Научная статья на тему 'Модель и методология исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы'

Модель и методология исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правоохранительная сфера / управление развитием / правовое регулирование / модель / методология / law enforcement sphere / development management / legal regulation / model / met hodology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аникин Виктор Николаевич

Постановка проблемы: обеспечение защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз служит залогом устойчивого социально-экономического развития страны, основой реализации возможностей и повышения благосостояния ее жителей и является необходимым условием для поддержания должного уровня морально-нравственной атмосферы. Реализация данных целей возможна путем преобразования общественно-государственного и социально-правового пространства, способного успешно противодействовать преступности, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Представляется, что таким развивающимся пространством может служить категория правоохранительной сферы, а ее содержательная концепция позволит систематизировать элементы и объекты теории и методологии права и государственного управления, использовать ее в качестве основополагающего объекта стратегического управления и развития в Российской Федерации. Несмотря на частое употребление данной категории, в теории и практике государственного управления ее характеристики, механизмы развития и управления, их правовое регулирование не изучены, что актуализирует проведение комплексного научного исследования на основе специальной модели и методологии. Цель исследования: определить сущность правоохранительной сферы и предложить модель и методологию исследования правового регулирования управления ее развитием. Методы исследования: системный анализ, структурно-функциональный анализ, сравнительно-правовой анализ. Результаты и ключевые выводы: обоснованная теоретико-методологическая модель исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы изначально нацелена на выявление и синтез всего ценного, что имеется в различных версиях интерпретации правового и социального пространства, в котором устанавливаются и охраняются правовые нормы, обеспечивается соблюдение прав и свобод, законность и правопорядок, общественная безопасность и эффективное противодействие преступности. Разработка специального методологического инструментария исследования правоохранительной сферы, правового регулирования управления ее развитием представляется одной из весьма важных и, к сожалению, явно недостаточно разработанных тем в современной теории и методологии права и государственного управления. Сформулированная автором на основе предположения о сущности правоохранительной сферы как правового и социального пространства, способного к развитию и управлению, гипотеза о том, что их эффективность во многом определяется качеством правового регулирования, и может быть положена в основу комплексного исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model and Methodology of the Study of Legal Regulation of the Development of the Law Enforcement Sphere

Problem statement: ensuring the protection of the constitutional rights and freedoms of citizens, the interests of society and the state from criminal threats is the key to sustainable socio-economic development of the country, the basis for realizing the opportunities and improving the welfare of its residents and is a prerequisite for maintaining a proper level of moral atmosphere. The realization of these goals is possible by transforming the public-state and socio-legal space capable of successfully countering crime, ensuring law and order and public safety. It seems that the category of the law enforcement sphere can serve as such a developing space, and its substantive concept will allow systematizing elements and objects of the theory and methodology of law and public administration, using it as a fundamental object of strategic management and development in the Russian Federation. Despite the frequent use of this category, in the theory and practice of public administration, its characteristics, mechanisms of development and management, and their legal regulation have not been studied, which actualizes the conduct of a comprehensive scientific study based on a special model and methodology. The purpose of the study: to determine the essence of the law enforcement sphere and to propose a model and methodology for the study of legal regulation of its development management. Research methods: system analysis, structural and functional analysis, comparative legal analysis. Results and key conclusions: the grounded theoretical and methodological model of the study of the legal regulation of the development of the law enforcement sphere is initially aimed at identifying and synthesizing all the valuable things that are available in various versions of the interpretation of the legal and social space in which legal norms are established and protected, rights and freedoms are respected, legality and law and order, public safety and effective counteraction crime. The development of special methodological tools for the study of the law enforcement sphere, the legal regulation of the management of its development seems to be one of the very important and, unfortunately, clearly insufficiently developed topics in the modern theory and methodology of law and public administration. Formulated by the author on the basis of the assumption about the essence of the law enforcement sphere as a legal and social space capable of development and management, the hypothesis that their effectiveness is largely determined by the quality of legal regulation, and can be used as the basis for a comprehensive study of the legal regulation of the development of the law enforcement sphere.

Текст научной работы на тему «Модель и методология исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы»

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

проблемы

Аникин Виктор Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: VNanikin18@yandex.ru

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 351.74

DOI 10.24412/2072-9391-2023-367-8-20

Дата поступления статьи: 23 марта 2023 г. Дата принятия статьи в печать: 18 сентября 2023 г.

Victor Nikolaevich Anikin,

Candidate of Law,

Associate Professor at the Department of the Theory and Methodology for National Management, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: VNanikin18@yandex.ru

Scientific specialty: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

Модель и методология исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы

Model and Methodology of the Study of Legal Regulation of the Development of the Law Enforcement Sphere

Аннотация

Постановка проблемы: обеспечение защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз служит залогом устойчивого социально-экономического развития страны, основой реализации возможностей и повышения благосостояния ее жителей и является необходимым условием для поддержания должного уровня морально-нравственной атмосферы.

Реализация данных целей возможна путем преобразования общественно-государственного и социально-правового пространства, способного успешно противодействовать

Abstract

Problem statement: ensuring the protection of the constitutional rights and freedoms of citizens, the interests of society and the state from criminal threats is the key to sustainable socio-economic development of the country, the basis for realizing the opportunities and improving the welfare of its residents and is a prerequisite for maintaining a proper level of moral atmosphere.

The realization of these goals is possible by transforming the public-state and socio-legal space capable of successfully countering crime, ensuring law and order and public safety. It seems that the category of the law enforcement sphere can serve as such a developing space, and its sub-

преступности, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Представляется, что таким развивающимся пространством может служить категория правоохранительной сферы, а ее содержательная концепция позволит систематизировать элементы и объекты теории и методологии права и государственного управления, использовать ее в качестве основополагающего объекта стратегического управления и развития в Российской Федерации.

Несмотря на частое употребление данной категории, в теории и практике государственного управления ее характеристики, механизмы развития и управления, их правовое регулирование не изучены, что актуализирует проведение комплексного научного исследования на основе специальной модели и методологии.

