Научная статья на тему 'РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин Виктор Николаевич

Постановка проблемы: стратегическое развитие системы Министерства внутренних дел Российской Федерации требует совершенствования ресурсного обеспечения в правоохранительной сфере, что должно способствовать эффективной государственной политике в области обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности в Российской Федерации. Цель исследования: определить основные стратегические ресурсы и предложить ресурсную модель стратегического развития системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Методы исследования: системный анализ, структурно-функциональный анализ, социологический опрос. Результаты и ключевые выводы: в результате исследования автором предложена ресурсная модель стратегического развития системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, определены ее элементы и содержание. Основными (стратегическими) ресурсами в данной модели выступают административные, информационные и кадровые ресурсы, а финансовые ресурсы используются как базовые источники, необходимые для поддержания, воспроизводства и развития стратегических ресурсов. Автором научно переработаны вопросы о необходимости наращивания административного, информационного и кадрового потенциалов в модели стратегического развития, глубоко и всесторонне рассмотрены формы их реализации, что может использоваться при разработке концепции развития системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, стратегии обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности и других документов стратегического планирования в правоохранительной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аникин Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE MODEL OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Problem statement: strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia requires the improvement of resource provision in the law enforcement sphere, which should contribute to an effective state policy in the field of law enforcement, public security and combating crime in the Russian Federation. The purpose of the study: to identify the main strategic resources and propose a resource model for strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Research methods: system analysis, structural and functional analysis, sociological survey. Results and key conclusions: as a result of the research, the author proposed a resource model for strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, its elements and content were determined. The main (strategic) resources in this model are administrative, information and human resources, and financial resources are used as basic sources necessary for the maintenance, reproduction and development of strategic resources. The author scientifically reworked the issues of the need to increase administrative, information and human resources in strategic development model, deeply and comprehensively considered the forms of their implementation, which can be used in development of the concept of development of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the strategy of law enforcement, public security and crime prevention and other strategic planning documents in the law enforcement sphere.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОКУРОРСКИЙ

надзор, правоохранительная деятельность

Аникин Виктор Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: VNanikin18@yandex.ru

Научные специальности: 12.00.14 — административное право;

административный процесс; 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность (5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки)

УДК 351.74

DOI 10.24412/2072-9391-2022-262-110-120

Дата поступления: 24 февраля 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 15 июня 2022 г.

Victor Nicolayevich Anikin,

Candidate of Law,

Associate Professor of the Department of the Theory and Methodology for National Management, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: VNanikin18@yandex.ru

Scientific specialty:

12.00.14 —Administrative Law;

Administrative Process;

12.00.11 - Judicial Activities,

Prosecutorial Activities,

Human Rights and Law Enforcement

(5.1.2. Public Law

(State Law) Sciences)

Ресурсная модель стратегического развития системы МВД России

Resource Model of Strategic Development of the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Аннотация

Постановка проблемы: стратегическое развитие системы Министерства внутренних дел Российской Федерации требует совершенствования ресурсного обеспечения в правоохранительной сфере, что должно способствовать эффективной государственной политике в области обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности в Российской Федерации.

Цель исследования: определить основные стратегические ресурсы и предложить ресурсную модель стратегического развития системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Abstract

Problem statement: strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia requires the improvement of resource provision in the law enforcement sphere, which should contribute to an effective state policy in the field of law enforcement, public security and combating crime in the Russian Federation.

The purpose of the study: to identify the main strategic resources and propose a resource model for strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Research methods: system analysis, structural and functional analysis, sociological survey.

Методы исследования: системный анализ, структурно-функциональный анализ, социологический опрос.

Результаты и ключевые выводы: в результате исследования автором предложена ресурсная модель стратегического развития системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, определены ее элементы и содержание. Основными (стратегическими) ресурсами в данной модели выступают административные, информационные и кадровые ресурсы, а финансовые ресурсы используются как базовые источники, необходимые для поддержания, воспроизводства и развития стратегических ресурсов.

Автором научно переработаны вопросы о необходимости наращивания административного, информационного и кадрового потенциалов в модели стратегического развития, глубоко и всесторонне рассмотрены формы их реализации, что может использоваться при разработке концепции развития системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, стратегии обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности и других документов стратегического планирования в правоохранительной сфере.

Results and key conclusions: as a result of the research, the author proposed a resource model for strategic development of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, its elements and content were determined. The main (strategic) resources in this model are administrative, information and human resources, and financial resources are used as basic sources necessary for the maintenance, reproduction and development of strategic resources.

The author scientifically reworked the issues of the need to increase administrative, information and human resources in strategic development model, deeply and comprehensively considered the forms of their implementation, which can be used in development of the concept of development of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the strategy of law enforcement, public security and crime prevention and other strategic planning documents in the law enforcement sphere.

Ключевые слова: стратегические ресурсы; ресурсная модель; административные ресурсы; информационные ресурсы; кадровые ресурсы.

Keywords: strategic resources; resource model; administrative resources; information resources; human resources.

