ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:
методология, правовое обеспечение
ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ЗАХВАТОВ,
доцент кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: zakhvatov-iu@mail.ru
ЭДУАРД ВИКТОРОВИЧ ЕРЕМИН,
главный эксперт-специалист управления выработки государственной политики и управленческих решений в сфере внутренних дел Организационно-аналитический департамент МВД России Российская Федерация, 119049, г. Москва,
ул. Житная, д. 16 E-mail: eremin3334@gmail.com
Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная
деятельность.
УДК 343.8
Дата поступления: 2 июня 2020 г.
Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2020 г.
IGOR' YUR'EVICH ZAHVATOV, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Internal Affairs Organization of the Center for Command and Staff Exercises Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: zakhvatov-iu@mail.ru
EDUARD VIKTOROVICH ERYOMIN, Chief Expert-Specialist of the Department of State Policy Development and Management Decisions in the Field of Internal Affairs Russian Federation, 119049, Moscow, Zhitnaya St.,16
E-mail: eremin3334@gmail.com
Scientific specialty: 12.00.11 - Judicial Activity, Prosecutor's Activity,
Human Rights and Law Enforcement Activities.
Роль МВД России в деятельности по разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
The role of the Ministry of internal Affairs of Russia in the development of strategies for the socio-economic development of the subjects of the Russian Federation
Аннотация
Актуальность: представленный в статье материал касается вопросов стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел, в том числе в виде их участия в реализации стратегий развития субъ-
Annotation
The relevance: the material presented in the article concerns the issues of strategic planning of law enforcement activities of the internal Affairs bodies, including their participation in the implementation of development strategies of the
ектов Российской Федерации. В качестве одного из приоритетных направлений деятельности МВД России определено решение задач по организации выполнения государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, национальных проектов (программ), федеральных целевых программ.
Постановка проблемы: правоохранительная сфера по сложившейся практике не входит в число областей стратегического планирования, включенных субъектами Российской Федерации в качестве обязательных разделов проектов региональных стратегий, а рассматриваемые в них области жизнедеятельности не отнесены к компетенции органов внутренних дел, при том, что МВД России призвано участвовать в разработке и реализации стратегий социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
В статье дано краткое описание требований принимаемых на федеральном уровне нормативных правовых актов по реализации государственной политики на территории субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения общественной безопасности. Высказан ряд положений по правовым аспектам выстраивания баланса общефедеральных и региональных интересов по ряду направлений государственной правоохранительной политики.
Цель исследования: совершенствование правовых основ стратегического планирования правоохранительной деятельности в системе МВД России, определение роли органов внутренних дел в выработке и реализации стратегий развития субъектов Российской Федерации.
Методы исследования: диалектика, сравнительно-правовой анализ, синтез, герменевтика, философская концептология.
Результаты и ключевые выводы: решение проблем формирования полноценной нормативной правой базы стратегического планирования, а также внедрение инновационных технологий в механизм стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел сможет позитивно повлиять на состояние правопорядка в стране. Это поможет создать сбалансированные условия для обеспечения достойного качества жизни и защищенности населения от противоправных посягательств.
subjects of the Russian Federation. As one of the priority areas of the Russian Ministry of internal Affairs, it is determined to solve the tasks of organizing the implementation of state programs of the Russian Federation and the constituent entities of the Russian Federation, national projects (programs), and Federal target programs.
The statement of the problem: law enforcement in practice, are not included in the areas of strategic planning, included subjects of the Russian Federation as mandatory sections of the draft regional strategy and considered in these areas of life are not attributed to the competence of bodies of internal Affairs, the Ministry of internal Affairs of Russia is to participate in the development and implementation of strategies for socio-economic development of regions of the Russian Federation.
The article provides a brief description of the requirements of regulatory legal acts adopted at the Federal level for the implementation of state policy in the territory of the subject of the Russian Federation in the field of public security. A number of provisions are made on legal aspects of building a balance of Federal and regional interests in a number of areas of state law enforcement policy.
The purpose of the study: improving the legal framework for strategic planning of law enforcement activities in the interior Ministry of Russia, defining the role of internal Affairs bodies in the elaboration and implementation of development strategies of the constituent entities of the Russian Federation.
