Научная статья на тему 'Право вновь сказать что-то красивое. . . несколько слов об изменениях в литературе скандинавских стран в 2000-2006 гг. / пер. С фарерского О. А. Маркеловой'

Право вновь сказать что-то красивое. . . несколько слов об изменениях в литературе скандинавских стран в 2000-2006 гг. / пер. С фарерского О. А. Маркеловой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / МОДЕРНИЗМ / СКАНДИНАВСКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ПОЭЗИЯ / POSTMODERNISM / MODERNISM / LITERARY TRADITION / SCANDINAVIAN LITERATURES / POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Симонсен Ким

В статье фарерского литературоведа, поэта, критика и культуролога К. Симонсена на примере литератур скандинавских стран рубежа ХХ-XXI вв. рассматривается такое общемировое явление, как закат литературного постмодернизма. В поэзии и литературной критике этих стран мировоззренческие и формальные особенности, характерные для постмодернизма, утратили актуальность. На смену им приходит возвращение к модернистской традиции в обновленном качестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Daring to Say Something Beautiful Again: Some Tendencies in Faroese Literature / Translated from the Faroese by O.A. Markelova

The article by Kim Simonsen (the Faroese literary scholar, poet, literary critic and culturologist) examines such a world-wide phenomenon as the decline of postmodernism in literature at the turn of the 21 century at the example of Scandinavian literatures. The ideological and formal features of postmodernism have lost their urgency in Scandinavian poetry and literary criticism, and have given way to renovation of the modernist literary tradition.

Текст научной работы на тему «Право вновь сказать что-то красивое. . . несколько слов об изменениях в литературе скандинавских стран в 2000-2006 гг. / пер. С фарерского О. А. Маркеловой»

Новый филологический вестник. 2013. Яві (24).

<11 у-- ,

Ким Симонсен (Копенгаген, Дания)

ПРАВО ВНОВЬ СКАЗАТЬ ЧТО-ТО КРАСИВОЕ...

Несколько слое об изменениях в литературе Скандинавских стран в 2000-2006 гг.1

(в сокращении)

... в то время как совершенно замкнутые, завершенные и самодостаточные произведения можно рассматривать как результат своеобразного испуга. По-моему, пора осознать, что литература не может быть все время зациклена только на своих формальных аспектах.

Нильс Франк, 2005.

В статье фарерского литературоведа, поэта, критика и культуролога К. Симонсена на примере литератур скандинавских стран рубежа ХХ-ХХ1 вв. рассматривается такое общемировое явление, как закат литературного постмодернизма. В поэзии и литературной критике этих стран мировоззренческие и формальные особенности, характерные для постмодернизма, утратили актуальность. На смену им приходит возвращение к модернистской традиции - в обновленном качестве.

Ключевые слова: постмодернизм; модернизм; скандинавские литературы; литературная традиция; поэзия.

В последние годы крупные скандинавские издательства (например, «Гюлендаль») выпускают все больше книг молодых поэтов - выпускников копенгагенской Школы Писателей, которые порывают с литературным постмодернизмом, почти безраздельно владевшим всеми умами в 1990-е гг.

В постмодернистских стихотворениях во главу угла ставится случайность, форма у них открытая - или опять же случайная; в них всегда присутствует элемент пастиша, иронии, метарефлексии, смешение точек зрения и жанров. В результате тексты начинают напоминать выпуски новостей.

Одна из главных отличительных черт постмодерной поэзии - она полностью оставила все попытки истолковать экзистенциальный смысл чего бы то ни было. Однако все больше и больше источников указывают на то, что в Скандинавии эпоха постмодерного восприятия искусства уже миновала.