Введение. Познать истинный смысл многих явлений и процессов, раскрыть их содержание можно лишь на основе понимания причин их возникновения и закономерностей дальнейшего преобразования как необходимых феноменов социального развития, что в полной мере относится к сущности стратегического управления. В научный оборот термин «стратегическое управление» был введен в 1972 г. в статье Д. Шендела и К. Хат-тена «Политика бизнеса как стратегический менеджмент» и рассматривался ими как «процесс определения и установления связей организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям» [16, с. 13].

Далее ресурсный подход стал одним из основных в развитии теории и методологии стратегического управления. «Под ресурсами государственного управления понимают реальные и потенциальные средства, резервы, ценности и блага, а также возможности материального, интеллектуального, организационного и духовно-нрав-

ственного характера, которыми располагает государство и может воспользоваться ими как в настоящее время, так и в будущем» [14, с. 63]. Если объективные условия и субъективный фактор определяют характер государственного управления, то ресурсы — ведущий фактор эффективного государственного управления. Основным критерием социальной эффективности использования ресурсов является качество удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан.

В рамках развития ресурсного подхода претерпели существенные изменения и сами стратегии, которые из реактивных, требующих постоянного наращивания ресурсов превратились в проактивные, направленные на качественное изменение ресурсного потенциала за счет наиболее стратегичных ресурсов (человеческий капитал, новые информационные технологии, инновации и т. д.). Современная ресурсная теория основана на понятии уникальных ресурсов, включая человеческие, информационные, технологические, позволяющих создать конкурентные преимущества по отношению к другим субъектам глобального позиционирования государственной политики и управления.

112

Приоритет тех или иных ресурсов, признание их стратегическими во-многом определяется той областью государственной деятельности, которая позиционируется как объект стратегического воздействия, одной из которых является сфера обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности. Ее специфика и обусловливает выбор стратегических ресурсов, формы и методы укрепления стратегического потенциала, методологические подходы к управлению ресурсным обеспечением в интересах стратегии развития системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) как основного субъекта управления в правоохранительной сфере.

1. Обоснование ресурсной модели стратегического развития системы МВД России. Ресурсный подход является основополагающим при исследовании сущности и содержания современного стратегического управления в Российской Федерации, которое невозможно представить без учета стратегических интересов развития государства и внешней среды, складывающейся из множества взаимосвязанных факторов, обусловливающих систему управления стратегическими процессами в масштабах страны, стратегическое взаимодействие государств с различными целями, что предполагает как конкуренцию, так и взаимовыгодное сотрудничество в сфере создания, использования и реализации самых разных ресурсов.

При таком подходе стратегическое управление — это процесс принятия и реализации управленческих решений масштабного, разноуровневого, системного характера, в основу которого положена государственная стратегия, основанная на оценке и перспективах использования ресурсного потенциала в условиях различных факторов внешней среды, представляющих как реальные угрозы, так и благоприятные возможности для развития ресурсного потенциала. Иными словами, сущность стратегического управления состоит в ответе на вопрос о том, как использовать возможности (ресурсы) для достижения стратегических целей в условиях меняющейся внешней среды.

Стратегическое государственное управление осуществляется на политическом уровне, позволяющем задействовать все имеющиеся государственные резервы, распределять, восполнять и приумножать ресурсы для достижения общенациональных стратегических целей. При этом ключевыми в стратегическом управлении становятся вопросы о факторах и проблемах, обусловливающих его применение и содержание (формы и методы), о его ресурсном обеспечении и управлении им, определении стратегических ресурсов, выделении их из общей системы обеспечения государственного управления, развития

и взаимосвязи стратегических ресурсов как элементов системы ресурсного обеспечения.

В системе МВД России под стратегическим управлением понимается «деятельность соответствующих руководителей и органов управления по определению и реализации перспективных, крупномасштабных целей развития органов внутренних дел в соответствии с правоохранительной политикой государства и прогнозируемой оперативной обстановкой в правоохранительной сфере, обеспечивающая успешное решение задач правоохраны» [10, с. 6]. Причем в правоохранительной сфере стратегическое управление, безусловно, имеет свою ярко выраженную специфику, что обусловливает и специфичность стратегических ресурсов и ресурсного обеспечения.

Концептуальная модель исследования ресурсного обеспечения стратегического управления в Российской Федерации базируется на системном подходе, составляющем методологическую основу теории современного государственного управления. Основным методом исследования является системный анализ, позволяющий обосновывать предложения по ресурсному обеспечению государственного стратегического управления как специфического вида социального управления на основе построения концептуальной модели, отображающей факторы стратегического управления в государственной сфере с позиции его ресурсного обеспечения, а также взаимосвязи основных видов стратегических ресурсов как элементов системы ресурсного обеспечения.

Система ресурсного обеспечения рассматривается как подсистема государственного стратегического управления, что позволяет определить ее место и роль в формировании и реализации государственных стратегий, построить систему управления ресурсным обеспечением с целью повышения эффективности стратегического управления в правоохранительной сфере. В процессе анализа системы ресурсного обеспечения (ресурсной модели) рассматривались: факторы (условия) стратегического управления, его основные формы и методы; стратегические ресурсы и их функции в стратегическом управлении; ресурсное обеспечение в технологии стратегического управления; формы обеспечения ресурсами процесса стратегического управления; система управления ресурсным обеспечением, взаимосвязь ресурсов [5].