Цель исследования: определить сущность правоохранительной сферы и предложить модель и методологию исследования правового регулирования управления ее развитием.

Методы исследования: системный анализ, структурно-функциональный анализ, сравнительно-правовой анализ.

Результаты и ключевые выводы: обоснованная теоретико-методологическая модель исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы изначально нацелена на выявление и синтез всего ценного, что имеется в различных версиях интерпретации правового и социального пространства, в котором устанавливаются и охраняются правовые нормы, обеспечивается соблюдение прав и свобод, законность и правопорядок, общественная безопасность и эффективное противодействие преступности.

Разработка специального методологического инструментария исследования правоохранительной сферы, правового регулирования управления ее развитием представляется одной из весьма важных и, к сожалению, явно недостаточно разработанных тем в современной теории и методологии права и государственного управления.

Сформулированная автором на основе предположения о сущности правоохранительной сферы как правового и социального пространства, способного к развитию и управлению, гипотеза о том, что их эффективность во многом определяется качеством правового регулирования, и может быть положена в основу комплексного исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы.

stantive concept will allow systematizing elements and objects of the theory and methodology of law and public administration, using it as a fundamental object of strategic management and development in the Russian Federation.

Despite the frequent use of this category, in the theory and practice of public administration, its characteristics, mechanisms of development and management, and their legal regulation have not been studied, which actualizes the conduct of a comprehensive scientific study based on a special model and methodology.

The purpose of the study: to determine the essence of the law enforcement sphere and to propose a model and methodology for the study of legal regulation of its development management.

Research methods: system analysis, structural and functional analysis, comparative legal analysis.

Results and key conclusions: the grounded theoretical and methodological model of the study of the legal regulation of the development of the law enforcement sphere is initially aimed at identifying and synthesizing all the valuable things that are available in various versions of the interpretation of the legal and social space in which legal norms are established and protected, rights and freedoms are respected, legality and law and order, public safety and effective counteraction crime.

The development of special methodological tools for the study of the law enforcement sphere, the legal regulation of the management of its development seems to be one of the very important and, unfortunately, clearly insufficiently developed topics in the modern theory and methodology of law and public administration.

Formulated by the author on the basis of the assumption about the essence of the law enforcement sphere as a legal and social space capable of development and management, the hypothesis that their effectiveness is largely determined by the quality of legal regulation, and can be used as the basis for a comprehensive study of the legal regulation of the development of the law enforcement sphere.

Ключевые слова: правоохранительная сфера; управление развитием; правовое регулирование; модель; методология.

Keywords: law enforcement sphere; development management; legal regulation; model; methodology.

l0

Введение. Понять истинный смысл и предназначение той или иной категории возможно лишь на основе комплексного исследования ее сущности и содержания, уяснения ее роли в познании и преобразовании связанных с ней явлений и процессов, что в полной мере относится к правоохранительной сфере.

Данное словосочетание нередко используется в научном и деловом обороте как одновидо-вое, наряду с такими феноменами, как «правовая жизнь», «правовая действительность», «правовая система» и др. Наличие нескольких родовых понятий, безусловно, обогащает каждое из них и способствует более глубокому пониманию сущности управленческих и правовых процессов, которые они отражают. Однако с позиции правового регулирования требуется максимально точно определить правоохранительную сферу, отграничить ее от других смежных категорий, разграничить пределы их правового регулирования, раскрыть ее содержание и возможности с точки зрения развития, управления развитием и правового регулирования управления развитием.

Особенность данного исследования заключается в специфическом предмете правового регулирования, в качестве которого определено управление развитием правоохранительной сферы. Сложность и многоаспектность исследования (исследуются теоретико-методологический, государственно-управленческий и нормативно-правовой аспекты) вызывает необходимость применения метода моделирования уже на стадии формирования программы (модели) исследования.

В отличие от традиционной методологии научного исследования [10; 16], в данном случае построение концептуальной модели исследования представляется целесообразным начать с процесса анализа (концептуализации) проведенных исследований в области понимания специфики правоохранительной сферы и ее правового регулирования, а затем, в процессе работы над моделью, определить методологию исследования, то есть сформулировать цели и задачи, определить объект и предмет, выдвинуть научные гипотезы и подобрать соответствующие методы исследования.

Соответственно, процесс исследования подразделяется на следующие этапы: 1) анализ проведенных исследований в области понимания специфики правоохранительной сферы

и ее правового регулирования; 2) построение концептуальной модели исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы; 3) определение методологии исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы.

1. Анализ проведенных исследований в области понимания специфики правоохранительной сферы и ее правового регулирования. Анализ проведенных исследований в области понимания специфики правоохранительной сферы и ее правового регулирования показывает, что правоохранительная сфера рассматривается наряду с такими категориями, как «правовая жизнь», «правовая действительность», «правовая система». Есть мнение, что данные категории являются родовыми и их целесообразно рассматривать в одном общем ряду [2, с. 16].

Правовая жизнь определяется в юриспруденции как «форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, отражая специфику и уровень правового развития данного общества — отношения субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов» [14, с. 6].

В ее содержание вкладывают самый широкий и разнообразный круг системных явлений и процессов, связанных с обеспечением правопорядка, предупреждением правонарушений, их профилактикой и социальным контролем, правовым информированием и коммуникациями, юридической реабилитацией, подготовкой юридических кадров, включая «мозговые центры генезиса, воспроизводства и хранения правовой идеологии (НИИ, центры, фонды, культурные сообщества юристов и т. д.)» [20, с. 164-165].

Правовая система охватывает «совокупность всех правовых явлений, характеризует правовую действительность, ее общую конструкцию, отражает роль и соотношение правотворчества и правоприменительной, правоохранительной деятельности компетентных органов» [1, с. 31].