Постмодернистская поэзия базируется на литературной теории, которая в свою очередь базируется на философской идее о том, что у мира больше нет центра, что сам субъект развоплощен и поэтому не имеет права на существование ни в чем, что лежало бы за пределами письма, фразы. Ибо все, что мы говорим, является пределами мира - или же предел ему

кладут языковые эксперименты. Противоположность вышеописанному -поэзия, в которой есть понятие центра, есть лирическое «я», знакомое нам по модернизму XX в. и так называемой «центральной лирике» - такой, как, например, стихи фарерца Иоанеса Нильсена, датчан Томаса Бобер-га. Торе Эрнбо, Сёрена Ульрика Томсена, норвежцев Тура Ульвена, Яна Эрика Вольда, Олава X. Хауге и шведа Томаса Транстрёмера. В отличие от творчества вышеперечисленных поэтов, для постмодернистской поэзии характерен нигилизм, скептицизм и хаос невнятных топосов. Какофония языковых экспериментов, текста и речи, лишенных и центра, и шанса на какую бы то ни было референцию или контакт с внешним миром.

Известный писатель Кристиан Юнгерсен не так давно высказался в датской «Воскресной газете»:

«... в 1990-е <...> у нас появилась литература, свято верующая в мантру о том, что все мы фрагментарны. Это, конечно, правда. Но писатели поняли это так, что и литература тоже должна быть фрагментарной, что ее форма должна отражать это внутреннее состояние человека. Преподаватели-словесники по всей Дании расточали восторги: “Ах, какой роман! Он описывает нашу фрагментарную реальность, и стиль у него тоже фрагментарный! Ах, как изысканно!” Да нисколечки это не изысканно! Это плоско и тупо».

Словом, в лице этого автора фрагментарный роман, ультраминима-листическая малая проза и постмодернистские литературные теории обрели противника, - и с каждым годом таких противников становилось все больше.

Постмодернистские теории перевернули с ног на голову все наши представления, почерпнутые из модернистской традиции, например, из книги Поуля Борума «Модернизм в поэзии» и книги «Структура модернистской лирики: от Бодлера до наших дней» Хуго Фридриха. Эти труды не новы, но сейчас они, пожалуй, стали гораздо актуальнее, чем в минувшие годы.

Упомянутый Поуль Борум был поистине уникальным человеком: поэт, литературовед, редактор журнала, критик, директор Школы Писателей и др. Он был великолепно осведомлен в мировой литературе - и он был проницательным читателем с традиционным для модернизма взглядом на литературу. Вот что Борум говорит о сущности стихотворения:

«... это художественная форма выражения, наверняка бытовавшая с древнейших времен в форме песен, заклинаний, обрядов, колыбельных, боевых песен и пр. И она, по всей видимости, всегда разрабатывала одни и те же основные темы: человек в мире, одиночество, любовь, жизнь, смерть, природа, обстоятельства - словом, все то, о чем мы до сих пор не устаем сочинять стихи. И этому тоже содействует поэзия. Именно поэтому человечество писало и читало поэзию все эти тысячелетия. И в наши дни это, разумеется, не изменилось»2.

В отличие от более авангардно настроенных, отрицающих каноны постмодернистов, П. Борум мыслил глобально - в том числе задним числом.

Поэтики

В противовес широкому глобальному восприятию модернизма Бо-румом, за последние 20 лет в свет вышло множество самых разнообразных поэтик. Наиболее известные из них: «Горит мой огонь. Абрис новой поэтики» Сёрена Ульрика Томсена (1985) и позднее его же «Словесный танец» (1996). В 1991 г. вышла в свет поэтика Пии Тафдроп «Яко посуху. Наброски к поэтике». В качестве наиболее резкого контраста к ним можно назвать «Fix Orkide. Отрывки поэтики элегантности» Jlapca Букдаля (1988) и «Юкатан. Эссе и другие опыты» (1993) Нильса Франка.

<...>

«Горит мой огонь» СУ Томсена - модернистская поэтика <...>. Искусство автономно, произведение должно, прежде всего, быть, а не указывать на что-то другое3. <...> Наиболее известная формулировка этого принципа (в датской литературе - О.М.) принадлежит Перу Хойхольту в поэтике «Метод Сезанна», где говорится, что ни за стихотворением, ни перед ним ничего не стойт, а стоит нам подойти к тексту поближе, как весь его смысл исчезнет в «гримасах Ничто»4.

<...>

Если стихотворение обращено только на самое себя, как звукоподражание, графические стихи, в конце концов, чистый лист, - то именно тут и наступает конец авангарда, т.к. он очищает пространство от стихотворческого потенциала.