Исходя из специфики деятельности органов внутренних дел и с учетом анализа государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»1 в системе МВД России имеется

1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противо-

необходимость выделения и развития в качестве приоритетных стратегических административных, информационных и кадровых ресурсов.

Указанные стратегические ресурсы включены как в перечни основных мероприятий государственной программы, так и в направления их реализации и ожидаемые результаты. Вместе с тем ресурсные мероприятия не структурированы, сформулированы в комплексе с другими мерами и не представлены в виде самостоятельных направлений. В частности, в административное обеспечение включены организационные, информационные, правовые, кадровые, финансовые и другие ресурсы, в качестве самостоятельного определен образовательный ресурс, а специфические информационные и технологические ресурсы отнесены к тыловому обеспечению.

Ресурсное обеспечение всех программных мероприятий, включая административное, информационное и кадровое, осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, а также компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников. Кроме того, за счет этих же источников предусмотрено тыловое, медицинское и жилищное обеспечение участников программы, то есть единственным базовым ресурсом данной программы являются финансы. Как показывает анализ, нередко программные мероприятия носят формальный характер и формулируются для увеличения финансирования органов внутренних дел и других правоохранительных структур, а мониторинг их выполнения организуется путем подготовки и рассмотрения отдельных отчетных документов без оценки их влияния на достижение целевых показателей.

Таким образом, стратегическое программно-целевое управление в правоохранительной сфере основывается на традиционных методах финансового, материально-технического, медицинского, жилищного и иного ресурсного обеспечения, а современные факторы и проблемы стратегического управления связаны главным образом с недооценкой правовых, управленческих, организационных, информационных, кадровых и иных стратегических ресурсов так называемого второго порядка, которые в отличие от базовых (финансовых) ресурсов требуют новых подходов к стратегическим ресурсам, ресурсному обеспечению и управлению им.

В качестве такого подхода предлагается концепция совершенствования системы ресурс-

действие преступности» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 (ред. от 03.02.2021). иКЬ:Шр://шшш.ргауо^оу.га (дата обращения: 22.02.2022).

ного обеспечения стратегического управления в правоохранительной сфере Российской Федерации. В основе концепции положена модель управления развитием ресурсного потенциала (ресурсная модель) органов внутренних дел, содержание которой состоит в следующем:

1) обоснование стратегических ресурсов в правоохранительной сфере (стратегических правоохранительных ресурсов) и выделение их в качестве приоритетных направлений развития системы МВД России;

2) поддержание, воспроизводство и развитие (совершенствование, оптимизация) стратегических правоохранительных ресурсов как основных факторов обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности путем перехода на проектные методы стратегического управления в правоохранительной сфере;

3) внедрение методов стратегического аудита и аудита эффективности использования ресурсов в интересах стратегического развития системы МВД России.

При этом ресурсы рассматриваются как основные факторы стратегического управления, его ресурсное обеспечение рассматривается как подсистема стратегического управления, технология ресурсного обеспечения как процесс стратегического планирования и управления, управление ресурсным обеспечением как функция стратегического управления, а формы обеспечения ресурсами как важнейшая часть механизма реализации стратегических проектов. Основными (стратегическими) ресурсами выступают административные, информационные и кадровые ресурсы, а финансовые ресурсы используются как базовые источники, необходимые для поддержания, воспроизводства и развития стратегических ресурсов.

Совокупность ресурсов, вовлекаемых в различные процессы и определяемых соответствующими технологиями для достижения стратегических целей охватывается понятием ресурсного обеспечения как подсистемы стратегического государственного управления. На государственном уровне в каждой сфере деятельности выстраивается своя система ресурсного обеспечения, способов управления им, представляющая собой уникальный набор ресурсов под цели стратегического развития, виды деятельности. Анализ различных источников [2, с. 185-222; 7, с. 20-34; 16, с. 70-95] показывает, что сущность и функции (содержание) ресурсов и ресурсного обеспечения во многом определяются сферой, уровнем и масштабом стратегического управления.

Рассматривая с этих точек зрения ресурсы и ресурсное обеспечение в правоохранительной сфере или в области деятельности орга-

114

нов внутренних дел, следует учитывать особенности стратегического управления, связанные: во-первых, с его нацеленностью на изменение и преобразование правоохранительной среды как общего социального пространства для правоохранительной системы и для системно-структурного образования, каким является преступность, то есть правоохранительные органы не только учитывают факторы внешней среды, а активно воздействуют на них, видоизменяя или преобразовывая их в соответствии с целями и задачами; во-вторых, с направленностью на развитие системы правоохранительных органов, в частности МВД России, необходимое для выполнения масштабных и сложных задач по обеспечению правопорядка, общественной безопасности и противодействию преступности.