Системообразующим элементом правовой системы выступает право, а в ее структуру входят законотворчество, юридическая практика и правосудие, акты правоприменения и толкования, субъективные права и обязанности, правовые отношения, юридическая ответственность, правосознание, а также сам механизм правового регулирования и все «субъекты права (индивидуальные и коллективные), органи-

зующие и приводящие весь правовой механизм в действие» [15, с. 25].

A. Г. Братко, исследуя различные аспекты теории правовых систем, связанных с правоохранительной функцией, в качестве объектов исследования определяет правосознание, правовую культуру, законность и правопорядок [8]. Кроме того, исходя из целей и логики исследования, в поле зрения автора находятся вопросы совершенствования правоохранительной деятельности государства и системы правоохранительных органов, которые хотя и не являются в данном случае объектами исследования, однако, исходя из заявленных целей и логики исследования, тесно взаимосвязаны с правовой системой.

Среди системных категорий, объединяющих и регулирующих правовые отношения в области правоохраны и правопорядка, наиболее изученной является правоохранительная система.

B. Ю. Пиотровский исследует правоохранительную систему как «совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих юридическую защищенность объектов права от противоправных нарушений» [17]. В качестве ее структурно-функционального элемента рассматриваются правоохранительные органы.

А. В. Изместьев рассматривает правоохранительную систему как субстанциональную основу реализации охранительных правоотношений, которые интерпретируются как специфическая разновидность общественных связей. «Материальной и процессуальной (нормативно-правовой, организационно-правовой, процедурно-правовой) формой реализации охранительной функции права и правоохранительной функции государства выступает правоохранительная система, складывающаяся из функциональных и институциональных компонентов: охранительных норм, правоохранительных институтов, целей, субъектов и объектов правоохраны, каждый из которых детерминирует юридическое содержание и структуру охранительных правоотношений» [11, с. 26].

М. Н. Сатурина, исследуя теоретико-правовые аспекты правоохранительной системы государства, рассматривает наряду с ней такие взаимосвязанные правовые категории, как правопорядок, общественный порядок и другие, делая вывод, что правоохранительная деятельность обусловлена охранительной функцией правовой системы и государства, представляя собой «организационно-правовое оформление правоохранительной функции государства как специализированного направления государственной деятельности, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности» [6].

При этом правоохранительная система в узком смысле (в интересах ее правового регулирования) определяется как «совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных организаций, предприятий и учреждений, которые тем или иным образом участвуют в осуществлении оперативно-розыскной, административно-юрисдикци-онной, следственной, судебной, нотариальной или правозащитной деятельности» [6].

Н. А. Карпова в рамках изучения правоохранительной системы определяет элементы системы осуществления правоохранительной функции правового государства, исследуя систему субъектов обеспечения правоохраны, формы реализации правоохранительной функции и методы осуществления правоохраны органами внутренних дел [12].

И. В. Правкин рассматривает правоохранительную систему как сложное целостное образование, выступающее относительно обособленным компонентом государственно-правовой системы с учетом объективно присущих ей структурно-содержательных свойств и функциональных характеристик. Вместе с тем данная система, вследствие структурно-содержательной и функциональной неоднородности составляющих ее подсистем, носит противоречивый характер, опираясь на логику ее функционирования и развития, при рассмотрении ее в качестве самостоятельного целостного образования или в качестве составляющей государственно-правовой системы [18].

В ряде научных исследований в качестве составных элементов правоохранительной системы рассматриваются категории государственной правоохранительной службы, правоохранительная деятельность, правоохранительные органы и другие, а также определяется их место среди других элементов правоохранительной системы.

В частности, А. М. Артемьев, исследуя системные свойства государственной правоохранительной службы, рассматривает ее одновременно как один из основных элементов правоохранительной системы, межотраслевой комплексный институт и предмет межотраслевого регулирования. При этом, по мнению автора, «правоохранительная система является единством таких ее элементов, как система функций правоохраны, правоохранительная деятельность, охранительные юридические нормы и правоотношения, система правоохранительных органов, сложившаяся система и правопорядок, охранительные элементы правосознания и правовой культуры» [6, с. 141].

Анализ приведенных и других исследований правовых категорий, в той или иной степени связанных с правоохранительной функцией

12

(деятельностью) государства и других субъектов правоотношений, обеспечивающих данную функцию, показывает, что ни одна из них не может претендовать на роль основного объекта государственного управления и развития с точки зрения наличия всех необходимых компонентов, свойств и характеристик, которые позволяли бы рассматривать их как государственно-правовое и социально-правовое пространство, способное успешно противодействовать преступности, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность.

Представляется, что таким развивающимся пространством может служить категория правоохранительной сферы, а ее содержательная концепция позволит систематизировать элементы и объекты теории и методологии права и государственного управления, использовать ее в качестве основополагающего объекта стратегического управления и развития в Российской Федерации.

Несмотря на привычное употребление категории «правоохранительная сфера» в деловом обращении, в научной литературе приводятся лишь фрагментарные умозаключения о ее целевом предназначении, содержании и характеристиках.

П. И. Квачёва и С. Д. Багдасарян, рассматривая значение правоохранительной сферы для социальной организации, утверждают, что она служит выполнению двух задач: 1) разрешению возникающих социально-юридических конфликтов и тем самым восстановлению правопорядка в обществе правовыми средствами и методами; 2) предупреждению (недопущению) развития социально-правовых конфликтов [13, с. 57].

Н. А. Андреев и В. Б. Коробов научным критерием правоохранительной сферы, который позволяет отграничить ее от других правовых явлений, выделяют «определенную совокупность причинно-следственных взаимосвязей законодательной и правоохранительной форм деятельности и связанной с ними системой преступных проявлений, совершаемых в различных сегментах жизнедеятельности человека, — экономике, политике, социально-бытовой, военной, духовно-культурной и иных сферах» [2, с. 18].

Исследуя системные характеристики стратегического управления правоохранительной сферой, указанные авторы рассматривают ее как структуру, состоящую из законодательной подсистемы, подсистемы охранительных правоотношений, правоприменительной подсистемы и подсистемы правонарушений и преступности.

