Научная статья на тему 'Естественное право и правовые законы - ценностная основа правового воспитания личности'

Естественное право и правовые законы - ценностная основа правового воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
383
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / NATURAL RIGHT / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / LEGAL EDUCATION OF THE PERSONALITY / LEGAL ENTITY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / CIVIL SOCIETY / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / LEGAL SOCIALIZATION / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON / СУБЪЕКТ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Працко Геннадий Святославович

В статье автор рассматривает правовое воспитание личности в качестве необходимого элемента идеологической функции государства. Делается следующее заключение: ценности естественного права и правовых законов оказывают заметное влияние на становление жизненных целей, которыми руководствуются члены социума, и поэтому правовые законы отражают тот прогресс, который характеризует правовую жизнь гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL LAW AND LEGAL LAW - THE VALUE BASIS OF THE LEGAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL

In article the author considers legal education of the personality as a necessary element of ideological function of the state. The following conclusion becomes: values of the natural right and legal laws have noticeable impact on formation of the vital purposes by which members of society and therefore legal laws reflect that progress which characterizes legal life of civil society are guided.

Текст научной работы на тему «Естественное право и правовые законы - ценностная основа правового воспитания личности»

Воспитание членов общества в духе уважительного отношения к праву является составным элементом идеологической функции любого государства [1, с. 396]. Никакая самая обстоятельная правовая информированность не дает твердых гарантий относительно того, что члены общества предрасположены к осознанному, устойчивому и предсказуемому во всех жизненных обстоятельствах правомерному поведению. Возникающие в правосознании и правовой культуре субъектов права правовые пробелы могут в определенной мере устраняться только под воздействием целенаправленного правового воспитания.

Разумеется, правовое воспитание не является панацеей, предотвращающей мотивацию и осуществление противоправных деяний в обществе. Однако его предупредительное, профилактическое, информационное, организационное, ценностное значение является несомненным. Результаты правового воспитания со всеми его погрешностями - явление позитивное, жизненно необходимое, имеющее практический смысл.

Все это вызывает настоятельную необходимость более ответственных подходов властных структур государства, институтов гражданского общества к проблемам нравственного и правового воспитания членов общества. Воспитуемые субъекты права должны приобретать своего рода иммунитет, обусловливающий устойчивое развитие их правосознания и правовой культуры, мотивирующий выбор правомерных действий при достижении определенных жизненных целей и интересов.

Правовое воспитание необходимо для того, «чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души» [2, с. 31].

Поскольку «подлинная ценность прав, свобод и обязанностей личности раскрывается в ее практическом правомерном поведении, осуществляемом на основе свободного выбора» [3, с. 98], то она должна относиться к правовым законам как к той ценности, которая является основой реализации соответствующих прав и свобод, средством пресечения посягательств на ее социальное и правовое положение. Если личность вовлекается в четко организованный, продуманный процесс правового воспитания, перед нею открываются дополнительные пути и ресурсы для использования правовых ценностей в собственных интересах.

Каждый человек должен сам проявлять необходимые инициативы, предпринимать активные, волевые, решительные действия ради достижения определенных жизненных целей, лежащих в плоскости права, что соответствует мудрому латинскому постулату: «Законы служат тем, кто бодрствует, а не дремлет» [4, с. 262]. В рамках правовой активности личность обращается именно к тем законам, которые обеспечивают достижение определенных жизненных целей [5, с. 4]. Освоение личностью правовых ценностей поощряет ее правомерное поведение, усиливает ее правовую активность [6, с. 60]. В процессе правовой активности заинтересованные члены общества не только реализуют свои права и свободы, но и выполняют соответствующие обязанности [7, с. 76]. Следовательно, правовая активность членов общества - условие и результат эффективного правового воспитания.

Личность в процессе познания и освоения различных сторон социальной и правовой действительности соприкасается со всеми экономическими, политическими, этическими, культурными, эстетическими, религиозными, правовыми аспектами многогранных общественных отношений, приобретает и анализирует жизненный опыт, что, в конечном счете, сказывается на содержании ее мировоззрения, сознания, мышления, психологии, поведения.

