Научная статья на тему 'Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики'

Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13507
1542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / CULTURE / LEGAL CULTURE / LEGAL EDUCATION / LEGAL AWARENESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жигулин Андрей Алексеевич

статья посвящена исследованию правовой культуры личности, которая отражает степень и характер ее правового развития, правового поведения, образ жизнедеятельности, нормы и стандарты поведения в правовой сфере; анализу правовой культуры с позиций различных подходов; сущностным характеристикам правовой культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal definition of culture and its essential characteristics

paper investigates the legal culture of the individual, which reflects the degree and nature of its legal development, the rule of conduct, a way of life, norms, and standards of conduct in the legal sphere, the analysis of the legal culture in terms of different approaches, the essential characteristics of the legal culture

Текст научной работы на тему «Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики»

УДК 159.922:34

LEGAL DEFINITION OF CULTURE AND ITS ESSENTIAL CHARACTERISTICS

Zhigulin Andrey, Ph.D. in psychology, Associate Professor, Assistant Professor of the Public and Private Law Department, Branch State Social University in the Voronezh city, 89066755555@mail.ru

Abstract: paper investigates the legal culture of the individual, which reflects the degree and nature of its legal development, the rule of conduct, a way of life, norms, and standards of conduct in the legal sphere, the analysis of the legal culture in terms of different approaches, the essential characteristics of the legal culture.

Keywords: culture, legal culture, legal education, legal awareness, legal education.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Жигулин Андрей Алексеевич, кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры публичного и частного права филиала Российского государственного социального университета в г. Воронеже, 89066755555@mail.ru

Аннотация: статья посвящена исследованию правовой культуры личности, которая отражает степень и характер ее правового развития, правового поведения, образ жизнедеятельности, нормы и стандарты поведения в правовой сфере; анализу правовой культуры с позиций различных подходов; сущностным характеристикам правовой культуры.

Ключевые слова: культура, правовая культура, правовое воспитание, правосознание, правовое воспитание.

Понятие правовой культуры относится к числу дефиниций, широко используемых в современном научном и общественнополитическом дискурсе, но также не имеющих однозначного определения. Этимология термина связана с областью теории и философии права, в рамках которых внимание акцентируется, прежде

всего, на юридических аспектах данного явления. В частности, сторонники наиболее распространенного в отечественной юриспруденции идеального подхода в изучении правовой культуры рассматривают ее как достигнутый обществом в целом или конкретным субъектом определенный уровень знаний и понимания права, как идеальное, интеллектуально-эмоциональное явление. На интеллектуальном уровне правовая культура выражается в правовых знаниях; на эмоциональном - в уверенности в действенности права и его регулирующих возможностей, уважении к нему [1, с. 154-155].

Согласно деятельностному подходу, правовая культура представляет собой специфический способ человеческого бытия в сфере права, созданный людьми метод социального управления, заключающийся в целенаправленном воздействии на поведение индивидов с целью достижения порядка и стабильности в обществе. Она рассматривается как результат взаимодействия субъектов, в процессе которого создаются регулирующие эталоны поведения в виде правовых норм, а ее существование - как форма социального взаимодействия, воспроизводящего старые и продуцирующего новые эталоны правового поведения.

С позиций качественного подхода правовая культура трактуется как обусловленное социально-экономическим и политическим строем состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития законодательной техники, правовой деятельности и правосознания субъектов. Она считается определенным качеством функционирования правовой системы в целом и ее отдельных элементов.

Немало сторонников и у аксиологического подхода к правовой культуре, рассматривающих ее как систему правовых ценно-

стей, создаваемых, реализуемых и передаваемых в процессе совместной деятельности членов общества. В результате правовая культура может определяться как совокупность всех компонентов правовой действительности в их реальном функционировании в качестве эталонов деятельности правовых субъектов: права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, правомерной деятельности субъектов.

Указанные подходы позволяют раскрыть различные аспекты правовой культуры, но отличаются односторонностью в ее трактовке. Они не учитывают ее социальной обусловленности и изменчивости, интерпретируя правовую культуру в отрыве от правового субъекта. Ограниченность юридических подходов к правовой культуре, фиксирующих формальное соответствие правового поведения нормативно-правовым установлениям, может быть преодолена использованием социологического анализа, основанного на представлении о легитимности существующего порядка.

Уровень правовой культуры в рамках социологического подхода определяется степенью признания обществом значимости правовых норм, от которой зависит модель правового поведения личности.

Социологический подход наделяет правовую культуру интегративной функцией, поскольку она обеспечивает включенность субъектов в единую систему социальной организации и обусловливает координацию действий индивидов и групп, мотивированных соображениями значимости правовых предписаний. Интегративная функция правовой культуры определяет результативность регулятивной и правоохранительной деятельности. Правовая культура упорядочивает и систематизирует практику отношений, получаю-

щую общественное признание [2, с. 284-296].

Одним из основных способов анализа правовой культуры выступает структурно-функциональный подход, позволяющий выявить и охарактеризовать ее структурные элементы и их функции. Обычно в структуре правовой культуре выделяют две основных совокупности элементов - правовое сознание (правосознание) и правовое поведение.

