© 2014 г. Г. С. Працко,
В. Е. Зелинский
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И ЗАКОНЫ В ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются место и роль естественного права и законов в правовой жизни личности. Авторы делают вывод о том, что должный уровень правосознания и правовой культуры личности усиливает ее социальную и правовую активность в плане достижения приоритетных интересов, прав и свобод.
Ключевые слова: естественное право, правовые законы, права человека, законотворчество, правосознание.
Права и свободы человека всегда находились и находятся в центре внимания исследователей. В рамках научного поиска внимание акцентируется на роли естественного права и правовых законов в обеспечении прав и свобод человека.
Как отмечает Т. А. Мухина: «Бытие человека в социуме в корреспонденции с убеждением человеческого достоинства анализируется как естественное право в той его части, которая обнаруживает собой базу прав человека, свойственных индивиду вне зависимости от их закрепления в позитивном праве» [1, с. 88].
С. С. Алексеев подчеркивает, что права человека, присущие ему от рождения, обязаны стать нерушимой, безусловной базой всей правовой системы и, более того, государственно-правовой системы социума в целом [2, с. 72].
В юридической литературе встречаются и мнения, отличные от приведенных выше. Так, В. Е. Чиркин пишет: «Видимо, в новых конституциях XXI века следует справиться с разрывом в интерпретации позитивных и естественных прав, убрать из законодательства вторую категорию как обладающую лишь идеологическим и историческим значением и сформировать теорию прав человека, которые производны не от рождения и не от государства, а от социума» [3, с. 52]. В связи с этим необходимо отметить, что концепция прав и свобод человека практически сложилась, во многом она представлена Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, нашла отражение в основополагающих международно-правовых актах. Формирование данной концепции происходило при непосредственном влиянии идей и принципов естественного права, главным компонентом которого всегда были представления о прирожденных правах и свободах человека.
Искусственное отрицание ценностей естественного права и отказ от термина «естественные и неотчуждаемые права и свободы человека»
ничего не меняют в практическом плане, но деформируют сложившиеся теоретические основы соотношения естественного и позитивного права, правовых и неправовых законов.
О. И. Цыбулевская справедливо утверждает: «Естественное право вырастает как уникальный и своеобразный феномен, функционирующий и возникший в "области встречи" морали и права» [4, с. 22]. Н. Н. Вопленко также связывает естественное право с накопленной за многовековую историю человечества системой нравственных ценностей [5, с. 67]. Сила воздействия идей и принципов естественного права на правовую жизнь общества во многом определяет состояние прав и свобод человека и гражданина.
Естественные права человека соотносятся с идеей гражданского общества, которое классически сложилось в рамках западной цивилизации естественным образом [6]. Именно в гражданском обществе каждый человек становится самым заинтересованным субъектом оценки правовой жизни общества и системы права, поскольку от их состояния зависят судьбы обеспечения и защиты жизненно важных прав и свобод.
Личность не только ценность гражданского общества, но и главная действующая сила в отстаивании собственных прав и свобод. В этой связи актуально звучат слова Р. Иеринга: «Кто не ощущает, что когда бесцеремонно преступают его право, вопрос возникает не только об объекте этого права, но о его личности, кто в сходном положении не видит склонности отстоять себя и свое право, тот уже безнадежный человек» [7, с. 3]. Этот вывод звучит сурово в условиях, когда многие члены общества на практике не ощущают себя в качестве той личности, которая вместе со своими правами и свободами представляет социальную ценность.
Особый, требовательный характер подходов личности к оценке правовой действительности
основан на понимании того, что только ценностные правовые аспекты, будучи приоритетными, обусловливают результативную реализацию конкретных прав и свобод. В системе правовых ценностей внимание членов общества акцентируется в первую очередь на содержании, предписаниях правовых законов, отражающих идеи естественного права. Правовые законы становятся структурирующим элементом модели взаимоотношений личности, гражданского общества, правового государства. Заинтересованность в полнокровном функционировании правовых законов должна иметь ту же степень важности для гражданского общества и правового государства, что и для подавляющего большинства членов общества. Как подчеркивает В. Т. Кабышев, «власть в гражданском обществе и демократическом государстве должна быть служительницей общества, а не его властительницей» [8, с. 72-73]. Речь идет о том, что структуры государственной власти и институты гражданского общества должны не с абстрактных, декларативных, а сугубо практических позиций признавать ценностный приоритет прав и свобод человека.
На передний план должны выходить общечеловеческие начала и ценности, а приоритет необходимо отдавать правам и свободам личности [9, с. 78]. Отсюда важным следует признать то обстоятельство, что в научный оборот введено понятие «правовая личность» - такое преимущественное положение личности как субъекта права, когда она воспринимает и оценивает право, его ценностные аспекты [10, с. 18] и извлекает из этого практическую пользу.
История человечества обогащалась через человека, всегда была связана с его существованием [11, с. 79]. В условиях формирования гражданского общества и правового государства личность должна возводиться на тот достойный пьедестал существования, который освящен ценностями естественного права и во все большей степени находит воплощение в содержании правовых законов. Ценности естественного права, правовые законы, права и свободы человека и гражданина, достойная жизнь личности - основополагающая конструкция правовой жизни гражданского общества.
Парадигма «право и личность» приобретает действительный смысл только при наличии благоприятных условий, при которых юридические предписания позитивного права не исходят из произвола государства и оставляют простор для всех правовых ценностей, адекватных жизненным устремлениям человека.