Не вдаваясь в глубокую дискуссию о рассмотрении преступности как социально-правовой

категории, заметим лишь, что любое преступление, а значит, и преступность в целом носит противоправный (антиправовой), общественно опасный (антиобщественный) характер. Иными словами, включать ее в качестве составного элемента в структуру правоохранительной сферы представляется необоснованным. Тем более, что в данном случае речь идет о рассмотрении правоохранительной сферы как объекта государственного управления и развития.

Следует предположить, что правоохранительная сфера соотносится как частное и целое с правовой сферой жизни общества — «частью социального пространства, в которой посредством установления в юридических нормах моделей правомерного поведения обеспечиваются стабильность в обществе, правопорядок и законность в границах конкретного исторического времени» [9, с. 23].

Сущностным признаком, отличающим правоохранительную сферу от правовой, является охранительная функция права, что предопределяет специфику исследования правоохранительной сферы как объекта управления и развития и правового регулирования управления ее развитием.

Несмотря на то что рассматриваемые правовые категории относятся к предельно широким правовым явлениям и раскрываются через понятия, в которых отражаются существенные свойства и черты определяемого явления, они базируются на системных принципах связи компонентов системы и развития, т. е. относятся к развивающимся системам.

Изучение результатов исследований в этой области, в частности генезиса представлений о правовой государственности, охранительных правоотношений в контексте социодина-мики правовой реальности, правоохранительной системы в условиях реформирования Российского государства и другого, подтверждают, что правоохранительное пространство (правоохранительная сфера) может и должно быть объектом развития, что является необходимым условием формирования правового государства [17; 11; 18].

Таким образом, в приведенных и других научных исследованиях, посвященных данной тематике, исследуются самые различные объекты, объединенные системными свойствами, позволяющими рассматривать их в рамках таких категорий, как «правовая жизнь», «правовая система», правовая действительность и т. д. Как известно, исследование сложных категорий в смежных областях знаний позволяет более полно исследовать их свойства и возможности, получить новые знания о предмете исследования. Вместе с тем такое широкое представительство взаимосвязанных правовых явлений

и наличие у них общих взаимосвязанных элементов затрудняют процессы правового регулирования, что обусловливает поиск более содержательных категорий, определяющих сущность понятия «правоохранительная сфера».

2. Построение концептуальной модели исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы. Модель (фр. modele от лат. modulus — мера, аналог, образец) — это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе; представление некоторого реального процесса, устройства или концепции [25].

Концептуальная же модель представляет собой «модель предметной области, состоящей из перечня взаимосвязанных понятий, используемых для описания этой области, вместе со свойствами и характеристиками, классификацией этих понятий по типам, ситуациям, признакам в данной области и законов протекания процессов в ней» [24, с. 76].

Построение концептуальной модели начинается с формирования ее основы, которая позволяет связать в единый замысел объект и предмет исследования с использованием соответствующих категорий (определений), совокупность внешних условий и факторов, воздействующих на данный объект в рассматриваемых теоретико-методологическом, государственно-управленческом и нормативно-правовом аспектах.

Учитывая сложность и многоаспектность предмета исследования, исходя из неоднозначности и неопределенности в области понимания специфики правоохранительной сферы и ее правового регулирования, возникает необходимость в уточнении основных категорий, их интерпретации, то есть определении признаков, существенных для решения поставленных задач исследования.

В данном исследовании такими основными категориями являются: «развитие», «управление развитием», «правовое регулирование управления», «правовое регулирование управления развитием».

Социальное развитие в отечественной социологии рассматривается как «процесс позитивного развития обществ (социетальных систем), различных сфер общественной жизни, социальных структур и отношений, творческих возможностей и потенциала самого человека в течение некоторого промежутка времени» [22, с. 377-378].

Применительно к социальному развитию общества в целом, в научной литературе можно встретить такие его критерии, как усложнение структуры объекта, увеличение количества социальных функций или существенное изменение их характеристик, качественные преоб-

разования системы социальной организации, связанные с повышением ее результативности и социальной эффективности, и др.

Независимо от технологии его осуществления, социальное развитие направлено на обеспечение возможностей и удовлетворение социальных и иных потребностей населения, его социальных групп и индивидов, включая вопросы обеспечения свободного и безопасного существования, культурное и духовное развитие людей. Для достижения данных общественных и человеческих ценностей «важнейшее значение имеет уровень развития социального предприятия, в котором заняты люди» [23].

Иными словами, с точки зрения социологии развитие правоохранительной сферы означает увеличение возможностей правоохранительных субъектов по обеспечению защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз.

Развитие правоохранительной сферы в правовом отношении предполагает использование нормативного подхода, который позволяет проводить сравнение ее действительного состояния с правовыми и морально-нравственными нормами, установленными в данном обществе. В результате такого сравнения становится возможным определить уровень развития правоохранительной сферы или степень ее отставания от установленных в обществе норм и ориентиров. Данное предположение может быть положено в основу проведения комплексного исследования состояния правоохранительной сферы и правового регулирования управления ее развитием.

Управляемость данной сферой как с позиции теории государственного управления, так и социологии управления также не вызывает сомнений. Трансформируя на правоохранительную сферу представление социологии управления о социальном пространстве в виде трехмерной социальной структуры как совокупности взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимообусловленных социальных групп, статусов и ролей, социальных институтов и складывающихся между ними отношений, следует предположить, что подлежащими исследованию объектами управления в рассматриваемой специфической сфере могут стать: система отношений и формы взаимодействия, координация, организационный порядок (установление норм и правил), самоорганизация, сотрудничество, партнерство и др.

Безусловно, рассматривая категорию управ -ления развитием, следует обратить особое внимание на стратегическое государственное управление, которое, по своей сути, направлено на достижение целей и критериев будущего состояния правоохранительной сферы. Сегодня

14

«сама практическая деятельность выводит руководителей правоохранительных организаций на проблемы стратегического управления явлениями и процессами, проистекающими в этом сегменте жизнедеятельности человека, вызывает потребность в анализе правоохранительной сферы с точки зрения ее управляемости, присущих ей субъектно-объектных отношений, а также в необходимости разработки основных критериев и путей повышения эффективности данного вида управления» [2, с. 15].

