Научная статья на тему 'Естественное право и правовые законы в механизме обеспечения прав и свобод личности'

Естественное право и правовые законы в механизме обеспечения прав и свобод личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / NATURAL LAW / ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ / LEGAL LAWS / PRINCIPLE OF JUSTICE / FREEDOM / LAW AND THE STATE / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринь Алексей Владимирович

В статье автор изучает функции естественного права и правовых законов в механизме обеспечения прав и свобод личности. Сделан вывод о том, что самореализация личности в окружающей правовой действительности находит наиболее четкое выражение в освоении тех прав и свобод, которые составляют ее жизненное кредо, оправдывают достоинство существования, вносят устойчивость и комфорт в социальный и правовой статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL LAW AND LEGAL LAWS IN THE MECHANISM OF ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIVIDUAL

The author explores the issues of interaction of natural law, legal laws and the principle of justice. Concluded that under the conditions of an immature legal state is very difficult to discover the laws that have been directly addressed to the interests and needs of the individual, not the claims of the state.

Текст научной работы на тему «Естественное право и правовые законы в механизме обеспечения прав и свобод личности»

Трибуна молодого ученого

© 2014 г. А. В. Гринь

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ

В статье автор изучает функции естественного права и правовых законов в механизме обеспечения прав и свобод личности. Сделан вывод о том, что самореализация личности в окружающей правовой действительности находит наиболее четкое выражение в освоении тех прав и свобод, которые составляют ее жизненное кредо, оправдывают достоинство существования, вносят устойчивость и комфорт в социальный и правовой статус.

Ключевые слова: естественное право, правовые законы, права и свободы личности, гражданское общество.

Права и свободы человека всегда находились и находятся в центре внимания исследователей. В рамках научного поиска внимание акцентируется на роли естественного права и правовых законов в обеспечении прав и свобод человека.

Как указывает В. А. Туманов, «самое крупное достижение концепции естественного права, ее вечная важность - это ратификация идеи прав человека и гражданина; они не подарены индивиду добросердечным повелителем или законотворцем, а присущи ему от рождения. Можно столкнуться с самыми разнообразными аргументами в пользу данного положения, но при всякой интерпретации права человека первичны по взаимоотношению к функционирующему праву, и государственная власть должна их признать и обеспечить конституционными и другими гарантиями» [ 1, с. 203]. Т. А. Мухина отмечает: «Бытие человека в социуме в корреспонденции с убеждением человеческого достоинства анализируется как естественное право в той его части, которая обнаруживает собой базу прав человека, свойственных индивиду вне зависимости от их закрепления в позитивном праве» [2, с. 88].

С. С. Алексеев подчеркивает, что присущие от рождения права человека обязаны стать нерушимой, безусловной базой всей правовой системы и, более того, государственно-правовой системы социума в целом [3, с. 72].

В юридической литературе встречаются и мнения, отличные от приведенных выше. Так, В. Е. Чиркин пишет: «Видимо, в новых конституциях XXI в. следует справиться с разрывом в интерпретации позитивных и естественных прав, убрать из законодательства вторую категорию

как обладающую лишь идеологическим и историческим значением и сформировать теорию прав человека, которые производны не от рождения и не от государства, а от социума» [4, с. 52]. По поводу этой точки зрения необходимо отметить, что концепция прав и свобод человека практически сложилась, во многом она представлена Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., нашла отражение в основополагающих международно-правовых актах. Формирование этой концепции протекало при непосредственном влиянии идей и принципов естественного права, главным компонентом которого всегда были представления о прирожденных правах и свободах человека.

Искусственное отрицание ценностей естественного права и отказ от термина «естественные и неотчуждаемые права и свободы человека» ничего не меняют в практическом плане, но деформируют сложившиеся теоретические основы соотношения естественного и позитивного права, правовых и неправовых законов.

Н. Н. Вопленко также связывает естественное право с накопленной за многовековую историю человечества системой нравственных ценностей [5, с. 67]. Сила воздействия идей и принципов естественного права на правовую жизнь общества во многом определяет состояние прав и свобод человека и гражданина.

Естественные права человека соотносятся с идеей гражданского общества, которое классически сложилось в рамках западной цивилизации [6]. Именно в гражданском обществе каждый человек становится самым заинтересованным субъектом оценки правовой жизни общества и системы права, поскольку от их состояния

зависят судьбы обеспечения и защиты жизненно важных прав и свобод.

Личность - не только ценность гражданского общества, но и главная действующая сила в отстаивании собственных прав и свобод. В этой связи актуально звучат слова Р. Иеринга: «Кто не ощущает, что когда бесцеремонно преступают его право, вопрос возникает не только об объекте этого права, но о его личности, кто в сходном положении не видит склонности отстоять себя и свое право, тот уже безнадежный человек» [7, с. 3]. Этот вывод звучит сурово в условиях, когда многие члены общества на практике не ощущают себя в качестве той личности, которая вместе со своими правами и свободами представляет социальную ценность.

