Н. И. Свечников*
СУЩНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Обеспечение общественной безопасности является одной из основных проблем современности. Центральное место в обеспечении общественной безопасности занимает охрана общественного порядка. В работе приводятся общепризнанные определения общественной безопасности и общественного порядка. Ведущая роль в охране общественного порядка отводится правоохранительной деятельности, квинтэссенцией которой является охрана общественных отношений. Поэтому анализ понятия и сущности правоохранительной деятельности, механизмов ее осуществления, определение перспективных направлений ее совершенствования являются актуальной задачей. В статье сделана попытка приблизиться к истинной сущности правоохранительной деятельности, актуальность чего обусловлена необходимостью повышения эффективности охраны прав и законных интересов граждан и поддержанием правопорядка. Подчеркивается актуальность исследования понятия правоохранительной деятельности и ее содержания, механизмов реализации и направлений совершенствования. Представлены общая характеристика правоохранительной деятельности, описание ее сущности, предмета, объекта и основных функций. Достаточно подробно рассмотрены положения о предмете правоохранительной деятельности, анализируются цели и задачи правоохранительной деятельности, обосновываются ее отличительные признаки и структура. Рассмотрено содержание отдельных видов и форм правоохранительной деятельности в сопоставлении с мнениями других исследователей. Исследованы основания для классификации правоохранительной деятельности. Произведена оценка профилактики правонарушений как самостоятельного вида деятельности, не входящего в правоохранительную деятельность. Рассмотрена роль негосударственных учреждений в реализации правоох-раны, в том числе адвокатуры, общественных советов при УМВД субъектов РФ, охранно-сыскных структур и общественных формирований. Приведены отличительные признаки правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах, представлена характеристика государственных и негосударственных субъектов, ее реализующих. Уточняется определение общественной правоохранительной деятельности, ее значимость в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка. Представлена классификация объектов и субъектов правоохранительной деятельности с обоснованием причин отнесения их к этим группам.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, общественная безопасность, общественный порядок, законные интересы граждан, защита прав, уголовно-правовая юрисдикция, оперативно-розыскная деятельность, реализация права, законность, правонарушения, преступность.
001: 10.17803/1729-5920.2016.116.7.028-037
© Свечников Н. И., 2016
*
Свечников Николай Иванович, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правоохранительной деятельности Пензенского государственного университета nikols1558@yandex.ru 440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40
На протяжении длительного времени понятие правоохранительной деятельности вызывает много споров в научных кругах и не имеет до сегодняшнего дня признанного однозначного и точного определения1. Наработанные ранее научные представления о правоохранительной деятельности ныне уже не соответствуют изменениям, происходящим в социальной и правовой сферах, не отражают природу самой структуры этой деятельности2. В последнее время растет интерес к проблемам правоохранительной деятельности, активизировался поиск ее отличительных особенностей и характеристик. Сложились различные подходы к определению целей, задач, предмета, объектов, методов и форм правоохранительной деятельности, предусмотренных действующим законодательством. Вместе с тем в Конституции РФ понятие и сущность правоохранительной деятельности не раскрываются. В содержание правоохранительной функции государства в соответствии с Конституцией РФ входит обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности (п. «б» ст. 72).
Некоторые исследователи в определении правоохранительной деятельности государства ориентируются на одну из важнейших целей правоохранительной деятельности — охрану права и обеспечение общественной безопасности3. Охрана норм права от нарушений должна быть одной из основных функций правоохранительной деятельности государства.
В свою очередь, понятие общественной безопасности формируется с учетом принципов интегрированности и сбалансированности жизненно важных интересов личности, общества и государства и взаимной ответственности личности, общества и государства за состояние безопасности. Оно представляется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства
от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной обстановкой в Российской Федерации, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями. Таким образом, под общественной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Личность, общество и государство выступают основными объектами безопасности. В свою очередь, под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Необходимо отметить, что центральное место в общественной безопасности занимает охрана общественного порядка. Это система общественных отношений, закрепленных нормами права, морали и правилами общежития, определяющих права и обязанности участников этих отношений, обеспечивающих реализацию прав и свобод граждан, охрану государственного и общественного имущества, поддержание условий, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан. Ядром охраны общественного порядка в процессе правоохранительной деятельности является охрана общественных отношений4.