В интересах стратегического развития системы МВД России «осуществляется корректировка подходов и смещение акцентов в распределении и использовании ресурсов с решения текущих задач в правоохранительной сфере к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений» [2, с. 188]. Следует предположить, что именно структурные изменения качественных характеристик ресурсного обеспечения органов внутренних дел позволят коренным образом изменить ситуацию в правоохранительной сфере.

В этом смысле с точки зрения ресурсной теории стратегические ресурсы в процессе стратегического управления могут приобретать другие свойства и переходить в качественно другое состояние: ресурсы более высокого уровня, то есть в более технологичные (административные, информационные, кадровые). Например, в результате финансирования мероприятий (использования финансовых ресурсов) возможно привлечь в сферу деятельности органов внутренних дел лучших сотрудников, обеспечить их профессиональную подготовку на уровне высших стандартов, то есть укрепить кадровые ресурсы (кадровый потенциал) органов внутренних дел, за счет приобретения и внедрения новых информационных технологий развить информационные ресурсы, а за счет совершенствования законодательной базы в части наделения сотрудников органов внутренних дел дополнительными полномочиями и ответственностью усилить их административные возможности по обеспечению правопорядка, общественной безопасности и противодействию преступности (административный ресурс).

Такое понимание стратегических ресурсов и ресурсного обеспечения, их сущности и содержания в стратегическом управлении потребует новых подходов к системе управления ресурсным обеспечением. Центральными целями такого управления является наращивание и оп-

тимизация стратегических ресурсов (административных, информационных, кадровых).

2. Административные, информационные, кадровые ресурсы и формы укрепления их потенциала в интересах стратегического развития системы МВД России. Понятие административных ресурсов имеет разные значения в зависимости от сферы научных исследований. В современной политологии под административным ресурсом принято понимать вмешательство действующих чиновников и их аппарата в ход предвыборной борьбы, преследуя цель избрания на должность лица, удобного или выгодного для власти, а в социологии он представляется как управленческий метод воздействия на те или иные подсистемы общества с целью решения каких-либо проблем и достижения интересов определенных социальных групп [8, с. 55]. Кроме того, имеются различные взгляды на административные ресурсы с правовой, управленческой и иных точек зрения.

Применительно к стратегическому управлению административный ресурс:

1) означает характер деятельности и характеристику должностного лица и включает такие компоненты руководителя, как стратегическое мышление, политическую ответственность за развитие страны (территории, региона, отрасли, муниципалитета), организаторские способности высшего звена управления (топ-менеджмент), которые являются неотъемлемым функционалом руководителя стратегического уровня;

2) должен быть облечен в правовую форму деятельности должностного лица, включая морально-нравственную позицию в отношении принятия важных стратегических решений, затрагивающих интересы значительного числа граждан, интересы гражданского общества;

3) определяет высокие полномочия должностного лица и должен предусматривать соответствующую ответственность, общественный контроль за публичной деятельностью на уровне морально-нравственных ценностей и установок, культивируемых в гражданском обществе, демократические принципы, составляющие основу государственной власти.

Рассматривая административный ресурс органов внутренних дел, следует обратить внимание на специфику управления, требующего принятия неотложных решений, в частности чрезвычайного характера, а также имеющих общественную значимость, например, в условиях массовых беспорядков, террористической угрозы, экологических катастроф, пандемии и т. д. Использование административного ресурса в этих целях проявляется в четком и незамедлительном принятии решений на уровне МВД России и его территориальных органов.

Социологическое исследование в форме устного опроса (нестандартизированное интервью) группы сотрудников, состоящих в федеральном кадровом резерве (проведено автором 8 июня 2021 г. в филиале «Болшево» Академии управления МВД России, участвовало 26 респондентов), показало, что административный ресурс как фактор повышения эффективности государственного управления — это система организационных, распорядительных, кадровых методов и средств, реализуемых должностными лицами и государственными органами при осуществлении государственного управления в целях решения различных текущих или стратегических задач, а его использование руководителями органов внутренних дел заключается прежде всего в четких и слаженных действиях по выполнению стратегических решений МВД России, определяемых директивами и другими внутренними документами, когда руководители сосредоточивают все необходимые ресурсы (силы и средства) для безусловного полного и своевременного выполнения поставленных задач (за данную формулировку высказались 100 % опрошенных сотрудников).

Как показали научные исследования, эффективность управленческой деятельности в органах внутренних дел находится в прямой зависимости от ее оптимального правового регулирования, которое должно предоставлять его руководителям определенный люфт для принятия творческих управленческих решений, в том числе стратегического характера, что, в сущности, и определяет искусство управления. Основными направлениями совершенствования правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел являются: 1) право -вое регулирование организации информационно-аналитической работы и прогнозирования; 2) правовое регулирование организации подготовки управленческих решений, планирования и программирования; 3) правовое регулирование организации исполнения управленческих решений, координирования и взаимодействия; 4) правовое регулирование организации контроля, корригирования, подведения итогов и оценки деятельности [4, с. 57—66].