«Я живой»

Впоследствии С.У Томсен проявил себя в стихотворном сборнике «Шатание созданного» и поэтике «Словесный танец» (1996) <...> Он считал, что в постмодернизме важнее всего именно форма стихотворения, в то время, как, например, поэзия 1970-х гг. - всего лишь жалкие стишата, посвященные выражению политических взглядов. Эта тенденция воплотилась в возрождении традиционного для XX в. взгляда, что цель поэзии - сама поэзия. Искусство для искусства, где главное - не «человек» с большой буквы, не искусство о современном человеке - а искусство само по себе.

Мы плачем и плачем, - пока та слеза, пролить которую тяжелее всего на свете, не навернется, не упадет из глаза.

Так мы взрослеем.

- -

Я все больше склоняюсь к убеждению, что С.У Томсен и Пия Таф-дроп с годами стали чересчур пафосными. По выражению Томаса Боберга (в моей беседе с ним), это именно тот род пафоса, который лишен сомнения или самоиронии. Позже Боберг заметил, что можно, таким образом, говорить о постмодернистской иронии, которая тоже может превратиться в нечто неопасное.

Структурирующая власть Ничто

Пия Тафдроп - явление иного рода в скандинавском поэтическом мире. Корни ее творчества - в модернистской лирической традиции. В своей поэтике «Яко посуху» (1991) она продолжает начинания крупных поэтов-модернистов, таких, как Малларме, Рембо, Элиот, Поуль ла Кур и Ингер Кристенсен. О творчестве она говорит так:

«Только когда личное выходит за рамки приватного - тогда появляется общее. Как указывал Т.С. Элиот, существенны не наши чувства сами по себе, а тот узор, который мы создаем из них. Я говорю: “Ангел живет по ту сторону субъективного”»5.

Для нее очень важно понятие «охват пустоты» (пйеЙагщ), с помощью которого описывается положение поэта, когда он ощущает зазор между материальным миром и всем остальным, - например, эстетикой, этикой, идеологией, религией, - ср. Бенн говорил о том, что «Ничто властно требует структуры». Также и в фильме «Тысячерожденная» (2003) Тафдроп говорит о творчестве и «молчании»: «Стихотворение состоит не только из слов, но и из тишины, пространства между буквами, словами, строфами, промежуточного пространства, указывающего на нечто подразумеваемое -или попросту на пустоту. Даже у одного отдельного слова есть слепое поле под названием “молчание”»6.

Как отмечал Петер Стейн Ларсен, для поэтов поколения 1980-х: Бору-ма, Томсена, Франка и критиков типа Эрика Скюума Нильсена, стихотворение в конечном итоге оказывалось не разгадкой, а загадкой, не бытием, а движением7. А уже позже поэты вроде С.У Томсена и П. Тафдроп начали сильно пересаливать с пафосом.

Нильс Франк

Нильс Франк неизбежно должен был отреагировать на все вышеописанное - а также и на труды критика Л. Букдаля, который в 1989 г. написал небольшую «Поэтику». Букдаль на каком-то этапе стал адептом другого литературного течения 1990-х гг., а именно постмодернизма. Он смешивал жанры, желал безграничной метапоэзии, дадаистских коллажей, нарушения читательского ожидания, парадоксов и нарушений стиля, сбивающих логику развития текста; весь реализм и вся серьезность, по его мнению.

должны были быть сведены к метапоэзии, деформации и пародии. Он настаивал на упразднении моральных норм, а экзистенциальные вопросы объявил неактуальными8.

Нильс Франк в своей книге «Юкатан: Эссе и другие опыты» сформулировал мысли, которые сильно повлияли, в частности, на целое поколение выпускников Школы Писателей. В разделе «Рот за семью печатями» Н. Франк пишет: «Я пробую выстроить стихотворение с помощью ряда основополагающих слов, которые я повторяю вновь и вновь до тех пор, пока от этого повторения отдельное слово не утратит изначальный смысл и не превратится в символ, т.е. не начнет отсылать к смыслу, который оно само еще не постигло»9.