Правоохранительная деятельность по своему содержанию в общем смысле есть деятельность, направленная на реализацию права и прав личности. Содержание и отличительные признаки правоохранительной деятельности обусловлены ее природой и объективными потребностями жизнедеятельности общества и государства. Природу правоохранительной деятельности определяет правосознание, являющееся и «душой правоохранительной дея-
1 Тарасов А. Правоохранительная деятельность: ее понятие и сущность // Российский следователь. 2002. № 4. С. 34—36.
2 ПолтавцеваЛ. И. Правоохранительная деятельность как предмет исследования: попытка систематизации тематики диссертаций // Юрист-Правоведъ. 2012. № 6. С. 5—8.
3 Степаненко Ю. В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Современный юрист. 2013. № 3. С. 60—87.
4 Кузнецов И. А. Правовые формы осуществления функций охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан // Формирование правового государства и вопросы предварительного следствия. Волгоград, 1992. С. 47.
тельности», и одним из источников правоохранительной деятельности5.
Правоохранительная деятельность в силу своей многоаспектности и особенностей выполняемых функций и решаемых задач предполагает активные действия не только специализированных органов и служб, но и многих других учреждений и организаций, осуществляющих различные государственные и негосударственные полномочия, например экологические («Гринпис»), социальные (Союз воинов-ветеранов Афганистана), культурные (землячества) и др. Сложно найти государственный орган или общественную организацию, не заинтересованные в эффективной правоохранительной деятельности и не реализующие ее хотя бы в некоторой части. Правоохранительная деятельность затрагивает законные интересы каждой личности, имеет высокую общественную значимость и оказывает большое влияние на формирование правового государства.
Правоохранительная деятельность характеризуется следующими признаками:
— направлена на охрану права, прав, свобод и законных интересов личности и обеспечение правопорядка;
— реализуется на основе права с помощью юридических мер воздействия, предусмотренных законом;
— осуществляется специальными государственными органами либо субъектами, уполномоченными на это государством (общественными формированиями, организациями, должностными лицами и т.п.). Правоохранительная деятельность в общем
смысле многогранна и включает в себя охрану любых законных прав и интересов граждан, государства, общественных организаций во всех сферах жизни общества. Однако основной целью правоохранительной деятельности является активное профилактическое, предупредительное влияние, недопущение правонарушений и обеспечение правопорядка6. Сюда включается не только борьба с преступностью,
обеспечение общественного порядка, конституционного строя, но и поддержание здоровья и безопасной экологии и многое другое7. Борьба с преступностью представляется как полная совокупность средств, приемов и способов охраны права от правонарушений8.
Решение задач, связанных с правоохранительной деятельностью, конституционно закреплено за Правительством РФ, которое «осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью» (п. «е» ст. 114 Конституции РФ). В большей части эти задачи решают органы исполнительной власти.
Для всех органов внутренних дел (ОВД) и полиции в частности, правоохранительная деятельность — только часть их обширной деятельности, связанной с решением множества хозяйственных вопросов, регулированием движения, наведением порядка в общественных местах и на улицах.
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности, которую осуществляют различные структуры государственного аппарата, относящиеся к разным ветвям власти и видам государственной деятельности. Некоторые исследователи считают, что «в идеале правоохранительные органы не должны принадлежать и подчиняться структурам государственного управления, которые могут осуществлять в отношении них исполнительно-распорядительную деятельность, не связанную с обеспечением законности»9.
Все виды государственной деятельности должны осуществляться в соответствии с законом и в порядке, предусмотренном законом. Поэтому еще одной формой правоохранительной деятельности является правотворчество, причем актуальными являются правовые акты, реально действующие и качественные — не создающие коллизий. Их оценка на предмет законности есть один из видов правоохранительной деятельности.
5 Байниязов Р. С. Правосознание и правоохранительная деятельность // Современное право. 2011. № 6. С. 21—24.
6 Кузнецов С. М. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел (административно правовые аспекты). дис. ... канд. юрид. наук., М., 1997. С. 130—131.
7 Роша А. Н., Чернявский В. С. Социология правоохранительной деятельности. М., 1998. Ч. 1. С. 49.
8 Братко А. П. Правоохранительная система (Вопросы теории). М., 1991. С. 49, 206.
9 Петров С. М., Туманов Г. А. Категория интереса в советском государственном управлении // Советское государство и право.1990. № 8. С. 19.