К направлениям укрепления административного потенциала стратегического государственного управления следует также отнести совершенствование законодательства о государственной службе в части правового статуса и социальной защиты государственных служащих, мотивации их на достижение высоких результатов служебной деятельности, укрепления служебной дисциплины и другие формы, направленные на создание положительного имиджа кадров государственной службы [3, с. 13—19]. Наряду с указанными компонентами специфи-

ческими для органов внутренних дел являются ресурсы принудительно-силового характера, которые в условиях демократического правового государства в принципе играют вспомогательную роль, однако они необходимы при выполнении задач по обеспечению правопорядка, общественной безопасности и противодействию преступности.

Основные формы развития административного ресурсного потенциала органов внутренних дел на данных направлениях должны определяться в ходе подготовки и проведения административной реформы системы МВД России.

Под информационными ресурсами, согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации»2, понимаются отдельные документы, массивы документов и файлы в информационных системах, организованные как библиотеки, архивы, фонды, базы данных и знаний. Информационная технология — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, передачу, обработку, накопление, хранение, актуализацию, поиск информации и принятие решений по управлению объектом [1, с. 15].

Развитие информационных технологий находит отражение в информационном потенциале, укреплению которого способствует совершенствование системы сбора и анализа данных, информационного обеспечения государственного управления. В стратегическом управлении данные служат основой разработки перспективных управленческих решений, государственных программ, целевых проектов. Их применение позволяет выдвигать гипотезы, определять скрытые зависимости различных процессов и явлений, оценивать альтернативные варианты действий, вырабатывать оптимальные формы реализации принимаемых документов стратегического планирования.

Информационное обеспечение государственного управления представляет собой совокупность таких элементов, как единая система классификации и кодирования информации, унифицированная система документов и информационных потоков, методология формирования баз данных, то есть все то, что необходимо для укрепления информационного потенциала и повышения эффективности организационно-управленческой деятельности.

Наращивание информационного ресурсного потенциала следует относить к важнейшим

2 Об информации, информационных технологиях и защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 30.12.2021). иКЬ:Шр://™ш.ргауо.коу.га (дата обращения: 22.02.2022).

116

условиям, необходимым для стратегического планирования и управления правоохранительной сферой, что объясняется все возрастающей важностью, сложностью и масштабами задач по обеспечению правопорядка и противодействию преступности, ее структурными и квалификационными изменениями.

Основные формы развития информационного потенциала в системе органов внутренних дел:

1) стратегическое развитие системы использования данных, искусственного интеллекта и нейронных сетей для предотвращения, выявления и раскрытия преступлений;

2) создание специализированных баз данных для руководителей уровня стратегического управления, содержащих качественные прогнозные данные о состоянии преступности, подготовленные научно-исследовательскими учреждениями системы МВД России, агрегированную информацию для целей стратегического управления, полученную на основе SWOT-анализа, PEST-анализа и других современных методов исследования факторов и угроз в правоохранительной сфере;

3) совершенствование системы электронного документооборота в части формирования, прохождения и контроля документов стратеги -ческого планирования и управления в системе МВД России;

4) применение современных сетевых технологий с использованием сети Интернет, что будет во-многом определять перспективы развития взаимодействия полиции и общества.

Эффективность организации и функционирования механизма государственного управления напрямую связана с кадровыми ресурсами.

В современный период следует выделить ряд факторов-условий, определяющих актуальность кадровых ресурсов в стратегическом управлении: неуклонное возрастание числа задач (многозадачность); усиление нестабильности внешней среды; возникновение проблем, связанных с самыми различными аспектами управленческой деятельности. Таким образом, исключительно важным стало использование гибкого управления.

Фундаментальные исследования в этой области [12; 15] определяют, что кадровое обеспечение органов государственного управления реализуется через государственную кадровую политику, цель которой - создание целостной системы формирования и эффективного использования человеческих ресурсов, развития кадрового потенциала органов государственного управления, различных отраслей экономики и сфер деятельности.

В области стратегического планирования кадры рассматриваются как ресурсы, которые могут быть структурированными для макси-

мальной производительности. В качестве инте-гративной характеристики кадровых ресурсов организации выступает ее кадровый потенциал, включающий интеллектуальный, организационный и коммуникативный потенциалы.

Основные формы кадрового обеспечения государственного управления, в том числе на стратегическом уровне, определены в ст. 11 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»3. Наиболее важными из них с учетом специфики прохождения службы в органах внутренних дел являются: создание и эффективное использование кадрового резерва на всех уровнях системы МВД России; развитие профессиональных качеств сотрудников и оценка результатов их профессиональной служебной деятельности; создание возможностей для должностного (служебного) роста; использование современных кадровых технологий; совершенствование образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов. С учетом существующей проблемы с текучестью и комплектованием кадров в органах внутренних дел необходимы новые формы укрепления кадрового потенциала, связанные с повышением мотивации поступления и прохождения службы, ее престижа, сохранением преемственности, совершенствованием процессов нормирования служебной нагрузки и охраны труда, наставничества, поощрения, воспитания и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом сложности и значимости выполняемых задач, возлагаемых на кадровые ресурсы органов внутренних дел, развитие их ресурсного потенциала должно осуществляться в рамках кадровой стратегии МВД России. Миссия стратегии может заключаться в формировании позитивного имиджа сотрудника органов внутренних дел, воспринимаемого обществом как гаранта обеспечения конституционных прав и свобод граждан, их надежной защищенности от противоправных посягательств. Главная стратегическая цель - создание оптимального кадрового потенциала как главного стратегического резерва развития системы МВД России.