The research methods: dialectics, comparative legal analysis, synthesis, hermeneutics, philosophical conceptology.
The results and key conclusions: solving the problems of forming a full-fledged regulatory legal framework for strategic planning, as well as introducing innovative technologies into the mechanism of strategic planning of law enforcement activities of internal Affairs bodies can positively affect the state of law and order in the country. This will help create a balanced environment for ensuring a decent quality of life and protecting the population from illegal attacks.
Ключевые слова: стратегическое планирование; правоохранительная деятельность; региональные стратегии; субъект Российской Федерации, нормативные правовые акты.
Keywords: strategic planning; law enforcement; regional strategies; subject of the Russian Federation, regulatory legal acts.
Стратегическое планирование — это деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию, программированию,
мониторингу и контролю в различных отраслях экономики, а также сферах государственного и муниципального управления, направленная
40
на решение задач устойчивого социально-экономического развития России, субъектов федерации, муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности страны и регионов.
Выполняя функцию по обеспечению согласования интересов различных социальных групп и правоохранительных целей, заинтересовывая всех участников правоохранительного процесса в обеспечении безопасности личности, общества, государства, стратегическое планирование увязывает данные потребности с реальными возможностями общества, гарантируя тем самым его устойчивое развитие, потребность в котором приобретает особую важность для современного российского общества [6].
Имея системные, комплексные характеристики, стратегическое планирование является одним из инструментов познания социальных процессов. В методологическом смысле стратегическое планирование представляет собой органическое единство аналитического, логического, комплексного, системного и иных подходов к целеполаганию, разработке концепций, программ и планов развития социума в различных его проявлениях [7].
Кроме того, как инструмент познания реальности, стратегическое планирование — это не только мыслительный, но и социальный процесс, который осуществляется в системе социальных связей и правоотношений в различных сферах жизнедеятельности человека и выступает в качестве одного из важнейших условий стабильности социальных связей, поддержания устойчивости и жизнеспособности социального организма [1].
При этом «стратегическое планирование» как понятие само по себе не имеет четкого определения. Вместе с тем признается, что стратегическое планирование как термин зародилось и получило развитие в области военного искусства, означало способность наиболее эффективно находить пути к достижению победы при проведении крупных военных операций (кампаний) [9].
Главное, что стратегическое планирование имеет прикладное значение, являясь практическим способом разработки стратегических решений на основе выстраивания прогнозов, а опираясь на них — государственных проектов, программ и планов, реализуемых с необходимым эффектом преимущественно в экономической и социальной сферах на долгосрочную перспективу и с учетом возможных изменений внешней среды [10].
Применительно к любым областям социальной жизни, в рамках стратегического планирования предусматривается набор конкретных целей, которые следует достичь к опре-
деленному временному периоду. Достижение этих целей означает получение ожидаемого результата по наиболее актуальным проблемам развития общества, что, в свою очередь, позволяет заглянуть на много лет вперед. Но при этом определяемые цели подчиняются своеобразной иерархии. Разрабатываемые же для достижения этих целей планы и программы тесно связаны по своему характеру и содержанию с прогнозами [8].
Стратегическое планирование осуществляется и в правоохранительном сегменте государственного управления. Противодействие преступности, охрана общественного порядка и безопасности как одно из социально значимых направлений деятельности государства не менее чем другие сферы жизнедеятельности общества нуждается в стратегическом планировании, благодаря чему правоохранительная деятельность принимает форму социально организованного процесса.
Именно поэтому стратегическое планирование, осуществляемое в органах внутренних дел, как направление организационной деятельности, выстраивается строго на основе принципов: законности, научности, системности и др. [2]. Это позволяет успешно разрабатывать и реализовывать сложные, комплексные и многоаспектные планы и программы развития и совершенствования системы МВД России [5, с. 28-37].
Для органов внутренних дел предметом стратегического планирования является правоохранительная, ресурсная и управленческая деятельность. Последняя включает в том числе формирование управляемой и управляющей подсистем. Тем самым обеспечивается равновесие внутренних процессов, их упорядочение и согласованность с учетом краткосрочной и долгосрочной перспективы развития системы органов внутренних дел [3].
Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» является базовым документом, которым органы государственной власти руководствуются в ходе подготовки и осуществления стратегического планирования1. Устанавливая правовые основы стратегического планирования, а также государственной и муниципальной бюджетной политики в этой области, данный Федеральный закон определяет соответствующие полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также порядок их взаимодействия с общественными
1 О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 26
(ч. I). Ст. 3378.
и иными организациями. Документы стратегического планирования разрабатываются по территориальному признаку: на федеральном уровне, уровнях субъектов РФ и уровнях муниципальных образований, для каждого из которых определены их задачи и особенности. Система этих документов уложена в классифицированную многоуровневую схему, удобную для практики разработки подобных документов и одновременно для профессиональной подготовки специалистов-управленцев.
Основные требования к таким документам изложены в утвержденных Правительством РФ Правилах согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта РФ с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации, в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации2.
В соответствии с п. 7 вышеуказанных Правил федеральные органы государственной власти (федеральные министерства) рассматривают проект стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на предмет его соответствия основным приоритетам, целям, задачам и предполагаемым (планируемым) показателям, которые определены в документах стратегического планирования общегосударственного уровня в отношении различных областей жизнедеятельности региона: образование, наука, культура, здравоохранение, социальная защита, природопользование, обеспечение экологической безопасности, защита от чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий, международные и внешнеэкономические связи и др.
Заметно, что правоохранительная сфера не входит в число областей стратегического планирования, включенных в качестве обязательных разделов проектов региональных стратегий, а рассматриваемые области жизнедеятельности не входят в компетенцию МВД России. Решение задач по выработке государственной политики в сферах, определяемых требованиями вышеуказанного правительственного документа, не содержит каких-либо новых толкований основных функций и полномочий Министерства внутренних дел Россий-
ской Федерации, установленных Президентом Российской Федерации3.
Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению общественной, экологической безопасности, безопасности личности и государства, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, определяет Федеральный закон «О безопасности»4, согласно ч. 1 ст. 4 которого государственная политика в области обеспечения безопасности, являясь частью внутренней и внешней политики Российской Федерации, представляет собой совокупность согласованных, скоординированных и объединенных единым замыслом политико-правовых, организационных, социально-экономических, военных, информационных и иных мер.
Именно поэтому МВД России — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел — принимает активное участие в разработке документов стратегического планирования, которые являются базовыми при подготовке стратегий социально-экономического развития регионов РФ. Однако анализ тематического содержания проектов региональных стратегий показал, что они в целом ориентированы на решение вопросов экономического роста, повышения конкурентоспособности российской экономики и качества жизни населения. Для достижения этих целей определены задачи, приоритеты и показатели социально-экономического развития субъекта РФ. Вопросы же охраны правопорядка в большинстве проектов региональных стратегий отражения не нашли, хотя в соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности, правопорядка и безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации.
Между тем, исходя из требований п. 3 ст. 4 Федерального закона «О безопасности», региональным органам государственной власти надлежит претворять в жизнь государственную политику в сфере обеспечения безопасности на основе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации5, иных концептуальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности Российской Федерации и утверждаемых Президентом Российской Федерации.
2 Об утверждении Правил согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 14 октября 2016 г. № 1045 // СЗ РФ. 2016. № 43. Ст. 6025.
3 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // СЗ РФ. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7614.
4 О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
5 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
42
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации соблюдение национальных интересов в сфере государственной и общественной безопасности обеспечивается посредством реализации единой государственной системы мер по профилактике преступности, направленных на снижение уровня криминализации общества.
В свою очередь общественная безопасность, согласно утвержденной Президентом Российской Федерации соответствующей концепции6, определяется как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей от преступных и иных противоправных посягательств. Это предполагает недопущение и нейтрализацию социальных и межнациональных конфликтов, а также устранение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме того, ст. 6 Федерального закона «Об основах профилактики правонарушений в Российской Федерации» относит к основным направлениям профилактики правонарушений в стране деятельность региональных органов государственной власти по противодействию преступности, охране общественного порядка, обеспечению безопасности, уменьшению негативных проявлений религиозного и национального экстремизма7.