Правоохранительная деятельность имеет сложную структуру. По мнению некоторых исследователей, она может быть представлена в виде укрупненных групп, образований, направлений. Это, например, борьба с преступностью в целом, с организованной преступностью, с экономической преступностью, борьба с нарушителями правил дорожного движения, с административными правонарушениями, деятельность по профилактике правонарушений, борьба с нарушителями требований пожарной безопасности, укрепление общественного порядка и другие направления10.
Виды правоохранительной деятельности отличаются предметом регулирования разных отраслей права. Например, одной из форм правоохранительной деятельности является правосудие, а видами правоохранительной деятельности будут административное и уголовное судопроизводство и т.п.
Фундаментальным началом правоохранительной деятельности, как и всей деятельности государства, является законность — необходимость обеспечения в первую очередь верховенства Конституции Российской Федерации и принятых на ее основе законов11. Поэтому конституционный контроль признается самостоятельным видом правоохранительной деятельности, направленным на обеспечение соответствия Конституции всех действующих в стране нормативных правовых актов (НПА) и конкретных деяний должностных лиц и государственных органов12.
Финансовый контроль представляет следующий вид правоохранительной деятельности, поскольку одной из задач Счетной палаты РФ является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного
финансового контроля — субъектом правоохранительной деятельности13.
К правоохранительной деятельности следует относить исполнение судебных решений судебными приставами-исполнителями, восстанавливающими нарушенные права заинтересованных лиц, обратившихся в суд.
В зависимости от задач, решаемых правоохранительными органами, правоохранительную деятельность можно разделить на следующие виды:
— охрана установленного законом порядка общественных отношений — борьба с правонарушителями;
— деятельность по обеспечению общественной безопасности;
— борьба с преступностью — выявление и расследование преступлений;
— надзор за соблюдением законности;
— обеспечение исполнения решений судов и других органов в случаях, предусмотренных законом;
— обеспечение государственной политики в области юстиции;
— оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям, нотариальная деятельность, деятельность частных охранных и детективных фирм и др. Необходимо отметить мнение исследователей о том, что от правоохранительных органов нельзя требовать искоренения и сокращения преступности. Их деятельность — это лишь один из факторов, нейтрализующих многие аспекты преступности. Роль уголовной юстиции в жизни общества соответствует термину — «охрана»14.
Правоохранительная деятельность представляется в некоторых случаях в форме правоприменительной и правообеспечивающей. Первая реализуется через выявление, регистрацию и документирование совершенных правонарушений, их расследование, судебное рассмотрение уголовных дел, исполнение наказаний. Вторая раскрывается в процессе выявления обстоя-
10 См.: Студеникин В. Е. Понятие, признаки и основные виды правоохранительной деятельности // Право: теория и практика. URL: http://www.yurclub.ru/docs/pravo/1303/8.html.
11 См.: Гулягин А. Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности // Российская юстиция. 2012. № 11. С. 40-44.
12 См.: Городецкий П. Г. Проблемы деятельности федеральной системы правоохранительных органов России : дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2002. С. 71.
13 Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ» // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.
14 См.: Степаненко Ю. В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Современный юрист. 2013. № 3. С. 60—87.
тельств, способствующих совершению правонарушений, охраны общественного порядка, имущества, обеспечения общественной безопасности, комплексной профилактики и правовой пропаганды15.
Другие исследователи связывают правоохранительную деятельность с устранением препятствий в процессе реализации гражданами законных прав и свобод, признавая профилактику правонарушений самостоятельным видом деятельности — не входящим в правоохранительную деятельность16. Трудно не согласиться с конституционными положениями, закрепляющими смысл и содержание деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в создании условий, при которых человек может реализовать свои права и свободы. Кроме этого, известно, что профилактическая работа проводится уже по результатам правоохранительной деятельности, иначе направление этой работы будет неопределенным. Таким образом, на наш взгляд, профилактика правонарушений органически связана с правоохранительной деятельностью и является ее частью, поскольку направлена на обеспечение режима законности.
На этом основании можно считать правоохранительную деятельность совокупностью различных, взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых как государственными, так и общественными структурами, направленных на профилактику и предупреждение правонарушений, устранение факторов, их порождающих и им благоприятствующих, и, таким образом, — на обеспечение нормального процесса реализации гражданами своих прав, свобод и обязанностей. Практика показывает, что наиболее эффективно профилактическая работа осуществляется только совместно государственными и общественными организациями.