Таким образом, управление развитием тесно связано с повышением эффективности государственного стратегического управления, что требует исследования в рамках данной темы их особенных и общих характеристик с выводами о разграничении данных категорий либо их идентификации, а также проблем оценки (аудита) эффективности деятельности правоохранительных органов как функции стратегического управления (управления развитием) в правоохранительной сфере.

В конечном итоге все вопросы исследования управления правоохранительной сферой и ее развитием, включая теоретико-методологический и государственно-управленческий аспекты, должны быть осуществлены в интересах совершенствования правового регулирования данных процессов.

В самом общем виде правовое регулирование определяется как деятельность уполномоченных государственных органов по установлению правовых норм, необходимых для упорядочения жизнедеятельности общества и обязательных для исполнения. Соответственно, они должны быть «объективно обусловлены, субъективно обоснованы и социально эффективны, системно организованы и непременно практически реализовываться» [7, с. 254].

Реализация правовых норм (права) обеспечивается как за счет властных полномочий соответствующих государственных структур, так и путем саморегуляции, благодаря общественному мнению и общественному правосознанию.

Как известно, применительно к различным сферам их правовое регулирование обладает специфическими особенностями, проявляющимися главным образом в предмете и методе. Анализ правовых актов государственного управления и содержащихся в них норм показывает, что в предмет правового регулирования входят цели и структуры, задачи и функции, принципы, методы, формы и еще множество управленческих компонентов, за счет чего обеспечивается жизнедеятельность и развитие государственных и общественных институтов, формализуются и нормализуются общественные отношения в различных сферах.

Сообразно специфике предмета определяется и метод правового регулирования, представляющий собой «совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в государственный аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы» [21, с. 84].

Такое разнообразие компонентов в предмете и методе правового регулирования государственного управления вызывает необходимость их рассмотрения с точки зрения наилучшего применения, соответственно, для урегулирования процессов развития правоохранительной сферы и для управления ее развитием. Следует снова предположить, что набор таких компонентов будет находиться в зависимости от выбранных направлений, управленческой концепции и стратегии ее развития, способных обеспечить защиту конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз.

С учетом результатов проведенного автором исследования ресурсного обеспечения стратегического управления в Российской Федерации предлагается в основу концепции управления развитием правоохранительной сферы положить модель управления развитием ресурсного потенциала (ресурсную модель) субъектов правоохранительной сферы (органов внутренних дел, прокуратуры и т. д.), в которой основными (стратегическими) ресурсами выступают административные, информационные и кадровые ресурсы [4, с. 113]. Эффективность управления правоохранительной сферой в данной модели достигается за счет: программно-целевого и проектного методов управления развитием ресурсного потенциала; использования системы оценки; мониторинга и управления качеством; внедрения стратегического аудита и других современных управленческих техно -логий и механизмов. В ходе исследования целесообразно изучить опыт других стран с развитой правоохранительной сферой и системой управления.

Для целей управления развитием правоохранительной сферы предлагается объединение информационных ресурсов различного уровня и назначения на основе интегративной модели управления в правоохранительной сфере с применением цифровых информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), которую можно определить как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, распределения и использования информации в управленческой деятельности правоохранительных органов [3, с. 40].

Рассматривая административно-правовые и кадровые ресурсы в интересах совершенствования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы, следует обратить внимание на две возможные (предполагаемые) модели взаимодействия субъектов правоохранительной сферы и гражданского общества, основанные на рассмотрении категории консолидации как общественно-социального сообщества для осуществления и выполнения совместных задач в сфере правопорядка, развития и поддержания взаимоотношений по обеспечению безопасного функционирования социума и их неизбежного прогресса и эволюции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первая модель — институциональная («мягкая»), основанная на партнерских отношениях, которые предусматривают поиск областей взаимовыгодного сотрудничества, общность интересов, в определенной степени — равенство сторон в решениях правоохранительных проблем. В данном случае речь идет о подлинно партнерских отношениях (истинном партнерстве), которое достигается благодаря стремлениям, прежде всего, руководителей правоохранительных органов и сотрудников полиции, непосредственно работающих с населением: всегда прийти на помощь гражданам, нуждающимся в защите от противоправных посягательств. Касаемо другой стороны такого партнерства — гражданского общества, безусловно, имеем в виду прежде всего тех граждан, ту часть активного большинства населения, которая готова и может помогать полиции в охране правопорядка, профилактике правонарушений, розыске преступников и т. д. Методологическая основа такой модели состоит в признании совместной деятельности по достижению общих целей противодействия преступности как одного из важнейших факторов консолидации общества.

Вторая модель — административная («жесткая»), в основе которой лежит принцип неотвратимости и адекватности наказания за совершение правонарушений. Граждане должны быть уверены в том, что по каждому совершенному правонарушению органы правопорядка (прежде всего полиция) принимают адекватные, необходимые и понятные для населения меры по изобличению правонарушителей, возмещению ущерба потерпевшим, недопущению впредь таких деяний. Речь идет о четком и строгом выполнении стражами правопорядка предусмотренных законом обязанностей, внимательном и чутком отношении к пострадавшим гражданам.

Другой стороной в этой модели взаимодействия также выступает гражданское общество, но, в большей степени его наименее защищенная часть, которая смотрит на полицию

прежде всего как на единственного помощника, к которому они могут обратиться в трудную минуту опасности или угрозы жизни, здоровью, имуществу, нравственности. В данной модели взаимодействия методологический подход заключается в создании имиджа полицейского как борца за справедливость, неподкупного и авторитетного, хорошо знающего свое дело, выполняющего важнейшую государственную миссию, способного к реальной и действенной защите своих сограждан, а значит, и гражданского общества.

