Научная статья на тему 'РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Review of law sciences
Ключевые слова
государственная власть на местах / муниципальный орган / система местного самоуправления / коммуна / местный совет / префект / координация / полномочие / правоохранительный орган / территориальное управление. / municipal state power / municipal body / the municipal bodies system / commune / municipal council / prefect / coordination / power / law defense body / territorial government.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабаджанов Атабек

В статье автор раскрывает роль муниципальных органов государственной власти в организации правоохранительной деятельности в зарубежных странах, взаимоотношения с различными правоохранительными органами, отмечая деятельность органов государственной власти на местах в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан, определяет значение и место муниципальных органов в организации правоохранительной деятельности в отдельных зарубежных странах (США, Франция, Великобритания, Российская Федерация и др.), их компетенцию в формировании (назначении) руководящих должностных лиц правоохранительных органов, иные их права и полномочия в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE ORGANIZATION OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF SOME FOREIGN COUNTRIES

In the article, the author reveals the role of municipal government bodies in organizing law enforcement activities in foreign countries, their relations with various law enforcement agencies, noting the actions of local government bodies in the field of ensuring the rule of law, law and order, and security, protecting the rights and freedoms of citizens and determines the significance and place of municipal bodies in the organization of law enforcement in certain foreign countries (USA, France, United Kingdom, Russian Federation, etc.), their competence in the formation (appointment of senior officials) of law enforcement agencies, their rights and powers in this area.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

UDC: 347.9 (042)(575.1)

Бабаджанов Атабек

начальник отдела Магистратуры Ташкентского государственного юридического университета, доктор философии по юридическим наукам (PhD), E-mail: ababadjanovtsul@mail.ru

РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Аннотация. В статье автор раскрывает роль муниципальных органов государственной власти в организации правоохранительной деятельности в зарубежных странах, взаимоотношения с различными правоохранительными органами, отмечая деятельность органов государственной власти на местах в сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан, определяет значение и место муниципальных органов в организации правоохранительной деятельности в отдельных зарубежных странах (США, Франция, Великобритания, Российская Федерация и др.), их компетенцию в формировании (назначении) руководящих должностных лиц правоохранительных органов, иные их права и полномочия в этой сфере.

Ключевые слова: государственная власть на местах, муниципальный орган, система местного самоуправления, коммуна, местный совет, префект, координация, полномочие, правоохранительный орган, территориальное управление.

Бабаджанов Атабек

юридик фанлар буйича фалсафа доктори (PhD), Тошкент давлат юридик университети Магистратура булими бошлиги

МУНИЦИПАЛ ОРГАНЛАРНИНГ БАЪЗИ ХОРИЖИЙ ДАВЛАТЛАРДА ХЖУЦНИ МУХОФАЗА ЦИЛИШ ФАОЛИЯТИНИ ТАШКИЛ ЭТИШДАГИ РОЛИ

Аннотация. Мацолада муаллиф томонидан хорижий давлатларда муниципал органларнинг цуцуц-ни муцофаза цилиш фаолиятини ташкил этиш соцасидаги роли, уларнинг цуцуцни муцофаза цилув-чи органлар билан узаро алоцалари очиб берилади, мацаллий давлат цокимияти органларининг цонун устуворлиги, цонунийлик ва цуцуц-тартибот, жамоат хавфсизлигини таъминлаш, фуцароларнинг цуцуцлари ва эркинликларини цимоя цилиш соцасидаги фаолиятини цайд этган цолда, муниципал цоки-мият органларининг айрим хорижий давлатларда (АКЩ, Франция, Буюк Британия, Россия Федера-цияси ва бошца) цуцуцни муцофаза цилишни ташкил этишдаги ацамияти ва урнини, уларнинг цуцуцни муцофаза цилувчи органларни шакллантириш (юцори мансабдор шахсларни тайинлаш) буйича вако-латлари, ушбу соцадаги бошца цуцуцлари ва ваколатларини белгилаб беради.

Калит сузлар: мацаллий давлат цокимияти, муниципал орган, мацаллий узини узи бошцариш ти-зими, коммуна, мацаллий кенгаш, префект, мувофицлаштириш, ваколат, цуцуцни муцофаза цилувчи орган, цудудий бошцарув.