Так, например, общественные советы при УМВД субъектов Российской Федерации вносят существенный вклад в реализацию многоуровневой государственной системы профилактики правонарушений, предусматривающей уча-
стие представителей общественности, граждан, объединений правоохранительной направленности. Основными направлениями деятельности советов являются: пропаганда семейных ценностей, оказание помощи детям и семьям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, вопросы безопасности дорожного движения, информирование населения о работе ОВД, защита прав сотрудников ОВД, противодействие незаконному обороту наркотиков, экстремизму и др.
Ряд исследователей сводят правоохранительную деятельность к «правопринудитель-ной», полагая, что правовой статус государственных органов обязывает их действовать методом принуждения17, и признают их органами принудительного поддержания правопо-рядка18. Принуждение понимается в широком смысле — как использование безоговорочных односторонних предписаний, включающее в себя не только прямые (физические), но и опосредованные формы принуждения, в том числе различные проверки, предписания, запреты, ограничения и т.д. При этом отмечается, что один из основных терминов англосаксонской правовой теории и практики — law enforcement — точно означает «правопринуди-тельная деятельность»19. Кроме того, государственная правоохранительная деятельность отличается своим принудительным характером, поскольку только государство имеет легальное право на принуждение.
Правоохранительная деятельность, осуществляемая негосударственными структурами, обеспечивается мерами общественного воздействия. По данным МВД, на территории России насчитывается более 34 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, в них насчитывается около 363 тыс. человек, в том числе в 872 казачьих дружинах около 46 тысяч человек. С участием дружинников в год раскрывается около 40 тыс. преступлений и более 400 тыс. административных правонарушений. В свое время заместитель министра внутренних дел Н. Овчинников
15 См.: Сахаров А. Б. Правоохранительная деятельность и преступность // Советское государство и право. 1986. № 1. С. 83—85.
16 См.: Витрук Н. В. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993. С. 513—539.
17 См.: Петрухин И. Л. Правосудие: время реформ. М. : Наука. 1991. С. 47, 48.
18 См.: Ардашкин В. Д. К теории правоохранительного механизма // Правоведение. 1988. № 1. С. 1.
19 См.: Харитонов А. Н. Государственный контроль над преступностью. Омск, 1997. С. 163.
прогнозировал эффективность деятельности общественных помощников правоохранителей так: «...дружинники помогут предупреждать (предотвращать) уличные происшествия»20.
Одним из основных критериев официальной оценки деятельности правоохранительных органов, в частности ОВД, определенных федеральным органом исполнительной власти, является общественное мнение. Оно определяется общественным доверием и поддержкой гражданами деятельности правоохранительных органов. Следовательно, для повышения общественного доверия и поддержки своей деятельности правоохранительные органы должны шире привлекать граждан и общественные объединения к правоохранительной деятельности.
В целом сущность правоохранительной деятельности может быть представлена следующими положениями:
— борьба с правонарушениями и устранение их последствий;
— создание максимально благоприятных условий для беспрепятственной и качественной реализации права в целом, субъективных прав и юридических обязанностей в частности.
Таким образом, основным предметом правоохранительной деятельности в общем смысле можно считать права и свободы человека и гражданина, а именно то, что охраняется правом.
Правоохранительную деятельность можно классифицировать по субъектам, ее реализующим:
— деятельность исключительно государственных органов, осуществляемая на основе государственного принуждения;
— деятельность негосударственного характера, основанная на мерах общественного воздействия21.
Классификация субъектов правоохранительной деятельности обуславливается общим состоянием правопорядка, представленным в виде совокупности административных, уголовных и иных правонарушений.
Субъектами государственной правоохранительной деятельности являются ее органы, принадлежащие как к исполнительной, так и к законодательной и судебной ветви государственной власти.
Понятно, что субъектами правоохранительной деятельности не могут признаваться отдельные лица, потому что подобная деятельность требует объединенных усилий и комплексного использования всевозможных сил и средств, форм и методов ее осуществления. Отдельный индивид может быть субъектом только каких-либо единичных правоохранительных действий, которые в совокупности и образуют правоохранительную деятельность в целом или ее отдельные направления.
