Научная статья на тему 'Естественное право и законы в правовой жизни личности'

Естественное право и законы в правовой жизни личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4576
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / NATURAL LAW / ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ / LEGAL LAWS / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / LEGISLATION / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Працко Геннадий Святославович, Зелинский Валерий Евгеньевич

В статье рассматриваются место и роль естественного права и законов в правовой жизни личности. Авторы делают вывод о том, что должный уровень правосознания и правовой культуры личности усиливает ее социальную и правовую активность в плане достижения приоритетных интересов, прав и свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURAL LAW AND LEGAL LAWS IN LEGAL LIFE OF THE PERSON

The authors consider the place and role of natural law and legal laws in the legal life of the individual. The conclusion is that a proper level of legal awareness and legal culture of a person increases their social and legal activity in terms of achieving the priority of the interests, rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Естественное право и законы в правовой жизни личности»

© 2014 г. Г. С. Працко,

В. Е. Зелинский

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И ЗАКОНЫ В ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются место и роль естественного права и законов в правовой жизни личности. Авторы делают вывод о том, что должный уровень правосознания и правовой культуры личности усиливает ее социальную и правовую активность в плане достижения приоритетных интересов, прав и свобод.

Ключевые слова: естественное право, правовые законы, права человека, законотворчество, правосознание.

Права и свободы человека всегда находились и находятся в центре внимания исследователей. В рамках научного поиска внимание акцентируется на роли естественного права и правовых законов в обеспечении прав и свобод человека.

Как отмечает Т. А. Мухина: «Бытие человека в социуме в корреспонденции с убеждением человеческого достоинства анализируется как естественное право в той его части, которая обнаруживает собой базу прав человека, свойственных индивиду вне зависимости от их закрепления в позитивном праве» [1, с. 88].

С. С. Алексеев подчеркивает, что права человека, присущие ему от рождения, обязаны стать нерушимой, безусловной базой всей правовой системы и, более того, государственно-правовой системы социума в целом [2, с. 72].

В юридической литературе встречаются и мнения, отличные от приведенных выше. Так, В. Е. Чиркин пишет: «Видимо, в новых конституциях XXI века следует справиться с разрывом в интерпретации позитивных и естественных прав, убрать из законодательства вторую категорию как обладающую лишь идеологическим и историческим значением и сформировать теорию прав человека, которые производны не от рождения и не от государства, а от социума» [3, с. 52]. В связи с этим необходимо отметить, что концепция прав и свобод человека практически сложилась, во многом она представлена Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, нашла отражение в основополагающих международно-правовых актах. Формирование данной концепции происходило при непосредственном влиянии идей и принципов естественного права, главным компонентом которого всегда были представления о прирожденных правах и свободах человека.

Искусственное отрицание ценностей естественного права и отказ от термина «естественные и неотчуждаемые права и свободы человека»

ничего не меняют в практическом плане, но деформируют сложившиеся теоретические основы соотношения естественного и позитивного права, правовых и неправовых законов.

О. И. Цыбулевская справедливо утверждает: «Естественное право вырастает как уникальный и своеобразный феномен, функционирующий и возникший в "области встречи" морали и права» [4, с. 22]. Н. Н. Вопленко также связывает естественное право с накопленной за многовековую историю человечества системой нравственных ценностей [5, с. 67]. Сила воздействия идей и принципов естественного права на правовую жизнь общества во многом определяет состояние прав и свобод человека и гражданина.

Естественные права человека соотносятся с идеей гражданского общества, которое классически сложилось в рамках западной цивилизации естественным образом [6]. Именно в гражданском обществе каждый человек становится самым заинтересованным субъектом оценки правовой жизни общества и системы права, поскольку от их состояния зависят судьбы обеспечения и защиты жизненно важных прав и свобод.