Особый характер подходов личности к оценке правовой действительности основан на понимании того, что только ценностные правовые аспекты, будучи приоритетными, обусловливают результативную реализацию конкретных прав и свобод. В системе правовых ценностей внимание членов общества акцентируется, в первую очередь, на содержании, предписаниях правовых законов, отражающих идеи естественного права. Правовые законы становятся структурирующим элементом модели взаимоотношений личности, гражданского общества, правового государства. Заинтересованность в полнокровном функционировании правовых законов должна иметь ту же степень важности для гражданского общества и правового государства, что и для подавляющего большинства членов общества. Как подчеркивает В. Т. Кабышев, «власть в гражданском обществе и демократическом государстве должна быть служительницей общества, а не его властительницей» [8, с. 72-73]. Речь идет о том, что структуры государственной власти и институты гражданского общества должны не с абстрактных, декларативных, а сугубо практических позиций признавать ценностный приоритет прав и свобод человека.

На передний план должны выходить общечеловеческие начала и ценности, а приоритет должен отдаваться правам и свободам личности [9, с. 78]. Поэтому важным следует признать то обстоятельство, что в научный оборот введено понятие «правовая личность». Речь идет о таком преимущественном положении личности как субъекта права, когда она воспринимает и оценивает право, его ценностные аспекты и извлекает из этого практическую пользу [10, с. 18].

История человечества обогащалась через человека, всегда была связана с существованием человека [11, с. 79]. В условиях формирова-

ния гражданского общества и правового государства личность должна возводиться на тот достойный пьедестал существования, который освящен ценностями естественного права и во все большей степени находит воплощение в содержании правовых законов. Ценности естественного права, правовые законы, права и свободы человека и гражданина, достойная жизнь личности - основополагающая конструкция правовой жизни гражданского общества.

Парадигма «право и личность» приобретает действительный смысл только при наличии благоприятных условий, которые характеризуются тем обстоятельством, что юридические предписания позитивного права не исходят из произвола государства и оставляют простор для всех правовых ценностей, адекватных жизненным устремлениям человека.

Государство, действующее исключительно в интересах избранных элит, подгоняет под свои стандарты действующую систему права, что становится препятствием на пути внедрения правовых ценностей в жизнедеятельность членов общества. Из недавнего тоталитарного прошлого известно, что без опоры на реальные правовые ценности члены общества не имели возможности удовлетворять свои жизненно важные интересы и потребности, добиваться реализации естественных прав и свобод. Только в условиях нормального взаимодействия между институтами гражданского общества и структурами правового государства складываются необходимые правовые механизмы, обусловливающие реализацию прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях коммуникативные связи значительно расширены и упрощены, что позволяет субъектам права достаточно быстро и обстоятельно осваивать соответствующие правовые явления, давать оперативную оценку соответствующим законам и юридическим нормам, делать выводы относительно собственного социального, политического, правового положения, мотивировать свои правовые позиции адекватно целям достижения соответствующих прав и свобод. В таких условиях общественное правосознание довольно быстро становится достоянием индивидуального правосознания, а это расширяет возможности для поиска, восприятия, оценки правовых ценностей и моделирования правовых акций. В конечном счете, личность как носитель прав, свобод, обязанностей получает более или менее полное представление о правовой жизни общества, что позволяет ей делать выводы относительно реализации собственных намерений и поступков.

Юристъ-Прлвов^дъ, 2014, № 5 (66)

Личность, будучи носителем позитивного правосознания и устойчивой правовой культуры, всегда ориентируется на те правовые ценности, которые уважает и привлекает для решения жизненных проблем, и поэтому становится главным участником процесса реализации тех прав и свобод, которым отдает предпочтение. Самореализация личности в окружающей правовой действительности находит наиболее четкое выражение в освоении тех прав и свобод, которые составляют ее жизненное кредо, оправдывают достоинство существования, вносят устойчивость и комфорт в социальный и правовой статус. На это направлены ценности естественного права, преломляемые в содержании соответствующих правовых законов.

Правовая самореализация личности как носителя естественных прав и свобод связана, в первую очередь, с ее активным участием в правовой жизни гражданского общества, с целенаправленной ориентацией на достижение конечных правовых результатов, с опорой на регулятивный потенциал правовых законов и иных правовых ценностей, опосредованных идеями и принципами естественного права. Н. В. Ушанова отмечает, что «претворение правовых возможностей в реальную жизнь во многом зависит от потребностей, интересов, инициативы, предприимчивости субъектов права» [12, с. 10].

Правовая самореализация личности строится на ряде базовых позиций. Во-первых, правовая основа гражданского общества открыта для восприятия и внедрения правовых законов, обращенных к приоритетным жизненным интересам и потребностям членов данного общества. Во-вторых, наличие в системе общественных отношений надежной духовно-нравственной оболочки позволяет субъектам права обращать более пристальное внимание на ценности естественного права, преломляемые в правовых законах - существенной основе обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В-третьих, должный уровень правосознания и правовой культуры личности усиливает ее социальную и правовую активность в плане достижения приоритетных интересов, прав и свобод. На правовую активность личности влияют такие ее позитивные психологические качества, как широта мышления, склонность к самокритике, толерантность, уважительное отношение к мнению других людей, умение избавляться от предрассудков и устаревших (вредных) стереотипов, открытость, способность к самоанализу, умение принимать рациональные решения в критических ситуациях и др. До тех пор, пока государство прямо или косвенно будет игнорировать

ценности естественного права, тормозить производство подлинно правовых законов, члены общества будут испытывать постоянные трудности в плане достижения своих интересов, реализации прав и свобод.

