за в указанных подходах (научном и религиозном) отличается, на наш взгляд, опосредованным, косвенным и с точки зрения методологической строгости гипотетико-вероятностным характером. Целостное самосознание, акцентирующее внимание на предельном «трансцендентальном» генезисе присущего человеку знания, не является руководящим и тематизированным методологическим принципом в этих эпистемологических областях. Предметно-специфический способ познания человеческого бытия «изнутри» его знания традиционно осуществляет философия, поэтому она является основным познавательным инструментом в осмыслении темы антропогенеза.
Литература
1. Борзенков В. Г. Антропогенез // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.
2. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание: пер. с англ. Серия «Богословие и наука». М., 2006.
3. Стамулис Хризостом Physis и agape. Применение тринитарной модели в экклезиологиче-ском диалоге христианских Церквей // Православное учение о Церкви: сборник материалов Богословской конференции Русской православной церкви. М., 2004.
4. Кюнг Г. Начало всех вещей: Естествознание и религия: пер. с нем. Серия «Богословие и наука». М., 2007.
5. Тайсен Г. Библейская вера в эволюционной перспективе. Серия «Богословие и наука». М., 2009.
6. Шелер М. Избранные произведения / пер.
с нем. А. В. Денежкина, А. Н. Малинкина, А. Ф. Филиппова / под ред. А. В. Денежкина. М., 1994.
7. Фролов И. Т., Борзенков В. Г. Познание человека: комплексный подход и гуманистические (этико-правовые) регулятивы // Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М., 2001.
8. Мамардашвили М. Одиночество - моя профессия... // Очерк современной европейской философии. СПб., 2012.
Г. С. Працко
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается естественное право в контексте того влияния, которое оно оказывает на правосознание и правовую культуру личности. Автор приходит к выводу, что ценности естественного права, потенциал правовых законов находят отражение в позитивном правосознании, правовой культуре общества и личности и в конечном счете преломляются в практической активности членов общества, направленной на достижение соответствующих прав и свобод, что и реализует сущность естественного права.
Ключевые слова: естественное право, правосознание, правовая культура личности, гражданское общество, позитивное право, права и свободы человека, легитимность.
В гражданском обществе, основанном на правовых ценностях, важная роль отводится высокому уровню правосознания и правовой культуры всех субъектов права. Концепции правосознания и правовой культуры формировались усилиями многих ученых и стали в конечном счете важным этапом познания права и правовой действительности, природы правового поведения субъектов права.
Правосознание и правовая культура личности формируются в процессе освоения и оценки всех сторон правовой действительности. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают пра-
во, как его осознают, каким хотели бы его видеть в идеале. Все это и характеризует понятие «правосознание». Правовая культура становится отражением и следствием не деформированного, а позитивного (приближенного к идеалу) правосознания. Вне развитого правосознания личности и общества правовая культура должным образом развиваться не может. В то же время правовая культура общества «выравнивает» правовое сознание на личностном уровне.
По мнению Ю. Г. Ткаченко, правосознание следует рассматривать с позиций знания права и отношения к нему [1, с. 52]. Большинство де-
финиций правосознания определялась в рамках этого двойственного подхода. Так, В. А. Щегор-цов считает, что правосознание складывается из познавательных, волевых и оценочных элементов, образующих правовые знания и отношение к действующему праву, различным правовым явлениям [2, с. 63]. Несколько иной оттенок понятию правосознания придает Д. А. По-топейко. Он рассматривает правосознание как явление, которое «порождено потребностью регламентации поведения людей в определенных отношениях общения посредством установления юридических прав и обязанностей участников этих отношений» [3, с. 40]. А. С. Гречин отмечает, что «содержанием правового сознания всегда выступает право и правовые явления в обществе. Оно (правовое сознание) всегда возникает только по поводу права и в связи с правом» [4, с. 9-10].
На формирование правосознания, как и правовой культуры, влияние оказывает не только и не столько позитивное право, сколько потенциал естественного права и другие правовые ценности. В. А. Бачинин верно подчеркивает, что «уже давно у теоретиков, свободных от идеологической закомплексованности, не вызывает сомнения целесообразность выделения двух ипостасей правосознания - естественно-правовой и позитивно-правовой» [5, с. 76].