Как показывает анализ, административные, информационные и кадровые ресурсы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В целом эффективная оперативно-служебная деятельность органов внутренних дел возможна только при условии наличия соответствующих определенному уровню управления и складывающейся оперативной обстановке административных, информационных и кадровых ресурсов. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов при-

3 О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021). иКЬ:Шр://шшш.ргауо^оу.га (дата обращения: 22.02.2022).

водит к разбалансированности системы ресурсного обеспечения и, как следствие, к снижению эффективности в работе.

Важной характеристикой ресурсного обеспечения стратегического управления системой органов внутренних дел является мобильность использования сил и средств. В определенной степени можно вести речь о взаимозаменяемости данных стратегических ресурсов, которая состоит в способности заменить один стратегический ресурс на другой.

Особенно наглядно взаимосвязь административных, информационных и кадровых ресурсов проявляется при инспектировании и подведении итогов служебной деятельности органов внутренних дел.

Совершенствование административного ресурсного потенциала путем развития государственных правовых и социальных гарантий должно стимулировать кадровый потенциал, повышать эффективность профессиональной служебной деятельности. Укрепление кадрового потенциала в части повышения качества кадровой работы связано с развитием информационных ресурсов путем ускоренного внедрения информационно-коммуникационных технологий, что, в свою очередь, обеспечивается необходимостью внедрения новых форм профессионального развития государственных служащих, то есть развития кадрового потенциала.

Развитие административного, информационного и кадрового потенциалов должно найти отражение в документах стратегического планирования, в связи с чем в их структуре должны найти отражение разделы по развитию соответствующих стратегических ресурсов.

3. Методологические подходы к управлению ресурсным обеспечением в интересах стратегического развития системы МВД России. Рассматривая ресурсное обеспечение как подсистему стратегического государственного управления, управление ресурсным обеспечением можно определить как функцию (деятельность) органов власти по эффективному и рациональному достижению целей государства посредством планирования, распределения и контроля государственных ресурсов.

Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации»4 принцип ресурсной обеспеченности означает, что при разработке и утверждении документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения

4 О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020). иКЬ:Шр://шшш.ргауо^оу.га (дата обращения: 22.02.2022).

мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках прогнозирования.

Систему управления ресурсным обеспечением с практической точки зрения следует рассматривать в рамках двух реализуемых на практике системных методов (подходов) к стратегическому государственному управлению: 1) программно-целевой метод; 2) проектно-целевой подход.

Программно-целевой метод — метод увязки целей плана социально-экономического развития с комплексом экономических, социальных, научно-технических и производственных мероприятий и народнохозяйственными ресурсами, обеспечивающими их выполнение [6, с. 43]. Основными особенностями и достоинствами этого метода с точки зрения управления ресурсным обеспечением являются: системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей в правоохранительной сфере; более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации; высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета на правоохранительные нужды [2, с. 188—189].

«Проектно-целевой подход в общем понимании — это единая методология распределения ресурсов для достижения поставленной цели (решение проблем), при этом достижение цели имеет измеримые показатели (индикаторы), которые обладают объективной способностью позитивного влияния на управляемый объект. Данный подход основан на концепции управления по результатам, такой механизм управления позволяет оперативно реагировать и пересматривать ранее поставленные цели при изменении внешнего окружения» [9, с. 58—64].

Проектное управление или управление проектами, как его принято трактовать в международном формате понятий, определений, стандартов, методов и инструментов, зарекомендовало себя как ключевой инструмент реализации стратегических инициатив. Его основные преимущества — возможность четкого планирования ресурсов и результатов, а также технологическая увязка различных участников стратегического планирования, включая государственные корпорации, частный бизнес и экспертные площадки. Внедрение проектного управления способствовало бы многостороннему развитию российской системы стратегического планирования [13, с. 45].

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об органи-

118

зации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»5 проектная деятельность связана с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов, а проект определяется как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений. В целях осуществления проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти формируются органы управления проектной деятельностью, утверждена функциональная структура проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации.

Проектно-целевой подход направлен на совершенствование методов бюджетирования, переход не только от планирования ресурсов к планированию результатов, но и на достижение конкретных целей путем управления результатами с помощью особого механизма распределения ресурсов, что является одним из необходимых условий оптимизации ресурсного обеспечения стратегического управления в правоохранительной сфере. Такая необходимость связана с оптимизацией ресурсов и ресурсного обеспечения в целях совершенствования системы МВД России, направленного на укрепление ее ресурсного потенциала, в первую очередь административного, информационного и кадрового.

Данная стратегическая задача (цель) должна достигаться с учетом глобальных изменений в правоохранительной сфере, требующих адекватного реагирования органов внутренних дел. В этой связи проектное управление в правоохранительной сфере можно рассматривать как набор (совокупность) различных проектов, связанных единой государственной программой. Иначе говоря, проектное управление может стать основой для реализации государственных программ.

