Воспитание членов общества в духе уважительного отношения к праву является составным элементом идеологической функции любого государства [1, с. 396]. Никакая самая обстоятельная правовая информированность не дает твердых гарантий относительно того, что члены общества предрасположены к осознанному, устойчивому и предсказуемому во всех жизненных обстоятельствах правомерному поведению. Возникающие в правосознании и правовой культуре субъектов права правовые пробелы могут в определенной мере устраняться только под воздействием целенаправленного правового воспитания.
Разумеется, правовое воспитание не является панацеей, предотвращающей мотивацию и осуществление противоправных деяний в обществе. Однако его предупредительное, профилактическое, информационное, организационное, ценностное значение является несомненным. Результаты правового воспитания со всеми его погрешностями - явление позитивное, жизненно необходимое, имеющее практический смысл.
Все это вызывает настоятельную необходимость более ответственных подходов властных структур государства, институтов гражданского общества к проблемам нравственного и правового воспитания членов общества. Воспитуемые субъекты права должны приобретать своего рода иммунитет, обусловливающий устойчивое развитие их правосознания и правовой культуры, мотивирующий выбор правомерных действий при достижении определенных жизненных целей и интересов.
Правовое воспитание необходимо для того, «чтобы приблизить право к народу, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души» [2, с. 31].
Поскольку «подлинная ценность прав, свобод и обязанностей личности раскрывается в ее практическом правомерном поведении, осуществляемом на основе свободного выбора» [3, с. 98], то она должна относиться к правовым законам как к той ценности, которая является основой реализации соответствующих прав и свобод, средством пресечения посягательств на ее социальное и правовое положение. Если личность вовлекается в четко организованный, продуманный процесс правового воспитания, перед нею открываются дополнительные пути и ресурсы для использования правовых ценностей в собственных интересах.
Каждый человек должен сам проявлять необходимые инициативы, предпринимать активные, волевые, решительные действия ради достижения определенных жизненных целей, лежащих в плоскости права, что соответствует мудрому латинскому постулату: «Законы служат тем, кто бодрствует, а не дремлет» [4, с. 262]. В рамках правовой активности личность обращается именно к тем законам, которые обеспечивают достижение определенных жизненных целей [5, с. 4]. Освоение личностью правовых ценностей поощряет ее правомерное поведение, усиливает ее правовую активность [6, с. 60]. В процессе правовой активности заинтересованные члены общества не только реализуют свои права и свободы, но и выполняют соответствующие обязанности [7, с. 76]. Следовательно, правовая активность членов общества - условие и результат эффективного правового воспитания.
Личность в процессе познания и освоения различных сторон социальной и правовой действительности соприкасается со всеми экономическими, политическими, этическими, культурными, эстетическими, религиозными, правовыми аспектами многогранных общественных отношений, приобретает и анализирует жизненный опыт, что, в конечном счете, сказывается на содержании ее мировоззрения, сознания, мышления, психологии, поведения.
Пройдя через лабиринты социума, члены общества со всем своим позитивным и негативным багажом, определенным уровнем правосознания, правовой культуры, юридического опыта входят в соответствующие сферы правовой действительности, где преобразуют полученные знания, навыки, опыт в собственно-личностные установки и ориентации [8, с. 336; 9, с. 512]. Будучи членом общества, личность «просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями ее жизни в обществе» [10, с. 10].
Социализация рассматривается как многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, предполагающий познание жизненных обстоятельств, обретение опыта, реализацию норм, ролей, функций, прав, обязанностей и т. д. и преобразование их в собственные ориентации,
убеждения, установки, обеспечивающие адаптацию и социальную активность данной личности [11, с. 165]. Сказанное имеет прямое отношение и к познанию правовой жизни общества. Социализация представляет собой процесс обучения, но не обучения в целом, а отдельный вид обучения [12, с. 308— 309]. Таким отдельным видом обучения становится и познание ценностей права, и анализ позитивных и негативных состояний правовой жизни общества.