Пройдя через лабиринты социума, члены общества со всем своим позитивным и негативным багажом, определенным уровнем правосознания, правовой культуры, юридического опыта входят в соответствующие сферы правовой действительности, где преобразуют полученные знания, навыки, опыт в собственно-личностные установки и ориентации [8, с. 336; 9, с. 512]. Будучи членом общества, личность «просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями ее жизни в обществе» [10, с. 10].

Социализация рассматривается как многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, предполагающий познание жизненных обстоятельств, обретение опыта, реализацию норм, ролей, функций, прав, обязанностей и т. д. и преобразование их в собственные ориентации,

убеждения, установки, обеспечивающие адаптацию и социальную активность данной личности [11, с. 165]. Сказанное имеет прямое отношение и к познанию правовой жизни общества. Социализация представляет собой процесс обучения, но не обучения в целом, а отдельный вид обучения [12, с. 308— 309]. Таким отдельным видом обучения становится и познание ценностей права, и анализ позитивных и негативных состояний правовой жизни общества.

Разновидностью общей социализации членов общества выступает правовая социализация, в ходе которой субъекты права усваивают правовые предписания в той степени, которая позволяет обретать форму личностного убеждения в том, что право - это особое ценностное явление [13, с. 106— 107]. Право существует постольку, поскольку оно оказывает ценностное воздействие на участников правового общения [14, с. 135—136]. В зоне правовой досягаемости члены общества обнаруживают не только правовые ценности, но и извлекают уроки из негативных сторон правовой действительности.

Позитивное осуществление правовой социализации во многом соотносится с процессом правового воспитания. В таких условиях члены общества (субъекты права) осваивают те знания и представления о праве, которые позволяют каждому человеку более четко определять свои политические, социальные, правовые жизненные позиции. «Правовое воспитание, — отмечает И. В. Лескова, — это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче правовых знаний; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование норм правовой культуры» [3, с. 96].

В процессе правового воспитания вырабатываются и усваиваются критерии юридически значимых оценок жизненных ситуаций, складываются необходимые правовые навыки и приобретается юридический опыт, формируются психологические качества, позволяющие личности мотивировать характер своего правового поведения и выбор правовых жизненных позиций. Правовое воспитание, с одной стороны, упраздняет недостатки правовой социализации, а с другой — позволяет личности обретать способности для активного использования тех правовых возможностей, благодаря которым реализуются жизненно необходимые интересы, права и свободы. Правовое воспитание ориентировано на стратегическую задачу, состоящую в формировании высокого уровня правосознания, ориентированного на повышение социально-правовой активности членов гражданского общества [15, с. 20].

В практическом плане правовое воспитание представляет собой форму целенаправленного воздействия на сознание индивида, разновидность специфической специально организованной юридической деятельности [16, с. 13]. В ходе правового воспитания ценности естественного права внедряются в правосознание и правовую культуру членов общества, внимание которых избирательно концентрируется на содержании и роли правовых законов — правовой основы жизнедеятельности гражданского общества.

Правовое воспитание — эффективное средство формирования уважительного отношения членов общества к ценностям естественного права и правовых законов. В процессе правового воспитания субъекты права осмысливают ценностную роль правовых законов, оценивают степень их преимущества над неправовыми законами и приходят к практическому выводу о том, что только на базе правовых законов возникает реальная возможность добиваться активными правовыми действиями реализации своих приоритетных прав и свобод.

Механизмы правового воспитания, целенаправленно воздействуя на процессы развития правосознания, правового мышления и правовой культуры членов формирующегося гражданского общества, исходят из ценностного потенциала правовых законов, которые, в отличие от неправовых законов позитивного права, позволяют каждому заинтересованному человеку по максимуму использовать предоставленные социальные и правовые возможности и реально обеспечивать свое стремление к достойному жизненному существованию. Правовые законы — тот маяк, который позволяет преодолевать негативные последствия доминирования неправовых законов и выходить на просторы обеспечения жизненно важных прав и свобод. Позитивное право, преображенное ценностями естественного права и открытое для внедрения потенциала правовых законов, начинает,

по мере зрелости институтов гражданского общества, отдавать приоритет обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Правовое воспитание, опираясь на идеи и принципы естественного права и регулятивный потенциал правовых законов, инициирует социальную и правовую активность граждан, которая предполагает усиление интенсивности их деятельности в наиболее важных сферах правовой действительности, там, где идет процесс реального обеспечения их прав и свобод. Социально-правовая активность различных социальных групп и каждой личности строится, как правило, на высоком уровне правосознания и правовой культуры, связана с факторами уважительного отношения к правовым ценностям, воплощенным в системе правовых законов.