Здесь Н. Франк следует поэтике Хойхольта, в которой речь шла о «Ничто»; на них обоих повлияли высказывания Сезанна о натурализме и его стремлении к отображению действительности. Франк сделал шаг в сторону еще большего антимиметизма - к минималистической музыке. Cage, Gould, и, как и Букдаль, пришел к поп-арту и тенденциям Энди Уорхола. Таким образом, отображение реальности стало считаться наиболее важным для поэзии, особенно при том, что слова оторвались от привычной действительности.

«Центральная лирика» - туда и обратно?

Что такое «центральная лирика», обычно не знает никто, даже те постмодернисты, которые желают сбросить ее с корабля современности. Эго довольно-таки обычный в прошлом способ письма; считается, что его корни, например, в романтизме. Для такой поэзии характерна мо но логичность, у нее один лирический субъект и один голос. В такой лирике наделенный авторитетностью и аутентичностью субъект находится в центре, а все смыслы согласованы друг с другом. Как пример здесь можно привести таких поэтов, как Рембо, в Дании - Тома Кристенсена, Йоханнеса В. Иен-сена, Клауса Рифбьерга, Хенрика Норбранта, Пию Тафдроп и С.У Томсена, - но сейчас и среди молодых поэтов появились представители этой тенденции.

Рассмотрим, например, такое стихотворение норвежского поэта Тура Ульвена (1953-1995):

Сядь со мною расскажи

про то время когда

не будет.

(Из сборника «Мусорное солнце», 1989)10.

- -

Здесь и эстетически притягательный образ, и экзистенциальный факт, и меланхолия, и глубокая скорбь. Тема стихотворения - смерть, точнее -обыгрывание этой темы, невозможное при абсурдистском пути.

<...>

Если модернизм пытается упорядочить хаос, то постмодернизм просто констатирует, что это - хаос, и прославляет несогласованность и случайность этого хаоса.

Постмодернистская поэзия отрицает наличие субъекта, что-либо принимающего близко к сердцу, чувствующего и создающего прекрасные сильные образы - как в вышеприведенном стихотворении Т. Ульвена, - и считающего нужным писать о страхе и других чувствах. Пример такому отрицанию - стихотворение Оддфруй Марны Расмуссен:

Закрой.

Свое.

Стихотворение.

А то.

Сквозняк.

В такого рода постмодернистской поэзии всегда культивируется элемент пастиша, иронии, метарефлексии, смешения жанров и точек зрения. Подобные стихи чем-то похожи на современные выпуски новостей. Такая поэзия полностью оставила все попытки истолковать экзистенциальный смысл чего бы то ни было. Ее враги - реалистический роман, поэтическая чистота, «центральная лирика» и автономность, - другими словами, с ее точки зрения, право текста на существование больше не обеспечивается изначальным или аутентичным лирическим «я». Следовательно, необходимо упразднить все видимые авторитеты. Следовательно, всякое желание сказать что-то с помощью красивых и оригинальных метафор - под запретом.

Для постмодерниста поэт типа Тура Ульвена - непоэтичен, мучителен и банален, ведь он не смешивает все в общий фрагментарный хаос согласно постмодернистской программе, не оставляет взамен одну неопределенность и не провозглашает бессубъектность «фундаментальным» путем развития, при котором поэзия презренно (или цинично) подбирает крохи разговоров и фраз, действуя ироническим методом, призванным показать, что текст - это «конструкт», и поэтому необходимо сломать все жанры изнутри, провести деканонизацию.

Стихотворение Оддфруй я бы отредактировал таким образом:

Открой.

Свое.

Стихотворение.

А то.

Сгниет.

Изнутри.

*іі>

В XX в. «центральная лирика» часто подвергалась нападкам. Противоположность ей - это, разумеется, «нецентральная» лирика, стремящаяся низвергнуть «центральную» с помощью, например, иронии и полифонии. <...>

Новое время

<...> В датском литературном журнале «Голубые ворота», в беседе директора Школы Писателей Ханса Отто Иёргенсена и Пии Тафдроп, есть такая реплика Ханса Отто:

«По-моему, для молодого (хотя на самом деле оно и не так уж молодо) поколения наших писателей характерно еще вот что: мироздание и вообще все на свете воспринимается с иронией и цинизмом. По-моему, это слабовато. Причем это носит фактически принудительный характер. Писать вот так - по-мальчишески, по-хвастовски, и при этом, когда доходит до дела, заявлять, что это не всерьез... Не то, что бы я это отрицал, скорее, у меня к этому чувство типа: “Для меня это

Таким образом, можно бесспорно утверждать, что, просуществовав 10-15 лет, постмодернизм теперь, наконец, мертв. О его кончине объявили трое выпускников Школы Писателей (редакция журнала) и ее директор.