Разновидностью общей социализации членов общества выступает правовая социализация, в ходе которой субъекты права усваивают правовые предписания в той степени, которая позволяет обретать форму личностного убеждения в том, что право - это особое ценностное явление [13, с. 106— 107]. Право существует постольку, поскольку оно оказывает ценностное воздействие на участников правового общения [14, с. 135—136]. В зоне правовой досягаемости члены общества обнаруживают не только правовые ценности, но и извлекают уроки из негативных сторон правовой действительности.
Позитивное осуществление правовой социализации во многом соотносится с процессом правового воспитания. В таких условиях члены общества (субъекты права) осваивают те знания и представления о праве, которые позволяют каждому человеку более четко определять свои политические, социальные, правовые жизненные позиции. «Правовое воспитание, — отмечает И. В. Лескова, — это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче правовых знаний; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование норм правовой культуры» [3, с. 96].
В процессе правового воспитания вырабатываются и усваиваются критерии юридически значимых оценок жизненных ситуаций, складываются необходимые правовые навыки и приобретается юридический опыт, формируются психологические качества, позволяющие личности мотивировать характер своего правового поведения и выбор правовых жизненных позиций. Правовое воспитание, с одной стороны, упраздняет недостатки правовой социализации, а с другой — позволяет личности обретать способности для активного использования тех правовых возможностей, благодаря которым реализуются жизненно необходимые интересы, права и свободы. Правовое воспитание ориентировано на стратегическую задачу, состоящую в формировании высокого уровня правосознания, ориентированного на повышение социально-правовой активности членов гражданского общества [15, с. 20].
В практическом плане правовое воспитание представляет собой форму целенаправленного воздействия на сознание индивида, разновидность специфической специально организованной юридической деятельности [16, с. 13]. В ходе правового воспитания ценности естественного права внедряются в правосознание и правовую культуру членов общества, внимание которых избирательно концентрируется на содержании и роли правовых законов — правовой основы жизнедеятельности гражданского общества.
Правовое воспитание — эффективное средство формирования уважительного отношения членов общества к ценностям естественного права и правовых законов. В процессе правового воспитания субъекты права осмысливают ценностную роль правовых законов, оценивают степень их преимущества над неправовыми законами и приходят к практическому выводу о том, что только на базе правовых законов возникает реальная возможность добиваться активными правовыми действиями реализации своих приоритетных прав и свобод.
Механизмы правового воспитания, целенаправленно воздействуя на процессы развития правосознания, правового мышления и правовой культуры членов формирующегося гражданского общества, исходят из ценностного потенциала правовых законов, которые, в отличие от неправовых законов позитивного права, позволяют каждому заинтересованному человеку по максимуму использовать предоставленные социальные и правовые возможности и реально обеспечивать свое стремление к достойному жизненному существованию. Правовые законы — тот маяк, который позволяет преодолевать негативные последствия доминирования неправовых законов и выходить на просторы обеспечения жизненно важных прав и свобод. Позитивное право, преображенное ценностями естественного права и открытое для внедрения потенциала правовых законов, начинает,
по мере зрелости институтов гражданского общества, отдавать приоритет обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Правовое воспитание, опираясь на идеи и принципы естественного права и регулятивный потенциал правовых законов, инициирует социальную и правовую активность граждан, которая предполагает усиление интенсивности их деятельности в наиболее важных сферах правовой действительности, там, где идет процесс реального обеспечения их прав и свобод. Социально-правовая активность различных социальных групп и каждой личности строится, как правило, на высоком уровне правосознания и правовой культуры, связана с факторами уважительного отношения к правовым ценностям, воплощенным в системе правовых законов.