Вместе с тем данные модели отнюдь не противоречат, а, наоборот, дополняют друг друга, образуя общую, институциональную, модель. В основе ее успешной реализации лежит необходимость создания положительного имиджа правоохранительных органов, в первую очередь — в лице полиции. С другой стороны, и в той, и в другой модели гражданское общество является активным участником в деле обеспечения порядка и законности, его общественные институты должны развиваться и вносить свой вклад, прежде всего, в профилактику правонарушений, в так называемую социальную эффективность противодействия преступности.

Только при таком методологическом подходе возможно рассматривать взаимодействие правоохранительных органов и общественности как фактор консолидации гражданского общества. Формы и методы такого взаимодействия нуждаются в комплексном исследовании с учетом развития информационных технологий, массовых коммуникаций и средств массовой информации.

При исследовании правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы необходимо также исследовать вопросы реализация правовых норм за счет саморегуляции, благодаря общественному мнению и общественному правосознанию.

Особую оригинальность такому исследованию может придать рассмотрение и сравнительный анализ зарубежного опыта в разработке моделей взаимодействия субъектов правоохранительной сферы и гражданского общества.

Таким образом, концептуальная модель исследования предусматривает изучение проблемы правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы на базе основной ресурсной модели и производных от нее интегративной модели управления в правоохранительной сфере с применением цифровых ИКТ, административной и институциональной моделей взаимодействия субъектов правоохранительной сферы и гражданского общества.

На основании предложенных моделей развития правоохранительной сферы формируем

16

концептуальную модель исследования, предполагающую последовательное (по этапам) изучение: 1) категории правоохранительной сферы, путей, направлений и моделей ее развития; 2) правового регулирования управления правоохранительной сферой; 3) правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы.

3. Методология исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы. Методология как учение о структуре, формах и методах научно-исследовательской деятельности обычно выделяет в качестве компонентов научного исследования его объект, предмет, цель, задачи, предположения (гипотезы) и соответствующие методы для достижения поставленной цели [10; 16].

Целью данного исследования является определение путей, направлений, модели (моделей) управления развитием правоохранительной сферы и совершенствование его правового регулирования.

Для достижения цели исследования предполагается выполнить следующие задачи:

1) рассмотреть правоохранительную сферу как объект стратегического управления и развития в Российской Федерации;

2) определить категории и критерии правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы Российской Федерации;

3) провести стратегический анализ правоохранительной сферы и определить основные направления (модели) ее развития в Российской Федерации;

4) сформировать (предложить и описать) ресурсную модель развития правоохранительной сферы Российской Федерации;

5) рассмотреть особенности теории и методологии управления правоохранительной сферой Российской Федерации;

6) исследовать правовой аспект теории и методологии управления правоохранительной сферой Российской Федерации;

7) рассмотреть правоохранительные органы как основной субъект управления правоохранительной сферой Российской Федерации;

8) исследовать правовое регулирование управления правоохранительной сферой Российской Федерации;

9) исследовать правовое регулирование управления развитием административных, информационных и кадровых ресурсов в правоохранительной сфере Российской Федерации.

Объектом исследования являются правовые общественно-государственные и управленческие отношения в правоохранительной сфере, ее характеристики и компоненты как системно-

го образования, механизмы развития и управления, их правовое регулирование.

В качестве предмета исследования выступают: проблемы правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы; реальные социальные процессы и явления в правоохранительной сфере, подлежащие развитию; система правоохранительных органов и иных субъектов и их деятельность в целях обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз; устранение или нейтрализация факторов преступности.

Эмпирическую базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, концепции, стратегии, государственные программы и проекты, федеральные, региональные, межведомственные и ведомственные нормативные акты субъектов управления в правоохранительной сфере.

Следует заметить, что в правовом регулировании управления развитием правоохранительной сферы, как и государственного управления в целом, важная роль отводится как материальным, так и процессуальным нормам, а также правовым обеспечивающим механизмам реализации управления (регламенты, правила, стандарты и т. д.), которые также подлежат исследованию.

С учетом сформулированных цели и задач, объекта и предмета исследования, на основе проведенного анализа и обобщения проведенных исследований в области понимания специфики правоохранительной сферы и смежных с ней категорий и их правового регулирования, возможно выдвинуть ряд предположений (научных гипотез) для их проверки в процессе комплексного исследования данной темы:

1) с позиции системного подхода правоохранительная сфера является составной частью правовой сферы, поэтому включение в состав ее элементов подсистемы правонарушений и преступности представляется необоснованным. В то же время в структуре правоохранительной сферы необходимо определить место подсистемам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, противодействия преступности и профилактики правонарушений;

2) изучение содержания правоохранительной сферы целесообразно исследовать во взаимосвязи и взаимодействии с такими правовыми феноменами, как «правовая жизнь», «правовая действительность», «правовая система» и др. Наличие нескольких родовых понятий,

безусловно, обогащает каждое из них и способствует более глубокому пониманию сущности управленческих и правовых процессов, которые они отражают, однако с позиции правового регулирования, требующего максимально точного определения и их отражения в происходящей действительности, необходимо четкое разграничение пределов их регулирования с точки зрения развития, управления развитием и правового регулирования управления развитием;

3) правоохранительную сферу возможно рассматривать с двух сторон: как часть правовой системы, включающую действующее законодательство в области обеспечения защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз, и органы государственной власти, осуществляющие правоохранительную и правозащитную функцию; и как часть общественных отношений (социума), находящихся под охраной государства в лице его правоохранительных органов, правозащитных организаций и судебных органов;

4) с точки зрения правового регулирования правоохранительную сферу следует рассматривать как сферу действия правовых норм и правоотношений в конкретный исторический период развития государства и общества (формально юридический подход) и как сферу объективно сложившихся в обществе правоотношений по поводу обеспечения прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз, включая правосознание, правовую культуру и морально-нравственное состояние общества (социологический подход);

5) правоохранительная сфера как общественно-государственное и социально-правовое пространство или общественные отношения в нем, способные успешно противодействовать преступности, обеспечивать правопорядок, общественную безопасность и профилактику правонарушений, может и должна быть объектом развития, что является необходимым условием формирования правового государства;

6) развитость (степень и уровень развития) правоохранительной сферы определяется как степенью развития правовых норм, так и уровнем развития объективно сложившихся в обществе правоотношений, связанных с обеспечением конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз;

7) развитие правоохранительной сферы с учетом ее общественной значимости, сложности и многоаспектности как социального, правового и управленческого феномена должно основываться на государственной правоохранительной стратегии, а управление ее раз-

витием — на стратегическом управлении правоохранительной сферой;

8) обеспечение защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз находится в прямой зависимости от качества правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы.