В гражданском обществе под воздействием ценностей естественного права активно развивается позитивное право, формируется правосознание и правовая культура общества и личности. Как указывал И. А. Ильин, «в борьбе за естественное право и за достойную жизнь правосознание не видит себя покидающим пути Права даже тогда, когда решается нарушить тот или иной позитивный запрет. Оно сознает, что, нарушая "право", осуществляет Право и что осудить и присудить его носителя можно только или вследствие неверной организации уголовного суда или в виде неправовой расправы» [6, с. 80-81].
Становление должного уровня правосознания и правовой культуры личности протекает параллельно с освоением ценностных сторон правовой действительности, представленной в первую очередь идеями и принципами естественного права. Являясь участником разнообразных общественных отношений, человек должен познать, оценить и признать право. Признание права должно быть построено не на страхе, а на основе проявления свободной воли. Только таким образом прививается «нормальное правосозна-
ние», являясь «одной из лучших потенций человеческой души» [7, с. 218].
Существенным элементом высокоразвитого правосознания выступает правовая совесть его носителя. Она (в форме определенных эмоций и чувств) проявляет себя в процессе участия личности в конкретных правоотношениях с другими членами общества. Правовая совесть срастается с внутренней природой личности, воспринимающей идеальную сторону правоотношений [7, с. 217]. Правосознание, сочетающееся с правовой совестью, правовым идеалом, основано на духовно-нравственной и естественно-правовой природе. Правовая совесть личности поощряет восприятие ценностей естественного права и правовых законов.
Правосознание личности - это фиксация и отражение ее психологического внутреннего мира, осваивающего положительные и отрицательные стороны правовой жизни общества. И. А. Ильин четко высказался о том, что «нет человека без правосознания, но есть множество людей с пренеб-реженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием» [8, т. 1, с. 224]. Каждый член общества чутко улавливает как позитивные, так и негативные изменения в социальной и правовой действительности.
Правосознание представляет собой тонкий и подвижный элемент сознания, психологии, внутреннего мира человека. Люди воспринимают правовую действительность такой, какой она им представляется. При этом далеко не все члены общества имеют представление о соотношении естественного и позитивного права, о преимуществах и недостатках правовых и неправовых законов. Познание и привлечение в реальный мир личности истинных ценностей права происходит подспудно, скрытно, опосредованно. Однако каждый человек соблюдает те законы, которые благоприятно влияют на его жизнь. Лишь со временем приходит осознание того, что такие законы носят ценностный характер, являются правовыми.
На интуитивном, познавательном, оценочном, мировоззренческом уровне члены общества (субъекты права) обнаруживают ценности естественного права и правовых законов, анализируют недостатки, негативные аспекты юридических предписаний позитивного права, что влияет соответствующим образом на развитие их правосознания. «Как форма или область сознания, -отмечает Н. Л. Гранат, - правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву
и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях»[9,с. 303].
Правосознание есть совокупность субъективных правовых элементов: идей, теорий, эмоций, чувств и правовых установок, посредством которых отображается правовая действительность, оцениваются основы права и юридической практики, осмысливаются перспективы развития правовой жизни общества с точки зрения обеспечения достойной жизни каждой личности, справедливости в межличностных отношениях.
«Ключевой пункт правосознания, - подчеркивает О. Ф. Скакун, - осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и оценка действующего права с точки зрения его соответствия общечеловеческим ценностям, нашедшим закрепление в международных документах о правах человека. Правосознание не только выражает отношение индивида к правовой действительности, но и направляет его на определенные изменения в правовой среде, прогнозирует и моделирует их» [10, с. 501]. Источником правосознания и правовой культуры общества и личности объективно выступают непреходящие ценности естественного права, облагораживающие правовую жизнь общества и обновляющие потенциал позитивного права. В условиях становления гражданского общества ценностные аспекты естественного права, трансформируясь в законы, активно содействуют развитию позитивного правосознания и правовой культуры членов общества. В то же время следует иметь в виду, что в обществе всегда находятся люди как с высоким уровнем правосознания и правовой культуры, так и лица с ущербным, деформированным правосознанием, с отсутствием навыков общей и правовой культуры.