Гражданин в качестве субъекта правоохранительных действий может рассматриваться в следующих случаях:
— как индивид, самостоятельно или в составе группы — семьи, коллектива, общественного объединения, отстаивающий свои права и свободы и законные интересы других лиц;
— как должностное лицо, осуществляющее свои полномочия в сфере правоохранительной деятельности, например сотрудник полиции, прокуратуры и т.п.;
— как лицо, содействующее правоохранительным структурам в силу сложившихся обстоятельств, оказывающее помощь сотрудникам полиции при задержании преступника. Бесспорными субъектами правоохранительной деятельности признаются органы, действующие в сфере уголовно-правовой юрисдикции и оперативно-розыскной деятельности — ОВД, СК РФ, ФССП, ФСИН, ФСБ и др.
Некоторые ученые относят к субъектам правоохранительной деятельности, помимо государственных, специально уполномоченных органов, еще и негосударственные структуры и общественные организации, например адвокатуру, нотариат, частные детективные и охранные агентства22. Уместно отметить, что в п. «л» ст. 72 Конституции РФ представлен перечень органов, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов: судеб-
20 См.: Фалалеев М. Ул. Безопасная, № порядковый. Милиция призывает граждан к охране общественного порядка // Российская газета. 2009. 11 марта.
21 См.: Борисенко А. В., Величко А. Ю. Субъекты правоохранительной системы Российской Федерации: основные аспекты сотрудничества // Гражданин и право. 2008. № 4. С. 46—54.
22 См.: Алексеев А. И. Введение в курс «Правоохранительные органы России» : Курс лекций. Кисловодск, 2007. С. 4—10 ; Дмитриев Ю. А., Шапкин М. А. Правоохранительные органы РФ. М., 2008. С. 12—13.
ные и правоохранительные органы, адвокатура и нотариат. Таким образом, следует считать, что судебные органы, равно как и адвокатура и нотариат, не входят в состав правоохранительных органов.
Положение о правоохранительной деятельности общественных структур подвергается сомнению другими учеными, не считающими ее направленной на охрану прав и свобод личности и обосновывающими это отсутствием у таких структур соответствующих правоохранительных инструментов23. По мнению этих авторов, например, у нотариусов характер деятельности является удостоверительным, а адвокатура не может реализовать функции по обеспечению правопорядка и охране прав человек, поскольку действует независимо от государственных учреждений, и средства, используемые адвокатами, прямо не образуют правовых последствий. Подобное представление сущности правоохранительной деятельности негосударственных институтов также нуждается в уточнении, ведь деятельность адвоката не сводится исключительно к оказанию юридической помощи, это может быть и сбор информации и материалов, например для последующего заявления ходатайства перед судом о признании их в качестве доказательств24 и др. Работа же частных агентств осуществляется в пределах договоров с клиентами. В то же время сотрудники частных охранных предприятий и служб безопасности в своей деятельности не только решают задачи по обеспечению личной безопасности предпринимателей, но и участвуют в предотвращении преступлений против жизни и собственности, в обеспечении безопасности общественных мероприятий. Частные охранно-сыскные предприятия действительно вносят существенный вклад в обеспечение общественной безопасности и охрану общественного порядка. Они фактически являются частью системы общественной безопасности населенных пунктов муниципальных образований. Кроме того, противодействие незаконному обороту наркотиков, экстремиз-
му, терроризму и преступности в целом без участия негосударственных субъектов обеспечения общественной безопасности не может быть эффективным.
При этом общие цели, присущие перечисленным структурам, некоторые исследователи не признают основанием для отнесения их к субъектам правоохранительной деятельности, несмотря на то что охрана прав и свобод остается главным характеризующим признаком правоохранительной деятельности. Мотивируют тем, что в одном государстве не может быть двух систем обеспечения общественной безопасности: отдельно — частной, отдельно — государственной, поскольку деятельность их осуществляется в рамках одного правового поля25. На наш взгляд, более точным является положение о выделении в единой правоохранительной деятельности двух направлений: охраны публичного права и охраны частного права. При этом охрана частного права, представленного субъективными законными интересами индивидуальных и коллективных лиц, является специализированной функцией правового регулирования и реализуется негосударственными структурами, наделенными определенными полномочиями, делегированными государством26.
Сопоставление различных представлений о правоохранительной деятельности негосударственных институтов позволяет определить ее как общественную правоохранительную деятельность. В целом это деятельность правоохранительной направленности негосударственных и общественных организаций, добровольных формирований граждан и отдельных лиц, связанная с выполнением кон-ституционнцых обязанностей и реализацией основных прав и осуществляемая мерами юридической и нравственной ответственности в соответствии с законом.