По экспертной оценке, «формирование масштабных, комплексных проектов позволит распространить проектное управление на основные сферы деятельности государства и подавляющую часть бюджетных расходов, что приведет к замещению приоритетными проектами форматов государственных программ, федеральных и ведомственных целевых программ» [11, с. 161].

Сущностное отличие проектного управления состоит в том, что оно является наиболее действенно ориентированной системой (нацелено

5 Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 (ред. от 02.07.2021). иКЬ:Шр://шшш.ргауо^оу.га (дата обращения: 22.02.2022).

на результат и управление результатами), включающей процесс реализации стратегии, что требует соответствующей системы стратегического контроля на основных этапах (стадиях) проектного управления.

На стадии утверждения проекта стратегический контроль (аудит) сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей [7, с. 42—43]. Оценке, анализу и диагностике подлежат не стратегические цели и приоритеты как таковые, а их экономическая реализуемость, а также ожидаемые последствия. В ходе реализации проекта стратегический контроль (аудит) направлен на проверку законности, целевого и эффективного использования ресурсов с учетом установленных промежуточных критериев (результатов). На стадии завершения проекта проводится аудит эффективности, основной целью которого является комплексная оценка достигнутых результатов использования государственных ресурсов.

Главное преимущество системы стратегического контроля в проектном управлении состоит в том, что она позволяет не только контролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств, но и достижение конкретных стратегических целей посредством совершенствования законодательной базы, административной (правоохранительной) системы, государственной службы, внедрения новых информационных и кадровых технологий и т. д.

Государственные проекты и программы имеют свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при использовании методов традиционного управления проектами, что требует переработки некоторых определений и стандартов в соответствии с международным форматом. По международным стандартам «управление проектами — методология (искусство) организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов при помощи современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных результатов по составу и объему работ, стоимости, времени и качеству» [17, с. 48—49]. В этой связи актуальными с точки зрения перспектив научного исследования ресурсной модели стратегического развития системы МВД России являются такие темы, как «управление изменениями в системе государственного управления в правоохранительной сфере», «управление качеством служебной деятельности органов внутренних дел» и др.

Результаты изучения положительного опыта стратегического управления в зарубежных странах свидетельствуют о его активном внедрении в правоохранительную сферу. Например,

в МВД Республики Казахстан создан проектный офис, утверждена его организационная структура по принципу матричной структуры управления, при которой члены проектного подразделения подчиняются как руководителю проекта (проектного подразделения), так и руководителю функциональных подразделений, где они работают на постоянной основе. Для всех органов государственной власти Республики Казахстан утвержден Типовой регламент проектного управления государственных органов6.

Таким образом, с позиции ресурсной теории именно проектный подход является приоритетным по отношению к программно-целевому методу и может реализовываться в стратегическом управлении в правоохранительной сфере, в частности в целях стратегического развития системы МВД России.

Заключение. Сущность ресурсов и ресурсного обеспечения в стратегическом управлении заключается в определении стратегических ресурсов с учетом их возможностей для достижения стратегических целей, а содержание ресурсного обеспечения — в их особых формах, обеспечивающих наиболее эффективное достижение этих целей.

Ресурсное обеспечение органов внутренних дел представляет собой обоснованное целевое распределение финансовых средств на развитие системы МВД России для решения стратегических задач обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности. В целях развития системы МВД России особое значение приобретает наращивание ее стратегического ресурсного потенциала, основу которого составляют административные, информационные и кадровые ресурсы (потенциалы).

В целях развития административного, информационного и кадрового потенциалов органов внутренних дел целесообразно предусматривать разделы по развитию соответствующих ресурсов в структуре документов стратегическо-

6 Об утверждении Типового регламента проектного управления государственных органов: приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 июня 2021 г. № 57.

го планирования, учитывая, что исходя из действующего законодательного и нормативно-правового регулирования на уровне МВД России в рамках стратегического планирования могут разрабатываться:

— стратегии, основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения общественной безопасности Российской Федерации;

— отраслевые документы стратегического планирования (концепции развития органов внутренних дел, директивы МВД России и др.);

— государственные программы Российской Федерации охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

— планы деятельности МВД России по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;

— ведомственные проекты, обеспечивающие достижение целей и показателей деятельности МВД России.

Из ныне действующих документов стратегического планирования в области деятельности органов внутренних дел необходимо провести правовую ревизию государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», определив развитие административного, информационного и кадрового потенциалов в качестве отдельных направлений ее ресурсного обеспечения.

Система управления ресурсным обеспечением стратегического управления в правоохранительной сфере Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования с учетом теории и практики развития управленческих технологий (управление изменениями, качеством, рисками и т. д.) путем перехода на проектные методы управления и внедрения методов стратегического аудита и аудита эффективности использования ресурсов в интересах стратегического развития системы МВД России, которая должна базироваться на общегосударственной политике, включающей системные преобразования в сфере правоохранительной деятельности.

Список литературы:

References:

1. Абросимова М. А Информационные техно- 1. логии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие. Москва, 2011.