Сейчас настало время пересмотра всего этого, время нового поворота назад к реальности, - который уже был сделан Ларсом Фростом, Лоне Хёрслев, Хансом Отто Иёргенсеном и Пабло Хендирком Лламбиасом (из них последний - преподаватель в Школе Писателей).

Из постмодернистов в Дании наиболее известен Ларе Букдаль - критик, сотрудник «Воскресной газеты». В своей объемистой книге «Машина поколений. Датская литература во младенчестве 1990-2004» он постарался донести до читателя свой дадаистский, релятивистский, поп-артовский взгляд на литературу. В последние годы он стал более дерзким - но и более одиноким, т.к. юные дебютанты вообще перестали слушать его советы. Возможно, эта толстая желтая книга - надгробный памятник литературным течениям 1990-2004 гг. <...>

Чем кривить губы - лучше сами скажите что-нибудь!

Я солидарен с Х.О. Иёргенсеном в том, что надо придать всему какой-то смысл, а не только демонстрировать свое ироническое и циничное отношение к мирозданию. Последнее - избитый путь; в пример здесь можно привести такого фарерского поэта, как Торродд Поульсен, у которого это в конечном итоге вылилось в некрасивую, бесформенную, автоматическую постмодернистскую лирику. При дебатах ему совсем нечего сказать, он способен лишь на постмодернистское кривление губ в адрес модернизма и «центральной лирики». <...>

По ту сторону постмодернизма

Все больше стремиться к эпичности, политической ангажированности, религиозности, и по возможности - к внешним формам, отличным от постмодернистских - не просто одна из тенденций где-то на просторах мировой литературы; она охватывает и всю Скандинавию. В пример можно привести исландца Эйрика Эртна Нордаля (р. 1978) с его романом «Идеалисточка» («Hugsjonardrasla»). Норвежец Юхан Харстад (р. 1979) называет в числе своих литературных предшественников, в частности, Ио-натана Сафрана Фора (р. 1973), известного как поэта - «post 11 sept. 2001», и норвежца Туре Ренберга (р. 1972).

Из женщин-писательниц, выходящих за постмодернистские флажки, можно назвать Лоне Хёрслев.

Ее роман «Далекие галактики - скукотища!» очень осознанный и интересный по это логический и романологический проект, <...> указывающий выход за пределы узкого постмодернистского восприятия литературы. <...>

Недавно в издательстве «Гюлендаль» вышла книга Клауса Ханберга Кристенсена «Приятный шум». В книгу вошли в основном стихи, написанные разговорным языком, без рифм, посвященные разным причудливым действиям, - и во многих из них форма уже совершенно иная, чем то, с чем нам приходилось сталкиваться прежде. Например, нижеследующее стихотворение не назовешь ни постмодернизмом 90-х, ни поэзией 80-х, ни чем-то иным.

А тебе приходится слушать а я говорю абсолютно неважные вещи от моих великих речей благодарный народ не станет падать по утрам на колени а министр не поведет ухом но если это все тебя устроит -пожалуйста, вот он я, твой муж, и я не дам тебе найти

спасение от скуки12.

Поэты чуть более старшего поколения, как, например, Пия Юль и Мортен Сёнергор, в 2005 г. издали интересные сборники. У П. Юль это «Герой в чаще»; в этой книге она играет множеством лирических форм, которые, тем не менее, все указывают на уход от постмодернистского взгляда на литературу. Сёнергор в своём «Шаге в нужном направлении» работает с более традиционным восприятием поэзии, хотя и в разных формах.