Другие авторы включают в число структурных элементов правовой культуры еще и правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение права, а также критерии политической оценки права и правового поведения, правовую науку. Однако подобный расширительный подход ведет к отождествлению правовой культуры со всей правовой системой, порождая сомнение в целесообразности ее выделения как особой категории, поскольку она может быть заменима другими юридическими понятиями. Наиболее существенную роль исследователи отводят правосознанию, поскольку именно оно, в конечном счете, и определяет поведение. При этом роль правосознания не ограничена одной стороной правового действия, оно включено как в процесс правотворчества, так и в процесс реализации права, присутствует во всех элементах правого регулирования, принятия, юридических решений, на которые нередко оказывают существенное влияние внутренние убеждения соответствующих должностных лиц.

Вопрос о соотношении правосознания и правовой культуры вызвал определенную дискуссию в российской науке. Ряд авторов предложил считать правовую культуру элементом правового сознания. Однако правовая культура не может быть полностью отождествлена с частью правосознания, поскольку выражается не только

в идеалах, но и в правовом взаимодействии субъектов.

В данной статье правосознание рассматривается как одна из форм общественного сознания, отражающая отношение людей к праву и выступающая регулятором юридически значимого поведения. Различные уровни и формы правосознания обусловлены социальной структурой и имеют разное наполнение в зависимости от социального субъекта: общества в целом, социальных групп, отдельных индивидов. Истоки правосознания связаны с правовым менталитетом как совокупностью наиболее глубинных, устойчивых символов, стереотипов, складывающихся в процессе правоотношений в рамках определенной исторической эпохи и обладающих национально-культурной спецификой. Являясь сложным социокультурным феноменом, правосознание выступает специфическим способом духовного освоения действительности. Подобное понимание природы правового сознания позволяет переосмыслить его сущностные характеристики.

В правосознании выделяют познавательные, ценностные и волевые элементы. К морфологически-функциональным элементам можно отнести тесно взаимосвязанные между собой правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию.

Правовая онтология - это знание о том, что представляет собой право вообще, включающее не только рациональное, но и иррациональное, объективное и ценностное отношение к правовой реальности в целом и позитивному праву в частности. Именно такое эмоционально-ценностное восприятие реальности составляет содержание правовой аксиологии, подразделяющейся на правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология - систематизированное выражение пра-

вовых взглядов, принципов, требований общества и отдельных социальных слоев.

Правовая психология объединяет в себя чувства, настроения, эмоции, переживания, волю, совесть, интуицию. Она соответствует обыденному уровню правосознания, возникает в результате повседневной деятельности отдельных людей и социальных общностей.

Правовая праксиология представляет собой совокупность представлений о путях и средствах воздействия на правовую ситуацию, ее необходимым элементом выступают правовые установки, под которыми понимаются состояния предрасположенности субъекта к определенным правовым действиям.

Правосознание интегрирует в единое целое обыденный, практический и теоретический уровни сознания. К элементам содержательно-смысловой структуры относятся правовые понятия, которые являются формой рационального мышления субъектов права. К основным правовым понятиям обычно относят понятия свободы, равенства, справедливости и закона. Наряду с понятиями существуют правовые категории - смысловые единицы, в которых правовое сознание становится относительно автономным, самодостаточным. Они выражают внутреннюю структуру правосознания и свидетельствуют о его рефлексивной природе.

Если понятия и категории - это уровни рациональной мысли, то правовые идеи - такие смысловые единицы в которых синтезированы его рациональный и иррациональный моменты, понятийнокатегориальный и чувственный слои. В идеях заложены интеллектуально-духовные основания права, они образуют тот смысловой каркас, в котором выражается и творит право. Идеи универсальны и пронизывают все многообразие социальной жизни. В явлениях они

предстают как воплощение сущности права, в качестве установок субъектов права.

Основное содержание правосознания определяют идеи права, меры и порядка. Логическая структура правового сознания представляет собой совокупность парадигм, представляющих «интеллектуально-духовные матрицы» осмысления действительности, единство интеллектуального и чувственного восприятия окружающего мира. Не зная основных принципов функционирования и структуры правовой системы, основ действующего законодательства, граждане не могут реализовать свои права и защитить собственные интересы. Поэтому необходимым элементом правовой культуры выступает правовая информированность - обусловленная личностным интересом степень восприятия и осознания правовой информации, выраженная в понятиях, суждениях, представлениях и взглядах о праве, его институтах и учреждениях. Ее центральным звеном оказываются правовые знания, уровень которых позволяет составить представление о степени и характере ее развития, но она также включает понимание права и интерес личности к праву.

Однако доминирующую роль в правосознании все же играют правовые ценности, определяющие цели и средства деятельности, выступающие мотивационной основой принятия решений. В праве как нормативной системе иерархия ценностей прописана в самих нормах, но в правосознании и правовой культуре различных групп правовые ценности могут не совпадать и отклоняться от господствующих в обществе оценок. Правовое поведение субъектов проявляется как социально-значимое поведение, подконтрольное их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее за собой юридические последствия. Оно проявляется только в сферах,

регулируемых правом, и поэтому может быть разделено на два противоположных вида - правомерное и неправомерное. Правомерное поведение предусматривается разрешающими нормами, неправомерное - запрещающими. Оба вида поведения рациональны, поскольку заранее оговорены установленными нормами поведения [3, с. 43-48].