Правовое воспитание во многом должно строиться на идеале - идеале естественного права, трансформируемого в силу правовых законов, которые в недрах зрелого гражданского общества призваны обретать несомненное практическое предназначение. Каждый член складывающегося гражданского общества (субъект правовых отношений) в процессе правового воспитания должен иметь твердое убеждение в том, что только при опоре на ценностный потенциал правовых законов поставленные социально-правовые цели и задачи обретают практические очертания, а обеспечение жизненно значимых прав и свобод утрачивает свой иллюзорный характер.
Именно приобщение членов формирующегося гражданского общества к ценностям естественного права и правовых законов - главное направление действительного, а не формализованного правового воспитания и существенная предпосылка реализации приоритетных жизненных интересов и потребностей каждого человека, основа мотивации и осуществления правомерных акций.
На такой обстоятельной базе у воспитуемых субъектов права развивается высокий уровень правосознания и правовой культуры, формируется уважительное отношение к идеям и принципам естественного права, складывается твердое убеждение в том, что именно правовые законы должны занимать господствующее положение в системе позитивного права.
Нравственно-правовое воспитание призвано предохранять субъектов права от деформации их нравственного и правового сознания, мотивации противоправных и аморальных поведенческих акций, не допускать опасных пробелов в их нравственном и юридическом мировоззрении. Только «возрастающая духовность преодолевает власть зла над человеческой душой, просветляет сознание» [17, с. 85].
Нравственно-правовое воздействие на внутренний мир личности находит отражение в ее эмоционально-чувственной сфере, «где на основании личных оценок достигается соответствие положений правовых норм убеждениям человека» [18, с. 82]. Таким образом, правосознание личности в процессе правового воспитания подвергается влиянию ценностей, исходящих из многогранного потенциала естественного права, правовых законов, принципов и норм нравственности.
Процессу правового воспитания должны сопутствовать целенаправленные акции правового обучения, образования, которые воздействуют на познавательные, мировоззренческие аспекты сознания. Правовое образование влияет на когнитивно-рациональную сторону сознания, оказывая информационно-ознакомительное воздействие на человека. В процессе правового воспитания не следует делать ставку лишь на эмоционально-волевые качества, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей и провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях.
Каждый член гражданского общества в ходе правового воспитания должен приобретать четкое представление о правовых законах, отличать их от неправовых законов. При этом следует «отказаться от установки на преимущественно просветительскую деятельность, а направлять все усилия на формирование соответствующего отношения к праву, принятие и признание его на уровне общечеловеческих ценностей и естественно-правовой концепции» [19, с. 326].
В ходе правового воспитания потенциальные субъекты права испытывают на себе влияние, по крайней мере, двух групп факторов, выступающих объектом воспитательных приемов и средств. Первую группу составляют объективные факторы - позитивные внешние состояния, которые обусловливают благоприятные условия для процесса воспитания (идеи и принципы естественного права, правовые законы, неотчуждаемые права и свободы человека), и негативные внешние условия (незрелые институты демократии, правовой нигилизм); ко второй группе относятся субъективные
факторы, связанные с позитивным состоянием личности (развитое правосознание, зрелая правовая культура), или с ее негативным состоянием (деформированное правосознание, отсутствие правовых знаний). Познание объективных и субъективных факторов правовой действительности повышает степень результативности правового воспитания.
Как точно заметил И. А. Ильин, «честным, законопослушным можно быть только по личной убежденности, в силу личного решения. Без этого нет правосознания и лояльности, и гражданин становится не опорой, а брешью в правопорядке» [20, с. 182]. Любые отклонения от ценностей естественного права, пренебрежение правовыми законами ухудшают социальный и правовой статус как отдельно взятой личности, так и практически всех членов общества, лишают их перспективы и надежд на позитивное преобразование правовой действительности.
