Трибуна молодого ученого
© 2014 г. А. В. Гринь
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО И ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ - СТИМУЛЯТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматриваются естественное право и правовые законы в качестве стимуляторов развития правосознания и правовой культуры личности. Автор делает вывод о том, что качество действующего законодательства, степень проявления регулятивного потенциала правовых законов в решающей степени обусловливают процессы формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры общества и личности.
Ключевые слова: естественное право, правовые законы, свобода, законодательство, государство.
В гражданском обществе, опирающемся на правовые ценности, большую роль играет высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всех субъектов права. Концепции правосознания и правовой культуры формировались усилиями многих ученых и стали в конечном счете важным этапом познания права и правовой действительности, выявления природы правового поведения субъектов права.
Исследованию вопросов правосознания и правовой культуры значительное место отводят С. С. Алексеев, В. М. Баранов, П. П. Баранов, Н. Л. Гранат, Н. М. Кейзеров, О. Э. Лейст, Е. А. Лукашева, Н. С. Малеин, Л. С. Мамут, Н. И. Матузов, О. В. Мартышин, М. Н. Марченко, В. С. Нерсесянц, В. В. Оксамытный, М. Ф. Орзих, В. П. Сальников, А. П. Семитко, Т. В. Синюкова, В. Л. Туманов и другие авторы.
Правосознание и правовая культура личности формируются в процессеосвоения и оценки ведущих сторон правовой действительности. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть в идеале. Это и характеризует понятие «правосознание» [ 1, с. 240]. Правовая культура становится отражением и следствием не деформированного, а позитивного (приближенного к идеалу) правосознания. Вне развитого правосознания личности правовая культура должным образом сложиться не может. В соотношении «правосознание - правовая культура» ведущая роль принадлежит позитивному правосознанию общества и личности, поскольку на деформированном правосознании правовая культура «не прижива-
ется». В то же время правовая культура общества выравнивает правовое сознание на личностном уровне.
По мнению Ю. Г. Ткаченко, правосознание следует рассматривать с позиций знания права и отношения к праву [2, с. 52]. При этом масса дефиниций правосознания определялась в рамках данного двойственного подхода. Так, В. А. Ще-горцов считает, что правосознание складывается из волевых, познавательных и оценочных компонентов, которые образуют юридические знания и отношение к функционирующему праву, разнообразным правовым явлениям [3, с. 63]. Несколько иной смысловой оттенок понятию правосознания придает Д. А. Потопейко. Он рассматривает правосознание как феномен, который «вызван надобностью регламентации поведения людей в установленных взаимоотношениях общения при помощи определения законных обязанностей и прав участников данных взамоотношений» [4, с. 40].
A. С. Гречин отмечает, что «содержанием правового сознания всегда выступают право и правовые явления в обществе. Оно (правовое сознание) всегда возникает только по поводу права и в связи с правом» [6, с. 76].
На формирование правосознания, как и правовой культуры, влияние оказывает не только и не столько позитивное право,сколько потенциал естественного права и другие правовые ценности.
B. А. Бачинин верно подчеркивает, что «уже давно у теоретиков, свободных от идеологической закомплексованности, не вызывает сомнения целесообразность выделения двух ипостасей правосознания - естественноправовой и позитивно-правовой» [7, с. 76].
В гражданском обществе под воздействием ценностей естественного права осуществляется преобразование позитивного права, развитие правосознания и правовой культуры общества и личности. Как указывал И. А. Ильин, «в процессе борьбы за достойную жизнь и за естественное право правосознание не ведает себя оставляющим путь Права и тогда, когда осмеливается преступить тот или другой позитивный запрет» [7, с. 80-81].
Становление должного уровня правосознания и правовой культуры личности происходит при освоении ценностных сторон правовой действительности, представленной, в первую очередь, идеями и принципами естественного права. Будучи участником разнообразных общественных отношений, человек познает, оценивает и признает право. Признание права должно быть построено не на страхе, а на основе проявления свободной воли. Только таким образом прививается «нормальное правосознание», являясь «одной из лучших потенций человеческой души» [8, с. 218].
Существенным элементом высокоразвитого правосознания выступает правовая совесть его носителя. Она (в форме определенных эмоций и чувств) проявляет себя в процессе участия личности в конкретных правоотношениях, участниками которых выступают другие члены общества. Правовая совесть вживается во внутреннюю природу личности, воспринимающей идеальную сторону правоотношений [8, с. 217]. Правосознание, сочетающееся с правовой совестью, правовым идеалом, основано на духовно-нравственной и естественноправовой природе. Правовая совесть личности поощряет восприятие ценностей естественного права и правовых законов.