Следует согласиться с положением о том, что одним из основных объектов правоохранительной деятельности является правопорядок в виде
23 См.: Гулягин А. Ю. Характеристика правоохранительной деятельности и осуществляющих ее органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 5. С. 33—37.
24 См.: Озорнина Д. М. Правоохранительная деятельность адвоката в уголовном процессе // Уголовное право и процесс. 2013. № 4. С. 43—46.
25 См.: Пономарёв А. Ю. Проблемы осуществления охранно-сыскными структурами правоохранительной деятельности // Административное право и процесс. 2008. № 5. С. 14—17.
26 Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система государства: дифференциация структурно-функциональных элементов // История государства и права. 2008. № 9. С. 5—6.
упорядоченности общественных отношений, основанных на праве и принципах законности и выражающихся в правомерном поведении их участников27. Поскольку в итоге объектом правоохранительной деятельности выступает всегда человек, его поведение в обществе, постольку объектом будут общественные отношения, возникающие при реализации прав и свобод личности, а также при выполнении конституционных обязанностей гражданином. Обеспечение правопорядка делает неприкосновенными права и свободы человека28.
Кроме того, к объектам правоохранительной деятельности относятся:
— права и свободы личности, ее правовой статус;
— общественные материальные и духовные ценности, система общественных отношений и правил поведения, законные интересы общества, коллективов и других объединений граждан;
— государство и его интересы, законодательство, суверенитет, территория, статус органов власти и должностных лиц и др. Таким образом, система правоохранительной деятельности представляется в виде следующих четырех основных компонентов:
— объект правоохранительной деятельности — правопорядок, общественные отношения в сфере прав и свободы человека и гражданина;
— предмет правоохранительной деятельности — права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности;
— функции (компетенция, формы, методы, средства, способы охраны) правоохрани-
тельной деятельности — обеспечение правопорядка и защита прав и свобод граждан; — субъекты правоохранительной деятельности — специальные государственные органы и уполномоченные государством учреждения, общественные организации и формирования, а также их законные представители, обеспечивающие правопорядок и защиту прав и свобод граждан. Отличительной особенностью правоохранительной деятельности в узком смысле (относительно других видов деятельности государственных органов) является совокупность средств, приемов и способов, используемых при реализации правоохраны.
Объединяет подходы исследователей правоохранительной деятельности цель, на которую она направлена — охрана и защита правового порядка и создание необходимых условий для беспрепятственной реализации правовых норм, претворение в жизнь требований законов и подзаконных нормативных правовых актов.
Эффективность организации правоохранительной деятельности определяется соответствием ее содержания своему объективному назначению, которое состоит в защите прав и свобод человека и гражданина, охраняемых обществом и государством материальных и духовных ценностей от противоправных посягательств и их предупреждении.
Эффективность правоохранительной деятельности государства как духовного, идеального, организованного процесса будет определяться не догматической основой, а внутренней силой правосознания29.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. БайниязовР. С. Правосознание и правоохранительная деятельность // Современное право. — 2011. — № 6.
2. Борисенко А. В., Величко А. Ю. Субъекты правоохранительной системы Российской Федерации: основные аспекты сотрудничества // Гражданин и право. — 2008. — № 4.
3. Гулягин А. Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. — 2011. — № 6.
4. Гулягин А. Ю. Уполномоченные субъекты правоохранительной деятельности // Российская юстиция. — 2012. — № 11.
27 Гулягин А. Ю. Характеристика правоохранительной деятельности ... С. 33—37.
28 Гулягин А. Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. № 6. С. 7—9.
29 Байниязов Р. С. Правосознание и правоохранительная деятельность // Современное право. 2011. № 6. С. 21—24.
УНИВЕРСИТЕТ
имени O.E. КУТАФИНА
5. Гулягин А. Ю. Характеристика правоохранительной деятельности и осуществляющих ее органов // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 5.
6. ОзорнинаД. М. Правоохранительная деятельность адвоката в уголовном процессе // Уголовное право и процесс. — 2013. — № 4.
7. Полтавцева Л. И. Правоохранительная деятельность как предмет исследования: попытка систематизации тематики диссертаций // Юрист-Правоведъ. — 2012. — № 6.
8. Пономарёв А. Ю. Проблемы осуществления охранно-сыскными структурами правоохранительной деятельности // Административное право и процесс. — 2008. — № 5.