Личность не только ценность гражданского общества, но и главная действующая сила в отстаивании собственных прав и свобод. В этой связи актуально звучат слова Р. Иеринга: «Кто не ощущает, что когда бесцеремонно преступают его право, вопрос возникает не только об объекте этого права, но о его личности, кто в сходном положении не видит склонности отстоять себя и свое право, тот уже безнадежный человек» [7, с. 3]. Этот вывод звучит сурово в условиях, когда многие члены общества на практике не ощущают себя в качестве той личности, которая вместе со своими правами и свободами представляет социальную ценность.

Особый, требовательный характер подходов личности к оценке правовой действительности

основан на понимании того, что только ценностные правовые аспекты, будучи приоритетными, обусловливают результативную реализацию конкретных прав и свобод. В системе правовых ценностей внимание членов общества акцентируется в первую очередь на содержании, предписаниях правовых законов, отражающих идеи естественного права. Правовые законы становятся структурирующим элементом модели взаимоотношений личности, гражданского общества, правового государства. Заинтересованность в полнокровном функционировании правовых законов должна иметь ту же степень важности для гражданского общества и правового государства, что и для подавляющего большинства членов общества. Как подчеркивает В. Т. Кабышев, «власть в гражданском обществе и демократическом государстве должна быть служительницей общества, а не его властительницей» [8, с. 72-73]. Речь идет о том, что структуры государственной власти и институты гражданского общества должны не с абстрактных, декларативных, а сугубо практических позиций признавать ценностный приоритет прав и свобод человека.

На передний план должны выходить общечеловеческие начала и ценности, а приоритет необходимо отдавать правам и свободам личности [9, с. 78]. Отсюда важным следует признать то обстоятельство, что в научный оборот введено понятие «правовая личность» - такое преимущественное положение личности как субъекта права, когда она воспринимает и оценивает право, его ценностные аспекты [10, с. 18] и извлекает из этого практическую пользу.

История человечества обогащалась через человека, всегда была связана с его существованием [11, с. 79]. В условиях формирования гражданского общества и правового государства личность должна возводиться на тот достойный пьедестал существования, который освящен ценностями естественного права и во все большей степени находит воплощение в содержании правовых законов. Ценности естественного права, правовые законы, права и свободы человека и гражданина, достойная жизнь личности - основополагающая конструкция правовой жизни гражданского общества.

Парадигма «право и личность» приобретает действительный смысл только при наличии благоприятных условий, при которых юридические предписания позитивного права не исходят из произвола государства и оставляют простор для всех правовых ценностей, адекватных жизненным устремлениям человека.

Государство, работающее только на себя и в интересах избранных элит, подгоняет под свои стандарты действующую систему права, что ста-

новится препятствием на пути внедрения правовых ценностей в жизнедеятельность членов общества. Из недавнего тоталитарного прошлого известно, что без опоры на реальные правовые ценности члены общества не имели возможности удовлетворять свои жизненно важные интересы и потребности, добиваться реализации естественных прав и свобод. Только в условиях нормального взаимодействия между институтами гражданского общества и структурами правового государства складываются необходимые правовые механизмы, обусловливающие реализацию прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях коммуникативные связи значительно расширены и упрощены, что позволяет субъектам права достаточно быстро и обстоятельно осваивать соответствующие правовые явления, давать оперативную оценку законам и юридическим нормам, делать выводы относительно собственного социального, политического, правового положения, мотивировать свои правовые позиции адекватно целям достижения прав и свобод. При этом общественное правосознание довольно быстро становится достоянием индивидуального правосознания, что расширяет возможности для поиска, восприятия, оценки правовых ценностей и моделирования правовых акций. В конечном счете личность как носитель прав, свобод, обязанностей получает более или менее полное представление о правовой жизни общества, это позволяет ей делать выводы относительно реализации собственных намерений и поступков.