Однако даже «уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием», оно «обращается к идее права», «берет от нее лишь схему, пользуется ею по-своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется "правом" и выдается за право, компрометируя в сознании людей саму идею и подрывая веру в нее» [8, т. 4, с. 156]. Правосознание человека, так или иначе, участвует «во всей его жизни, даже и тогда, когда человек совершает преступление, притесняет соседей, предает свою родину и т.д., ибо слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное пра-
восознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным» [8, т. 1, с. 224].
В современных условиях законодательная власть должна быть заинтересована в активном внедрении ценностей естественного права в потенциал позитивного права, поскольку это готовит практические условия для принятия необходимых гражданскому обществу правовых законов. Законодательство, действующее вне правовых ценностей, создает в системе общественных отношений тупиковые ситуации, которые ведут к размыванию и аморфности правосознания, снижают уровень правовой культуры общества и его членов.
Инертно-негативное отношение к ценностям естественного права и правовым законам отвергает саму возможность поступательного развития правосознания и правовой культуры большинства членов развивающегося гражданского общества. Формирование правовой основы гражданского общества непосредственно сочетается с совершенным позитивным правосознанием и зрелой правовой культурой большинства членов общества.
Должный уровень правосознания обеспечивает готовность личности к правовому поведению, соответствующему требованиям современного гражданского общества [12, с. 10]. Правовое поведение личности приобретает активный характер, позволяющий избирать наиболее рациональный курс реализации естественных прав и свобод в условиях той правовой действительности, которая открыта для восприятия правовых ценностей, ориентирована на потребности личности.
Качество действующего законодательства, степень проявления регулятивного потенциала правовых законов, эффективность и легитимная безукоризненность всех форм правоприменительной и правоохранительной деятельности государственно-властных структур непосредственным образом влияют на формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры общества и личности.
Данный процесс предполагает ограничение и устранение социальных, политических, юридических, организационных и иных причин, ведущих к подрыву доверия к силе права, обусловливающих разочарование правом и законами, неприятие их регулятивного содержания. При нарушении законности в ходе правоприменительной и правоохранительной деятельности даже из правовых законов может быть выхолощена их ценностная суть, а жизненные проблемы должным образом не будут разрешены.
Только при обнаружении ценностей, аналогичных правовым законам, носитель позитивного правосознания активно использует правовые возможности и средства в целях удовлетворения своих жизненных интересов и потребностей, подчеркивая уважение к правовым законам, отражающим идеи и принципы естественного права. Он осознает, что только благодаря действительным правовым ценностям можно добиться реализации жизненно важных прав и свобод.
Позитивный, развитый потенциал правосознания позволяет человеку уверенно входить в мир права, осознанно определять характер своих правовых жизненных позиций, ориентироваться в выборе средств для реализации субъективных прав и свобод. Позитивное правосознание - критерий связи личности как субъекта права с теми ценностями, которые проявляют себя в правовой действительности. Человек, утративший веру в силу и справедливость права, сомневающийся в возможностях законов, не проявляет должную активность, свертывает полезно-правовые инициативы, начинает приспосабливаться к жизненным обстоятельствам.
На основе позитивного правосознания, отражающего ценности права, члены общества оценивают правовые законы, руководствуются их нормами в соответствующих жизненных обстоятельствах, свободно высказывают критические замечания относительно улучшения, совершенствования действующего законодательства, всегда проявляют готовность к активным и полезным правовым акциям. И. А. Ильин отмечал, что «нормальное правосознание есть та жизненная сила, которая сосредоточивает в себе достоинство права и в то же время возможность реального жизненного действия» [13, с. 294].
Вне истинных правовых ценностей происходят деформационные процессы, ведущие к размыванию и аморфности правосознания и общества, и личности. В итоге усиливается влияние правового нигилизма, подрываются основы законности и правопорядка, инициируется инертное, равнодушное, нейтральное отношение к действительным правовым ценностям. При всей своей социальной и правовой значимости позитивное правосознание остается сугубо внутренним состоянием личности, которым нельзя произвольно манипулировать, так как это может обернуться непредсказуемыми последствиями во внешней правовой среде. Носитель развитого правосознания и зрелой правовой культуры обретает внутреннюю свободу, рациональную рас-
кованность, уверенность в своих намерениях и ориентациях, поскольку осознанно действует в рамках правовых законов и посредством их достигает жизненных целей.