Правовое воспитание во многом должно строиться на идеале - идеале естественного права, трансформируемого в силу правовых законов, которые в недрах зрелого гражданского общества призваны обретать несомненное практическое предназначение. Каждый член складывающегося гражданского общества (субъект правовых отношений) в процессе правового воспитания должен иметь твердое убеждение в том, что только при опоре на ценностный потенциал правовых законов поставленные социально-правовые цели и задачи обретают практические очертания, а обеспечение жизненно значимых прав и свобод утрачивает свой иллюзорный характер.

Именно приобщение членов формирующегося гражданского общества к ценностям естественного права и правовых законов - главное направление действительного, а не формализованного правового воспитания и существенная предпосылка реализации приоритетных жизненных интересов и потребностей каждого человека, основа мотивации и осуществления правомерных акций.

На такой обстоятельной базе у воспитуемых субъектов права развивается высокий уровень правосознания и правовой культуры, формируется уважительное отношение к идеям и принципам естественного права, складывается твердое убеждение в том, что именно правовые законы должны занимать господствующее положение в системе позитивного права.

Нравственно-правовое воспитание призвано предохранять субъектов права от деформации их нравственного и правового сознания, мотивации противоправных и аморальных поведенческих акций, не допускать опасных пробелов в их нравственном и юридическом мировоззрении. Только «возрастающая духовность преодолевает власть зла над человеческой душой, просветляет сознание» [17, с. 85].

Нравственно-правовое воздействие на внутренний мир личности находит отражение в ее эмоционально-чувственной сфере, «где на основании личных оценок достигается соответствие положений правовых норм убеждениям человека» [18, с. 82]. Таким образом, правосознание личности в процессе правового воспитания подвергается влиянию ценностей, исходящих из многогранного потенциала естественного права, правовых законов, принципов и норм нравственности.

Процессу правового воспитания должны сопутствовать целенаправленные акции правового обучения, образования, которые воздействуют на познавательные, мировоззренческие аспекты сознания. Правовое образование влияет на когнитивно-рациональную сторону сознания, оказывая информационно-ознакомительное воздействие на человека. В процессе правового воспитания не следует делать ставку лишь на эмоционально-волевые качества, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей и провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях.

Каждый член гражданского общества в ходе правового воспитания должен приобретать четкое представление о правовых законах, отличать их от неправовых законов. При этом следует «отказаться от установки на преимущественно просветительскую деятельность, а направлять все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции» [19, с. 326].

В ходе правового воспитания потенциальные субъекты права испытывают на себе влияние, по крайней мере, двух групп факторов, выступающих объектом воспитательных приемов и средств. Первую группу составляют объективные факторы - позитивные внешние состояния, которые обусловливают благоприятные условия для процесса воспитания (идеи и принципы естественного права, правовые законы, неотчуждаемые права и свободы человека), и негативные внешние условия (незрелые институты демократии, правовой нигилизм); ко второй группе относятся субъективные

факторы, связанные с позитивным состоянием личности (развитое правосознание, зрелая правовая культура), или с ее негативным состоянием (деформированное правосознание, отсутствие правовых знаний). Познание объективных и субъективных факторов правовой действительности повышает степень результативности правового воспитания.

Как точно заметил И. А. Ильин, «честным, законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения. Без этого нет правосознания и лояльности, и гражданин становится не опорой, а брешью в правопорядке» [20, с. 182]. Любые отклонения от ценностей естественного права, пренебрежение правовыми законами ухудшают социальный и правовой статус как отдельно взятой личности, так и практически всех членов общества, лишают их перспективы и надежд на позитивное преобразование правовой действительности.