Члены гражданского общества находятся в целом в равных политических, экономических, социальных, правовых, культурных, духовно-нравственных жизненных условиях. Поэтому и механизмы реализации естественных прав и свобод личности призваны действовать на надежной базе правовых законов. На этой базе должно быть построено и функционирование всех ветвей государственной власти, что становится гарантией укрепления социального и правового положения личности в обществе. Но при этом решающая роль отводится самоотдаче и максимальной активности личности. Именно личность обусловливает целенаправленную динамику социально-правовых механизмов, обслуживающих ее интересы и потребности [13, с. 8].

В недрах правовой действительности самореализация личности постоянно проявляет себя на статическом и динамическом уровнях [14, с. 54]. Идеи и принципы естественного права, ценности правовых законов, позитивное правосознание, зрелая правовая культура, накопленный юридический опыт - та статическая среда, которая обусловливает правовую активность членов общества ради достижения поставленных целей. Динамику правовой активности личности придают сами жизненные притязания, намерения относительно реализации определенных прав и свобод. При пассивном подходе к правовым намерениям, низком уровне правосознания и правовой культуры, неверии в силу правовых ценностей возможности достижения желаемых целей сводятся к минимуму.

Реализация прав и свобод личности в условиях демократического режима имеет надежные конституционные основы. Ныне действующая Конституция РФ, практически оставшаяся без изменений с момента ее принятия, являет собой пример классического правового закона, особенно в части, касающейся основных прав и свобод человека и гражданина. Именно с принятием Конституции РФ 1993 г. жизненно важные неотчуждаемые права и свободы личности приобрели приоритетный характер.

Статья 2 Конституции РФ признает человека, его права высшей ценностью, а соблюдение, признание и защиту прав человека и гражданина вменяет в обязанность государства. Согласно ст. 17 основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2); осуществление прав и свобод человека и граж-

данина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3). Права и свободы человека и гражданина признаются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Как видно из Конституции РФ, все закрепленные в ней основные права человека (политические, личные, экономические, социальные, культурные) провозглашены неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).

Можно констатировать, что впервые в отечественной практике абстрактные идеи и принципы естественного права нашли реальное воплощение именно в содержании Конституции РФ. Тем самым заложен необходимый фундамент для развития правовой политики, наполнения новым содержанием деятельности всех ветвей государственной власти в целях изменения акцентов в сторону практической реализации жизненно важных прав и свобод членов развивающегося гражданского общества.

Литература

1. Туманов В. А. Учение о праве // Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. М., 2007.

2. Мухина Т. А. Проблема соотношения естественного и позитивного права: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2006.

3. Алексеев С. С. Основы правовой политики в России: курс лекций. М., 1995.

4. Чиркин В. Е. Современная модель конституции: прежние и новые приоритеты // Правоведение. 2003. № 2.

5. Вопленко Н. Н. Право в системе социальных норм. Волгоград, 2003.

6. Основы философии права: корни современного российского и западноевропейского права: сравнительный анализ. М., 1999. Вып. II.

7. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

8. Кабышев В. Т. Человек и власть: конституционные признаки взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д, Саратов, 1995.

9. Крыгина И. А. Правовая культура и правовая социализация личности // Сборник научных трудов преподавателей РИБИП. Ростов н/Д, 2003.

10. Разумовская Т. В. Становление правовой личности в условиях современного государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

11. Тойнби Д. Постижение истории. М., 1996.

12. Ушанова Н. В. Возможность и действительность в российской правовой системе: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

13. Златопольский Д. Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 1993. № 1.

14. Куник А. Я. Роль правовых средств в оптимизации действия осознанного механизма: межвузовский сборник. М., 1993.

© 2014 г. У. Ш. Таймасханов

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ИДЕАЛА КАК ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ

В статье исследуется проблема теоретико-методологических оснований категории правового идеала. Автор рассматривает данную категорию в качестве одной из категорий правовой науки, которая отражает часть правовой реальности. Правовое основание этой категории подтверждается той ролью, которую она играет в структуре механизма правового поведения.

Ключевые слова: категория, государственно-правовой идеал, теоретико-методологические основания, правовая реальность, структура механизма правового поведения.

Категории как предельно общие универсальные понятия представляют собой инструментарий науки, при помощи которого она постигает природу процессов, дает возможность выделять наиболее существенные характеристики действительности, устанавливать связи между явлениями. Соответственно, правовые категории выражают предельно общие начала правовой науки,

при помощи которых устанавливаются связи между явлениями правовой действительности, играют роль некоего систематизирующего принципа в процессе приобретения и развития знаний о ней.

С одной стороны, правовые категории обнаруживаются теоретическим отображением права, его моделью, слепком, что непосредственно определяется уровнем его познания, с другой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.