В процессе правового воспитания внимание воспитуемых должно акцентироваться на том, что ценности естественного права не достигают цели там, где члены общества не стремятся к обретению человеческого достоинства, ограничиваются усеченными правами и свободами. В таких условиях идея правового закона не находит благоприятных условий для своего практического воплощения, а неправовые законы продолжают заполонять систему позитивного права. Эта серьезная и социально значимая проблема должна учитываться при осуществлении целенаправленного, идеального, а не формального правового воспитания членов развивающегося гражданского общества.
Правовое воспитание должно быть неразрывно связано с системой права, действующим законодательством, всеми существенными нюансами правового развития, правовой жизнью общества с ее позитивными и негативными сторонами. Любая «трансформация права, несмотря на возможные скачки, преимущественно происходит в виде эволюции, а не революции» [21, с. 21].
Какие-либо искусственно организованные и далеко не всегда оправданные и целесообразные нововведения в рамках системы права дезорганизуют основополагающие начала правовой жизни общества, негативно влияют на механизмы развития правосознания и правовой культуры общества и личности и мотивацию ее правового поведения.
В процессе правового воспитания должна утверждаться идея о том, что правовые законы призваны занимать господствующее положение в жизнедеятельности гражданского общества, превалировать над системой неправовых законов. В развивающемся гражданском обществе и обретающем правовые ценности государстве должна быть открыта зеленая улица для продвижения и внедрения в общественные отношения именно правовых законов — основы действующего права, ведущего фактора качественного преобразования правовой действительности во всех ее проявлениях. Правовые законы в состоянии придавать системе общественных отношений начала должного динамизма, созидания, порядка, безопасности.
Усматривая в правовых законах надежную опору, личность планирует реализацию своих жизненных притязаний в наиболее полном объеме и рассчитывает на эффективное использование предоставляемых юридических средств. На этой основе формируется чувство уважения к тем правовым ценностям, которые, в конечном счете, представляют потенциал естественного права, вводят его в практику функционирования гражданского общества. Это тот весомый и многогранный фон, который призван сопровождать процессы, механизмы и формы правового воспитания в условиях функционирования и развития гражданского общества.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
Правовое воспитание должно исходить из идеи о том, что в условиях функционирования гражданского общества акцент должен быть сделан на ценностном потенциале правовых законов, отражающих природу естественного права и обеспечивающих реализацию и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Ценности естественного права и правовых законов оказывают заметное влияние на становление жизненных целей, которыми руководствуются члены общества. Правовые законы отражают тот прогресс, который характеризует правовую жизнь гражданского общества. Эти законы в значительной степени инициируют достойное существование личности.
В процессе правового воспитания большинство членов общества должно получать более или менее обстоятельное представление о ценностях естественного права, возможностях и силе правовых законов. Высокий уровень правосознания и правовой культуры значительной части членов общества
— стимулирующий фактор востребования правовых законов как самой ценной части системы позитивного права.
Литература
1. Нерсесянц В. С., Муромцев Г. И., Мальцев Г. И. и др. Право и культура. М., 2002.
2. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.
3. Лескова И. В. Социокультурная идентичность и правовое воспитание личности // Государство и право. 2007. № 4.
4. Латинская юридическая фразеология. М., 1979.
5. Гревцов Ю. И. Инициатива и активность граждан в юридических отношениях // Правоведение. 1986. № 6.
6. Алексеев С. С. Социальная ценность права в социалистическом обществе. М., 1971.
7. Мальцев Г. В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968.
8. Андреева Т. М. Социальная психология. М., 1988.
9. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
11. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
12. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М., 2002.
13. Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.
14. Гойман-Червонюк В. И. Очерк теории государства и права. М., 1996.
15. Алешина Е. А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008.
16. Бойков А. Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
17. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: избранные труды. М., 1999.
18. Оксамытный В. В. Правовое поведение личности. Киев, 1985.
19. Гранат Н. Л. Правовое сознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: академический курс / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2001. Т. 3.
20. Ильин И. А. Наши задачи. М., 1993.
21. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / под общ. ред. В. И. Даниленко. М., 2000.