Правосознание личности - это фиксация и отражение ее психологического внутреннего мира, осваивающего положительные и отрицательные стороны правовой жизни общества. И. А. Ильин четко высказался о том, что «нет человека без правосознания, но есть множество людей с пре-небреженным, запущенным, уродливым или даже одичавшим правосознанием» [9, с. 224]. Каждый член общества чутко улавливает как позитивные, так и негативные перемены в социальной и правовой действительности.
Правосознание представляет собой тонкий и подвижный элемент сознания, психологии, внутреннего мира человека. Люди воспринимают правовую действительность такой, какой она им представляется. При этом далеко не все члены общества имеют представление о соотношении естественного и позитивного права, преимуществах и недостатках правовых и неправовых зако-
нов. Познание и привлечение в реальный мир личности истинных ценностей права происходит подспудно, скрытно, опосредованно. Однако каждый человек уважает те законы, которые несут ему благо, улучшают качество жизни, постепенно приходит признание того, что такие законы имеют ценностный характер, являются правовыми законами.
На интуитивном, познавательном, оценочном, мировоззренческом уровне члены общества (субъекты права) обнаруживают ценности естественного права и правовых законов, анализируют недостатки юридических предписаний позитивного права, что влияет соответствующим образом на развитие их правосознания. «Как сфера или форма сознания, - отмечает Н. Л. Гранат, -правосознание воспроизводит правовую реальность в форме отношений оценки к закону и практике его осуществления, правовых приспособлений и ценностных установок, которые регулируют деятельность (поведение) человека в юридически существенных ситуациях» [10, с. 303].
Правосознание есть совокупность субъективных правовых элементов: идей, теорий, эмоций, чувств и правовых установок, посредством которых отображается правовая действительность, оцениваются основы права и юридической практики, осмысливаются перспективы развития правовой жизни общества с точки зрения обеспечения достойной жизни каждой личности, справедливости в межличностных отношениях.
«Первостепенный пункт правосознания, - подчеркивает О. Ф. Скакун, - понимание человеком ценностей естественного права, прав и свобод человека и оценка функционирующего права с позиции его соответствия универсальным ценностям, закрепленным в международных документах о правах человека. Правосознание не только формирует отношение индивида к правовой реальности, но и ориентирует его на установленные трансформации в правовой среде, предсказывает их» [11, с. 501]. Важным источником позитивного развития правосознания и правовой культуры общества и личности объективно выступают непреходящие ценности естественного права, облагораживающие правовую жизнь общества и обновляющие потенциал позитивного права. В условиях становления и развития гражданского общества ценностные аспекты естественного права, трансформируясь в правовые законы, активно содействуют развитию позитивного правосознания и правовой культуры членов общества.
Как наиболее рациональные, эффективные и практически значимые средства воздействия на общественные отношения правовые законы ус-
Юристъ-ПрАвов'Ьдъ, 2014, № 6 (67)
пешно разрешают жизненные ситуации, фокусирующие в первую очередь жизненные интересы и потребности большой части членов общества. Результаты успешного регламентирования жизненных проблем членов общества обогащают содержание правосознания и правовой культуры общества и индивидов. В то же время следует иметь в виду, что в любом обществе представлены как лица с высоким уровнем правосознания и правовой культуры, так и лица с ущербным, деформированным правосознанием, отсутствием навыков общей и правовой культуры.
Однако даже «уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием», оно «адресуется к идее права», «от нее берет только схему, применяет ее по-своему, наполняет ее извращенным, недостойным содержанием; возникает неправовое право, которое, все же, называется "правом" и применяется как право, подменяя в представлении людей самую идею» [12, с. 156]. Правосознание человека, так или иначе, участвует «во всей его жизни, даже и тогда, когда человек совершает преступление, притесняет соседей, предает свою родину и так далее, ибо слабое, уродливое, продажное, рабское, преступное правосознание остается правосознанием, хотя его душевно-духовное строение оказывается неверным» [9, с. 224].
Надо полагать, что и гражданское общество не обойдется без тех людей, которые будут иметь искаженное, деформированное правосознание, несовместимое с почитанием правовых ценностей. Однако неизменной остается задача приобретения «правосознания, воздвигнутого на единой приверженности определенной высшей цели и представляющего человека личностью с ее независимыми воззрениями, с ее выдержкой, с точным представлением о свободе, чести и спра-ведливости»[13,с. 449].
В современных условиях законодательная власть должна быть заинтересована вактивном внедрении ценностей естественного права в потенциал позитивного права, поскольку это создает практические условия для подготовки необходимых гражданскому обществу правовых законов. Законодательство, действующее вне правовых ценностей, в системе общественных отношений приводит к возникновению тупиковых ситуаций, при которых имеет место размывание и аморфность правосознания, снижение уровня правовой культуры общества и его членов.