Исследователи выделяют высокий, средний и низкий уровни правовой культуры. Основными критериями предлагаемой классификации при этом выступают: общее состояние и уровень правосознания как осмысленного восприятия правовой действительности; социокультурные предпосылки, национальные обычаи и традиции, коллективная социально-историческая память; знание и понимание законов, уважение к действующим нормам права; качество правотворческого и правоприменительного процессов, эффективность работы правоохранительных органов; степень законопослушности граждан и должностных лиц.

Высокий уровень правовой культуры предполагает позитивное и реалистическое отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, уважительное отношение к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и гражданско-правовой активности.

Напротив, показателями низкой правовой культуры выступают отрицание или преувеличение роли права в жизни общества, неуважение к закону и правам человека, систематические нарушения действующего законодательства гражданами и должностными лицами.

Правовая культура всегда опирается на определенную историческую традицию, ей присуща преемственность, выражающая

связь старого с новым в процессе развития и обусловленная единством правового менталитета. Она реализуется в усвоении и овладении накопленным опытом, который в сконцентрированном виде заключен в правовых ценностях. Наряду с относительной стабильностью, правовой культуре присуща изменчивость, связанная со способностью порождать институциональные изменения. Кроме того, правовая культура не может успешно развиваться без приобщения к правовым культурам других народов.

Процессы формирования правовой культуры сопряжены с существенной трансформацией отношения личности к праву, с выработкой у нее правовых установок. Правовая культура личности отражает степень и характер ее правового развития, правового поведения, образ жизнедеятельности, нормы и стандарты поведения в правовой сфере. Это такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. При этом личность обретает правовую самореализацию, создавая собственные смыслы, систематизируя их в интерпретации и конституируя своими действиями социальные поля. Неповторимость действий личности определяется тем, что она структурирует социальное поле вокруг себя, превращая его в свое жизненное пространство, совершая определенные поведенческие акты или поступки, и в то же время сама подвергается непрерывному структурированию со стороны социальной реальности.

Правовая культура личности и правовая культура общества синхронно изменяются в едином процессе структурирования. Поэтому можно говорить о формировании особого типа правовой

личности в качестве необходимой составляющей процесса структурирования правового социального пространства.

Классификация правовых культур может быть осуществлена и по другим критериям. Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделяли три основных типа политической культуры на основании отношения к государству и участия в политике: патриархальную, подданническую и активистскую (гражданскую). Эта типология политической культуры перекликается с предложенной М. Вебером типологией политического господства: традиционное-харизматическое-рациональное. Но если М. Вебер определял тип господства по источнику производства социальной регуляции, то американские политологи описывали субъективное измерение этой же типологии через поведение и установки тех, кто реализует выработанные правовые нормы.

Выделенные типы политической культуры, опирающиеся на тот или иной тип легитимного господства, по мнению ряда современных исследователей, позволяют ввести подобную типологию и для правовой культуры. П.А. Сорокин выделял идеациональный, чувственный и идеалистический типы культуры и соответствующие им правовые культуры. Идеациональная культура представляет собой религиозную культуру, в которой главной ценностью оказывается Бог. Примером идеациональной культуры выступает культура средневековой Европы, все сферы которой были подчинены религиозным ценностям. Законодательство в идеациональной правовой культуре также рассматривалось, как данное Богом. В чувственной культуре реальностью считается только то, что воспринимается органами чувств. Ее примером является современная западная культура, главный принцип которой заключается в удовлетворении фи-

зических потребностей индивидуума.. В чувственной культуре право считается созданным человеком инструментом подчинения и эксплуатации одной группы любой другой. П.А. Сорокин считал, что современная ему чувственная культура Запада, а вместе с ней и чувственная правовая культура вступили в эпоху упадка. Сущность кризиса он видел в том, что этические и правовые ценности постепенно утрачивали свое духовное значение, из чего делался вывод о переходе к новой идеациональной этике и праву [4, с. 87-99].

В зависимости от содержания и направленности выделяют традиционную и современную правовую культуру. На основе ценностных предпочтений можно выделить западную и восточную правовые культуры.

К западному типу относят античную и новоевропейскую, к восточному - китайскую, индийскую, исламскую и другие правовые культуры. Долгое время в отечественной науке господствовало представление о единообразии форм правопонимания, исключавшее какую-либо национальную специфику. В соответствии с марксистским подходом различия объяснялись исключительно классовыми факторами и уровнем социально-экономического развития. Напротив, современные исследователи, возвращаясь к традициям авторов конца XIX - начала XX вв., подчеркивают специфику русской правовой культуры. Они отмечают, что в правовой культуре России сталкиваются и взаимодействуют различные начала, поэтому она не может быть однозначно отнесена к западной или восточной. По мнению В.Н. Синюкова, ценность права в русском правосознании заключается не в обеспечении формальной законности, а в достижении его тождественности с глубинным образом собственного жизнепонимания.