В процессе правового воспитания внимание воспитуемых должно акцентироваться на том, что ценности естественного права не достигают цели там, где члены общества не стремятся к обретению человеческого достоинства, ограничиваются усеченными правами и свободами. В таких условиях идея правового закона не находит благоприятных условий для своего практического воплощения, а неправовые законы продолжают заполонять систему позитивного права. Эта серьезная и социально значимая проблема должна учитываться при осуществлении целенаправленного, идеального, а не формального правового воспитания членов развивающегося гражданского общества.

Правовое воспитание должно быть неразрывно связано с системой права, действующим законодательством, всеми существенными нюансами правового развития, правовой жизнью общества с ее позитивными и негативными сторонами. Любая «трансформация права, несмотря на возможные скачки, преимущественно происходит в виде эволюции, а не революции» [21, с. 21].

Какие-либо искусственно организованные и далеко не всегда оправданные и целесообразные нововведения в рамках системы права дезорганизуют основополагающие начала правовой жизни общества, негативно влияют на механизмы развития правосознания и правовой культуры общества и личности и мотивацию ее правового поведения.

В процессе правового воспитания должна утверждаться идея о том, что правовые законы призваны занимать господствующее положение в жизнедеятельности гражданского общества, превалировать над системой неправовых законов. В развивающемся гражданском обществе и обретающем правовые ценности государстве должна быть открыта зеленая улица для продвижения и внедрения в общественные отношения именно правовых законов — основы действующего права, ведущего фактора качественного преобразования правовой действительности во всех ее проявлениях. Правовые законы в состоянии придавать системе общественных отношений начала должного динамизма, созидания, порядка, безопасности.

Усматривая в правовых законах надежную опору, личность планирует реализацию своих жизненных притязаний в наиболее полном объеме и рассчитывает на эффективное использование предоставляемых юридических средств. На этой основе формируется чувство уважения к тем правовым ценностям, которые, в конечном счете, представляют потенциал естественного права, вводят его в практику функционирования гражданского общества. Это тот весомый и многогранный фон, который призван сопровождать процессы, механизмы и формы правового воспитания в условиях функционирования и развития гражданского общества.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Правовое воспитание должно исходить из идеи о том, что в условиях функционирования гражданского общества акцент должен быть сделан на ценностном потенциале правовых законов, отражающих природу естественного права и обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Ценности естественного права и правовых законов оказывают заметное влияние на становление жизненных целей, которыми руководствуются члены общества. Правовые законы отражают тот прогресс, который характеризует правовую жизнь гражданского общества. Эти законы в значительной степени инициируют достойное существование личности.

В процессе правового воспитания большинство членов общества должно получать более или менее обстоятельное представление о ценностях естественного права, возможностях и силе правовых законов. Высокий уровень правосознания и правовой культуры значительной части членов общества

— стимулирующий фактор востребования правовых законов как самой ценной части системы позитивного права.

Литература

1. Нерсесянц В. С., Муромцев Г. И., Мальцев Г. И. и др. Право и культура. М., 2002.

2. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.

3. Лескова И. В. Социокультурная идентичность и правовое воспитание личности // Государство и право. 2007. № 4.

4. Латинская юридическая фразеология. М., 1979.

5. Гревцов Ю. И. Инициатива и активность граждан в юридических отношениях // Правоведение. 1986. № 6.

6. Алексеев С. С. Социальная ценность права в социалистическом обществе. М., 1971.

7. Мальцев Г. В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968.

8. Андреева Т. М. Социальная психология. М., 1988.

9. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

11. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

12. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М., 2002.

13. Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.

14. Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996.

15. Алешина Е. А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.

16. Бойков А. Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.

17. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды. М., 1999.

18. Оксамытный В. В. Правовое поведение личности. Киев, 1985.

19. Гранат Н. Л. Правовое сознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: академический курс / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2001. Т. 3.

20. Ильин И. А. Наши задачи. М., 1993.

21. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / под общ. ред. В. И. Даниленко. М., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.