2. Андреев Н. А, Коробов В. Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере: 2. учебное пособие. Москва, 2012.

3. Аникин В. Н. Категории и критерии дифференциации в правовом регулировании ста- 3. туса и социальной защиты государственных

Abrosimova M. A. Informacionnyye tekh-nologii v gosudarstvennom i municipal'nom upravlenii: uchebnoye posobiye. Moskva, 2011.

Andreyev N. A., Korobov V. B. Strategicheskoye upravleniye v pravoohranitel'noj sfere: uchebnoye posobiye. Moskva, 2012. Anikin V. N. Kategorii i kriterii differenciacii v pravovom regulirovanii statusa i social'noj zash-

120

гражданских служащих // Государственная служба. 2021. № 3.

4. Аникин В. Н. Направления совершенствования правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58).

5. Аникин В. Н. О результатах научного исследования ресурсного обеспечения стратегического управления в интересах развития системы МВД России // Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции и перспективы: сборник научных статей международной научно-практической конференции. Москва, 2021.

6. Берман С. С., Воробьев А. А. Стратегическое государственное управление: учебное пособие. Казань, 2018.

7. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. Москва, 2002.

8. Дейнега О. В. Административный ресурс в системе государственного управления: сущность, природа и роль // Социум и власть. 2008. № 4 (120).

9. Джонстон Р. Анализ технологий, ориентированный на будущее: проблема Кассандры // Форсайт. 2011. № 2.

10. Иванов Н. Н, Карпухин Ю. Г. Стратегическое управление и инновации в правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Москва, 1993.

11. Калинин А. М. Вопросы и перспективы развития проектной деятельности в российских органах власти // Вопросы государственного управления. 2017. № 2.

12. Кибанов А. Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Москва, 2012.

13. Организация государственного стратегического управления: международный опыт. Москва, 2019.

14. Охотский Е. В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс. Москва, 2008.

15. Современные кадровые технологии в органах власти: монография / под. общ. ред. С. Е. Прокофьева, А. М. Беляева, С. Г. Еремина. Москва, 2015.

16. Стратегический менеджмент / под ред. А. Н. Петрова. Санкт-Петербург, 2006.

17. Управление проектами: фундаментальный курс: учебник / под ред. В. М. Анишина, О. Н. Ильиной. Москва, 2013.

Для цитирования:

Аникин Виктор Николаевич. Ресурсная модель

стратегического развития системы МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 2 (62). С. 110-120.

chity gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhash-chih // Gosudarstvennaya sluzhba. 2021. № 3.

4. Anikin V. N. Directions for improving the legal regulation of management activities in the Internal Affairs Bodies // Proceedings of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2 (58).

5. Anikin V. N. O rezul'tatah nauchnogo issledo-vaniya resursnogo obespecheniya strategich-eskogo upravleniya v interesah razvitiya sistemy MVD Rossii // Strategicheskoye razvitiye sistemy MVD Rossii: sostoyaniye, tendencii i perspektivy: sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2021.

6. Berman S. S., Vorob'yev A. A. Strategicheskoye gosudarstvennoye upravleniye: uchebnoye posobiye. Kazan', 2018.

7. Vihanskij O. S. Strategicheskoye upravleniye: uchebnik. Moskva, 2002.

8. Dejnega O. V. Administrativnyj resurs v sisteme gosudarstvennogo upravleniya: sushchnost', priroda i rol' // Socium i vlast'. 2008. № 4 (120).

9. Dzhonston R. Analiz tekhnologij, oriyentiro-vannyj na budushcheye: problema Kassandry // Forsajt. 2011. № 2.

10. Ivanov N. N, Karpuhin Yu. G. Strategicheskoye upravleniye i innovacii v pravoohranitel'noj deyatel'nosti organov vnutrennih del. Moskva, 1993.

11. Kalinin A. M. Voprosy i perspektivy razviti-ya proyektnoj deyatel'nosti v rossijskih organah vlasti // Voprosy gosudarstvennogo upravleniya. 2017. № 2.

12. Kibanov A. Ya. Kadrovaya politika i strategiya upravleniya personalom. Moskva, 2012.

13. Organizaciya gosudarstvennogo strategichesko-go upravleniya: mezhdunarodnyj opyt. Moskva, 2019.

14. Ohotskij Ye. V. Gosudarstvennoye upravleniye v sovremennoj Rossii: uchebno-metodicheskij kompleks. Moskva, 2008.

15. Sovremennyye kadrovyye tekhnologii v or-ganah vlasti: monografiya / pod. obshch. red. S. Ye. Prokofyeva, A. M. Belyayeva, S. G. Ye-remina. Moskva, 2015.

16. Strategicheskij menedzhment / pod red. A. N. Petrova. Sankt-Peterburg, 2006.

17. Upravleniye proyektami: fundamental'nyj kurs: uchebnik / pod red. V. M. Anishina, O. N. Il'inoj. Moskva, 2013.

For citation:

Anikin Victor Nicolayevich. Resource Model of Strategic Development of the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2 (62). P. 110-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.