Babadjanov Atabek

Head of the Maker's Department, Tashkent State University of Law, Doctor of Philosophy in Law (PhD)

THE ROLE OF MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE ORGANIZATION OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF SOME FOREIGN COUNTRIES

Abüract. In the article, the author reveals the role of municipal government bodies in organizing law enforcement activities in foreign countries, their relations with various law enforcement agencies, noting the actions of local government bodies in the field of ensuring the rule of law, law and order, and security, protecting the rights and freedoms of citizens and determines the significance and place of municipal bodies in the organization of law enforcement in certain foreign countries (USA, France, United Kingdom, Russian Federation, etc.), their competence in the formation (appointment of senior officials) of law enforcement agencies, their rights and powers in this area.

Keywords: municipal tfate power, municipal body, the municipal bodies system, commune, municipal council, prefect, coordination, power, law defense body, territorial government.

В современных условиях развития государственности реформирование и повышение эффективности функционирования судебной и правоохранительной системы является одним из государственных приоритетов. Ускоренные темпы развития демократических процессов в стране, новые условия общественно-политического и социального становления существенно усиливают роль и ответственность правоохранительных органов в дальнейшем развитии государства. При этом большое значение уделяется предотвращению коррупционных проявлений в этих органах.

Формирование в Узбекистане гражданского общества в условиях глобализации и стремительно меняющегося современного мира повышает ответственность местных органов власти за реализацию задач социально-экономического развития страны и тем самым создает необходимые предпосылки для того, чтобы оптимизировать действующую систему государственного управления, в том числе обеспечить более эффективное взаимодействие органов государственной власти на местах (органов представительной и исполнительной власти на местах) и территориальных подразделений правоохранительных органов (органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, налоговых органов и др.) по координации правоохранительной деятельности.

В этой связи следует отметить, что в Концепции дальнейшего углубления демократических

реформ и формирования гражданского общества в стране Первого Президента Республики Узбекистан И. Каримова, принятой в ноябре 2010 г., особо подчеркивается, что осуществляемые за истекший период реформы в сфере демократизации государственной власти и управления в Республике Узбекистан были также направлены на усиление роли полномочий и контролирующих функций законодательной и представительной власти в центре и на местах, при этом большое внимание уделялось вопросам децентрализации управления, передачи части функций от республиканского уровня органам областного, городского и районного уровня.

В выдвинутой Главой государства Ш. Мирзиё-евым Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. также можно увидеть понимание необходимости усиления координационных начал в правоохранительной деятельности. Так, в п. 2.4 «Совершенствование системы противодействия преступности и профилактики правонарушений» раздела II в качестве одного из приоритетных направлений реформирования указана необходимость повышения эффективности координации деятельности по борьбе с преступностью и профилактике правонарушений.

По мере осуществления в стране судебно-правовой и административной реформ, структурирования правоохранительной системы, специа-

12.00.02 - конституциявий ХУКУК МАЪМУРИй ХУКУК. молия ВА БОЖХОНА ХУКУКи

лизации ее элементов все более очевидной становится необходимость развития теоретических основ координации правоохранительной деятельности. В связи с этим особый интерес представляет анализ отдельных аспектов участия муниципальных органов некоторых зарубежных стран в организации правоохранительной деятельности. В частности, изучение конституционных принципов государственного управления ряда зарубежных стран в сфере организации правоохранительной деятельности свидетельствует об особом статусе местных органов власти. Как показывает изучение двух основных моделей местного управления - англосаксонской и континентальной, которые в том или ином сочетании распространились по всему миру, обеспечение безопасности и охраны общественного порядка путем координирования деятельности соответствующих органов также входит в полномочия местных органов власти.

Во Франции формирование эффективной и действенной системы территориального управления происходило на протяжении двух столетий. Начавшись с декрета от 1789 г., оно продолжало свое дальнейшее развитие и укрепление в течение всего периода реформирования, последним шагом которого стал закон о местных свободах и обязанностях от 13 августа 2004 г. Основными вопросами реформирования были полномочия территориальных органов власти (общин или коммун, департаментов и регионов), взаимодействие территориальных органов власти между собой при предоставлении услуг населению, четкое конституционное обеспечение эффективного территориального управления.

Коммуны имеют широкие полномочия, в частности в сфере услуг для населения, часть из которых связана с ролью мэра (префекта) как представителя государства на местном уровне, в том числе защита общественного порядка при существовании в отдельных случаях муниципальной полиции. К примеру, префект - не просто главное должностное лицо общего административного плана, это еще и главный полицейский [1].