Для русского правосознания было присуще подчинение права более высоким, нравственным и религиозным ценностям. Это связано с традициями православия, не придававшего праву значения самодовлеющей ценности, а рассматривавшего его лишь в качестве одного из средств достижения религиозно-нравственных целей. Поэтому западноевропейский индивидуалистический идеал правового государства не выступал в российском правосознании в качестве общественного идеала, с ним связывались скорее представления о царстве «правды», чем права.

Российской правовой культуре также присуще устойчивое представление о государстве как высшей ценности, вследствие чего личности традиционно отводится подчиненное положение, приписывается обязанность служить государству, безоговорочно ставя его интересы выше своих, и не задумываясь о возможном ущемлении прав конкретного человека. Эмоциональный пафос служения государству вытеснял из массового сознания идею прав человека, поэтому забота о личных правах представлялась проявлением мелочности и прагматизма.

Специфической чертой российской правовой традиции можно считать и коллективизм, обусловленный общинным характером культуры. Для России было свойственно коллективное, соборное бытие человека, не отделявшего себя от сообщества. Напротив, западное общество позволяло индивиду сохранять и отстаивать личное начало, лежащее в основе социальной ответственности и сознания своих прав. Анализируя индивидуалистическую и коллективистскую аксиологические системы в их отношении к праву, французский исследователь Ж.-Л. Бержель отмечал: «Индивидуализм основан на философской доктрине, утверждающей реальность ин-

дивидов как таковых в ущерб родовой и видовой детерминированности; индивидуализм находит свое выражение в теориях, которые усматривают в индивиде общую ценность политического, экономического и морального плана, и вводит идею развития прав и обязанностей индивида. Коллективизм, напротив, связан с доктриной и такой системой управления обществом, которые основываются на идее коллективной собственности на средства производства и обмена и на власти государства» [5, с. 2-17].

В рамках одной правовой культуры этнические, конфессиональные, региональные, профессиональные и другие социальные группы могут отличаться друг от друга своими взглядами на правовые явления, отношением к праву, мотивацией правовых действий. Это позволяет говорить о формировании правовых субкультур. Каждая субкультура, кроме рациональных представлений, имеет признаваемые людьми рефлексивные, подсознательные взгляды, оценки, ассоциации и чувства. Степень общности между различными субкультурами выступает фактором, воздействующим на стабильность правопорядка. В то же время выделяются маргинальные субкультуры, субъекты которых не адаптированы к базовым ценностям правовой культуры общества, а также деликвентные субкультуры, отрицающие доминирующие правовые ценности. Их можно рассматривать как правовые контркультуры.

В результате дифференциация единого правового и культурного пространства нередко выступает источником дестабилизации правового развития, поскольку их противоречия приводят к утрате общенациональных правовых идеалов. Социологические исследования показывают, что уровень правовой информированности, а значит и правовой культуры как граждан, так и представителей

властных структур в России в настоящее время не отвечает потребностям правового развития общества и не обеспечивает эффективного использования личностью правовых средств для удовлетворения частных и публичных интересов. Значительная часть населения плохо ориентируется в нормах законодательства, а незнание собственных прав, средств и механизмов их осуществления, способов защиты является главной причиной поиска неправовых средств реализации частных интересов, противоречащих закону.

Институциональные трансформации, происходящие в современном российском обществе, их неравномерность, структурная незавершенность и сохраняющиеся значительные элементы старых институциональных структур воздействуют на правовую культуру общества, генерируя неправовые социальные практики на массовом уровне. Современное российское общество крайне неоднородно, в нем представлены формы и элементы, как старого, так и нового социального порядка. Базовые системообразующие институты российского общества в ходе реформ подверглись преобразованиям в неодинаковой степени, что вызвало процесс деформализации норм социального взаимодействия, развитие теневых, неформальных правил, вытеснивших в качестве живых социальных регуляторов формальное право.

Сформировалась неформальная правовая культура, характеризующаяся пренебрежением к формальному праву, неверием в его реальную регулятивную силу. Широкое распространение в разных сферах правовой деятельности получает правовой нигилизм. В правовой идеологии он выражается в утверждении доктрин, течений, идей, отрицающих значение права; в правовой психологии - в формировании установок и стереотипов неверия в правовые идеалы; в

юридической практике - в различных формах отступлений от правовых правил, правовой пассивности населения и должностных лиц.

Проявлением правового нигилизма также выступает правовое невежество, не позволяющее гражданам в полной мере распорядиться предоставленными законом возможностями, неумение отстаивать свои права и нежелание считаться с правами и законными интересами других лиц, юридически обоснованными требованиями органов государственной власти и правоохранительных структур. Под это понятие попадают и многочисленные факты злоупотребления правом не только должностными лицами, но и гражданами, общественными объединениями и государственными органами, правовой дилетантизм, правовая необязательность должностных лиц и населения, переросшая в массовую неисполнительность, непослушание закону, отказ от выполнения взятых на себя обязательств. Правовой нигилизм может проявляться и в недооценке юридического инструментария, а также в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона, которое получило название правового инфантилизма.