Роль субъектов РФ в деятельности, направленной на сокращение масштабов незаконного распространения наркотиков, отмечена также в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации8. Как представляется, в рамках достижения этой цели в региональные стратегии следует включить такие позиции, как: а) совершенствование системы оказания помощи больным наркоманией и их социальной реабилитации; б) правовое, организационное и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности; в) активизация мер по антинаркотической пропаганде с вовлечением в нее региональных средств массовой информации и использованием современных информационных технологий.
В этом направлении уже предприняты определенные шаги. Так, Председателем Государственного антинаркотического комитета Российской Федерации Министром внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольце-
6 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс] (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685). URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 21.01.2020).
7 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.
8 Стратегия государственной антинаркотической политики
Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 9 июня
2010 г. № 690 // СЗ РФ. 2010. № 24. Ст. 3015.
вым 21 мая 2018 г. был утвержден План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации. В число исполнителей пунктов 13, 15, 16, 20 данного Плана включены органы исполнительной власти субъектов РФ.
В связи с этим полагаем, что в проектах стратегий субъектов РФ в качестве подраздела целесообразно включить вопросы:
— развития волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся воспитанием, социализацией молодежи, а также профилактики наркотизма;
— активизации проведения спортивных мероприятий, развития бесплатных спортивных и технических секций и кружков, создания условий для вовлечения детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом, развития массового спорта;
— профилактики немедицинского потребления наркотиков с использованием трибуны Всероссийского молодежного форума.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Правительством России применительно ко всей территории страны, с учетом региональной детализации по вопросам социально-экономического развития, разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации9. Она предполагает в рамках разработки и корректировки стратегий развития субъектов РФ учет полномочий федеральных и региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Это дает возможность при подготовке региональных стратегий социально-экономического развития определять его приоритеты, цели и задачи, а также разрабатывать эффективные меры по их достижению и решению.
Кроме того, принципы, цели, задачи государственной политики регионального развития Российской Федерации и механизмы ее реализации определены в утвержденных Президентом Российской Федерации Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года10. Так, в соответствии с п. «в» ст. 7 разд. III данного указа совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции отнесено к приоритетным задачам государствен-
9 О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации: постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г. № 870 // СЗ РФ. 2015. № 35. Ст. 4989.
10 Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13 // СЗ РФ. 2017. № 4. Ст. 637.
ной региональной политики, что так или иначе пересекается с полномочиями МВД России.
Видимо не случайно п. 4 Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта РФ и плана мероприятий по ее реализации разработчики стратегий, к которым смело можно отнести территориальные МВД России регионального уровня, вправе включать в данные стратегии раздел, посвященный основным направлениям модернизации социальной сферы субъекта РФ, который должен предусматривать возможность демографического и миграционного развития и приоритетные направления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Отдельно можно отметить, что в проектах стратегий субъектов РФ должны соблюдаться принципы измеряемости целей и соответствия показателей целям, предусмотренные ч. 11 и 12 ст. 7 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации», поскольку ожидаемые результаты реализации предлагаемых решений, их целевые показатели, установленные на конец каждого года, могут содержать данные, на которые обращено внимание в приложении к разрабатываемым документам, в зависимости от приоритетов, целей и задач развития субъекта федерации, а также от специфики и особенностей его социально-экономического развития.
Так, целесообразно при реализации утвержденной правительственным распоряжением Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы11, в которой определены конкретные целевые ориентиры на временные периоды и установлен показатель социального риска, являющиеся факторами обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, предусмотреть в региональных стратегиях развития критерии (индикаторы), соотносимые со значениями показателей общегосударственной стратегии безопасности дорожного движения.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что одной из приоритетных задач Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных структур регионального уровня должна стать задача обеспечения развития в субъектах РФ региональных систем обеспечения общественной безопасности по всем основным направлениям.
Одновременно ввиду того, что п. 4 ст. 32 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определяет региональную стратегию развития основой для
11 Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы: распоряжение Правительства РФ от 8 января 2018 г. № 1-р // СЗ РФ. 2018. № 5. Ст. 774.
разработки государственных программ субъекта РФ12, приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития региона, показатели достижения целей развития, а также сроки и этапы реализации стратегии, определение объемов финансовых ресурсов, необходимых для ее исполнения, должны быть развернуты в систему региональных программных документов стратегического планирования (государственных программ субъекта РФ), реализующих соответствующие приоритеты и обеспечивающих достижение определенных показателей в проекте стратегии, в том числе правоохранительной направленности [4].