В Великобритании и в других англосаксонских странах, наряду с общими нормативными законами, принимаются и так называемые местные или частные парламентские акты (Local Acts), каждый из которых адресован какому-либо конкретному муниципалитету. Деятельность мест-

ных органов в Великобритании может регулироваться и адаптивными законами. Такой закон или его отдельные нормы вводятся в действие в отношении местных органов не автоматически, а лишь по просьбе соответствующих муниципальных советов путем принятия специальной резолюции. Таким путем применяются, в частности, различные положения Закона о публичном здравоохранении (дополнения) 1907 г. и Закона об аренде 1968 г. (часть VI) в Великобритании [2].

Все административные территории (за исключением приходов и общин, в которых проживает менее 150 жителей) управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и городских округов избираются на 4 года и обновляются первые три года ежегодно на одну треть. Советы приходов и общин избираются на 3 года без ежегодного обновления. К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги (за исключением магистральных и мостов), социальные службы, образование и библиотеки, музеи, трудоустройство молодежи, продовольствие и медикаменты, места отдыха и уборку мусора. Несколько отличается от этой схемы управление Лондоном. Большой Лондон разделен (за исключением центра - Сити) на 32 района. Они управляются советами, сформированными по такому же принципу, как и окружные советы [3].

Как правило, функционируют два уровня (типа), используемые в большинстве территориальных образований Соединенного королевства, - округ и муниципальный район. Они, в свою очередь, подразделяются на административные центры, районы и микрорайоны (центральные власти постоянно рассматривают предложения о введении третьего уровня региональной власти). Большие города могут быть независимыми от властей округа, сочетая функции двух типов муниципальных образований. Власти округа ведут работу по вопросам общего характера, таким как предоставление социальных услуг, переработка отходов, образование, полиция и пожарные службы, стратегическое планирование, транспорт [4].

Местное управление США характеризуется весьма широкой децентрализацией, определенной независимостью муниципалитетов от цен-

12.00.02 - конституциявий ХУКУК МАЪМУРИй ХУКУК. молия ВА БОЖХОНА ХУКУКи

трального правительства и даже от штатов, отсутствием прямого подчинения органов местного управления государственной власти. Штаты (кроме штатов Коннектикут и Род-Айленд) делятся на графства (всего 3042), в которых население избирает советы (комитеты) графства, а также управления и некоторых должностных лиц (шерифа, прокурора, коронера, казначея и др.). Графства существуют вне городских поселений.

В течение последних двух столетий в Штатах осуществлялась система двойного суверенитета, при которой существовали администрации штатов и федеральная администрация, а также система сдержек и противовесов. По этой системе штаты имеют право распоряжаться своими активами, налогообложением, получать доходы, принимать законы и нормативы, а также осуществлять другие суверенные действия.

Система «сильного мэра» была принята в городе Бруклин, штат Нью-Йорк, в 1880 г. Система «сильного мэра» обеспечивает сильное политическое и административное руководство городом. Она устраняет слишком дробное деление ответственности, рассматриваемое как один из главных недостатков системы «слабого мэра». «Сильный мэр» отвечает за ведение дел в городе и имеет достаточные полномочия для этого. Эта форма, как правило, облегчает разработку и осуществление политики. Совет, освобожденный от каждодневных административных дел, может сосредоточиться на основных нуждах города. Система «сильного мэра» отбирает исполнительную власть у совета и передает ее мэру. Она устраняет распыление административной ответственности, предусматривает бюджет исполнительной власти и позволяет мэру руководить единым административным аппаратом [5].

В Германии высшим органом власти на местах являются городской совет или совет общины. Это муниципальное собрание, представительный орган, напрямую избираемый населением. Будучи избранными, члены совета обладают свободным мандатом, т. е. исполняют свои обязанности в рамках законов в соответствии с их собственными убеждениями и исключительно в целях общественного процветания. Они не ограничены какой-либо ответственностью, которая уменьшила бы их свободу в принятии решений в качестве членов совета [6].

