Научная статья на тему 'Правомерное поведение как ценность правового порядка'

Правомерное поведение как ценность правового порядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1189
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК / ПОВЕДЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ПРАВООТНОШЕНИЕ / УВАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нехаева Ульяна Ивановна

В современных условиях демократизации общественной жизни, ориентированности жизнедеятельности людей в направлении реальных гражданских обществ и правовых государств коренным образом меняется отношение членов общества (как действительных и потенциальных субъектов правоотношений) к правовой системе и ее компонентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правомерное поведение как ценность правового порядка»

У.И. Нехаева

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ ПРАВОВОГО ПОРЯДКА

В современных условиях демократизации общественной жизни, ориентированности жизнедеятельности людей в направлении реальных гражданских обществ и правовых государств коренным образом меняется отношение членов общества (как действительных и потенциальных субъектов правоотношений) к правовой системе и ее компонентам.

Ключевые слова: правовой порядок, поведение, ценность, правоотношение, уважение.

Одним из непременных условий формирующегося гражданского общества представляется наличие должного порядка в жизнедеятельности людей и массового правомерного поведения как серьезных факторов сужения сферы формирования и проявления противоправных деяний.

Среди экономических, социальных, политических, духовно-нравственных начал процесса становления и функционирования гражданского общества ведущая роль отводится его правовой основе, призванной вносить элементы устойчивости, порядка, предсказуемости, позитивных начал в систему жизненно важных общественных отношений. В связи с этим такие качества правового внутреннего мира личности, как позитивное правовое сознание (правовое мышление), необходимый уровень правовой социализации, развитая правовая культура, приобретают характер тех духовных ценностей, которые обусловливают в конечном счете и саму природу реального правомерного поведения членов общества.

На базе этих ценностей и в тесном взаимодействии с ними формируется такое специфическое свойство внутреннего правового мира личности, как правоуважение, почтительное отношение к правовым законам и нормам, отражающим приоритетные, наиболее значимые интересы, потребности, притязания подавляющей части членов общества.

В современных условиях демократизации общественной жизни, ориентированности жизнедеятельности людей в направлении реальных гражданских обществ и правовых государств коренным образом меняется отношение членов общества (как действительных и потенциальных субъектов правоотношений) к правовой системе и ее компонентам. Люди во все большей степени усматривают в праве (правовых законах) ту особую ценность, которая во многом предопределяет характер, качество, уровень их уклада жизни. Соответственно, растут притязания и надежды относительно потенциала права как явления устойчивого, созидающего, лежащего в основе приоритетных интересов и потребностей значительной части членов общества.

Процесс позитивной оценки (переоценки) потенциала права, действующего законодательства (все еще весьма несовершенного) протекает сложно, противоречиво, неоднозначно - адекватно проблемам в сферах формирования гражданского общества и правового государства. При этом следует учитывать то обстоятельство, что указанный процесс складывается и утверждает себя в условиях действия таких противоположных явлений, как правовой нигилизм и правовой позитивизм. Первый скрытно, но реально проявлял себя в эпоху тоталитарного режима, он сохранил свои определенные социальные корни и в современных условиях. Второй (правовой идеализм) был порожден определенными иллюзиями относительно ускоренной демократизации общественной жизни и успешного решения многих социальных, политических и иных проблем с помощью принятия справедливых, целесообразных, эффективных и всеобъемлющих законов. Реальная жизнь оказалась более сложной, противоречивой, непредсказуемой, что

и выявило ограниченные возможности права и законов, даже при условии их высокой степени совершенства.

Практика свидетельствует, для того, чтобы члены общества могли естественно, заинтересованно и объективно оценивать потенциал права, действующих законов, в их духовно-правовом мире должна произойти существенная трансформация от элементарной законопослушности, основанной на страхе наказания, к действительному правоуважению, аккумулируемому совершенными формами правосознания и правовой культуры.

Правоуважение представляет собой социальное, духовно-психологическое правовое свойство (состояние) личности, объективно отражающее посредством позитивного правосознания и устойчивой правовой культуры характер и особенности правовой действительности, определяющее конкретно-оценочное отношение индивида к сложившейся правовой обстановке и мотивирующее его правомерное поведение как естественную жизненную потребность.

Правоуважение как социально-правовая ценность гражданского общества содержит в себе своеобразный позитивно-ценностный механизм, позволяющий личности свободно, беспристрастно, объективно, обстоятельно, критически, без какого-либо давления извне познать, изучить, освоить, принять к сведению все то, что касается ценностного потенциала права, правовых законов, юридических норм и, в конечном счете, мотивировать и осуществлять устойчивое и предсказуемое правомерное поведение.