Полагаем, что проведение исполнительными органами власти субъектов РФ и муниципальными властями на своих территориях совместно с территориальными органами МВД России работы по формированию обозначенной системы в расчете на долгосрочную перспективу позволит им создать сбалансированные условия для обеспечения достойного качества жизни и криминологической защищенности населения. Решение проблем формирования полноценной нормативной правой базы стратегического планирования, а также внедрение инновационных технологий в механизм стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел сможет позитивно повлиять на состояние правопорядка в стране и регионах.
Таким образом, учитывая, что требования положений вышеуказанных документов стратегического планирования так или иначе предполагают региональную детализацию разрабатываемых стратегий развития субъектов РФ, на наш взгляд, целесообразно внести соответствующие изменения в вышеобозначенные ранее Правила согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта РФ в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации13, предусмотрев в разрабатываемых проектах региональных стратегий специальный раздел «Региональная система общественной безопасности».
12 О стратегическом планировании в Российской Федерации: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.
13 Об утверждении Правил согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 14 октября 2016 г. № 1045 // СЗ РФ. 2016. № 43. Ст. 6025.
Список литературы:
References:
1. Андреев Н. А., Коробов В. Б. Стратегическое управление в правоохранительной сфере: учебник / под ред. В. В. Гордиенко. М., 2015.
2. Бородушко И. В., Васильева Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг. СПб., 2006.
3. Вачугов Д. Д., Веснин В. Ф. Стратегия планирования. Основы менеджмента и рынка // Социально-политический журнал. 1998. № 8.
4. Власов Б. Е. Целевые программ правоохранительной и антикриминальной направленности в деятельности ОВД: монография. М., 2014.
5. Горелов А. П. Организация планирования в системе МВД России // Экономический вестник МВД России. 2006. № 2.
6. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие. Термин в энциклопедии «Глобалистика». М., 2006.
7. Дрогомирецкий И. И., Маховикова Г. А, Кантор Е.Л. Стратегическое планирование. СПб., 2006.
8. Моргун А. И. Стратегическое планирование в органах внутренних дел: теоретический, организационный и правовой аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
9. Советская военная энциклопедия / под ред. А. М. Прохорова. М., 1983.
10. Уткин Э.А. Стратегическое планирование. М., 1998.
1. Andreev N. A, Korobov V. B. Strategicheskoe upravlenie v pravoohranitel'noj sfere: ucheb-nik / pod red. V. V. Gordienko. M., 2015.
2. Borodushko I. V., Vasil'eva E. K. Strategicheskoe planirovanie i kontrolling. SPb., 2006.
3. Vachugov D. D, Vesnin V F. Strategiya plan-irovaniya. Osnovy me-nedzhmenta i rynka // Social'no-politicheskij zhurnal. 1998. № 8.
4. Vlasov B. E. Celevye programm pravoohranitel'noj i antikrimi-nal'noj napravlennosti v deyatel'nosti OVD: monografiya. M., 2014.
5. Gorelov A. P. Organizaciya planirovaniya v sisteme MVD Rossii // Ekonomicheskij vestnik MVD Rossii. 2006. № 2.
6. Danilov-Danil'yan V. I. Ustojchivoe razvi-tie. Termin v enciklope-dii «Globalistika». M., 2006.
7. Drogomireckij I. I., Mahovikova G. A, Kan-torE.L. Strategicheskoe planirovanie. SPb., 2006.
8. Morgun A. I. Strategicheskoe planirovanie v or-ganah vnutrennih del: teoreticheskij, organiza-cionnyj i pravovoj aspekty: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2003.
9. Sovetskaya voennaya enciklopediya / pod red. A. M. Prohorova. M., 1983.
10. Utkin E.A. Strategicheskoe planirovanie. M., 1998.
Для цитирования:
Игорь Юрьевич Захватов, Эдуард Викторович Ерёмин. Роль МВД России в деятельности по разработке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 38-44.
For citation:
Igor' Yur'evich Zahvatov, Eduard Viktorovich Eryomin. System-structural analysis of administrative responsibility for violation of the legislation of the Russian Federation on the contract system in the field of procurement // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4 (56). P. 38-44.
44