Государство, работающее только на себя и в интересах избранных элит, подгоняет под свои стандарты действующую систему права, что ста-
новится препятствием на пути внедрения правовых ценностей в жизнедеятельность членов общества. Из недавнего тоталитарного прошлого известно, что без опоры на реальные правовые ценности члены общества не имели возможности удовлетворять свои жизненно важные интересы и потребности, добиваться реализации естественных прав и свобод. Только в условиях нормального взаимодействия между институтами гражданского общества и структурами правового государства складываются необходимые правовые механизмы, обусловливающие реализацию прав и свобод человека и гражданина.
В современных условиях коммуникативные связи значительно расширены и упрощены, что позволяет субъектам права достаточно быстро и обстоятельно осваивать соответствующие правовые явления, давать оперативную оценку законам и юридическим нормам, делать выводы относительно собственного социального, политического, правового положения, мотивировать свои правовые позиции адекватно целям достижения прав и свобод. При этом общественное правосознание довольно быстро становится достоянием индивидуального правосознания, что расширяет возможности для поиска, восприятия, оценки правовых ценностей и моделирования правовых акций. В конечном счете личность как носитель прав, свобод, обязанностей получает более или менее полное представление о правовой жизни общества, это позволяет ей делать выводы относительно реализации собственных намерений и поступков.
Личность, будучи носителем позитивного правосознания и устойчивой правовой культуры, всегда ориентируется на те правовые ценности, которые естественно уважает и привлекает для решения жизненных проблем, и поэтому становится главным участником процесса реализации тех прав и свобод, которым отдает предпочтение. Самореализация личности в окружающей правовой действительности находит наиболее четкое выражение в освоении прав и свобод, составляющих ее жизненное кредо, оправдывающих достоинство существования, вносящих устойчивость и комфорт в социальный и правовой статус. На это направлены ценности естественного права, преломляемые в содержании соответствующих правовых законов.
Правовая самореализация личности строится на ряде базовых позиций. Во-первых, правовая основа гражданского общества открыта для восприятия и внедрения правовых законов, обращенных к приоритетным жизненным интересам и потребностям членов данного общества. Во-вторых, наличие в системе общественных отношений надежной духовно-нравственной оболочки позволяет субъектам права обращать более при-
стальное внимание на ценности естественного права, преломляемые в правовых законах - существенной основе обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, должный уровень правосознания и правовой культуры личности усиливает ее социальную и правовую активность в плане достижения приоритетных интересов, прав и свобод. На правовую активность личности влияют такие ее позитивные психологические качества, как широта мышления, склонность к самокритике, толерантность, уважительное отношение к мнению других людей, умение избавляться от предрассудков и устаревших (вредных) стереотипов, открытость, способность к самоанализу, умение принимать рациональные решения в критических ситуациях.
Литература
1. Мухина Т. А. Проблема соотношения естественного и позитивного права: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2006.
2. Алексеев С. С. Основы правовой политики в России: курс лекций. М., 1995.
3. Чиркин В. Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2003. № 2.
4. Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 2004.
5. Вопленко Н. Н. Право в системе социальных норм: учебное пособие. Волгоград, 2003.
6. Основы философии права: корни современного российского и западноевропейского права: сравнительный анализ. М., 1999. Вып. 2.
7. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.
8. Кабышев В. Т. Человек и власть: конституционные признаки взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д; Саратов, 1995.
9. Крыгина И. А. Правовая культура и правовая социализация личности // Сборник научных трудов преподавателей РИБИП. Ростов н/Д, 2003.
10. Разумовская Т. В. Становление правовой личности в условиях современного государства: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.
11. Тойнби Д. Постижение истории. М., 1996.
© 2014 г. Л П. Рассказов
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ
В статье рассматривается правовая система Советского государства. Автор отмечает, что правовая система являлась разновидностью социалистической семьи, особенность которой заключалась в классовом понимании права и сущностном различии всех правовых явлений социалистического и капиталистического мира.
Ключевые слова: правовая система, социалистическая правовая семья, классовый характер, институт аналогии.
В советский период развития Российского государства отечественные исследователи делили все правовые системы на две антагонистические правовые семьи: социалистическую и буржуазную. Последняя в свою очередь подразделялась на ро-мано-германскую и англосаксонскую. В основу такой классификации было положено марксистское понятие о праве, о его классовой сущности.
В буржуазной правовой семье, по мнению марксистов, господствующий класс использует право для поддержания своего господства. Эта сущностная характеристика права и определяет характер буржуазной правовой семьи, в которой существует диктатура меньшинства над большинством, диктатура экономически и политически господствующего класса.
В Советском государстве право, с точки зре-
ния последователей марксизма, меняет свою сущность. После Октября 1917 года, когда к власти пришли большевики, ситуация в юридической науке изменилась кардинально. Появились новые теоретические постулаты о праве, которые якобы исходили из марксистского учения.
Следует отметить, что К. Маркс в своем труде «Критика Готской программы» для послебур-жуазного времени (переходного периода от пролетарской революции до «полного коммунизма» и социализма как первой фазы коммунизма) определяет действие буржуазного «равного права», хотя и в ограниченной сфере (в распределительных отношениях).
Идея К. Маркса, а затем и В. И. Ленина в работе «Государство и революция» о буржуазном «равном праве» при социализме и его «отмира-