Правоуважение - это устойчивая внутренняя потребность, естественное психологическое состояние конкретного субъекта права (личности), усматривающего в праве и правовых законах жизненно необходимые, личностно значимые ценности, стимулирующие, обеспечивающие и в определенной степени гарантирующие достижение им определенных целей и интересов.

Носитель правоуважения в ходе осуществления правомерного поведения сочетает целесообразность, полезность деяния, собственные выгоды с правовыми велениями и требованиями как истинными и справедливыми, а потому приемлемыми в качестве жизненных ценностей. Чувство правоуважения позволяет субъектам правомерного поведения не только достигать реализации сугубо личных интересов и потребностей, но и действовать в соответствии с теми принципами права, которые присущи демократическому цивилизованному обществу. Так, политико-юридическое значение для понимания места и роли правомерного поведения имеет один из ведущих принципов права, согласно которому «никто не может быть ограничен в своих правах и свободах; никакие действия и поступки, совершаемые на основе закона, не могут быть противоправными» [1, с. 21]. Правоуважение в состоянии снимать определенные доли эгоизма и пренебрежения в отношениях между участниками соответствующих правовых ситуаций.

Носитель же законопослушного поведения тоже опирается на свое внутреннее правовое состояние, но он не усматривает в объектах правовой действительности полезных, выгодных, ценных для себя качеств и свойств. Мотивация подобного правомерного поведения обусловлена либо нежеланием индивида претерпевать негативные последствия, вытекающие из факта совершения правонарушения, либо его полным равнодушием, нейтральностью по отношению к действующей правовой системе.

Правоуважение наиболее четко и полно воплощается в активном, созидательном, общественно полезном правомерном поведении, являющемся антиподом законопослушного поведения. Следует особо сказать о конформистском поведении. Его носители - люди, лишенные индивидуальности, четко сложившегося собственного правового мышления, подверженные нивелированию и усреднению, не способные самостоятельно усматривать в праве

истинные ценности и обнаруживать в нем изъяны. В.В. Оксамытный пишет: «Общественная пассивность, имеющая в основе конформистские установки, в какой бы из

сфер жизнедеятельности она ни проявлялась, остается, по сути, оплотом консерватизма как склонности к устоявшемуся, удобному, “сервильному” поведению. Десятилетиями воспитанная привычка следовать устоявшимся канонам поведения становится причиной негативного восприятия нестандартных ситуаций, появляющихся в процессе резких сдвигов всех сторон общественной жизни в сторону демократических перемен, пугающих многих своей новизной и непривычностью» [1,

с. 21]. В современных условиях многие члены общества сумели преодолеть подобную непривычность, особенно в сферах политической жизни, но по-прежнему немало

субъектов права осталось в плену стереотипов законопослушности при осуществлении правомерного поведения и при оценке правовой системы и действующего

законодательства. Правоуважение в силу целого ряда объективных и субъективных факторов все еще не стало свойством подавляющей части членов общества.

Тормозят становление и развитие правоуважения и носители консервативно-

привычного поведения. На психологическом консерватизме «основана социальная пассивность значительной массы людей. Ими движут: привычка к послушанию, надежда на патерналистскую заботу государства, а также страх перед неизвестностью» [1, с. 26].

Безусловным аккумулятором и рассадником законопослушности было и остается маргинальное правомерное поведение, построенное исключительно на страхе субъекта права быть наказанным в случае совершения противоправного акта. Только это удерживает таких лиц в рамках правомерного. Отсутствие у них позитивного правосознания и элементарной правовой культуры отчуждает их от понимания (восприятия) права как ценностного явления.

Перспективы становления и развития гражданского общества и его правовой основы закономерно связаны с формированием истинного правоуважения и основанным на нем осуществлении массового правомерного поведения. Путь к этому лежит через решение не только социально-правовых, но и нравственно-этических проблем. Имеются в виду: соотношение нравственного и аморального в правовом поведении; пределы вмешательства государства и общества в частную жизнь; уровень действия социальной и политической толерантности и способность людей к общественному согласию; характер и формы отношения к иным взглядам и позициям людей; наличие или отсутствие устойчивой нравственной оболочки в правосознании и правовой культуре социума, социальных групп и индивидов и т.д.

Только носители правоуважения и основанного на нем правомерного поведения в значительной степени содействуют сохранению и укреплению надежности и устойчивости той правовой основы, на которую опирается процесс становления и функционирования гражданского общества. Это обстоятельство и придает правоуважению качества одной из ценностей, которыми располагает указанное общество.