Инертно-негативное отношение к ценностям естественного права и правовых законов отвергает саму возможность поступательного развития правосознания и правовой культуры большинства
членов развивающегося гражданского общества. Построение правовой основы гражданского обще-стванепосредственно сочетается с совершенным позитивным правосознанием и зрелой правовой культурой большинства членов общества.
Должный уровень правосознания обусловливает готовность личности к правовому поведению, соответствующему требованиям современного гражданского общества [14, с. 10]. Правовое поведение личности приобретает активный характер, позволяющий избирать наиболее рациональный курс реализации естественных прав и свобод в условиях той правовой действительности, которая открыта для восприятия правовых ценностей, ориентирована на потребности личности. Формирование правовых чувств, воли, самооценки личности и других компонентов ее правовой психологии зависит от качества действующих в обществе юридических норм и практики их реализации [14, с. 10]. Юридическая практика, основанная только на чистом позитивном праве, может тормозить становление высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Качество действующего законодательства, мера проявления регулятивного потенциала правовых законов, эффективность и легитимная безукоризненность всех форм правоприменительной и правоохранительной деятельности государственно-властных структур в решающей степени оказывают влияние на процесс формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры общества и личности.
Литература
1. Лукач Р. Методология права. М., 1981.
2. Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.
3. Щегорцов В. А. Социология правосознания. М., 1981.
4. Потопейко Д. А. Правосознание как особое общественное явление. Киев, 1970.
5. Гречин А. С. Социология правового сознания. М., 2001.
6. Бачинин В. А. Антитеза естественного и позитивного права: философско-культурологический анализ // Общественные науки и современность. 1999. № 6.
7. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.
8. Ильин И. А. Основные задачи правоведения в России // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1999. Т. 9-10.
9. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1993. Т. 1.
10. Гранат Н. Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория государства и права: Академический курс / под ред. М. Н. Марченко. М., 2001. Т. 3.
11. Скакун О. Ф. Теория государства и права. Харьков, 2000.
12. Ильин И. А. О сущности правосознания // Собрание сочинений: в 10т. М., 1994. Т. 4.
13. Ильин И. А. Проблема современного правосознания // Собрание сочинений: статьи. Лекции. Выступления. Рецензии. (1906-1954). М., 2001.
14. Максимова И. М. Правосознание как источник правового поведения личности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.
© 2014 г. В. А. Хажироков
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
В статье рассматриваются особенности реализации правоохранительной функции Российского государства на Северном Кавказе. Автор делает вывод о том, что в современных условиях внимание государства к религиозным и правовым традициям народов, проживающих на Юге России, может оказать существенную помощь государству в осуществлении правоохранительной деятельности в данном регионе.
Ключевые слова: правоохранительная функция государства, этнокультурные общности, религиозные традиции, нравственные ценности, правосознание.
Важнейшим направлением деятельности любого государства является охрана правопорядка, обеспечение национальной безопасности, так как именно с этой целью заключается общественный договор. Нарушение правопорядка приводит к подрыву авторитета государственной власти, ее суверенитета. Поэтому правоохранительная функция государства выступает одним из основных направлений его деятельности. Под правоохранительной функцией государства, то есть функцией по защите и охране прав и свобод граждан понимается деятельность по обеспечению неукоснительного соблюдения законности и прав человека гражданами и государственными органами. Особое место в обеспечении законности и правопорядка занимают органы внутренних дел. Правоохранительная деятельность представляет собой совокупность мер, принимаемых государством и общественными объединениями, базирующихся на принципах верховенства прав человека и законности, по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств и правонарушений, а также по предупреждению (профилактике) преступлений.
В последние годы на Юге России нарастает межэтническая и межконфессиональная напряженность, вызванная ростом национального самосознания, религиозной самоидентификации,
миграционных потоков [1, с. 14-18]. Ежегодно порядка 3/4 преступлений террористической направленности регистрируется именно в республиках Северного Кавказа [2, с. 171-181]. По словам главы Следственного комитета Российской Федерации, региональные правоохранительные органы не справляются с валом бандитизма [3]. В связи с этим руководством страны ставится задача давать жесткий отпор экстремистам, которые пытаются использовать радикальные националистические и сепаратистские лозунги, тем, кто пытается разделить наше общество и ослабить единство страны [4].
В этих условиях реализация правоохранительной функции государства предполагает учет этнических, миграционных, конфессиональных, социокультурных аспектов нарушений прав человека, угроз безопасности обществу и государству со стороны правонарушителей [5, с. 23]. Борьба с ними должна осуществляться на основе четких представлений о деятельности государственных институтов по правоохранительному контролю за преступностью, теоретико-методологических основаниях государственного принуждения, привлечении общественных организаций, граждан к реализации правоохранительной функции, взаимодействии с институтами гражданского общества в данной сфере, формах и методах предупреждения правонарушений, их пресечении. В традиционном обществе, причем