Совет принимает решения по всем существенным вопросам, спектр которых широк и многообразен: общественные расходы, увеличение объемов или расширение сфер деловой активности, получение кредитов, обеспечение безопасности, строительство новых плавательных бассейнов, больниц, центров досуга, домов престарелых, школ и пр. Совет также распоряжается использованием средств, выделяемых на поддержание чистоты и порядка в городе, уборку улиц, переработку отходов, водопотребление и водоочистку. Он может принимать решения по руководству городской исполнительной властью (администрацией), отслеживает исполнение своих решений. Для подготовки решений совет может создавать специальные комиссии из членов совета и привлекаемых специалистов [7].

В Российской Федерации в органах исполнительной власти на местах функционируют подразделения по координации правоохранительных органов, на которых, как правило, возложены функции координации и взаимодействия правоохранительных, государственных, муниципальных, а также общественных органов и организаций в вопросах обеспечения правопорядка, мобилизационных мероприятий, гражданской обороны и пожарной безопасности. При этом, следует отметить, что отделы в своей деятельности руководствуются действующим законодательством и подчиняются непосредственно заместителю главы города по чрезвычайным ситуациям, экологии и правоохранительным органам.

В Республике Таджикистан руководители органов исполнительной власти на местах (председатели Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов) являются представителями Президента Республики Таджикистан и осуществляют исполнительную власть на местах, руководят местными представительными органами государственной власти, местными исполнительными органами государственной власти соответствующей административно-территориальной единицы [8].

В Кыргызской Республике руководители органов исполнительной власти на местах (акимы) осуществляют на подведомственной территории государственный контроль за выполнением территориальными подразделениями государственных органов исполнительной власти, орга-

нами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности Конституции, законов, решений правительства, Премьер-министра Кыргызской Республики и полномочного представителя [9].

В Республике Туркменистан руководители органов исполнительной власти на местах (хяки-мы), являясь представителями Президента Туркменистана на местах, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Туркменистана и подотчетны ему. В соответствии со ст. 82 Конституции Республики Туркменистан хя-кимы осуществляют руководство деятельностью органов управления на местах, обеспечивают исполнение Конституции, законов Туркменистана, актов Президента Туркменистана, Кабинета Министров Туркменистана, постановлений Меджлиса Туркменистана. Хякимы в пределах их компетенции принимают постановления, обязательные для исполнения на подведомственной территории [10].

Проведенный анализ законодательства Республики Узбекистан и правоприменительной практики в сфере организации деятельности органов государственной власти на местах показал, что имеются достаточно веские конституционные и иные правовые основания для выделения особого статуса органов исполнительной власти на местах (хокимов) в процессе организации взаимодействия и комплексной административно-территориальной координации деятельности правоохранительных и контролирующих органов.

Принимая во внимание рассмотренный опыт регулирования полномочий муниципальных органов в современных зарубежных странах, полагаем, что дальнейшая модернизация и реформирование правоохранительной деятельности в Узбекистане должны также предусматривать комплексное решение проблем повышения эффективности государственной власти, усиления роли и значения органов государственной власти на местах в деле противодействия преступности, обеспечения прав и законных интересов людей.

Список использованной литературы

1. Сборник законодательных актов отдельных государств по административной юстиции. -Алматы, 2012. - 768 с.

2. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы. Учебн. / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - М., 2007.

3. Романов А.К. Правовая система Англии. Учеб. пособ. - М.: Дело, 2000.

4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебн.; в 4 т.; т. 1-2. - Часть общая. 3-е изд., обновл. и доп. - М.: БЕК, 1999.

5. Власихин В.А. Служба обвинения в США: закон и политика. - М.: Юридическая литература, 1981.

6. Конституции государств Европейского Союза / Под ред. JI.A. Окунькова. - М.: ИНФРА-М, 1999.

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебн.; в 4 т.; т. 3 / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: БЕК, 1998.

8. Конституции государств - участников СНГ. - М.: ИНФРА-М, 1999.

9. Болоева Ч.К. Совершенствование деятельности государственного аппарата (по материалам Кыргызской Республики): Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2000.

10. Конституции стран СНГ и Балтии: Учеб. пособ. / Сост. Г.Н. Андреева. - М.: Юристъ, 1999.

11. Musaev B.T. Collision principles in labor relations complicated by a foreign element: experience of Uzbeki^an and foreign countries // European Reforms Bulletin. - 2015. - Р. 128.

12. Hakimov R.R. Development of the legal framework of parliamentary control in Uzbeki^an: the main provisions of the law On parliamentary control. - 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.