Позитивное правосознание всегда сочетается с развитым уровнем правовой культуры общества и его членов. С. С. Алексеев отмечает: «Значение правовой культуры в обществе выходит за пределы сферы права, юридической практики. Правовая культура - неотъемлемая часть культуры общества в целом» [14, с. 270-271]. Дефицит общей культуры в обществе непременно сказывается на уровне правовой культуры каждого его члена.
Правовая культура представляет собой систему «овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей» [15, с. 43]. Она непременно соотносится со всеми социально-правовыми ценностями, представляет собой систему ценностей, проявляющих себя в данном обществе. Правовая культура как система нравственных и правовых ценностей отражает достигнутый уровень развития правовой действительности, системы законодательства, правосознания, в соответствии с которыми осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Многие авторы характеризуют правовую культуру как ценностное качество правовой жизни общества. В. П. Сальников указывает на то, что «правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям» [16, с. 629]. Правовая культура формируется на позитивных сторонах правовой действительности, воплощает в себе достижения правовой мысли, юридической техники и практики [16, с. 630].
В жизни гражданского общества важное место отводится взаимосвязи правовой культуры и правосознания. Каждый носитель высокоразвитой правовой культуры непременно обладает развитым позитивным правосознанием, позволяющим воспринимать идеи и принципы естественного права, содействовать их трансформации, перерождению в системе позитивного права и тем самым укреплять базу правовых ценностей. Правовая культура в сочетании с позитивным правосознанием позволяет субъектам права осмысленно, непредвзято воспринимать, анализировать и переводить в практическую плоскость соответствующие правовые ценности, поощрять
укоренение правовых законов в жизнедеятельность гражданского общества.
Правовая культура личности отражает ее правовое развитие, обстоятельное познание правовой действительности. Носитель правовой культуры осмысливает сущность права и его социальную ценность с позиций социальной справедливости и предрасположенности к естественным правам и свободам человека и гражданина. Правовая культура связана практически со всеми правовыми явлениями, позитивно опосредующими юридическую действительность, пронизывает само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность [17, с. 362].
Как ценностное явление, правовая культура представляет собой юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей [18, с. 213]. «Правовая культура, - отмечает американский юрист Л. Фридмэн, - это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют» [19, с. 19].
Теория и практика свидетельствуют о том, что «неотъемлемым элементом правовой культуры должно являться уважение к праву - прочное убеждение в его высокой ценности для всех членов общества, выражающееся в установке субъекта на безусловное, правомерное поведение» [20, с. 42].
Между тем правовая культура базируется не только на правовых ценностях, но и на духовно-нравственном потенциале формирующегося гражданского общества, что создает благоприятные условия для интенсивного и целесообразного использования ценностного потенциала права каждым заинтересованным членом общества. Особая смысловая нагрузка функциональной роли правовой культуры заключается в том, что в процессе правовой социализации человек усваивает свою позитивную социально-правовую роль, а правовая культура обусловливает его социально-правовую активность [21, с. 18-19].
Правовая культура общества непременно находит отражение в правовой культуре личности, характеризующейся уважительным отношением к праву и законам, информированностью о содержании действующих законов, целенаправленной мотивацией правомерного поведения [22, с. 35].
В зрелом гражданском обществе значительная часть его членов заинтересована в том, что-
бы интересы, потребности, права и свободы каждого человека носили не декларативный, а практически значимый характер. Поэтому повышенный интерес представляют те правовые ценности, которые обусловлены естественным правом и которые привносят в жизнь людей начала справедливости, гарантируют реальное достижение приоритетных прав и свобод.
Наличие высокого уровня правосознания и правовой культуры позволяет личности судить о верховенстве права над государством, о приоритете ценностей естественного права и правовых законов над предписаниями неправовых законов позитивного права, которые лоббируют интересы властных и элитарных структур.