Исследователи выделяют три уровня правового нигилизма: общесоциальный, для которого характерно отрицание идеи господства права на уровне всей социальной системы и ее управленческих структур; отдельных структур - государственных и негосударственных, формальных и неформальных; наконец, отдельной личности. Тесно связан с правовым нигилизмом правовой фетишизм или правовой идеализм. Отечественные исследователи отмечают: если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм - его переоценку. Подобного рода преувеличения приво-

дят к неверным оценкам возможностей права и, как следствие этого, к ошибочным правовым действиям, порождающим разочарование в его роли как средства социальной регуляции [6, с. 7-28].

Негативное отношение к праву как ценности формирует правовой скепсис и правовой цинизм. Если первый выражается в высокомерном, надменно-пренебрежительном, снисходительноскептическом восприятии права, то второй - в стремлении применять правовые знания, умения и навыки в собственных интересах, попытках уйти от юридической ответственности, используя «пробелы» в существующем законодательстве.

Для выработки мер преодоления правового нигилизма и сопутствующих ему негативных явлений следует выявить причины его возникновения и распространения в обществе. Истоки правового нигилизма в России не исчерпываются факторами специальноюридического характера, выходят за пределы правового пространства. Это явление правовой жизни связано с культурологическими, политическими, историческими особенностями развития страны, национальными традициями, уровнем социального самочувствия людей, состоянием духовности общества. Ряд авторов связывает источник правового нигилизма с самой отечественной традицией правопонимания, снижавшей роль формального права как социального регулятора, с присущей ей морально-правовым синкретизмом.

Российское государство активно формировало у граждан патерналистскую установку и соответствующую гражданскую и правовую пассивность, что способствовало недооценке социальной ценности прав личности. В последние годы нигилистические тенденции в отношении к праву и государству усилились под влиянием происходивших социально-политических и экономических

трансформаций. Институциональный вакуум, слабость государства как субъекта, формировавшего право, несовпадение его явных и латентных функций, коррупция служащих на всех уровнях, недостаточность механизмов социальной защиты поддерживали и усиливали недоверие населения к праву. Правовой нигилизм по-разному проявляет себя в различных группах населения, завися от таких характеристик, как пол, возраст, национальная принадлежность, род деятельности или статус должностных лиц. Определенную роль могут играть тендерная, возрастная, профессиональная, конфессиональная, статусная принадлежность человека.

Специфическими особенностями распространения правового нигилизма в современной России являются его массовость: нигилистическим отношением к закону и государству пронизана деятельность не только рядовых участников правоотношений, но и государственных структур, исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов. Кроме того, распространение правового нигилизма в современном российском обществе отличается демонстративностью и неконтролируемостью, во многих случаях характеризуется осознанной оппозиционной направленностью. Наконец, к особенностям отечественной разновидности правового нигилизма относят многообразие форм его проявлений, от идеологической до бытовой. В данной связи особое значение приобретает правовая социализация как «приобщение» человека к правовой среде, усвоение им и поддержание правовых норм, образцов и стандартов.

Правовая социализация представляет собой перманентный процесс взаимодействия личности и социально-правовой среды, вследствие которого происходит усвоение требований правомерно

поведения, приобретение правовых ценностей и ориентиров, ведущих к формированию свойств и качеств, позволяющих адаптироваться к этой среде и осуществлять правовую деятельность. Посредством правовой социализации обеспечиваются передача от поколения к поколению и сохранение социально-правового опыта. В ходе правовой социализации формируются внутренний правовой мир человека, его правовая психика, складываются базовые правовые ценности, правовые ориентиры, а в последующем происходит накопление нового правового знания, переоцениваются и корректируются правовые установки.

Представляя собой сложный и многоплановый процесс, правовая социализация в содержательном отношении включает: накопление навыков адекватного реагирования на правовые требования, самостоятельной ориентации в правовом пространстве, принятия приемлемых решений в юридически значимых ситуациях; формирование осознанного отношения к правовой действительности в результате приобретения нового комплекса правовых знаний; правовую аккультурацию как освоение человеком новых для него правовых ценностей в процессе целенаправленного правовоспи-тального воздействия, выработку соответствующих чувств и представлений. В процессе правовой социализации происходят: передача личности накопленных в обществе норм и ценностей правовой культуры; овладение языком права, выражающееся в самостоятельном оперировании правовыми понятиями; выработка умений и навыков правомерного общения, опыта правового взаимодействия; накопление мировоззренческих установок, обеспечивающих ориентацию в правовом пространстве [7, с. 122-136].

В процессе правовой социализации исследователи выделяют

два основных этапа. На первом этапе формируются правовые качества, необходимые для дальнейшего взаимодействия личности с обществом в правовой сфере. Второй этап связан с непосредственной передачей накопленного правового опыта в правовую среду и может быть назван правовой ресоциализацией.