Н.И. Матузов справедливо пишет: «Законопослушное поведение основано чаще всего на страхе, принуждении, в то время как законоуважение - на глубоком осознании необходимости следовать закону, праву. То есть это добровольная позиция индивида, соблюдение им закона “не за страх, а за совесть”», [2, с. 594]. В целом обращение ученых-правоведов к термину «правоуважение» является опосредованным, чаще всего - при необходимости характеризовать правомерное поведение и пока не воспринимается в должной степени в качестве самостоятельной категории общей теории права.

В действительности правоуважение как особое правовое и психологическое состояние, свойство личности и основа ее правомерного поведения представляется как юридическая категория, имеющая свои теоретические и практические аспекты. Выявление в содержании данной категории новых особенностей и свойств, отражающих позитивные перемены в правовой жизни общества, является важным аспектом развития юридической науки, ориентирующейся на решение проблем обеспечения и укрепления правового статуса человека и гражданина, установления должного порядка в ведущих сферах общественной жизни.

Носителями правомерного поведения могут быть люди, отличающиеся друг от друга уровнем правового мышления, правосознания, правовой культуры, с различной степенью активности, инициативы, предприимчивости, в том числе - индивиды инертные, нейтральные, равнодушные к ценностям и потенциалу правовых явлений, а потому далекие от состояния какого бы то ни было правопочитания. Они в большинстве своем ведут себя правосообразным, законопослушным образом. Состояние высокоценностного, изначально позитивного, четко осмысленного индивидуального отношения к праву и законам здесь, как правило, не обнаруживается.

Ситуация коренным образом может измениться лишь при становлении зрелых основ гражданского общества. В этих новых качественных условиях значительная часть членов общества предрасположена не к слепому сообразованию своего поведения с требованиями законов, а к обстоятельной оценке, критическому анализу, сопоставлению с собственными интересами потенциала правовых законов,

к выявлению их ценностного предназначения. Действительного уважения и почитания со стороны большинства членов общества заслуживают лишь те законы (их нормы), которые направлены на обеспечение прав и свобод каждой личности, способны опосредовать правовой и общественный порядок, успешно разрешать сложные жизненные противоречия и конфликты, защищать социальный и правовой статус каждого члена общества. Речь в практическом плане идет о правовых законах, придающих праву значимость несомненной ценности.

Человек как субъект права может уважительно относиться к праву и законам, лишь убедившись на практике, на собственном опыте, что действующая правовая система реально обеспечивает, обслуживает его жизненно важные интересы, цели, намерения, является надежной опорой при организации и достижении определенных установок и притязаний. В этом заложен и механизм заметного, реального отдаления личности от пресловутой покорности праву и слепого законопослушания и перехода к осознанному, естественному, в определенной степени целенаправленному и добровольному почитанию права (правовых законов) как ценностного явления.

Носителем реального правоуважения может быть лишь та личность, которая обладает полноценным правовым статусом, отражающим все приоритетные достоинства социальной, политической и юридической системы, высокую степень развития правовой основы государственной и общественной жизни. Поскольку социально-правовой статус есть средоточие жизненно важных прав, свобод, обязанностей, законных интересов личности, признаваемых и реально гарантируемых государством, то он не может не влиять на процесс становления естественного чувства уважения к праву и законам.

Достойное, социально и юридически закрепленное положение человека в демократическом гражданском обществе определяет параметры его правовых возможностей, становится разумным ограничителем противоправных склонностей индивида. Ведь еще Ш. Монтескье отмечал: «Разреши человеку делать все, что он захочет, и ты погубишь его» [3, с. 242]. Субъект истинного правоуважения, обладая позитивным правосознанием и высоким уровнем правовой культуры, опирается не только на требования правовых норм, но исходит и из нравственно-ценностных требований, учитывает законные интересы и потребности других людей, не посягает на их социальноправовой статус.

Наличие чувства правоуважения свидетельствует о готовности его носителя нести в случае необходимости ответственность - не только юридическую, но и нравственную, ведь общее благо, порядок, неприкосновенность и безопасность личности приходится нередко защищать и посредством принуждения. И только «если бы все общество состояло из людей святых, принуждение было бы совершенно излишне: каждый бы и так уважал чужое право и выполнял свои обязанности» [4, с. 70]. Сказанное, однако, относится к разряду идиллии. Само по себе правоуважение, как и позитивное правосознание, совершенная правовая культура, инициирует, но не гарантирует предрасположенности

членов общества к устойчивому и массовому правомерному поведению. В основе этого должны лежать все объективные и субъективные ценностные факторы. В конечном счете это и опосредует должный порядок в жизнедеятельности людей.

Литература

1. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности (теоретические и методологические проблемы): Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. К., 1990.

2. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

3. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1956.

4. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.