'no-filosofskij analiz (na primere Rossijskoj Fe-deracii) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ufa, 2001. 18 s.

10. Gosudarstvennaya sistema preduprezhdeniya prestuplenij i inyh pravonarushenij, mesto v nej organov vnutrennih del: kurs lekcij / E. Yu. Ti-tushkina [i dr.]. M., 2021. 180 s.

7.

9.

сто в ней органов внутренних дел: курс лекций / Е. Ю. Титушкина [и др.]. М., 2021. 180 с.

11. Трицанов А. А. Новейший философский словарь. Минск, 1999. 877 с.

12. Изместьев А. В. Генезис охранительных правоотношений в контексте социодинамики правовой реальности: историко-теоретиче-ское правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 244 с.

13. Нерсесянц В. С. Философия права : учеб. М., 2001. 835 с.

14. Редкоус В. М. Теоретическое обоснование правоохраны в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Государство и право. 2022. № 5. С. 188-192.

15. Сапун В. А. Правоприменительная деятельность: особенности и структура // Ленинградский юридический журнал. 2010. № 3. С. 185-191.

16. Сатурина М. Н. Правоохранительная система государства: теоретико-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 197 с.

17. Симонова С. С. Теория и практика профилактики преступлений: учеб. пособие. Волгоград, 2022.76 с.

18. Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. М., 2000. 480 с.

19. Степаненко Т. Н, Каримов А. Р. Философия права: учеб. пособие. Казань, 2017. 121 с.

20. Третьяков И.Л. Уголовная политика современной России : моногр. / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб., 2017. 414 с.

21. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М., 1986. 588 с.

22. Философский энциклопедический словарь / под ред.-сост. Е. Ф. Губского [и др.]. М., 2009. 568 с.

23. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учеб. пособие / под ред. В. Г. Стрекозова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.

24. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. 336 с.

11. Gricanov al.A. Novejshij filosofskij slovar'. Minsk, 1999. 877 s.

12. Izmest'ev A. V. Genezis ohranitel'nyh pravoot-noshenij v kontekste sociodinamiki pravo-voj real'nosti: istoriko-teoreticheskoe pravo-voe issledovanie : dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2005. 244 s.

13. Nersesyanc V. S. Filosofiya prava : ucheb. M., 2001. 835 s.

14. Redkous V. M. Teoreticheskoe obosnovanie pra-voohrany v Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy razvitiya // Gosudarstvo i pravo. 2022. № 5. S. 188-192.

15. Sapun V.A. Pravoprimenitel'naya deyatel'nost': osobennosti i struktura // Leningradskij yuridi-cheskij zhurnal. 2010. № 3. S. 185-191.

16. Saturina M.N. Pravoohranitel'naya sistema go-sudarstva: teoretiko-pravovoj aspekt : dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. 197 s.

17. Simonova S. S. Teoriya i praktika profilaktiki prestuplenij: ucheb. posobie. Volgograd, 2022. 76 s.

18. Sociologicheskij enciklopedicheskij slovar' / pod red. G. V. Osipova. M., 2000. 480 s.

19. Stepanenko G. N, Karimov A. R. Filosofiya prava: ucheb. posobie. Kazan', 2017. 121 s.

20. Tret'yakov I. L. Ugolovnaya politika sovre-mennoj Rossii : monogr. / pod obshch. red. V. P. Sal'nikova. SPb., 2017. 414 s.

21. Filosofskij slovar' / pod red. I. T. Frolova. M., 1986. 588 s.

22. Filosofskij enciklopedicheskij slovar' / pod red.-sost. E. F. Gubskogo [i dr.]. M., 2009. 568 s.

23. Hropanyuk V. N. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. posobie / pod red. V. G. Strekozova. 2-e izd., ispr. i dop. M., 1995.

24. Chicherin B.N. Filosofiya prava. M., 1900. 336 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования:

For citation:

Аникин Виктор Николаевич. Правоохранительная сфера как объект стратегического управления и развития в Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 4 (68). С. 46-59.

Anikin Victor Nikolaevich. The Law Enforcement Sphere as an Object of Strategic Management and Development in the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 4 (68). P. 46-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.