С развитием правовой информированности, накоплением новых правовых знаний и правового опыта на этом этапе происходит коррекция уже сформированных правовых позиций, переоценка приобретенных правовых ценностей. Согласно другому подходу, этапы правовой социализации выделяются в зависимости от включения в трудовую деятельность: дотрудовой, включая обучение в школе, техникумах и вузах; трудовой, охватывающий период зрелости человека; послетрудовой, наступающий в пожилом возрасте. Оба подхода существенное значение в процессе правовой социализации личности уделяют периоду юности, когда складываются ее самосознание, ценностные установки, определяющие траекторию личностного развития на протяжении всей последующей жизни. Для этого этапа характерна большая роль воспитательного воздействия, что объяснимо возрастными особенностями социализирующегося индивида. Важнейшими агентами и институтами, обеспечивающими правовую социализацию личности, выступают семья, образование, государство, средства массовой информации.

Эффективность правовой социализации во многом определяется согласованностью действий различных агентов и институтов. Семья, окружение, сверстники, ближайшая поселенческая организация формируют первоначальный мир сознания индивида, составной частью которого выступают представления и оценочные суждения о правовой организации общества и правовых нормах.

Не отрицая факта чрезвычайной важности семьи как института социализации в целом, необходимо отметить, что в современном обществе семья как первичный агент правовой социализации постепенно отступает перед другими малыми социальными группами, ее социализирующая роль в сфере права постепенно уменьшается. Это обусловлено ситуацией межпоколенного ценностного разрыва, в том числе и в сфере права, когда происходит отчуждение поколением детей от норм, приемлемых поколением отцов.

Другим значимым агентом правовой социализации являются образовательные учреждения. Они специализируются преимущественно на передаче рациональной, знаниево-нормативной информации о статусе гражданина в государстве, институтах правовой системы. Образовательные учреждения имеют немаловажное значение для передачи не только знаний, но и общих ценностей доминирующей правовой культуры. Особое место среди агентов правовой социализации занимают средства массовой информации. С одной стороны, они все больше заполняют вакуум социализирующего воздействия, занимая все большую часть бюджета времени молодого человека. Многие средства массовой информации при этом активно стремятся участвовать в процессе общественного формирования правовой культуры. Однако чаще всего такие выступления носят консультативный характер, выполняя, таким образом, функцию правового образования, в то время как вопросы правового воспитания остаются за рамками освещаемых общественных явлений.

Средства массовой информации закрепляют те идеи и формы поведения, которые типичны для конкретного общества. Формирование правовой культуры молодежи как социальнодемографической группы, готовящейся войти в сложившееся соци-

окультурное пространство общества, имеет определенную специфику.

Характер содержательной стороны включения тех или иных групп молодежи в правовую сферу общества обусловлен рядом факторов макро - (правовая среда государства в целом), мезо -(ментальность и специфика функционирования социальных институтов в регионе) и микроуровней (непосредственное окружение индивида). Противоречивость социально-экономического и политического развития в процессе модернизации на макроуровне ведет к деформации ценностных представлений молодежи.

Дисфункциональность институтов образования вызывает разрыв содержания когнитивного и аксиологического аспектов правовой культуры на мезоуровне. На микроуровне разница межпоко-ленных ценностных ориентации в современной семье дополняется различными политико-правовыми ценностными предпочтениями, вызванными транзитивными условиями, что влечет за собой изменения характера принципа преемственности в воспроизводстве молодежью родительского поколения.

Необходимой основой формирования правовой культуры выступает правовое воспитание - целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по повышению правового сознания. Правовое воспитание имеет целью перевести политико-правовые установки и требования общества в личные убеждения граждан и нормы их поведения. При этом оно обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Правовое воспитание представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стра-

тегических, долговременных и тактических, ближайших, общих и частных целей. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также институтов, осуществляющих правовое воспитание.

Соответственно, правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношений, к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Отсюда возникает необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессиональноюридическую активность. В основе правового воспитания лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема выработки того обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин, независимо от его профессии и социального статуса. По мнению специалистов, в настоящее время уровень этой работы не отвечает современному этапу общественного развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщено, а общественные объединения в нее слабо вовлечены. В результате проводимые отдельные воспитательные мероприятия в правовой сфере

осуществляются бессистемно, без учета состояния законности и правопорядка, а также потребности населения в тех или иных юридических знаниях [8, с. 152-169].

Эффективное правовое воспитание предполагает осуществление систематической деятельности государственных органов и общественных организаций по формированию и развитию у индивидов и социальных групп правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функционирование в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и правопорядка, на основе дидактических принципов правовой педагогики. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание осуществляется через определенные формы, средства и методы. К формам правового воспитания относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, организованная и контролируемая социально-правовая практика населения. Средства правового воспитания образуют материальные источники, используемые для достижения целей правовоспитательной работы (законодательные акты, юридическая литература и т.п.). Методы правового воспитания представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на правосознание и поведение людей с целью формирования у них правовой культуры. Правовое воспитание охватывает все формы и направления деятельности государственных органов и общественных формирований, иных социальных институтов общества по формированию правосознания широких слоев населения, уважения граждан к закону. Организационная структура правового воспитания включает субъектов - органы, которые проводят правовоспитательную работу и объекты - кате-