Наряду с такими традиционалистами, как Боберг и Франк, поэты Мартин Ларсен (р. 1969) и Торе Эрнбо (р. 1970) продолжают разрабатывать традиции модернистской лирики, которая оказалась весьма живучей. Сборник стихов Ларсена «Материал, из которого все сделано» (2001) был удачным, - и, разумеется, подвергся нападениям со стороны Букдаля, который окрестил эту книгу «централистским лепетом». Эрнбо - автор нескольких хороших книг стихов, из них самая недавняя - «Последний пациент любви» (2005). Из этого сборника мне хочется процитировать такое стихотворение:

КАМЕНЬ

Город - это рана в ландшафте которую мы

постоянно растравливаем внезапными шпицами и мостами

замершими в прыжке лицо камня самый безмолвный свидетель мы - то мясо

которое образует скелет13.

Стихотворение, которое ничего не хочет нам сказать

Постмодернистская поэзия маргинальна (если не брать в расчет то, что она доминирует кое-где на Фарерах), - но не в том смысле, в каком маргинальна модернистская поэзия, все еще стремящаяся сказать нечто революционное... Слово «революционный» неизбежно заставляет меня вспоминать фарерского поэта Иоанеса Нильсена, поэтика которого совершенно не похожа на постмодернистскую и более вневременна, чем у них. У Иоанеса идея письма совсем другая, его стихотворные тексты полны оригинальных образов, что характерно именно для модернистской поэзии. <...> В своих лучших текстах он - фарерский «центральный лирик», т.к. у него есть свое уникальное лирическое «я», не боящееся полагаться на собственный авторитет, а его язык полон красивых, сильных, свежих и оригинальных метафор.

Постмодернистское стихотворение умирает, поскольку оно постоянно повторяет одну и ту же попытку переворота и одно и то же утверждение о том, что центра больше нет, а субъект развоплощен и не имеет права на существование в тексте. <.. .>

Постмодернистская поэзия - нигилистична, скептична, это хаос несвязных смыслов, в основе которого, по всей видимости, лежит противоречие, ибо - зачем писать, если это заведомо невозможно?

В Дании и других скандинавских странах происходят перемены; например, политическая лирика поднимает голову, а молодежь вновь хочет затеять что-то свое. Целое поколение устало от бесконечной необходимости заключать все в кавычки, устало от иронии, от отсутствия смысла. С окончательной смертью постмодернистской поэзии мы вновь обретаем право сказать что-то красивое.

Перевод с фарерского О.А. Маркеловой.

Публикуется с согласия автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опубликовано на языке оригинала: Sim on sen К. At tora at siga okkurt vakurt aftur: Broytingar innan nordurlenskar bokmentir 2000-06 // Outsider Magazin. 2006. № 2/3.

На английском языке (сокращенная версия): Sim on sen К. Daring to say something beautiful again: Some Tendencies in Faroese Literature // Nordisk Litteratur. 2006. S. 50-54.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья впервые увидела свет в возглавляемом ее автором фарерском литературном журнале OUTSIDER в 2006 г. (по этому изданию выполнен настоящий перевод). В том же году сокращенный вариант был помещен в международном ежегоднике «Nordisk litteratur/ Nordic literature»; сделанные в этом тексте выводы получили широкий резонанс у скандинавской литературной общественности. -Прим. пер.

2 В оригинальном тексте ссылка на цитируемый источник отсутствует. - Прим. ред.

3 Thomsen S. U. Skriftlige arbejder. 7 bd. Borgen: Vindrose, s.a.

4 H0jholtP. Cezannes metode (1967).

5 Tafdrup P. Over vandet gar jeg (1991).

6 Tusindf0dt. Film om Pia Tafdrup.

7 Stein Larsen P. Digtets krystal. Borgen, 1997.

8 BukdalL. Generationsmaskinen - Dansk litteratur som yngst 1990-2004. Borgen, 2004.

9 Frank N. Envej. Samleren, 2005.

10 Ulven T. Samlede Digt. Gyldendal, 1999.

11 Den Bla Port. 2006. № 68/69; 2005. № 66.

12 Handberg Christensen C. En tilpas st0j. Gyldendal, 2006.

13 0rnsbo T. Kasrlighedens sidste patient. Samleren, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.