Согласно предлагаемой концептуальной модели, исследование охватывает несколько этапов, и каждому из них, с учетом специфики объекта и предмета исследования, соответствует применение подходящих методов исследования.

Основополагающим методом исследования данной темы является системный анализ как необходимое средство для исследования таких сложных систем, к которым, безусловно, относится правоохранительная сфера. Данный метод позволяет выявить свойства системности, определить системные элементы, исследовать их взаимосвязи. Процесс анализа позволяет разделить целое на части, то есть предоставить сложное в виде совокупности более простых компонентов, а для того чтобы познать целое, сложное, необходим обратный процесс — синтез.

Системный анализ предполагается осуществить в три этапа, суть которых состоит в том, что необходимо: 1) построить модель исследуемой системы, то есть дать формализованное описание исследуемого объекта; 2) сформулировать задачи анализа и критерии их решения; 3) определить методы и обеспечить процессы выполнения задач [5].

С учетом сложности и многоаспектности предмета исследования для каждого из изучаемых аспектов применяются свои специфические методы.

В исследовании правоохранительной сферы, ее сущности и содержания необходимо использовать системно-структурный и структурно-функциональный анализ. С их помощью возможно определить основные компоненты правоохранительной сферы, понять ее структуру, функциональную составляющую, а также взаимообусловленность и взаимосвязи системных элементов.

В ходе исследования развития правоохранительной сферы потребуется применение диалектического метода, представляющего собой методологию исследования правоохранительной реальности во всем ее многообразии на основе единства принципов, законов и категорий общественного развития.

При рассмотрении управления правоохранительной сферой необходимо использовать системный, ситуационный, процессный и синергетический подходы, каждый из ко-

18

торых позволяет анализировать механизмы управления в данной сфере, выявлять существующие проблемы, в том числе правового характера.

Изучение правоохранительной сферы с целью получения прогнозных данных и стратегии ее развития, определения соответствующих методов государственного стратегического управления представляет собой анализ степени устойчивости внешней среды, внутренних и внешних факторов, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, оказывающих прямое, косвенное или фоновое воздействие на всю систему или отдельные ее компоненты. Данное исследование предполагается провести с использованием широко применяемых в менеджменте методов SWOT-анализа, РЕ8Т-анализа и Шкалы нестабильности внешней среды Ан-соффа, адаптированных для правоохранительной сферы.

Анализ правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы следует проводить с использованием формально-юридического и сравнительно-правового методов исследования.

Формально-юридический метод исследования представляет собой определенную систему обработки и анализа действующих норм права и существующей юридической практики. Данный метод относится к частно-научным и формируется в рамках права на основе формальной логики, используется в исследовании правовых категорий государственно-правовой реальности.

С учетом специфики предмета исследования представляется целесообразным провести анализ законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих процессы стратегического, программно-целевого и проектного управления правоохранительной сферой, а также ведомственных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование управленческой деятельности в правоохранительной сфере.

В процессе применения другого частно-научного метода — сравнительно-правового анализа — следует обратить внимание на систематизацию нормативных правовых актов управления в правоохранительной сфере.

Для диагностики и оценки эффективности правового регулирования государственного управления правоохранительной сферой предполагается использование социологических

Список литературы:

методов исследования с привлечением обучающихся в Академии управления МВД России.

Практическим результатом исследования должны стать: 1) теоретическое обоснование концепции развития правоохранительной сферы Российской Федерации; 2) построение ресурсной модели развития правоохранительной сферы Российской Федерации; 3) разработка проекта стратегии развития правоохранительной сферы Российской Федерации; 4) формулирование предложений по управлению и правовому регулированию управления развитием правоохранительной сферы Российской Федерации.

Заключение. Правоохранительная сфера как часть правовой общественной жизни является сферой действия права, то есть представляет собой социальное пространство, в пределах которого функционируют правовые отношения, основанные на действующем в том или ином обществе праве.

Правоохранительная сфера может исследоваться как системная целостность и объект стратегического анализа, управления и развития. Преобразование (развитие) правоохранительной сферы можно рассматривать в различных аспектах (теоретико-методологическом, социологическом, государственно-управленческом, нормативно-правовом и других), что делает данную категорию, по существу, универсальным полем (пространством) для исследования происходящих в обществе социально-правовых процессов.

Всестороннее и полное исследование правоохранительной сферы как объекта управления с применением новых категорий, рассмотрение моделей ее развития и механизмов правового регулирования управления ее развитием позволит сформулировать концептуальные положения и предложения по совершенствованию законодательства, нормативного обеспечения стратегического, программно-целевого и проектного управления этим важнейшим объектом, связанным с защитой конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства от криминальных угроз.

Изложенные умозаключения, гипотезы и предположения, предлагаемые модели и методы научного исследования возможно считать отправными положениями для проведения комплексного изучения данной темы.

References:

1. Алексеев С. С. Право и правовая система // Правоведение. 1980. № 1.

1. Alekseev S. S. Law and legal system // Pravove-denie. 1980. № 1.

2. Андреев Н. А., Коробов В. Б. Стратегическое мышление в управлении правоохранительной сферой : учеб. пособие. Москва, 2013.

3. Аникин В. Н. Интегративная модель управления в правоохранительной сфере с применением цифровых информационно-коммуникационных технологий // Цифровая трансформация системы МВД России : сб. науч. статей по материалам Международного форума. Москва, 2022.