9. Роша А. Н, Чернявский В. С. Социология правоохранительной деятельности. — М., 1998. — Ч. 1.
10. Степаненко Ю. В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Современный юрист. — 2013. — № 3.
11. Тарасов А. Правоохранительная деятельность: ее понятие и сущность // Российский следователь. — 2002. — № 4.
12. Харитонов А. Н. Государственный контроль над преступностью. — Омск, 1997.
SVECHNIKOV Nikolay Ivanovich — Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Law Enforcement of the
Penza State University
nikols1558@yandex.ru
440026, Russia, Penza, ul. Krasnaya, d. 40.
Review. Ensuring public safety is one of major challenges of modern times. Protection of public order is central to ensuring public safety. The paper provides for recognized definitions of public safety and public order. The leading part in protection of public order is allocated to law-enforcement activity, the essence of which represents protection. Therefore, the analysis of a concept and essence of law-enforcement activity, mechanisms of its implementation, and determination of promising directions of its perfection constitute an arduous task. The author makes an attempt to approach the true essence of law-enforcement activity, the relevance of which is conditioned by the necessity of enhancing effectiveness of protecting rights and legitimate interests of citizens and ensuring law and order. The paper emphasizes the relevance of examining the concept of law enforcement activity and its content, as well as the ways of implementing and improving law-enforcement activity. The paper provides a general description of law-enforcement activity, its essential description, subject matter and main functions. The paper gives a detailed consideration of the subject matter of law-enforcement activity, analyzes aims and tasks of law-enforcement, provides the readers with justifications of its distinctive features and structure. The author examines the content of separate types and forms of law-enforcement activity and compares them with the views of other researchers. He also examines the grounds for the classification of law enforcement activity. The author carries out an evaluation of crime prevention as an independent type of activity that is not included into law enforcement. The paper examines the role of not-government institutions in implementation of law-enforcement, inter alia, the Bar, Public Councils of Regional Offices of the Ministry of Internal Affairs of territorial entities of the Russian Federation, agencies providing security and criminal investigation services and public formations. Distinctive features of law-enforcement activity are given in broad and narrow senses; the author describes government and not-government entities that implement it. The author also clarifies a definition of public law-enforcement work, its importance for ensuring public safety and securing public order. The paper classifies objects and subjects of law enforcement providing the grounds for allocating them to certain categories.
Keywords: law-enforcement activity, public safety, public order, legitimate interests of citizens, protection of rights, criminal law jurisdiction, investigative activity, implementation of a right, legitimacy, wrong-doings, crime.
1. Bayniyazov, R. S. The Sense of Justice and Law Enforcement // Modern Law. 2011. N.6.
2. Borisenko, A. V., Velichko, A. Y. Entities of the Law-Enforcement System of the Russian Federation: The Key Aspects of Cooperation // Citizen and Law. 2008. N. 4.
Материал поступил в редакцию 12 октября 2015 г.
THE ESSENCE OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY
BIBLIOGRAPHY
3. Gulyagin, A. Y. Law-Enforcement Activity: The Major Legal Characteristics // Administrative Law and Procedure. 2011. N. 6.
4. Gulyagin, A. Y. Authorized Law Enforcement Entities//Russian Justice. 2012. N. 11.
5. Gulyagin, A. Y. Description of Law-Enforcement Activity and Bodies That Perform It. // State Power and Local Self-Government. 2013. N. 5.
6. Ozornina, D. M. Law-Enforcement Activity of an Advocate in Criminal Proceedings // Criminal Law and Procedure. 2013. N. 4.
7. Poltavtseva, L. I. Law-Enforcement Activity as a Subject of Research: An Attempt to systematize the subjects of the Theses // Lawyer-Jurist. 2012. N. 6.
8. Ponomarev, A. Y. Problems of Performing Law-Enforcement Activity by Agencies Providing Security and Investigatory Services // Administrative Law and Procedure. 2008. N. 5.
9. Rosha, A. N., Chernyavskiy, V. S. Sociology of Law-Enforcement Activity. Vol. 1. — M., 1998.
10. Stepanenko, Y. V. Law-Enforcement Activity: Evolution of Theoretical Views // Modern Lawyer. 2013. N. 3.
11. Tarasov, A. Law-Enforcement Activity: Its Concept and Essence // Russian Investigator. 2002. N. 4.
12. Kharitonov, A. N. State Control over Crime. - Omsk., 1997.