гории населения, по отношению к которым проводится правовоспитательная работа и правовоспитательные действия. Она представляет собой систему общественных институтов, обеспечивающих приобщение к праву, формирования современного правового мышления, способности и готовности активно участвовать в правовой жизни общества путем эффективного использования прав и свобод, добросовестного исполнения юридических обязанностей. Качественно новая организация обучающей и воспитательной работы, обеспечивающая высокий уровень правовой культуры и правового сознания граждан, должна основываться на следующих принципах: всеобщности - охвате всего населения правовым обучением; обязательности правового обучения для всех без исключения, его превращении в обязанность всех граждан и должностных лиц; длительности - обучение должно охватывать такой период времени, который позволяет достичь поставленной цели; научности - отвечать потребностям практики, основываясь на принципах правовой педагогики; высокой результативности - обеспечить формирование у обучаемых необходимого для данного периода жизни страны уровня правовой культуры, правовой информированности, достаточных для активного участия граждан и должностных лиц в политической и правовой жизни общества; достаточности ресурсного и организационного обеспечения, позволяющего государству расходовать на цели юридического всеобуча необходимые денежные средства, использовать материально-технические возможности, привлекать обученный персонал. Включение человека в систему социально-правовых связей и отношений, приобщение его к активной социально-правовой жизни общества и в этой связи использование для данных целей апробированного человечеством эффек-

тивного психолого-педагогического инструментария неразрывно связано с достижениями педагогической и психологической науки. В сфере действия права такую функцию выполняет правовая педагогика - сформировавшаяся на «стыке» юриспруденции и общей (профессиональной) педагогики междисциплинарная область научного знания, призванная обосновать методику и методологию использования педагогического инструментария в профессиональноюридическом образовании, правовом воспитании, обучении и развитии. Способы и принципы правового воспитания разнообразны. Особенно значительна роль правовой пропаганды, которая представляет собой целенаправленную деятельность по распространению правовых знаний, разъяснению содержания юридических норм и практики их применения. Формы проведения правовой пропаганды направлены на то, чтобы обеспечить восприятие массами правовых знаний и превращение их в личное убеждение. Особую сложность представляет собой правовое воспитание лиц, склонных к совершению антиобщественных поступков. В этих случаях внедрение в сознание человека новых убеждений и взглядов должно сочетаться с его отказом от уже сложившихся позиций и установок, в совокупности образующих так называемую негативную правовую культуру. Не исключено, что указанные лица могут попытаться использовать знание законов во вред обществу, тем самым извращая государственную волю, воплощенную в них. Поэтому акцент при их воспитании, а по существу - перевоспитании, следует делать на осознании ими моральных принципов общества, на понимании роли и значения санкций правовых норм как морально оправданного средства борьбы с правонарушениями. Здесь особенно наглядно, что правовое воспитание неотделимо от комплекса других воспита-

тельных мер. В настоящее время общепризнанными являются следующие принципы правового воспитания: учет особенностей восприятия правовых норм различными группами населения; осознание воспитуемыми социальной значимости и моральной ценности правовых норм, а также усвоения важнейших прав и обязанностей, устанавливаемых законом. Эффективность правового воспитания во многом зависит от того, насколько оно опирается на требования нравственных норм; развитие правовой активности граждан, воспитание у них непримиримость к любым нарушениям законности и правопорядка.

Таким образом, правовая культура представляет собой часть культуры общества, создаваемой постепенным, преемственным общественным развитием, совокупной работой сменяющих друг друга поколений. В современной науке сложились различные мнения о сущности правовой культуры и ее месте в общественном развитии: от признания ее элементом одной из подсистем права, например, составной частью правового сознания или правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой системой. Юридический и социологический анализ состояния правовой культуры позволяют выявить ее структурные компоненты, механизмы и факторов ее формирования. Знание правовых норм и отношений, ценности и образы права формируют правовое сознание, которое реализуется в правовом, а также в девиантном и делинквентном поведении. Являясь одним из компонентов правовой культуры, правосознание выполняет функции отражения и оценки всех ее остальных компонентов как совокупности норм, правовых институтов, правового поведения, порождаемых юридическими нормами правоотношений. В качестве системообразующего эле-

мента правового сознания выступают правовые ценности, которые детерминируют правосознание и правовую культуру в целом. Они служат мотивообразующим основанием, являются базой принятия решений и критерием того, к чему следует стремиться и чего следует избегать, служат арбитром в решении внутренних конфликтов.

Вхождение человека в сферу права, его подготовка и включение в отношения власти осуществляются по мере и в процессе усвоения им господствующих культурных ориентиров и норм, ценностей и образцов правового поведения. Правовая социализация выступает процессом присвоения, прогрессивной ассимиляции и реорганизации субъектом в своем собственном мире представлений и знаний как элементов правовой системы, регулирующей данное общество. В рамках правовой социализации субъект осваивает нормы и принципы права и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого и вошли в его собственную систему представлений о мире. Индивид приобретает общие знания правовой культуры, доминирующей в его обществе, навыки регулирования своего поведения на основе правовых норм. Для того чтобы каждый человек освоил, осознал и смог применять на практике правовые знания, необходим длительный процесс правовой социализации. Важной составляющей этого процесса является изучение правовых дисциплин в системе образования, правовая пропаганда и просвещение, освоение ценностей и норм правовой культуры.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной социально-психологической и педагогической мысли сложились различные подходы в понимании и интерпретации социализации личности как одной из актуальных и дискуссионных проблем. Большинство исследователей считают, что общество оказы-