Носители позитивного правосознания и зрелой правовой культуры исходят из твердого убеждения в том, что права и свободы каждого члена общества должны носить приоритетный характер.
Ценности естественного права, эффективный потенциал правовых законов находят отражение в позитивном правосознании, правовой культуре общества и личности и в конечном счете преломляются в практической активности членов общества, направленной на достижение соответствующих прав и свобод, что и реализует сущность естественного права.
Литература
1. Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.
2. Щегорцов В. А. Социология правосознания. М., 1981.
3. Потопейко Д. А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, 1970.
4. Гречин А. С. Социология правового сознания. М., 2001.
5. Бачинин В. А. Антитеза естественного и позитивного права: философско-культурологиче-ский анализ // Общественные науки и современность. 1999. № 6.
6. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.
7. Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России // Собрание сочинений: в 10-ти т. М., 1999. Т. 9-10.
8. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М., 1993. Т. 1.
9. Гранат Н. Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М. Н. Марченко. М., 2001. Т. 3.
10. Скакун О. Ф. Теория государства и права. Харьков, 2000.
11. Ильин И. А. Проблема современного правосознания // Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). М., 2001.
12. Максимова И. М. Правосознание как источник правового поведения личности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.
13. Ильин И. А. Понятие права и силы // Сочинения: в 2-х т. М., 1993. Т. 1.
14. Алексеев С. С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.
15. Каминская В. И., Ратинов А. Ф. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
16. Сальников В. П. Правовая культура // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2001.
17. Сальников В. П. Правовая культура // Об-
щая теория государства и права: академический курс / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001. Т. 3.
18. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1.
19. Фридмэн Л. Введение в американское право: пер. с англ. М., 1992.
20. Баранов П. П., Русских В. В. Проблемы теории правосознания и правовой культуры. Ростов н/Д, 1999.
21. Сафронов А. А. Правовая культура личности в механизме устойчивого развития Российского государства (теоретико-методологический анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.
22. Толпыкин В. Е. Правовая культура общества и личности как комплексная, системообразующая проблема философии права // Философия права. 2009. № 4 (35).
М. Б. Закиров
Н. А. БЕРДЯЕВ О ТАЙНЕ НАЦИОНАЛЬНОСТИ И МИССИИ РОССИИ
В статье раскрывается содержание теории национальности Н. А. Бердяева, определяется отношение русского народа и Российского государства к феномену национальности. Автором установлена корреляция национальной самобытности русских людей и своеобразия России.
Ключевые слова: нация, государство, Россия, национализм, русский.
В современном мире все сильнее проявляются процессы глобализации, сопровождающиеся всеобщей унификацией. Серьезной проблемой для многих развитых европейских стран становится уже практически не поддающаяся контролю иммиграция. Не менее острым остается вопрос национальных и межнациональных взаимоотношений на постсоветском пространстве. Одним из условий адекватного ответа вызовам современности является теоретическое осмысление ситуации с учетом опыта предыдущих поколений. Важную роль в решении поставленной проблемы играет теория национальности, разработанная видным представителем русского зарубежья Н. А. Бердяевым.
Его творчество стало предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Так, подходы Н. А. Бердяева к проблеме соотношения национального и общечеловеческого анализирует В. В. Попков [1]. Особый интерес у исследователя вызывают теоретические основания критики Н. А. Бердяевым национализма
и космополитизма. В работе А. Ю. Шадже рассматриваются некоторые положения концепции национального [3]. Автор обращает внимание на актуальность идей русского религиозного философа, который сумел предугадать многие сегодняшние проблемы. Особенности понимания нации и национальных вопросов, выработанных русской религиозной философией, рассматривает Е. Г. Аванесова [2], акцентируя внимание на богатой традиции изучения национализма с позиций религиозного мировоззрения. Автор настаивает, что необходимым компонентом изучения феномена национализма является исследование религиозных оснований проблемы нации и национализма.
В своем творчестве Н. А. Бердяев неоднократно подчеркивал чрезвычайную сложность данной проблемы. Не случайно в большинстве своих работ, посвященных проблемам национального, он широко использует понятия «тайна», «таинственное», «мистическое». Для раскрытия таинственного и мистического содержания, сокры-