Личность, будучи носителем позитивного правосознания и устойчивой правовой культуры, всегда ориентируется на те правовые ценности, которые естественно уважает и привлекает для решения жизненных проблем, и поэтому становится главным участником процесса реализации тех прав и свобод, которым отдает предпочтение. Самореализация личности в окружающей правовой действительности находит наиболее четкое выражение в освоении прав и свобод, составляющих ее жизненное кредо, оправдывающих достоинство существования, вносящих устойчивость и комфорт в социальный и правовой статус. На это направлены ценности естественного права, преломляемые в содержании соответствующих правовых законов.

Правовая самореализация личности строится на ряде базовых позиций. Во-первых, правовая основа гражданского общества открыта для восприятия и внедрения правовых законов, обращенных к приоритетным жизненным интересам и потребностям членов данного общества. Во-вторых, наличие в системе общественных отношений надежной духовно-нравственной оболочки позволяет субъектам права обращать более при-

стальное внимание на ценности естественного права, преломляемые в правовых законах - существенной основе обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, должный уровень правосознания и правовой культуры личности усиливает ее социальную и правовую активность в плане достижения приоритетных интересов, прав и свобод. На правовую активность личности влияют такие ее позитивные психологические качества, как широта мышления, склонность к самокритике, толерантность, уважительное отношение к мнению других людей, умение избавляться от предрассудков и устаревших (вредных) стереотипов, открытость, способность к самоанализу, умение принимать рациональные решения в критических ситуациях.

Литература

1. Мухина Т. А. Проблема соотношения естественного и позитивного права: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2006.

2. Алексеев С. С. Основы правовой политики в России: курс лекций. М., 1995.

3. Чиркин В. Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2003. № 2.

4. Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 2004.

5. Вопленко Н. Н. Право в системе социальных норм: учебное пособие. Волгоград, 2003.

6. Основы философии права: корни современного российского и западноевропейского права: сравнительный анализ. М., 1999. Вып. 2.

7. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

8. Кабышев В. Т. Человек и власть: конституционные признаки взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д; Саратов, 1995.

9. Крыгина И. А. Правовая культура и правовая социализация личности // Сборник научных трудов преподавателей РИБИП. Ростов н/Д, 2003.

10. Разумовская Т. В. Становление правовой личности в условиях современного государства: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

11. Тойнби Д. Постижение истории. М., 1996.

© 2014 г. Л П. Рассказов

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ

В статье рассматривается правовая система Советского государства. Автор отмечает, что правовая система являлась разновидностью социалистической семьи, особенность которой заключалась в классовом понимании права и сущностном различии всех правовых явлений социалистического и капиталистического мира.

Ключевые слова: правовая система, социалистическая правовая семья, классовый характер, институт аналогии.

В советский период развития Российского государства отечественные исследователи делили все правовые системы на две антагонистические правовые семьи: социалистическую и буржуазную. Последняя в свою очередь подразделялась на ро-мано-германскую и англосаксонскую. В основу такой классификации было положено марксистское понятие о праве, о его классовой сущности.

В буржуазной правовой семье, по мнению марксистов, господствующий класс использует право для поддержания своего господства. Эта сущностная характеристика права и определяет характер буржуазной правовой семьи, в которой существует диктатура меньшинства над большинством, диктатура экономически и политически господствующего класса.

В Советском государстве право, с точки зре-

ния последователей марксизма, меняет свою сущность. После Октября 1917 года, когда к власти пришли большевики, ситуация в юридической науке изменилась кардинально. Появились новые теоретические постулаты о праве, которые якобы исходили из марксистского учения.

Следует отметить, что К. Маркс в своем труде «Критика Готской программы» для послебур-жуазного времени (переходного периода от пролетарской революции до «полного коммунизма» и социализма как первой фазы коммунизма) определяет действие буржуазного «равного права», хотя и в ограниченной сфере (в распределительных отношениях).

Идея К. Маркса, а затем и В. И. Ленина в работе «Государство и революция» о буржуазном «равном праве» при социализме и его «отмира-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.