вает реальное влияние на развитие личности, а человек становится субъектом, способным к социальному действию только через приспосабливание к материальной и социальной среде. В то же время ряд авторов недооценивал то, что человек не просто адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность, самостоятельность, приучаясь не только исполнять, но и изменять нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Сложившиеся подходы позволяют рассматривать социализацию в рамках настоящего исследования как сложный процесс формирования и развития личности, выражающийся в освоении человеком определенных знаний и умений, социальных норм и культурных ценностей, которые необходимы ему для жизни в обществе. В результате человек приобретает новые для себя социальные роли при помощи агентов и институтов социализации. Данный процесс может проходить как в организованной, так и стихийной форме. Понятие социализации тесно связано с другими, достаточно близкими ему терминами и категориями, прежде всего, с воспитанием и социальной адаптации. Основным базовым механизмом реализации процесса социализации личности выступает социально-ролевая идентификация - принятие индивидом социальной роли как системы определенных правил поведения и стандартов во взаимоотношении с другими членами общества. Любое изменение в обществе, прежде всего, трансформирует общественное поведение. Рассмотрение процесса социализации с этих позиций затрагивает внутренние механизмы самоорганизации социальной системы. Социализация личности предполагает наличие соответствующего окружения. Благодаря социализации человек трансформируется в личность как социальное существо. Без социализации общество не смогло бы просуществовать более срока жизни

одного поколения. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни в единой общественной системе. Без социализации возрождение культуры от поколения к поколению было бы невозможным. Благодаря культурному наследию каждое новое поколение способно двигаться вперед, опираясь на достижения предыдущего. Необходимым условием «вхождения» личности в общество выступает социализиро-ванность, а ее главным условием оказывается не степень приспособления, конформизма, а напротив, степень независимости, уверенности, самостоятельности, инициативы. Основная цель социализации личности заключается не в ее унификации, а в удовлетворении потребности в самореализации, самоактуализации и в развитии способности успешного осуществления этой цели. Гражданские качества личности не наследуются, а формируются только в процессе взаимодействия с другими индивидами, социальными группами или обществом в целом. Правовая социализация выступает способом подготовки индивида к функционированию в обществе в самостоятельном качестве. Она предполагает воздействие на человека или общность людей целого комплекса разнообразных и разнонаправленных по своей значимости факторов, причем как объективного, так и субъективного характера. Первая группа таких факторов характеризует процесс воспитания правом, когда его нормы и институты, правовые учреждения «стихийно», не подчиняясь чьему-либо управляющему воздействию, формируют образ права; вторая группа предполагает целенаправленную систематическую деятельность специализированных институтов, или правовое воспитание и обучение. При несогласованности действий институтов правовой

социализации наблюдается низкая эффективность их воздействия, доминирование стихийного элемента над сознательным при формировании правосознания. Задачу преодоления правового нигилизма, повышения правовой информированности личности призвана решать система правового воспитания, тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность. В процессе этой деятельности по распространению воззрений о праве и правопорядке используются различные средства: литература, искусство, школа, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Цель правового воспитания заключается в выработке навыков правомерного поведения, чувства гражданского долга и гражданской инициативы.

Таким образом, правовая культура личности отражает степень и характер ее правового развития, правового поведения, образ жизнедеятельности, нормы и стандарты поведения в правовой сфере. Это такое свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. Высокий уровень правовой культуры предполагает позитивное и реалистическое отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, уважительное отношение к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и гражданско-правовой активности. Правовая культура личности и правовая культура общества синхронно изменяются в

едином процессе структурирования. Поэтому необходимой составляющей процесса структурирования правового социального пространства является формировании особого типа правовой личности. Правовое государство представляет оптимальную социальноправовую среду для социализации личности подобного типа, поскольку вовлекает гражданина в активную правовую деятельность по защите и утверждению собственных прав и прав других субъектов социального взаимодействия.

Литература:

1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 2011. - С. 154-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Тощенко Ж.Т. Социология. - М., 2008. - С. 284-296.

3. Сазанов О.В. К определению понятия правовой культуры // Рубикон: сб. молодых ученых РГУ. Вып. 37. - Ростов на/Д., 2009. -С. 43-48.

4. Андреев А. Л. Культурное пространство студента // Педагогика. Вып. 10. - М., 2009. - С. 87-99.

5. Гранат Н.Л. Правосознание и правовая культура // Юрист. Вып. 11-12. - М., 2011. - С. 2-17.

6. Право и культура. - М., 2012. - С. 7-28.

7. Правовая культура и ее роль в становлении правового государства // Ученые записки. Вып. 1. - Ростов на / Д., 2011. - С. 122136.

8. Сальников В.П. Правовая культура: проблемы формирования гражданского общества и правового государства // Демократия и законность. Вып. 23. - Самара, 2010. - С. 152-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.