4. Аникин В. Н. Ресурсная модель стратегического развития системы МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62).

5. Антонов А. В. Системный анализ : учеб. Москва, 2004.

6. Артемьев А. М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение : дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2008.

7. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учеб. Москва, 2014.

8. Братко А. Г. Правовая система (вопросы теории) : дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 1999.

9. Ганцева Л. М. Правовое пространство: социально-философский анализ: на примере Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2001.

10. Денисова Л. В. Методология и методы научного исследования : учеб. пособие. Москва, 2022.

11. Изместьев А. В. Генезис охранительных правоотношений в контексте социодинамики правовой реальности: историко-теоретиче-ское правовое исследование : дис. . канд. юрид. наук. Москва, 2005.

12. Карпова Н. А. Правоохранительная функция правового государства : дис. . канд. юрид. наук. Москва, 2007.

13. Квачева П. И., Багдасарян С. Д. Правоохранительная сфера Российской Федерации в государственно-организованном социуме // Правовая парадигма. 2017. № 1.

14. Малько А. В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. 2001. № 5.

15. Мату зов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

16. Овчаров А. О. Методология научного исследования: учеб. Москва, 2021.

17. Пиотровский В. Ю. Правоохранительная система в условиях формирования правового государства : дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2003.

18. Правкин И. В. Правовая система в условиях реформирования : дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2011.

19. Сатурина М. Н. Правоохранительная система государства: теоретико-правовой аспект : дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008.

2. Andreev N. A., Korobov V. B. Strategicheskoe myshlenie v upravlenii pravoohranitel'noj sfer-oj : ucheb. posobie. Moskva, 2013.

3. Anikin V. N. Integrativnaya model' upravleni-ya v pravoohranitel'noj sfere s primeneniem cifrovyh informacionno -kommunikacionnyh tekhnologij // Cifrovaya transformaciya sis-temy MVD Rossii : sb. nauch. statej po ma-terialam Mezhdunarodnogo foruma. Moskva, 2022.

4. Anikin V. N. Resource Model of Strategic Development of the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2 (62).

5. Antonov A. V. Sistemnyj analiz : ucheb. Moskva, 2004.

6. Artem'ev A.M. Gosudarstvennaya pravoohranitel'-naya sluzhba: sistemnye svojstva, funkcii, pravovoe obespechenie : dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 2008.

7. Atamanchuk G. V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya: ucheb. Moskva, 2014.

8. Bratko A. G. Pravovaya sistema (voprosy teorii) : dis. ... d-ra yurid. nauk. Moskva, 1999.

9. Ganceva L. M. Pravovoe prostranstvo: social'no-filosofskij analiz: na primere Rossijskoj Fe-deracii : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ufa, 2001.

10. Denisova L. V. Metodologiya i metody nauch-nogo issledovaniya : ucheb. posobie. Moskva, 2022.

11. Izmest'ev A. V. Genezis ohranitel'nyh pravoot-noshenij v kontekste sociodinamiki pravovoj real'nosti : istoriko-teoreticheskoe pravovoe issledovanie : dis. . kand. yurid. nauk. Moskva, 2005.

12. Karpova N. A. Pravoohranitel'naya funkci-ya pravovogo gosudarstva : dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2007.

13. Kvacheva P. I., Bagdasaryan S. D. Law enforcement of the Russian Federation in the state-organized society // Legal Concept. 2017. № 1.

14. Mal'ko A. V. Category "legal life" : problems of formation // State and Law. 2001. № 5.

15. Matuzov N. I. Pravovaya sistema i lichnost'. Saratov, 1987.

16. Ovcharov A. O. Metodologiya nauchnogo issle-dovaniya: ucheb. Moskva, 2021.

17. Piotrovskij V. Yu. Pravoohranitel'naya sistema v usloviyah formirovaniya pravovogo gosudarst-va : dis. . kand. yurid. nauk. Moskva, 2003.

18. Pravkin I. V. Pravovaya sistema v usloviyah re-formirovaniya : dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Saturina M. N. Pravoohranitel'naya sistema gosudarstva: teoretiko-pravovoj aspekt : dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2008.

20. Sinyukov V. N. Rossijskaya pravovaya sistema. Moskva, 2010.

20. Синюков В. Н. Российская правовая система. Москва, 2010.

21. Сорокин В. Д. Метод правового регулирования : теоретические проблемы. Москва, 1976.

22. Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. Москва, 2014.

23. Социология : основы общей теории / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М., 2008.

24. Толковый словарь по искусственному интеллекту / авт.-сост. А. Н. Аверкин, М. Г. Гаазе-Рапопорт, Д. А. Поспелов. Москва, 1992.

25. Уёмов А. И. Логические основы метода моделирования. Москва, 1971.

21. Sorokin V. D. Metod pravovogo regulirovaniya : teoreticheskie problemy. Moskva, 1976.

22. Sociologicheskij slovar' / otv. red. G. V. Osipov, L. N. Moskvichev. Moskva, 2014.

23. Sociologiya : osnovy obshchej teorii / otv. red. G. V. Osipov, L. N. Moskvichev. Moskva, 2008.

24. Tolkovyj slovar' po iskusstvennomu intellektu / avt.-sost. A. N. Averkin, M. G. Gaaze-Rapo-port, D. A. Pospelov. Moskva, 1992.

25. Uyomov A. I. Logicheskie osnovy metoda mode-lirovaniya. Moskva, 1971.

Для цитирования:

For citation:

tb

<

«

С a С tb S X и tfc У

s —

с <

о §

Е-

tb

Аникин Виктор Николаевич. Модель и методология исследования правового регулирования управления развитием правоохранительной сферы // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 3 (67). С. 8—20.

Anikin VictorNikolaevich. Model and Methodology of the Study of Legal Regulation of the Development of the Law Enforcement Sphere // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3 (67). P. 8-20.

С I У

ъ <

I

г0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.